Прошедшие две недели были крайне насыщенными событиями, и для Университета 20.35 они были отмечены двумя значимыми мероприятиями: Tech Week и ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум). О том, как образование может стать движителем экономики, как корпорации, индустрии и бизнес могут использовать инструменты диагностики и профпереподготовки, рассказывает генеральный директор, ректор Университета 20.35 Нина Яныкина.
Tech Week: собираем команду мечты в IT
Университет будущего - это, по сути дела, триединство. С одной стороны, это образовательная организация, которая учит. Учит навыкам будущего, учит тому, чего возможно сейчас еще нет на рынке, нет в технологическом стеке. Но мы понимаем, что это действительно будущее, и к нему нужно идти уже сейчас. С другой стороны, университет будущего - это цифровая платформа развития человека. Это единое цифровое пространство, где тысячи, сотни тысяч людей учатся и друг у друга, и у ИИ. Это такое пространство, где ИИ и человек учатся вместе. Ну и, наконец, университет будущего - это институт развития, который меняет правила игры на рынке образования. Который ориентирует рынок в сторону максимального качества и эффективного обучения для каждого человека, для каждого гражданина нашей страны.
- Вы упомянули ИИ в образовании. А можете привести какие-то наиболее интересные примеры, кейсы из российской практики, на которые нашим читателям стоит обратить внимание?
- Я не буду заниматься рекламой, но просто скажу, что самыми популярными и самыми востребованными применениями технологий ИИ, машинного обучения сегодня являются рекомендательные сервисы. То есть различные подборки, которые даются человеку под его потребности, задачи, целеполагания, под изменения его целей, под изменения его знаний, умений и навыков. С другой стороны, технологии ИИ , машинное обучение, работа с большими данными это то, что позволяет на данных строить процесс обучения, развития, трудоустройства человека. Когда мы с помощью технологии машинного обучения собираем на данных, профессиональные стандарты, которые полностью лишены субъектности эксперта, это действительно очень классный и качественный результат. С другой стороны, когда мы на карте России видим как сшивается рынок труда с точки зрения предложений и спроса: какие вакансии есть, и какие резюме размещают люди, каких выпускников выпускают университеты и колледжи. Мы можем помочь региону, корпорации, работодателю, и конкретному человеку удовлетворить свою базовую потребность - как в кадрах, так и в поиске работы. И это все делается с помощью данных.
- Расскажите о ваших впечатлениях о Tech Week. Кому оно могло бы быть полезным?
- Вы знаете, я зашла буквально ненадолго, но сейчас здесь я вижу, как вокруг меня молодые, взрослые, люди с горящими глазами общаются друг с другом на предмет развития технологий, на предмет будущего образования, на предмет своих продуктов и своих бизнесов, куда идет рынок, куда идет мир. Это, на самом деле, наводит меня на мысль о том, что буквально этим летом произойдет еще одно событие, о котором я тоже бы хотела, чтобы люди узнали: это большой проектно-образовательный интенсив Архипелаг 2121, который состоится в Великом Новгороде. И на который я сегодня во время своей лекции тоже с удовольствием пригласила всех участников. На нем мы соберем более, чем 1000 человек со всей страны, попробуем заглянуть в будущее и ответить совместно на вопрос, поставленный перед Архипелагом - у нас для этого будет 3 недели. Вопрос звучит следующим образом: в каком мире мы и наши дети будем жить ближайшие 100 лет? Ровно поэтому Архипелаг имеет цифровой маркер "2121". И, мне кажется, сегодняшнее мероприятие, Tech Week, это очень хороший старт, старт диалога. В том числе о будущем, в котором мы будем жить.
Смотреть интервью полностью.
Экономика требует: что предлагает образование бизнесу?
ПМЭФ одной из площадок сделал "ПМЭФ-Юниор", на которой и поднимались важные вопросы по трансформации образования. Университет 20.35 выступил со своим видением будущего и предложениями на панельной дискуссии "Бизнес и университет: какое образование требует экономика сегодня?" с участием представителей ИТМО, Мегафона, Банка России, Газпромбанка, ВШМ СПбГУ и Яндекса. Нина Яныкина озвучила основные предпосылки и вызовы сферы образования на ближайшие 5 лет:
- Один из самых перспективных рынков сегодня – рынок образования. Согласно исследованиям, вследствие пандемии он вырос колоссально и продолжит расти еще 5-6 лет с темпом минимум 20% как в России, так и за рубежом. Большой вызов состоит в том, чтобы найти квалифицированные кадры. Уже сегодня большая часть сотрудников Университета 20.35 – аналитики данных, дата-инженеры, педдизайнеры – все, кто работают на стыке IT, программирования, анализа данных и обучения.
Перспектива за теми, кто сегодня осваивает дизайн-мышление, креативное мышление, способность создавать новое. Важную роль играет креативная экономика. Хакатоны, базовые кафедры, совместные магистерские программы, мероприятия по командообразованию – важные форматы взаимодействия бизнеса и высшей школы. Для Университета 20.35 вызов – организовать эти процессы на основе данных. Это создает основу для реализации индивидуальных образовательных траекторий и эффективной работы с командами. Soft skills, способность коммуницировать и достигать совместного результата – одна из важнейших компетенций будущего.
Подробнее можно прочитать здесь.