Я пишу много текстов, в основном всякую чушь, но, обычно, даже хейтеры говорят, что текст читается легко. Если хотите сделать свои тексты (письма, например) легче, бегом сюда.

Тут я ничего не придумывал, всё из книжки «Слово живое и мёртвое» Норы Галь, советского переводчика, редактора и критика.

Правила два: глагол и без канцелярита.

Глагол – это действие. Глагол делает текст динамичным, интересным, живым. Больше никакая часть речи так не умеет.

Антоним глагола – отглагольное существительное. Это – самое поганое зло. Отглагольное существительное – это существительное, образованное от глагола.

Например: осуществление, реализация, планирование, имплементация, применение и т.д.

Поганее отглагольного существительного только цепочка отглагольных существительных. Например, осуществление планирования, реализация применения имплементации.

Правило простое: там, где можно, заменяйте отглагольные существительные глаголами. Или нормальными существительными, у которых нет глагола-синонима.

Теперь про канцелярит. Чтобы узнать, а точнее – вспомнить, что такое канцелярит, почитайте какой-нибудь закон, положение (в т.ч. внутренние документы компании), или свой диплом.

Канцелярит – это искусственное усложнение текста, чтобы он казался умным или вписывался в какие-то рамки (деловой, научно-публицистический стиль и т.д.).

Говоря проще, если вы пытаетесь казаться умнее, чем есть, когда пишете текст – вы плодите канцелярит.

Применение отглагольных существительных – это тоже канцелярит. Деепричастные и причастные обороты – признак канцелярита. Особенно, когда идет цепочка оборотов, дополнений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (давайте, вспоминайте школьную программу).

Деепричастные и причастные обороты отличаются тем, что у них есть, скажем так, слово-основание. Например: Ирина, решающая задачу. Уже звучит немного гадко, но, при желании, можно сделать вообще нечитаемым.

Ирина, решающая задачу, напоминает маленького, ничего не понимающего ребенка, который, думая, что чего-то знает об этой, неизвестно откуда взявшейся на его голову, жизни (так, сам запутался уже…), искренне верящего, будто компьютер, принадлежащий ему по праву, будет вечно сносить и терпеть, молча, ни разу не оскалившись, будто пёс, смердящий от прошедшего вчера дождя (блин, что я хотел сказать-то этим предложением…).

С одной стороны, можно закопаться и разобраться в этих правилах и писать, как Лев Толстой, предложения длиной в страницу. Чтобы потом школьники мучились.

Но есть простой выход, который не даст вам испортить предложение. Делайте предложения короткими. Не «Вечерело.», конечно – думаю, достаточно будет предложений длиной в одну-две строки, не больше. Соблюдая это правило, не запутаешься.

Да, и абзацы лучше делать маленькими. В современно мире имеет место т.н. «клиповое мышление» — человек не способен усваивать большие куски информации. Нужно, как ребенку, делить котлету на маленькие кусочки, чтобы он мог их кушать сам, своей вилкой. А если не поделить, то придется сидеть рядом и кормить.

Ну а дальше просто. В следующий раз, когда напишете текст, перечитайте его перед отправкой, и найдите: отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты, предложения длиной больше одной строки, абзацы толще пяти строк. И переделайте.

Комментарии (47)


  1. gennayo
    30.12.2019 21:20

    Лучше сначала задуматься — «зачем», и лишь потом решить — «как».


    1. nmivan Автор
      30.12.2019 21:21
      +1

      Судя по количеству ваших статьей, Геннадий, вы очень долго думаете над «зачем» :)


      1. gennayo
        30.12.2019 22:10
        +3

        Нет, я для себя на него ответил, мне писать статьи незачем.


      1. n1ger
        30.12.2019 23:38

        По всем законам диалектическим количество станет качеством
        И один из сотен постов таки сделает вас неудачником


  1. lovefst
    30.12.2019 21:28
    +1

    Интересно.
    Но, зря Вы Льва Толстого пропесочили. Писал он красиво. В школе у меня задание по «Войне и Мир» было — заучить взгляд Андрея Болконского с его «взглядом на небо Аустерлица». Так не только выучил, рассказал с «чувством, толкои, расстоновкой», так и сам проникся к описанию этого неба. Рассказывая свою «домашку», я реально представлял эти голубые облака, что плыли надо мной…


    1. nmivan Автор
      30.12.2019 21:40

      Ну да, небо Аустерлица, дуб и Платон Каратаев в плену — самые простые и понятные куски, про которые писали сочинения школьники. Всё, что смогли выбрать.
      Дело не в этом. Вы сами говорите — писал он красиво. А я про то, как писать не красивые, а лёгкие тексты.
      Это как код. Бывает, показывают код на js, и говорят — смотри, как красиво. А я плохо знаю js. Мне не красиво — мне непонятно. Я не могу оценить красоту, т.к. не понимаю кода.
      Так же и с текстами.


      1. Kolonist
        31.12.2019 00:07

        Да нет, красивый код — простой код. Чем понятнее написан программный код, тем он красивее. Сложные конструкции, позволяющие в одну строку исполнить кучу операций (и вызвать дьявола) никогда красивыми не считались.


        Так же и сложные конструкции естественного языка, которые можно понять лишь с пятого прочтения и почти никогда на слух, врядли можно назвать красивыми. Красиво пишут авторы, которые пишут понятно, но не примитивно.


      1. lovefst
        31.12.2019 11:12

        Не стоит путать худ. литературу с тех. текстами. Художественная литература должна быть не только со смыслом, но и красивой.
        Если Ваша статья была именно о тех. текстах, где всё должно быть просто, доступно, без разночтений — тогда да. В пример можно привести мелкософтовый MSDN и линуховые man`ы. Первые написаны просто, и, человек плохо знающий английский их может прочесть и понять, вторые написаны «живым» английским — и вот там уже порог вхождения, понимания много выше.
        Если человек хорошо знает английский — ему плевать на стиль написания, если кое-как, то тут уже начинаются проблемы.


    1. KvanTTT
      31.12.2019 03:24

      А еще красивей и мудреней писал Достоевский и другие авторы, книги которых почему-то должны читать и осознавать современные школьники.


      1. Maksclub
        31.12.2019 07:47

        Религиозных фанатиков должны читать школьники? Я вас "умоляю"


        1. chapuza
          31.12.2019 08:01

          Мой опыт показывает, что если человек не читал Достоевского, то, скорее всего, общаться с ним будет скучно.


          1. Keynessian
            31.12.2019 11:59

            А если человек читал и любит восточную классику (например, ???), но вот Достовеского не любитель?

            lovefst
            Вот как раз школьникам Достоевского надо не только читать, а ещё и разжевывать каждое его предложение. Это Вам не «десять бабушек — уже рубль». Понимание мотивов его героев прививает понимание человеческих поступков уже в реальной жизни

            lovefst, читать «Преступление и наказание» Достоевского в детстве — мерзко и противно! Написано, талантливо — не спорю, но послевкусие от каждой прочитанной страницы — омерзительнейшее! :(


            1. chapuza
              31.12.2019 12:14

              А если человек читал и любит восточную классику (например, ???) [...]

              То этому человеку, наверняка, будет скучно со мной. Но это и прекрасно: мир большой и люди разные, на всех хватит.


              1. withkittens
                31.12.2019 21:22
                +1

                общаться с ним будет скучно.
                будет скучно со мной.
                Второе намного вероятнее, конечно.


            1. Yix
              01.01.2020 00:38

              Помню меня «Преступление и наказание» в десятом классе торкнуло сильно и я читал его запоем, ни на что больше не отвлекаясь. Но у меня был несколько альтернативный взгляд на то, что именно в жизненном пути Раскольникова привело его к его поступку. Для меня ключевое было ломание и становление тем, что тебя угнетает и потив чего восстаёш (типа убить дракона), а не, как настаивала преподавательница, ницшеанская идея сверхчеловека. Также меня еще до этого впечатлил фильм Pink Floyd «The Wall» (при том, что я был не в состоянии распознать и перевести текст, по понял близко) и случайно попавшийся фильм 1984.
              Так что не всем мерзко и противно: люди разные и имеют индивидуальный путь развития, в определенном состоянии такие тяжелые вещи могут вызвать катарсис направить, пока не ударился во все тяжкие.


              1. lovefst
                01.01.2020 14:09

                В том и смысл преподавания Достоевского в школе. Каждый смотрит на психологию действующих лиц по-своему. Да, была тема в советском обучении «прививать однообразный, утверждённый партией, взгляд на вещи». Моя точка зрения по бунтарю Расскольникову также отличалась от общепринятой, но руссица позволяла мне её отстаивать, оспаривать её видение, но, всё-одно, влепила четвёрку. Потому что «отошёл от линии партии».


            1. Sergey_Kovalenko
              01.01.2020 17:57

              В галактике не ничего хуже «воганской» поэзии.


      1. lovefst
        31.12.2019 11:24

        Вот как раз школьникам Достоевского надо не только читать, а ещё и разжевывать каждое его предложение. Это Вам не «десять бабушек — уже рубль». Понимание мотивов его героев прививает понимание человеческих поступков уже в реальной жизни. Как понимаю, в современной школе этому уже не учат. Сейчас главное галочки расставлять правильно на тестах…


    1. gatoazul
      31.12.2019 19:07

      Святослав Логинов с вами не согласен.


      1. lovefst
        01.01.2020 13:58

        С наступившим НГ, хабровчане.
        Спасибо за рекламу писателя. Фантастику люблю — сейчас поищу что такого у Святослава почитать, ибо ранее я не знал этого имени…


        1. gatoazul
          01.01.2020 16:45

          «Многорукий бог далайна» и «Свет в окошке» — имхо лучшее.


          1. lovefst
            02.01.2020 00:30

            Спс. Плюсануть не могу — скора ноль…


  1. chapuza
    30.12.2019 21:38

    Ирина, решающая задачу, напоминает маленького, [...]

    Это не Толстого напоминает, а Манна, Пруста и немножечко «Палисандрию» Саши Соколова.


    1. gatoazul
      31.12.2019 19:09
      +1

      «Врата рая» же. Анджеевский смотрит на Пруста как на ребенка.


      1. chapuza
        01.01.2020 07:42

        Ага :)


        Тогда и Ионеско можно вспомнить, в качестве альтернативного варианта текста, который идеально подходит под описанные критерии.


  1. hmpd
    30.12.2019 23:08
    -1

    Нора Галь, она же Элеонора Гальперина. Суперпереводчица.

    Канцелярит – это искусственное усложнение текста, чтобы он казался умным или вписывался в какие-то рамки (деловой, научно-публицистический стиль и т.д.).

    Галь ругает канцелярит не потому, что он используется в законах, публицистике и т. п. — там он вполне уместен. Хуже всего, по ее мнению, когда обычные люди в быту используют громоздкие, неподъемные фразы, сами того не замечая. В книге есть много хороших примеров.
    В современно мире имеет место т.н. «клиповое мышление» — человек не способен усваивать большие куски информации.

    Злободневный вопрос: а должны ли авторы потакать клиповому мышлению? Может быть, стоит воспитывать своего читателя и учить его красивому языку? Не писать совсем уж заумно, но хотя бы подталкивать в правильном направлении. Тот же Толстой писал ну очень красиво, что ни говорите.

    И да: «Слово живое и мертвое» читать надо всем, кто хоть как-то связан с созданием текстов и переводами. Еще у Ильяхова была неплохая рассылка, как писать красиво. У Чуковского есть «Высокое искусство» (о переводе). Но книга Галь, конечно, вне конкуренции, хоть слегка и устарела. В частности, Галь была недовольна словом «переживать» в смысле «волноваться».


  1. rizhenkov
    31.12.2019 00:18

    Эти идеи отлично раскрыты в книгах Ильяхова «Пиши сокращай» и «Новые правила деловой переписки». Помогло в работе программиста: доки, письма, комментарии


  1. Figurnov
    31.12.2019 02:46
    +1

    Рецепты типа «глагол и без канцелярита» и «всем лестно коротеньких строчек почитать» конечно полезны. Особенно в рекламе и журналистике.

    Но в информационных технологиях, как и в других естественных науках, часто приходится объяснять сложные, а иногда очень сложные вещи. И от объяснения, как правило, требуется, чтобы оно было точным, однозначным и исчерпывающим. И только затем, чтобы оно было ясным и понятным. Тут, к сожалению, простенькими рецептами не обойдешься. Иногда приходится, говоря словами поэтов, «изводить единого слова ради тысячи тонн словесной руды», чтобы добиться той легкости, «в которой тяжесть преодолена»…


    1. chapuza
      31.12.2019 07:59

      И от объяснения, как правило, требуется, чтобы оно было точным, однозначным и исчерпывающим. И только затем, чтобы оно было ясным и понятным.

      Йохохо. Идеально точное, однозначное, исчерпывающее, но неясное и непонятное объяснение вообще бессмысленно, и права называться «объяснением» не имеет вовсе.


      1. mgremlin
        01.01.2020 12:08

        Если исходить из этого, то бессмысленны все сколько-то приличные учебники по серьезным наукам. Тем более — актуальные научные статьи.

        С текстом о серьезных вещах всегда приходится поработать.


        1. chapuza
          01.01.2020 12:11

          Фейнман сам умел, Ван дер Вартен — тоже. У Ландау был Лившиц, который умел. У Колмогорова — Фомин.


          Поработать приходится, но это потому что мы не дотягиваем до уровня. Если бы оно было изложено неясно и непонятно, у нас бы не было шансов вовсе.


          1. mgremlin
            01.01.2020 12:41

            Ну, Фейнмана и математиков я читал скорее мельком, в силу ряда причин, конкретного мнения не имею.
            Но уж на Ландавшиц я потратил достаточно времени и сил, чтоб иметь четкое суждение и не соглашаться с легкостью слога. первые тома еще так-сяк, а дальше — все совсем сложно. И это — нормально, и объяснений проще — нет, потому как невозможно.

            Я, собсна, к чему: «неясное и непонятное объяснение вообще бессмысленно» — это не так. Ибо если других объяснений нет, придется кушать что дали, и смысл в этом однозначно имеется.


    1. lovefst
      31.12.2019 11:31

      «Завёрнутые» предложения в точных науках это зло. Особенно, если статья/документация и пр. пишется на русском — можно так навернуть «уточняя мысль», что поймаем разночтение.
      Почитайте наши федеральные законы, когда месяц на спец. форумах люди с высшими техническими и юридическими образованиями разбирают запятые в одном из абзацев ФЗ и получают три различных смысла. Причём всё находится исключительно в рамках правил русского языка и опечаток нет.
      ТСу, в качестве примера, надо было как раз одно из предложений наших ФЗ привести. Там реально чёрт ногу сломит…


  1. konstantinmatveev
    31.12.2019 06:21

    Если пишете для аудитории с клиповым мышлением (к сожалению, таких много) — то статья подойдёт. А если вам нужны интеллектуально и материально обеспеченные люди — то клиповая примитивная статья скорее оттолкнет.


    1. chapuza
      31.12.2019 07:57

      интеллектуально и материально обеспеченные люди

      А зачем могут быть нужны материально обеспеченные люди (кроме случаев, когда обсуждаемый текст — два абзаца рекламного булшита)?


    1. HelpOP
      31.12.2019 22:04

      Моё мнение.
      Клиповое мышление это следствие переизбытка информации и недоверие к источнику. То есть эволюционный механизм.

      На себе заметил что могу читать огромадную техническую статью на хабре с чувством и толком, а на незнакомом сайте пробегусь глазами и закрою.


  1. pakh
    31.12.2019 06:44

    Правила полезные, но следования им далеко не достаточно, чтобы не умеющий делать легкие тексты превратился вдруг в умеющего. Есть куча подводных камней в стилистике русского языка, и когда чувства языка нет — появляются корявые и трудные для чтения фразы. Даже если и короткие.


  1. kagarich
    31.12.2019 09:21

    Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, водящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие являются штрафующимися.
    Из рассказа В. Ардова " Суконный язык"


  1. Andrey_Dolg
    31.12.2019 11:45

    Я так понимаю такой же подход работает и в аудио/видео контенте?


  1. A114n
    31.12.2019 12:30
    +1

    даже хейтеры говорят, что текст читается легко

    Я хейтер. Именно из-за того, что ваши тексты чудовищны, косноязычны и тяжеловесны.


  1. kryvichh
    31.12.2019 14:10

    Всё по полочкам. Могу добавить пару слов про белорусский язык. Там причастные обороты (все эти -уемый, -ющийся и проч.) практически отсутствуют как класс. Вместо их предлагаются конструкции с глаголами или прилагательные, если причастие использовано как прилагательное.


  1. FTOH
    31.12.2019 17:34
    +1

    Есть сайт glvrd.ru, который проверяет текст на проблемы и дает советы.


    1. gennayo
      31.12.2019 18:11

      Очень субъективный разбор он даёт по тексту этой статьи, практически сплошная вкусовщина :))


      1. FTOH
        31.12.2019 18:30

        Потому что текст этой статьи и так хорош. Если взять какую-нибудь статью из этого расследования, то будет видно, что советы такие же как в этой статье.


  1. gatoazul
    31.12.2019 19:10

    Могу дать еще один хороший совет. В тексте (в идеале) не должны повторяться слова. Вообще. Кроме однозначных терминов и местоимений.


    1. chapuza
      01.01.2020 07:48

      Truth is mighty and will prevail. There is nothing wrong with this, except that it ain’t so. — Марк Твен.

      Критерий крутой, но недостижимый. Самые суровые редакторы требуют уникальности слов в пределах страницы, на просторах текста это попросту невозможно (количество слов в «Войне и мире» — примерно 450К).


      Довлатов, кстати, ультимативно запрещал себе начинать два слова в одном предложении с одинаковых букв.


      Но в случае технического описания, или просто документации, есть целый ворох слов, которые будут повторяться чуть не в каждом предложении, и умение писать живо и ярко в таких граничных условиях — гораздо важнее.


  1. playerro
    31.12.2019 19:16

    Зато можно пойти от обратного, и если специально нужно чтобы никто не смог прочитать текст запутывать его канцеляритом и отглаголенными существительными, как в законах пишут :)