Основатель социальной сети Secret для обмена тайнами Дэвид Байтау рассказал изданию «Секрет фирмы» о своей жизни до проекта, об работе над Secret и о том, как поражение обернуть в свою пользу с помощью специальной мантры.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные факты из его истории.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные факты из его истории.
Предыстория проекта
Байтау родом из Индианы, поступил в Университет Пердью, но не закончил: собрал вещи и уехал в Калифорнию работать в игровой компании (программировал с десяти лет). Устроился в Google, где почти пять лет занимался Google+ и Google Wave. В одном из интервью он говорил: занимаясь Secret, смотрел на Google+ и делал наоборот.
После Google он недолго поработал в Square у Джека Дорси, основателя Twitter. Общение с Дорси вдохновило Байтау, он решил открыть свою компанию, ещё не имея представления, какой она будет.
Однажды он пригласил на встречу Криса Бадера-Векслера, талантливого программиста, которого сам нанимал в Google. Они нашли общий интерес — анонимные сообщения — и стали партнёрами, придумав мессенджер Whispr для отправки анонимных сообщений друзьям. Послания исчезали, как фотографии в Snapchat. Девушка Байтау тогда была в Париже, и он с удовольствием тестировал свою идею — отправлял ей анонимки с признаниями в любви. Байтау нравилось, что сообщение в Whispr — всегда приятный сюрприз. Важен текст, и не очень важно, кто его написал. Партнёры показали сервис инвесторам, но не смогли их заинтересовать.
В ноябре 2013 года они прогуливались по Южному парку в Сан-Франциско и пришли к новой идее — создать социальную сеть для секретов. Если связывать пользователей по социальному графу с друзьями, они будут читать анонимную информацию о тех, кто интересен.
На этот раз убедить инвесторов было несложно. В конце 2013 года компания получила $1,4 миллиона, в частности, от Google Ventures, а в начале 2014 года приложение Secret появилось в App Store.
Проснулся «знаменитым»
23 мая прошлого года Байтау проснулся в 3 часа ночи. Телефон разрывали уведомления — сигналы с сервера, который не справлялся с нагрузкой от притока новых пользователей. «Я увидел, что трафик идёт из России, и сначала решил, что нас атакуют хакеры», вспоминает Байтау. Он быстро понял, что следов атаки нет, зато в Secret появилось много постов на кириллице.
Secret в России прошёл тот же путь, что в Кремниевой долине. Началось со сплетен IT-рынка: вызвали резонанс сообщения о задержке зарплат в Look At Media. В России делились инсайтами, интимными тайнами и больше всех писали о политике. Страна, о которой Байтау не знал ничего, стала важным рынком для анонимного приложения. Secret нанял двух русскоязычных сотрудников в Сан-Франциско, чтобы переводить посты, работать с командой мониторинга и растить русскоязычное сообщество.
Красота спасет мир
Когда Байтау и Бадер-Векслер запускали проект, они чётко определили миссию нового сервиса: сделать людей честнее, ближе друг к другу, позволить говорить то, о чём говорить страшно и некомфортно. «Это в конечном счёте делает мир лучше», писал Байтау через 45 дней после запуска.
Основатели были одержимы красотой. Байтау высказывал романтическую гипотезу — проблем с кибербуллингом (угрозами, ругательствами, издевательствами), которые убили несколько анонимных стартапов, не будет в Secret, потому что красота притягивает красоту. «Когда ты создаёшь продукты, тебе нужны опорные точки, которые полюбят люди, это создаёт позитивные эмоции и привязанность», говорил он.
Золотая жила
В марте 2014-го компания привлекла новый раунд — $8,6 миллиона от венчурных фондов, среди которых Google Ventures, Kleiner Perkins, Caufield & Byers (в портфеле Twitter, JD.com, Google и другие), актёр Эштон Катчер и основатель Reddit Алексис Оханьян вложили собственные средства. Оханьян считал, что Secret сможет конкурировать с Facebook, который теряет молодую аудиторию. «Людям нужно делиться откровенными мыслями, и делать это они могут только в Secret. Публикации под реальным именем испортят карьеру».
Инвесторам казалось, будто они нашли золотую жилу. «Необходимость в самовыражении заложена в нашем желании не быть одинокими, писал Дэнни Ример, вошедший в совет директоров компании от Index Ventures. — Secret — новая форма граффити; место, где мы можем позволить себе спорные дискуссии».
В июне команда анонсировала Secret Dens — анонимные группы для команд, их использовали сотрудники Google, Facebook и Twitter. Казалось, что триумф близко, но на самом деле Secret уже попал в паутину проблем.
Неудачный эксперимент
Дизайн приложения и правда многим пришёлся по вкусу, но психологический эксперимент Байтау не удался. Secret наполнился сплетнями и наветами. Байтау получал сообщения от организаций по борьбе с суицидом. СМИ писали новости на основании секретов, это раздражало ньюсмейкеров. Всё чаще лидеры мнений, ещё пару месяцев назад благосклонные к новому сервису, начали порицать Secret.
Спорщики ломали копья. Влиятельный инвестор Марк Андриссен развёл длинный тред, где написал, что Secret «создан, чтобы порождать негативное поведение, унижать людей, омрачать человеческие души». Блог ValleyWag ехидно писал, что Андриссен обозлился на Secret после того, как сервис отказался от его денег.
«Строить анонимные приложения очень сложно, объясняет основатель сервиса Memo (анонимное приложение для обсуждения работы) Райян Дженссен. — Люди не рассказывают о них друг другу, поэтому делать их вирусными тяжело. Люди не строят там репутацию, так что нет стимула писать качественный контент».
Основатели Secret осознали наивность идеи «красивый дизайн породит красивый контент».
Год назад сервис оказался в центре скандала, развязанного изданием PandoDaily. PR-директор Secret Сара-Джейн Сачетти (раньше работала в Formspring) не отреагировала на предложение руководителя фонда по борьбе с суицидом обсудить проблему. После нападок СМИ она извинилась и скоро уволилась.
Конкурент
Secret прожигал инвестиции на зарплату модераторов, 150 человек на Филиппинах и в Гватемале ежедневно удаляли миллионы постов. Параллельно появилась другая проблема — Yik Yak.
Сервис возник на волне нового интереса к анонимности и тут же стал серьёзным конкурентом. Если дизайн Secret скорее походил на Instagram, Yik Yak показывал быстро изменяющуюся ленту сообщений, как в Twitter. Он мгновенно распространился по школам и университетам Америки. В июне 2014-го Yik Yak поднял $10 миллионов, а осенью — уже $62 миллиона с ведущим фондом Sequoia Capital (оценка $350 миллионов менее чем через год после запуска).
Secret лучше развивался за пределами США: в России, Мексике, Бразилии, Нидерландах, Индонезии — и именно из-за этого терял американский рынок, пользователи уходили из-за наплыва иноязычных «извращенцев». Главный конкурент быстро усвоил урок: Yik Yak закрыл доступ к приложению из развивающихся стран — из России его скачать невозможно.
На развивающихся рынках Secret тоже не выстрелил — сервис занял обидную нишу развлечения на одну ночь. Он действовал как вирус — распространялся очень быстро и так же потухал. В России 28 мая он входил в пятёрку приложений App Store в России, а 15 июня исчез из рейтинга.
В Бразилии сервис быстро запретили власти — его появление совпало с предвыборной президентской гонкой, и тысячи платных троллей начали размещать в Secret компромат на кандидатов. В августе бразильский суд обязал Apple и Google удалить приложение из магазинов и с телефонов бразильцев, которые скачали его. Штраф за каждый просроченный день — $9000. Тогда Apple впервые применила функцию switch killer — удаление приложения из телефона пользователя без его ведома.
Закат
Последние полгода Secret искал свой путь. В декабре компания провела редизайн и стала копией Yik Yak. Это не помогло, люди стали уходить ещё быстрее. «Продукт потерял часть своей магии», говорит Байтау. Ещё он лишился второго основателя.
Крис Бадер ушёл из компании в январе, вскоре после запуска новой версии. «Пришло время позволить команде делать то, что она хочет, а мне сфокусироваться на том, что получается лучше всего», заявил он. «Он просто очень устал, никакой другой конкретной причины не было, вспоминает Байтау. — Я был удивлён». Уход партнёра сильно подкосил развитие проекта.
29 апреля он опубликовал пост на Medium. «Закат». Проект закрылся.
Со стороны кажется, что конец был быстрый, но на самом деле мучительный. «Долгое время это сидело только в моей голове, сотрудники ничего не знали. Когда я сказал об этом команде, мне кажется, все почувствовали облегчение, потому что нам правда было очень тяжело».
«Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better»
«В Долине есть негласное правило — не говорить плохо о компаниях, в которых ты работал и в которые инвестировал», — объяснил IT-предприниматель, живущий в Сан-Франциско. Репутация здесь очень важна. Фонд Redpoint писал, как вдохновлён тем, что принял участие в раунде. Теперь в его портфеле нет логотипа Secret, а на вопросы партнёр ничего не ответил. Фонды молча убирают из списка неудачные проекты.
У Байтау траурная обложка в Facebook — чёрный фон, и он пока не знает, чем займётся дальше. Первый месяц после закрытия Secret он устраивал жизнь своей команды — отправлял людей в Uber, Twitter и другие компании. Уверен в одном: больше никаких соцсетей. «Социальные продукты — это битва за внимание потребителей. Они интересны, только когда их используют достаточно много людей, а расти очень сложно. Немногие могут достигнуть успеха Facebook и Twitter. Только Snapchat смог. Мы завоевали популярность, но сложно сделать продукт устойчивым».
За полтора года Secret получил 15 миллионов пользователей и $35 миллионов инвестиций. Байтау закрыл проект, подвёл инвесторов и разочаровал пользователей — и теперь думает, что делать дальше. «Я принял самое сложное решение в моей жизни», заявил Байтау.
«Эти фейлы ничего не значат. Пикассо семь лет создавал картины, и они были очень плохие». Слова драматурга Сэмюэла Беккета «Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better» стали мантрой Кремниевой долины. Вот почему многие предприниматели счастливы побыстрее вылететь из университета и начать бизнес. Стартапы — та же школа, только круче. Американские инвесторы, конкуренты и сотрудники не проклинают лузера (во всяком случае публично) — значит, он может гордиться тем, что проиграл.