Хабр, привет! Я Юра, руководитель платформенной команды inDriver. В IT уже более 12 лет, на iOS пишу 7 лет. В этой статье обращусь к принципам и целям open source. Мы разберемся с его лицензиями, посмотрим на рынок и государственное участие в этом процессе. Добро пожаловать под кат!
Содержание
Минутка истории
Начну с определения того, что такое open source. Это открытое программное обеспечение, исходный код которого доступен для просмотра, изучения, изменения и позволяет убедиться в отсутствии уязвимостей.
Попробуем разобраться с корнями определения. Есть 2 термина: free software и open source. Термин open source был использован в качестве определения в 1998 году Эриком Реймондом и Брюсом Перенсом. Они утверждали, что термин free software (свободное программное обеспечение) в английском языке неоднозначен и смущает многих коммерческих предпринимателей.
Но откуда же пошли эти термины? В 1985 году появился Free Software Foundation. Он возник благодаря трудам разработчика Ричарда Столлмана, который присоединился к лаборатории искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте. Столлман принимал участие в работе над свободным ПО (например, над Emacs — текстовым редактором для мини-компьютеров). Позднее редактор продали коммерческому дистрибьютору, и в 1984 году Столлман решил основать проект свободного ПО под названием GNU.
Если не знали, GNU — во-первых, рекурсивный акроним — GNU’s Not UNIX, во-вторых, ОС типа UNIX с набором свободных программ. В рамках проекта энтузиасты придумали термин «свободное ПО» и сформулировали его критерии: использование, изучение, шеринг и улучшение.
В 1985 году Столлман основал фонд Free Software Foundation для развития свободного ПО за счет пожертвований. Цель организации — способствовать свободе пользователей компьютеров во всем мире. Фонд взял на себя задачу защиты прав всех пользователей программного обеспечения.
Философия фонда строится на 4 основных свободах:
Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0).
Свобода изучения работы программы и ее адаптация к вашим нуждам (свобода 1). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2).
Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
Программа свободна, если у ее пользователей есть 4 вышеупомянутых пункта. Все достаточно прозрачно и позитивно. Но здесь накладываются взаимоотношения между разработчиками в юридическом плане и в рамках государства. Свободная программа часто не значит «некоммерческая», она может быть доступна для коммерческого применения и распространения. Это правило фундаментально важно, без этого свободные программы не могли бы достичь своих целей.
В англоязычных текстах free означает не только «свободное», но и «бесплатное». Оно нередко употребляется к бесплатному программному обеспечению, которое распространяется без взимания платы, но недоступно для изменения. Получается, такое ПО не является свободным.
Чтобы устранить недоразумения, как раз и был придуман термин open source. Его сформулировала некоммерческая организация Open Source Initiative, которая была основана вышеупомянутыми Реймондом и Перенсом.
В середине 1990-х годов в open source пришла первая крупная компания — Netscape. Ее браузер Netscape Navigator был одним из самых популярных в мире, но с появлением Internet Explorer стал вытесняться с рынка.
В 1998 году в Netscape решили открыть исходный код своего браузера. Год спустя компании не стало, но исходный код Navigator лег в основу одного из самых популярных современных браузеров — Mozilla Firefox. В том же 1998 году возникла Open Source Initiative, которая и начала заниматься популяризацией открытого исходного кода.
Основатели Open Source Initiative придумали альтернативу free software и сделали больший упор на open source. То есть это не свободное ПО, а ПО с открытым исходным кодом. Разработчики написали определение, описали более подробно, что такое open source и на чем он зиждется.
По их мнению, открытый исходный код — не просто доступ к исходному коду, но и условия распространения программного обеспечения с открытым исходным кодом. Также Реймонд и Перенс задекларировали 3 важных критерия:
Лицензия не должна ограничивать любую сторону от продажи или раздачи программного обеспечения как компонента совокупного распространения.
Лицензия не требует лицензионных или иных сборов за такую продажу.
Программа должна включать исходный код и допускать распространение в исходном коде, а также в скомпилированном формате.
Эти постулаты были частично взяты из Debian Free Software Guidelines. Я не буду их раскрывать по части дискриминации и лицензий, но после этого начинается постепенное развитие open source от одной некоммерческой организации к другой.
Кстати, еще одно достоинство Open Source Initiative — репозиторий SourceForge для программ с открытым исходным кодом. Помню его с домобильной эпохи по скачиванию архиваторов на Windows, но сейчас он уже не столь популярен.
Лицензии
Расскажу немного о взаимоотношениях разработчиков открытого исходного кода, а также под какими лицензиями этот исходный код распространяется сейчас. Выделяют 4 категории:
1. Public Domain. Категория лицензий, которые относятся к творческим материалам. Они не защищены законами об интеллектуальной собственности или авторском праве, о товарных знаках или патентах. Эти работы принадлежат публике, а не отдельному автору или художнику. Кто угодно может использовать произведение, являющееся общественным достоянием, без получения разрешения.
Пример такой лицензии — СС0 от Creative Commons
2. Permissive. Это лицензии на программное обеспечение, которые практически не ограничивают свободу действий пользователей ПО и разработчиков, работающих с исходным кодом. В отличие от других лицензий, они не являются копилефтными. По духу похожи на Public Domain, но не требуют отказа от авторского права.
3. Copyleft. Это лицензии, которые требуют, чтобы распространение продукта подчинялось той же лицензии, что и оригинал. То есть нельзя делать проприетарным этот софт.
4. Proprietary. Это вид лицензий, который является частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяет критериям свободного ПО. Правообладатель сохраняет за собой монополию на его использование, копирование, модификацию.
Рынок
Теперь о многообразии open source-проектов. Open source участвует практически во всех сферах, начиная от мобилок и заканчивая блокчейном и искусственным интеллектом.
Простой пример. Android, операционная система, 2,5 миллиарда активных устройств, огромнейший рынок, который построен на open source. В вебе это Wordpress, на котором крутится более 40% сайтов в интернете. В бэкэнде, инфраструктуре — NGINX и Kubernetes, используются для оркестрации нагрузки, контейнеров, являются стандартами индустрии. В AI это TensorFlow — платформа, которая используется для машинного обучения. Для блокчейна это Ethereum — платформа, которая лежит в основе многих криптовалют.
Многие индивидуальные разработчики делают вклад в open source не менее значимый, чем корпорации. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных — MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL.
Если переходить к корпорациям, все крупные IT-игроки понимают важность open source-проектов. Как пример приведу исследования компании Red Hat. Она ежегодно опрашивает более 1 000 компаний и делает обзор рынка, куда IT двигается и как меняется. Согласно последнему исследованию, 90% опрошенных респондентов считают, что open source играет важную роль в технологиях корпораций. Наиболее распространенные пути использования open source в корпоративном секторе: IT-инфраструктура, разработка приложений, цифровая трансформация. За 2 года эти показатели увеличились на 11%.
Почему корпорации идут в open source? В первую очередь, участие в открытых проектах позволяет привлечь внимание не только к этому проекту, но и к другим своим программам. Вовлечение открытого сообщества в проекты компаний делает проще найм сотрудников и позволяет удерживать таланты внутри компании. Мотивационная часть также важна — поддержка проектов извне мотивирует разработчиков активнее их развивать.
Но есть и минусы. Открытый код может использоваться в тех проектах, о которых его авторы даже не подозревают. Если проект многокомпонентный и собран из большого числа подмодулей, в цепочке зависимостей легко может возникнуть дыра в безопасности, которую долго могут не замечать.
Russia Open Source
Перейдем к российским реалиям. 1 октября 2021 года Министерство цифрового развития России и крупные IT-компании обсудили стратегию работы с открытым кодом до 2024 года.
Целями развития программного обеспечения с открытым кодом в России являются:
Развитие стека продуктов для госсектора. Обеспечение безопасного использования в нем компонентов с открытым кодом.
Повышение эффективности цифровизации государственных органов благодаря повторному использованию программного кода, разработанного за бюджетные средства.
Также при создании стратегии идут отсылки к опыту других стран. В США, согласно политике, принятой в 2016 году, публикуют не менее 20% исходного кода правительственного ПО под открытыми лицензиями.
В Евросоюзе тоже есть стратегия развития открытого ПО с упоминанием технологического суверенитета. Китай способствует созданию независимой экосистемы. В частности, реализует свои варианты открытых операционных систем: например, HarmonyOS. Есть аналоги Java, PostgreSQL, GitHub.
В России создается некоммерческая организация, которая будет поддерживать репозиторий, куда будут выкладываться лицензии. Создается аналог открытой лицензии, под которой все будет выкладываться. Более подробно можно прочитать в проекте стратегии.
Hacktoberfest
Hacktoberfest — это фестиваль поддержки open source-комьюнити с целью мотивации разработчиков улучшать проекты с открытым исходным кодом. Он ежегодно проводится в октябре. Open source-проекты — вариант устроиться на работу, развивать личный бренд или просто отразить свои знания в коде.
Участники должны сделать 4 пул-реквеста на GitHub или GitLab. Предварительно, конечно же, зарегистрироваться на сайте.
Из нюансов — вы можете контрибьютить в свои собственные репозитории, необязательно развивать сторонний проект. Неважно и то, на каком языке вы программируете. Можно выбрать ваш любимый продукт или open source-проект, посмотреть issues, которые можно закрыть, и даже поправить документацию. Вариантов много, выбор остается за вами.
Из личных примеров: когда устраивался в inDriver сделал open source-проект под «Роскачество». В свое время в маркете было приложение «Роскачество», где российская лаборатория тестировала и проверяла продукты, но визуальная реализация оставляла желать лучшего. Заодно попробовал новую архитектуру, новые технологии, которые появлялись в iOS (например, Swift UI с однонаправленной архитектурой). Это стало долгосрочным полезным вкладом.
Наконец, приглашаю всех поучаствовать в развитии open source-проекта inDriver. Мы опубликовали iOS-архитектуру c Redux-парадигмой. Конечно, это не первая реализация однонаправленной архитектуры, но у нее есть ряд преимуществ: адаптация под UI Kit, модуляризируемая, с апробацией в крупном проекте. Подробнее про UDF можно прочитать в статьях моего коллеги Антона Гончарова на Хабре (часть 1 и часть 2).
У меня все. Спасибо, что читали. Задавайте ваши вопросы в комментариях.
Комментарии (5)
gameplayer55055
12.11.2021 13:56Лично я рассматриваю опен соурс как возможность для модификаций и как времяпровождение для программистов в выходные.
С первым пунктом ты можешь сам исправить баг, и не ждать пока вместо "а вы пробовали перезагрузить?" разраб признает свой баг и исправит его. И на твое мнение не насрать.
А второе то понятно, шутки про GitHub vs PornHub в студию.
mattroskin
12.11.2021 14:44+5Интересная статья ) Спасибо
Причем автору удалось в посте про историю опенсорса ни разу не написать слово Linux. Ждем продолжения))trykovyura Автор
12.11.2021 20:33+2:) Спасибо, добавили. Конечно, про Линуса Торвальдса, Микаэля Видениуса, Майкла Стоунбрейкера, Джеффа Дина помним и осознаем их вклад в open source.
trokhymchuk
Я не уверен, что глагол "появился" правильно характеризует это событие.
Не так, термин free software уже использовался, а РМС определил его.
“free speech,” not as in “free beer.”, так-то да, но для бесплатного есть отдельный термин --- freeware.
Да-да, это тот сорсфордж, который малвари вставлял.
Статья понравилась, спасибо, только, мне кажется, стоило рассказать про ещё и про гитхаб, всё же он очень сильно подтолкнул развитие открытого ПО.
trykovyura Автор
Спасибо за уточнения, про репозитории действительно важно рассказать. Возможно, с появлением российского аналога погрузимся в GitLab и GitHub и напишем статью