Я инди разработчик. Игры я пишу для своего развлечения, по свободным вечерам. И я не хотел сложностей. Ну вы знаете, разбираться в требованиях Стима, оформлять документацию, вкладываться в рекламу, изучать ведение отчётности ИП, и так далее. Мне кажется это близко многим инди авторам, особенно если написание игр лишь хобби. И вот Стим, мне он представлялся очень сложной и затратной схемой. И я решил попробовать выйти туда, просто игнорируя все заморочки. Удивительно, однако всё получилось. И вот сейчас в формате вопрос-ответ кратко моменты моего опыта и пара советов.
Общее
Вопрос: Легально ли в России издаваться в Стиме без ИП, а лишь как физлицо?
Ответ: Да. Есть официальный ответ официального лица, см. «Письмо от 10 января 2012г. 20-14/2/000368» в гугле. Ссылка: moskva-gov.ru/doc/12957
Вопрос: Стим сотрудничает с физлицом?
Ответ: Да, на основании моего положительного опыта.
Гринлайт
Вопрос: Какую рекламу давал для прохождения Гринлайта? И сколько голосов надо?
Ответ: Я не давал практически никакой рекламы. Два моих знакомых по дружбе сделали на ютубе пару видео по игре, этого хватило. Количество голосов не даст вам никакой информации, ведь решают пропустить игру всё равно редакторы Стима. Иногда они пропускают игру с пятью сотнями голосов, а иногда не пускают с пятью тысячами.
Вопрос: Какого качества промо материалы достаточны для Гринлайта?
Ответ: Я нарезал несколько скриншотов, записал небольшой кусочек геймплея и без редактирования залил его на ютуб, несложное описание игры перевёл гугл-переводчиком, подправив потом немного.
Вопрос: Что посоветуешь для прохождения Гринлайта?
Ответ: Игроку интересен геймплей, так дайте его ему сразу. Каждая секунда выплывающей заставки с названием, каждая секунда катсцены, каждая секунда плавного потемнения экрана — мусор для игрока. Он случайно заскочил и хочет понять, что это за игра, так не тяните и покажите просто геймплей.
Вопрос: С чем вообще не нужно идти в Стим?
Ответ: Я не специалист, но думаю что не стоит идти с играми уровня Бигфиша, совсем другая аудитория. Игры для смартфонов также нечасто получают успех.
После Гринлайта
Вопрос: После Гринлайта, какие данные обо мне необходимы Стиму?
Ответ: Нужны ФИО, адрес, телефон, номер ИНН, банк и ваш номер счёта в нём. Как видно, всё элементарно. ИНН можно узнать на service.nalog.ru.
Вопрос: Как можно избежать двойного налогообложения, чтобы в США не уходили 30% налогами?
Ответ: Проставить галочку, дать свой номер российского ИНН, потом согласиться c формой w8-ben. Всё делается в пару кликов онлайн. Ничего распечатывать, посылать по почте или звонить в США не нужно. Останавливаюсь на этом, потому что слышал подобные истории.
Вопрос: Как по минимуму подготовить билд игры чтобы залить его в Стим?
Ответ: Готовить не надо. Даже перекомпилировать не нужно, Стим без вопросов издаёт игры без внедрения ачивок, карточек и иного своего апи.
Вопрос: А что защита, дрм? Стим сам внедряет защиту от копирования или как?
Ответ: Стим сам ничего не внедряет, какой билд заливаешь такой и будет у игроков. Я не вставлял ничего из дрм-функций стимапи, иными словами папку с игрой можно скопировать и запускать где угодно. Ничего плохого не случилось, я думаю в случае инди игры не стоит вообще думать про дрм.
Продажи
Вопрос: Как продажи в первый месяц?
Ответ: За август я получил около 1600 проданных копий игры.
Вопрос: Что считать плохими продажами?
Ответ: Плохими продажами я думаю стоит считать 100 и менее копий за первый месяц. Подобные случаи иногда описывались самими авторами в группах разработчиков Стима.
Вопрос: Работает ли steamspy и насколько точно?
Ответ: Сервис steamspy.com для малых продаж даёт огромный разброс, поэтому неточен, к тому же он не может отделить проданные копии от активации ключей из бандлов.
Вопрос: Каков процент возвратов?
Ответ: Процент возвратов в моём случае был около 9%.
Вопрос: Что пираты, отразилось ли на графиках, когда игра попала на торренты?
Ответ: Игру выложили на торренты примерно через неделю после релиза, на графиках по-моему это не отразилось никак.
Вопрос: Сколько идёт перевод денег?
Ответ: Первый перевод шёл 6 рабочих дней, то есть считая без выходных, с момента отчёта в партнёрке Стима до появления денег на счету Сбербанка.
Комментарии (58)
Anisotropic
05.10.2015 10:58Вопрос: Считаете ли вы, что ваша работа окупилась/окупится?
degorov
05.10.2015 11:08Количество продаж автор указал в статье, цена игры — 169 рублей у нас или $6.99 у них. Ну, наверное, распродажи были итп, но порядок суммы и сделать выводы вполне можно.
Anisotropic
05.10.2015 11:17Да, если бы была указана цена в самой статье, то вывод можно было бы сделать.
Darthman
05.10.2015 13:41Судя по стимспай игра уже продалась где-то тиражом в 5.5 тысяч копий http://steamspy.com/search.php?s=way+of+gold+and+steel
Starche
05.10.2015 11:38+5Как без карточек, вы что?) Я знаю огромное количество людей, для которых наличие/отсутствие карточек является существенным аргументом для покупки/игнорирования игры.
DaveDee
05.10.2015 17:39+4Хочу добавить более развернуто.
Для многих игроков наличие карточек является решающим фактором при сомнениях.
Карточки могут быть как просто желанным объектом коллекции, так и банально вернуть часть денег за игру, особенно на старте продаж, когда цены на них максимальны.
При изучении рынка я часто видел ситуации такого плана:
— Стартует хорошая игра со скидкой допустим 50%.
— В первые дни цены на карточки держатся на высоком уровне (30-80 рублей)
— Часть людей продает по хайповой цене, возвращая процент стоимости игры (может повезти и даже в прибыль уйти, например реально высокий спрос или выпадет металлическая карта, которая обычно в 5-10 раз дороже)
— Другая часть собирает наборы и делает значок Х раз, получая при этом смайлы и фоны.
— Эти смайлы и фоны так же имею стоимость и их можно продать с прибылью.
— Постепенно цена падает до стабильного уровня и далее уже меняется в зависимости от рыночной ситуации.
То есть, по факту, игроки платят игрокам за возможность коллекционировать и повышать уровень.
Игроки довольны, Стим доволен, Разработчики довольны.
vodopad
05.10.2015 12:21+5А не желаете провести эксперимент? Внедрить карточки. А потом выставить игру на «еженедельных скидках» с 96-97% скидкой, ну чтобы игра стоила 3-5 руб. Интересно было бы посмотреть на продажи.
Я знаю, что многие покупают игры из-за карточек, в том числе и я. Просто у меня есть подозрения, что с 97% скидкой игра окупится лучше, чем вообще без скидки.DaveDee
05.10.2015 13:13+6полностью поддерживаю предложение, нас этот эксперимент тоже очень интересует.
Starche
05.10.2015 15:43у меня есть подозрения, что с 97% скидкой игра окупится лучше, чем вообще без скидки
Угу, а учитывая, что с продаж карточек по 1 центу уходит разработчикам (если я конечно правильно понял стим), то вероятность этого ещё больше повышается.DaveDee
05.10.2015 16:36Там фиксированная комиссия в 15%. Сбор карточек нужен только чтобы повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает), плюс получать смайлики/фоны для профиля. Стим абсолютно ничего не теряет, а желающих много.
Есть люди с уровнем акка 600+, а это десятки тысяч долларов. Если б еще часть комиссии шла разработчикам… :)
В текущем свете дел, выпускать игру без карточек ВООБЩЕ не имеет смысла.Starche
05.10.2015 17:14Если б еще часть комиссии шла разработчикам… :)
Ну я просто тоже как-то на это накинулся, и аж до 10го уровня прокачался) Каюсь, было дело.
Так вот при покупке карточки, я видел вот такое
Subtotal 0.03 USD
Вот мне и интересно — один из этих двух центов идёт разработчикам, или совсем нет
Shadowrun Returns fee 0.01 USD
Steam transaction fee 0.01 USD (fees charged by Valve Corp.)
Total 0.05 USDDaveDee
05.10.2015 17:18Гм, ни разу не видел такого, попытаюсь разобраться попозже. Честно говоря, это было бы вообще шоколадно.
Wedmer
05.10.2015 22:08Не знаю, как с карточками, а вот в Воркшопе спрашивают, сколько процентов от контента хотите.
Eefrit
06.10.2015 13:42повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает)
Как это «ничего не даёт»? Чем выше уровень аккаунта — тем чаще выпадают «Наборы карточек» на ровном месте без каких-либо действий игрока, которые можно распаковать (обычно содержат около 3 карточек из игры) и продать карточки или собрать значок, или прямо таким набором продать (стоимость в среднем 10-15 рублей, но тем не менее). С моим 20-м уровнем я получаю такие наборы примерно раз в 3-4 недели. Люди с 80-м уровнем говорят, что получают раз в неделю.DaveDee
06.10.2015 14:10+1Не стал писать, так как у самого 10ый уровень и выпал всего 1 набор с момента ввода карточек. Так что это просто маленький бонус, не думаю что цель большинства именно в халявных наборах. Мне кажется что причину хорошо описал Athari ниже. Именно скупщики карточек с уровнями 500+ являются основой.
Darthman
06.10.2015 16:02Шанс выпадения карточек есть у всех. Бустер получает случайный человек из всех, кто имеет данную игру в тот момент, когда кто-то другой собирает значок этой игры. Так было сказано в FAQ. Уровень профиля не влияет на этот показатель. А еще должны быть все карточки из игры получены быть, чтобы можно было получить бустер. Они то падают, то не падают эти бустеры.
DaveDee
06.10.2015 16:20Точно не так, я сам читал этот фак и готов был убить человека, составлявшего его. Возможно уже поправили, но вообще порядок такой:
— чтобы претендовать на значок надо выбить все доступные карточки (то что падает за саму игру) а не собрать набор полный
— надо зайти хотя бы раз в неделю в стим
— Каждый раз когда кто-то крафтит значок, появляется в доступе один бустер ЭТОЙ игры
— Этот бустер разыгрывается между всеми владельцами ЭТОЙ игры, выполнившими первые два пункта.
— каждые 10 уровней увеличивают шанс получить этот бустер на 20% (удваивается на 50-ом)
Пример:
у меня есть игра Bastion, которую я прошел черт знает когда. Выпали 3 карточки из 5 (максимум возможный) и они пылятся в инвентаре.
Я постоянно захожу в стим, тем самым являюсь активным игроком.
Кто-то делает значок из 5 карт на эту игру и в этот момент среди всех владельцев бастиона разыгрывается бустер.
Я, несмотря на свой 10-ый уровень (120% от базового шанса) умудряюсь получить бустер.
После вскрытия и, опционально, обмена повторок через спец-сервис, я получаю 5 карт и крафчу значок. В этот момент новому счастличику падает бустер.Darthman
06.10.2015 16:40Да, Вы правы. Правила дополнили:
Как я могу получить набор карточек?
После того, как вам выпадут все доступные карточки, появится возможность получить набор карточек, который включает в себя 3 карточки как простого, так и редкого качества. Наборы карточек раздаются случайным образом между всеми имеющими возможность их получения пользователями после того, как кто-то из сообщества создаст значок. Не забывайте заходить в Steam каждую неделю, чтобы подтверждать право на получение набора.
Ваш уровень Steam повышает шанс получения наборов карточек следующим образом:
10 уровень: шанс выпадения увеличивается на 20%
20 уровень: шанс выпадения увеличивается на 40%
30 уровень: шанс выпадения увеличивается на 60%
40 уровень: шанс выпадения увеличивается на 80%
50 уровень: шанс выпадения увеличивается на 100% (т.е. шанс удваивается)
И т.д.
Athari
06.10.2015 13:48повышать уровень аккаунта ( по сути ничего не дает)
Для некоторых очень важно иметь сотни-тысячи друзей на стиме, а у Стима это число привязано к уровню аккаунта… В этом случае тоже приходится возиться с карточками, хотя ни значки, ни уровни нафиг не нужны, а уж про окупаемость повышения уровня точно говорить не приходится.
AllexIn
05.10.2015 16:46+3sb3d, я помню ты говорил, что не стал внедрять SteamAPI, потому что с ним гемора много.
Если хочешь — могу проконсультировать на эту тему. Внедрял большую часть фишек SteamAPI в своем проекте для релиза. Народ это дело любит. У нас большая часть скриншотов в комьюнити — это скриншоты игроков с лидербордой и их позицией там.vitaly_KF
06.10.2015 09:27+5Напишите лучше полноценную статью об этом.
AllexIn
06.10.2015 09:31Не совсем понятно, можно ли это делать.
С одной стороны API вроде бы доступно для скачивания свободно.
С другой — оно вроде бы попадает под NDA.
Да и нет там ничего умного, статья точно не уровня хабра получится.
Darthman
06.10.2015 11:30+1А смысл? В steamAPI всё задокументировано очень подробно, с примерами. Вот я сегодня сам внедрял ачивки в игру свою для стима. Там 3 функции. Получить статистику с сервера, установить ачивку как полученную, залить на сервер изменения. Всё. Тупо три функции. Ну до этого надо инициализировать стимапи, ок, еще 2 функции :) Всё просто.
А в документации есть даже код на плюсах, как можно их ачивки обернуть в классы в своей программе.
sb3d
15.10.2015 13:25AllexIn, скинь пожалуйста пару ссылок на руководство по внедрению карточек. Я что-то даже не знаю, что в гугле писать чтобы на него выйти.
AllexIn
15.10.2015 13:30+1Если ты имеешь ввиду карточки, которые выпадают когда играешь в игру, то там внедрения на уровне проекта нет вообще.
Нужно только контент(изображения карточек) залить и всё.
Вот тут инфа:
partner.steamgames.com/documentation/tradingcards
Там же внизу можно скачать готовые шаблоны карточек.
AllexIn
05.10.2015 16:56+10Добавлю немного информации от себя в догонку к статье. Мы запустились в середине сентября и я хотел подождать с публикацией. Но учитывая, что sb3d ответил на большую часть актуальных вопросов, писать статью смысла нет, поэтому просто добавлю пару занятных пунктов.
Вопрос: Распределение продаж по платформам?
Ответ: 5% — Mac OS, 4% — SteamOS/Linus, 91% — Windows
Вопрос: Влияют ли скиндки на продажи?
Ответ: Влияние скидок огромное. В тот день, когда скидки кончились — продажи обвалились, а количество людей с игрой в wishlist'e стало расти. На данный момент у нас в wishlist игра у в два раза большего количества людей, чем ее уже купили.
Вопрос: Сложно ли внедрять SteamAPI?
Ответ: Просто. Документации и примеров хватает, чтобы понять большую часть функционала. Но под виндой нельзя использовать MinGW — steam_api с ним не совместимо.EvilPartisan
09.10.2015 13:10А кто решает когда, на какие игры и какие скидки? Это право авторов или стима?
Darthman
09.10.2015 13:21авторы ставят какие скидки они готовы давать и когда. Авторы заявляют о желании участия в распродажах. Авторы решают давать ли купоны скидочные случайным людям. Стим в данном вопросе не решает ничего.
EvilPartisan
10.10.2015 19:54То есть я правильно понимаю, что все эти безумные скидки, особенно в периоды всяких праздников, это массовое помешательство разработчиков?
Darthman
10.10.2015 20:35+1Это не помешательство. Стим заранее предупреждает всех о предстоящих распродажах и просит указать какие скидки на какие продукты кто готов дать.
Дело в том, что скидка в 75%, как бы это парадоксально не казалось, не уменьшает доходов. Игру начинают покупать минимум в 4 раза чаще, да и покупают те люди, которые без скидки не купят скорее всего.
Darthman
05.10.2015 17:29А как дела обстоят с налогами, если работать как частное лицо. Я имею ввиду с нашими родными 13% для физлиц?
sb3d
05.10.2015 18:31Насколько я знаю, в случае регулярного дохода оплачивать за 15-й год нужно в начале 16-го. НДФЛ оплачивается в рублях и так как от Стима идёт валюта то пересчитывается по курсу ЦБ на день получения дохода. Но это так, теория, деталей пока не знаю, ведь апрель 16-го ещё не наступил.
Darthman
05.10.2015 19:24Я имею ввиду, что подавать декларацию о доходах будете? :) Предстоит тоже самое, поэтому интересуюсь, стоит ли заморачиваться с ИП. А то принесешь такой декларацию, а тебе скажут «да Вы, батенька, занимаетесь частным предпренимательством, платите штраф, голубчик, ИП-то у вас нету»…
sb3d
05.10.2015 19:42+1Декларировать буду. О легальности дохода от Стима без ИП я ответил в первом же пункте статьи, пока других данных у меня нет.
Lerg
05.10.2015 22:29+2Очень рад, что добрались до релиза! Если помните, я пытался помочь с переводом описания для стима.
lightman
06.10.2015 07:56+3думаю что не стоит идти с играми уровня Бигфиша, совсем другая аудитория.
А что такое Бигфиш?
Athari
06.10.2015 13:45+4Ответ: Игроку интересен геймплей, так дайте его ему сразу. Каждая секунда выплывающей заставки с названием, каждая секунда катсцены, каждая секунда плавного потемнения экрана — мусор для игрока. Он случайно заскочил и хочет понять, что это за игра, так не тяните и покажите просто геймплей.
А-а-а! Когда же, чёрт побери, это до всех дойдёт! Или вы Близзард, или сразу показывайте геймплей, чёрт бы вас побрал. А то разведут: 10 логотипов, 5 минут невнятного видео, полминуты геймплея посреди третьего ролика… отдельные индивиды ещё making of с комментариями авторов запихнуть среди роликов умудряются, поубивал бы.
inborn_killer
06.10.2015 16:12+2Отличная статья, огромное спасибо. Не думал, что всё настолько позитивно бывает.
Evgenromin
Коротко и по делу — лайк