Анализ формирования облика контроллеров 32/64-битных консолей, а также их эволюция в пределах 5-го поколения впервые и наиболее остро оголил спор геймеров от ПК с геймерами-приставочниками. Выяснять, что комфортнее и практичнее, клавиатура в связке с мышью или геймпад, не имеет смысла, так как это вопрос привычки и личного предпочтения. Отмечу, что данное противостояние периферий будет жизнеспособно ровно до тех пор, пока они будут применяться.


Что же в будущем отомрёт первым, пока неизвестно, но смею разочаровать тех, кто грезит исчезновением геймпадов и превращением оных во что-то, вживлённое в мозг напрямую, и от этого окончательно бесконтактное и сразу действующее синаптически. Такому не бывать никогда. И вот почему.

Сама нейрофизиология человека не предполагает таких изменений. Ибо для получения всей палитры зрительно-тактильных ощущений, для полного погружения в атмосферу игры, быстрого анализа ситуации в ней геймеру требуется постоянный сенсомоторный опыт. А с появлением 3D-игр такой опыт приобрёл глубокие и наиболее яркие очертания. И, как вы понимаете, прочувствовать все прелести игры позволяет именно геймпад, а не «электроды, вживлённые в гиппокамп».

Говоря по-научному, как только у игрока исчезнет пальцевая моторика, нейронные связи больше не будут продуцироваться в том же объёме, что нужен для поддержания аналитического мышления на должном уровне. Геймер быстро растеряет наработанные навыки и будет не способен управлять своим персонажем в открытом мире игр грядущего поколения…

В завершении хочется напомнить, что современные геймпады, начиная с середины пятого поколения, задействуют сенсомоторику не только большого и указательных пальцев, но и среднего (!), доводя управление до шестипальцевого. Ещё раз: в то время как NES/Famicom предлагала двупальцевое управление (главным образом, задействовав большие пальцы на крестовине и кнопках А, В), SNES/Super Famicom — четырёхпальцевое (дополнительно за счёт появления шифтов), современные контроллеры предлагают шестипальцевое управление (за счёт появление аналоговых стиков и второй пары шифтов).

Как видите, геймпаду будущего есть ещё куда «расти», а геймерам-консольщикам — «умнеть»…