Прошло больше 100 лет, как Фредерик Тейлор изложил в своей книге простые истины: "награда должна следовать очень быстро за выполнением самой работы" и "молодые люди нуждаются в моральных поощрениях не реже, чем через каждый час".
Что поменялось с того времени? Сменились поколения, изменились технологии, изменился уровень жизни... . Но, проблемы сотрудничества остались прежними. Сотрудники продолжают нуждаться в регулярном поощрении (и регулярно его недополучают), а руководители продолжают игнорировать эту потребность. Это было до Тейлора, и это есть сейчас...
“Смысл стараться?”
Не буду сильно углубляться в психологию и расписывать, почему для человека так важно получать обратную связь после выполненной им работы (особенно, если эта работа выполнена хорошо). Предлагаю сразу рассмотреть последствия.
Когда компания, в лице руководителя, не замечает и не признает успехов, это приводит к таким последствиям:
1) Сотрудники не видят смысл повторять те действия, которые привели к сверхрезультату
Сотрудники размышляют выгодой. Поэтому, если в след за их стараниями не следует приятная внешняя обратная связь, они делают логичный вывод: “нет разницы, как я выполняю работу - обычно или отлично. Ведь все равно, реакция на этот результат будет одинаковой - никакой”.
Если ни финансовая система, ни руководитель, ни окружение не дают сотруднику сигнал (обратную связь), что он молодец - у сотрудника нет мотива повторять действия, которые привели к сверхрезультату.
2) Лучшие сотрудники получают демотивационный разряд
Сотрудники, которые выполняют работу идеально, это же не обычные люди. Идеально выполняют работу наши лучшие сотрудники - “звезды”. Эти люди отличаются от общей массы тем, что у них есть желание, уверенность и способности регулярно показывать сверхрезультаты. И, если в системе компании, отсутствует такой рычаг как поощрение, они будут понимать, что это никому не нужно. Как следствие, это будет их морально давить. Они будут понимать, что зря тратят время в компании, которая не ценит их вклад (а если бы ценила - как-то бы показывала это). И, что могут в другой компании получать те “плюшки”, которых лишены здесь.
3) Обычные сотрудники не видят смысл подтягиваться к уровню результатов лучших сотрудников
Кроме звезд, основная часть персонала компании - исполнители. Их работу можно охарактеризовать словами: “сказали - сделал”. По разным причинам, они пока не перешли и не стремятся перейти в разряд “звезд” (не хотят, не умеют, не видят смысла). У них пока нет мотива, который заставил бы их выкладываться по полной. И он у них не появится, если они не увидят разницу между их благосостоянием и благосостоянием звезд. Если они не будут ежедневно становится свидетелями, когда руководитель хвалит кого-то за успехи и правильные действия - они так и останутся исполнителями и неиспользованным потенциалом компании.
Почему руководители недостаточно хвалят сотрудников?
1) Не считают это нужным
К сожалению, несмотря на состояние рынка труда, боссы продолжают жить в парадигме: “Это их работа, они за нее деньги получают”. Да, это "их работа", но они ее могут делать по-разному. Можно просто выполнять указания (что сказали - то и сделал), а можно: помогать, подсказывать, показывать недочеты, предлагать новые решения, влиять на процесс и результаты, проявлять инициативу,... . Это тоже входит в “их работу”?
2) Стесняются
Для многих боссов хвалить сотрудника - очень неловкое мероприятие. Они прямо млеют от этого. Поэтому, они не хотят выходить из зоны комфорта, несмотря на то, что сотрудник напрашивается на похвалу. При этом, что самое интересное, эти же “млеющие” боссы, не стесняются ругаться, обзываться и повышать голос. Тут им, почему-то, не стыдно...
3) Бояться, чтобы сотрудники не возомнили о себе много и не попросили больше денег
Руководители бояться перехвалить сотрудников. Мол, “если я буду их часто хвалить, они подумают, что они невероятно ценны, что компания без них загнется. Как следствие, у них вырастет корона, они придут и будут просить денег, шантажируя уходом...”.
Да, такой расклад возможен. Но, возможен при условии, что сотрудник, либо не понимает ценообразования оплаты своей позиции, либо вы ему реально недоплачиваете (по рыночным расценкам), либо он неадекватен. Если сотрудник не понимает ценообразования - объясните, если вы ему недоплачиваете - доплатите, если неадекватен - поступите, как считаете правильным. Но, независимо от ситуации, вам нужно что-то предпринять, иначе он уйдет.
О нематериальном аспекте
Как показывает практика, нематериальные поощрения успешно подменяют материальные, и сотрудники готовы пожертвовать небольшой разницей в оплате, в пользу компании, которая их ценит и регулярно хвалит. “Здесь у меня статус, любят, хвалят...а там мне будут платить на 2000 больше, но еще непонятно, как будут относится“ - так размышляя, сотрудник сильно задумается. Кроме того, если на сотрудника внутри компании не воздействуют разного рода демотиваторы, он вряд ли начнет мониторить рынок труда и смотреть, сколько где платят. Ему здесь хорошо!
“Если мы не можем платить больше?”
Допустим, что, все-таки, вы недоплачиваете сотруднику, и вы оба об этом знаете. В таком случае, у вас есть три варианта:
1) Ничего не предпринимать и всячески уходить от обсуждения этого вопроса
Вариант предполагает пустить проблему на самотек, в надежде, что сотрудник, рано или поздно, забудет об этом. Руководитель отказывается предпринимать какие-либо действия, и это, наверное, самый плохой вариант.
2) Почаще ругать, поменьше хвалить
Можно пойти по стандартному пути: “почаще ругать и поменьше хвалить”. Тогда, возможно, сотрудник подумает, что он не такой классный и не захочет уйти.
Если мы говорим про хороших сотрудников (ведь кого-же еще можно хвалить), то они, в большинстве своем, прекрасно знают себе цену. И, попытка выбить это знание из их головы, при помощи дискредитации, не просто не принесет никакого результата, но и вызовет усиленный демотивационный эффект. Так, раньше сотрудник просто знал, что ему недоплачивают, а теперь его еще и недооценивают и ругают...
3) Разделить вопросы вознаграждения и поощрения
Если сотрудник отлично выполняет свою работу, его можно и нужно хвалить, ценить и носить на руках. А финансовый вопрос, можно обсудить примерно так: “Ваня, компания тебе может сейчас платить только такую-то сумму. И это связано с тем-то и тем-то… . Но, у меня есть план, как для компании больше заработать, и как тебе больше платить. Вот он… .”. Как вы думаете, что на это ответит сотрудник?
Выбирая такой вариант, вы сполна оцениваете заслуги сотрудника, и честно объясняете ему, почему сейчас невозможно повысить оклад. И, кроме этого, вы еще и показываете план, который направлен на то, чтобы, все-таки, оклад был повышен в будущем.
Этот вариант, конечно же, не гарантирует успех - сотрудник может вам отказать и уйти. Но, шансы на положительный результат многократно возрастают.
P.S. Для любителей решать материальные проблемы - морально. По-хорошему, понятия “оклад” и “похвала” лежат в разных плоскостях и не должны замыкаться друг другом. Если сотрудник старается - он должен быть похвален, если сотрудник недополучает - ему нужно доплачивать. Попытка решать материальные проблемы путем воздействия на нематериальные факторы достаточно краткосрочна. Как говорится: “спасибо на хлеб не намажешь и огурчиком не закусишь”.
Больше полезностей находите в telegram-канале
elve
Я как работник, а не руководитель, не согласен с тем, что нематериальное вознаграждение это похвала =). Нематериальное вознаграждение можно сделать в виде лишнего выходного (или нескольких), разрешения двигать график, если должность такое позволяет и другие вполне ощутимые вещи. Расплачиваться словами у вас долго не получится. А вот демотивация от того, что как ни упирайся, а получишь только спасибо, точно будет.
martin_wanderer
Лишний выходной — это вполне себе материальное вознаграждение. Во всяком случае для сотрудника на окладе, у которого зарплата за месяц не зависит от числа рабочих дней в нем.
elve
Только формально на бумаге. Фактически, если требуемый объем работы все равно делается, то фирма не теряет ничего. А сотрудник ничего не приобретает, кроме порции положительных эмоций.