Однажды я поменяла работу и попала из большой хорошо структурированной организации в бурно растущий стартап. Мне все сразу очень понравилось: и энергия, с которой люди работали, и профессионализм, и душевность внутренних коммуникаций. Но в тот момент, когда мне начали передавать ПМ-ские дела, меня ждал сюрприз:
— В смысле никаких описаний? То есть у вас совсем нигде не написано, по каким правилам у вас команды работают? Совсем-совсем?! Даже SLA? А как ты мне передашь? В смысле по памяти, а если какая-то договоренность забудется и не передастся? Как это пойму по ходу? Ох, мамочки….
У вас было когда нибудь ощущение, что голова у вас круглая, а мысль, которую вы пытаетесь думать, квадратная? Примерно так я себя и ощущала, пытаясь понять, как я буду работать. Стартап был уже не маленький — больше 200 человек, офисы в нескольких странах мира, клиенты по всему миру. И, насколько я поняла, договоренности, как работают команды разработчиков, как часто выпускают релизы, по каким правилам чинят тикеты, как отчитываются, где лежат документы и как обновляются — все решалось как-то по наитию. И это прекрасно — когда вас мало и вы все в одном месте. Но когда твоя новая команда сидит в новой локации, все остальные в других городах и даже странах, и новых людей с каждым днем все больше… мне было не по себе.
В итоге я вспомнила одну простую мысль, благо образование у меня техническое:
Для программистов и не только, которые считают, что описывать управленческие процессы — пустая трата времени: точно также, как код должен быть покрыт технической и пользовательской документацией, работа компании должна быть описана инструкциями и процессами. По тем же самым причинам: чем больше правил и чем они запутаннее, тем сложнее упомнить.
Особенно их надо описывать если количество людей новеньких постоянно прирастает и процессы имеют свойство постоянно меняться. Для чего это потом пригодится:
Никогда не думала, что буду это писать, кажется это понятно и так. Но нет, оказывается, технические стартапы обычно упускают сложность управленческих процессов и предпочитают думать, что все должно само складываться.
Если коротко и попроще, то инструкции и договоренности со всеми сторонами о том, как строится работа c инцидентами, проблемами, релизами, знаниями, мощностями, безопасностью и тд в нашей организации.
Если подробнее, открываем талмуд ITSM и читаем :)
Эта статья не совсем про то, что описывать, она скорее про то, как описывать и внедрять, чтобы процессы жили.
Задача как описать так, чтобы люди пользовались — не очень тривиальна, особенно в условиях, когда изменения идут не сверху, от руководства. Еще более сложной она становится при явном сопротивлении.
Я нашла источник сопротивления, длинные инструкции о 10-30 страницах, написанные лет 5 назад, про которые все через год забыли. То есть попытки структурирования были, не сработали, и была уверенность, что и не будет работать.
Вычитывая эти документы (довольно, кстати, толковые, но длинные, слишком замудренные) я делала себе зарубки
Урок 1:Описывайте договоренности коротко и живым языком.
То, что вы не можете объяснить простым языком сложный процесс — ваша проблема, а не читающего. Возможно, вы пытаетесь воткнуть несколько процессов в один.
Урок 2 Если можно не использовать диаграмму — не используйте. Сложную диаграмму не используйте никогда.
Со стороны кажется, что наоборот — читать мол сложнее, чем смотреть на диаграмму. Я тоже так думала. Однако у меня на руках сейчас два документа с описанием того, как мы релизим фичи, текст и диаграмма. Диаграмма не обновляется(то ли сложно, то ли некогда), текст — постоянно (это уже давно делаю не только я).
Урок 3:Два коротких документа лучше, чем один длинный.
Длинные тексты никто больше не читает, с этим надо просто смириться.
Урок 4: Если можете сами не писать — не пишите.
Людям проще пользоваться тем, что они придумали и структурировали сами. Убедить кого-то в важности создания договоренности правильнее, чем написать самому. Хотя, конечно, не проще.
Урок 5: Если все таки пишете сами, то просите проверить
Очень часто документ возникает после вопроса “как у нас это делается?”. Отлично, если вы послали документ на проверку тому, у кого принимали информацию, со словами “проверь, пожалуйста, все так?”.
Урок 6: Помимо входов, выходов и исполнителей и ответственных, у каждого документа должна быть целевая аудитория
Как в маркетинге: чтобы статью прочитали, она должна быть интересна лично вам. Если пихать в один документ информацию для всех, будет длинно, а мы помним, длинные тексты пугают современных людей. Для примера, есть общее правило для всех, как мы работаем в соответствии с GDPR. На практике это три документа:
Если что-то идет не так, я открываю документы, тыкаю в них пальчиком и говорю, мы договаривались делать так. Что нужно исправить? Если кто-то из руководства, скажем, не доволен сроками работы над тикетом, я открываю процесс, где написано,
и задаю вопрос, мы сейчас будем менять процесс, приоритеты тикета или что-то еще?
Это довольно сильно смягчает недовольство, облегчает коммуникацию и, самое главное, увеличивает вашу предсказуемость и прозрачность вашей работы. А где прозрачность, там доверие. А на доверии можно много чего построить еще.
Плюс дает вам умение отстоять свою команду в случае, если вина не на людях, а на неразберихе в управлении (80% случаев на самом деле).
Часть процесса релиз менеджмент родилась из трех разговоров с релиз менеджерами… На основании него я объясняла руководству, почему так долго готовится релиз, и на это обсуждение позвала релиз менеджера. Теперь в этом месте несколько документов про то, как, почему и что у нас должно релизиться. Написанных, понятно, не мной, а релиз менеджерами. Приучайте людей к тому, что это удобно, что освобождает от лишних объяснений и дает возможность быть прозрачным сразу и для всех. Своим примером.
Я не забываю время от времени читать маленькую лекцию о том, что прописанные договоренности о формате работы сильно лучше не прописанных. Мне интересно об этом рассказывать, так что всем приходится по многу раз слушать. Не с первого раза, постепенно, большая часть договоренностей у нас переползла в конфлюенс. Вода камень точит.
Как минимум, хаоса в голове и на рабочем месте станет поменьше.
Как максимум, вам повезет и вас заметят в этой организации как толкового менеджера, умеющего работать с процессами. :)
Мысли по поводу, довольно спорные, просто порассуждать.
У меня есть достаточно серьезное убеждение, что процессы не может написать и внедрить кто-то со стороны. Описать текущее состояние то он может, но процесс никто не будет поддерживать. И если понадобятся быстрые изменения, они случатся, а процесс будет ждать, пока его создатель внесет изменения.
Управленческие процессы — дело тех людей, которые их используют.
И еще, должно случиться осознание, что процессный подход это не внешне навязанное правило, а моя договоренность внешним миром по правилам работы со мной. Тогда процессный подход станет не тормозом развития организации (я и такое видела однажды), а катализатором роста.
— В смысле никаких описаний? То есть у вас совсем нигде не написано, по каким правилам у вас команды работают? Совсем-совсем?! Даже SLA? А как ты мне передашь? В смысле по памяти, а если какая-то договоренность забудется и не передастся? Как это пойму по ходу? Ох, мамочки….
У вас было когда нибудь ощущение, что голова у вас круглая, а мысль, которую вы пытаетесь думать, квадратная? Примерно так я себя и ощущала, пытаясь понять, как я буду работать. Стартап был уже не маленький — больше 200 человек, офисы в нескольких странах мира, клиенты по всему миру. И, насколько я поняла, договоренности, как работают команды разработчиков, как часто выпускают релизы, по каким правилам чинят тикеты, как отчитываются, где лежат документы и как обновляются — все решалось как-то по наитию. И это прекрасно — когда вас мало и вы все в одном месте. Но когда твоя новая команда сидит в новой локации, все остальные в других городах и даже странах, и новых людей с каждым днем все больше… мне было не по себе.
В итоге я вспомнила одну простую мысль, благо образование у меня техническое:
Система меняется из любой точки системыИ решила, что я пожалуй, и буду той точкой, которая приведет систему из состояния хаоса в состояние четкой структуры.
Для программистов и не только, которые считают, что описывать управленческие процессы — пустая трата времени: точно также, как код должен быть покрыт технической и пользовательской документацией, работа компании должна быть описана инструкциями и процессами. По тем же самым причинам: чем больше правил и чем они запутаннее, тем сложнее упомнить.
Особенно их надо описывать если количество людей новеньких постоянно прирастает и процессы имеют свойство постоянно меняться. Для чего это потом пригодится:
- Напомнить людям о том, как работает процесс (например, при неисполнении)
- Ввести новенького в процесс
- Ввести изменения в процесс, ничего не упустив
- Подумать, что мы делаем не так, и оптимизировать процесс
Никогда не думала, что буду это писать, кажется это понятно и так. Но нет, оказывается, технические стартапы обычно упускают сложность управленческих процессов и предпочитают думать, что все должно само складываться.
Что писать
Если коротко и попроще, то инструкции и договоренности со всеми сторонами о том, как строится работа c инцидентами, проблемами, релизами, знаниями, мощностями, безопасностью и тд в нашей организации.
Если подробнее, открываем талмуд ITSM и читаем :)
Эта статья не совсем про то, что описывать, она скорее про то, как описывать и внедрять, чтобы процессы жили.
Как писать
Задача как описать так, чтобы люди пользовались — не очень тривиальна, особенно в условиях, когда изменения идут не сверху, от руководства. Еще более сложной она становится при явном сопротивлении.
Я нашла источник сопротивления, длинные инструкции о 10-30 страницах, написанные лет 5 назад, про которые все через год забыли. То есть попытки структурирования были, не сработали, и была уверенность, что и не будет работать.
Вычитывая эти документы (довольно, кстати, толковые, но длинные, слишком замудренные) я делала себе зарубки
Урок 1:Описывайте договоренности коротко и живым языком.
То, что вы не можете объяснить простым языком сложный процесс — ваша проблема, а не читающего. Возможно, вы пытаетесь воткнуть несколько процессов в один.
Урок 2 Если можно не использовать диаграмму — не используйте. Сложную диаграмму не используйте никогда.
Со стороны кажется, что наоборот — читать мол сложнее, чем смотреть на диаграмму. Я тоже так думала. Однако у меня на руках сейчас два документа с описанием того, как мы релизим фичи, текст и диаграмма. Диаграмма не обновляется(то ли сложно, то ли некогда), текст — постоянно (это уже давно делаю не только я).
Урок 3:Два коротких документа лучше, чем один длинный.
Длинные тексты никто больше не читает, с этим надо просто смириться.
Урок 4: Если можете сами не писать — не пишите.
Людям проще пользоваться тем, что они придумали и структурировали сами. Убедить кого-то в важности создания договоренности правильнее, чем написать самому. Хотя, конечно, не проще.
Урок 5: Если все таки пишете сами, то просите проверить
Очень часто документ возникает после вопроса “как у нас это делается?”. Отлично, если вы послали документ на проверку тому, у кого принимали информацию, со словами “проверь, пожалуйста, все так?”.
Урок 6: Помимо входов, выходов и исполнителей и ответственных, у каждого документа должна быть целевая аудитория
Как в маркетинге: чтобы статью прочитали, она должна быть интересна лично вам. Если пихать в один документ информацию для всех, будет длинно, а мы помним, длинные тексты пугают современных людей. Для примера, есть общее правило для всех, как мы работаем в соответствии с GDPR. На практике это три документа:
- для всех сотрудников — описание самого правила, что можно делать и что нельзя с информацией.
- Куда и как нужно обратиться в исключительной ситуации — для разработчиков и службы поддержки
- Как и где исполнено описанное технически — для разработчиков
Что делать, чтоб было не только описано, но и работало?
Декларируйте, что вы и ваша команда управляются так, как написано.
Если что-то идет не так, я открываю документы, тыкаю в них пальчиком и говорю, мы договаривались делать так. Что нужно исправить? Если кто-то из руководства, скажем, не доволен сроками работы над тикетом, я открываю процесс, где написано,
- как мы берем тикеты в работу,
- какие стадии они могут проходить,
- что является поводом для остановки работы над тикетом и
- каково среднее время в каждой из стадий.
и задаю вопрос, мы сейчас будем менять процесс, приоритеты тикета или что-то еще?
Это довольно сильно смягчает недовольство, облегчает коммуникацию и, самое главное, увеличивает вашу предсказуемость и прозрачность вашей работы. А где прозрачность, там доверие. А на доверии можно много чего построить еще.
Плюс дает вам умение отстоять свою команду в случае, если вина не на людях, а на неразберихе в управлении (80% случаев на самом деле).
Показывайте людям, как это работает
Часть процесса релиз менеджмент родилась из трех разговоров с релиз менеджерами… На основании него я объясняла руководству, почему так долго готовится релиз, и на это обсуждение позвала релиз менеджера. Теперь в этом месте несколько документов про то, как, почему и что у нас должно релизиться. Написанных, понятно, не мной, а релиз менеджерами. Приучайте людей к тому, что это удобно, что освобождает от лишних объяснений и дает возможность быть прозрачным сразу и для всех. Своим примером.
Станьте источником знаний
Я не забываю время от времени читать маленькую лекцию о том, что прописанные договоренности о формате работы сильно лучше не прописанных. Мне интересно об этом рассказывать, так что всем приходится по многу раз слушать. Не с первого раза, постепенно, большая часть договоренностей у нас переползла в конфлюенс. Вода камень точит.
Зачем это вам
Как минимум, хаоса в голове и на рабочем месте станет поменьше.
Как максимум, вам повезет и вас заметят в этой организации как толкового менеджера, умеющего работать с процессами. :)
Мысли по поводу, довольно спорные, просто порассуждать.
У меня есть достаточно серьезное убеждение, что процессы не может написать и внедрить кто-то со стороны. Описать текущее состояние то он может, но процесс никто не будет поддерживать. И если понадобятся быстрые изменения, они случатся, а процесс будет ждать, пока его создатель внесет изменения.
Управленческие процессы — дело тех людей, которые их используют.
И еще, должно случиться осознание, что процессный подход это не внешне навязанное правило, а моя договоренность внешним миром по правилам работы со мной. Тогда процессный подход станет не тормозом развития организации (я и такое видела однажды), а катализатором роста.
Комментарии (4)
NAI
19.09.2019 15:58Длинные тексты никто больше не читает, с этим надо просто смириться
Не в длине дело — в количестве информации. Мне каждый месяц на почту валится письмо от «качества» со списком обновленных нормативных документов (НД)… последний был на 55 позиций — от ГОСТов, до внутренних СТО изменение 100500ое. Возникает два вопроса:
1)Когда их читать? Ни в одном план-графике я не видел задачи «ознакомление с изменениями в НД». Да черт возьми я даже никогда не видел change log'а — по нему хотя б можно за 15-20 минут пробежаться и понять что изменилось.
2)Инертность мышления и действий. При частых изменениях люди в принципе перестают понимать что и как им делать. Вчера подписи ставили синей ручкой, сегодня черной, а завтра внедряем ЭЦП. И что мне делать с документом который подписан вчера, а сдаваться будет завтра?
Однако у меня на руках сейчас два документа с описанием того, как мы релизим фичи, текст и диаграмма. Диаграмма не обновляется(то ли сложно, то ли некогда), текст — постоянно (это уже давно делаю не только я).
У вас происходит дублирование информации — в тексте и диаграмме. Люди естественно не понимают зачем два раза делать одну и ту же работу и забивают на второе. Уберите текст, оставьте диаграмму и она будет обновляться точно так же как и текст. Диаграмму проще читать — это быстрее, можно сразу пройтись по входам\выходам и действиям, но составлять ее труднее и сложнее. С текстом наоборот — написать можно быстро, но не факт что это будет понятно. У вас получается, у начальника соседнего отдела может нет. Вот пример из одного документа:При выполнении… этикеток допускается:… б)в таблицах переменных данных вместо обозначений исполнений оставлять свободную графу с указанием в примечании о том, что в ней делается отметка (например, указывается звездочка) в той строке, данные которой соответствуют изготовленному изделию."
Кто мне объяснит, что надо сделать получит пирожок.Fkleto4ku Автор
20.09.2019 14:36Спасибо за совет. Я не думала, что я просто дублирую. Пожалуй, стоит попробовать.
На госорганизацию тоже работала, для меня было немного слишком, и ГОСТ-ы в этом «слишком» занимали не последнее место, да.
И про количество соглашусь, слишком много всего и так приходит из всех источников. Чем компактнее и понятнее изложишь, тем больше шансов, что прочитают
misato
Не хватает итога: помогло ли всё это в конечном счёте стартапу?
Fkleto4ku Автор
Помогло :) Точек опоры у руководства за рубежом на нас стало больше.
Правда, отчетов тоже стало больше (к примеру, как только выяснилось, что у нас есть сла, всем сразу стало интересно, сколько у нас тикетов в рамках этого сла закрываются) но это, наверное, неизбежный итог любой структуризации