image

— Пациент, вам так больно? А так?

Если стоматолог вас так спрашивает, то поздравляю: он не очень много понимает в своей работе. Либо вы находитесь в ОМС-клинике, и у врача просто нет подходящих инструментов для работы. Привычка спрашивать, больно или нет, характерна для интернов, которые ещё не до конца знают, что делают. В современной стоматологии пациенту не должно быть больно вообще в принципе. Достаточно долгое обезболивание, КТ, рентген, операционный микроскоп (а мы работаем только под ними) позволяют достаточно полно увидеть картину и не спрашивать. Как сказал один из моих пациентов с хорошим полисом: «Я больше никогда не вернусь в ОМС-стоматологию, потому что у вас быстро и вообще не больно». Так и должно работать.

— Этот инструмент уже не новый, но всё ещё рабочий. Можно его использовать? Ведь это экономно!

Это ещё одна «профдеформация» студента. В вузах жёстко не хватает учебных материалов, поэтому студенты стараются максимально долго использовать то, что у них есть. И вид хирурга, который может распечатывать офтальмологический скальпель за три тысячи рублей, сделав ровно один надрез, а потом выкинуть — для них это шок. А на самом деле это рекомендованная протоколом процедура, потому что дальше после дезинфекции скальпель потеряет нужную для такого же надреза остроту.

— Я не знаю, сколько времени это займёт, но сделаю как можно лучше.

Тоже неправда. Опытный врач может управлять временем визита, а пациентам в нашем сегменте это важно.

В общем, давайте расскажу, с чем мы сталкиваемся в подходе наших джунов-интернов и чему переучиваем.

Про боль коротко принцип такой: при лечении нижних жевательных можно обезболить «на глаз» сверху, а можно пройти к нерву, что довольно долго и болезненно, поэтому надо обезболивать ещё саму точку входа для укола для анестезии. Это достаточно сложно, поэтому при ограниченном времени приёма врачи в ОМС, бывает, предпочитают обезболить неточно, а потом ориентироваться на показания мычащего пациента.

— Меня всему научили. Когда приступать?


Это даже близко не так. Молодые врачи приходят примерно в том же виде, в каком приходят другие молодые специалисты из вузов. Не знаю, как у вас в разработке, но знаю, что почти везде в медицине вчерашний студент никак не приспособлен к реальной жизни. Это обычная проблема образования. Мы сейчас сталкиваемся с такой ситуацией, когда реальный мир, реальные технологии, запросы наших пациентов и даже возможности существенно опережают то, чему учат.

— Я знаю, как это делается, сейчас сделаю!


Наши специальности очень прикладные, сродни ремеслу. Есть некоторые вещи, которые невозможно просто узнать и сделать, потому что ты видел, как их кто-то делает. Многое нужно тренировать сотнями повторений, чтобы достичь реального уровня. И проблема даже не в том, что студент получит устаревший метод, проблема в том, что у него не будет нужных мануальных навыков сразу после выхода из вуза. Зато будет много иллюзий того, что он что-то умеет на практике. Я слышал похожее у пилотов: можно быть просто мастером на тренажёре, но на реальном самолёте всё вообще по-другому. Это примерно как научиться быть хирургом дома по лекциям с Ютуба: в теории возможно, но на практике лучше сначала попрактиковаться на тренажёрах и кадаврах.

— У вас тут всё как в ОМС, только вежливее!


Есть разница в подходах, есть отставание в том, как мы образовываем врачей в России в среднем и в том, чего от них ждут в клиниках такого уровня, как у нас. Условно для ОМС-клиник студенты отлично подходят, потому что вообще вся система ОМС спроектирована так, чтобы её можно было реализовать максимально просто, эффективно и дёшево, то есть с помощью квадратно-гнездового подхода и проверенных шестидесятыми годами прошлого века легко реализуемых методов. Это в вузах хорошо дают.

В нашем же случае ожидания и требования к врачам самые высокие. Особенность нашего образования в том, что в медицинских вузах изучается очень много базовых предметов, таких, например, как биохимия, анатомия, патологическая анатомия, физиология. Конечно, и в этих дисциплинах много чего меняется, но хотя бы не так скоро появляются новые исследования. Это фундаментальные области, они дают хороший базис, но почти не затрагивают напрямую передний край медицины. База у студентов очень приличная, тут вопросов вообще никаких нет.

Будущие стоматологи, например, могут в военном госпитале быть очень эффективны, что, кстати, сейчас во многих регионах мы наблюдаем по венерологам, лечащим вас от COVID-19. Очень сильная травматология, есть опыт работы с ожогами в ожоговых центрах, есть занятия по акушерству и гинекологии, чтобы врач в северном посёлке мог принять роды, и плевать, что это «зубнюк». Когда я учился, студенты могли побывать на любой операции, а также в клиниках ортопедии не стоматологической. Я лично участвовал в восстановлении позвоночника и устранении последствий серьёзных ДТП. Все эти подходы очень помогают понять, что именно делается на переднем крае позже, потому что это даёт широкие фундаментальные знания.

Но вот с практикой есть сложности. Студенты стоматологического вуза примерно с третьего курса имеют возможность изучать свою специальность в клиниках. Как правило, это ОМС-учреждения, где работает кафедра медицинского вуза. Вот тут у нас пост про обучение на фантомах: в зависимости от вуза это будут либо натыренные зубы пациентов, либо то, что принёс патолог из анатомички, либо 3D-печать искусственных зубов, либо целые учебные головы с имитацией щёк, языка и слюны. Начинается всё с того, что студент учится препарировать твёрдые ткани, то есть пилить зуб. Потом он принимает пациентов на осмотре (пациентов предупреждают, что они попадут на студенческий приём), обычно там опытный врач и три-четыре интерна, и они работают в кросс-ревью в реальном времени. Позже это уже постревью, то есть опытный врач смотрит на снимки, фотофиксацию, данные исследований и сопоставляет с диагнозом.

Кстати, вопрос набора клинической практики решается проще, чем в других странах. На пациентах учиться гораздо проще, чем на сложных системах.

— Вуз даёт лицензию, а учиться надо на стороне


И да и нет.

Интересно, что конкурс в медицинские вузы сейчас высокий, а вот качество обучаемости студентов (по словам многих преподавателей) упало. В медицинской среде есть мнение, что студенты воспринимают медицинский вуз как нечто, что даёт тебе документ, право на то, чтобы вести практическую деятельность, получить сертификат врача-стоматолога. А вот уже настоящую специальность они будут узнавать из каких-то дополнительных курсов. Особенность в том, что в стоматологии этих курсов наибольшее количество, и у нас очень большой рынок дополнительного образования.

Вопрос в том, что дополнительные курсы без хорошего базиса вуза малоэффективны, но и вуз, который врач окончил с красным дипломом, не даёт ничего в жизни без постоянного обучения и углубления знаний. Постоянного — это не «раз в году несколько дней» и не «почитаю вечером», а прямо в рамках рабочего процесса, и часто это занимает до 30 % времени, особенно в случае, если врач занимается наукой и исследованиями.

— Старые преподаватели ничего не понимают


Медицинский вуз вполне можно закончить на тройки. Это нормально. Ну то есть вы обычно не ждёте, что придёте к хирургу, у которого в дипломе «удовлетворительно» по хирургии, но это случается. И, более того, зная некоторую специфику, я не смотрю на эти оценки, а смотрю на подготовку специалиста.

Одну и ту же задачу, как я говорил, можно решать десятками разных способов. И когда студент использует подход 2018 года на экзамене с комиссией 1950 года рождения, вряд ли он столкнётся с пониманием и поддержкой. Преподаватели часто спрашивают не то, что нужно учить, не то, что применимо на практике, и тройки в дипломе часто означают только то, что представления о том, что нужно знать и что считает правильным преподаватель, разнятся.

Хороший студент, конечно, выучит и то, что нужно, и то, что спросит преподаватель, даже если этот метод устарел лет 30 назад. И я часто понимаю преподавателей, потому что в медицине нет правильных и неправильных подходов, есть применимые в данных обстоятельствах. Например, то, что мы делаем с санацией корневых каналов здесь в Москве в операционной даже близко не применимо в фельдшерских пунктах на Дальнем Востоке, где нужно максимально быстро удалять весь зуб, чтобы не ухудшить состояние пациента. И это как раз те места, где врачи творчески используют скрепки и детали разных механизмов, вообще не предназначенных для стоматологии в своей работе. Я каждый раз ужасаюсь, видя эти результаты здесь, но понимаю, что в своих условиях они сотворили прекрасную и очень умную работу во многом благодаря глубокому пониманию анатомии, которое можно получить только в фундаментальной науке.

— Можно научиться у производителя…


Учитывая наш огромный рынок дополнительного образования и очень высокие цены на нём (потому что те же хирурги с мировым именем просто могли бы оперировать вместо лекций и практикумов), производители часто делают «почти такие же» курсы, только на порядок дешевле. Им это выгодно, потому что они обучают работать именно на своём оборудовании и применяя свои материалы в расчёте на то, что доктор или клиника выберет именно этого производителя.

— Психология? Пациенты на кафедре её не требовали…


Очень многие молодые специалисты неуспешны в работе. Причём ломаются они не на мануальных навыках или теории, а на том, что в специальности нужно много разговаривать с людьми. Почти всегда пациент в кресле — в стрессе, часто враждебен к врачу, если пациент успел застать Советский Союз — ещё и считает нас личными врагами и представителями Инквизиции попеременно. А в нашей работе очень важно не только делать что-то в этой обстановке, но и грамотно объяснять, что именно происходит, почему, что будет дальше сделано и как, какие есть варианты и так далее.

В нашем сегменте психология и вообще отношение врача к окружающим очень важны. Поскольку у нас командная работа и узкоспециализированные врачи передают пациента друг другу, нужно доверять коллегам как профессионалам и иметь высокие навыки коммуникации друг с другом и с пациентами. Перед собеседованием я могу пригласить врача на приём, который будет наблюдать за приёмом другого врача. Я увижу, стоит он или сидит в кабинете, сидит ли в телефоне, интересуется ли тем, что врач записал в карту или что врач сказал пациенту, обращает ли этот врач внимание на работу ассистента, замечает ли он вообще ассистента, как с ним общается, здоровается ли, в конце концов, с медперсоналом и так далее. Ну и по ходу всего этого я смогу прикинуть, посадил ли бы я к нему в кресло пациента, который 10 лет у меня наблюдается и который мне доверяет.

Резюмируя


В наши клиники приходят собеседоваться как молодые специалисты почти только из вузов, так и опытные врачи. Естественно, мы отдаём предпочтение опытным, но джунов без клинического приёма тоже постоянно берём, дообучаем под руководством наставника, используем в научной работе и так далее. Мало уметь делать функциональные вещи, нужно уметь делать всё правильно в сложных условиях. Когда молодой врач начинает понимать, как всё устроено, учится правильно управлять рисками, принимать решения в сложных ситуациях — тогда он становится самостоятельным врачом. О враче судят по его лучшим работам и по тому, как он может исправлять свои ошибки.

P.S. Если вы дойдёте до наших клиник, то говорите, что вы с Хабра, будет скидка 5%.

Комментарии (21)


  1. evll
    18.11.2021 15:57
    +4

    Пациент, вам так больно? А так?

    Несколько раз мне плохо делали обезбаливание при пломбировании (нижнем). Даже после двух уколов было больно. Разговаривал с парой знакомых стоматологов - сказали, что в том месте очень сложно попасть уколом в нерв, мол, это нормальная ситуация.

    Действительно ли это так? Как у вас решают эту проблему?


    1. SlimShaggy
      18.11.2021 16:13
      +1

      Ага, у меня тоже регулярно проблемы с эффективностью анестезии, в том числе и в довольно дорогих и известных клиниках.


    1. DEamON_M
      18.11.2021 16:21
      +3

      Было дело мне уже всё искололи и я не чувствовал половины шеи и лица, но всё равно зуб было больно и в итоге так и делали «без наркоза». Потом посоветовали нормального стоматолога. Она спрашивает больно или нет, но чисто для успокоения меня же, что мол не забыла, что я тут живой еще.
      И еще интересно фраза от стоматолога «Нравятся мне твои зубы» — это комплимент или ожидание большого счета за лечение?))


    1. smb_z
      18.11.2021 16:33

      Всю жизнь мучился с этой проблемой (практически отсутствие обезболивающего эффекта) пока не пришел на прием в клинику, где стоматолог-терапевт, после безуспешной попытки, попросил сделать укол хирурга. И, о чудо. Я впервые в жизни не испытывал боли при лечении зубов.


    1. ag_belaya_raduga Автор
      18.11.2021 16:35
      +2

      86% случаев анестезии нижней челюсти в области шестого зуба испытывают затруднения с обезболиванием. Надо про это знать, и тогда все будет проще.


      1. evll
        18.11.2021 17:25
        +1

        Ну теперь я об этом знаю, но сомневаюсь, что мне будет проще, когда в следующий раз буду терпеть боль при сверление :)


      1. Kerrigan
        18.11.2021 18:06

        Это не причина делать больно не предупреждая, что может быть больно. Во всем моем опыте лечения так только в ОМС делали.


      1. BigBeaver
        19.11.2021 13:23
        +2

        Вас не смущает, что это противоречит заявленному в статье?)


    1. ag_belaya_raduga Автор
      18.11.2021 19:54
      +8

      Обезболивание нижних жевательных зубов достигается технически сложной проводниковой анестезией, когда недостаточно просто создать депо анестетика возле зуба, а необходимо доставить достаточный его объём прямо к труднодоступному нерву, который отвечает за чувствительность всей этой области. Кроме того, что такая анестезия технически сложна, она довольно болезненна сама по себе. И нередко врачи не достигают успеха с ней просто потому, что не хотят мучить пациента этим «уколом» и надеются на более простую анестезию. Наших врачей мы обучаем таким образом: при лечении (именно при лечении, вы верно подметили, как не пародоксально, но для удаления зуб легче обезболить) нижних моляровых, мы сначала рекомендуем обезболить место вкола гелем, затем деликатной инфильтрационной анестезией через тонкую иголку) обезболить место выполнения проводниковой анестезии, и только потом взять более подходящую иглу и «выключить» нерв целиком. К слову, эти тоненькие иглы мы покупаем у одной компании, но произведённые на конкретном заводе, они тоньше инсулиновых, но при этом достаточно механически прочны. Так вот, если делать так, то больно не будет гарантированно, но это дольше и сложнее, поэтому некоторым врачам проще сделать другую методику и потом интересоваться у пациента, всё ли ещё в порядке. При простом подходе ощущения будут частично сохранены.


  1. AlexBon1966
    18.11.2021 19:53

    @ag_belaya_raduga а можете как нибудь рассказать о STA(компьютерной анестезии)? Чем она лучше и т.д.


    1. ag_belaya_raduga Автор
      19.11.2021 17:04
      +1

      Инъекторы компании STA, как и некоторые другие, получили неофициальное название «компьютерной анестезии», потому что подача анестетика в них осуществляется по предустановленным программам. Например, ваша стиральная машина, по-разному вращает барабан в зависимости от этапа стирки. Так же и инъектор, сначала подаёт анестетик на низкой скорости с паузами, затем, когда ткани немного обезболены, подача идёт непрерывно, а потом скорость увеличивается. Весь цикл длится около 1,5 минут. Все эти сложности нужны для того, чтобы сделать инъекцию максимально комфортной. Кроме того, есть ещё специальные функции, которые позволяют повысить безопасность анестезии, аспирационная проба, например. Не менее важная особенность такого оборудования в том, что врач удерживает наконечник с иглой как карандаш, а не как, обычный шприц, подобно сигарете, между указательным и средним пальцем. Это позволяет сделать прокол слизистой оболочки очень точно и значит, безболезненно. Да и сама по себе пластиковая палочка в руке врача вместо шприца, воспринимается пациентами, особенно маленьким как менее пугающая.


  1. aMster1
    18.11.2021 20:52
    +1

    Психология...

    Удаляли мне зуб (почти корни, в райне 6ки на нижней челюсти) приспособой похожей на кривой гвоздь 200ку с ручкой (не знаю как точнее описать)

    И хирург мне так говорит - вы не бойтесь... А я даже сумел пошутить - легко вам с той стороны инструмента так говорить... Не уверен что он меня понял...


  1. Areso
    18.11.2021 22:45
    +3

    А на самом деле это рекомендованная протоколом процедура, потому что дальше после дезинфекции скальпель потеряет нужную для такого же надреза остроту.

    как обработка скальпеля в автоклаве приводит к потери нужной остроты и заточки?


    1. kspshnik
      19.11.2021 11:58

      Отпусканием металла?


      1. Areso
        19.11.2021 15:42

        От 250 градусов. Ниже 180 процесс останавливается.

        Автоклав держит от 120 до 135С, ну, 140С


    1. ag_belaya_raduga Автор
      19.11.2021 16:23

      Я не физик, и не отвечу точно, но, полагаю, сначала возникает вот такой эффект (https://www.popmech.ru/science/607323-pochemu-stalnaya-britva-tupitsya-o-myagkie-volosy-i-kak-etogo-izbezhat/), а потом он усиливается температурными переходами. Если кто-то знает точнее, было бы интересно. Касается, конечно, только самых тонких кромок.


      1. BigBeaver
        19.11.2021 16:35

        должно служить намного дольше, чем 5-7 дней
        Дней???


  1. dm_deko
    19.11.2021 05:27
    +1

    Иногда "где больно? так больно?" - это просто поиск,
    когда от пациента кроме "где-то слева вверху иногда как-то ноет..."
    никаких показаний не звучит.

    Кстати вот интересно, как вы проводите подобного рода расследования?


  1. Kanut
    19.11.2021 10:59

    В современной стоматологии пациенту не должно быть больно вообще в принципе.

    A когда там чувствительность зуба проверяют(ну там холодное прикладывают например) тоже больно быть не должно? Или это тоже проверять не надо и есть альтернативы?


    Ну и как бы лично я часто предпочитаю небольшие вещи делать без анестезии. Потому что от анестезии может быть и не больно, но я её как-то не особо хорошо переношу и потом мог неделю мучаться ноющей челюстью...


  1. kosmonaFFFt
    19.11.2021 14:03

    Я раньше, до появления у меня ДМС, лечил зубы без анестезии, ибо зачем платить за нее деньги, если можно просто потерпеть?


    1. BigBeaver
      19.11.2021 14:16
      +2

      Я и сейчас без неё лечу — зачем ходить пол дня с онемевшим лицом, если можно потерпеть пол минуты?