В конце января вышел первый в этом году подкаст от сообщества Дизайн тусовка и компании Usetech. Запись вы можете посмотреть по ссылке или послушать подкаст. А мы для вас сделали еще и расшифровку этой встречи.

Таймкод:

00:00 Интроха

01:05 Кто такой Адвокат сообщества Figma

03:04 Что дает участие в программе

04:20 Митапы и конференции и требования от сообщества

08:10 Figma – всего лишь инструмент

11:28 Ништяки от Figma

20:50 Конкурс Десигна

28:05 OZON, Окунев и Figma

29:50 Как Игорь пришел в дизайн

32:55 Первый сайт и дальнейший вектор

34:17 Где было лучше: фриланс или команда

40:16 Работа в финтехе: сложности, отличие от проектов

43:25 T-shape специалисты нужны

47:14 Молодые T-shape-ы

51:40 Ленивые люди

56:33 Что убивает мотивацию

59:35 Токсичность во фрилансе, команде, комьюнити

01:03:42 Какие профессии выдавит IT и что выдавит людей из IT

01:08:01 Перегретый рынок дизайнеров

01:11:43 Онлайн-школы и их проблема

01:18:45 Вопросы от подписчиков

01:21:56 Подарочки и пока-пока

Ведущий: Евгений Шевцов, руководитель UI\UX направления Usetech, арт-директор продукта Unique Network.

Гость: Игорь Иванов, Figma Community Advocate, Дизайн-лид ВТБ Банк, основатель комьюнити Friends of Figma Moscow.

Е. ШЕВЦОВ: Друзья, привет. Это «Дизайн Тусовка», подкаст про дизайн от Telegram-канала «Мамкин Дизайнер» и компании Usetech. Сегодня с вами я, Евгений Шевцов, руководитель UI\UX направлени Usetech, и да, второй сезон подкаста мы начинаем в видеоформате.

Сегодня у меня в гостях Дизайн-лид ВТБ Банка, адвокат Figma, основатель комьюнити Friends of Figma Moscow и просто хороший человек Игорь Иванов. Игорь, привет.

И. ИВАНОВ: Всем привет.

Е. ШЕВЦОВ: Как дела?

И. ИВАНОВ: Да всё супер, всё хорошо. Наступил новый год.

Е. ШЕВЦОВ: Давай сразу первый вопрос, который, наверное, волнует многих и меня в том числе: кто такой адвокат Figma? Кого ты защищаешь?

И. ИВАНОВ: На самом деле это у Figma понятие такое. У них есть защитники, и они называют это сообщество Advocate. Кто я такой? Я тот представитель, который может от лица Figma организовывать какие-то мероприятия, проводить обучение, собирать вокруг себя людей, которым интересна Figma. Основная моя задача — как можно больше популяризировать Figma в массы. То есть, чтобы больше людей узнавало про Figma, интересовалось дизайном, интерфейсами и так далее. Ну а Figma получает возможность собирать идеи людей из разных уголков мира,  например, кто-то пишет: «А вот этого не хватает». Я это транслирую в Figma, и они это принимают, рассматривают и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: Таких «адвокатов» очень много по всей планете?

И. ИВАНОВ: Да, как по интересам (иконки, дизайн системы и так далее), так и по городам. К слову, единственный город России в котором есть официальный адвокат — это Москва, и как раз я там занимаюсь этим всем.

Е. ШЕВЦОВ: Скажи, я правильно понял, что фактически это амбассадоры Figma, которые находятся в разных концах планеты?

И. ИВАНОВ: Смотри. Амбассадор и его работа, наверное, всё-таки как-то фиксируется документально в компании. Поэтому не буду говорить, что я амбассадор, но по функциям — скорее всего, да. Из всего того, что у меня заключено с Figma — это NDA и это единственный документ, который мы подписываем руками.

Е. ШЕВЦОВ: Что даёт участие в такой программе?

И. ИВАНОВ: Ой, слушай, на самом деле это наверное про другое… Знаешь, если есть какой-то продукт, который тебе нравится, предположим, iPhone, ты готов делиться и развивать этот продукт в принципе-то бесплатно. Поэтому, когда только-только появлялась Figma, ещё какая-то альфа\бета-версия, это было очень давно, я уже понял, что это продукт, который для меня сопряжен с успехом. Мне интересно это всё делать, развивать эту всю штуку, показывать людям, на что способен этот продукт. Материально — ничего не даёт, сразу говорю. Многие спрашивают: «А сколько ты получаешь от Figma?». Нет, ничего не получаю, это всё бесплатно, на энтузиазме. И я это всё делаю один: организовываю, собираю людей по интересам и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: Носочки получаешь, мерч? Видел недавно они запустили линейку мерча и магазин.

И. ИВАНОВ: Да-да-да, и я тебе принёс подарки, кстати. Давай сразу их отдам. Это значки, и там внутри ещё наклеечки есть. Представители Figma присылают мерч, и я зачастую дарю такие штуки на митапах.

Е. ШЕВЦОВ: Скажи, ты говоришь о том, что вы проводите митапы, какие-то конференции. Как часто это происходит?

И. ИВАНОВ: Есть требования от Figma — минимум раз в квартал должно быть мероприятие, а вот ограничений по максимальному количеству нет. Я стараюсь делать в квартал раза 2–3, но больше 3 точно не получается в силу того, что времени нет или спикеров мало. То есть, тех людей, которые говорят не «про воду». Кстати, одно из требований Figmа, чтобы было как можно меньше теории и как можно больше практики.

Е. ШЕВЦОВ: То есть, воркшопы.

И. ИВАНОВ: Да. Это прямо приоритет.

Е. ШЕВЦОВ: Задает ли Figma какие-то жесткие правила, темы для этих митапов? Или это уже ты придумываешь?

И. ИВАНОВ: Всё придумываю исключительно я. Здесь прямо есть свобода движений. Но единственное, что там прописано — не афишировать конкурентов, политику, и классические запрещенные темы.

Е. ШЕВЦОВ: Что такое конкуренты?

И. ИВАНОВ: Наверное, Sketch. Хотя, может быть, он уже и не конкурент становится.

Е. ШЕВЦОВ: Ты говоришь, все митапы бесплатные у вас.

И. ИВАНОВ: Конечно.

Е. ШЕВЦОВ: Я тут на днях разговаривал с дизайнером, и с тобой в том числе, про бесплатные митапы, про то, как новички приходят и не могут понять, важен им этот митап или нет. То есть, они видят рекламу, что произойдет какое-то событие, они туда приходят и не могут сопоставить «‎услышанное» со своим опытом. Или сопоставить, правду ли там говорят, правильно ли. Ты как-то модерируешь эту историю? У вас есть какие-то прогоны, ты заранее читаешь доклады или слушаешь этих ребят? Человек, который запускает эти митапы… Это твоя репутация, получается, и если ты вдруг запустишь человека, который нальёт воду в эфире, пострадает твоё комьюнити и твоя репутация в том числе. Как вообще происходит этот отбор спикеров?

И. ИВАНОВ: Я понял вопрос. На самом деле ты уже участвовал в митапах у меня и сам, наверное, видел, что я стараюсь понять тему, просто даже поверхностно. Зачастую пообщавшись с человеком, можно понять, на что он настроен — это практика, или это чисто какое-то инфо-бизнесменство. Поэтому стараюсь смотреть презентацию, прочитать, что там вообще происходит. И я подбираю такие темы, чтобы это была чисто практика. То есть, мы не говорим про визуальный дизайн города. О нём можно поговорить, но в рамках того, как ты этот визуальный дизайн рисуешь в Figma и показываешь.

Е. ШЕВЦОВ: То есть, у вас митапы проходят исключительно про Figma. В центре Figma, а вокруг вы уже выстраиваете эти темы.

И. ИВАНОВ: Да. Единственное, я повторюсь и подчеркну, что приоритет — практика, но теория должна быть в любом случае.

Но что я не буду в сообществе рассказывать — это, наверное, историю создания дизайна. Да, это круто, это надо знать, но это никак не помогает молодым специалистам на практике. Вот он выходит в компанию — ну окей, он знает, когда там зародился графический дизайн. И что? Всё. То есть, важна практика.

Е. ШЕВЦОВ: Слушай, у меня родился такой вопрос. Есть знакомые, которые говорят о том, что Figma — это всего лишь инструмент. То есть, без какой-то практики, без знания базы в дизайне делать нечего. Но при этом склоняются к тому, что сегодня может быть Sketch, завтра может быть Figma, послезавтра мы будем проектировать свои интерфейсы во Framer. Как ты считаешь, Figma — это всего лишь инструмент или что-то большее?

И. ИВАНОВ: Отвечу за себя и за то, как я вижу, как люди реагируют, работая с Figma. Это не просто инструмент. Инструмент — это помощник, в первую очередь. Важно же не просто рисовать, а ещё и уметь оптимизировать свою работу. Ты должен не тратить много сил на какие-то простые вещи. Я помню то время, когда я работал в Sketch, и, упаси боже, рисовал дизайн в Photoshop — это какое-то энное количество лет назад. Тогда была большая проблема: если ты хочешь что-то поменять во многих местах, то тебе надо всё перелопатить.

Е. ШЕВЦОВ: Помню, кстати, в Photoshop была такая штука, как смарт-объекты.

И. ИВАНОВ: Да, это а-ля Figma, компоненты.

Е. ШЕВЦОВ: Можно было сделать кнопочки, компоненты, да.

И. ИВАНОВ: Ты помнишь, как гудел компьютер, если там 15 артбордов или что-нибудь?

Е. ШЕВЦОВ: Конечно. Он не включался.

И. ИВАНОВ: Ну да. И поэтому у тебя хранилась папка, где 15 файлов: main, final и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: Хорошо. Ты, как адвокат Figma, имеешь какие-то преимущества. Скажи, ты сильно заранее узнаешь о новых фичах продукта?

И. ИВАНОВ: Есть такое. В чём ещё преимущество, что ты погружен в команду, всё, что варится вокруг Figma, на ранних стадиях. Есть всякие закрытые каналы в Discord (раньше был Slack). Есть специальные каналы для адвокатов, есть предварительные анонсы бета-версий функционала только для адвокатов сообщества. Насколько заранее… Наверное, какие-то вещи сильно далеко, какие-то — прямо перед релизом. Но они это делают аккуратно. Я помню, слив про релиз Figma, и это слил как раз кто-то из адвокатов.

Е. ШЕВЦОВ: Да, я помню этот твит. Это, по-моему, даже девушка была.

 И. ИВАНОВ: Да-да, какая-то девушка. Поэтому они стараются очень аккуратно выдавать информацию, поэтому же и подписывается NDA. У меня на митапах иногда просят что-то рассказать или слить закрытую информацию, но нельзя.

Е. ШЕВЦОВ: Я просил.

И. ИВАНОВ: Да. Но не только ты и на работе меня просили: «Слушай, ну скажи, что там будет?» К сожалению, пусть люди обижаются, не обижаются, но извините, я не могу. Я не зря туда пошел, я знал, на что соглашался.

Е. ШЕВЦОВ: Скажи, Figma тебе проплачивает команды?

И. ИВАНОВ: Нет.

Е. ШЕВЦОВ: То есть, у вас нет такого, что у тебя будет платная команда, в которой ты будешь работать? Всё бесплатно?

И. ИВАНОВ: Немножко не понял вопрос. Команда — ты имеешь в виду про-тариф?

Е. ШЕВЦОВ: Про-тариф, да.

И. ИВАНОВ: А, да! Конечно, предоставляется.

Е. ШЕВЦОВ: На всю команду?

И. ИВАНОВ: Да-да. Причём ты должен некоторые условия выполнять, например, в этой команде у тебя должна быть активность, ты должен формировать файлы, презентации, материалы какие-то, полезные для сообщества.

Е. ШЕВЦОВ: Файлы, материалы, презентации исключительно для митапов Figma, или ты можешь туда класть свои какие-то рабочие файлики и работать, например? Это как-то отслеживается?

И. ИВАНОВ: Нет, на самом деле не отслеживается, сугубо митапы или свои личные. Можно и так, и так. Главное, чтобы это было полезно. Смотрят больше на активность, сколько людей дубликат делали из комьюнити. Вот на это обращают внимание, но я думаю, это не строго. Главное — активность, и чтобы люди были довольны, учились.

Е. ШЕВЦОВ: Слушай, а как Figma отслеживает активность? Они же не приходят к тебе в личку, не стучат и не спрашивают, провёл ты или нет.

И. ИВАНОВ: Да, хороший вопрос. Забегая вперёд, чем отличается вообще сообщество Figma в России (есть разные сообщества, группы или чаты)?  Тем, что у них нет официального сайта на Figma. А адвокатам сообщества, предоставляется официальный сайт, он находится на домене Figma. Как раз на этом сайте ты размещаешь митап, анонсируешь, и там аналитика проходит. Они видят активность,  есть дашборд активности: сколько людей пришло, сколько реально присутствовало, сколько кликают в почте в письме, ну и так далее. Они за этим следят. Конечно, в Telegram не следят, но на самом деле, мне кажется, какие-то присутствуют люди, которые вступают.

Е. ШЕВЦОВ: У тебя есть Telegram-канал Friends of Figma. Сейчас там идёт активное анонсирование фич: что Figma выкатывает, и что, собственно, будет из функционала. Ты подробно рассказываешь, как этот функционал работает. Ещё я видел, ты туда пушишь видосы с митапов. Скажи, ты как-то планируешь это развивать? Будет ли у тебя какая-то команда редакторов, которые, например, будут подбирать какие-то лайфхаки? Будет ли это как-то разрастаться дальше с точки зрения полезности — не только освещения каких-то новшеств, но и такого комьюнити, в котором ты будешь собирать людей? Какой-нибудь Иван Андреевич сможет тебе написать о том, что у Figma что-то не работает, и ты или ваше комьюнити оформит заявку в техподдержку.

И. ИВАНОВ: Проблема в том, что зачастую люди не хотят работать просто так. Мне кажется, мало людей, которые могут бесплатно что-то делать для развития какого-то продукта и его совершенствования. Редакторов пока не планирую. Если нас слушают редакторы — приходите, поговорим. На самом деле это интересная штука, я иногда какие-то скрытые штуки пытаюсь выкладывать. Но сам понимаешь, времени не хватает всё осветить. В голове у меня очень много записано, а снять… Ты сам такой, да? В любом случае, лежат какие-то там статьи и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: Да, статьи, видео — всё лежит, и никак не выпустишь.

И. ИВАНОВ: А заниматься только этим — тоже, знаешь… Я это держу как хобби, как фан какой-то. Мне это приятно делать. Поэтому да, хорошо бы иметь редакторов, монтажёров, копирайтеров — это было бы круто, хотелось бы. Попробую своими силами. Может быть, кого-нибудь найду.

Е. ШЕВЦОВ: Хорошо, спасибо. Ещё хотелось бы затронуть тему с митапами, которые ты организовываешь. Давай так, два вопроса: почему людям стоит ходить на митапы, и почему людям важно выступать на митапах?

И. ИВАНОВ: Почему стоит ходить на митапы (если это прямо митап-митап, который действительно можно назвать полезным) — потому что это концентрированная подача информации, зачастую — практики. Ты можешь прийти и за короткий период узнать столько, как если бы смотрел ролики на YouTube месяцами. Практические воркшопы - быстрое погружение в инструментарий, практики, приёмы и так далее. Даже не будем говорить сейчас только про Figma, а вообще про митапы. Это же полезно, это же круто! А не то, что тебе будут рассказывать: «Слушай, вот есть книги, 10 «золотых» книг — ты прочитай, и потом придёшь ко мне на какую-то платную штуку».

И второй вопрос, почему стоит выступать, на мой взгляд, это развивает погружение в инструмент, в тематику, в индустрию. Если ты хочешь освещать ту же Figma, ты начнёшь в ней больше копаться, больше изучать, глубже. Ну и не стоит забывать о том. что любое выступление улучшает разговорную речь, ты начинаешь мыслить по-другому. Как только я начал выступать, я заметил, что совсем по-другому начинаешь ощущать себя. Смотришь другие митапы по-другому, иначе, чем раньше. Ты раньше сидел: «О, вау, круто!» А сейчас понимаешь, что блин, это же вода.

Е. ШЕВЦОВ: Взять ту же самую психологию. Ты приходишь на митап по психологии, где тебе обещают расслабиться. Ты не погружённый человек, новичок в этом, первый раз пришёл. Как избежать этой воды, что ты час послушал и ни хрена не понял? Как не тратить на это время?

И. ИВАНОВ: А здесь не получится. В любом случае, если ты не погружён в эту штуку, тебе придётся послушать воду. Я это знаешь, как называю? Синдром «Святой источник». Вот вода платная, понимаешь. Зачастую, бывает, ты платишь за воду. Казалось бы, это обычная вода, зачем платить за неё? Так же и в митапах, вебинарах, курсах. И новичок, который не погружён, в любом случае коснётся этого. А потом он начнёт разбираться: «Ой, я здесь час потратил, а ничего не смогу сделать на работе». Важный показатель того, что ты что-то унёс — если ты через 45 минут или через час пойдёшь это пробовать. Это самое важное. То есть, если ты показал какую-то фичу в Figma, то зачастую, если человек заинтересован, он пойдёт после митапа и повторит. Попробует. Я также делаю.

Е. ШЕВЦОВ: Ну да. Если вы в первый день или два не занялись практикой по какому-то просмотренному курсу или видео, по прочитанной книге, неважно — то вы этим никогда не займетесь. Всегда теория должна подкрепляться практикой.

И. ИВАНОВ: Вот да, мне интересно, как ты смотришь на это.

Е. ШЕВЦОВ: Почему мне нравится выступать или писать, вообще почему я завёл канал? Потому что ты гораздо сильнее прорабатываешь эту информацию, которую ты преподносишь. Если ты сделаешь её жиденько, то какой смысл был её выпускать? Если ты делаешь для себя, то по верхам прочитал, вроде всё понятно, а что там внутри, уже неважно, не суть. А когда ты пишешь или говоришь об этом, то тебе даже самому хочется покопаться: «А вот, я нашёл вот это!». Но вернемся к Figma  — точка в названии компонента в начале. И меня все спрашивают: «А откуда ты узнал про эту точку, про приватный компонент?» Блин, ребят, почитайте документацию! Это как, знаешь, что-то покупается, мы сначала пытаемся собрать сами, у нас не получается, и мы уже идём смотреть в инструкцию. Ребят, читайте документацию, разработчики обо всём позаботились и всё вам рассказали. Ну или смотрите наши видео на YouTube, подписывайтесь на канал Игоря, он там тоже рассказывает какие-то классные штуки про Figma. Ещё пара вопросов про Figma, и я отстану.

И. ИВАНОВ: Давай.

Е. ШЕВЦОВ: Два события, которые были в прошлом году. Первое — это когда паблик «Десигн» запустил конкурс в сообществе при поддержке Figma. Должны были прийти Тёма Лебедев и чел из Figma, они задержали этот митап на час, что-то там не работало.

И. ИВАНОВ: Упало.

Е. ШЕВЦОВ: Когда объявили о том, что это при поддержке Figma… Я знаю, что в русскоязычном сообществе адвокат только ты, и я сидел с надеждой, ждал увидеть вот этот экран, где Лебедев и ты в одном. Но так не получилось. Расскажи, пожалуйста, что за представители Figma, откуда они.

И. ИВАНОВ: Почему так получилось. Ко мне как раз пришёл Арсений, по-моему, и предложил: «А давай, так как ты представитель от Figma, есть такие ребята из «Десигна», давай проведём конкурс». Я говорю: «Ну давайте». Были согласованы всякие штуки с ними, что должно быть, вплоть до описаний, баннеров и так далее. В тот день, на который поставили первый эфир, у меня чисто даже физически не было возможности присутствовать. Поэтому я написал организатору, говорю: «Я не смогу присутствовать, давай я на последней встрече буду, когда вручение, отбор». Я даже не мог послушать, что там говорят. И Арсений, видимо, из-за того, что у него самая большая по численности (не знаю, насколько сейчас) группа по Figma «ВКонтакте»… Возможно, это повлияло, и поэтому он хотел представиться представителем Figma и рассказать про подарки. Но это не было официально, это просто чисто техническая накладка.

Е. ШЕВЦОВ: Получается человек, который администрирует паблик Figma «ВКонтакте», к Figma прямого отношения не имеет.

И. ИВАНОВ: Нет. Ни один паблик в России, во «ВКонтакте», в Telegram не имеет прямого отношения к Figma. Там нет прямой связи, именно в России. Нет такого, чтобы ты завёл канал, и об этом знает сообщество Friends of Figma. Антон, по-моему, от «Десигна» (простите, если я ошибаюсь) — мы с ним поговорили, он просто не знал, в чём вообще суть этой штуки. На самом деле в этом плане ничего страшного нет, я за то, чтобы это было… Главное, чтобы не во вред развивалось. То, что он представился представителем Figma — ну ладно, хорошо.

Е. ШЕВЦОВ: Если в России станет гораздо больше Figma-адвокатов…

И. ИВАНОВ: Навряд ли. Они чисто даже не позволят.

Е. ШЕВЦОВ: А почему? Ты же говоришь, по городам.

И. ИВАНОВ: Да, там берутся крупные города, типа столицы.

Е. ШЕВЦОВ: Санкт-Петербург. Не знаю, Friends of Figma Казань.

И. ИВАНОВ: Слушай, можно попробовать. Я хотел местное в регионе открыть, в Саратове, я родом оттуда, всем привет )). И мне написали: «Нет, извини, в России уже есть». Не знаю, можно попробовать, кстати. Пробуйте, ребят, подавайте заявки. Но мне сказали «нет».

Е. ШЕВЦОВ: Ну Саратов — это не огромный город миллионник.

И. ИВАНОВ: Там не влияет. Именно сам факт присутствия. То есть, типа за русский язык — всё, уже как бы есть направление. Ну так вот, давай к каверзному вопросу. Представим, что их появилось много.

Е. ШЕВЦОВ: Будешь ли ты как-то с ними конкурировать за внимание, за подписчиков? Такая открытая, возможно, конфронтация. Как ты к этому вообще относишься, что тебя станет работы больше в несколько раз?

И. ИВАНОВ: Я всегда за здоровую конкуренцию, она должна быть. Потому что, когда ты не конкурируешь, ты статика. Просто сидишь и всё.

Е. ШЕВЦОВ: Sketch.

И. ИВАНОВ: Ну да. А если появятся — круто, я буду рад. Знаешь, какое у меня видение есть? Устраивать митапы выездные по городам, допустим. Есть возможность, у меня было это в планах прописано, но извини — ковид, нельзя, только онлайн. Я хочу офлайн проводить.

Е. ШЕВЦОВ: Кстати, Тёма Геллер до сих пор катается с «Дизайн-выходными». Они были в Суздале, в Казани, по-моему. Можно попробовать.

И. ИВАНОВ: Я попробовал здесь, в Москве организовать, какую-то площадку хотели арендовать. Сказали: «Нет, пока не надо».

Е. ШЕВЦОВ: Кто сказал, Figma или площадка?

И. ИВАНОВ: Боялись на площадку позвать. «Сколько там людей будет?» — «Не знаю, столько-то». — «Давайте не будем рисковать». Ну окей. Одна известная онлайн-школа (не буду называть) приглашала к ним делать что-то, организовывать. Пока туго идёт. Самое смешное в России — это то, что везде поголовно ищут выгоду. «А что Figma даст этой компании? А может она нам бесплатно выдать что-нибудь? А может она нам тысячу аккаунтов бесплатно предоставить?»

Е. ШЕВЦОВ: Орг. план.

И. ИВАНОВ: Типа того, да. «Дайте нам оргплан». А чтобы просто поучаствовать в этом… Это же интересно. Те люди, которые владеют и курируют веб-студии, дизайн-студии — может быть, им будет интересно, можно попробовать с ними коллаборацию какую-то. Поэтому конкуренция нужна. Пусть создают, пусть отправляют. Попробуй и ты куда-нибудь.

Е. ШЕВЦОВ: Школьники, иди к школьникам, которые собираются поступать в вузы, кто-то хочет на графический поступать.

И. ИВАНОВ: Мне кажется, ты предугадываешь какие-то вещи. Короче, у меня есть продукт, который я создаю сейчас потихоньку. Деталей всех пока не могу сказать, потому что ещё всё сыро, и очень много согласований. Но вкратце: я хочу согласовать факультативные уроки про Figma, про UX, про продуктовый дизайн в школах. В 10-11 классах. И у меня сейчас уже этап начальных переговоров с правительством образования Москвы. Я писал Figma, они говорят: «О, это очень круто!» Они это поддерживают всячески.

Е. ШЕВЦОВ: Они же, когда создавали FigJam, делали вот эти сессии, показывали, как студентов учат, что там по тысяче человек заходит и что-то делает.

И. ИВАНОВ: У них Education Plan есть, бесплатный причём.

Е. ШЕВЦОВ: Да, вот поэтому я об этом и подумал, что это же может пойти куда-то дальше.

И. ИВАНОВ: Я и иду туда. 

Е. ШЕВЦОВ: Отлично. Очень крутые новости. Ну и, наверное, ещё один вопрос, тоже про мероприятие. Саша Окунев из OZON, проводил митап про дизайн-систему и заручился также официальной поддержкой Figma. Я попытался смягчить эти истории: вроде OZON — русская компания, он вроде в Москве, ваше комьюнити Friends of Figma Moscow должно было бы это анонсировать. Но при этом я не увидел никакой новости.

И. ИВАНОВ: Это был вебинар на платформе Zoom. Официальный Zoom от Figma, предоставили учётку, «сделайте вебинар». Почему так произошло, я потом узнал. В общем, в Figma работает русскоязычная девчонка. Работает, правда, в продажах…

Е. ШЕВЦОВ: Она подписана на наш канал и это увидит.

И. ИВАНОВ: Да-да. Мы с ней потом пообщались. Просто она захотела развивать эту тему и как-то, наверное, она просто не знала. У меня есть уже планы переговоров, мы с ней пообщаемся, поболтаем, познакомимся и решим, что можно сделать из этого полезного. Самое главное, чтобы это было полезно. Будет проводить через официальное сообщество — это будет единая точка входа, люди не будут распыляться через анонсирование, сайт, рассылку и так далее. Это будет полезнее.

Е. ШЕВЦОВ: Расскажи, как ты пришёл в дизайн, как ты оказался в UX/UI и графическом. В общем, расскажи свою историю. Когда это началось?

И. ИВАНОВ: Ой, это началось… Слушай, на самом деле так страшно стареть, взрослеть — то, что забываешь, когда ты что-то начинаешь изучать или стартуешь в этой индустрии. Лет 10, наверное. Начинал знаешь, с чего? Рисовал баннеры во «ВКонтакте». 

Е. ШЕВЦОВ: Эти… шапки?

И. ИВАНОВ: Шапки, помнишь?

Е. ШЕВЦОВ: Да, конечно.

И. ИВАНОВ: Классная тема вообще. И зарабатывал на этом 100-300 рублей.

Е. ШЕВЦОВ: Это полное оформление паблика «ВКонтакте».

И. ИВАНОВ: Блин, ещё и название придумывал. То есть, название, описание, и эта шапка, чтобы она круто смотрелась. Помню она разбивалась даже на две части, надо было резать её, я помню, в Photoshop слайсил и так далее. Классная тема, начинал с этого. Потом знакомая моей жены показала мне фриланс-биржу, по-моему, «Воркзилла». Это какая-то бешеная фриланс-биржа.

Е. ШЕВЦОВ: Почему бешеная?

И. ИВАНОВ: Там такая конкуренция была… Типа задизайнить сайт из 15 страниц за 500 рублей.

Е. ШЕВЦОВ: Какой год?

И. ИВАНОВ: Сейчас тебе скажу. Это 2012 или 2013 год, по-моему.

Е. ШЕВЦОВ: Маловато.

И. ИВАНОВ: Ну вот, прикинь? То есть, это вообще прямо абсурд был. 1000 рублей сделать сайт. Тогда это звучало как «нарисовать сайт».

Е. ШЕВЦОВ: Хорошо, нарисовать сайт за 1000 рублей. Почему была 1000 рублей, потому что заказчик не шарил или потому что было очень много фрилансеров, которые готовы были забрать этот заказ, кто первый?

И. ИВАНОВ: Конкуренция была вообще бешеная. 

Е. ШЕВЦОВ: Хотели просто привлечь больше исполнителей к этому, правильно?

И. ИВАНОВ: Да-да. И на самом деле тогда было очень трудно взять заказ. Там заказчик решал.

Е. ШЕВЦОВ: Очень странно, что они делали 1000 рублей. Мне казалось, что чтобы привлечь большинство исполнителей, было бы выгоднее больше цену поставить.

И. ИВАНОВ: А тогда бы никто не пришёл.

Е. ШЕВЦОВ: Почему?

И. ИВАНОВ: У тебя выше цена за сайт, ты даёшь. Но ты не готов это давать, потому что другие люди это делают за 1000 рублей. Тот же дядя, который делал сайт за 500, ты выставляешь за 5000 — ну камон, кто к тебе пойдёт? Пойдут, конечно, но тогда была конкуренция не только со стороны фрилансеров. Была цена за сайт такая. Кто-то выходил за 30 000 — круто, бежали к нему все. Но зачастую такие люди очень тщательно отбирали. Опыта мало, почти нету, звёздочек нету — рейтинг на фриланс-бирже. И я вот так потихоньку начинал. Первый сайт, который я сделал — это было о продаже кожаного портмоне. Буквально, по-моему, неделю назад я его нашёл. Наверное, я его куда-нибудь оставлю, пусть лежит. Ко мне пришёл заказчик, говорит: «Слушай, у меня есть работающий сайт, к нему подключена «Яндекс. Метрика», так и так». Я такой: «Чего подключено? Что это такое?» Ну, я знал, что это такое, но не работал в ней никогда. Он мне ещё сказал про Google Analytics, я такой: «Нифига себе!»

Е. ШЕВЦОВ: Просто слышал, но дела не имел?

И. ИВАНОВ: Ну да, не работал с этим. И он говорит: «У меня есть аналитик в компании, который этим всем занимается». Бизнес-аналитик, он там считал деньги. Оказалось, это не аналитик, а просто какой-то типа бухгалтер. Сейчас-то он называется бизнес-аналитик, который просчитывает всякие гипотезы и так далее. И он говорит: «Поработаешь с ним». Я начал работать с ним и погружаться в цифры, и мне это так стало интересно! Вот человек пришёл и не нажал кнопку, а почему? Короче, вот это меня затянуло. И всё, я начал брать заказы исключительно на предмет того, чтобы делать от и до начинать. Понять, кто целевая аудитория, кто конкуренты и так далее. Я постепенно начал приходить как раз в этот обширный UX/UI, а сейчас это называется продуктовый дизайнер, когда ты можешь от и до закрыть. Вот так я пришёл в дизайн.

Е. ШЕВЦОВ: Ты в самом начале фрилансил.

И. ИВАНОВ: Абсолютно. 

Е. ШЕВЦОВ: Сейчас ты работаешь в команде. Где было лучше и проще? Я не знаю, можно ли сравнивать эти два опыта, но просто по внутренним ощущениям. Понятно, что опыт везде отличается, но где тебе было комфортнее — во фрилансе или в команде?

И. ИВАНОВ: Я сейчас понимаю, что сравнивать, конечно, тяжело. Но по уровню комфорта работы, наверное, как бы это ни звучало - в команде круче. Когда ты видишь в команде людей, которые также горят продуктом. Не только ты один сидишь и закрываешь все позиции, а когда есть люди, которые с тобой вместе делают продукт, это заряжает больше. Есть успешные люди, кто только фрилансит — возможно, им так комфортно. Но мне комфортнее работать в команде — я уживаюсь очень легко и я неконфликтный человек. Как бывает, знаешь, на фрилансе с заказчиком ты начинаешь: «Бе-бе-бе…» В команде как-то проще все происходит. И особенно мне тяжело, когда это невербально, онлайн. Классно, когда команда сидит, брейнштормит, ты можешь прямо рядом сидеть.

Е. ШЕВЦОВ: В офлайне.

И. ИВАНОВ: Да-да. Но уже привык к онлайну. Типа, знаешь, а-ля фриланс, но не фриланс. Это же реально как будто фриланс: ты сидишь дома, делаешь свою работу из дома и деньги получаешь каждый месяц.

Е. ШЕВЦОВ: Где денег больше — во фрилансе или в компаниях, в команде?

И. ИВАНОВ: Смотря как работать. Если прямо не любить себя и убиваться, то на фрилансе. Ты можешь день и ночь сидеть фигачить без выходных, не вылазить вообще из-за компа, забить на семью, на себя и на здоровье — тогда да, на фрилансе. А так, мне кажется, в компаниях. Ты в компаниях можешь в принципе достигать большего, чем на фрилансе. На фрилансе ты конечно берёшь разные заказы, разные продукты — это да, развивает. Но в плане внутреннем, ты не развиваешься, например, коммуникабельность, которую ты можешь использовать потом, или обучение сотрудников внутри компании. Ты тем самым можешь повышать свой кэш. А на фрилансе — ну да, пообщался ты с заказчиком, с соседом и так далее. 

Е. ШЕВЦОВ: Лично моё мнение, что на фрилансе у тебя меньше экспертизы. То есть, здесь даже больше не то, что ты развиваешь коммуникацию, когда работаешь в команде. А вот у вас команда дизайнеров, команда разработчиков, и ты можешь пойти к одному, к другому, вы можете посовещаться, что-то узнать и как-то прокачать, проапгрейдить себя. Или у вас есть старший дизайнер, который тебя качает. Ты приходишь к нему за вторым мнением, и вы вместе садитесь и обсуждаете. Для меня история с фрилансом - это история одиночка. Ребята, которые работают в других городах и говорят: «Я фрилансер и зарабатываю 500 тысяч в наносекунду, живу на пляже, лежу…»

И. ИВАНОВ: «Пью коктейль и никогда не работаю».

Е. ШЕВЦОВ: Да. Для меня это очень странная история, потому что даже вот с ковидом: когда ты отдаляешься от социума, пропадает…

И. ИВАНОВ: Это хватка называется. Дизайн-хватка.

Е. ШЕВЦОВ: Да, может быть и хватка. То есть, как будто бы ты “расплываешься” именно с профессиональной точки зрения, начинаешь растекаться. Нет общения, нет второго мнения, у тебя урезана обратная связь. Фриланс для меня лично — это история про небольшую войну, потому что тебе нужно отвоевать этого заказчика, доказать, что ты можешь, потом ещё не разосраться с этим заказчиком.

И. ИВАНОВ: Деньги выбивать.

Е. ШЕВЦОВ: Вот кстати, вопрос: тебя кидали на фрилансе?

И. ИВАНОВ: Да. И не раз. Я не считаю это какой-то штукой, из-за которой нужно сильно расстраиваться. Мне кажется, такие моменты закаляют и учат. Ты начинаешь потом больше искать безопасных путей взаимодействия с заказчиком. Кидали меня, наверное, раза 3-4 за всё время.

Е. ШЕВЦОВ: Большие суммы?

И. ИВАНОВ: Да нет, небольшие. И на самом деле кидали знаешь, как? Предоплата взята, проект сдан, а оставшаяся часть не оплачена. Меня один человек научил: «Слушай, а ты ставь вотермарки прямо по всему макету». Я поставил и видел, что где-то там верстальщик подумал, что в футере должны быть вотермарки. Я нашёл это, прикинь? Написал заказчику, он говорит: «Ой, я тебя не знаю». Короче, слил. Было очень смешно. 

Е. ШЕВЦОВ: Я вспомнил историю, когда китайцы копируют обувь. Я только не помню, что это была за марка, коллаборация Nike с кем-то. Nike выложили сториз в Instagram, там кроссовок был повёрнут как бы внутренней стороной, и там была отметка от Instagram, типа какого-то человека отметили. И потом на сторах появился кроссовок, где китайцы прямо вышили упоминание. Они подумали, что это оригинальный дизайн.

И. ИВАНОВ: На фрилансе кидают, но мне кажется, сейчас можно легко это всё решать. Сейчас столько сервисов появилось, например “Самозанятый”. Раньше как воздуха не хватало такого сервиса.

Е. ШЕВЦОВ: Важное уточнение: на выходных после работы! Фрилансишь ли ты?

И. ИВАНОВ: Сейчас нет. Времени не хватает. До этого да, причём знаешь, как? Я не искал, как-то приходили и говорили: «Можешь помочь?» — «Да, окей». Но я всегда предупреждаю, что я работаю 5/2 в офисе до 19-20 вечера, и извините, это будет, только дольше. 

Е. ШЕВЦОВ: Ты сейчас работаешь в финтехе, причем в одном из крупнейших банков. Как долго ты там?

И. ИВАНОВ: С апреля 2020 года. Получается, почти 2 года. 

Е. ШЕВЦОВ: Скажи, какие вообще сложности при работе с финтехом? Есть ли какое-то разделение между, так сказать, обычными проектами, где не нужно работать с деньгами… Банк, финтех — это же про деньги. Ты работал до этого в образовании, в трансфере, в обучении, в недвижимости. Есть ли какое-то разделение, что вот, «я работаю в финтехе и больше ни в чём, потому что я изучил финтех, больше ни во что не хочу погружаться, финтех очень сложный, я его понимаю»? Может ли человек, который работал до этого с какими-то другими продуктами, вот так вот, с двух ног просто залететь в финтех?

И. ИВАНОВ: Сложности есть. Финтех отличается от других, причём нагрузкой на данные. То есть, ты должен больше переваривать финансовых данных и так далее. Это история про то, что не рыба-текст в интерфейсе, а именно обдуманный какой-то сценарий, который ты действительно можешь прогнозировать. Вот эти данные будут корректно считываться или нет? Предположим, какой-нибудь input для суммы кредита. Не рассчитаешь, что не вместятся нули — всё, это крах, там не видно. Причём сейчас можно очень круто зайти в финтех стажировкой. Я советую, идите все на стажировку, это крутая штука. 

Е. ШЕВЦОВ: В смысле, вообще на стажировку или именно в финтех?

И. ИВАНОВ: Да вообще на стажировку. Можно в финтех, можно в медтех, куда угодно. Это же классная тема. Насколько я помню, когда я только начинал не было крупных компаний, я имею в виду гигантов, которые могли сказать: «Иди ко мне, поработаешь бесплатно 3 месяца, а потом мы тебя возьмём». Зачастую же берут.

Е. ШЕВЦОВ: Или не возьмём.

И. ИВАНОВ: А это уже зависит от тебя. Покажи себя. Финтех на самом деле очень большой и сложный, но его не стоит бояться. Нет ничего такого, что там нереально выучить, познать и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: У тебя были какие-нибудь сложности, когда ты пришёл?

И. ИВАНОВ: Конечно. Изучить правила, предметную область. Что значит «кредит наличными»? «Ну, это там человек пришёл и взял деньги». Нет, это не совсем так. 

Е. ШЕВЦОВ: Понятно, это с обывательской точки зрения, но надо знать именно специфику.

И. ИВАНОВ: С той стороны, и не только про дизайн. Я, как и ты, прошлый… Ты сейчас верстаешь, а я раньше это делал, отошёл от этого. Я в прошлом — разработчик, я изучаю тему не только со стороны дизайна, но ещё и с бэковской стороны. Я считаю, продуктовый дизайнер должен знать, как строится разработка, какие этапы бывают.

Е. ШЕВЦОВ: То есть, T-shape специалисты?

 И. ИВАНОВ: Да-да. Я смело могу отнести себя к T-shape. Какие-то области у меня менее развиты. Сейчас я хочу развивать 3D, именно моделировать утку, детализировано, с ногами какими-нибудь. А остальные… Я могу покрывать аналитика, но не полностью, а только в плане того, чтобы просчитать какую-то гипотезу. И это важный навык, поэтому я советую всем молодым специалистам развивать не только вертикаль, но и горизонталь.

Е. ШЕВЦОВ: А это как-то влияет на рост зарплаты, материальный, либо на рост духовный, профессиональный?

И. ИВАНОВ: Я это не использую, потому что мне хватает по дизайну. Я исследую, тестирую и так далее. В остальных компаниях — как договоришься. Можно же сказать: «Давай я буду аналитиком на выходных». Это прикольно, полезно, ты можешь подработать. Ну и внутри это помогает. Мне кажется, T-shape специалист — это интересный человек, сам для себя. Ты можешь сделать много, ты не боишься что-то взять и сделать, тебе не надо просить кого-то. Ты дизайнишь, верстаешь, начал развивать комьюнити и так далее. Согласись, это же для самого себя интересно.

Е. ШЕВЦОВ: Конечно.

И. ИВАНОВ: Поэтому мне кажется, за этим будущее. T-shape-ы — крутые специалисты. Не знаю, как компании… Кстати, у меня вопрос родился. Как ты думаешь, в России компании ценят T-shape-ов и знают ли они их? Давай уберём какие-нибудь сверхкомпании, которые про Agile, Scrum и глубокое IT. Какой-нибудь «Магнит», «Пятёрочка». Как ты думаешь, ценят?

Е. ШЕВЦОВ: Думаю, больше нет, чем да. Думаю, что здесь ещё зависит от подразделения. Я знаю ребят из X5 Retail Group, у них там большие команды. Есть лид-команды, которые знают, что «вот у меня ребята занимаются дизайном, верстают и прочее», к этому хорошо относятся, лояльно, и выбивают для своей команду зарплату больше. А есть очень скрупулёзные. Даже не то что скрупулёзные, бывают жадные ребята. Деньги компании, но при этом руководитель ведёт себя так, будто сотрудник тратит его деньги. Он заставляет работать больше, но при этом платит меньше. Тут исключительно от людей зависит.

Я скажу за себя. В Usetech безумно это ценят, у нас внутренняя корпоративная культура хорошо выстроена, внутри команд хорошо выстроена. Я могу закрывать аналитику, дизайн, вёрстку. И если, допустим, фронты, верстальщики заняты, я же сам могу это сделать, не буду никого просить. Быстрее сделаю, протестирую и отдам уже дальше ребятам на бэк. Конечно, это ценится. Есть ежегодная аттестация, ты можешь просить каждые полгода делать тебе оценку 360. Индексация зарплаты минимум 10% каждый год. Но при этом вы собираетесь, разговариваете о целях, которых вы достигли за год и о тех, которые планируете на следующий год. И в принципе, вот как мы с тобой сидим, так можно договориться о какой-то активности, зарплате. В целом, на это хорошо смотрят и это лояльная история. Я безумно этому рад, потому что у нас как-то сложилось, понимаешь? Бывает, что в компании прямо сложилось.

И. ИВАНОВ: Слушай, а у меня сразу вопрос такой. Я, как и ты, любим что-то делать. Допустим, молодой специалист выучил вёрстку и дизайн. Как в компании доказать… даже не доказать… «Попросить», наверное, звучит глупо. Не попросить, а сказать: «Смотрите, я специалист. Можете меня оценить?» Как ты думаешь, как в этом плане?

Е. ШЕВЦОВ: Давай начнём с начала. Это дизайнер?

И. ИВАНОВ: Да, дизайнер, молодой. 

Е. ШЕВЦОВ: Он только пришёл в компанию, как дизайнер, и работает там?

И. ИВАНОВ: Да. И умеет верстать, и умеет анализировать ещё.

Е. ШЕВЦОВ: Во-первых, это выясняется ещё на этапе собеседования. Ты собеседуешь человека и понимаешь, в принципе, на что он способен. Понятно, что молодые специалисты попробовали себя и там, и там, и там, но пока только по верхам нахватались и не могут глубоко. А если человек уже попал в компанию, он должен общаться непосредственно со своим руководителем с эйчаром, и выходить на руководителя другого подразделения.

 Допустим, он находится в отделе дизайна, говорит со своим лидом о том, что «слушайте, я хочу ещё попробовать себя в вёрстке». Там дают добро или нет, выход на эйчара или сразу на прямого руководителя фронтенда, а дальше уже рост зарплаты. Это административные истории, то есть, нужно выйти на лицо, принимающее решение. Молодой специалист может стать стажёром фронтенд отдела, но здесь всё будет зависеть от того, насколько он загружен в своём отделе.

И. ИВАНОВ: Основной работой?

Е. ШЕВЦОВ: Да. Потому что может быть у него там работы с оверхедами, ему скажут: «Дорогой, ты либо там, либо здесь».

И. ИВАНОВ: Я же правильно понял из твоей мысли, что любому, даже молодому специалисту, нужно быть пробивным и это помогает? То есть, идти, пробивать и не стесняться.

Е. ШЕВЦОВ: Слушай, это вообще так и должно работать.

И. ИВАНОВ: Дорога в жизнь.

Е. ШЕВЦОВ: Да, это дорога в жизнь, но если посмотреть с точки зрения профессиональной (не будем сейчас брать T-shape специалистов, просто возьмём джуна, который пришёл проектировать, дизайнить и прочее) — мне на пути встречались горящие глаза. Он пришёл к тебе за советом: «Что делать?» Ты ему говоришь: «Погугли вот то». Всё, он ушёл на неделю, что-то там ковыряется, сам ищет, читает и всё прочее. Это классная история, когда джун самостоятельно может что-либо делать. Вторая история, очень плохая, когда джун говорит: «А что делать?» Ты ему говоришь: «Ну вот это делай». А он говорит: «А как?» — «Погугли». — «А как гуглить?» И всё. Это очень плохая история. Неважно, будет он развиваться, как T-shape специалист или вертикально. Всё зависит от его внутренней потребности узнавать, получать знания и жадно глотать эти знания.

И. ИВАНОВ: Эйчарам нужно дать совет, чтобы на собеседованиях при первом отборе задавать какую-то задачку по поиску в Google. Чтобы люди доказали, что они умеют искать.

Е. ШЕВЦОВ: Кстати ещё одно и мои наблюдений: навык искать — это врожденный навык.

И. ИВАНОВ: Да, подозреваю.

Е. ШЕВЦОВ: Отходя немного в сторону от темы дизайна: я смотрю местные группы «ВКонтакте» и вижу, что люди в целом… «А как записаться в поликлинику?» Блин, ты же как-то зашёл в эту группу, написал вопрос! Сходи погугли. Есть же сайт «Я за тебя погуглил», когда ты просто ссылку бросаешь, в адресной строке пишется. Подозреваю, что это врождённый навык, он либо есть, либо нет. Вообще, навык поиска информации в жизни и навык поиска решения своей проблемы. Поэтому надо его развивать, просто заставлять себя, не сидеть на месте. На это влияют много факторов: и сам человек может быть вяленький, и страх…

И. ИВАНОВ: Лень. На самом деле, я столько лени вижу.

Е. ШЕВЦОВ: Ты знаешь, я очень ленивый человек, но лень — это двигатель прогресса. Мне кажется, все самые классные штуки придумали очень ленивые люди.

И. ИВАНОВ: Это само собой. Но я про лень знаешь какую? Не про ту, после которой ты создаёшь, а ту лень, которая самого тебя куда-то откладывает, и ты такой: «Блин, а вообще нужен мне дизайн? А дизайнер ли я?» И идёшь куда-нибудь в другую сферу и всё. То есть, лень такая что ты не можешь проработать себя. А так — да, лень двигатель великий.

Е. ШЕВЦОВ: Ты когда-нибудь чувствовал, что сдался?

И. ИВАНОВ: Да, бывало такое. Я даже сам себе вопросы задавал: «А дизайн вообще — это полезно? Зачем я этим начал заниматься? А делаю ли я то, что действительно кому-то будет нужно?», — и так далее. Знаешь, как в детстве родители говорят: «Мы бы хотели, чтобы тобой гордилась мама (или папа)». Поэтому, был страх, что я делаю что-то не то. И страх этот был знаешь из-за чего? Из-за того, что как раз на фрилансе тебе заказчик такие штуки неприятные говорил прямо в лоб, что ты думаешь: «А зачем я это терплю?» А потом сядешь или погуляешь, сходишь куда-нибудь, подышишь. Придёшь, доделаешь, отправишь, получил деньгу — «слушай, ладно». 

Е. ШЕВЦОВ: Отпускает.

И. ИВАНОВ: Да. А поводу последних компаний, допустим, ВТБ, наверное, скажу — нет, не было выгорания. Пока нет выгорания. Есть неприятное ощущение от того, сколько нужно согласований. Представь банк — это такая структура, где просто так не можешь на прод что-то вытащить и протестировать. Есть согласования, служба безопасности и так далее. Ты сделал какую-то фичу, полезную для людей, а она появится через месяц.

Е. ШЕВЦОВ: В лучшем случае.

И. ИВАНОВ: Да. Но мы очень круто продвинулись, раньше было дольше. Сейчас я прямо выдохнул, что можно генерить. Поэтому да, выгорание было. Как избавляться? Отвлекаться. Я советую, лично от себя, собирать что-нибудь деревянное, какой-нибудь корабль, каракатицу какую-нибудь. Либо что-нибудь клеить, вот это круто. Там и клей пахнет, и поклеишь.

Е. ШЕВЦОВ: Улетишь, расслабишься ))))

И. ИВАНОВ: Да, полетаешь. Либо идти в радикальность. Сидел дизайнил-дизайнил, пошёл и с тарзанки прыгнул. Чтобы всплеск адреналина был, чтобы мог так — бам, очистился от дизайна, у тебя адреналин, и ты приходишь такой: «Йо, круто». Ну и совет: чтобы не было выгораний надо реально отвлекаться. Если ты даже дизайнишь 8 часов в день, отвлекись на час, куда-нибудь уйди, поделай что-нибудь другое, приди к этому же решению — и ты увидишь совсем другую картинку. Если есть возможность брать другие задачи — бери. 

Е. ШЕВЦОВ: Другие?

И. ИВАНОВ: По направлению. То есть не схожие с твоими. Ты можешь помочь смежным отделам что-то поделать. Не знаю, проревьюй какой-нибудь продукт, это крутая штука, она тебе скилов поднимает в разы. Ты начинаешь видеть ошибки, свой продукт по-другому видишь. Я стараюсь постоянно участвовать, помогать ребятам.

Е. ШЕВЦОВ: А у вас есть второе мнение? Расскажи немножко о процессе самой работы. Вот ты спроектировал экраны, дальше ревью. Кто на нём присутствует?

И. ИВАНОВ: Дизайнеры из других команд. 

Е. ШЕВЦОВ: Именно из других команд или из твоей команды?

И. ИВАНОВ: Есть направления — платформы, веб, мобилка и так далее, и лиды из этих направлений делают ревью. Другой вопрос, как мне кажется — не хватает команды, которая бы ни относилась ни к какому продукту, вообще ни к одному, а смотрела, как сквозной UX, сквозной UI. 

Е. ШЕВЦОВ: Независимая команда.

И. ИВАНОВ: Независимая. И на них бы никто не мог повлиять. Допустим, я более пробивной продакт, приду к тебе и скажу: «Давай пропустим». Чтобы это было, как «нет». Нет соблюдения какого-то сквозного пути пользователя, «мы не пропустим это». Мы работаем в этом направлении, очень сложно открыть такой отдел, чтобы он был независимый. Но надеюсь, что скоро появится. И всё это будет сквозное.

Е. ШЕВЦОВ: Ты просыпаешься утром и хочешь сделать этот мир лучше. Твоя мотивация? «Как я это буду делать? Я сделаю более успешный продукт». Ты приходишь на работу, начинаешь проектировать. Те моменты, которые ты сейчас запроектируешь, как-то помогут миру, у тебя есть внутренний запал, мотивация. Как ты думаешь, что в этом процессе может пойти не так, чтобы эта мотивация была убита?

И. ИВАНОВ: Убить мотивацию можешь ты сам, создав плохой продукт. К тебе придут пользователи и будут говорить: «Ха, вот ты фигню сделал! Ты вообще дизайнер? Стажёры делают лучше, чем ты». Здесь нужен самоконтроль, ты должен отдавать себе отчёт в том, какой продукт ты делаешь, для кого, и как ты это делаешь, качественно, некачественно. Ты можешь так: «Вау, я мотивированный чувак, я дизайнер, бегу делать задачу. Я могу её сделать красиво, а могу — полезно». И здесь важно — я сделал просто красиво, потому что я дизайнер и мне нравится рисовать? А можно сделать полезно, потому что мне нравится доставлять удовольствие пользователям.

 И когда ты видишь обратную связь от пользователей, когда они говорят тебе: «Блин, круто, а раньше такого не было. Как я жил до этого без этого?», — это очень мотивирует. Это увеличивает мотивацию раза в два-три. В целом, мотивацию могут убить процессы, рутина, ручная работа. Наверное, могут убить законы. Например, запретят Figma в России, запретят дизайнить, фрилансить запретят и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: Реестр фрилансеров.

И. ИВАНОВ: Да. Или правительство откроет какой-нибудь департамент дизайна в России и ты, как Usetech, не имеешь права брать дизайн, не имеешь права иметь дизайнеров внутри, ты будешь иметь дизайнеров в правительстве. Только через правительство понимаешь? База данных всех операторов — в правительстве.

Е. ШЕВЦОВ: Ну это ты уже про что-то межгалактическое.

И. ИВАНОВ: И представь, если такое наступит? Вот это убьёт мотивацию людей. Да на самом деле много чего может убить. Ты можешь потерять хватку, задачи у тебя будут неинтересные. Важно искать интересные задачи. А интересные задачи — это сложные задачи. Если к тебе сейчас прийти и сказать: «Нарисуй, пожалуйста, лендос для продажи чего-то». Согласись, уже как-то не то. А вот если к тебе прийти и сказать: «Жень, как можно улучшить жизнь пенсионерам?» Вот здесь ты уже начинаешь кипеть напрягать мозги: «Опа, а действительно, как?» Начинаешь раскладывать. Вот это мотивацию поддерживает. Я очень доволен, что в России ещё очень мало таких продуктов, и это круто есть над чем подумать и, возможно, даже открыть что-нибудь своё, какой-нибудь стартап.

Е. ШЕВЦОВ: Раз уж мы пошли по теме внутренних переживаний — ты сталкивался с токсичностью на фрилансе, в команде, либо в комьюнити? Где тебя прямо токсили жёстко?

И. ИВАНОВ: На фрилансе — да. Причём токсичность в чём проявлялась? В большинстве случаев это касалось денег, «а давай дешевле», «а давай быстрей».

Е. ШЕВЦОВ: Ну да, «чего там тебе, пару экранов нарисовать».

И. ИВАНОВ: Да, «давай через 5 минут». «А чего ты там вообще делал?» Вот ты делаешь, делаешь, рисуешь, думаешь. «А ты вообще чего делал? Я тоже так могу». Вот это токсит: «Я тоже так могу».

Е. ШЕВЦОВ: «О, 5000 дорого! Мой племянник учился программированию, он нарисует. Он же программист, нарисует мне макет и сделает сайт за 2000».

И. ИВАНОВ: Почему не делает? А в работе, именно в команде — нет.

Е. ШЕВЦОВ: Понятно, есть конструктивная критика, а есть такое, что приходит чел и говорит: «Ну ты ваще говнище такое сделал! Ты ваще мудак».

И. ИВАНОВ: Я понял тебя. Возможно, это и хорошо, если бы это было в команде, если бы кто-то пришёл и открыл мне глаза на что-то, ведь все мы люди и можем ошибаться. Я стараюсь эти ошибки прорабатывать постоянно: сделал что-то, пообщался с продактом, с командой, с фронтом, с бэком. Ведь важно не только просто проектировать, важно ещё и с бэкендом общаться — а мы это вообще вывезем? Ты сидишь, делаешь и потом приносишь готовое решение. Возможно, в таком случае — да, токсичность будет.

Е. ШЕВЦОВ: У меня было такое. Я пришёл на проект и там уже образовался какой-то костяк дизайнеров-старичков, у них была своя а ля «дизайн-система», просто UI kit, который затащили в код. Мне дали контакты главного дизайнера я ему написал он мне кинул молча пару ссылок на Figma и на том всё. Суть была в том, что это действительно был UI kit, который не был описан, просто элемент, кнопочки. Команда дизайнеров делала внешние продукты, мобильное приложение, личный кабинет. Я делал внутренний продукт и особо с ними не пересекался. Недели 4 спустя у нас происходит 1-02-00 НРЗБ дамадей??? Ребята презентуют внешнее приложение, мы рассказываем о внутреннем. Я презентую своё решение и тут в чате появляется токсик. В Zoom сидит 200 человек, и он начинает на всех: «Чё это за говно? Какого хера он не так наши стили использует?» И просто сплошной мат.

И. ИВАНОВ: Как ты вышел из этой ситуации?

Е. ШЕВЦОВ: Я написал ему в личку, он мне ничего не ответил. В этой компании я работал год и на протяжении года у нас были вот такие тёрки. Это было как будто бы мы сидим, вот как ты и я, но при этом ты будешь отворачиваться, говорить что-то в мою сторону и делать вид, как будто бы меня здесь нет. Я несколько раз вызывал этого человека на разговор, но всё так и происходило. Это прямо жёсткий токсик. Но с другой стороны, я сначала расстроился, но когда немного порефлексировал, то подумал: «Какого хрена?» Я просил провести мне онбординг, просил погрузить меня. Какие ко мне вопросы? Я использую вашу систему так как я её понял. Понятно, что они старички, они знают, при них это делалось и они понимают, как с этим работать. Но вот как новенькому прийти — «всё очень плохо». При этом вместо того, чтобы помочь новенькому, они затоксили. Ну, один там был такой.

И. ИВАНОВ: Наверное, это полезно. Нет?

Е. ШЕВЦОВ: Такой токсизм разрушает. В первую очередь, того чела. Меня сейчас это не особо триггерит, хотя вот я вспоминаю эту историю — было не очень приятно. А это мои первые 4 недели в этой компании. Благо, я не был туда трудоустроен, был просто на аутстафе, залётный чел. Может, поэтому он меня и не взлюбил.

Е. ШЕВЦОВ: Сейчас выходит очень много фильмов про айтишников, и Собчак, и «вДудь», и прочие ребята. Давно формируется бренд для IT, как обширного понятия — что в IT круто, там деньги, IT-технологии рулят, выдавливают продавцов, всё заменяют на кассы самообслуживания, скоро водителей выдавят, потому что Tesla, беспилотники «Яндекса», технологии развились до такого уровня, что можно, в принципе, обходиться без этих людей. На заводах людей сокращают. Как ты думаешь, IT всё-таки выдавит?

И. ИВАНОВ: Большую часть — да. Думаю, да. Это, конечно, не скоро будет, потому что это большие риски, всё на робота перекладывать. Но это когда-нибудь обязательно произойдёт. Сейчас действительно очень много всяких технологий, ты реально можешь открыть мини-производство, где у тебя не будет людей. Ты можешь открыть мини-ресторан, где готовят роботы, это реально.

Е. ШЕВЦОВ: Есть же магазины, где вообще нет продавцов. Ты заходишь с тележкой, на каждом продукте есть QR код, его даже не надо сканировать. Ты забираешь продукт, а камера, которая стоит в этой витрине, видит, что этого продукта нет и считает его тебе.

И. ИВАНОВ: Это же круто! Круто в том смысле, что это удобно людям. Не круто для тех, кто работает продавцом. Поэтому здесь какой исход: в любом возрасте можно идти в IT. Я считаю — в любом, и в 40, и в 50. Буквально недавно читал в Facebook, какой-то мужик писал, ему 55 лет, и он за полтора года выучил то ли Java, то ли Python, неважно. Выучил, ушёл с завода и счастлив, говорит: «Ребята, не бойтесь пробовать». Другой вопрос — это, конечно же, трудоустройство. К сожалению, компании видят больший потенциал в молодом специалисте — если мы говорим про такой е уровень знаний в области. Ты разработчик Java более старшего поколения или молодой, но такого же уровня — возьмут молодого, скорее всего.

Е. ШЕВЦОВ: Как ты думаешь, в компаниях эйджизм есть?

И. ИВАНОВ: К сожалению, да, есть, мне кажется. Но в ВТБ я не вижу этого, не замечаю. У старшего поколения ещё есть шансы. Кстати, тот мужик открыл курсы, представляешь? И он берёт исключительно людей 45+, к нему не могут прийти молодые люди.

Е. ШЕВЦОВ: Что должно прийти в IT, чтобы выдавить из сегмента людей?

И. ИВАНОВ: Я вижу потенциал в развитии эко-продукции всевозможной, эко-фермы каких-то, где есть участие технологий, автоматизации, но сама суть производства заключается именно в ручном труде. То есть, ты поливаешь, например. Когда станет модным работать руками, с землёй, с рассадой. Вот это может выдавить. Ещё может выдавить, если офлайн учителя будут получать раз в 5 больше, чем разработчик Java. Всё-таки люди пойдут за деньгами, мне кажется. Почему интересно IT? Все же как думают: «Да чё там, ты же кнопку подвинул, покрасил, а тебе платят большую зарплату». Вообще айтишникам и разработчикам. А ведь никто не погружается, не изучает, как сложно всё это понимать и держать в голове. Выгорание в IT, мне кажется, больше, чем в других сферах, вместе взятых. Поэтому из IT — да, может выдавить, наверное, только деньгами.

Е. ШЕВЦОВ: Ну а технологии какие-то? Искусственный интеллект. 

И. ИВАНОВ: Мне кажется, может. Но это история из тех, что «не до конца», всё равно будут люди, которые будут контролировать. Первое — контроль, а второе — не выходит ли этот искусственный интеллект за рамки разумного? Это очень важно. Там всегда будут люди, и не один человек. Потому что нужно контролировать того, кто контролирует.

Е. ШЕВЦОВ: Сейчас очень много онлайн-школ, которые преподают дизайн, очень большой спрос на дизайнеров UX, UI. Д даже графического дизайне, мне кажется, не так много, как дизайна интерфейсов. Как ты думаешь, чем привлекает эта профессия, почему идут? Тебе не кается, что рынок дизайна сейчас очень сильно перегрет?

И. ИВАНОВ: Да, перегрет. Отчасти это потому, что компании начали понимать, что такое дизайн.

Е. ШЕВЦОВ: Дизайн-культура в компаниях выросла.

И. ИВАНОВ: Да.

И. ИВАНОВ: Да. И, как говорится, когда есть предложение, есть и спрос. Компании стали выкидывать больше вакансий, люди начали понимать, что «моя деятельность здесь не так оценивается, как в дизайне». А в дизайне что можно оценить? Ты можешь сделать продукт, который прямо оценит пользователь, который тебе скажет: «Ты дурак, ты создал фигню, у конкурентов лучше». Почему идут — на самом деле большинство людей идут за деньгами.

Е. ШЕВЦОВ: Опять возвращаемся к деньгам.

И. ИВАНОВ: Да, к сожалению. Потому что все… Ладно, не все, большинство онлайн-школ позиционируют это как «купи курс, обучись 3 месяца, и ты будешь получать 150 000 рублей джуном». Никогда в жизни он не будет получать 150 000 после 3-х месяцев, если это, конечно, не компания, которой неважно, что она делает, неважно качество продукта. Если мы говорим про качественное создание продукта, есть единицы людей, которые действительно, пройдя курс, ещё и самоизучая параллельно обучению, может выйти на 150 000 и больше, потому что он докажет это, сделает крутое тестовое, решит какую-то гипотезу, сам проверит и принесёт тебе результат. Мне всегда нравится, когда говорят: «Если ты домохозяйка, приходи, и через 3 месяца ты будешь получать удалённо, из дома, сидя с ребёнком, 150 000 рублей».

Е. ШЕВЦОВ: Это уже инфоцыганство.

И. ИВАНОВ: К сожалению, вот это и приводит. Представь, человек сидит и думает: «Блин, действительно, 150 000 рублей… Я получаю 15 000 рублей в регионе за месяц, почему не получать в 10 раз больше? Круто, пойду!» И на самом деле происходит ухудшение жизни, потому что выпускаются специалисты, которые вроде бы да, дизайнеры, но они не задумываются про ответственность, и продукты появляются некачественные. Поэтому люди-то и страдают, потому что какое-нибудь приложение вызова экстренной помощи создали… А ты что-нибудь там недодумал, красиво нарисовал, но человек просто не смог нажать и умер, не доехали. Это же всё взаимосвязано.

Поэтому из-за таких лозунгов люди толпой идут в дизайн. Да, деньги. Это модно, хотя я не знаю, что значит «модно быть дизайнером». Вот у меня, когда я занимался диджейством, это было даже ощущаемо круто. Ты мог бесплатно посещать клуб, на бар прийти.

Е. ШЕВЦОВ: Но это про тусовки всё.

И. ИВАНОВ: Ну да. Вот это считалось круто.

Е. ШЕВЦОВ: А дизайнер — это постоянное выгорание, недосыпы, тревога, перегруз.

И. ИВАНОВ: Это поливание грязью, ты постоянно отмываешься от этого всего. Ты сделал фигню — всё, это будут помнить. А сделал что-нибудь хорошо — ну окей, так и должно быть.

Е. ШЕВЦОВ: Хороший дизайн не видно.

*****

Е. ШЕВЦОВ: Тема про онлайн-универы. Как ты вообще относишься к этим онлайн-школам? Есть ли в них какая-то проблема, и стоит ли ребятам там учиться? Или где им стоит учиться?

И. ИВАНОВ: По онлайну скажу так. Я не покупал полноценные курсы, а проходил какие-то платные интенсивы, мне было это интересно. Стоит ли идти — я не знаю. Я не какой-то там супер-пупер лидер мнений на рынке, я не считаю себя офигеть каким лидером мнений.

Е. ШЕВЦОВ: Но на твой взгляд?

И. ИВАНОВ: Нет. Пока такое образование, именно в дизайне — не стоит идти. Есть отдельные направления в курсах, куда стоит идти. И положительные отзывы слышал, и сами уроки краем глаза видел. Крутые есть продукты, в том числе по дизайну. Если нужно будет кому-то, то можете писать, я посоветую. Какая проблема в онлайн-образовании? Вода. Нет практики. Узкое понимание кейсов. Вроде бы, только-только начинают работать со сторонними компаниями, которые приходят в онлайн-образование и говорят: «У нас есть такая проблема, дайте её студентам». Это крутая тема.

Е. ШЕВЦОВ: Компания приходит и говорит: «Дайте нам стажёров, чтобы они…»

И. ИВАНОВ: Нет-нет, компания, которая делает онлайн-образование, курс. И там практическое задание — привлекают стороннюю компанию. Любую, предположим, какую-нибудь аптеку, и они говорят: «У нас такая проблема». И они дают это студентам. Те решают её, и компания в принципе может взять её на вооружение, может и не брать, необязательно. Но такая тема должна быть.

Более того, я считаю, будущее стоит за тем, что ты обучаешься и в процессе обучения попадаешь в реальные кейсы. Не те, которые придумывает тот, кто пишет курс. И практика должна быть не в конце, а постоянно. Я был в саратовской администрации, проходил практику. Это очень интересный опыт, ведь самое запоминающееся — это как раз практика. Да, ты можешь послушать препода, он круто рассказывает. Но когда тебе говорят: «Внедри отдел какого-нибудь дизайна в компанию, докажи, что дизайн нужен, полезен, принесёт деньги» — вот это интересно. Поэтому всем онлайн-образованиям не хватает практики.

Е. ШЕВЦОВ: Лично моё мнение про онлайн-образование — не ходить в большие школы, а идти больше за спикером. Человеком, который строит этот курс, ты его знаешь, ты ему доверяешь. И то, допустим, со своей стороны я вижу часть каких-то проблем, потому что меня тоже спрашивают: «Жень, может, ты курсы запустишь?» Но я понимаю, что это же нужно расписать план обучения, дать теорию, придумать практику…

И. ИВАНОВ: Это целый проект.

Е. ШЕВЦОВ: Так ещё вебинары надо вести. Кому-то что-то будет непонятно, и нужно ещё индивидуально каждому время уделять, ещё проверять надо. У меня просто есть пару кейсов, я разговаривал с ребятами, которые проходили курсы в больших школах. Уроки записаны хрен знает когда.

И. ИВАНОВ: 5 лет назад.

Е. ШЕВЦОВ: Их там разбили на две группы, всегда хвалят, не дают критику. По головке гладят, говорят: «Молодец, молодец, круто делаешь».

И. ИВАНОВ: Но это же проблема.

Е. ШЕВЦОВ: Да. При этом там всё очень и очень плохо. Собственно, в конце обязательно сдают «дипломную работу». Всё это в конечном итоге выглядит ужасно, никто никуда не направляет, консультаций не дают, и это очень плохо. Мы когда в офлайне учились в «Вышке», там было очень круто. Ты 3 раза в неделю посещал офлайн, приезжал в «Вышку», во вторник и четверг с 19 до 22, а в субботу ты приезжал к 10 утра и тусовался там, в 17 у тебя заканчивались пары. При этом у тебя были локальные задания конкретно к лекциям, и было сквозное задание, которое в начале курса ты взял, и к концу курса ты должен его защитить. При этом задания были от реальных компаний.

И. ИВАНОВ: Это UX-аналитика?

Е. ШЕВЦОВ: Да. UX-исследователь. Реально пришли QIWI, «ЦИАН», «Авито» и «Ситимобил», по-моему. Наша группа попала в «ЦИАН», и мы исследовали первичку. Очень круто, это всё живые данные, живая история, и мы потом ребятам из «ЦИАН» отдали эти данные. Блин, вот это ништяк! И я прокачался. А не когда тебе…

И. ИВАНОВ: «Молодец».

Е. ШЕВЦОВ: Один из кейсов про онлайн-школу. Студент, который учился в этом универе, рассказывал, что это задание дают уже на протяжении 5 лет всем потокам. 500 потоков вышло, и одно и то же задание.

И. ИВАНОВ: А ты понимаешь, что это проблема-то самой компании? Не автора курса, повторюсь, а именно компании.

Е. ШЕВЦОВ: Ты понимаешь, что проблема компании не должна становиться проблемой студента?

И. ИВАНОВ: Никогда!

Е. ШЕВЦОВ: Студентам всегда приходится переучиваться.

И. ИВАНОВ: Виновник — именно компания, которая не может актуализировать реальные кейсы, найти спикеров, которые действительно могут дать хорошую практику и так далее.

Е. ШЕВЦОВ: У меня есть вопросы от подписчиков. Игорь спрашивает, твой тёзка: «Если бы вы дизайнили лестницу в рай или ад, то насколько бы длинным был путь пользователя? Вопрос с подтекстом, для описанной атмосферы, думаю, зайдёт»

И. ИВАНОВ: Лестница в ад — конечно же, самая длинная, а в рай — самая короткая. Надо в рай-то быстрее попадать, чем в ад. В ад надо идти долго-долго. На самом деле такую лестницу строить, мне кажется, так себе. Вопрос обширный, глобальный, философский.

Е. ШЕВЦОВ: На подумать.

И. ИВАНОВ: Очень много можно размышлять, но чисто из UX, наверное, я бы сравнил рай с пользой, а ад с вредом. PS и Figma. Вот до Figma я бы делал лестницу покороче, поменьше, а туда — подлиннее, чтобы студенты, которые идут в онлайн-образование (где, надеюсь, больше не будет обучения по Photoshop именно для интерфейсов), шли-шли и устали. Обернулись и такие: «Давай-ка в современное». Вот кстати, здесь очень большая тема про тренды. Я ненавижу тренды, но я считаю, что тренды именно в технологиях и в пользе сокращения времени. Вот за этим нужно следить. А тренды в логотипах — мне кажется, это такая абстрактная штука. Кто сказал, что это тренд, что этот логотип крутой? Я всегда оперирую данными. Если под этими трендами выложат исследование, что 1000 людей из 5000 сказало так-то — ну окей. Видел буквально недавно новость: ты знаешь, что сейчас мужчина в синей маске привлекательнее, чем без маски?

Е. ШЕВЦОВ: Да, я читал.

И. ИВАНОВ: Вот. Это же исследование. Мне интересно, как это посчитали. Я не нашёл источники. На самом деле советую всем дизайнерам: если видите что-то, идите к источникам и изучайте.

Е. ШЕВЦОВ: Так везде.

И. ИВАНОВ: Ну да, не только у дизайнеров.

Е. ШЕВЦОВ: Хорошо, ещё один вопрос. Задаёт Илья: «Расскажите, пожалуйста, какие плохие черты есть у дизайнеров, добившихся высоких постов? Что мешает дальнейшему развитию в профессии?»

И. ИВАНОВ: Такой вопрос — высоких постов… Я не считаю, что я достиг каких-то высоких постов.

Е. ШЕВЦОВ: Нет, ну всё равно, ты лид.

И. ИВАНОВ: Я считаю в себе плохой чертой то, что я убиваюсь по работе.

Е. ШЕВЦОВ: Но это для себя, это саморазрушение.

И. ИВАНОВ: Да, саморазрушение. Это плохая черта, для самого себя и для команды. Если ты продолжаешь убиваться работой, ты потом свою работу делаешь неосознанно. Я понял, что я просто делаю некачественно, я становлюсь джуном. И я начинаю отдыхать от работы.

Е. ШЕВЦОВ: Теряешь фокус, глаз замыливается. Но подожди, это касается и высоких, и невысоких постов.

И. ИВАНОВ: Молодым стоит немножко побольше работать. Я вспоминаю себя, мне это даже не приносило негатива. Мне было интересно, я хватался за всё, везде. А уже более старшим — да, мне кажется, надо отвлекаться, переключаться обязательно. Ещё плохая черта – я слишком, прямо слишком переживаю за конечный продукт. Как фанатик, можно так сказать. Возможно, это не плохая черта, но я считаю, иногда можно быстрее протестировать что-либо, выводы сделал и выпустил. А я всё-таки опасаюсь: а вдруг, а что.

Е. ШЕВЦОВ: Но это твоя плохая черта.

И. ИВАНОВ: А мы вообще про всех, да? Это зазнавание — типа, «я дизайнер, я так могу, и так надо». Есть псевдолидеры мнений, которые говорят, что вот это правильно, а вот это нет, и большая проблема, что молодые специалисты это слушают. Здесь на самом деле очень сложно различить, что правильно и что нет, что качественно и что нет, но с опытом ты понимаешь. Плохая черта — это зазнавание, нос кверху и пошёл. «Я тут работал, я там работал, и это круто». Вернёмся к Figma: представитель, адвокат… Я такой человек, что я не буду этим манипулировать, оно само собой как-то происходит. Я не хочу говорить: «Возьмите меня на работу, я представитель Figma». Это бред.

Е. ШЕВЦОВ: Это же может сыграть ключевую роль, это же о твоём достижении. Одно дело, когда ты открываешь дверь с двух ног и говоришь: «Да я официальный представитель Figma!», заходишь такой крутой, деловой и общаешься на понтах. Другое дело, когда у тебя спрашивают: «Расскажите о своих достижениях». Ты говоришь: «Ну вот, я организовываю комьюнити». Но при этом не задираешь нос кверху и не выпендриваешься особо.

И. ИВАНОВ: Всё так, да-да. Я, наверное, не так выразился. На самом деле спрашивают именно на уровне достижений или «как у вас это произошло». А я замечаю, что есть дизайнеры, которые говорят: «Я рисовал какой-то там лэндинг Apple — всё, я король». И ты делаешь говно. Ну это так, образно.

Е. ШЕВЦОВ: Спасибо!

И. ИВАНОВ: Потом вырежи. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Е. ШЕВЦОВ: У меня по вопросам всё. Я не могу отпустить тебя без подарков от Usetech. Сегодня у нас вот такая уточка с логотипом Usetech и АКБшечка на 10 000 мАч.

И. ИВАНОВ: Круто. Слушай, какой он маленький. Удобно, наверное.

Е. ШЕВЦОВ: И может заряжать сразу два устройства. Вот такая бутылочка для воды, которая раскладывается и складывается, которую удобно мыть, с логотипом Usetech. И вот такой шоппер, чтобы ты туда положил эти подарочки.

И. ИВАНОВ: Спасибо огромное, Жень. На самом деле было круто пообщаться, формат очень интересный. Надеюсь, ты будешь продолжать.

Е. ШЕВЦОВ: Ребята, сегодня у меня в гостях, в гостях у «Дизайн Тусовки», в гостях у «Мамкиного Дизайнера» был Игорь Иванов, дизайн-лид ВТБ Банк, адвокат Figma, основатель комьюнити Friends of Figma Moscow и просто хороший человек. Игорь, спасибо тебе большое.

И. ИВАНОВ: И тебе спасибо.

Е. ШЕВЦОВ: До встречи.

И. ИВАНОВ: Всем пока.

Комментарии (0)