Вместо спасения всей первой ступени предлагается использовать лишь её двигатели


В результате голосования для новой ракеты United Launch Alliance было выбрано название Vulcan. Среди конкурентов были «Орёл», «Свобода», «Зевс» и GalaxyOne, всего было получено более миллиона голосов. Как утверждает само ULA, «Вулкан» — система запуска нового поколения, которая призвана сделать вывод спутников дешевле и доступнее. Это будет достигнуто в том числе с помощью вылавливания части ракет вертолётами.

United Launch Alliance — это совместное предприятие «Локхид Мартина» и «Боинга». Для вывода аппаратов в космос ULA использует дорогие российские двигатели, в результате текущая ракета Atlas не может соперничать с Falcon 9 компании SpaceX. Детище Илона Маска уже два года доставляет грузы на Международную космическую станцию и регулярно снижает стоимость запуска.

13 апреля на презентации в Колорадо глава ULA Тори Бруно рассказал о будущем предприятия. Были озвучены планы на ближайшие 20 лет, до 2035 года. Речь шла в том числе о замене ракет Atlas и Delta, замене с полностью американскими двигателями и оптимистичным планом по их повторному использованию. Бруно уверенно заявил, что новая система запуска будет самой производительной и затратно-эффективной, поэтому она коренным образом изменит то, как США будут использовать космос.

Первый запуск Vulcan запланирован на 2019 год. Он будет осуществлён либо с помощью двух двигателей Blue Origin BE-4 на сжиженном газу, либо с помощью пары более традиционных керосиновых Aerojet Rocketdyne AR-1. На чём летать, выберут уже в следующем году. Таким образом, будет произведён отказ от закупаемых у России РД-180. Процесс создания довольно дорогой, поэтому ракета будет разрабатываться в несколько этапов. Речь идёт о миллиардах: конкретные цифры не называются, но исторически известно, что разработка нового ракетного двигателя обходится в 1 млрд долларов, а начало работы над новой ракетой — в порядка 2 млрд. Сначала будет прорабатываться первая ступень с американским двигателем.


План по повторному использованию части первой ступени, ULA

Повторное использование частей ракеты является важной составляющей «Вулкана». Не всегда самое тяжёлое в ракете является самым дорогим. В ULA считают, что повторное использование не заключается в мягкой посадке всей первой ступени. Вместо этого предлагается вернуть лишь небольшую, но дорогую часть ступени, это проще и дешевле.


ULA

Технология носит название Sensible, Modular, Autonomous Return Technology (SMART). Маршевые и рулевые двигатели будут вылавливаться в воздухе, это самая дорогая часть первой ступени. План ULA заключается в том, чтобы нижняя часть ракеты отсоединялась после завершения работы первой ступени. Затем, используя надувную теплозащиту, она входит обратно в атмосферу. Раскроются парашюты, вертолёт поймает блок с двигателями и приземлится с ним.

Для сравнения: SpaceX вынуждена оставлять в баках первой ступени Falcon 9 какую-то часть топлива, чтобы выполнять три последующих включения для гашения скорости, торможения при входе в атмосферу и мягкой посадки на платформу. Это отражается на общей производительности: этот небольшой остаток топлива можно было бы использовать для вывода полезной нагрузки. Зато к первому полёту «Вулкана» в 2019 году SpaceX уже наверняка отработает посадку первых ступеней Falcon 9. Кстати, очередная попытка состоится сегодня в 23:10 по Москве.

Как Delta и Atlas, Vulcan будет модульным с различными размерами головных обтекателей или с дополнительными стартовыми ускорителями, что позволит при необходимости увеличивать производительность. Эта модульность отличает ULA от других игроков: у SpaceX есть обычный Falcon 9 и планируемая тяжёлая версия, Arianespace может предложить лишь «Вегу» и «Союз», а градаций нет. «Вулкан» же будет доступен в 12 вариантах от среднего до тяжёлого класса.


Четырёхметровый вариант, ULA

Ракета будет доступна с головными обтекателями диаметром либо четыре, либо пять метров. В первый вариант можно поставить до четырёх твердотопливных ускорителей, во второй — до шести. В последнем случае ракета станет аналогом тяжёлой модификации Delta 4.


Пятиметровый вариант, ULA

Первый шаг — это создание первой ступени. Вторым шагом разработки станет создание новой второй ступени под названием Advanced Cryogenic Evolved Stage. Она будет мощной настолько, чтобы заменить тяжёлый вариант Delta 4. У ступени будет от одного до четырёх двигателей от Aerojet Rocketdyne, XCOR или Blue Origin — выбрать опять же ещё не успели. Первый старт второй ступени запланирован на 2023 год. До этого в качестве второй ступени «Вулкана» будет стоять уже существующий «Центавр».


ULA

При 10—20 запусках в год стоимость наиболее базового варианта ракеты Vulcan будет составлять порядка 100 млн долларов (существующий Atlas 5 обходится в 164 млн). Но важно обеспечивать хотя бы 10 запусков в год, иначе стоимость возрастёт. В период между 2018 и 2022 годами ВВС и Национальное управление военно-космической разведки США будут делать вместо привычных десяти по примерно пять пусков в год. Заполнять образовавшуюся «дыру» планируется гражданскими запусками, в том числе для НАСА. В ближайшие несколько месяцев будет определено, с каких стартовых площадок будет запускаться «Вулкан»: это либо мыс Канаверал во Флориде, либо база Ванденберг в Калифорнии.

Комментарии (12)


  1. Gorthauer87
    14.04.2015 12:03

    Классно это наверное — сидеть на вулкане.


  1. kraidiky
    14.04.2015 12:36
    +13

    Каждый раз, когда Локхид-Мартин и Боинг хотят попилить миллиарды на новой разработке, они говорят, что они стремятся всё сильно удешевить.
    Случаи, когда что-то удешевить действительно удалось как-то не на слуху. Зато откатно попильная программа выполняется на 200%.
    Хотя, конечно, рекордов F-22/F-35 они ещё долго побить не смогут.


  1. yyqwerty
    14.04.2015 13:23
    +1

    Ещё один РН «Вулкан».


  1. Rascko
    14.04.2015 13:26
    +1

    Arianespace может предложить лишь «Вегу» и «Союз»

    И «Ариан-5», плюс планируемый «Ариан-6», со средней и тяжелой модификаций.

    Интересно ещё вот что — раз это проект ULA, планируется ли им кроме «Атласа», заменить ещё и «Дельту» или «резервный носитель» таки будут продолжать строить и развивать?


  1. cyber_genius
    14.04.2015 14:39
    +1

    Чёт я не понял, это как они там с вертолёта его подцепить хотят? Это же сколько параметров нужно учесть, плюс человеческий фактор


    1. lozga
      14.04.2015 18:38
      +2

      Технология использовалась. Забавно, мне тогда пришла в голову идея спасать только двигатели. А сейчас пошли новости, что это и у нас хотят делать, и в США.


  1. tractus_lepus
    14.04.2015 15:20
    +2

    Судя по картинкам, могли смело это называть Атлас-6, подумаешь двигатель на первой ступени заменили, раньше это никого не смущало, но подо что легче денежку выбивать: под очередной скучный Атлас или под пафосную Next Generation Launch System? )))


    1. lozga
      14.04.2015 18:40
      +1

      Учитывая то, что пятый «Атлас» не несёт ничего от первого, можно переименовывать спокойно.


  1. Zelenyikot
    14.04.2015 20:30
    +5

    Молодец Маск, разворошил муравейник. И ULA и Роскосмос зашевелились в сторону многоразовости. Ни один Фалькон еще не сел, а революция уже началась.


  1. Rumlin
    14.04.2015 22:01
    +7

    Кстати как ловили возвращаемые капсулы в 1960-х

    image


  1. BalinTomsk
    15.04.2015 06:10

    Масса первой сухой ступени должна быть 30-50 тонн, как они ее ловить собрались?


    1. Rumlin
      15.04.2015 07:53
      +1

      Полная масса РД-180 — 5 950 кг, вероятно их аналог примерно те же 6 тонн. На ракете 2 двигателя плюс рулевые, и оборудование, и корпус. Скажем 15 тонн.
      Гуглим:

      В 80-х были созданы универсальные парашютные системы МКС-350-12 и МКС-350-9. Обе они имеют общую площадь куполов в 350 квадратных метров, но отличаются их количеством: 12 и 9 соответственно. Эти системы могут использоваться со всеми имеющимися военно-транспортными самолетами и обеспечивают безопасный спуск грузов весом от 600 килограмм до 25 тонн