Хорошая память — неоспоримое преимущество для студентов и тот навык, который уж точно пригодится в жизни — вне зависимости от того, какими были ваши учебные дисциплины.

Сегодня мы решили открыть серию материалов о том, как прокачать память — начнем с короткого ликбеза: какой бывает память и какие методы запоминания работают наверняка.


Фото jesse orrico — Unsplash

Память 101: от доли секунды до бесконечности


Проще всего описать память как способность некоторое время накапливать, сохранять, воспроизводить знания и навыки. «Некоторое время» может занимать секунды, а может длиться всю жизнь. В зависимости от этого (а также от того, какие участки мозга активны в тот или иной момент) память принято подразделять на сенсорную, кратковременную и долговременную.

Сенсорная — это память, которая активируется всего за доли секунды, она находится вне нашего сознательного контроля и по сути является автоматическим ответом на изменения окружающей среды: мы видим/слышим/ощущаем объект, распознаем его и «достраиваем» окружающую нас обстановку с учетом новой информации. По сути это система, позволяющая нам регистрировать картину, которую воспринимают наши органы чувств. Правда, очень ненадолго — информация в сенсорной памяти хранится буквально полсекунды и меньше.

Кратковременная память «работает» в пределах до нескольких десятков секунд (20-40 секунд). Мы способны воспроизвести информацию, полученную в этом временном отрезке, без необходимости сверяться с первоисточником. Правда, не всю: объем информации, которую может удерживать кратковременная память, ограничен — долгое время считалось, что он вмещает «семь плюс-минус два объекта».

Поводом так считать послужила статья гарвардского психолога-когнитивиста Джорджа Миллера (George Armitage Miller) «Магическое число 7±2», которая вышла в журнале Psychological Review еще в 1956 году. В ней он описывал результаты экспериментов во время своей работы в Bell Laboratories: по его наблюдениям, человек мог хранить в кратковременной памяти от пяти до девяти объектов — будь то последовательность букв, цифр, слова или изображения.

Более сложные последовательности испытуемые запоминали, группируя элементы так, чтобы число групп также находилось в пределах от 5 до 9. Правда, современные исследования дают более скромные результаты — «магическим числом» считается 4±1. Такие оценки приводит, в частности, профессор психологии Нельсон Коуэн (Nelson Cowan) в своей статье 2001 года.


Фото Fredy Jacob — Unsplash

Долговременная память устроена иначе — длительность хранения информации в ней может быть неограниченна, объем намного превышает кратковременную память. При этом если в работе кратковременной памяти заняты временные нейронные связи в области фронтальной и теменной коры мозга, то долговременная память существует за счет устойчивых нейронных связей, распределенных по всем отделам мозга.

Все эти виды памяти не существуют отдельно друг от друга — одну из самых известных моделей взаимосвязи между ними предложили психологи Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин (Richard Atkinson, Richard Shiffrin) в 1968 году. По их предположению, сначала информация обрабатывается сенсорной памятью. «Буферы» сенсорной памяти предоставляют информацию кратковременной памяти. Далее, если информация неоднократно повторяется, то из кратковременной памяти она переходит «в долговременное хранилище».

Вспоминание (целенаправленное или спонтанное) в такой модели — это обратный переход информации из долговременной в кратковременную память.

Другую модель через 4 года предложили психологи-когнитивисты Фергус Крейк и Роберт Локхарт (Fergus I. M. Craik, Robert S. Lockhart). Она основана на идее о том, что длительность хранения информации и то, останется ли она лишь в сенсорной памяти или перейдет в долговременную, зависит от «глубины» обработки. Чем сложнее способ обработки и чем больше времени на него затрачено, тем выше вероятность, что информация запомнится надолго.

Эксплицитная, имплицитная, рабочая — все это тоже про память


Исследования взаимоотношений между типами памяти привели к появлению более сложных классификаций и моделей. Так, например, долговременную память стали подразделять на эксплицитную (ее также называют осознанной) и имплицитную (неосознанную или скрытую).

Эксплицитная память — то, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о запоминании. Она в свою очередь подразделяется на эпизодическую (воспоминания о жизни самого человека) и семантическую (память о фактах, понятиях и явлениях) — такое разделение впервые предложил в 1972 году канадский психолог эстонского происхождения Эндель Тульвинг.


Фото studio tdes — Flickr CC BY

Имплицитную память обычно подразделяют на прайминг и процедурную память. Прайминг или фиксирование установки возникает, когда определенный стимул влияет на то, как мы воспринимаем стимул, следующий за ним. Например из-за прайминга особенно смешным может казаться явление misheard lyrics (когда в песнях слышится что-то не то) — узнав новый, нелепый вариант строчки из песни, мы тоже начинаем его слышать. И наоборот — ранее неразборчивая запись становится понятной, если увидеть расшифровку текста.


Что касается процедурной памяти, то ее яркий пример — моторная память. Ваше тело «само знает», как кататься на велосипеде, водить машину или играть в теннис, точно так же музыкант играет знакомое произведение, не заглядывая в ноты и не раздумывая о том, каким должен быть следующий такт. Это — далеко не единственные модели памяти.

Оригинальные варианты предлагали как современники Миллера, Аткинсона и Шиффрина, так и следующие поколения исследователей. Классификаций видов памяти также много больше: например, в отдельный класс выделяют автобиографическую память (что-то среднее между эпизодической и семантической), а помимо кратковременной памяти иногда говорят о памяти рабочей (хотя некоторые ученые, например тот же Коуэн, считают, что рабочая память — это скорее небольшой раздел долговременной памяти, которым человек оперирует в моменте).

Банально, зато надежно: базовые приемы по тренировке памяти


Польза хорошей памяти, конечно же, очевидна. Не только для студентов накануне экзамена — по данным недавнего китайского исследования, тренировка памяти помимо основной своей задачи также помогает регулировать эмоции. Для лучшего удержания объектов в кратковременной памяти чаще всего применяется метод группировки (англ. chunking) — когда объекты в некоей последовательности группируются по смыслу. Это тот самый метод, который лежит в основе «магических чисел» (учитывая современные эксперименты, желательно, чтобы количество итоговых объектов не превышало 4-5). Так, например, телефонный номер 9899802801 гораздо проще запомнить, если разбить его на блоки 98-99-802-801.

С другой стороны, кратковременная память и не должна быть чрезвычайно острой, отправляя буквально всю полученную информацию «в архив». Эти воспоминания недолговечны именно потому, что большая часть окружающих нас явлений не несет ничего принципиально важного: меню в ресторане, список покупок и то, во что вы были сегодня одеты, — явно не те данные, которые действительно важно хранить в памяти годами.

Что же касается долговременной памяти, то базовые принципы и методы ее тренировки — одновременно и самые сложные и трудоемкие. И довольно очевидные.


Фото Tim Gouw — Unsplash

Неоднократное вспоминание. Совет банальный, тем не менее, надежный: именно повторяющиеся попытки вспомнить что-либо позволяют с большой вероятностью «поместить» объект в долгосрочное хранилище. Тут есть пара нюансов. Во-первых, важно правильно выбрать временной промежуток, после которого вы постараетесь вспомнить информацию (не слишком длинный, не слишком короткий — зависит от того, насколько хорошо уже развита ваша память).

Предположим, вы разобрали билет к экзамену и постарались заучить его. Попробуйте повторить билет через несколько минут, через полчаса, через час, два, на следующий день. Это потребует больше времени на один билет, но относительно частое повторение через не слишком длительные промежутки времени поможет лучше закрепить материал.

Во-вторых, важно пытаться вспомнить материал целиком, не заглядывая в ответы при первом же затруднении — даже если вам кажется, что вы не помните вообще ничего. Чем больше вам удастся «выудить» из своей памяти при первой попытке, тем лучше сработает следующая.

Симуляция в условиях, приближенных к реальным. На первый взгляд, это помогает лишь справиться с возможным стрессом (на экзамене или в момент, когда вам в теории должны пригодиться знания). Однако такой подход позволяет не просто совладать с нервами, но и лучше запомнить что-либо — это, кстати, касается не только семантической памяти, но и моторной.

Например, согласно исследованию, навык отбивать мячи оказался лучше развит у тех бейсболистов, которым приходилось принимать разные подачи в непредсказуемом порядке (как в реальной игре), в отличие от тех, кто последовательно тренировался работать с конкретным типом подачи.

Пересказ/записывание своими словами. Этот подход обеспечивает большую глубину обработки информации (если ориентироваться на модель Крейка и Локхарта). В сущности, он заставляет обрабатывать информацию не только семантически (вы оцениваете зависимости между явлениями и их взаимосвязи), но и «с отнесением к себе» (как бы вы назвали это явление? Как вы сами можете объяснить его — не пересказывая слово в слово содержание статьи или билета?). То и другое с позиции этой гипотезы — уровни глубокой обработки информации, которые обеспечивают более эффективное припоминание.

Все это — довольно трудоемкие приемы, хоть и действенные. В следующем материале из серии посмотрим, какие еще подходы работают на развитие памяти, и есть ли среди них лайфхаки, помогающие сэкономить время и тратить на запоминание чуть меньше сил.



Другие материалы из нашего блога на Хабре:


Наши фотоэкскурсии на Хабре:

Комментарии (12)


  1. Satyricon
    12.05.2019 17:48
    +1

    А как же такой факт — если мне что-то дико интересно, то это запоминается моментально и надолго. Если нет — может не запомниться никогда.


    1. Jon7
      12.05.2019 18:35

      Этот факт объясняется физиологией. Яркое, сильное впечатление образует более сильную связь между нейронами, задействуется большее количество нейронов одновременно. Кроме того интерес вызывает не единичный факт, а группа объединенных общей темой, возникает спонтанное повторение. А повторение это прямая дорога в долговременную память. И третий не очевидный момент, это произвольное подключение зрительной памяти, самой мощной которой обладает человек.
      Все известные мне мнемотехники основаны на включении зрительной памяти.


      1. qppi
        13.05.2019 14:42

        вообще память, это очень энергозависимый процесс, для образования синапсов, что между нейронами нужны жиры, по синапсам передается сигнал не только в электрическом виде, но и в различной комбинации медиаторов, при стимуляции-мотивации есть еще выброс гормонов, что так же разнообразить может память, ну и естественно не нужно забывать про метаболизм, точнее про его скорость, надо кушать почаще но помоленьку


        1. Arastas
          14.05.2019 04:54

          На сколько я помню, все контролируемые сравнения "часто понемного" и "реже побольше" в области питания не привели к статистически значимым различиям в результатах, ни для сбора/набора веса, ни для когнитивных функций. Недавно читал обзор где-то на просторах. У вас есть другие данные?


          1. qppi
            14.05.2019 20:08

            в обзорах это невозможно(очень долго) проверить, эффект от питания по такой методике( мало но почаще), будет не очевиден вовсе, при когнитивных исследованиях, не про вес, хотя возможно увеличение работоспособности, за счет того что нервная система не будет сильно перегружена при приеме пищи на голодный( при длительном перерыве) желудок, в желудке-кишечнике нервной ткани больше чем в мозге, потому после плотного обеда всех морит в сон. когнитивные функции( если речь о памяти) у всех разные в виду различного объема самого мозга, так и различных областей его, потому всех под одну гребенку не причесать.
            но по статистике среднее время метаболизма, с доставкой необходимых веществ через ГЭБ у всех примерно одинаково(30мин) +-15 минут, за исключением патологий с учетом возраста и проч.
            известно и доказано что в возрасте до 19( опять +-) синапсы образуются по 10-15 в день( в обычном состоянии) чем старше тем сеньше к 20-30 выходит на 3(+_) синапса в день, если после приема пищи думать(запоминать) то синапсы будут образовываться в тех полях где больше кровоток(не забываем что все поля функциональны) если не будет нужных метаболитов то синапсы образуются неохотно и часто разрушаются… конечно они(синапсы) будут образовываться независимо от того думаете вы или нет, но в других местах мозга (полях и подполях) на то чтоб заметить разницу уйдут годы, что естественно неправильно, не с чем сравнивать будет… ведь с возрастом человек и должен «умнеть»


  1. Jon7
    12.05.2019 18:03
    -1

    Для ИТМО бледная статья. Память исследована вдоль и поперек. Нет упоминания о кривой забывания Эбингауза. Нет описания пригодных для использования техник повторения. А как же наш Академик А.Р. Лурия, благодаря которому появилось новое направление в науке, и его " Маленькая книжка о большой памяти". В общем ни теории, ни практики, ни толковых рекомендаций. Дали бы пару приёмов запоминания известных ещё с античных времён было бы больше проку.


    1. itmo Автор
      12.05.2019 19:07
      +1

      Добрый день!

      Мы планируем сделать серию материалов, исходя из интереса к теме (вот один из более ранних хабратопиков). Кстати, в нем как раз и рассмотрели некоторые подходы, которые помогут развиваться. Нам кажется, что стоит дать возможность всем желающим погрузиться в тему без особых сложностей, но постепенно — в следующих частях серии — копнем поглубже.


      1. Jon7
        12.05.2019 21:18
        -1

        Пожалуйста давайте понять что идёт серия, не уверены за будущие статьи, давайте ссылку на предыдущую, как вы это сделали сейчас иначе, в потоке, связи отслеживать сложно.
        Касательно темы могу рассказать следующее. Когда я учился в британском университете, то там нас сразу снабдили пособием как правильно организовать учебу. Это увесистая книга на 300 с лишним страниц формата А4 полезной и очень практичный информации. Самые разнообразные аспекты учебной жизни. От преодоления проблем с языковым барьером, до рекомендаций по подготовке к выпускным испытаниям, управление собственным временем и навыки чтения и написания научных статей были в том числе. Всё очень наглядно и практично без "воды". Преподаватели на пояснения правил оформления время не тратили, это дорого. Собственно вы своими статьями пытаетесь сделать нечто подобное, только в очень сильно урезанном и упращеном виде. Это не практично. Пишите не упрощая, с указанием ссылок на источники. Эти статьи, это на долго, они лягут в основу подобного пособия для ваших студентов. Не упустите эту возможность.


  1. gudzon10
    12.05.2019 19:08
    +1

    Как обладатель весьма хреновой памяти, интересуясь вопросом, постоянно разочаровывался — везде рассказывают про мнемонику, то есть как запомнить что-то конкретное, а не как систематически натренировать память чтобы каждый кусок нужной информации не пропускать через мнемонические джунгли.


    1. qppi
      13.05.2019 14:35

      Самый тупой карандаш лучше самой острой памяти»…


  1. infino1
    12.05.2019 20:25

    Помню события когда я был младше 3х лет, но не могу вспомнить что было год назад, вот как это называется?


  1. qppi
    12.05.2019 20:56

    память?.. это вроде путь прохождение сигнала…