Поводом для этого поста стала неожиданная находка: на одной из старых видеокассет я обнаружил рекламу Windows 2000 на российском ТВ. Не могу сказать, что реклама когда-то играла серьезную роль в выборе новых или винтажных устройств: гораздо важнее были статьи в профильных изданиях, и отзывы на форумах. Но старые видеоролики сейчас представляют интерес: они показывают, какие возможности устройств выбирал производитель, чтобы донести до максимально широкой аудитории.

Этот пост — попытка дополнить впечатления от старого железа соответствующими рекламными роликами, поэтому критерии поиска примерно соответствуют списку устройств в моей коллекции: аудиокассеты и минидиски, ноутбуки IBM Thinkpad, карманные компьютеры и смартфоны начала двухтысячных.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.

Но начать я хочу не с рекламы, а с полновесной презентации Стива Джобса 2007 года, на которой был представлен самый первый Apple iPhone:


Если бы презентацию проводил не Стив Джобс, а какой-то технический специалист, скорее всего приоритет был бы отдан техническим характеристикам. Например: «Мы использовали поверхностно-емкостный сенсорный экран, и разработали новый интерфейс, который позволяет при управлении устройством обойтись без стилуса. Кроме того, мы создали и внедрили… компактный усилитель для наушников с высококачественным ЦАП и низким энергопотреблением...» И так далее. Но главными тезисами презентации было вовсе не это. Более того, гораздо позже мы узнали, что на сцене был показан невероятно сырой прототип, про который не до конца было понятно — сможет ли он пережить сравнительно простую демонстрацию возможностей.

Вместо технических характеристик (которые очевидно уступали аналогам от тогдашних лидеров рынка) было сказано две вещи. iPhone — это широкоэкранный музыкальный плеер с сенсорным экраном, революционный мобильный телефон и прорывное устройство для работы в интернете. Три в одном. На всякий случай Стив повторил эту мантру несколько раз, чтобы было понятно.


Дальше основатель Apple прошелся по существующим на тот момент «умным» устройствам, избрав в качестве мишени клавиатурные коммуникаторы: «Эти устройства не очень умные и не очень удобные в использовании». Клавиатура в таких устройствах присутствует всегда, занимая место экрана. Давайте же от нее избавимся! Нет, стилус тоже не нужен! «Мы на пять лет опережаем любое устройство на рынке».


Реакция на такие заявления была быстрая и острая. Почему нет 3G? Где камера? А как же карты памяти? Почему нет приложений (а их не было до середины следующего, 2008 года)? Я и сам воспринимаю устройства с физической клавиатурой с ностальгией, но сегодня хочу поговорить не об этом. Главное, что эти заявления были сделаны. Apple не могла победить конкурентов по характеристикам, и вместо этого придумала новый способ взаимодействия с мобильным устройством. В ситуации, когда и пользователи, и участники рынка мобильных телефонов относятся к новичку достаточно скептически, нужно было выйти на сцену и говорить не о спецификациях, а о новом способе взаимодействия с устройством. 12 лет спустя мы знаем, что такой подход сработал.


Подход Apple к презентациям многие пытаются скопировать, но далеко не у всех получается, и очень часто речь идет скорее о технических характеристиках, а не о решении проблем потребителя. Далеко не всегда новые устройства эти проблемы решают, а подчас добавляют новые. Но на презентации у вас есть час времени, чтобы рассказать о том, что вы считаете важным. В рекламном ролике у вас есть 30 секунд, в лучшем случае минута, и нужно расставлять приоритеты. Ранняя реклама айфонов пытается привлечь внимание к самому факту появления у Apple смартфона, и показывает его преимущества: хорошо знакомые нам жесты тогда были новинкой и сами по себе могли продавать телефон, который умеет «вот так».

Подождите, а почему 30 секунд? В какой момент наша жизнь так ускорилась, что потратить пару часов времени на изучение новинок, чтобы сделать правильный выбор, могут только немногочисленные фанаты технологий? Так было не всегда, и особенно заметна разница, когда пытаешься посмотреть рекламные видео пятидесятых и шестидесятых.


Так было не только в видео. Журнальная реклама была по современным меркам близка к техническому руководству. В рекламе автомобилей рассказывали про материалы поршней и количество шестеренок в коробке передач. В рекламе аудиокартриджей RCA Victor (формат, предшествовавший компакт-кассете и ныне позабытый) показывают, как дорожки со звуком размещаются на ленте, говорят об удешевлении носителя, сообщают о скорости движения ленты. Удивительно! Вот пример рекламы покороче, но выполненной с тем же вниманием к деталям:


К восьмидесятым, с появлением поколения MTV, скорость подачи информации резко ускорилась. На смену фактам пришли эмоции.


В известной рекламе аудиокассет Maxell все же сообщают технические преимущества (500 воспроизведений без потери качества). В рекламе минидисковых устройств Sony девяностых годов эмоции заслоняют все остальное.


Похоже на рекламу первого iPod 2001 года. Но все же есть элемент демонстрации возможностей: собрал музыку на компьютер, скопировал и унес с собой.


Хороший пример российской рекламы из 90-х на ту же тему — реклама компакт-диска как формата. Как вы понимаете, таких преимуществах цифрового звука как расширенный динамический диапазон, тут не рассказывается:


Следующая остановка — ноутбуки IBM. У меня их много, и для создания полной картины интересно посмотреть, как эти недешевые устройства рекламировали в девяностых. Но сначала — реклама персональных компьютеров IBM 80-х, использующая образ Чарли Чаплина и рассказывающая о новых горизонтах производительности, которые дают «персоналки». Можно сказать, все так и было:


ThinkPad — a better place to think. Это не совсем ТВ-реклама, такие ролики записывались на жесткие диски ноутбуков в девяностых, и заодно служили демонстрацией мультимедийных возможностей:


Не все люди доживут до конца такого ролика. Вот эта реклама куда веселее:


Но самые запоминающиеся рекламные ролики были в девяностых у компании Intel. Рекламировать процессор массовой аудитории, железку, которую почти никто никогда не видит, было свежей идеей:


Еще круче выглядит реклама карманного компьютера Palm V, в которой обыгрывается возможность беспроводной передачи данных через инфракрасный порт:


Перенесемся в двухтысячные: очень пафосная реклама карманных компьютеров Compaq iPaq на базе Microsoft Pocket PC:


Мозговзрывающая реклама телефона Motorola RAZR. Он конечно был тонкий, но не настолько же:


В рекламе первого смартфона Nokia 7650 на базе Symbian никто не дерется, и вообще все очень мило. Показываются возможности встроенной фотокамеры. Все в соответствии с девизом компании: Connecting People.


А это очень показательный рекламный ролик смартфона Nokia N97. Представленный в конце 2008 года, он был ответом тогдашнего лидера рынка на Apple iPhone. И реклама очень похожа: демонстрируются возможности интерфейса, и можно подумать, что у Нокии все то же самое, только лучше. На самом деле N97 был скорее провалом: натянутый на Symbian тач-интерфейс был неудобным, нелогичным и местами тормозным.


Ну и закончим с чего начали — с айфона. Многие считают, что хороший продукт продает сам себя, ему может и вовсе не нужна реклама. Это не совсем так, хотя действительно при падении продаж (по разным причинам) рекламы устройства появляется больше. Реклама компьютеров, игровых приставок, смартфонов, сетевых сервисов — это связь с людьми за пределами узкой прослойки фанатов, которые и так знают, что круто, а что нет.


Я пересмотрел рекламные ролики высокотехнологичных продуктов за несколько десятилетий. И наверное, начиная с девяностых они не очень изменились по формату: эмоциональные, сфокусированные как правило на какой-то одной фиче, слегка (или сильно) преувеличивающие возможности рекламируемых устройств. Но они еще и вобрали в себя стиль и дух соответствующих эпох, от наивных восьмидесятых, через отвязные девяностые и достаточно спокойные на их фоне нулевые. Эта подборка показывает, что по-настоящему крутые ролики удаются далеко не всем производителям, и часто это даже не зависит от бюджета. Попытаться сжать весь объем знаний о продукте, который вы с вашей командой произвели на свет, бывает очень сложно. Сложно отвлечься и попытаться представить свое устройство со стороны. Сложно определить и попытаться понять целевую аудиторию. Важно то, что для любого продукта, даже если вы его продаете только другим компаниям, бывает полезно это сделать. Объяснить за 30 секунд, или хотя бы минуту, что в творении ваших рук такого крутого?

Бонус: рекламные ролики с российского ТВ, показавшиеся мне интересными.

Денди (играют все):


Реклама компьютеров Vist, с процессорами Intel Pentium:


Ранная реклама плеера «Амфитон» еще советских времен:


Реклама Windows ME:


Ну и конечно непреходящий шедевр, реклама вентиляторного завода «Мовен»:

Комментарии (25)


  1. Javian
    09.05.2019 19:03

    Материал поршней был интересен покупателю, как и другие детали. Это сейчас двигателем, пробегающим всего 100 тыс. до капремонта или просто замены, не удивить. А в конце 20 века производители обещали миллион пробега. Современного покупателя больше интересует комплектация салона.


  1. FForth
    09.05.2019 19:17

    Мой первый компьютер P100, сборки Vist, с лейблами на мышке и клавиатуре как в рекламе. :)
    (COM мышка, как и клавиатура и сама материнская плата до сих пор в рабочем состоянии, покупал, правда, без жёсткого диска, но с CD, позже и хард-диск БУ добавил 1.5Гб, а до этого использовал 100Мб-ый + гораздо позже ещё и 64Мб добавил). Очень удачный компьютер был и даже перешагнул своё использование после 2000года, a далее уже был собран P4 и упакован в корпус из под P100 при выбранной плате формата micro-ATX, не без трудностей, конечно)

    P.S. Увидев как на таком ПК (P100) запускается NFS1, Quake1 и выглядит графика данных игр — вопросы о покупке снялись сами. :)
    Ещё, как раритет воспоминаниям, остался кассетный плеер Beгa M-420C.


  1. stalinets
    09.05.2019 21:00
    +1

    Помню, в 2004 году, будучи студентом со скуными карманными деньгами, долго и мучительно выбирал себе мобильник. Мне важна была техническая крутость при минимальном бюджете: чтоб обязательно камера, чтоб GPRS, J2ME, коммуникационные интерфейсы (IrDA или BT), побольше памяти. В итоге остановил выбор на Siemens C65. На старте продаж он стоил в Ростове 5500р и выше, я нашёл за 4390.
    Но прогресс не стоял на месте, и через какой-то год за эти деньги появились уже куда более интересные аппараты.
    И я немало удивился, когда вдруг, на излёте продаж этого уже устаревшего тормознутого сименса, по телеку начали активно крутить его рекламу, акцентируясь на фиче MMS («Открой весь мир по MMS!»). При том, что эти MMS он еле-еле отправлял (EDGE-то и тем более 3G нету, только GPRS), камера была очень слабая (а что отправлять по MMS, если не фотки?), экран тоже, 130*130 пикселей CSTN (принятую фотку рассматривать не очень), да и тогда уже было ясно, что MMS никому не нужны (я за всю жизнь, наверное, отправил и принял их не больше 10-15 штук), а кто хотел передавать файлы с таких телефонов — ставили себе аську (клоны Jimm'а прекрасно кидали файлы) или мэйл.агент. Почему в рекламе сделали акцент именно на MMS? Непонятно.


    1. f15 Автор
      09.05.2019 22:30
      +7

      «За всю жизнь отправил одно MMS, и то по ошибке»


    1. voted
      10.05.2019 15:23

      Я в своё время MMS Очень активно пользовался, при цене интернета в $2/Мб и SMS $.1/шт мой оператор ввёл MMS в режиме бета теста бесплатно в неограниченном количестве, и круто было что можно было слать на почту сообщения. Тут же вспомнились шлюзы Email -> SMS и веб страницы по запросу из почты. На 2м курсе института реально 1Гб трафика в месяц у меня получался через эти MMS.
      А потом увы представили тарифную сетку и халява закончилась :)


  1. da-nie
    09.05.2019 21:24

    Ну и конечно непреходящий шедевр, реклама вентиляторного завода «Мовен»:


    У них ещё одна есть — с верблюдами и пустыней. :)


  1. infund
    09.05.2019 21:38
    +1

    У Моторолы Razr была еще реклама с приблизительно следующим сюжетом, насколько помню: пляж, солнце, всюду полуобнаженные ленивые тела, никакой одежды, где можно было бы спрятать свою мобилу. Вдоль линии моря идёт девушка в бикини. И тут шок: звонок сотового потряс окрестности! Все в недоумении: «Но как???» И девушка небрежно открывает свой Razr. ))


    1. zhnikita
      09.05.2019 23:33
      +1

      Если я не ошибаюсь, это было намного раньше! Там был StarTac.


      1. infund
        09.05.2019 23:36

        Вполне может быть и так ))


      1. vorphalack
        11.05.2019 05:16

        да, он самый. причем скорее всего в рекламе даже не GSM версия была, тк они чуть позже появились.


  1. Exchan-ge
    09.05.2019 21:57
    +1

    На самом деле N97 был скорее провалом: натянутый на Symbian тач-интерфейс был неудобным, нелогичным и местами тормозным.


    Моя N97 все еще лежит в ящике моего стола (рядом с iPhone 3GS)
    С точки зрения «железа» это было классное устройство, в сравнении тем же iPhone 3G — кнопочная клавиатура, возможность раскрыть устройство и работать с ним как с микроноутбуком. Правда, диагональ и разрешение экрана могли бы быть и побольше.

    Но софт там был провальный, начиная с UI, далее везде (увы, я так и не смог понять восторгов людей по поводу Symbian).

    (если бы сейчас кто-то выпустил аналог N97 с современной аппаратной начинкой и ПО, да с диагональю под 6" — взял бы с превеликим удовольствием)


  1. Exchan-ge
    09.05.2019 21:58
    +1

    Ну и конечно непреходящий шедевр, реклама вентиляторного завода «Мовен»:


    Ребята слегка перестарались )


  1. Exchan-ge
    09.05.2019 22:03
    +2

    В какой момент наша жизнь так ускорилась, что потратить пару часов времени на изучение новинок, чтобы сделать правильный выбор, могут только немногочисленные фанаты технологий?


    Это не жизнь ускорилась, это маркетологи и рекламщики упростили себе работу.
    Вау-эффект (секс, наркотики и рок-энд ролл) — зритель оглушен, заинтригован и должен запомнить только одно — название рекламируемого продукта (торговой марки).


    1. Knorozow
      10.05.2019 01:59

      Ради справедливости, сейчас реклама это просто привлечение внимания, а подробности можно почитать в других местах, сейчас в интернете, немного раньше в специальных журналах, брошюрах.
      А в том раннем прошлом, в рекламе видимо пытались делать это сразу. Кроме того было бы странно думать, что в прошлом прямо все внимательно изучали товары прежде чем сделать выбор. Люди-то не меняются.


      1. Exchan-ge
        10.05.2019 10:26

        Ради справедливости, сейчас реклама это просто привлечение внимания


        Не только сейчас, это всегда так было.

        Из классики: «Уважай себя, уважай Кавказ, уважай нас, посети нас!» (с) ЗТ


  1. deepform
    09.05.2019 22:22
    +1

    Теплая, ламповая реклама, спасибо!)


  1. Nick_Shl
    09.05.2019 22:59

    Вместо технических характеристик (которые очевидно уступали аналогам от тогдашних лидеров рынка) было сказано две вещи. iPhone — это широкоэкранный музыкальный плеер с сенсорным экраном, революционный мобильный телефон и прорывное устройство для работы в интернете. Три в одном.
    А зачем простому обывателю знать подробности? У простых обывателей были кнопочные телефоны, смартфоны были уделом бизнеса и гиков. А тут раз и выкинули телефон с экраном во всю панель удобно управляющимся пальцами со встроенным iPod'ом и браузером. И широкие массы начали менять свои кнопочные звонили на iPhone.
    Помню ещё Муртазин бочки тогда на iPhone катил — "Даже MMS нет!", а сейчас ярый фанат.

    Хотя надо отдать должное Apple — главная заслуга это популяризация ёмкостных экранов. Резистивные состоят из пленок, они царапаются, нужно именно давить, но зато пригодны для рукописного текста. Производители думали, что это очень нужная фича и даже не смотрели в сторону других технологий. А потом Apple показала что и без рукописного ввода совсем не плохо, при этом стекло используемое для экрана гораздо устойчивее к царапинам.


    1. ksr123
      10.05.2019 19:45

      Ёмкостные тоже царапаются. При чем сложилось впечатление, что чем новее стекло, тем сильнее оно царапается.


      1. Nick_Shl
        11.05.2019 04:34

        Царапаются, но если сравнить с тем, как царапались резистивные…


        1. vorphalack
          11.05.2019 05:18

          а еще резистивные трескались на ровном месте без видимых повреждений, и привет… в принципе некоторые емкостники так тоже умудрялись ломаться (привет Sony Z3 Compact), но именно что некоторые, а не все.


  1. lxsmkv
    09.05.2019 23:07

    Шикарная подборка. Спасибо.
    Хорошо показывает, как рекламировать технологии, обращаясь к эмоциям. Ведь с другой стороны можно было бы просто зачитать спецификации. И это был бы полный провал. Выходит, что технологии и эмоции неразрывны. Нам нужны технологии, чтобы испытывать эмоции.


  1. Naves
    10.05.2019 01:07
    +4

    неееееееет… реклама из 90-х затягивает
    реклама ВИСТ www.youtube.com/watch?v=XcA69rIsJeg
    плеер Panasonic youtu.be/uF_uvy9PAOA?t=860 там же видеокассеты LG youtu.be/uF_uvy9PAOA?t=1001 (где-же реклама про переименование GoldStar, неужели я про это еще помню)
    холодильник с пищалкой открытой дверцы youtu.be/3B4tMIex2_A?t=569
    телевизор 2в1 youtu.be/3B4tMIex2_A?t=997
    Samsung World Best BIO youtu.be/3B4tMIex2_A?t=1378
    Samsung Magicam youtu.be/3B4tMIex2_A?t=2884
    Цифровой плеер youtu.be/3B4tMIex2_A?t=3179
    Intel Inside youtu.be/4WfhJo20beA ТАМ ТУТУДУТАМ youtu.be/EbIGNnPR2j0
    1С Бухгалтерия youtu.be/5LgGBRbVKzo?t=42

    реклама Лада-центр, региональное ТВ youtu.be/OEtnICDYXXY?t=386
    это просто швепс с пузырьками, мне кажется это чуть ли не 93 год youtu.be/3B4tMIex2_A?t=4744
    блин, рекламу компьютерного магазина не нашел. Помню только молнии, мельница, и под классическую музыку по конвееру едут мониторы и прочая техника. (фирма партия, ссылки битые pikabu.ru/story/reklama_firmyi_partiya_v_90e_3529413)


    1. FForth
      10.05.2019 01:43

      Про переименование GoldStar показательно, сейчас бы это назвали ребрендингом. :)

      P.S. Не нашёл рекламы телевизора Sony Trinitron (отличные телевизоры)
      А с P100 компьютером был приобретён монитор Samsung 3NE (14') :)
      А, сколько стоила покупка звуковой карточки Creative Awe32 для народа можно даже не вспоминать.
      Золотое время рекламы, всё же, в прошлом.


  1. MyteByte
    10.05.2019 16:33
    +1

    И наверное, начиная с девяностых они не очень изменились по формату: эмоциональные, сфокусированные как правило на какой-то одной фиче, слегка (или сильно) преувеличивающие возможности рекламируемых устройств.


    А так было не только в 90-х, это началось гораздо раньше и не только в рекламе техники. Вот, например, совершенно безобидная, но великолепно работавшая на советском телевидении в 80-х реклама мороженого. Правда, сохранился только эстонский вариант.

    реклама мороженого ПИНГВИН. youtube до сих пор её считает непотребной
    https://www.nsfwyoutube.com/watch?v=aRF4BJ1HKsY


  1. Geloxis
    13.05.2019 10:59

    запомнилась реклама Nokia 3650
    youtu.be/cGRAGxcYmpQ
    youtu.be/SfabaxRZAqw
    возможность снимать на видео, если вспомнить, айфон вышедший спустя 5 лет этого делать не умел, только фото
    и реклама siemens c55 с возможность записать звук и поставить на звонок :)
    youtu.be/5V0f1B9hPiI