Цифровизация персональных финансов — неизбежный и необратимый процесс, свидетелями и участниками которого стали и банки, и их клиенты. Каждый день мы делаем выбор: оставить всё по-старому или избавиться от ненужных практик и формальностей, заменив их простыми и удобными решениями. Одна из таких новаций — банковская карта без пластика. Звучит очень модно, но на самом деле к этому ведёт вся логика векового развития финтеха. И сейчас покажем эту историю в деталях.

1910–1920-е гг.: первые суррогаты

Именно в эти годы появились первые заменители наличных денег. Их придумали ретейлеры и сервисные компании. Они ввели в обращение карты-жетоны из бумаги или металла. Показав такую карту на кассе эмитента, покупатель забирал неоплаченные покупки или не платил за услуги, а в конце месяца гасил долг, — очень удобно. Получается, клиенты могли не откладывать покупки из-за забытого кошелька или недостаточной суммы в нём. А продавцы, оказывавшие услугу отложенного платежа, наращивали базу лояльных клиентов и увеличивали продажи за счёт тех, кто не мог или не хотел расплатиться сразу. В 1914 г. первой эту схему опробовала компания-пионер денежных переводов Western Union. Затем её опыт переняли заправочные станции, магазины и гостиницы.
Вот так выглядел прадед сегодняшней банковской карты. Источник
Данные о покупках продавцы переписывали с карт вручную, поэтому в записи закрадывались ошибки. Счета на оплату относили в банки, а те не могли установить владельца карты. Проблему решила компания Farrington Manufacturing. В 1928 г. она выпустила металлический эмбоссированный жетон Charga-Plate. На кассе его прогоняли через считывающее устройство — импринтер. Он делал отпечаток с тиснения — верные данные о владельце карты и счёте оставались на чеке. На картонном заднике Charga-Plate стояла подпись держателя для сверки на кассе. Выдавленные на лицевой стороне имя владельца и номер карты, а также подпись клиента на обратной стороне затем станут стандартом для будущих пластиковых банковских карт.

1950-е гг.: универсальная привилегия

К концу 1940-х гг. у состоятельных клиентов накопились карты магазинов и сервисных предприятий. Ими можно было рассчитаться только у эмитента. В 1949 г. основатель компании T&E Макнамара решил сделать такую карту, расплатиться которой можно везде. Так появился Diner's Club. Существует легенда, что бизнес-идею ему подарил неловкий опыт: якобы однажды он пообедал в ресторане, забыв дома наличные, и ждал, когда жена подвезёт деньги. Макнамара убеждал бизнесменов, что владеть картой Diner's Club престижно. Идея понравилась состоятельным американцам — в первый год к клубу присоединились 10 000 человек. В конце месяца они возвращали долг и платили за членство в клубе. Комиссия за пользование картой была $3. Параллельно Макнамара договорился с ресторанами и магазинами: Diner's Club приводила к ним новых клиентов, сети делились с компанией 7% выручки от «карточных платежей».
А это уже непосредственный предшественник. Источник
Идею Diner’s Club подхватили конкуренты: в 1958 г. American Express выпустила 25 000 карт для вип-клиентов. В отличие от Diner’s Club эта карта была сделана не из бумаги, а из нового материала — пластика. В эти годы мир переживал пластиковый бум. Пластик был дёшев в изготовлении, прост в формовке, легко адаптировался к разным потребностям и дизайнерским решениям, а учёные бились над тем, чтобы сделать его более износостойким и гибким. Для банков выбор пластика был очевиден: он был дешевле металла и надёжнее бумаги. И для клиента тоже: пластик не мялся, не рвался и не боялся влаги.
В том же году Bank of America решил распространить пластиковый карточный продукт на средний класс. В качестве эксперимента банк отправил эмбоссированные карты BankAmericard почтой своим клиентам в калифорнийском городке Фресно. Все 60 000 человек без предупреждения получили кредитку с возобновляемым лимитом в $300. Многие картой воспользовались. Смелую маркетинговую акцию прозвали Fresno Drop, а банки США с тех пор стали доставлять карты по почте.

1960-е гг.: пластик съел органику

В 1960-е гг. пластиковые карты обосновались и в кошельках — наряду с наличными. Банки начали создавать для владельцев карт инфраструктуру и улучшать сервис. Это стимулировало выдачу платёжного пластика.
Клиентов с картами стало так много, что помнить в лицо всех продавцы уже не могли. Им приходилось постоянно звонить в банк, чтобы авторизовать платёж, а для надёжности регистрировать покупку на бумаге. Банки и продавцы искали способ упростить процедуру и обратились к производителям техники и аппаратного обеспечения. Ноу-хау предложила IBM. Она решила нанести нужные для платежа данные на магнитные полосы. В то время на них уже хранили аудиозаписи и другую информацию. Нужно было приклеить полосу на карту так, чтобы она не деформировалась и легко считывалась. По легенде, инженеру IBM решение подсказала жена-домохозяйка, предложив прикрепить ленту к пластику горячим утюгом. Оставалось сделать аппараты, которые могли бы использовать информацию с магнитных полос.
Пластиковыми картами можно было расплачиваться в магазинах, но что если владельцу нужен был не товар, а лежащие на карте деньги? Банки были открыты по расписанию, наличные иногда требовались и в выходные. В такую ситуацию как-то попал управляющий компании De La Rue Шепард-Бэррон. Тогда он вспомнил о вендинговом аппарате. Если машины научились продавать за деньги шоколадки, то они смогут и обналичивать чеки, решил он. Банк Barclays поверил в идею и заказал фирме Шеппарда-Бэррона шесть аппаратов. В 1967 г. в Лондоне был установлен первый банкомат. Правда, с картами устройства поначалу не работали: они просто выдавали деньги в обмен на бумажные чеки. Чтобы машина их прочла, на чеки наносили слаборадиоактивные чернила. В 1970-е гг. банкоматы распространились по миру и научились работать не только с чеками (от них потом все отказались), но и с пластиковыми картами.

1970-е гг.: время революции

В 1970-е гг. в мире началась цифровая революция: были созданы первые вычислительные машины, микропроцессоры, карты памяти. К этому времени ретейлеры уже не справлялись с огромным количеством одновременных транзакций и учётом всех операций. Кроме того, клиенты с картами не хотели терять время при покупке на кассе. На помощь людям пришли машины. Так в торговой, а вслед за ней и в банковской сфере стартовала цифровизация.
В 1973 г. IBM сделала первые электронные кассы для магазинов Pathmark и Dillard’s. Через год компания William Brobeck & Associates оснастила аналогичные кассы микропроцессорами Intel и поставила их в сети McDonald’s. Кассы объединили в локальную сеть, они были взаимозаменяемы при поломке, умели записывать данные обо всех продажах с разных точек в одном центральном репозитории — мейнфрейме, делать резервное копирование, взимать налог с продаж, вести учёт наличности. Эти аппараты стали прототипами POS-терминалов. Через несколько лет в таких устройствах появились картридеры, способные считывать информацию с магнитных полос пластиковых карт. Платить, продавать и обрабатывать безналичную транзакцию стало просто.
Первые POS-терминалы. Источник
Операционисты банков больше не могли вручную авторизовывать платежи. В США появились первые процессинговые центры, которые взяли на себя эту задачу, став посредниками между банками и магазинами. Поначалу продавцы сами соединялись с процессинговым центром по телефонной связи. Его компьютеры обращались к данным банков-эмитентов и решали, достаточно ли у клиента средств для проведения платежа. С появлением POS-терминалов утвердилась и стандартная схема эквайринга. С банками-эмитентами эквайеры, обслуживающие терминалы, стали связываться через новые платёжные системы Visa и Mastercard. Работать через посредников было удобно: они оказывали ещё и клиринговые услуги.

1980–1990-е гг.: микрочипы и домоседы

Финансовый рынок стал страдать от мошенников. Они научились полностью копировать данные с магнитных полос с помощью скиммеров — специальных устройств для считывания информации — и клонировать банковские карты. Терминалы и эмитенты подделку не распознавали. Требовалось техническое решение, которое положило бы этому конец. Так появились карты с микрочипами. Микрочипы позволили быстро подтверждать подлинность карты и принадлежность её покупателю и участвовали в авторизации транзакции через криптографические алгоритмы. Пластик по сути стал упаковкой микрочипа.
Распространение персональных компьютеров и интернета заставило банки задуматься, как дать клиентам доступ к своим счетам из дома. В 1983 г. Bank of Scotland сделал сервис Homelink для денежных переводов и оплаты счетов. Крупным клиентам он подарил терминал, который подключался к телевизору и по телефонной связи соединялся с банком. А в 1994 г. Stanford Federal Credit Union запустил первый банковский веб-сайт. На нём пользователи могли проверить баланс своего счёта, посмотреть последние транзакции, узнать тарифы, часы работы и спецпредложения банка, сделать денежный перевод, оплатить счёт. Функционал сайта после запуска опробовали всего 4 клиента, но через год их число выросло до 600. Это был первый шаг к тому, чтобы перевести расчёты клиентов в цифру.
А вот такую домашнюю консоль представил банк AT&T в 1985. Источник

2000-е гг.: глобализация

Всемирная паутина открыла банкам, ретейлерам и пользователям большие возможности — электронную коммерцию. В 1994 г. американская сеть Pizza Hut в качестве эксперимента начала продавать пиццу онлайн через сайт PizzaNet. Эта опция была доступна лишь жителям калифорнийского города Сант-Круз. Правда, рассчитываться с курьером заказчикам приходилось живыми деньгами. Но в том же году молодой американский бизнесмен Дэн Кон предложил решение этой проблемы: он создал сайт NetMarket, на котором совершил первую онлайн-транзакцию — продал CD Стинга покупателю в другом городе. Чтобы она была безопасной, он использовал программное обеспечение для шифрования данных своей банковской карты. Такой способ платежей требовал от пользователей технической грамотности. Электронной коммерции нужен был простой, понятный и безопасный способ оплачивать покупки онлайн.
Ещё недавно Интернет выглядел совсем иначе. Источник
В 1998 г. финансовой сфере появился стартап-революционер, который предложил миру простую систему расчётов между людьми и бизнесами через интернет, которая стала популярной. Речь идёт о Confinity, которая после слияния с X.com Илона Маска в 2001 г. сменила название на PayPal. Основатели PayPal придумали способ отправлять деньги по электронной почте. Пользователю надо было всего лишь зарегистрироваться в системе, привязать к аккаунту банковскую карту и пополнить с неё электронный кошелёк. Дальше сработали принципы вирусного маркетинга: люди начали посылать деньги тем, у кого не было аккаунта в PayPal, побуждая их регистрироваться. С 2002 г. PayPal стал подразделением eBay. Вскоре до 50% сделок на крупнейшем интернет-аукционе проходило через PayPal: этому помогли встраиваемые виджеты — кнопки оплаты.
Технология радиочастотной идентификации с была изобретена ещё в 1930-е гг., но первый патент на неё был выдан лишь через 50 лет. На её основе в 2000-е гг. была сертифицирована более совершенная беспроводная технология Near Field Communication (NFC), которая позволила совместимым устройствам на небольшом расстоянии обмениваться данными. Технологией заинтересовались производители мобильных телефонов: в 2004—2006 гг. Nokia и Philips встроили NFC-чипы в свои раскладушки. Это был первый шаг к тому, чтобы использовать телефон как смарт-карту, обмениваться данными в одно касание и в режиме чтения или записи получать информацию со специальных меток — NFC-тегов. Параллельно платёжные системы начали тестировать бесконтактные банковские карты с NFC-чипами и приложения для смартфонов. Так чипу из пластиковой карты предложили новое место жительства — гаджет.

Наше время: архаизм или комфорт?

Финтех подготовил нас к полному отказу от пластиковых карт. В 2011—2015 гг. IT-гиганты Google, Apple и Samsung запустили собственные электронные кошельки, к которым можно привязывать банковские карты. Их приложения работают на смартфонах и других умных устройствах по протоколу NFC. В 2019 г. умным устройством хотя бы раз расплатились 901 млн человек, в 2021-м число тех, кто платит гаджетом, вырастет до 1,5 млрд человек. По прогнозам Worldpay, к 2023 г. доля таких транзакций превысит половину всех платежей и далее будет расти, а число платежей наличными и пластиковыми картами сократится.
Настало время и банкам облегчить и без того переполненные пластиком кошельки клиентов, переместив карты в смартфон. Например, карту Сбера можно оформить в мобильном приложении и сразу активировать. По своему функционалу она не отличается от пластика: можно принимать платежи и переводы, расплачиваться в офлайн- и интернет-магазинах, привязывать к электронным кошелькам, снимать наличные в банкоматах, получать бонусы от партнёров и привилегии платёжных систем. К тому же она безопасна: никто не видит её номер и CVV2 — они хранятся в приложении «Сбербанк Онлайн».

Будущее: биометрия и кибернетика

Что день грядущий нам готовит?
Пройдёт ещё некоторое время, и, говоря про кошелёк, мы будем иметь в виду смартфон. Потому что такова логика исторического процесса. Однажды какой-нибудь предприниматель или инженер забудет смартфон дома и придумает новый простой способ расплатиться, сделать перевод другу или снять деньги без использования гаджета. Сейчас финтех тестирует биометрию: человеческий голос, радужная оболочка глаза, отпечаток пальца уникальны — их трудно потерять и сложно взломать. Гаджеты уже научились распознавать лица хозяев, слушаться их команд, а банкоматы — узнавать клиентов по лицу. И похоже, вскоре на кассе можно будет расплатиться, даже не имея при себе никаких гаджетов.

Увидим ли мы заглушки везде, где раньше были картоприёмники?
Ответить
Спасибо за ответ!
Цифровизация персональных финансов — неизбежный и необратимый процесс, свидетелями и участниками которого стали и банки, и их клиенты. Каждый день мы делаем выбор: оставить всё по-старому или избавиться от ненужных практик и формальностей, заменив их простыми и удобными решениями. Одна из таких новаций — банковская карта без пластика. Звучит очень модно, но на самом деле к этому ведёт вся логика векового развития финтеха. И сейчас покажем эту историю в деталях.

1910–1920-е гг.: первые суррогаты

Именно в эти годы появились первые заменители наличных денег. Их придумали ретейлеры и сервисные компании. Они ввели в обращение карты-жетоны из бумаги или металла. Показав такую карту на кассе эмитента, покупатель забирал неоплаченные покупки или не платил за услуги, а в конце месяца гасил долг, — очень удобно. Получается, клиенты могли не откладывать покупки из-за забытого кошелька или недостаточной суммы в нём. А продавцы, оказывавшие услугу отложенного платежа, наращивали базу лояльных клиентов и увеличивали продажи за счёт тех, кто не мог или не хотел расплатиться сразу. В 1914 г. первой эту схему опробовала компания-пионер денежных переводов Western Union. Затем её опыт переняли заправочные станции, магазины и гостиницы.
Вот так выглядел прадед сегодняшней банковской карты. Источник
Данные о покупках продавцы переписывали с карт вручную, поэтому в записи закрадывались ошибки. Счета на оплату относили в банки, а те не могли установить владельца карты. Проблему решила компания Farrington Manufacturing. В 1928 г. она выпустила металлический эмбоссированный жетон Charga-Plate. На кассе его прогоняли через считывающее устройство — импринтер. Он делал отпечаток с тиснения — верные данные о владельце карты и счёте оставались на чеке. На картонном заднике Charga-Plate стояла подпись держателя для сверки на кассе. Выдавленные на лицевой стороне имя владельца и номер карты, а также подпись клиента на обратной стороне затем станут стандартом для будущих пластиковых банковских карт.

1950-е гг.: универсальная привилегия

К концу 1940-х гг. у состоятельных клиентов накопились карты магазинов и сервисных предприятий. Ими можно было рассчитаться только у эмитента. В 1949 г. основатель компании T&E Макнамара решил сделать такую карту, расплатиться которой можно везде. Так появился Diner's Club. Существует легенда, что бизнес-идею ему подарил неловкий опыт: якобы однажды он пообедал в ресторане, забыв дома наличные, и ждал, когда жена подвезёт деньги. Макнамара убеждал бизнесменов, что владеть картой Diner's Club престижно. Идея понравилась состоятельным американцам — в первый год к клубу присоединились 10 000 человек. В конце месяца они возвращали долг и платили за членство в клубе. Комиссия за пользование картой была $3. Параллельно Макнамара договорился с ресторанами и магазинами: Diner's Club приводила к ним новых клиентов, сети делились с компанией 7% выручки от «карточных платежей».
А это уже непосредственный предшественник. Источник
Идею Diner’s Club подхватили конкуренты: в 1958 г. American Express выпустила 25 000 карт для вип-клиентов. В отличие от Diner’s Club эта карта была сделана не из бумаги, а из нового материала — пластика. В эти годы мир переживал пластиковый бум. Пластик был дёшев в изготовлении, прост в формовке, легко адаптировался к разным потребностям и дизайнерским решениям, а учёные бились над тем, чтобы сделать его более износостойким и гибким. Для банков выбор пластика был очевиден: он был дешевле металла и надёжнее бумаги. И для клиента тоже: пластик не мялся, не рвался и не боялся влаги.
В том же году Bank of America решил распространить пластиковый карточный продукт на средний класс. В качестве эксперимента банк отправил эмбоссированные карты BankAmericard почтой своим клиентам в калифорнийском городке Фресно. Все 60 000 человек без предупреждения получили кредитку с возобновляемым лимитом в $300. Многие картой воспользовались. Смелую маркетинговую акцию прозвали Fresno Drop, а банки США с тех пор стали доставлять карты по почте.

1960-е гг.: пластик съел органику

В 1960-е гг. пластиковые карты обосновались и в кошельках — наряду с наличными. Банки начали создавать для владельцев карт инфраструктуру и улучшать сервис. Это стимулировало выдачу платёжного пластика.
Клиентов с картами стало так много, что помнить в лицо всех продавцы уже не могли. Им приходилось постоянно звонить в банк, чтобы авторизовать платёж, а для надёжности регистрировать покупку на бумаге. Банки и продавцы искали способ упростить процедуру и обратились к производителям техники и аппаратного обеспечения. Ноу-хау предложила IBM. Она решила нанести нужные для платежа данные на магнитные полосы. В то время на них уже хранили аудиозаписи и другую информацию. Нужно было приклеить полосу на карту так, чтобы она не деформировалась и легко считывалась. По легенде, инженеру IBM решение подсказала жена-домохозяйка, предложив прикрепить ленту к пластику горячим утюгом. Оставалось сделать аппараты, которые могли бы использовать информацию с магнитных полос.
Пластиковыми картами можно было расплачиваться в магазинах, но что если владельцу нужен был не товар, а лежащие на карте деньги? Банки были открыты по расписанию, наличные иногда требовались и в выходные. В такую ситуацию как-то попал управляющий компании De La Rue Шепард-Бэррон. Тогда он вспомнил о вендинговом аппарате. Если машины научились продавать за деньги шоколадки, то они смогут и обналичивать чеки, решил он. Банк Barclays поверил в идею и заказал фирме Шеппарда-Бэррона шесть аппаратов. В 1967 г. в Лондоне был установлен первый банкомат. Правда, с картами устройства поначалу не работали: они просто выдавали деньги в обмен на бумажные чеки. Чтобы машина их прочла, на чеки наносили слаборадиоактивные чернила. В 1970-е гг. банкоматы распространились по миру и научились работать не только с чеками (от них потом все отказались), но и с пластиковыми картами.

1970-е гг.: время революции

В 1970-е гг. в мире началась цифровая революция: были созданы первые вычислительные машины, микропроцессоры, карты памяти. К этому времени ретейлеры уже не справлялись с огромным количеством одновременных транзакций и учётом всех операций. Кроме того, клиенты с картами не хотели терять время при покупке на кассе. На помощь людям пришли машины. Так в торговой, а вслед за ней и в банковской сфере стартовала цифровизация.
В 1973 г. IBM сделала первые электронные кассы для магазинов Pathmark и Dillard’s. Через год компания William Brobeck & Associates оснастила аналогичные кассы микропроцессорами Intel и поставила их в сети McDonald’s. Кассы объединили в локальную сеть, они были взаимозаменяемы при поломке, умели записывать данные обо всех продажах с разных точек в одном центральном репозитории — мейнфрейме, делать резервное копирование, взимать налог с продаж, вести учёт наличности. Эти аппараты стали прототипами POS-терминалов. Через несколько лет в таких устройствах появились картридеры, способные считывать информацию с магнитных полос пластиковых карт. Платить, продавать и обрабатывать безналичную транзакцию стало просто.
Первые POS-терминалы. Источник
Операционисты банков больше не могли вручную авторизовывать платежи. В США появились первые процессинговые центры, которые взяли на себя эту задачу, став посредниками между банками и магазинами. Поначалу продавцы сами соединялись с процессинговым центром по телефонной связи. Его компьютеры обращались к данным банков-эмитентов и решали, достаточно ли у клиента средств для проведения платежа. С появлением POS-терминалов утвердилась и стандартная схема эквайринга. С банками-эмитентами эквайеры, обслуживающие терминалы, стали связываться через новые платёжные системы Visa и Mastercard. Работать через посредников было удобно: они оказывали ещё и клиринговые услуги.

1980–1990-е гг.: микрочипы и домоседы

Финансовый рынок стал страдать от мошенников. Они научились полностью копировать данные с магнитных полос с помощью скиммеров — специальных устройств для считывания информации — и клонировать банковские карты. Терминалы и эмитенты подделку не распознавали. Требовалось техническое решение, которое положило бы этому конец. Так появились карты с микрочипами. Микрочипы позволили быстро подтверждать подлинность карты и принадлежность её покупателю и участвовали в авторизации транзакции через криптографические алгоритмы. Пластик по сути стал упаковкой микрочипа.
Распространение персональных компьютеров и интернета заставило банки задуматься, как дать клиентам доступ к своим счетам из дома. В 1983 г. Bank of Scotland сделал сервис Homelink для денежных переводов и оплаты счетов. Крупным клиентам он подарил терминал, который подключался к телевизору и по телефонной связи соединялся с банком. А в 1994 г. Stanford Federal Credit Union запустил первый банковский веб-сайт. На нём пользователи могли проверить баланс своего счёта, посмотреть последние транзакции, узнать тарифы, часы работы и спецпредложения банка, сделать денежный перевод, оплатить счёт. Функционал сайта после запуска опробовали всего 4 клиента, но через год их число выросло до 600. Это был первый шаг к тому, чтобы перевести расчёты клиентов в цифру.
А вот такую домашнюю консоль представил банк AT&T в 1985. Источник

2000-е гг.: глобализация

Всемирная паутина открыла банкам, ретейлерам и пользователям большие возможности — электронную коммерцию. В 1994 г. американская сеть Pizza Hut в качестве эксперимента начала продавать пиццу онлайн через сайт PizzaNet. Эта опция была доступна лишь жителям калифорнийского города Сант-Круз. Правда, рассчитываться с курьером заказчикам приходилось живыми деньгами. Но в том же году молодой американский бизнесмен Дэн Кон предложил решение этой проблемы: он создал сайт NetMarket, на котором совершил первую онлайн-транзакцию — продал CD Стинга покупателю в другом городе. Чтобы она была безопасной, он использовал программное обеспечение для шифрования данных своей банковской карты. Такой способ платежей требовал от пользователей технической грамотности. Электронной коммерции нужен был простой, понятный и безопасный способ оплачивать покупки онлайн.
Ещё недавно Интернет выглядел совсем иначе. Источник
В 1998 г. финансовой сфере появился стартап-революционер, который предложил миру простую систему расчётов между людьми и бизнесами через интернет, которая стала популярной. Речь идёт о Confinity, которая после слияния с X.com Илона Маска в 2001 г. сменила название на PayPal. Основатели PayPal придумали способ отправлять деньги по электронной почте. Пользователю надо было всего лишь зарегистрироваться в системе, привязать к аккаунту банковскую карту и пополнить с неё электронный кошелёк. Дальше сработали принципы вирусного маркетинга: люди начали посылать деньги тем, у кого не было аккаунта в PayPal, побуждая их регистрироваться. С 2002 г. PayPal стал подразделением eBay. Вскоре до 50% сделок на крупнейшем интернет-аукционе проходило через PayPal: этому помогли встраиваемые виджеты — кнопки оплаты.
Технология радиочастотной идентификации с была изобретена ещё в 1930-е гг., но первый патент на неё был выдан лишь через 50 лет. На её основе в 2000-е гг. была сертифицирована более совершенная беспроводная технология Near Field Communication (NFC), которая позволила совместимым устройствам на небольшом расстоянии обмениваться данными. Технологией заинтересовались производители мобильных телефонов: в 2004—2006 гг. Nokia и Philips встроили NFC-чипы в свои раскладушки. Это был первый шаг к тому, чтобы использовать телефон как смарт-карту, обмениваться данными в одно касание и в режиме чтения или записи получать информацию со специальных меток — NFC-тегов. Параллельно платёжные системы начали тестировать бесконтактные банковские карты с NFC-чипами и приложения для смартфонов. Так чипу из пластиковой карты предложили новое место жительства — гаджет.

Наше время: архаизм или комфорт?

Финтех подготовил нас к полному отказу от пластиковых карт. В 2011—2015 гг. IT-гиганты Google, Apple и Samsung запустили собственные электронные кошельки, к которым можно привязывать банковские карты. Их приложения работают на смартфонах и других умных устройствах по протоколу NFC. В 2019 г. умным устройством хотя бы раз расплатились 901 млн человек, в 2021-м число тех, кто платит гаджетом, вырастет до 1,5 млрд человек. По прогнозам Worldpay, к 2023 г. доля таких транзакций превысит половину всех платежей и далее будет расти, а число платежей наличными и пластиковыми картами сократится.
Настало время и банкам облегчить и без того переполненные пластиком кошельки клиентов, переместив карты в смартфон. Например, карту Сбера можно оформить в мобильном приложении и сразу активировать. По своему функционалу она не отличается от пластика: можно принимать платежи и переводы, расплачиваться в офлайн- и интернет-магазинах, привязывать к электронным кошелькам, снимать наличные в банкоматах, получать бонусы от партнёров и привилегии платёжных систем. К тому же она безопасна: никто не видит её номер и CVV2 — они хранятся в приложении «Сбербанк Онлайн».

Будущее: биометрия и кибернетика

Что день грядущий нам готовит?
Пройдёт ещё некоторое время, и, говоря про кошелёк, мы будем иметь в виду смартфон. Потому что такова логика исторического процесса. Однажды какой-нибудь предприниматель или инженер забудет смартфон дома и придумает новый простой способ расплатиться, сделать перевод другу или снять деньги без использования гаджета. Сейчас финтех тестирует биометрию: человеческий голос, радужная оболочка глаза, отпечаток пальца уникальны — их трудно потерять и сложно взломать. Гаджеты уже научились распознавать лица хозяев, слушаться их команд, а банкоматы — узнавать клиентов по лицу. И похоже, вскоре на кассе можно будет расплатиться, даже не имея при себе никаких гаджетов.

Увидим ли мы заглушки везде, где раньше были картоприёмники?
Ответить
Спасибо за ответ!

Комментарии (41)


  1. darkdaskin
    30.09.2021 20:55
    +12

    У карты есть весомое преимущество перед телефоном — её не нужно заряжать, а ещё она компактнее и более устойчива к окружающей среде. Поэтому никуда они из обихода не денутся в ближайшие лет 20, оставаясь как минимум запасным средством платежа. А вот картоприёмники в банкоматах, куда карту требуется засунуть, уже устаревают — всё больше банкоматов оснащается более удобными бесконтактными считывателями.


    Биометрии доверия нет, поскольку ключевая информация буквально у всех на виду. Воспроизвести её сложнее, но технологии не стоят на месте, а ключ уже не сменишь.


    1. AndyPike
      30.09.2021 22:43

      Да, это то, что мне не нравится больше всего.
      Разрядил/ разбил/ утопил телефон - и всё, на месяц.
      А бесконактным я пока не доверяю, контактный чип более безопасен, думаю.


      1. vvzvlad
        30.09.2021 22:58

        Думаете?


      1. sourbarberry
        01.10.2021 11:17
        +3

        "А бесконактным я пока не доверяю, контактный чип более безопасен, думаю."
        Не понятно, на чем основано убеждение, но в случае с бесконтактной авторизацией, как-минимум, исчезает опасность того, что карта будет забыта или зажевана банкоматом.


        1. Protos
          03.10.2021 07:17

          Ну данных карты вроде по NFC передается меньше


        1. Aleksandr-JS-Developer
          03.10.2021 15:34
          +1

          забыта или зажевана банкоматом

          Это да, потом ехать в отделение, тратить кучу времени.

          Кстати, в чём опасность бесконтактной оплаты?

          В метро с POS терминалами всё посписывают?
          Смотрел исследование. Там группа решила проверить.
          Первая трудность достать POS терминал в принципе. Он дорогой, его нельзя просто привязать к счёту. Там и счёт должен быть какой-то хитрожопый и обязательно банковский. Дальше сам момент контакта с жертвой. Во-первых, вы не знаете где карта у человека. В исследовании подставные жертвы клали карточки в задний карман. Во вторых, сам момент считывания сложно сделать незаметно. В третьих, из-за одежды и движений проходили только, по моему, 25% платежей.
          Дальше сумма списания. Взяли 2000. Не много, не мало, высокий шанс, что такая сумма есть.
          В отчётах в приложении банка обязательно будет данные о владельце POS терминала. Большой риск быть пойманным.
          Исследователи пришли к выводу, что чтобы получить профит, надо длительный период делать очень много удачных заходов. Смотрел давно, деталей не помню, но вывод был такой, что это очень опасно, невыгодно и сложно. Так что никто не будет этим заниматься. По крайней мере "в тупую".


          1. RTFM13
            05.10.2021 17:56
            +1

            Как у NFC с защитой от ретрансляции? Автомобили угоняют подключаясь к ключам через стену дома с улицы, а не через одежду. POS будет зарегистрирован где-нибудь в гондурасе/сомали. Массовыми такие случаи не станут, но тем не менее.


            1. ClearAirTurbulence
              18.10.2021 14:51

              Что-то мне подсказывает, что с Сомалийским POSом в другой локации транзакции или не пройдут, или сразу будт flagged как most likely fraudulent.

              Автомобильный ключ, "к которому подключаются через стену дома", работает, надо полагать, иначе, да и история звучит надуманно, обычно там все работает немного иначе.


              1. RTFM13
                18.10.2021 17:05

                Блокировать зарубежные транзакции = шанс оставить человека без денег в зарубежной поездке. Это уже проходили, банки от этого отказались, либо добавили много исключений.


                1. ClearAirTurbulence
                  18.10.2021 18:25

                  Одно дело вы с российской картой в Сомали, и другое - сомалийский pos в России


                  1. RTFM13
                    19.10.2021 01:07

                    другое - сомалийский pos в России

                    В чем сложность? Они что, не через интернет подключаются?

                    Как банк эмитент карты определит географическое положение платежного терминала?


          1. yarglor
            06.10.2021 15:14
            -1

            А ещё у многих не одна карточка, а несколько. И лежат они в одном месте (бумажнике). И, разумеется, никакого механизма разрешения коллизий в технологии NFC не предусмотрено. Это сильно помешает карманнику с терминалом.


            1. slonik_nocry
              07.10.2021 15:46

              хм, не задумывался о таком способе безопастности, спасибо


            1. semmaxim
              15.10.2021 11:19

              Современные крутые терминалы точно могут различить 2 карточки, лежащие вплотную. Слышал, что есть и такие, которые могут больше.


              1. yarglor
                15.10.2021 15:55

                Пятёрочка и Газпромнефть, видимо, не смогли позволить себе такие крутые терминалы. Могут ли они быть у карманника?

                У меня три как раз. Ещё три дома лежат - есть чем усилить шумовую завесу.


        1. JohnDoe_71Rus
          05.10.2021 12:11

          в случае с бесконтактной авторизацией, как-минимум, исчезает опасность того, что карта будет забыта или зажевана банкоматом.

          Если это оплата товара/услуги то утверждение верно.

          В случае общения с банкоматом все иначе. Для операции снятия наличных надо приложить карту 3 раза! Авторизация (хорошо что не надо пин вводить), подтверждение операции снятия и еще приложить для завершения работы с банкоматом. Иначе висит таймаут и не пускает следующего клиента.

          С таким алгоритмом ожидаемо положить карту на считыватель и благополучно ее там забыть. По опыту с банкоматами одного синего банка.


          1. dzok
            08.10.2021 12:48

            Так же как и в случае с щелью картоприёмника. Сколько карт там забыто, не сосчитать.


          1. wrewolf
            11.10.2021 13:36
            +1

            Зависит от банка, зелёный, желтый, красный, 2 касания


          1. mikelavr
            11.10.2021 13:44

            Есть банкоматы, где для следующего считывания той же карты ее требуется убрать и приложить заново. Так шанс забыть меньше.

            Еще вариант - считыватель на вертикальной/наклонной поверхности.


            1. ClearAirTurbulence
              18.10.2021 14:52

              Со временем в ATM добавят световую\звуковую сигнализацию, если карту не убрали по завершению операции.


      1. rtkprg2
        09.10.2021 16:26
        +2

        Я бы еще добавил, что приложение на телефоне внезапно может отказаться работать без предупреждения. Как у меня было: samsung pay вдруг внезапно запросил доступ к адресной книге и смс. При отказе отказался работать. Хорошо, карта была с собой...


        1. ClearAirTurbulence
          18.10.2021 14:59
          -1

          Никто не запрещает иметь на телефоне несколько приложений для оплаты. У меня, например, Samsung Pay и Google Pay параллельно живут, очень удобно как раз на случай внезапного закидона. А доступ к адресной книге ей нужен, скорее всего, для какой-нибудь менюшки пересылки денег; с тем, что так делать нехорошо, согласен полностью, но придерживаюсь такого мнения, что Гугл и так имеет все мои контакты, так что Самсунгу их дать уже не жалко.


      1. Oxyd
        16.10.2021 23:45
        -1

        Чип может и безопасен, но вот магнитную полосу на карте, а следовательно и скиммеры и накладные клавиатуры/скрытые камеры увы никто не отменял. Так что если рассматривать безопасность в общем, то NFC выходит безопаснее.


      1. agat000
        17.10.2021 06:35
        +1

        Буквально недавно - сдох аккум на телефоне. В наличии нет, заказал, 10 дней как идиот с "запасной Нокией" (да, та самая, классика). Выяснил, что банкоматов стало очень мало, Сбер половину поубирал. Мобильный банк недоступен, переводы по СМС ограничены суммой.

        В общем - физическая карта нужна. По любому.


        1. frundrwood
          20.10.2021 11:33

          К тому времени у "запасной Нокии" будет NFC


  1. saege5b
    30.09.2021 21:08
    +2

    И будут все ходить в скафандрах с защитно-зеркально-матовым забралом и общаться голосом через вокодеры.

    ...хм, что-то мне это напоминает из настоящего...?


  1. Mike_666
    03.10.2021 01:28
    +2

    Биометрию относительно легко украсть и воспроизвести и почти не возможно поменять в отличие от пароля или крипто-токена.


    1. Protos
      03.10.2021 07:19

      Воспроизвести пока что сложно потому, что нужно сделать 3D модель головы/отпечатка пальца, если мы не говорим конечно о ЕБС или дешевых телефонах android - там простая сверка по видео без всяких лазеров.


      1. Anton-V-K
        13.10.2021 10:05

        c имитацией "морды лица" по слухам вполне может справиться т.н. "театральный грим".

        Подделка отпечатков пальцев - это вообще древняя тема.

        Транскраниальный анализатор - самое то для стопудовой безопасности! Запомните этот твит! ;)


        1. Protos
          13.10.2021 10:12
          -2

          "театральный грим"

          Ну там где сканирование видео потока да - полагаю можно подделать если очень надо, там где лазеры сканируют лицо как в iPhone ничего думаю не подделать, там высокоточная 3D карта лица.

          Подделка отпечатков пальцев - это вообще древняя тема.

          Извините, не видел новостей о массовой подделке отпечатков у нормальных сканеров.


          1. Anton-V-K
            13.10.2021 11:14

            https://www.youtube.com/watch?v=2u4ZLGsw1zo - и про iPhone, и про отпечатки пальцев (по состоянию на 2014 год)

            Лицо и отпечатки - это то, что человек оставляет везде и не может изменить. Вопрос лишь в технологиях, которые это могут "взломать".

            там где лазеры сканируют лицо как в iPhone ничего думаю не подделать, там высокоточная 3D карта лица.

            Что мешает нанести грим с соответствующей точностью? Даже если театральный грим не позволит этого достичь, то легко можно представить другие способы, включая силиконовые накладки, мелкие косметические операции и проч.

            Другое дело , что для сферического ойфона в вакуме овчинка выделки может не стоить, но биометрию теперь пихают во всё подряд. Хорошо, что есть возможность отказаться и использовать тёплые ламповые пароли и их аналоги.


            1. agat000
              17.10.2021 06:45
              +2

              Хорошо, что есть возможность отказаться

              Хорошо, что пока есть возможность отказаться

              Потом не будут спрашивать.

              Меня недавно в собственную почту не пустил жлобский Ya, типа "вы входите не так, как обычно, подтвердите по коду в смс, му, хрю. " А этот номер телефона уже у ребенка давно, ребенок в школе, а я на планерке с чужого ноута не могу важный документ открыть. И никакая двухфакторная идентификация не включалась.

              "Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом жлобским противно поешь" (с) Пароль правильный, но идите нафиг.


  1. koreec
    10.10.2021 06:10

    только с чеками (от них потом все отказались)

    А вот и нет. В Южной Корее до сих пор чеки активно используются, и все банкоматы умеют с ними работать.


    1. de-Bill
      14.10.2021 17:07
      +1

      В Израиле банкомат читает чеки. Но стоит этот банкомат внутри банка, в отличии от внешних, выдающих наличку.


  1. Std137
    13.10.2021 14:04
    +2

    Бред собачий, про безопасность nfc. У нее огромная дыра. Минималка без пина. Нарки давно вкурили тему, и найденную карту быстро потрошат минималками...

    Пальцы аналогично не вариант. Телефон сейчас более надёжная штука. По крайней мере пока не научились иметь данные из гуглапая и подобных софтин. Плюс, отключение НФС, и необходимость разблокировки. И нет главной проблемы. Я например не пользуюсь кошельком, и как следствие вечно терял этот пластик...


    1. sa1ntik
      03.11.2021 07:04

      Бред собачий, про безопасность nfc. У нее огромная дыра. Минималка без пина. Нарки давно вкурили тему, и найденную карту быстро потрошат минималками...

      Нет, не так. Необходимость подтверждения расходных операций пин-кодом никак не связаны с авторизацией через NFC/чипом/полоской. Это исключительно настройки банка-эмитетнта и в некоторых случаях ограничивающиеся платёжной системой. Но там лимиты в районе 100 долларов/евро ЕМНИП.

      В любом случае можно подтверждение PIN-кодом настроить и при покупках на 1 копейку. Только нужно ли?


      1. rrust
        16.10.2021 14:29

        ну да, можно сращенный нейроинтерфейс не трогать, а вот электронную часть уже можно менять как обычно


  1. rrust
    14.10.2021 08:16
    +1

    почему-то никто не упомянул про знаменитое чипирование. Чип будет всегда с собой, не потерять и не сломать без ущерба для здоровья :)
    Еще бы научиться приращивать нерв чтобы управлять чипом напрямую.


  1. anonymous Автор
    00.00.0000 00:00


  1. major-general_Kusanagi
    15.10.2021 11:23
    +2

    Будущее: биометрия

    В соседней теме про использование дипфейка для кражи $35 миллионов! habr.com/ru/news/t/583590


  1. OZR
    18.10.2021 14:51
    +1

    Достаточно посмотреть на огромное количество утечек персональных данных, от телефонных операторов, до фейсбуков, происходящих каждый день и прийти к очевидному выводу. Персональные данные каждого человека на планете могут и обязательно будут украдены. Это означает, что в ближайшем времени у каждой собаки будут ваши опечатки пальцев, роговички глаз, эмоциональная карта лица. К сожалению, биометрия не надёжна. И если пароли-токены можно поменять, то вырезать роговицу глаз после очередного взлома ... В итоге, биометрическая аутентификация это вовсе не такое уж и будущее. А изначально провальная концепция. Максимум возможно будет допустить оплату на ограниченные суммы. Например метро.

    Сложно придумать что-либо удобнее прикладывания физического токена в телефоне/часах, привязанному к банковскому счёту.