Контролировать исполнение поручений и задач – постоянная обязанность руководителя. В мечтах, конечно, всё не так – хочется работать с надёжными и ответственными людьми, вроде легендарного Роуэна из «Послания к Гарсиа» Э. Хаббарда. Ты ему такой говоришь, что надо сделать – он идёт и делает. Скинул и забыл.

Но, пф, мы живём в реальном мире. И в этом реальном мире ничто так не раздражает, как контроль исполнения задач. Потому что ты знаешь, что эти бездари не сделали. Забыли, не успели, отвлеклись, не записали, не так поняли и т.д. Куча нелепых отмазок.

И вот собрался ты проконтролировать и знаешь, что будет дальше. Ты сейчас спросишь, как там дела по этой задаче, человек (скорее всего) только после твоего вопроса о ней вспомнит, и начнёт выдавать одну или сразу несколько отмазок из перечня выше.

Ты такой слушаешь всё это и не знаешь, что сказать. С одной стороны – понятно, что человек просто плохо делает свою работу, и его надо как-то наказать, пожурить, индуцировать чувство вины или неполноценности. С другой стороны, начитавшись книжек и статей о «правильных менеджерах», понимаешь, что надо быть позитивным, конструктивным и воспринимать ошибки подчинённых, как обратную связь для себя – я что-то не так сделал.

Выбор этот тяжёл, что уж говорить. Один раз так сделаешь, другой – наоборот. Но всякий раз чувствуешь какую-то искусственность и ситуации, и эмоций, и необходимости вести себя определённым образом. И как бы не поступил в итоге, остаёшься в смятении – вроде всё правильно сделал, но на душе поганый осадочек. Или зря наорал, или зря прогнулся.

Выход случайно нашёлся в общении с детьми. Указанные выше методы там лучше не применять. Орать не стоит, «быть конструктивным» - странно. Но воспитывать адекватность, ответственность и силу воли необходимо.

Так вот, если знаешь или понимаешь, что ребёнок не сделал то, о чём договаривались, достаточно сказать «ок, и ты сейчас как раз собираешься пойти и сделать это, так ведь?». В 99% случаев ребёнок не просто идёт и сразу делает – он делает с улыбкой, без принуждения, отрицательных эмоций. Он понял, что не прав, но не испытывает в связи с этим никакого стресса. При этом, повторю – он понял, что не прав.

Забавно, но дети быстро этот приёмчик просекли и начали применять ко мне. Обещал в субботу свозить в парк, а сам завалился на диван? «Папа, ты же сейчас фильм досмотришь, встанешь и повезешь нас в парк?». И ведь хрен откажешь.

Ровно такая же история с подчинёнными. Говоришь им те же слова, и они реагируют, как дети. Улыбаются и тут же исполняют. Ну или приступают к исполнению, если там надолго.

Что важно: приступают немедленно. Не перевешивают с гвоздя на гвоздь, как это принято. Не пересогласовывают новый срок исполнения. А просто идут и делают.

Комментарии (15)


  1. Coytes
    17.12.2021 20:06

    Не обязательно. Когда это переходит в привычку-отговорку, что, мол, я работал-работал и не сделал, но теперь обязательно сделаю, то и в следующий раз может найтись та же причина - "ну не шмогла я". Тут уже надо "штрафовать рублем", чтобы это не стало хроническим.


    1. 1A1A1
      18.12.2021 10:21
      +2

      Штрафовать рублём, это примерно то же как не кормить провинившегося ребенка.


      1. SergeyMax
        18.12.2021 11:43
        +2

        Нет, это то же самое, как штрафовать рублем провинившегося ребенка.


      1. Blooderino
        19.12.2021 14:18

        Как начинаете штрафовать рублем - начинают убегать сотрудники, причем в первую очередь высококвалифицированные. Если сотрудник регулярно не справляется с работой, то с таким надо заканчивать деловые отношения и просто увольнять.


    1. marshinov
      19.12.2021 12:47

      Раз не сделал - поговорили, два не сделал выговор, при желании повторить шаг два ещё два раза, увольнение


      1. GospodinKolhoznik
        19.12.2021 23:55
        +1

        Ну не надо прямо уж так сразу увольняться, с третьего шага. Не опускайте руки, поверьте в себя, у вас все получится.


        1. marshinov
          20.12.2021 00:08

          Я про увольнять, а не увольняться:))


    1. edogs
      19.12.2021 14:30

      Прямое штрафование рублем нередко приводит к тому, что срыв сроков человек начинает воспринимать не как проблему, а как затраты.
      А в таком случае он уже не чувствует себя неудобно, а просто размышляет «сделать сейчас за 1000р или отложить и получить 900р».
      В случае же если разница переходит в 1000р и 100р, ему в голову начинает приходить не сделать вовремя, а поискать более выгодную работу, т.к. риск случайно зафакапить сроки и не получить «ничего» тоже никому не нужен.


  1. mixsture
    17.12.2021 21:27
    +4

    People don't do what you expect but what you inspect.
    (Люди делают не то, что вы ожидаете, а то, что вы проверяете)


  1. funca
    18.12.2021 06:40

    Ровно такая же история с подчинёнными. Говоришь им те же слова, и они реагируют, как дети.

    Инфантилизм это же не только сплошные недостатки.


  1. dzmitry_li
    18.12.2021 10:19
    +2

    Правильная статья, почти. Но! Это если руководитель понимает чего хочет. И правильно понял указания более вышестоящих руководителей (речь про крупные организации).

    По факту получается испорченный телефон, некорректные и неточные ТЗ. Ну и плюс - руководители встречаются так себе - именно такие, какими тут показывают простых исполнителей (и это чаще, чем хотелось бы).


  1. V-core
    18.12.2021 16:36
    +1

    Обещал в субботу свозить в парк, а сам завалился на диван? «Папа, ты же сейчас фильм досмотришь, встанешь и повезешь нас в парк?». 

    У Вас умная жена.

    А постановка задачи и отчётность по ней должна быть частью процесса, желательно автоматизированного. Если у вас не так - значит ещё не дозрели. Проще говоря - какой руководитель такие и подчинённые


  1. CrocodileRed
    18.12.2021 19:10

    Эталонная статейка: по существу, хороший язык и наталкивает на размышления.


  1. ivanych
    18.12.2021 22:03
    +1

    С детьми это приемлемо, потому что для детей допустимо не сделать что-то, что вы им сказали сделать.

    А для работников - недопустимо.

    Если работник систематически забивает на поставленные задачи, то вам нужен не способ уговорить его всё-таки выполнить задачу, а способ заставить его перестать забивать. Поэтому "ты же вот сейчас сделаешь, да?" - не подходит.


  1. Gutt
    20.12.2021 17:02

    Как-то это очень странно. Я регулярно забываю и откладываю кучу задач, потому что у них низкий приоритет. Ситуация "важное задание не выполнено, потому что о нём забыли или на него забили" звучит совершенно нереалистично. Если задача важная, то под неё будет расчищено время за счёт других задач и определён дедлайн, а если неважная -- отложена в соответствии с согласованной с менеджером важностью. Будет висеть себе в беклоге на канбан-доске, пока не придёт её черёд. Мне кажется, тут проблема с постановкой задачи и регулярными отчётами о прогрессе. Потратить 15 минут в неделю на группу, чтобы совместно обсудить статус текущих задач и планы на следующую неделю, как мне представляется, является прямой обязанностью менеджера, если только группа не пилит большие задачи, которые не меняются и занимают много времени (там и раз в квартал можно обзор делать).