У него не было хелпдеска — тогда бы он молча ответил на заявку, не теряя клиентов и не выходя из себя. Любите своих саппортёров, они — фронтофис!
13 лет мы разрабатываем CRM-системы, проводим сложные проекты внедрения, сами пользуемся своей CRM, используем её как «наше всё» — и CRM, и хелпдеск, и почту, и колл-центр и т.д. Нередко именно таким образом её используют наши клиенты, перенося внутрь CRM-системы всю оперативную работу, а иногда и производство, и логистику, и склад. Но тем не менее мы взялись за разработку облачной хелпдеск-системы, потому что её не хватало нашей ИТ-инфраструктуре и ИТ-инфраструктуре наших клиентов. Конечно же, стали использовать наш хелпдеск ZEDLine Support первыми. Так нужен ли хелпдеск компании, у которой уже есть CRM-система? Нужен ли он не-сервисной компании? И может ли хелпдеск стать заменой CRM? Теперь мы точно знаем ответ на эти вопросы.
CRM уже внедрена. Зачем компании хелпдеск?
Если у вас внедрена одна из развитых российских или импортных CRM-систем, вы наверняка заметили, что это не «программа для продаж», а универсальное средство автоматизации, которое закрывает задачи работы с клиентами, планирования, KPI, почты и телефонии, управления складом и многие другие (зависит от компании). Если сотрудники и руководство компании научились использовать CRM-систему по полной, их операционная деятельность становится организованнее, быстрее, прозрачнее, — исчезают проблемы со сроками, забытыми клиентами, «зависшими» процессами. В современной CRM-системе работают все: продажники, менеджеры, руководители, маркетологи, поддержка и т.д. Очень удобно: вся информация содержится в карточке клиента, каждый сотрудник может получить доступ к необходимым ему данным. Тем не менее, хелпдеск не заменяет и не дополняет CRM-систему, это самостоятельное ПО, приобретение которого необходимо по нескольким причинам.
Безопасность
Начнём с самой важной темы — с информационной безопасности компании. В менеджменте есть такая визуализация — айсберг игнорирования, который предложил на основе своих исследований консультант Сидни Йошида в 1989 году. Согласно его данным, топ-менеджерам известно только 4% проблем компании. Эта теория как подтверждалась, так и опровергалась на основании того, что эти 4% стоят остальных 96%.
Противоречивая теория, но, переделывая известную фразу, можно сказать, что нередко руководитель действительно узнаёт последним. Особенно это касается тех, кто считает, что молодец и научился делегировать, а значит, можно заняться хобби, а бизнес сам будет работать. Действительно, фронтофис (поддержка и продажи) в курсе большинства клиентских и коммерческих проблем. И тут случается череда неблагоприятных совпадений:
- Сотрудники поддержки и сервиса отлично осведомлены о проблемах клиентов.
- Сотрудники поддержки имеют доступ к CRM-системе, в которой содержится критическая информация о сделках, финансовых потоках, воронке продаж и клиентской базе.
- Сотрудники поддержки — самый нестабильный персонал, который довольно быстро покидает компанию и не имеет сильной моральной привязанности к организации.
Таким образом, CRM-система в руках сотрудника поддержки даже при самых строгих ограничениях прав доступа — потенциальная брешь в безопасности. Хелпдеск является менее критичной для безопасности системой: в нём содержится информация о заявках и проблемах, базовая информация о клиентах, но нет доступа к коммерческой информации. Поэтому лучший вариант — это когда хелпдеск-система не содержит CRM-модуль, а интегрируется с внешней CRM-системой, то есть части сотрудников доступ может быть закрыт полностью.
Именно так мы и реализовали ZEDLine Support — в облачном хелпдеске работают операторы поддержки, которые не имеют доступ в CRM-систему. На данный момент реализована интеграция с нашей RegionSoft CRM, в скором времени появится API для интеграции с другими сервисами и приложениями. Оператор видит лишь свою рабочую информацию:
Кликните для увеличения
Список обращений
Кликните для увеличения
Текст заявки
Таким образом, хелпдеск помогает защитить клиентскую базу от нестабильных сотрудников, которые с большей вероятностью могут увести с собой часть клиентской базы.
Функциональные отличия
CRM-система — это, говоря простыми словами, программа с кучей прибамбасов. Вся функциональность разделена на множество модулей, которые связаны между собой, и это весьма удобно, однако все сотрудники не используют все функции системы, и нередко на рабочем столе CRM менеджера соседствуют постоянно используемые функции, функции, которые используются пару раз в месяц и функции, нужные время от времени. Архитектура и логика CRM-систем нацелена на грамотное функциональное управление, для задач которого и создан набор возможностей, который помогает охватить клиента на 360 градусов.
CRM-система — сложный для внедрения и освоения программный комплекс, который требует времени, затрат на обучение, формирование экспертизы и т.д. К тому же, в CRM-системе практически нереально освоить ровно один «свой» модуль, не вникая в другие — отсюда и длинные сроки, и сложности.
Сотрудник поддержки работает не с клиентской базой и сделкой, он работает с конкретной проблемой (инцидентом). Ему всё равно, что сделка стоила 1,5 млн. руб. или 11,5 млн. руб. — ему важно, что не работает сборка 17.3.25, узел № 16, заело сцепление на многомиллионном автомобиле, не работает сервер в ЦОДе и т.д. А значит, информация из CRM лишняя, а интерфейс перегружает внимание.
Кликните для увеличения
Окно заявки, с которым работает оператор — максимум нужной именно ему информации
Хелпдеск должен выполнять прежде всего своё основное предназначение: сообщать оператору о проблеме, давать её детали и какой-то канал связи с клиентом (чат, е-мейл, телефон — зависит от политики компании), позволять рассылать напоминания и обеспечивать клиенту личный кабинет для контроля сроков и хода исполнения.
Также у хелпдеск-системы есть большое преимущество перед CRM-системой: его внедрение не требует анализа, обследования и реорганизации бизнес-процессов. Вы его разворачиваете за 2 минуты, настраиваете и сразу перенаправляете все клиентские обращения на портал поддержки. При этом не важно, идёт ли передел сфер влияния между маркетингом и продажами, хорошо ли работает коммерческий директор, выполнили ли план продажники. Передний фронт компании — поддержка, отдел по работе с клиентами делает своё дело вне зависимости от остальных процессов в своей автоматизированной системе. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что бардак в компании ощутимо прибавляет работу поддержке. Ну это вы и без нас знаете.
Кстати, если вам предлагают что-то вроде CRM для поддержки или хелпдеск со встроенной CRM, тщательно проанализируйте возможные риски информационной безопасности.
Скорость освоения и взаимодействия с системой
Когда мы создавали свой облачный хелпдеск ZEDLine Support, мы в последнюю очередь думали о том, как будем выглядеть в ITSM-сообществе (вообще не думали, на самом деле), мы решили создать простую и понятную среду для работы абсолютно любой службы поддержки (саппорта, справки и т.д.):
- технической поддержки и аутсорсинговых компаний
- сервисных служб
- ИТ-отдела внутри компании (и любого другого отдела — в ZEDLine Support можно просто обмениваться внутренними задачами дизайнерам, админам, рекламщикам, кому угодно)
- поддержки нетехнической компании (хоть строительной компании, хоть парфюмерного магазина).
А это совершенно разный уровень технической подкованности пользователя системы. Решено: убираем ненужные навороты, к которым мы привыкли в разработке интерфейса CRM, делаем удобный веб-интерфейс, прикручиваем подробные обучающие блоки прямо внутри системы, чтобы пользователь был рядом с подсказками, пока в них не отпадёт необходимость (тогда достаточно нажать «Больше не показывать»).
Освоение CRM-системы занимает далеко не пару часов и не один день — требуется разобраться не только в своей непосредственной работе, но и в связности модулей и логике их взаимодействия. Условно говоря, нужно точно понимать, что и где изменится, если вы вдруг поменяете ставку налога, примените скидку, добавите новое поле в карточке клиента и т.д. И понимать это должен практически каждый пользователь в компании. Хелпдеск-система таких сложностей лишена (во всяком случае, в нашей реализации).
Кликните для увеличения
Кликните для увеличения
Для сравнения — главное окно CRM-системы и окно карточки клиента.
Кликните для увеличения
Слева кнопки, справа панель показателей, сверху — меню с подменю и т.д. Когда работаешь в CRM-системе, ощущаешь себя немного пилотом самолёта перед приборной панелью, когда работаешь в хелпдеске — ощущаешь себя оператором фронтофиса, который может быстро и чётко решить или делегировать задачу. И мануал на 300 листов.
Кликните для увеличения
44 вкладки, каждая из которых содержит важнейшую информацию, включая коммерческую тайну — и почти все вкладки задействованы в оперативной работе, минимум 10 использует каждый из менеджеров. Это удобно и быстро после обучения и освоения в системе, но освоение занимает время и является частью проекта внедрения.
Как видите, разница колоссальная. И это не признак того, что какой-то софт круче — это признак того, что каждое из приложений выполняет свою функцию и отвечает требованиям своего пользователя.
Настройка хелпдеска ZEDLine Support максимально простая: администратор прописывает настройки почты для рассылки уведомлений, дискового пространства, логики отправки уведомлений. Главная сущность любого хелпдеска — форма создания заявки, которую также просто настроить, выбрав набор нужных полей с типами данных.
Кликните для увеличения
Окно настройки анкеты в личном кабинете администратора.
Таким образом, каким правилам работы должна отвечать хелпдеск?
- Быть быстрым — быстро настраиваться, работать без подвисаний даже при большом количестве заявок.
- Быть понятным — все сущности должны быть понятные, прозрачные и связанные с главной — заявкой (обращением) клиента.
- Все элементы интерфейса должны трактоваться однозначно — оператор должен точно знать, что означает каждый символ и каждая функция в интерфейсе.
- Быть простым в освоении — поскольку сотрудники поддержки могут иметь совершенно разную квалификацию и подготовку, хелпдеск должен быть доступным для быстрого старта. Обучение должно проходить максимально быстро, ведь это тот пул сотрудников, которых нельзя надолго выдёргивать из рабочего процесса.
Хелпдеск — это инструмент оперативной работы (как и CRM), но прежде всего инструмент работы на передовой, где скорость ответа, удобство взаимодействия и возможность контроля хода решения вопроса значат почти столько же, сколько профессионализм поддержки.
Скорость работы с клиентами
Я — клиент многих компаний, сервисов, магазинов и т.д. Я — взрослый, современный, технически продвинутый человек, который хочет в обмен на свои деньги ровно три вещи: хорошего соотношения цена/качество, отличного сервиса и доступной, прозрачной работы с моими требованиями. Если я не могу найти, как связаться с компанией, я найду другую; если мне не ответят на вопрос или жалобу, я избегу компанию в дальнейшем; если меня будут обслуживать классно и персонифицированно — я готов немного переплатить и подружиться с брендом. Это нормальное поведение миллионов современных молодых людей — ваших клиентов. А значит, что? Им должно быть удобно — в том числе (о, ужас!) проникнуть в ваш хелпдеск и понаблюдать за ходом дела.
В этом плане CRM-система — не лучший друг клиента. Да, на рынке есть решения с возможность создания личного кабинета клиента или партнёра в CRM, но даже в них далеко не каждый бизнес решится допустить своих клиентов. Да и клиенту разбираться в интерфейсах CRM-систем всех компаний, с которыми он работает, тоже удовольствие ниже среднего.
Хелпдеск же — место встречи клиента и оператора на время решения рабочих задач (проблем, инцидентов). Вы берёте ссылку на ваш хелпдеск и размещаете её везде, где вас может начать искать клиент: в социальных сетях, на сайте, в подписи электронной почты, да хоть QR-кодом на товарах, материалах, рекламе и т.д. Клиент переходит по ссылке, вводит имя, фамилию, электронную почту и получает свой логин и пароль для входа в клиентский портал хелпдеска.
Далее он создаёт обращение, общается с оператором в чате, прикрепляет файлы, отслеживает смену операторов и статусов по его проблеме. Это удобно, быстро и, что немаловажно, подконтрольно — клиент держит руку на пульсе. Смена статусов позволяет клиенту видеть динамику работы и знать, что происходит с его обращением, насколько быстро решается проблема.
Кликните для увеличения
Раз, два, три — и клиент может создать свою первую заявку.
Возможность самообслуживания клиентов и чат с оператором — характерная особенность хелпдеска, которая в CRM либо отсутствует, либо не востребована.
Благодаря хелпдеску сокращается время ответа на заявку — это, пожалуй, главная выгода наличия такой программы у сотрудников поддержки. А когда клиенту уделяется много времени для общения, он уверен, что именно он — особо важный клиент, а это подкупает и укрепляет дружбу с компанией (а там и допродажи, и выручка, и рост прибыли — давайте смотреть на вопрос стратегически!).
Измеримый и заметный труд работников
На самом деле, чтобы иметь хелпдеск-систему, не обязательно иметь кабинет, где сидит выделенная группа поддержки — он подойдёт любым сотрудникам, которые находятся на первой линии работы с клиентами (кроме продажников — для них всё-таки CRM удобнее и функциональнее). С помощью хелпдеска автоматизируется много рутинных задач, и у менеджеров поддержки появляется больше времени для решения проблем клиента по сути.
В то же время именно работники поддержки те сотрудники, к которым чаще всего применяются различные метрики и KPI, потому что их работу легко сосчитать — по закрытым заявкам, оценкам клиентов (coming soon), трудозатратам в стоимостной оценке. В разных хелпдесках такой подсчёт ведётся по-разному, мы реализовали через учёт трудозатрат (тайминг): можно ввести прайс на различные виды работ и учитывать их в каждой задаче, а затем уже агрегировать в отчёте по трудозатратам.
Кликните для увеличения
Окно настройки тайминга в личном кабинете администратора
Кликните для увеличения
Оценка трудозатрат внутри интерфейса заявки (может быть видна клиенту, а может быть не видна благодаря функции «Внутреннее сообщение» (невидимое для инициатора заявки).
Хелпдеск даёт возможность сотруднику управлять своим временем: когда перед глазами все задачи со статусами, сроками и ответственными, проще сосредоточиться и спланировать работу как внутри рабочего дня, так и в целом по массиву задач. Вместе со снижением уровня стресса падает вероятность совершения глупых, «нервных» ошибок.
К тому же, сам сотрудник видит сделанную работу (закрытые заявки) и наглядно видит свой результат, что является мощнейшим мотиватором.
В CRM-системе оценка труда сотрудников гораздо глубже и сложнее (например, у нас спроектирован целый модуль работы с KPI), и до начала оценки эффективности каждого работника должна пройти определённая подготовка. В хелпдеске оценка саппорта начинается с первой минуты работы, без задержек на согласование показателей и т.д.
Ещё несколько отличий, о которых нужно знать
- Цикл обновления CRM-системы гораздо длиннее, чем цикл обновления хелпдеск-системы, а поддержка сложнее. Для работы с хелпдеском вам не нужен системный администратор, программист или супер-уверенный пользователь ПК.
- Если в CRM-системе есть раздел «Сервис», это всего лишь раздел, сильно ограниченный и не способный заменить хелпдеск. Если в хелпдеске есть модуль CRM, это, как в анекдоте, и не свинка, и не морская — совершенно не CRM, а, например, контакт-менеджер. Потому что CRM, повторюсь в десятый раз, это система управления всеми взаимоотношениями с клиентом, от лида до допродажи. Вы видите логику присутствия всего этого в хелпдеске, за исключением роста цены самой программы?
- Если первичная информация о клиенте собирается сразу у всех сотрудников, то вам больше подойдёт CRM-система, если саппорт не накапливает первичную информацию и имеет узкий ряд обязанностей, ему нужен хелпдеск.
Если у компании нет хелпдеска и нет CRM, то скорее всего работа с клиентом сосредоточена в электронной почте. Дальше существует два распространённых сценария:
- общение продолжается в почте бесконечной цепочкой писем, поиск осуществляется там же; при уходе сотрудника возможны неприятные приключения;
- общение переключается в чат или на телефон и постепенно теряется как единый массив информации.
Это, пожалуй, худший вариант из тех, что может быть. Не создавайте себе риски, работайте с различными инструментами автоматизации, которые способны решать задачи каждого из сотрудников. Тогда и вы сохраните ценный актив — коммерческую информацию, и сотрудникам будет удобно работать, и клиенты не будут себя чувствовать брошенными.
ОПРОС
— пожалуйста, ответьте на короткий список вопросов, это поможет нам стать лучше для вас :-)
Комментарии (13)
Lion009
15.10.2019 19:40Здравтсвуйте
Я как раз хотел узнать, что такое хелп диск, спасибо за разъяснение!
И по случайному совпадению, я хотел поставить себе CRM. Не знал какую
—-
Связь с клиентом у меня по телефону/ватсап
Зачем мне хелп диск не пойму
Зная своих клентов, им будет просто в лом где-то регистрироваться на сайте и писать туда. Им проще написать/позвонить
Как тогда можно ограничить crm для операторов, которые принимают заявки?Free_Mic_RS
15.10.2019 19:52Если у вас схема: общение с клиентом — сделка, т.е. цель — продажи и основные сотрудники — продажники, то вам нужна CRM-система. Посмотрите RegionSoft CRM Professional 7.0, в этой версии есть SIPфон, вы сможете звонить клиентам прямо из CRM, поднимать карточку, вести сделки, строить отчёты. Там же есть разграничение прав доступа для различных сотрудников.
Если у вас поддержка, то хелпдеск хорош тем, что вашим клиентам зарегистрироваться — ровно минута, и они смогут всегда писать вам по одному каналу, видеть статус решения задачи, а у вас все клиентские проблемы будут организованно храниться.
Всё зависит от ваших задач.
Axelus Автор
15.10.2019 22:42+1Вы можете использовать и CRM-систему, и облачный хелпдеск, а также оба решения одновременно, настроив интеграцию между ними. Все зависит от целей и задач. Если вам важно, чтобы ваши клиенты могли самостоятельно генерировать обращения, а также вели интерактивные диалоги с вашими специалистами, и чтобы вся эта информация была централизованно учтена, то ваш выбор облачный хелпдеск. Если вас устраивает, что клиенты звонят вам в офис и сообщают о своих проблемах таким образом, а вы уже учитываете эти обращения на уровне бэкофиса, то выбор — CRM-система. Интеграция между хелпдеском и CRM может потребоваться в случаях, если вы хотите разделить процесс поддержки клиентов на открытую и закрытую части. Т.е., например, ваш клиент создал обращение в облачном хелпдеске, после чего оно автоматически поступает в CRM, установленную в вашем офисе, назначается ответственный менеджер или группа для реагирования и разбора ситуации, запускаются экземпляры бизнес-процессов, расставляются задачи между сотрудниками, которые должны отработать ситуацию и т.д. Т.е. внутри службы поддержки идут сложные процессы, которые автоматизируются с помощью CRM. Какие-то реперные события в процессе работы над проблемой могут публиковаться на стороне хелпдеска в виде сообщений чата или изменения статуса. Например RegionSoft CRM в редакции Enterprise имеет функционал хелпдеска (называется ServiceDesk) и может быть использован для подобной интеграции с сервисом ZEDLine Support (в пакетах Проф и VIP)
Axelus Автор
15.10.2019 23:10+1Кстати, клиенту совершенно не обязательно самому регистрироваться в ZEDLine Support. При поступлении обращения, например, через электронную почту, по телефону или через любой другой канал, оператор сам может создать тикет от лица этого клиента, а самого клиента зарегистрировать в качестве пользователя и отправить ему приглашение в систему, где он сможет отслеживать статусы своих обращений и начнет взаимодействовать с операторами, если ему это понравится. Практика показывает, что клиентам это более, чем нравится. Они начинают использовать сервис с удовольствием и очень продуктивно. При этом работа службы поддержки упорядочивается, исчезает человеческий фактор и т.д.
RaFaeL-NN
16.10.2019 01:45Сотрудники поддержки — самый нестабильный персонал, который довольно быстро покидает компанию и не имеет сильной моральной привязанности к организации.
Не надо так, это лицо компании. Разработчики даже могут быть стажерами и студентами, их есть и кому проверить и поправить, и когда, а саппорт общается напрямую с клиентами онлайн в том числе. Опытный сотрудник решит проблему за 5 минут и клиент останется доволен, неопытный будет давать бестолковые советы «перезагрузите компьютер» (ища в фоне ответ на вопрос не в голове, а в каких-то сомнительных базах) и утомлять клиента своей некомпетенцией
IsyanovDV
16.10.2019 02:22+1Нам не нужен CRM потому что у нас нет отдела продаж. Но и хелпдеск как чисто ITSM хелпдеск нам тоже уже мал.
Нужна полноценная система работы с сервисами, как и ITSM в полном мере так и другими офисными / бизнес сервисами, при этом чтобы не писать собственные системы. И с этим на рынке пока проблемы.
OkHelpDesk
16.10.2019 11:48+3Спасибо, уже было детально разобрано по пунктам вот тут CRM система или Help Desk? В чем принципиальная разница, откуда путаница, и что есть на рынке Help Desk-ов?
Free_Mic_RS
16.10.2019 12:03+4Коллеги, вы такие по-детски забавные, милота :-)
- После вашего пробуждения у нас под постом всегда -2 к рейтингу (по числу тех, кто может голосовать).
- У вашего комментария сразу растёт рейтинг :-)
- Статью вы, видимо, дальше заголовка не прочитали, т.к. она в корне отличается от ваших рассуждений.
- Вам не западло уже второй раз пиариться под постом конкурента — как говорится, свои не взлетают, так тут попаразитируем. Тоже форма существования, доказано биологией!
А так — мы как бы про CRM знаем сильно больше вашего и раскрываем те тематики, которые считаем интересными аудитории. Так было 100 предыдущих постов в блоге, будет и впредь.OkHelpDesk
16.10.2019 12:12-4Именно поэтому вы минусуете все наши комментарии и карму по числу своих голосующих?
Коллеги, глубокий вдох и выдох.
А после этого уточните, в чем заключается PR или ссылка на релевантные и популярные материалы (более 10к просмотров) автоматически считается PR-ом?
p.s. кстати мы до сих пор ждем от ваших коллег обещанных записей диалогов
Maxcube
Я выскажусь как пользователь от коммерческой службы — реально стоит хелпдеск саппорта отделять от основной CRM и нем более категорически не вести в почте (!), т.к. рано или поздно любопытные сотрудники начинают лезть в CRM, запрашивая небольшой — шире — всё шире доступ по служебной необходимости. А тут ответ короткий: «Вся необходимая для твоей деятельности информация в твоём рабочем ПО». Скажете, что денег больше? Нет же — вы же экономите на лицензиях/подключениях CRM, которые не ставите/подключаете саппорту. Диверсификация что инвестиций, что управления ПО, что бизнеса — отличный способ снижения рисков. Так что разумно реально разделять.