Начну с бородатого анекдота, который как-то рассказал Радислав Гандапас.

Встречаются два друга:
— Как дела?
— Да вот, основал новый стартап, очень быстро растём, развиваемся.
— Круто! А в чём суть стартапа?
— Я провёл исследование рынка и решил публичный дом открыть.
— Ого, интересно, и какие цены?
— Анал — $100, орал — $50.
— А классический секс?
— Понимаешь, это ж стартап. В общем, я пока один работаю…

Делегирование обычно рассматривают, как передачу части обязанностей начальника подчиненным. Подход несколько узколобый, я предлагаю смотреть шире.

Делегирование – это передача задачи тому, кто ее сделает быстрее или лучше.

Возьмем, например, обычного программиста. Что и кому он может делегировать?

Первое – обратное делегирование, когда программист напрягает начальника. Вполне себе нормальная ситуация. Например, у программиста пять задач в работе, и надо расставить приоритеты. Расстановка приоритетов – это не хухры-мухры, это такая работа. Причем, сопровождаемая ответственностью. Так нафига программисту самому мучиться, если можно делегировать начальнику? Пусть он расставляет свои приоритеты, а программисту останется только любимое дело – программировать.

Другая тема, которую я люблю практиковать – делегирование сдачи работ. Я в компании человек новый, клиентов не знаю, и сдача работ незнакомым людям для меня – не самое лучшее занятие. Поэтому я уже несколько раз договаривался с кем-то из программистов, знакомых с клиентом, чтобы сдали работы за меня. В обмен на часть стоимости работы, разумеется.

А можно делегировать совершенно незнакомым людям. Речь об интернете.

Например, есть форумы. Там сидит куча очень умных людей, с богатейшим опытом решения проблем внедрений и разработки. А главное – они, по неведомой причине, почти всегда рады помочь. Осталось лишь воспользоваться их помощью.

Можно ковыряться самому, потратить несколько часов и уйти в минус по конверсии. А можно потратить несколько минут на поиск по форуму, и, либо найти готовое решение, либо задать вопрос. Лучше всего изобразить эдакого дурачка, попавшего в бедственное положение – понты там не в чести, если вас не знают. Меня на некоторых форумах знают, но я всё равно дурачка изображаю – люди больше любят кого-то спасать, чем помогать заработать деньги.

Главное – понять, что делегирование – это не «сверху вниз», а «снизу вверх», «слева направо», «вдоль и поперёк» и т.д. С точки зрения бизнеса все мы, от стажера до начальника офиса – просто люди, элементы системы, каждый из которых обладает какими-то уникальными качествами, умениями и навыками. Любая задача, поступившая в систему «Наша Компания», должна превратиться в деньги максимально быстро. И любой, кто препятствует свободному и быстрому движению задачи к решению – враг, увы. Даже если это программист, который из добрых побуждений отказывается от помощи и говорит «Я всё сделаю сам!».

Делегирование – это просто оптимальное перераспределение задач и частей задач, для достижения максимально возможной эффективности.

Нет никаких «выше», «ниже» и «моя хата с краю». Есть функциональные обязанности. И есть функциональные этапы любой задачи. Делать этап задачи должен тот, кто делает это лучше, в соответствии с функциональными обязанностями и компетенциями.

Можно и нужно делегировать во все стороны. Правда, смотрите, чтобы без работы не остаться — а то выгонят.

Соответственно, отсутствие делегирования, «я всё сделаю сам», «это его обязанность, пусть делает», «да мне насрать, пусть сами возятся» — это палки в колёса бизнеса.