Меня зовут Светлана Петровичева, 10 лет работаю в IT-рекрутинге, основатель рекрутингового агентства и платформы для поиска работы в IT. У меня есть мечта избавить IT-рынок от токсичности. Поэтому сегодня я поделюсь своим опытом, поделюсь некоторыми полезными приемами и попробую описать, как работают рекрутеры. Вы узнаете как разработчикам оценивать вакансии и компании, как вас находят и оценивают рекрутеры, влияет ли «личный бренд» на зарплату и почему ее не пишут в вакансиях. Также дам несколько рекомендаций как подготовить резюме, чтобы вы зарабатывали чуть больше, как поймать вакансию раньше остальных, почему «справедливой» зарплаты не существует, а в конце опишу свое видение, как избавиться от токсичности на рынке найма в IT.
Рекрутеров, которые ищут разработчиков, можно поделить на две части: те, кто специализируется на IT и все остальные. Вторые не погружены в специфику: не понимают терминов, не разбираются в ЯП и терминологии, не могут оценить ваш профиль на GitHub.
Обычно второй тип «бомбит» массово письмами и звонками, в надежде хоть кого-то зацепить. При этом как раз и возникают анекдотичные ситуации, когда они не отличают Java-разработчика от JavaScript-разработчика.
Хороший рекрутер не звонит и не любит это делать, потому что это уже давно не эффективно. Профессионалы действуют по-другому и я расскажу как. В процессе поделюсь несколькими советами для разработчиков в поиске работы (даже если вы пока ее не ищете).
Не ждите вакансий — ищите сами
Когда в компании образуется дефицит кадров, специалиста пытаются найти внутри организации: в других отделах, через сотрудников, по личным каналам. Искать на ресурсах с резюме или в соцсетях привычно, но это не самый эффективный способ. Когда вы видите опубликованную вакансию, это значит, что в компании уже устали искать разработчиков и подключили рекрутеров. Из этого следует первый совет.
Найти работу разработчику не сложно. Сложнее найти «работу мечты», чтобы и рядом с домом, и с классными коллегами, и проекты интересные, и зарплата не ниже рынка. Ждать идеальное предложение можно долго, но лучше действовать самому.
Составьте список компаний, которые вам нравятся, и посещайте конференции, где выступают или участвуют ее представители. Подходите, общайтесь, заводите знакомства, спрашивайте о задачах и их работе, предлагайте решения проблем — показывайте свою пользу.
Ищите контакты тимлидов и HR через общих знакомых. Пишите на почту, в соцсетях или мессенджерах. Даже если сейчас нет открытых предложений, вас запомнят, а резюме отложат с пометкой «На будущее». В крайнем случае, звоните по общим телефонам.
Активность кандидатов в IT такое же редкое явление, как Tesla Model S в Москве, и оценивается положительно, как проактивность.
Развивайте «личный бренд» — работодателям интересны публичные кандидаты
Когда компания не смогла найти сотрудника по своим каналам, она обращается к IT-рекрутерам. Если обратиться к обычным, то все будет печально. Возможно, он даже не будет собирать требования заказчика (тимлида или HR).
Но это важнейший этап: рекрутер должен понять, какой нужен специалист, для каких задач, какая нагрузка, какой стек, зарплата, условия. Хороший IT-рекрутер разбирается в терминологии, понимает процессы разработки, читает Хабр и говорит с заказчиком на одном языке.
После сбора требований рекрутер не всегда ее публикует на HH.ru и других ресурсах. Часто он ищет кандидатов сам: в соцсетях, LinkedIn, Telegram, по своим базам и на GitHub. Для GitHub рекрутеры применяют специальные плагины, которые помогают понять, чем занимался разработчик, какими технологиями владеет и даже выдают контакты. На этом этапе важно внимательно правильно искать (писать правильные запросы), изучать профили и резюме.
Логично, что в поисках рекрутер смотрит на публичность. Разработчики, которые ведут активную социальную жизнь просто заметнее. Поэтому на уровне HR и рекрутеров крупных компаний некоторый вес имеет «бренд». Статьи, подкасты, канал на YouTube, курсы, выступления на конференциях — все это привлекает внимание и влияет на решение о найме. В моей практике я видела как поступали крутые предложения разработчикам, которые развивали сообщества по ЯП или организовывали митапы.
Но есть нюанс.
Хорошо говорить, писать и выступать не значит хорошо кодить.
Если разработчик выступает по 10 раз в год, пишет по статье в день и еще записывает подкасты, то когда он кодит? Поэтому «бренд» дает преимущество при найме, но не критичное. Если вас знают, вам будет проще получить больше (и раньше) интересных предложений от HR или от знающих вас разработчиков в компаниях, где образовалась вакансия.
Оценивайте вакансии по ее вкладу в вашу карьеру
Когда рекрутер не смог найти подходящую кандидатуру, он составляет описание и запускает ее на площадках с вакансиями.
Классная вакансия — персонализированная. Это круто, когда рекрутер пишет лично почему считает, что кандидат подходит, хвалит за крутые достижения и продает компанию и продукт, над которым придется работать. Для всех остальных вакансия классная, когда в ней описан точный стек, зарплата, команда, есть фотографии офиса, описаны все плюшки и сразу понятно, зачем присоединяться к проекту.
Главный вопрос, который вы должны задать, читая описание: «А что дальше?» Смотрите на вакансию с перспективой. Можно устроиться Java-разработчиком за 350 тысяч на legacy-проект, но в итоге проиграть. Несколько лет работы без изучения новых технологий, языков и новых навыков — это высокооплачиваемое рутинное копание в плохо пахнущем legacy с потерей квалификации.
Зарплата это отклик рынка на ваши компетенции. Когда продаете себя в плохой проект, где вы не учитесь, то каждый день переживаете личную инфляцию.
Через несколько лет встанет вопрос поиска работы, но такие деньги, скорее всего, вы не получите. Высокая зарплата на тухлом проекте в будущем приведет к падению вашей цены из-за потери квалификации. Нет, если вы уверены, что проработаете за 350 тысяч на проекте 5 лет, будете вкладываться в фондовый рынок, а потом с накопленными средствами уйдете на пенсию — то норм.
Рекомендации.
- Команда. Она нас развивает, поэтому ищите в вакансиях описания команды.
- Технологии. Следите, чтобы на новой работе вы работали с более-менее новыми технологиями и изучали свежие.
- Система обучения в организации. Она как раз нужна, чтобы изучать новые технологии, языки, методы и подходы в программировании и проектировании. Как на новой работе с конференциями или курсами? Например, в Тиньков проводят внутренние митапы и отправляют сотрудников на конференции. У вас также?
Подготовьте резюме, чтобы вас заметили
Несмотря на дефицит кадров в IT, большинство разработчиков, QA и менеджеров (продактов, например) взаимозаменяемы. Благодаря платным онлайн-курсам и свободной информации в интернете их становится больше. Если у вас за плечами нет своего языка, как у Гвидо ван Россума, например, то оценивать вас будут, как и всех остальных — по скилам, которые написаны в резюме и совпадают с требованиями в вакансии.
Вы не увидите вакансию первым, когда она публикуется. Десятки, а может сотни, разработчиков увидели объявление раньше (или еще до публикации, см. выше), отправили отклики, резюме, а кто-то даже договорился о встрече. Рекрутеры уже пролистали сотню резюме кандидатов, пообщались с десятком и устали. Вам будет сложно донести свою пользу и выделиться среди всей этой массы. Поэтому важно написать такое резюме, чтобы его заметил рекрутер.
Есть несколько правил, как это сделать.
Структура. Разбивайте текст на абзацы и смысловые блоки: желаемая должность, опыт, навыки, софт скилы, достижения. Манускрипты из одного абзаца никто не читает. Блок «Образование» не обязателен, на него мало кто смотрит.
Одно резюме — одна должность. Для каждой должности свое персонализированное резюме: библиотеки, фреймворки, языки программирования, навыки, что полезного сделали для бизнеса в этом направлении, стек компании, описание команды. Например, если устраиваетесь на должность тимлида, но опыта работы нет, напишите, как вы заменяли тимлида, который ушел в отпуск и не накосячили с проектом.
Избегайте двух ошибок.
- Слишком общее описание, без деталей проекта и задач, зарплатной «вилки» слишком длинное и «водянистое».
- Слишком конкретизированное резюме. В таких манускриптах перечислены все технологии, с которыми встречался разработчик, но непонятно, как он ими владеет.
Такие резюме не помогут получить подходящую работу — рекрутер просто не поймет, что вам предложить. Избегайте этого.
Честность. Если в теории вы не знакомы с какой-то технологией — подсветите, чтобы работодатель знал, что от вас ожидать. Если вы уже что-то изучали, но не применяли на практике или хотели бы попробовать, тоже пишите.
Ничего лишнего. Для Java-разработчика не пишите, что в свободное время верстаете сайты, печете кексики и фотографируете белочек — все только по делу.
Адаптируйте резюме под вакансию с упором на профильном опыте. Не указывайте все, чем занимались в жизни.
Любую технологию, язык или навык указывайте аккуратно — лишний хлам в резюме только отпугивает работодателя. Это большой вопрос, о нем я расскажу отдельно в следующих статьях.
Достижения. В резюме у них большой вес. Пишите личные и командные достижения, добавляйте цифры, например, что проект вырос в два раза, когда вы над ним работали. Резюме — лучшее место для «ачивок».
Рекомендации. Напишите рекомендательное письмо и дайте подписать своему руководителю. Если нет, то добавьте контакты рекомендателя.
Желания. Это небольшой абзац с описанием задач над которыми хотели бы работать, комфортные условия.
Резюме это не автобиография или набор информации о вас: «Я разработчик, я ищу работу». Это визитная карточка, по которой СТО пригласят вас на собеседование.
Примечание. Рекомендую CV IMPROVER — это сервис для прокачки резюме. Профессиональные IT-рекрутеры и HR оценят резюме, добавят рекомендации и даже напишут резюме за вас. При этом оно будет именно таким, чтобы его заметили рекрутеры и нанимающие менеджеры.
Покажите на собеседовании свою пользу
Рекрутеры могут проверить кандидата на соответствие корпоративную культуре, представить, подчеркнуть плюсы, опыт и оценить софт скилы: личность, коммуникабельность, токсичность (да, она самая). Но последнее слово всегда за командой и тимлидом после собеседования. Если он говорит, что кандидат не подходит — не судьба.
Поэтому готовьтесь к собеседованию, если хотите произвести впечатление и получить работу.
Вот, что нужно помнить, когда идете на интервью:
- чем занимается компания и команда, в которую вы хотите попасть, какие продукты выпускает;
- задачи, требования и технологии описанные в вакансии;
- повторите техническую часть для подготовки к тестовым заданиям;
- подтяните английский: статьи, новости, Stack Overflow, документация к фреймворкам, библиотекам и другим инструментам на GitHub — все это на английском;
- свою пользу.
Да, мы понимаем, IT это рынок кандидата, но все-таки вам платят деньги за работу. Вы приносите пользу — вам платят. Опишите свою пользу, какие потребности компании вы закрываете, какую проблему решаете. Именно ценность, а не набор характеристик будет в конечном счёте покупать наниматель. Для разработчиков это, конечно же, проекты, стек, которым вы владеете, примеры кода на GitHub и других открытых площадках. Это еще и зарплату вам повысит.
Часто в вакансиях нет зарплат и на собеседования вы приходите не зная, сколько вам предложат.
Есть 4 причины.
Зарплата ниже рынка.
Непрозрачная зарплата — оклад минимальный, остальное премии.
Зарплата выше рынка. Не всегда работодатель хочет, чтобы текущие работники завидовали новому сотруднику. Когда должности похожи, а зарплаты отличаются (иногда в разы) возникают вопросы и конфликты.
Трудности оценки. Работодателю трудно оценить сотрудника, когда он не знает, какую работу может выполнять разработчик. Например, на вакансию «PHP-разработчик» огромный разброс зарплат, если взглянуть на HH.ru или аналитику сервиса Хабр Карьера.
Разброс навыков и квалификации также гигантский. Поэтому работодатель пишет в вакансии 3-4 обязательных пункта (ключевые требования) и 10 дополнительных. Это второстепенные навыки, знания смежных технологий, софт скилы, опять же.
На вакансию откликается сотня человек, но каждый из них получит свою зарплату. Для этого есть «зарплатный коридор» — область между верхней планкой зарплаты и нижней. При зарплате в 100 тысяч в месяц, зарплатный коридор может быть от 50 и до 200 тысяч. Квалифицированный опытный человек, который закрывает все пункты в вакансии, все знает, умеет и других научит, рассматривается по верхней планке и выше. Бюджет на такого специалиста найдется всегда. Но большинство кандидатов не такие, поэтому рассматриваются по нижней или средней планке. Как следствие, следующий совет касается оценки себя.
Оцените себя заранее
Цель любой компании — зарабатывать деньги (не считаем государственные и благотворительные). Чтобы не тратить на найм слишком много времени, любого кандидата разбирают на «части» — профилируют. Профилирование это разбор человека на понятный набор навыков: по стеку, личностным качествам и опыту.
Компании матчат требования к вакансии и ваш «профиль». Матчинг — поиск совпадений между описанием работы и кандидата. Чем больше совпадений, тем лучше: пользы больше, а ресурсов, которые придется тратить на ваше обучение, меньше. Каждый сотрудник в этой модели — просто набор пользы, которую он приносит бизнесу.
Разберите себя «на части». Для этого возьмите несколько вакансий, на которые хотите устроиться, и выпишите в таблицу требования к кандидату. В большинстве вакансий совпадает 90% требований — это некоторое «ядро», то, что вы должны уметь, чтобы получить работу.
Выпишите себя «ядро» и отметьте то, чем владеете. Сравните два списка: свой и «ядро». Если требования и ваш список навыков совпадает на 9 из 10 — можете пробоваться на эту работу. На собеседованиях прибавьте 10% к своей цене, потому что всегда есть место для торга.
Примечание. Способ не всегда надежен, но работает. Он также помогает перейти на уровень выше, но об этом в следующий раз.
Как найти работу без лайфхаков
Резюмируем: у нас есть токсичный рынок, на котором вопрос поиска работы вызывает боль у всех. Кандидатам шлют сообщения на почту и в Телеграм, пристают на митапах и звонят (иногда ночью), а работу можно получить, если написать божественное резюме и пройдя тринадцать этапов собеседования. Компании тоже мучаются: тяжело найти того, кто
Сообщество разработчиков (и рынок в целом) уже пытаются найти решение проблемы. Появляются чаты-боты и сервисы для разработчиков с подбором вакансий, например, Hired, Talent.io или Honeypot. Они пробуют обходить рекрутеров и недостатки «классического» поиска, но многие из них англоязычные.
Honeypot. Сервис для европейских разработчиков.
- Быстрая регистрация (если знаете английский)
- Есть скрининг навыков (проверка кода).
- Можно выключить «видимость» и перестать получать предложения.
- Релевантные стеку предложения.
- Можно добавить ссылки на GitHub, Behance, StackOverflow.
Недостатки: на английском, а все вакансии в Европе — рассматривайте только если хотите переехать.
Talent.io. Также сервис для Европы. Аналогичен Honeypot, но с добавкой анонимности.
Hired. Аналог предыдущих сервисов, в основном, для США. Из плюсов отмечу, что можно выбрать специальности из списка.
ActualizeBot. Бот для подбора работы в IT.
- Это Телеграм-бот. Через него разработчик пишет объявление о своих услугах.
- Подходит не только для постоянной работы, но и для фриланса.
Недостатки.
- Это Телеграм-бот со всеми недостатками ботов.
- На предложения разработчика могут откликаться все, нет отсева кадровых агентств.
- Планируется введение платной подписки.
- Нет вакансий от компаний. Связь односторонняя — только разработчик пишет свои предложения
Arena. Русскоязычный сервис для анонимного поиска работы в IT.
- Профиль заполняется данными из LinkedIn и GitHub. Личные данные не добавляются.
- Можно добавить ожидания от вакансии: стек, зарплата и прочее.
- Подтверждение навыков тестами и задачами. Результаты добавляются в профиль, чтобы избежать тестовых заданий от рекрутеров.
- Компании могут откликаться не на весь профиль, а на часть — подтверждать, какие ожидания они готовы реализовать.
- Нет кадровых агентств.
- Подходит для новичков и Middle-разработчиков.
Недостатки: есть жалобы на редактор кода (глючит), а активность компании не радует, в соцсетях «спячка».
headz.io. Русскоязычная платформа, на которой можно анонимно выбирать вакансии в IT по технологическому стеку и навыкам, не мучаясь с резюме, без спама и рекрутеров.
Из недостатков можно отметить среди работодателей нет всех технологических компаний (над чем активно работает), нет интеграции с HH.ru (для тех кто переезжает).
Преимущества.
- Создавалась при участии профессиональных рекрутеров со стажем, которые знают проблемы обеих сторон процесса: разработчиков и бизнеса.
- В аккаунт можно подгрузить данные из LinkedIn и GitHub или отправить CV и профиль заполнят за кандидата.
- Есть скоринг — интервью с техническим рекрутером, который определит уровень разработчика, сильные и слабые стороны, дополнит профиль и добавит на платформу.
- Сильная проверка. Все организации и проекты проверяются вручную. Нет вакансий от кадровых агентств.
- Алгоритм матчинга — многокритериальный обучающийся алгоритм подбора, который на основе должности, формата работы (удаленно или офис), города, стека, зарплаты и навыков предлагает кандидатам вакансии.
- Скоро добавятся предложения для удаленщиков и с релокацией.
- Подходит для Middle и Senior-разработчиков.
Надеюсь мои советы вам помогут. Но если вы не хотите возиться с резюме, например, то просто воспользуйтесь одним из сервисов. Например, headz.io, пока он самый удобный и проработанный.
sshikov
Если у вас есть сейчас работа, и вы разработчик — ну ктож вас отпустил на конференции-то? У вас либо релиз, либо еще какой дедлайн. Либо лимиты на оплату конференций закончились. Если это и возможно — то максимум пару раз в год.
Svetlana_get-it Автор
Пару раз в год как раз достаточно:) Еще можно посещать митапы, с ними проще (о них, к сожалению, забыла добавить в текст).
VolCh
Можно за свои деньги, раза два за счёт компаний был на конференциях и жалел — нервы дороже
sshikov
Уф. Ну вот хороший пример, почему рекрутеры не понимают разработчиков. И даже разработчики не понимают разработчиков.
В моем комментарии лимиты были на последнем месте. Да и то только потому, что в конкретной компании бывший уже начальник подразделения сам потратил весь лимит примерно на 300 человек на посещение конференций в одно лицо. Дело не в деньгах, а во времени.
У нормального, вовлеченного в работу текущего проекта разработчика нет свободного времени, чтобы мотаться по каким-то там митапам.
Я вполне допускаю, что где-то все иначе — но мой опыт этому конкретно противоречит. Ну т.е. буквально — за последние лет 10 от компании мне вообще преложили съездить один раз, на Spark AI, да и то не сложилось — и разумеется, не из-за денег (туда бы я и сам съездил, за свои).
Svetlana_get-it Автор
Конференции посещают не только за знаниями, а пообщаться, сменить обстановку, повидать коллег, афтепати в конце концов))
Но в целом, мои советы они же не абсолютны и на истину не претендуют. Исхожу из опыта, ваш опыт другой, естественно, и это хорошо
Argas
Бросьте, часто все действительно все иначе. Кто тогда все эти разработчики, которые доходят до конференций?) Если за весь год не получается пару раз оставить проект на 1-2 дня, то звучит так, что с процессами явно что-то не так.
sshikov
>Кто тогда все эти разработчики, которые доходят до конференций?
В моем случае? Это вообще не разработчики. Тимлиды, например, или аналилики или архитекторы. Я вообще не обобщаю, я только констатирую, что у меня оно вот так.
viirtus
А у нормального разработчика есть время в отпуск сходить? Что за критерии нормальности такие?
Ну вряд ли это говорит в пользу компании.
sshikov
>Что за критерии нормальности такие?
Да очень простые — мне моя работа (не всегда, были и плохие проекты, само собой) как правило интереснее каких-то митапов с неизвестным результатом. Я опять же не обобщаю, есть разные люди, есть разные конференции. Я лишь констатирую — не всегда это возможно и интересно.
>Ну вряд ли это говорит в пользу компании.
10 лет — это три или четыре разных места, если что. То есть это обобщение на многих компаниях, далеко не самых плохих во всем остальном, кроме конференций.
Что же конкретно до Spark AI — вы точно представляете себе, какой это бюджет на человека? Это Лондон, если что, и это на мой взгляд говорит о компании только хорошо.
dominigato
Это говорит многое о вас как о разработчике, так и человеке — сижу в своем болотце и ничего кроме этого меня не интересует. Это всякие ненормальные там по митапам и конференциям шляются.
sshikov
Проходи мимо, чувак. Не надо было начинать с хамства, а теперь еще и продолжать им же.
sshikov
Да, кстати… Мы вероятно про разное понимание нормальности. Я не говорю, что ходить по конференциям ненормально. Если вам это нравится и получается выбраться — замечательно. Я говорю, что не ходить по конференциям тоже нормально. Может быть такой склад характера, такой уровень квалификации (в сравнении с уровнем доступных конференций), такой уровень интересности и занятости в проекте, что конференции не дают ничего нового. Вот как-то так.
viirtus
Соглашусь, что не ходить по конференциям — это ок, каждому своё.
С такой формулировкой ваша позиция стала понятнее, спасибо.
dominigato
Нехило вы так всех участников митапов записали в ненормальных. Митап это обычно несколько часов после работы в том же городе. И если у вас нет на это времени и вам пофиг на своё развитие, то это вы ненормальный.
sshikov
Да-да, сразу ответ пиши, все комментарии не читай…
habr.com/ru/post/490420/?reply_to=21338028#comment_21337658
dominigato
О, вы видимо привыкли общаться с телепатами, поэтому решили неважно какой бред писать — все вокруг все равно все поймут правильно. Они же мои мысли читают, а не то что я пишу.
Kanut
Если это дело стоит пару сотен евро, то это я ещё сам оплатить готов. Но вполне себе бывают конференции когда стоимость спокойно переваливает за тысячу евро или как минимум к ней приближается. А если ещё учитывать дорогу и проживание…
И такие конференции часто самые «вкусные» и есть.
DenisTrunin
Конференции появляются если вам платят немного меньше рынка.
Т.е. грубо при средней зп 200, вам платят 180, и еще пару раз возят на конференции(плюс дополнительно дают всякие плюшки). Работадателю это обходится к примеру 20тыс за раз, но при этом экономия 20*12 = 240тыс
У Егора есть хорошая статься по этому поводу — www.yegor256.com/2016/12/06/how-to-pay-programmers-less.html
sshikov
>Конференции появляются если вам платят немного меньше рынка.
Не исключаю, но на мой взгляд это тоже слишком сильное обобщение. Тем более — со ссылкой на какого-то Егора, б-р-р. В моем случае речь шла например о Spark AI, и это Лондон. 20 тысяч, ага (фунтов, наверное ;). За такие деньги меня даже в Питер нельзя будет послать.
DenisTrunin
Хм. ну т.е. вот на текущий год — $795, плюс если ваша компания работает в этом, организаторы обычно дают скидку(20-30%). Ну т.е. пусть это будет даже 2-3кUSD, это все равно меньше 240К рублей.
VolCh
Некоторые и платят выше рынка, и плюшек больше предлагают, включая тренинги и конференции, и делают это не за счёт уменьшения затрат, а за счёт лучшего умения конвертировать работу разработчиков во входящий денежный поток.
dominigato
Это очень странная и не подтвержденная фактами мысль. Обычно если платят мало, то экономят на всем, и уж точно не посылают за счет компании.
DenisTrunin
Ну так оно и есть. Т.е. есть отдел кадров, который как раз и занимается этим. К тому же я не сказал мало. Платят или немного меньше или по рынку, но подобные мероприятия позволяют удерживать людей
Kanut
Ну вот совсем не факт. То есть если ты ещё сам можешь выбирать на какие конференции ездить, то тогда это можно рассматривать как часть зарплаты.
А вот если конференции целиком и полностью выбирает работодатель, то по моему опыту это на зарплате не особенно отражается. Если вообще.
vp7
Конференции нередко проходят в выходные, а значит у работодателя разрешение спрашивать совсем не обязательно.
Даже в будний день вполне можно взять день в счёт отпуска и если запланировать сильно заранее, то вопросов ни у кого не возникнет.
sshikov
А теперь представьте, что некоторые больше любят читать доклады в текстовом виде. Представили? Ну и вот, если у меня есть свободные выходные (не занятые домашним хозяйством, ребенком, и т.п.) — что лучше сделать: почитать умные статьи (даже просто в интернете, коих там заведомо навалом), или куда-то ехать, с неизвестным заранее результатом? Или вы качество выступлений можете оценить, не послушав? Особенно заранее, когда и состав выступающих еще не известен до конца.
И когда вот так к этому подойдешь — получается, что все уже далеко не однозначно.
Kanut
Когда читаешь статьи, то нет возможности задать вопросы или что-то уточнить или попросить развить какую-то тему поподробнее.
Да и вообще лично для меня конкретно доклады это скорее вторично. Важнее что можно пообщаться с людьми на нужные темы и завязать какие-то контакты. И особенно когда ты в каком-то «нишевом сегменте» и/или работаешь с какой-то относительно редкой/новой технологией, то это золотого стоит.
sshikov
Так я уже в который раз пытаюсь сказать, что одно другого не отменяет. Нравится/полезно? Зашибись. Полезнее другое — тоже. Речь о том, что не нужно упираться в один вариант.
>Когда читаешь статьи, то нет возможности задать вопросы
Да ладно, с каких это пор в интернете нельзя задать вопросы? Как раз в большинстве случаев — без проблем, хотя бы потому, что никто по времени не ограничен.
Kanut
Ну во первых вы далеко не всегда можете задать вопросы именно автору статьи. А во вторых достаточно велика вероятность что ваш вопрос просто проигнорируют. Как бы личный контакт всё-таки местами даёт гораздо больше.
А если мы говорим о том что вы хотите искать новую работу(хотя бы в теории), то тут конференции однозначно дают больше чем статьи :)
sshikov
>А если мы говорим о том что вы хотите искать новую работу(хотя бы в теории)
Это тот случай, когда вам вряд ли захочется показывать факт поиска на работе текущей. Ну т.е. если у вас времени вагон — то это возможно, спокойно походить, пообщаться, завести знакомства и т.п. Если же вы хотите сменить работу вот прямо сейчас — то у вас обычно не более месяца на выбор новой.
>конференции однозначно дают больше чем статьи
Смотря чего. Чтение литературы (любой) дает вам рост своей квалификации. Причем мой опыт мне говорит, что с определенного уровня это лучший способ.
Конференции дают контакты и связи — да, наверное. Контакты, которые выльются в новую позицию для вас? Ну, возможно.
Kanut
Поэтому я просто всегда езжу на конференции, общаюсь и завожу знакомства. Даже если я вот прямо сейчас работу не ищу. И именно об этом в общем-то и идёт речь в статье.
И работодатели обычно тоже в курсе и тоже не особо против. Потому что есть конечно шанс что меня куда-то «переманят», но также есть и шанс что я кого-то к нам «переманю» :)
А вот мой опыт как раз говорит об обратном. То есть с определённого стажа-опыта, «портфолио» и набора технологий дальнейшие технологии и дальнейшее техническое развитие уже мало что меняют. А вот наличие личных контактов может сыграть очень большую роль.
То есть грубо говоря в какой-то момент потенциального работодателя мало интересует что у вас там пара лишних абзацев в резюме. И чья-то личная рекомедация что вы «правильный товарищ» для него гораздо важнее.
Я свои последние две работы нашел именно вот так «по знакомству». И своих знакомых кучу «переманивал» в те фирмы где работал.
sshikov
>А вот мой опыт как раз говорит об обратном.
Ну, не об обратном на самом деле. Ваш опыт говорит, что на определенном уровне технические знания играют меньшую роль, чем контакты и связи. Возможно, не спорю, даже наверное так. Просто у меня это другие контакты. Это те люди, с кем я работаю или работал. И авторитет среди этих людей зарабатывается на работе, как это ни удивительно :)
sshikov
>Я свои последние две работы нашел именно вот так «по знакомству».
Ну вот смотрите — как ни странно, но я тоже. При этом конференции не посещал много лет. Знакомства были — бывшие и текущие коллеги. И какой же вывод?
Kanut
Вывод такой что хотя мы с вами используем одинаковые методы поиска работы, но при прочих равных у меня будет больше выбор и больше возможностей. И следовательно больше шансов найти «работу мечты» или как минимум получить большую зарплату и/или лучшие условия.
То есть как минимум в этом пункте я с автором статьи согласен: ездить на конференции это полезный «лайфхак» в контексте поиска работы :)
VolCh
Необязательный, но полезный.
sshikov
Чтобы реально говорить о шансах — нужно иметь статистику. Мне кажется, что индивидуальная статистика каждого из нас собрана на слишком узкой выборке, чтобы делать из нее далеко идущие выводы.
Тем более что тут количество далеко не всегда переходит в качество. Скажем, наибольшее число предложений я наверное получал на позиции, связанные с BPM. При том, что я уже 6 лет этим направлением не занимаюсь, предложения все еще поступают. Последнее было пару недель назад, в Дубай звали. Ну и всякие гиганты типа гугля/амазона и других — эти просто всех кандидатов шерстят, чтобы к ним попасть, вообще никакие связи не нужны, нужно одно голое желание.
Kanut
Ну у вас либо есть только «рабочие контакты», либо дополнительно к ним ещё и контакты с конференций. Причём именно дополнительно, а не взамен.
То есть естественно нет никаких гарантий что контакты с конференций принесут вам какую-то пользу. Но вреда от них точно нет никакого.
sshikov
Ну, какой вред… нет конечно.