Эта статья мой личный опыт размещения игры в Стиме, и в ней я расскажу о тех моментах, которые беспокоили меня самого в процессе этого дела. Надеюсь, она поможет тем, кто решит пройти этим же путём. Этим немного особенным образом, дорогой минимальных усилий.

Я инди разработчик. Игры я пишу для своего развлечения, по свободным вечерам. И я не хотел сложностей. Ну вы знаете, разбираться в требованиях Стима, оформлять документацию, вкладываться в рекламу, изучать ведение отчётности ИП, и так далее. Мне кажется это близко многим инди авторам, особенно если написание игр лишь хобби. И вот Стим, мне он представлялся очень сложной и затратной схемой. И я решил попробовать выйти туда, просто игнорируя все заморочки. Удивительно, однако всё получилось. И вот сейчас в формате вопрос-ответ кратко моменты моего опыта и пара советов.

Общее


Вопрос: Легально ли в России издаваться в Стиме без ИП, а лишь как физлицо?
Ответ: Да. Есть официальный ответ официального лица, см. «Письмо от 10 января 2012г. 20-14/2/000368» в гугле. Ссылка: moskva-gov.ru/doc/12957

Вопрос: Стим сотрудничает с физлицом?
Ответ: Да, на основании моего положительного опыта.

Гринлайт


Вопрос: Какую рекламу давал для прохождения Гринлайта? И сколько голосов надо?
Ответ: Я не давал практически никакой рекламы. Два моих знакомых по дружбе сделали на ютубе пару видео по игре, этого хватило. Количество голосов не даст вам никакой информации, ведь решают пропустить игру всё равно редакторы Стима. Иногда они пропускают игру с пятью сотнями голосов, а иногда не пускают с пятью тысячами.

Вопрос: Какого качества промо материалы достаточны для Гринлайта?
Ответ: Я нарезал несколько скриншотов, записал небольшой кусочек геймплея и без редактирования залил его на ютуб, несложное описание игры перевёл гугл-переводчиком, подправив потом немного.

Вопрос: Что посоветуешь для прохождения Гринлайта?
Ответ: Игроку интересен геймплей, так дайте его ему сразу. Каждая секунда выплывающей заставки с названием, каждая секунда катсцены, каждая секунда плавного потемнения экрана — мусор для игрока. Он случайно заскочил и хочет понять, что это за игра, так не тяните и покажите просто геймплей.

Вопрос: С чем вообще не нужно идти в Стим?
Ответ: Я не специалист, но думаю что не стоит идти с играми уровня Бигфиша, совсем другая аудитория. Игры для смартфонов также нечасто получают успех.

После Гринлайта


Вопрос: После Гринлайта, какие данные обо мне необходимы Стиму?
Ответ: Нужны ФИО, адрес, телефон, номер ИНН, банк и ваш номер счёта в нём. Как видно, всё элементарно. ИНН можно узнать на service.nalog.ru.

Вопрос: Как можно избежать двойного налогообложения, чтобы в США не уходили 30% налогами?
Ответ: Проставить галочку, дать свой номер российского ИНН, потом согласиться c формой w8-ben. Всё делается в пару кликов онлайн. Ничего распечатывать, посылать по почте или звонить в США не нужно. Останавливаюсь на этом, потому что слышал подобные истории.

Вопрос: Как по минимуму подготовить билд игры чтобы залить его в Стим?
Ответ: Готовить не надо. Даже перекомпилировать не нужно, Стим без вопросов издаёт игры без внедрения ачивок, карточек и иного своего апи.

Вопрос: А что защита, дрм? Стим сам внедряет защиту от копирования или как?
Ответ: Стим сам ничего не внедряет, какой билд заливаешь такой и будет у игроков. Я не вставлял ничего из дрм-функций стимапи, иными словами папку с игрой можно скопировать и запускать где угодно. Ничего плохого не случилось, я думаю в случае инди игры не стоит вообще думать про дрм.

Продажи


Вопрос: Как продажи в первый месяц?
Ответ: За август я получил около 1600 проданных копий игры.

Вопрос: Что считать плохими продажами?
Ответ: Плохими продажами я думаю стоит считать 100 и менее копий за первый месяц. Подобные случаи иногда описывались самими авторами в группах разработчиков Стима.

Вопрос: Работает ли steamspy и насколько точно?
Ответ: Сервис steamspy.com для малых продаж даёт огромный разброс, поэтому неточен, к тому же он не может отделить проданные копии от активации ключей из бандлов.

Вопрос: Каков процент возвратов?
Ответ: Процент возвратов в моём случае был около 9%.

Вопрос: Что пираты, отразилось ли на графиках, когда игра попала на торренты?
Ответ: Игру выложили на торренты примерно через неделю после релиза, на графиках по-моему это не отразилось никак.

Вопрос: Сколько идёт перевод денег?
Ответ: Первый перевод шёл 6 рабочих дней, то есть считая без выходных, с момента отчёта в партнёрке Стима до появления денег на счету Сбербанка.

Комментарии (58)


  1. Evgenromin
    05.10.2015 10:57
    +18

    Коротко и по делу — лайк


  1. Anisotropic
    05.10.2015 10:58

    Вопрос: Считаете ли вы, что ваша работа окупилась/окупится?


    1. degorov
      05.10.2015 11:08

      Количество продаж автор указал в статье, цена игры — 169 рублей у нас или $6.99 у них. Ну, наверное, распродажи были итп, но порядок суммы и сделать выводы вполне можно.


      1. Anisotropic
        05.10.2015 11:17

        Да, если бы была указана цена в самой статье, то вывод можно было бы сделать.


      1. Darthman
        05.10.2015 13:41

        Судя по стимспай игра уже продалась где-то тиражом в 5.5 тысяч копий http://steamspy.com/search.php?s=way+of+gold+and+steel


      1. sb3d
        05.10.2015 17:20
        +2

        Средняя цена за копию в моём случае получилась $5.78. На Россию пришлось только 20% продаж, поэтому в итоге невысокая цена у нас не сильно повлияла.


        1. degorov
          05.10.2015 18:45

          Ну так это вообще здорово. Я почему-то думал, что большинство из РФ будут.


  1. Reeze
    05.10.2015 11:04

    Ссылка на игру?


    1. degorov
      05.10.2015 11:05
      +2

      Как я понимаю — «Путь золота и стали»


      1. sb3d
        05.10.2015 11:44
        +7

        Да, спасибо, это она, Путь золота и стали. Я не давал ссылки в статье поскольку писал в раздел «пеосчница» а там строго с пиаром.


        1. Darthman
          05.10.2015 13:39
          +2

          Поздравляю с релизом!


  1. Starche
    05.10.2015 11:38
    +5

    Как без карточек, вы что?) Я знаю огромное количество людей, для которых наличие/отсутствие карточек является существенным аргументом для покупки/игнорирования игры.


    1. RamonZzz
      05.10.2015 15:36
      +4

      Докатились, называется.


    1. maxru
      05.10.2015 16:06
      +4

      Особенно популярны у них игры за 27 или 7 рублей.


    1. DaveDee
      05.10.2015 17:39
      +4

      Хочу добавить более развернуто.
      Для многих игроков наличие карточек является решающим фактором при сомнениях.
      Карточки могут быть как просто желанным объектом коллекции, так и банально вернуть часть денег за игру, особенно на старте продаж, когда цены на них максимальны.

      При изучении рынка я часто видел ситуации такого плана:
      — Стартует хорошая игра со скидкой допустим 50%.
      — В первые дни цены на карточки держатся на высоком уровне (30-80 рублей)
      — Часть людей продает по хайповой цене, возвращая процент стоимости игры (может повезти и даже в прибыль уйти, например реально высокий спрос или выпадет металлическая карта, которая обычно в 5-10 раз дороже)
      — Другая часть собирает наборы и делает значок Х раз, получая при этом смайлы и фоны.
      — Эти смайлы и фоны так же имею стоимость и их можно продать с прибылью.
      — Постепенно цена падает до стабильного уровня и далее уже меняется в зависимости от рыночной ситуации.

      То есть, по факту, игроки платят игрокам за возможность коллекционировать и повышать уровень.
      Игроки довольны, Стим доволен, Разработчики довольны.


    1. Ohar
      07.10.2015 17:07

      Они действительно кому-то нужны? О_о


      1. DaveDee
        07.10.2015 17:09
        +1

        Зачастую больше чем сама игра.
        Есть специализированные калькуляторы карточных наборов, сайты для обмена, биржи и прочее, прочее…


  1. vodopad
    05.10.2015 12:21
    +5

    А не желаете провести эксперимент? Внедрить карточки. А потом выставить игру на «еженедельных скидках» с 96-97% скидкой, ну чтобы игра стоила 3-5 руб. Интересно было бы посмотреть на продажи.

    Я знаю, что многие покупают игры из-за карточек, в том числе и я. Просто у меня есть подозрения, что с 97% скидкой игра окупится лучше, чем вообще без скидки.


    1. DaveDee
      05.10.2015 13:13
      +6

      полностью поддерживаю предложение, нас этот эксперимент тоже очень интересует.


    1. Starche
      05.10.2015 15:43

      у меня есть подозрения, что с 97% скидкой игра окупится лучше, чем вообще без скидки

      Угу, а учитывая, что с продаж карточек по 1 центу уходит разработчикам (если я конечно правильно понял стим), то вероятность этого ещё больше повышается.


      1. DaveDee
        05.10.2015 16:36

        Там фиксированная комиссия в 15%. Сбор карточек нужен только чтобы повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает), плюс получать смайлики/фоны для профиля. Стим абсолютно ничего не теряет, а желающих много.
        Есть люди с уровнем акка 600+, а это десятки тысяч долларов. Если б еще часть комиссии шла разработчикам… :)

        В текущем свете дел, выпускать игру без карточек ВООБЩЕ не имеет смысла.


        1. Starche
          05.10.2015 17:14

          Если б еще часть комиссии шла разработчикам… :)
          Ну я просто тоже как-то на это накинулся, и аж до 10го уровня прокачался) Каюсь, было дело.
          Так вот при покупке карточки, я видел вот такое
          Subtotal 0.03 USD
          Shadowrun Returns fee 0.01 USD
          Steam transaction fee 0.01 USD (fees charged by Valve Corp.)

          Total 0.05 USD
          Вот мне и интересно — один из этих двух центов идёт разработчикам, или совсем нет


          1. DaveDee
            05.10.2015 17:18

            Гм, ни разу не видел такого, попытаюсь разобраться попозже. Честно говоря, это было бы вообще шоколадно.


          1. Wedmer
            05.10.2015 22:08

            Не знаю, как с карточками, а вот в Воркшопе спрашивают, сколько процентов от контента хотите.



        1. Eefrit
          06.10.2015 13:42

          повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает)

          Как это «ничего не даёт»? Чем выше уровень аккаунта — тем чаще выпадают «Наборы карточек» на ровном месте без каких-либо действий игрока, которые можно распаковать (обычно содержат около 3 карточек из игры) и продать карточки или собрать значок, или прямо таким набором продать (стоимость в среднем 10-15 рублей, но тем не менее). С моим 20-м уровнем я получаю такие наборы примерно раз в 3-4 недели. Люди с 80-м уровнем говорят, что получают раз в неделю.


          1. DaveDee
            06.10.2015 14:10
            +1

            Не стал писать, так как у самого 10ый уровень и выпал всего 1 набор с момента ввода карточек. Так что это просто маленький бонус, не думаю что цель большинства именно в халявных наборах. Мне кажется что причину хорошо описал Athari ниже. Именно скупщики карточек с уровнями 500+ являются основой.


            1. Eefrit
              06.10.2015 14:45

              Согласен, скорее именно эти люди являются причиной покупки/продажи карточек.


            1. Darthman
              06.10.2015 16:02

              Шанс выпадения карточек есть у всех. Бустер получает случайный человек из всех, кто имеет данную игру в тот момент, когда кто-то другой собирает значок этой игры. Так было сказано в FAQ. Уровень профиля не влияет на этот показатель. А еще должны быть все карточки из игры получены быть, чтобы можно было получить бустер. Они то падают, то не падают эти бустеры.


              1. DaveDee
                06.10.2015 16:20

                Точно не так, я сам читал этот фак и готов был убить человека, составлявшего его. Возможно уже поправили, но вообще порядок такой:

                — чтобы претендовать на значок надо выбить все доступные карточки (то что падает за саму игру) а не собрать набор полный
                — надо зайти хотя бы раз в неделю в стим
                — Каждый раз когда кто-то крафтит значок, появляется в доступе один бустер ЭТОЙ игры
                — Этот бустер разыгрывается между всеми владельцами ЭТОЙ игры, выполнившими первые два пункта.
                — каждые 10 уровней увеличивают шанс получить этот бустер на 20% (удваивается на 50-ом)

                Пример:
                у меня есть игра Bastion, которую я прошел черт знает когда. Выпали 3 карточки из 5 (максимум возможный) и они пылятся в инвентаре.
                Я постоянно захожу в стим, тем самым являюсь активным игроком.
                Кто-то делает значок из 5 карт на эту игру и в этот момент среди всех владельцев бастиона разыгрывается бустер.
                Я, несмотря на свой 10-ый уровень (120% от базового шанса) умудряюсь получить бустер.
                После вскрытия и, опционально, обмена повторок через спец-сервис, я получаю 5 карт и крафчу значок. В этот момент новому счастличику падает бустер.


                1. Darthman
                  06.10.2015 16:40

                  Да, Вы правы. Правила дополнили:

                  Как я могу получить набор карточек?
                  После того, как вам выпадут все доступные карточки, появится возможность получить набор карточек, который включает в себя 3 карточки как простого, так и редкого качества. Наборы карточек раздаются случайным образом между всеми имеющими возможность их получения пользователями после того, как кто-то из сообщества создаст значок. Не забывайте заходить в Steam каждую неделю, чтобы подтверждать право на получение набора.

                  Ваш уровень Steam повышает шанс получения наборов карточек следующим образом:

                  10 уровень: шанс выпадения увеличивается на 20%
                  20 уровень: шанс выпадения увеличивается на 40%
                  30 уровень: шанс выпадения увеличивается на 60%
                  40 уровень: шанс выпадения увеличивается на 80%
                  50 уровень: шанс выпадения увеличивается на 100% (т.е. шанс удваивается)
                  И т.д.


        1. Athari
          06.10.2015 13:48

          повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает)

          Для некоторых очень важно иметь сотни-тысячи друзей на стиме, а у Стима это число привязано к уровню аккаунта… В этом случае тоже приходится возиться с карточками, хотя ни значки, ни уровни нафиг не нужны, а уж про окупаемость повышения уровня точно говорить не приходится.


  1. GoodAlex
    05.10.2015 12:43
    +3

    Спасибо, развеяли некоторые мои сомнения насчет публикации в Стиме.


  1. Darthman
    05.10.2015 13:36

    спросили выше, неактуально.


  1. AllexIn
    05.10.2015 16:46
    +3

    sb3d, я помню ты говорил, что не стал внедрять SteamAPI, потому что с ним гемора много.
    Если хочешь — могу проконсультировать на эту тему. Внедрял большую часть фишек SteamAPI в своем проекте для релиза. Народ это дело любит. У нас большая часть скриншотов в комьюнити — это скриншоты игроков с лидербордой и их позицией там.


    1. vitaly_KF
      06.10.2015 09:27
      +5

      Напишите лучше полноценную статью об этом.


      1. AllexIn
        06.10.2015 09:31

        Не совсем понятно, можно ли это делать.
        С одной стороны API вроде бы доступно для скачивания свободно.
        С другой — оно вроде бы попадает под NDA.
        Да и нет там ничего умного, статья точно не уровня хабра получится.


      1. Darthman
        06.10.2015 11:30
        +1

        А смысл? В steamAPI всё задокументировано очень подробно, с примерами. Вот я сегодня сам внедрял ачивки в игру свою для стима. Там 3 функции. Получить статистику с сервера, установить ачивку как полученную, залить на сервер изменения. Всё. Тупо три функции. Ну до этого надо инициализировать стимапи, ок, еще 2 функции :) Всё просто.
        А в документации есть даже код на плюсах, как можно их ачивки обернуть в классы в своей программе.


    1. sb3d
      15.10.2015 13:25

      AllexIn, скинь пожалуйста пару ссылок на руководство по внедрению карточек. Я что-то даже не знаю, что в гугле писать чтобы на него выйти.


      1. AllexIn
        15.10.2015 13:30
        +1

        Если ты имеешь ввиду карточки, которые выпадают когда играешь в игру, то там внедрения на уровне проекта нет вообще.
        Нужно только контент(изображения карточек) залить и всё.

        Вот тут инфа:
        partner.steamgames.com/documentation/tradingcards
        Там же внизу можно скачать готовые шаблоны карточек.


        1. sb3d
          16.10.2015 09:35

          Спасибо!


  1. AllexIn
    05.10.2015 16:56
    +10

    Добавлю немного информации от себя в догонку к статье. Мы запустились в середине сентября и я хотел подождать с публикацией. Но учитывая, что sb3d ответил на большую часть актуальных вопросов, писать статью смысла нет, поэтому просто добавлю пару занятных пунктов.

    Вопрос: Распределение продаж по платформам?
    Ответ: 5% — Mac OS, 4% — SteamOS/Linus, 91% — Windows

    Вопрос: Влияют ли скиндки на продажи?
    Ответ: Влияние скидок огромное. В тот день, когда скидки кончились — продажи обвалились, а количество людей с игрой в wishlist'e стало расти. На данный момент у нас в wishlist игра у в два раза большего количества людей, чем ее уже купили.

    Вопрос: Сложно ли внедрять SteamAPI?
    Ответ: Просто. Документации и примеров хватает, чтобы понять большую часть функционала. Но под виндой нельзя использовать MinGW — steam_api с ним не совместимо.


    1. EvilPartisan
      09.10.2015 13:10

      А кто решает когда, на какие игры и какие скидки? Это право авторов или стима?


      1. Darthman
        09.10.2015 13:21

        авторы ставят какие скидки они готовы давать и когда. Авторы заявляют о желании участия в распродажах. Авторы решают давать ли купоны скидочные случайным людям. Стим в данном вопросе не решает ничего.


        1. EvilPartisan
          10.10.2015 19:54

          То есть я правильно понимаю, что все эти безумные скидки, особенно в периоды всяких праздников, это массовое помешательство разработчиков?


          1. Darthman
            10.10.2015 20:35
            +1

            Это не помешательство. Стим заранее предупреждает всех о предстоящих распродажах и просит указать какие скидки на какие продукты кто готов дать.
            Дело в том, что скидка в 75%, как бы это парадоксально не казалось, не уменьшает доходов. Игру начинают покупать минимум в 4 раза чаще, да и покупают те люди, которые без скидки не купят скорее всего.


  1. Darthman
    05.10.2015 17:29

    А как дела обстоят с налогами, если работать как частное лицо. Я имею ввиду с нашими родными 13% для физлиц?


    1. sb3d
      05.10.2015 18:31

      Насколько я знаю, в случае регулярного дохода оплачивать за 15-й год нужно в начале 16-го. НДФЛ оплачивается в рублях и так как от Стима идёт валюта то пересчитывается по курсу ЦБ на день получения дохода. Но это так, теория, деталей пока не знаю, ведь апрель 16-го ещё не наступил.


      1. Darthman
        05.10.2015 19:24

        Я имею ввиду, что подавать декларацию о доходах будете? :) Предстоит тоже самое, поэтому интересуюсь, стоит ли заморачиваться с ИП. А то принесешь такой декларацию, а тебе скажут «да Вы, батенька, занимаетесь частным предпренимательством, платите штраф, голубчик, ИП-то у вас нету»…


        1. sb3d
          05.10.2015 19:42
          +1

          Декларировать буду. О легальности дохода от Стима без ИП я ответил в первом же пункте статьи, пока других данных у меня нет.


  1. Lerg
    05.10.2015 22:29
    +2

    Очень рад, что добрались до релиза! Если помните, я пытался помочь с переводом описания для стима.


  1. lightman
    06.10.2015 07:56
    +3

    думаю что не стоит идти с играми уровня Бигфиша, совсем другая аудитория.
    А что такое Бигфиш?



  1. susnake
    06.10.2015 08:19
    +1

    А на GoG не пытались выйти?


  1. vitaly_KF
    06.10.2015 09:30
    +1

    Больше игр, хороших и разных!

    Спасибо за статью =)


  1. Athari
    06.10.2015 13:45
    +4

    Ответ: Игроку интересен геймплей, так дайте его ему сразу. Каждая секунда выплывающей заставки с названием, каждая секунда катсцены, каждая секунда плавного потемнения экрана — мусор для игрока. Он случайно заскочил и хочет понять, что это за игра, так не тяните и покажите просто геймплей.

    А-а-а! Когда же, чёрт побери, это до всех дойдёт! Или вы Близзард, или сразу показывайте геймплей, чёрт бы вас побрал. А то разведут: 10 логотипов, 5 минут невнятного видео, полминуты геймплея посреди третьего ролика… отдельные индивиды ещё making of с комментариями авторов запихнуть среди роликов умудряются, поубивал бы.


    1. kovalevsky
      15.10.2015 13:40

      Я синематики Близзард люблю не меньше их игр :)


  1. inborn_killer
    06.10.2015 16:12
    +2

    Отличная статья, огромное спасибо. Не думал, что всё настолько позитивно бывает.