Случалось ли вам видеть автоматизацию производственного предприятия, выполненную за 2 месяца? Или, может быть, доводилось делать такую автоматизацию? Я уверен, таких примеров много. У меня тоже есть – кидаю в копилку.

Сразу скажу, чтобы у вас не было предвзятости при прочтении (моя статья, да без предвзятости при прочтении – ха-ха-ха) – столь короткий срок обусловлен не тем, что автоматизацию делали мы со Стасом. И не в платформе дело (да, это 1С – на чем еще автоматизировать производство в нашей стране?). Дело в другом. Возможно, кому-то этот опыт пригодится, если получится создать аналогичные условия и сделать проект-рекорд.

Мне этот опыт, честно говоря, не пригодился. Я больше никогда в жизни не делал автоматизацию так быстро. Стас – тоже не делал. Ну всё, погнали.

Предприятие


Предприятие – птицефабрика полного цикла. Собственное производство кормов, свои курицы, высиживающие яйца (родовое стадо называются), свои инкубаторы, где из яиц появляются цыплята, свои птичники, где цыплята растут около 40 дней и становятся бройлерами, свой убойник, где бройлеров лишают жизни, свое производство продукции, где из лишенных жизни куриц делают колбасу, сосиски, рулеты и т.д., свой большой морозильник, где куриц замораживают, чтобы у вас в магазине был выбор – взять свежую или прошлогоднюю.

В нагрузку шел недавно отстроенный свинокомплекс, уже производивший продукцию. Там были свиноматки, производившие на свет поросят, были хряки, без которых поросята не могут появиться на свет, было выращивание тех самых поросят до размера здоровенных свиней, был цех по лишению свиней жизни, а мясо свозилось на производство продукции – туда же, куда перемещал куриц.

К чему я так подробно рассказал? Чтобы убедить вас, то с точки зрения автоматизации это – самое настоящее производство. Причем, многопередельное. А то ведь производством у нас считается что-нибудь связанное с железяками, даже если выполняется просто сборка изделия из десяти комплектующих. Здесь комплектующих – намного больше. Одних только специй – десятки.

Численность работников, к сожалению, помню плохо. В голове две цифры – то ли 3, то ли 6 тысяч человек. Нормальный такой завод, в общем.

Исходная ситуация


Я пришел на это предприятие 4 октября, начальником ИТ-отдела. В подчинении – Стас, программист 1С, и два админа. Задачи две: рутинная – руководить ИТ-отделом, главная – перевести завод с января на 1С 8 Управление производственным предприятием (УПП).

В то время информационной системой была 1С 7.7. Я никогда в ней ничего не понимал, поэтому до сих пор не помню, как она точно называлась – то ли «Производство + Услуги + Бухгалтерия», то ли «Комплексная». Если есть те, кто понимает – напишите в комментах разницу.

Рабочих мест предполагалось до сотни. Нормальный ценник для завода.

Свинарник на тот момент никак не был автоматизирован. Все делали на бумаге и в экселе, сдавали в курятник, там вводили данные.

Да, чуть не забыл – была еще Самая Главная Задача. Ради нее все и затевалось.

Самая Главная Задача


Если работали с автоматизацией затрат, то знаете, что такое структура затрат. Если вы из мира 1С, то знаете такой отчет, как «Структура затрат».

Если не знаете, я поясню. Вот есть, к примеру, колбаса, которую вы покупаете в магазине. Из чего сделана колбаса? Допустим, свинина, курятина, и куча специй и всяких добавок, включая воду. На первом, а точнее – последнем переделе структура затрат представляет собой плоскую таблицу, с перечисленными выше ингридиентами. Это – прямые материальные затраты.

До кучи туда добавляются затраты на, собственно, производство колбасы. Электричество, тепло, газ, зарплата рабочих, амортизация оборудования, зарплата программистов и т.д. Таблица становится пострашнее.

А свинина из чего сделана? Ну, из свиньи, наверное. А курятина – из курицы. Появляется второй уровень, и плоская таблица становится деревом, с вложениями. Но, как мы знаем, колбасу делают из лишенной жизни свиньи. Сделать свинину из свиньи – тоже передел. Ее ведь нарезать надо, как минимум. Еще докидываются затраты на выполнение этого передела.

Лишенную жизни свинью, как и курицу, создают из вполне себе живого животного. Это – тоже передел. Причем, весьма впечатляющий – большие линии, иностранного производства, все автоматизировано. Сколько в нашей таблице уже уровней?

А пока курица и свинья росли, их кормили, поили, лечили от болячек, обогревали, обслуживали курятники и свинарники и т.д. За время жизни список затрат накопился весьма впечатляющим.
Ну и т.д., до самого родового стада, «выпустившего» яйцо. Дерево затрат получается очень внушительным – несколько уровней, куча строк с затратами. Можно детально узнать, из чего же сделана наша колбаса.

Но структуру затрат в виде дерева способен смотреть только программист. И то, не для решения какой-то практической задачи, а потому, что он сам это дерево построил. Что-то в нем нормально понять невозможно.

Например, хочется узнать – сколько рублей электроэнергии в килограмме колбасы. Чтобы собрать цифру по дереву, придется бежать по всему дереву, т.к. электричество тратилось на всех переделах – и на обогрев наседки, потом на инкубатор, на птичник, на все производственные переделы.

Поэтому, для нормальных людей нужна была плоская структура, собирающая конечные затраты на готовую продукцию. Всю электроэнергию одной строкой, все тепло, газ, зарплату рабочих, зарплату офиса, амортизацию и т.д. Красивый, маленький отчетик, размером с А4.

Неприятность была в том, что этот отчет был нужен директору. Он знать не знал ничего не про какую 1С, но отчет хотел видеть стабильно раз в месяц. Он сам смотрел все цифры, сравнивал с предыдущими месяцами, докапывался, если в структуре затрат начинались брожения.

Этот отчет был в старой системе, но жил на последнем издыхании. Сделал его не Стас, а какой-то толковый чувак, уволившийся уже год или два назад. Там это как-то через выгрузку в файлы делалось, потом эти файлы стали на куски делить, ибо не вмещались уже объемы информации.

Вот и решили перейти на 1С 8. Забавно, как принимали решение. Позвали одного из интеграторов, рассказали Самую Главную Задачу. Тот уехал, потом вернулся, и показал им выгруженную в эксель структуру затрат, сформированную моим отчетом, давно валявшимся в интернете. Когда я пришел устраиваться, мне этот эксель тоже показали. Вместе посмеялись.

Подготовка к проекту


С октября по январь я сделал по проекту только одно – купил ПО и лицензии. Это была сама УПП, Зарплата и управление персоналом (ЗУП), и отраслевое решение Управление сельскохозяйственным предприятием (УСХП). Тот еще зоопарк.

Остальное время я занимался своим любимым делом – валандался.

Первый месяц была «послеродовая депрессия» — ну, я ж работу сменил, надо попереживать. Тем более, что сюда надо было ездить 40 км по трассе. Хотя, платили больше.

Потом пытался как-то организовать работу сисадминов, потому что бесило, если до меня долетали их косяки. Сделал свой первый сервис-деск, которым так никто и не воспользовался.

Стас мне говорил, что надо что-то начинать делать, но я его не слушал. Сам он тогда мало знал 1С 8, больше по 7.7 специализировался, поэтому просто грустно вздыхал и продолжал заниматься своими делами.

А я будто чего-то ждал. Ну и дождался. Наступил январь.

Каникулы


В начале января, как и положено, были каникулы. Рано утром, в первый день нового года, мне позвонили с завода и сказали, что сломалось видеонаблюдение. Я позвонил админу, тот уже чинил. Никогда, ни до, ни после, мне не звонили с работы 1 января.

Несколько дней я просто отдыхал. Мысль о том, что надо что-то делать по проекту, меня почти не покидала, но я гнал ее прочь. Не хочу, и все.

Потом, в районе 7 января, позвонила начальница – финансовый директор. Говорит – приезжай на завод, чего-нибудь посовещаемся. Приехали со Стасом, обсудили схему позаказного учета. Спросила – как там, нормально все? Говорю – да, конечно. Выйдем, и сразу всё заколосится.

Больше ничего по проекту не делал, до самого выхода на работу. То есть, почти до середины января.

Январь


Ну а тут, как говорится, понеслась. Есть такой подход – экстремальное программирование. У нас было экстремальное внедрение.

Естественно, с первого часа нам начали названивать и спрашивать, куда и как вносить данные. А у нас даже сервер не развернут. Слава богам, хоть SQL был готовый.

Ладно, быстро развернули 1С. Быстро добавили пользователей – тех, кто уже позвонил. А кто не звонил – значит, не сильно надо. Главное, бухгалтерия пока не доставала – они в январе обычно отчетностью заняты, а ее сдавать из старой системы.

Зашли пользователи в программу, а там – пустота. Ни номенклатуры, ни складов, ни остатков. Полчаса посовещались, с чего начать – решили, что номенклатура важнее. Без нее вообще ничего не сделаешь.

Кинулись искать какую-нибудь обработку для переноса справочников. Нашли быстро, скачали, попробовали – работает! Номенклатура появилась. Подразделения, контрагенты, склады – тоже перенеслись. Маленько отлегло, можно хотя бы отгрузки оформлять.

Так же поступили с остатками. Нашли обработку, скачали, перенесли. Твою ж через коромысло… Она только по бух.учету остатки перенесла. Пришлось срочно писать обработку, которая создала аналогичные остатки по управленческому учету.

Дальше я с хронологией могу путать, т.к. всё происходило, как во сне. Но всё было в январе.

Тут вызвала начальница. Думал, мне – звиздец. Нет, всё прозаичнее – она решила поменять названия номенклатуры, раз такое дело – внедрение новой системы. Только вот беда – таблицу соответствия очень уж кривую составили.

Ну ладно, быстренько соорудили обработку по переименованию номенклатуры. Выполнили – с виду всё хорошо. Но скоро начались звонки от склада отгрузки – говорят, мы им все документы испортили. Смотрим – блин, и правда. Из-за нечеткого соответствия произошли реально недопустимые подмены.

История с номенклатурой продолжалась в вялотекущем режиме пару дней. Найдут ошибку, мы вручную поправим таблицу соответствия, запустим, забудем. В итоге, вроде, победили.

Тут пришли из бухгалтерии и сказали, что мы мудаки. Потому что не сделали ключевую доработку – учет в двух единицах. Вообще, в 1С учет ведется в одной единице. Если у тебя штуки, то считай в штуках, если килограммы – то в них и считай. Есть пересчет из одной единицы в другие, но он линейный, по коэффициенту.

А куриц принято считать в головах и килограммах. Никакой линейной зависимости нет. В одном птичнике 10 куриц могут весить больше, чем 15 куриц в другом. Нужно реально два поля в каждом документе – количество в килограммах и головах.

Я пытался поспорить, но Стас сказал, что надо делать. Сели, сделали. Где-то полдня ушло – спасло то, что во второй единице нужен был только учет, без расчета себестоимости и т.п.

Тут бухгалтерия пристала с каким-то АРМ. Я сначала отбивался – без АРМа обойдетесь, руками вводите первичку. Но они настояли, показали свою работу (самое время, ага), и я решил сделать этот несчастный АРМ.

Суть его проста. Куриц в птичниках периодически пересчитывают и взвешивают. Результаты пишут на бумажках и сдают в бухгалтерию. Тут и нужен АРМ – надо вбить пару цифр, текущее количество и вес куриц, а система должна найти последние результаты такого же взвешивания, вычислить разницу и оформить документ выпуска. Выпуском являются килограммы, на них и списываются затраты.

Тут же выяснилось, что курицы – животные капризные, и иногда перестают нормально есть. Как результат – потеря веса. Вроде и пофиг, но с точки зрения учета это – отрицательный выпуск, а 1С так не умеет. Пришлось срочно дорабатывать.

Проснулись снабженцы – у них, оказывается, есть внутренние заказы, когда разные подразделения просят чего-то себе купить. Есть какая-то простая процедура согласования. Сами снабженцы, естественно, в новой программе ни в зуб ногой. Пришлось быстро доработать стандартный внутренний заказ, и провести обучение.

Пришла проблема, откуда не ждали – зачет аванса. Если вы не из мира 1С, кратко поясню. Если мы заплатили поставщику предоплату, это аванс. Когда он привез товар, возникает кредиторка – мы ему денег должны. Но мы уже платили аванс. Сведение аванса и кредиторки, чтобы программа вычла одно из другого – это и есть зачет аванса.

Проблема заключалась в том, что на этом участке сидела тётенька, решительно не понимающая, что такое зачет аванса. В 1С есть нормальные инструменты, позволяющие эту операцию проводить – но только в том случае, если человек понимает, чем вообще занят. А она не понимала. И от нее каждое утро попахивало бухлецом. Пришлось срочно изобретать средство автоматического зачета аванса – еще более автоматического, чем тот, который и так есть в системе.

По ходу нарисовали несколько печатных форм, но это так, семечки.

Где-то тут закончился январь. Это был простой месяц – нам достаточно было организовать оперативный учет и ввод первичных документов. В следующем месяце из первички должны были родиться зарплата, себестоимость и Самая Главная Задача.

Февраль


Тут моя судьба решила, что я слишком хорошо устроился, и подкинула мне серьезную проблему – заболела полугодовалая дочь. Съела цветную капусту из покупной баночки, а там, в нагрузку, оказалась бактерия, название которой я запомнил на всю жизнь — Klebsiella oxytoca (Клебсиелла окситока).

Поест – и тут же понос. Несколько раз в день. Обезвоживание, угроза жизни. Жена бегала с ней по больницам, я – с ними через раз. На внедрение уже было насрать. Всё легло на плечи Стаса. В итоге положили в инфекционку, через пару дней они оттуда сбежали. Чем только не лечили, ничего не помогало. В итоге обратились к местному знаменитому профессору, и как-то так совпало, что к дню приема уже стало полегче. Он выписал какие-то дешевые таблетки, но главное – успокоил. Дочь пошла на поправку.

Я изложил сжато, но история эта продолжалась в течение всего февраля, создавая не самый приятный эмоциональный фон.

Главное мое опасение – расчет зарплаты на то ли 3, то ли 6 тысяч человек, как ни странно, решилось легко. Может, девушки толковые попались. Может, программа 1Сная настолько хороша – не знаю. Но проблем не возникло. Нашли обработку, которая перенесла историю начислений. Написали обработку, которая выгружала данные из УПП в ЗУП – вроде, выпуск в разрезе птичников, заказы, что-то еще. Алгоритм расчета зарплаты рабочих был очень сложным, и не был автоматизирован ни до нас, ни с нами. Как считали черт знает где, так и продолжили. В 1С попадали итоговые данные начислений.

Пришлось повозиться с расчетом себестоимости. Во-первых, в те времена алгоритм расчета через СЛАУ, известный как Расширенная Аналитика Учета Затрат (РАУЗ), был относительно новым, и содержал в себе ошибки. Это сейчас он – верх совершенства, а тогда приходилось сомневаться в каждой цифре.

Во-вторых, был нужен расчет еще и в налоговом учете, чего мне раньше делать не приходилось. Повозились, нашли пару ошибок в коде, исправили, вроде чего-то посчиталось.

В-третьих, впервые в жизни столкнулся с выпуском через 40 счет. Ничего особо интересного в том нет, кроме одного – он работал с ошибками.

Много пришлось повозиться с настройкой распределения затрат, т.к. широко использовались внутренние услуги. Например, есть какой-нибудь ремонтный цех – ходят и чинят птичники, если что сломалось. По итогам месяца сдают бумажки – кого чинили. Их затраты (зарплата, материалы) должны лечь ровно на те птичники, которые они починили. Не сказать, что прям космического масштаба задача, но повозиться пришлось.

Помню финал этого расчета. Начальница как раз укатила в ОАЭ, но держала включенной аську. И периодически, раз в полчаса, спрашивала меня – ну че, посчитал себестоимость? А я ей – нет, чот ни хера не считается. И так весь день – до тех пор, пока не получилось.

А когда получилось, приступил к Самой Главной Задаче.

Вообще, посчитать структуру затрат – не сложно. Обычный итерационный алгоритм, который копает всё глубже и глубже, надо лишь контролировать зацикленность и правильно пересчитывать цифры. Реальные проблемы начинаются, когда ты не просто считаешь структуру, а должен ее хранить.

Например, в этом месяце структура затрат – одна, в следующем она уже другая. Хранить надо обе, и не только сами структуры, но и остатки. Живет себе курица, и не знает, что за ней уже тянется большой хвост из сотен строк структуры затрат. А когда курицу лишат жизни, и она ляжет, например, на склад в виде заморозки, то рядом на полке окажется другая курица, «созданная» в прошлом месяце, со своей структурой затрат.

Вариантов за месяц перебрал штук шесть. То расчет слишком медленно идет, то объем хранимых данных превышает все мыслимые пределы. Но, в итоге, чего-то получилось – алгоритм уложился в критерии и, кстати, просуществовал долго – до самой продажи этой птицефабрики другому агрохолдингу. Тогда всю нашу УППу дружно снесли.

Параллельно пытался запустить отраслевое решение Управление сельскохозяйственным предприятием (УСХП). Далеко не всё получалось. Не всё работало – программа была рассчитана на человека, который понимает, что делает. А я, естественно, понимал плохо. Но как-то запустил.

Узнал много нового тогда. Например, что хряков покупают за рубежом, потому что в России – негде. Вроде, порода называлась F1. А процесс… М-м-м… Изготовления поросят – асинхронный. Сначала хряк делает свою работу, потом – свиноматка. Друг с другом они не пересекаются.
А еще свиноматка – это основное средство, как станок или сервер. Ее надо амортизировать. А хряк регулярно выпускает готовую продукцию. Она таким словом неприятным называется, что я не буду его приводить. Именно из этого слова потом появляются поросята.

Короче, февраль закончился успешно. И внедрение наше на этом закончилось. Мы закрыли месяц, бухгалтерия сдала свою отчетность, в том числе – специфическую для сельского хозяйства. Директор получил свой маленький отчетик с плоской структурой затрат.

Я на этом заводе проработал еще 3 месяца, и уволился. Последние три месяца стали зеркальным отражением первых – я ни черта не делал. Главная задача была решена, поддержку системы осуществлял Стас, никаких серьезных доработок мы уже не делали.

На первое место вышла задача, ранее считавшаяся второстепенной – собственно, управление ИТ-отделом, особенно админами. Те еще перцы были. Собственно, из-за их безалаберности и моей неспособности ими управлять так, как этого хотело руководство, я в итоге и ушел.

Причины


Теперь главное – почему получилось запустить систему так быстро? Ведь, с учетом каникул, это было 1.5 месяца. А если выкинуть задачу расчета структуры затрат, которая отняла почти весь февраль, то останется 1 месяц (выкинуть ее можно потому, что никто ее обычно не решает, особенно в рамках внедрения).

Ответы на вопрос «почему получилось?» уже были в тексте. И прямые, и косвенные.

Первая причина – прозаическая, экстремальный режим. Пока было время на подготовку, я пинал куриные какашки, пил кофе, курил и думал о высоком. Как только время исчезло, мы сели и стали пахать – вариантов уже не было. Вы, конечно, не любите, когда я говорю о том, что чем меньше выбора, тем лучше, но в данном случае именно так и получилось.

Что интересно – мы почти не работали сверхурочно. На заводе я за два месяца не задержался ни разу дольше положенного. В феврале, когда надо было закрыть месяц, я пару вечеров поработал удаленно – семья все равно в инфекционке лежала, и заняться особо нечем было.

Экстремальный режим хорош тем, что отметает все лишнее. Никаких совещаний, раздумий, рассмотрения множества вариантов решения. Только прямой путь, только к цели, только то, что надо. Поэтому в системе не было ни одной лишней доработки, сделанной «про запас».

Но экстремальный режим – не главная причина. Вы, когда читали статью, обратили внимание, как я рассказывал о совещаниях, обсуждениях, ругани с пользователями, встреч с директорами, разбора полетов, саботаже и т.д. – короче, обо всем, что обычно сопутствует проекту внедрения на заводах? Не обратили внимания?

Не обратили, потому что ничего этого не было. Среда была великолепной. Не в смысле, что там был зеленый луг, пахло розами и пели птички, нет. Атмосфера-то была очень гнетущей. Но люди, пользователи, их руководители – все были, как из сказки.

Почти никто не просил всякую ерунду, как это часто бывает. Вообще, мало что просили. Только то, без чего не получается работать прямо сейчас.

Когда я что-то делал и показывал пользователям, никто не капризничал по поводу интерфейса, неудобства и т.д. Работает – и отлично. Не совсем хорошо работает – ладно, руками добьем. Хотя, положа руку на сердце, скажу, что именно таким людям хочется помочь, доделать, чтобы работало хорошо.

Никто, ни одного раза, никому не нажаловался. Если есть проблема, звонили нам, в ИТ-отдел. Если мы посылали, то на этом всё заканчивалось. Если сильно надо, еще раз перезвонят, и еще, и еще. Я всё ждал, когда ко мне ворвётся злобный начальник, как это бывает на других заводах и скажет «нами не занимаются!», но такая ситуация ни разу не возникла.

Теперь вопрос – почему? Что, на этой птицефабрике какой-то особенный персонал набирают? Или кормят чем-нибудь эдаким, как в Эквилибриуме, чтобы подавить эмоции?

Нет, всё прозаичнее. Дело было в начальнице.

Так получилось, что большая часть офиса подчинялась финансовому директору. Бухгалтерия, экономисты, финансисты и, как ни странно, ИТ-отдел. То есть, почти все пользователи системы подчинялись одному начальнику.

А начальница была… Строгая, короче. Очень умная (реально), и очень строгая. Жесткая. Придешь жаловаться и распускать сопли – она не станет применять soft skills, чтобы оправдать свое неумение решать реальные проблемы, как это любят некоторые эффективные менеджеры. Так отхватишь, что быстро побежишь и договоришься с тем, на кого ходил жаловаться. Ну, так рассказывали, по крайней мере.

Как в реальности – не знаю, потому что я ни на кого не жаловался, и никто не жаловался на меня. Ни разу. Любой вопрос решали между собой. Бывало, что не получалось договориться с конкретным бухгалтером или экономистом, и они звали начальника – тут всё и случалось. Потому что вариантов нет, выше некуда, а договориться надо.

Начальница, понимая важность проекта, в первую очередь, для себя самой, решила дать мне привилегии. Позвала и говорит – жалуйся, тебе можно! Кто мешает? Кто не помогает? Кому башку оторвать? Я говорю – не надо, всё нормально.

Этот разговор повторялся несколько раз. Видя, что я непреклонен, она стала ругать меня самого. Говорит – ты не используешь ресурс. Наверняка есть пробуксовки из-за кого-нибудь, а ты от меня скрываешь. Давай, говори, не пытайся все разрулить сам. Но я, почему-то, и на этот раз отказал.

Вот так это было. Экстремальный режим и полное взаимопонимание, основанное на страхе. И шикарный результат – простая, рабочая система без понтов.

Как я уже упомянул во вступлении, такого опыта у меня больше не было. Конечно, приходилось работать экстремально, но не в таком масштабе и не с такой ответственностью – это ж целый завод. Подобной атмосферы больше не было нигде. Среды, готовой просто достигать результата, тоже.

Комментарии (41)


  1. sukhe
    14.05.2019 08:22

    Автоматизация — это когда «вкалывают роботы, а не человек».


    1. FDA847
      14.05.2019 09:01

      Разве автоматизация склада или бухгалтерии предполагает замену людей на роботов? Разные сферы работы ведь можно автоматизировать. САПР для печатных плат ведь не убирает тоже человека из процесса проектирования.


  1. Tyiler
    14.05.2019 08:39
    +1

    «Я скажу вам при народе.… это вообще пиздеж.»


  1. AVX
    14.05.2019 09:00

    Извините, но Автор — расп… й, а его начальство — бестолковое. На нормальном предприятии должны быть у каждого прописаны обязанности, и критерии их выполнения. В ИТ конечно свои особенности, но и тут обычно внедряют какие-либо критерии работы: время простоя, время реакции на проблему, количество жалоб и т.п. И если ИТ специалист несколько месяцев ничего не делал — спрашивается, почему начальник не интересовался, чем занимается этот человек и за что он получает зарплату? Либо автор лукавит, и занимался ИБД всё это время, пока не прижало.
    Как-то мы тоже на работе (давно уже) внедряли новую систему IP-телеграфии, вместо старой, которая работала по аналоговым линиям. Менять нужно было уже давно, но высокая нагруженность рабочих мест телеграфистов не давала возможности нам прервать их работу хоть бы на 2 часа, не говоря уже о времени на отладку и обучение. Однако, старые компы (под чистым DOSом) уже нечем было чинить, и в один прекрасный день отказал один из компов. Пришлось прямо так сразу и ставить новый с новой программой, и с другим интерфейсом, заново забивать шаблоны, справочник абонентов, и много всего ещё. И прямо сразу учиться и разбираться как оно работает, и учить этому операторов. В итоге работали один день и ещё ночь, и потом ещё пару дней сидели прямо рядом с операторами, и периодически по ночам прибегали, ибо перешли на win98, а операторы не имели понятия, что окно с программой можно свернуть, и что одновременно могут на компе несколько разных программ выполняться. Шёл где-то 2006й год… Вот это экстремальное внедрение.


    1. Naves
      14.05.2019 12:24

      Экстремальное внедрение это
      1) 200 рабочих мест,
      2) два внедряющих,
      3) пользователи, которые не могут ввести свой логин с бумажки в компьютер,
      4) Администрация, которая не предоставила полные списки:
      — пользователей
      — отделов
      — прейскуранта
      — номенклатуры
      5) В системе не настроены печатные формы, образцы этих форм есть в виде россыпи бумажек типографии времен Советского Союза, но они устарели, и они неправильные и их нужно переделать.
      Если макет печатной формы скопировать копипастом из Word во внутренний редактор ERP-системы, то макет разъезжается таким образом, что при печати корежатся все шрифты. В самом редакторе не работает кнопка отмены последнего действия.
      6) В процессе работы ERP-системы иногда вылетают ошибки типа Access violation, при которой пользователь может завершить работу программы только через диспетчер задач, но тут см п3
      7) Предприятие работает 12 часов в день
      И еще куча веселых пунктов, про которые забыл уже за давностью лет, например, на рабочих местах не установлены программы для удаленной помощи типа VNC, Radmin, Teamviewer.
      И самое парадоксальное, тоже нет всяких тупых совещаний как у автора поста. На самом деле совещания есть, просто там не обсуждаются вопросы внедрения.
      Но через несколько месяцев у руководства начинают просыпаться всякие вопросы вида: а как нам посчитать Х в разрезе Y и еще лучше по неделям Z, и чтобы отчет был разноцветным.
      В этот момент начинается прозрение, что напрямую никак, так как инфу Х никто не вбивает. И тут начинаются бесконечные совещания, а что же нам предложит IT-отдел для контроля X, почему он не обучил пользователей, почему он не может заставить техническими средствами заставить пользователей заполнять эти несчастные поля X.
      Иногда подключаются начальники отделов с вопросами вида: а я вот в распечатке дописала кое-что, это как нибудь появится в компьютере? — Ага, открываете корпус компьютера, кладете распечатку внутрь. Все, ваши изменения в компьютере.


    1. Valerij56
      15.05.2019 10:51

      Извините, но Автор — расп… й, а его начальство — бестолковое. На нормальном предприятии должны быть у каждого прописаны обязанности, и критерии их выполнения. В ИТ конечно свои особенности, но и тут обычно внедряют какие-либо критерии работы: время простоя, время реакции на проблему, количество жалоб и т.п.
      Простите, вам шашечки или ехать?

      Вам, как этой директорше, нужно чтобы это предприятие работало и приносило прибыль или чтобы взмыленные админы вместе с начальником IT отдела бегали с вытаращенными глазами по конторе?


    1. VolCh
      15.05.2019 10:55

      И если ИТ специалист несколько месяцев ничего не делал

      Может вы упустили, но рассказ от лица начальника ИТ-отдела, у которого в подчинении три ИТ-специалиста.


  1. gennayo
    14.05.2019 09:04

    Один вопрос — а какие управленческие решения принимались на основании этой пресловутой «структуры затрат»?


    1. nmivan Автор
      14.05.2019 09:14

      Насколько помню, куриный бизнес в Челябинской области отличается очень высокой конкуренцией. Основной инструмент борьбы — цена, на грани нулевой рентабельности.

      Отсюда и решения. Подросло зерно в структуре — срочно разобраться, что там за хрень. Подросли специи — какого хрена, искать других поставщиков. Подросла электроэнергия — давайте детальные данные, найти перерасход. И т.д.

      А директор — бывший успешный маркетолог, вроде. Влезал во все детали, касающиеся продаж, рынка, розницы, цены, рекламы и т.д.


      1. gennayo
        14.05.2019 10:21

        Но это же будет видно со значительным запаздыванием, это не инструмент оперативного реагирования. Рост цен, например, виден сильно раньше, а если брать газ/электроэнергию то ещё раньше, тариф же. В общем сомневаюсь я, что это реально самый полезный инструмент.


        1. nmivan Автор
          14.05.2019 11:34

          Не самый полезный, а самый главный — из тех, что нужны директору от системы. Так считалось. Возможно, были и другие.
          Тут мы с вами только фантазировать можем, что там полезно, а что нет на должности директора агрохолдинга.
          Вспомнил. Для повышения скорости реагирования он хотел перейти на систему 4-4-5. Вроде, это когда отчетным периодом является декада.


          1. gennayo
            14.05.2019 11:54

            Закрывать месяц раз в 10 дней по плановым данным, что-ли? Без закрытия месяца же только прямые затраты увидим…


            1. nmivan Автор
              14.05.2019 12:21

              Там мы все продумывали, вроде получалось. Большинство затрат тупо делятся на 3. Всякие э/э — есть счетчики. Неделимых мало остается. Зато цифры запредельно оперативные, причем полные.


  1. n0wheremany
    14.05.2019 09:46

    Никто, ни одного раза, никому не нажаловался. Если есть проблема, звонили нам, в ИТ-отдел. Если мы посылали, то на этом всё заканчивалось

    Не завидую я пользователям

    Что внедрено то? УПП, ЗУП, УСХП, да и полностью ли?


    1. nmivan Автор
      14.05.2019 09:53

      А полностью — это как?
      Все, что делали, я рассказал достаточно подробно.


      1. n0wheremany
        14.05.2019 11:26

        В резюме ни в коем случае не давайте линк на эту статью.


        1. nmivan Автор
          14.05.2019 11:30

          К чему приведет ваш совет, будучи исполненным?


  1. panvartan
    14.05.2019 10:15

    Основной целью автоматизации является желание заработать достаточно денег, что бы не есть, не носить, и не ездить на том, что автоматизировали.


  1. Retifff
    14.05.2019 10:26

    управление ИТ-отделом, особенно админами. Те еще перцы были. Собственно, из-за их безалаберности и моей неспособности ими управлять так, как этого хотело руководство, я в итоге и ушел.

    А не приспособлен программист управлять админами. Каждый своим делом должен заниматься, программисты — программировать свое ПО, админы — обслуживать инфраструктуру сети. Для админов программисты — обычные заказчики сервиса, не более.


  1. kagarich
    14.05.2019 11:45
    +2

    Мне нравится, когда человек умеет любую свою ошибку преподнести, как победу.
    "… я вот тут недавно прилюдно обос… ся, но сделал это так эпично, было это настолько феерично, что аплодировали все стоя, да, затыкали носы конечно, но все в восхищении, а главное пользу природе нанёс — удобрил, ну и тот факт, что я всем подчиненным доказал что начальники тоже люди — поднял моральный дух команды, мы теперь как одна семья, с полуслова друг друга понимаем..."

    Экстремальное внедрение, как и экстремальное программирование, применимо только в том случае, когда невелика, или неважна цена ошибки. Когда риск того, что «не взлетит» — оценен и принят спонсором, когда есть четкое понимание, что даже если не взлетит, или взлетит но криво, ничего страшного не случится.
    Пригласили варяга на проект с нереальными сроками внедрения (старт октябрь! — новая система учета с нового года для огромного предприятия?), с целью получения в новой системе учета «прозрачной» новой структуры затрат. Зачем нужна новая структура затрат? Ответ в статье — для продажи завода новому владельцу. Это идеальный способ спрятать и скрыть все что нельзя показывать аудиторам — внедрить новую УПП — «ребят, сами смотрите, вот в этой системе прошлые периоды, вот в этой этот год, остатки переносили по какому-то там алгоритму, номенклатуру и справочники все по ходу поменяли, так что соотносимости старых периодов к новым нет, ах ну да, главного внедренца мы к сожалению были вынуждены уволить, так что на ваши вопросы никто ответить не сможет; но у нас все чики-поки, сами видите — в структуре затрат сплошные плюсы, вообще не переживайте, вы же все равно свою УПП ставить будете, што у вас там, SAP...?

    На месте автора я бы не гордился таким опытом, а старательно его скрывал. Но люди разные, некоторые, как я уже говорил вначале, умеют из любого фейла сделать вин.


  1. ionicman
    14.05.2019 12:30

    Дааа, Иван… что тут сказать — очередное доказательство того, что вы тот самый «эффективный».

    И брать на работу вас надо лишь туда, где все хочется развалить.

    Хотя есть шанс, что вы со Стасом так пытаетесь троллить хабр — ну тогда чуть интереснее ;)


    1. nmivan Автор
      14.05.2019 12:37
      -1

      о, приветствую, старый друг, который считает сайт важным инструментом для производственного предприятия.


      1. ionicman
        14.05.2019 12:43

        Браво, Иван — вы вообще не разбираетесь в той деятельности, где пытаетесь работать :)
        С вас можно прямо картину писать о псевдоуправленцах.

        По секрету скажу что сейчас сайт не просто важный инструмент, а архиважный — причём вне зависимости от направления деятельности.


        1. nmivan Автор
          14.05.2019 13:10

          Да-да, продолжайте в том же духе. Сайт, важный инструмент, веб-разработчики в штате.
          Удачи вам.


        1. Xandrmoro
          14.05.2019 13:56

          А толку от сайта, если в процессах бардак и привлечённые клиенты всё равно теряются, потому что менеджер кажется записал номер на какую-то бумажку?


          1. ionicman
            14.05.2019 14:34

            А кто сказал что в процессах бардак или что-то ещё?

            Вы комментарий «эффективного» перечитайте — там говорится в том тоне, что для предприятия сайт не является важным и нужным инструментом. Про какие-то другие условия там не было и речи.

            Между тем у нас с сайта приходит от 30-40% заявок, естественно для разных видов деятельности цифры будут отличаться, но даже если прямых продаж с сайта нет — это мощный инструмент для организации своего имиджа и узнаваемости брэнда.

            И да — сайт, как и любой инструмент работает в связке с другими инструментами. Но сейчас он точно также важен как и любые другие процессы на предприятии, особенно ещё раз — если это — прямой канал продаж. Относиться к этому с усмешкой могут только такие как Иван.


            1. gennayo
              14.05.2019 14:41

              Так не «нужным», а «важным» же. Почувствуйте разницу.


              1. ionicman
                14.05.2019 14:46

                Он и важный и от того — очень нужный. Как я уже выше написал — особенно если это — прямой канал продаж.

                Поправил свой комментарий, чтобы убрать иносказание.


            1. nmivan Автор
              14.05.2019 14:58
              -1

              Усмешку вызываете вы, а не сайт.


              1. ionicman
                14.05.2019 15:04

                Да ладно?

                А мне кажется Вы, написав статью как провели «псевдоавтоматизацию» по сути сломав все и делая без подготовки и на коленке то, что должно быть чётко продуманным и спланированным. И при этом ещё и показываете все это как достижение: )

                Только Вы не столько усмешку вызываете, сколько печаль, что такие вот «кадры» есть на рынке…


                1. nmivan Автор
                  14.05.2019 15:27
                  -1

                  Не, со мной-то давно все ясно. Не кто иной, как вы, тот самый вы, меня на чистую воду вывели и прикрыли мою лавочку.


                  1. ionicman
                    14.05.2019 15:42
                    +1

                    Дак бесполезно прикрывать — тысячи вас.

                    Так как строить бизнес и тем более — эффективный бизнес — тяжело, а ломать с видом альфа-самца — легко. Оттого и скачите вы от одного предприятия к другому ни на одном долго не задерживаясь, так как авгеевы конюшни разгребать — это не с умным видом командовать людьми, методологиями прикрываясь. Либо со сцены пафосно вещать — что вы, Иван, тоже охотно делаете.

                    Однако, вы не решаете проблемы как вы это декларируете — вы их создаете, а потом убегаете к следующему ещё живому бизнесу. Это такой род паразитизма.
                    В этом и есть вся суть псевдоуправленцев. Реальный настоящий эффективный управленец — как капитан тонущего корабля — покинет его лишь тогда, когда поймет что все что возможно он уже попробовал и сделал и для него это травма а не веселенький рассказ «как я там наэфективничал».

                    Но, возможно, кто-то прочтёт ваши опусы в комментариях да и передумает вести с вами дела — уже хорошо.


                    1. nmivan Автор
                      14.05.2019 17:39
                      -5

                      Да-да, продолжайте. У вас отлично получается тенденциозная подача.


    1. gennayo
      14.05.2019 12:39
      -1

      Так вроде все бизнес-задачи были решены, в чём проблема :)))


  1. iromka
    14.05.2019 12:35

    Здорово и эффективно


  1. SugarTech
    14.05.2019 12:35

    Сомневаюсь, что это называется автоматизацией предприятия…
    Что бы было понятно, у нас, на сахарном заводике, есть служба КИПиА в составе трех инженеров и 20 слесарей различной квалификации. Которые и занимаются автоматикой производства (обслуживание, ремонт, разработка и внедрение систем автоматизации по объектам предприятия)… И есть отдел в заводоуправлении предприятия, где сидят два «программиста», которые и обслуживают это заводоуправление. Зоны ответственности этих служб никак не пересекаются.


    1. VolCh
      15.05.2019 08:56

      Больше похоже на автоматизацию учёта производства.


  1. Refridgerator
    14.05.2019 22:30
    +3

    Никогда, ни до, ни после, мне не звонили с работы 1 января.

    А мне звонили. И не только мне — и другим инженерам тоже. И не только первого — но и 31-го, аккурат под бой курантов. Любят у нас агрегаты после ремонта на новый год в в работу выводить. И не только звонили — но и привозили. В любом состоянии. Потому что производство непрерывное. А горячий металл — это не курочки с яичками, его просто так на ночь без присмотра не оставишь.

    И вот когда мне надоело приезжать по ночам, я тоже решил переписать всю автоматизацию с нуля. Не управление агрегатами — это забота других инженеров. Всё прочее — базы данных, АРМ технолога, опрос и передача данных, визуализация архивных данных — всё то, что делала сторонняя организация в таком же авральном режиме. Сделала, получила и свалила — акт приёмки подписан, претензий нет.

    Делал один, без Стаса. Не два месяца, и даже не два года. Сначала долго думал над архитектурой. Как всё так организовать, чтобы и быстро, и просто, и в одного всё это поддерживать можно было. На базе libnodave написал библиотеку для коммуникации с контроллером, по образу и подобию OPC, но с блэкджеком и шлюхами. Написал надстройку над SQL, чтобы всю логику по передаче данных в одном единообразном виде описывать. Написал light-библиотеку для подключения к СУБД, которая сама переподключения при необходимости делает и без ODBC с Sybase-ом работать может. Написал light-библиотеку для передачи по TCP, в том же стиле и формате. Написал службу, которая в фоном режиме данные передаёт и обрабатывает, и про потере связи с экшепшенами не отваливается. Написал клиента, который по tcp состояние службы отслеживает и в удобоваримом виде отображает. Написал непрерывный мониторинг журнала событий, чтобы сразу видеть новые сообщения на серверах. Пару отчётов на html с регэкспами. Ну и так по мелочи. И никаких 1С — голый visual studio.

    Естественно, не за одну итерацию. Естественно, никуда не ушёл — зарплата, конечно, не особо большая для гениального (шутка) программиста, зато — всё своё. Тяжёло, конечно, поначалу в спецовке в жаре под грохот агрегатов программировать — а потом ничё, втянулся, а затем и в серверную с кондиционером переехал. У сталеваров работа намного тяжелее — и никто не жалуется. Орали матом поначалу. Со временем на спасибо и пожалуйста перешли — не зря, наверное, в своё время педагогическое образование получал. Работа с людьми — наше всё.

    К чему я это всё? Да ни к чему. Статью про то, как я в одного завод автоматизировал — не напишу. Масштабы не те. Ну а комментарий можно. За комментарий не стыдно.


    1. Tyiler
      15.05.2019 06:24

      +. тем же самым занимался (автоматика на нижнем уровне, не БД), не один. 3 года ушло на доведение до ума.
      еще надо отметить, что остальные службы тоже свое допиливают — гидравлики, механы, электрики…
      за месяц можно только выпендриться, чем афтор и занимается всю жизнь похоже.


    1. gennayo
      15.05.2019 06:49

      Хорошая, ламповая история. К сожалению, не всегда такие истории хорошо заканчиваются. Иногда такое автоматизированное предприятие продают другим, «эффективным» владельцам, которым кроме УПП или навижна никакой автоматизации не надо…


  1. VolCh
    15.05.2019 09:01

    Хм… Никогда не думал о проблеме курицы яйца в контексте учёта себестоимости. Там же чистая рекурсия получается со спуском на годы назад, если реально считать. Вот купили партию яиц или кур годы назад и их стоимость, до сих входит в себестоимость продукции и основных средств…