В статье расскажем, какие команды выигрывают хакатоны, как такую команду собрать и как ее собирать не надо. Бонус – два экспертных мнения. Статья написана с честных слов трекера «Цифрового прорыва» Марии Головач. Экспертными мнениями поделились ведущий разработчик Accenture Сергей Сикорский и старший менеджер Industry X, Accenture Алексей Фролов.

Хакатон - это не только увлекательное и азартное занятие, но и место обретения новых знакомств, связей, работодателей и заказчиков. И, конечно, побед. За победы обычно дают деньги и очень часто – работу. А это ли не то, ради чего стоит постараться? Чтобы участвовать не просто так, а эффективно, да еще и побеждать, нужна команда. Как правильно подобрать команду и каких ошибок следует избегать на этом тернистом пути, рассказала Мария Головач.

Мария Головач

Все советы ниже мы записали со слов Марии. Маша работает трекером-наставником уже более 5 лет. На ее счету работа с «Цифровым прорывом», ФРИИ, Южным IT-парком, крупными корпоративными акселераторами и хакатонами.

 

Итак, условия обычно просты: за 48 часов команде предстоит найти то или иное айти-решение и успешно выполнить поставленную организатором задачу. Как правило, в это время участники дружно не спят, работа их происходит в режиме нон-стоп. Через 48 часов жюри выбирает то решение задачи, которое посчитало лучшим.

Что нужно сделать, чтобы выиграть хакатон:

  • Помните, что в жюри могут быть разные люди, любые эксперты, которых туда позвал кейсодержатель. Это совсем не обязательно разработчики. Более того, их там может не быть совсем. Зато там есть, например, менеджеры, экономисты и маркетологи. Поэтому презентация действительно важна. Потому что если вы совершили гениальный прорыв, но не смогли объяснить в чем, собственно, он заключается, донести до заказчика смысл вашей работы, ее принципы и идею, номер не удастся. Заказчик должен понимать, что получил.

  • Презентация должна быть простой, доступной широкому кругу лиц, и здесь неплохо помнить, что не все люди на планете работают в IT и зачастую в терминологии откровенно плавают, хотя виду отважно не подают. Отразите в презентации и в питче, какую именно выгоду получит заказчик, если воспользуется вашим решением. Постарайтесь сделать это так, чтобы никто не уснул, а все воодушевились и увидели перед собой светлое будущее, к которому неминуемо ведет именно ваше решение кейса.

  • Задача может быть сформулирована максимально широко. Проблема, хорошо знакомая тем, кто регулярно страдает от отсутствия нормального ТЗ: «Я хочу вот примерно это, но даже примерно не знаю, как, придумайте сами». Так тоже можно работать, и успешных примеров хватает, но, пожалуйста, помните, что даже если заказчик по тем или иным причинам не может четко сформулировать свои ожидания по форме финального продукта, в каком-то виде они у него все равно имеются. Кто-то вам сразу скажет, что требуется разработка с помощью Python, или Java, или вовсе мобильное приложение. А кто-то не скажет. И вы можете представить абсолютно рабочий кусок кода, который исправно выполняет свои задачи, но, например, не имеет толковой frontend-разработки или не слишком внятно представлен в презентации, и проиграть более слабой команде. Выигрывает необязательно технологически лучшее решение, зачастую лавровый венец достается тем, кто произвел впечатление на жюри. Но нужно помнить, что на "Цифровом прорыве", например, обязательно проводится code review, поэтому решение с плохим кодом априори имеет не самый высокий шанс на победу.

  • Ознакомьтесь с задачей заранее, чтобы понять, какие вам понадобятся компетенции. Уделите этому время, подумайте, какие специалисты лучше подойдут для решения задачи.

  • Если мы едем на идеальный хакатон в вакууме с такой же идеальной командой, то она уже сработанная и это не первый ее боевой поход. Есть мнение, что «вызревает» команда примерно на третьем-четвертом хакатоне. Так что имейте в виду, если это ваш первый такой опыт и вы с грохотом провалились, не торопитесь хоронить самооценку, всё впереди.

  • Лучше, если команда состоит не из одного человека и даже не из двух. 48 часов - это довольно много, на хакатоне полно разных активностей, людям нужно иногда есть и спать, даже если они работают в айти, поэтому количество участников имеет значение.

  • Распределите роли. Заранее определите, кто в команде отвечает за backend, frontend, общую организацию, изучение рынка и маркетинговой стратегии, презентацию и как эти роли будут перераспределяться во времени. Нехорошая ситуация – это когда те, кто делает back, активно работают вот прямо сейчас, а те, кто отвечает за front, не знают, куда себя в это время применить. Лучше заранее прикинуть последовательность командных действий, именно поэтому в команде должен быть организатор. Если у вас будет человек, который станет координировать действия участников, ставить задачи и контролировать время на их решение, ваши шансы возрастут.

  • Те, кто непосредственно реализуют саму идею, важны. Они подбираются в команду исходя из компетенций, необходимых для решения конкретной задачи. Здесь все просто, но важно. Если необходимо соорудить мобильное приложение, вам нужен человек, который именно на этом специализируется. А лучше два. Если задача в сфере AI, вам потребуется специалист по AI. Прописные истины, но если бы их все учитывали, то многих обидных провалов можно было бы избежать. Хороший человек всё еще не профессия, хороший специалист в одной сфере всё еще не нужен в хакатоне в другой области.

  • Нужен человек, который будет готовить собственно презентацию, проводить питч и защищать предложенное решение. Зачастую организатор берет на себя и эти роли тоже. Или не организатор. Главное, чтобы в команде было понимание, кто закрывает эту роль, кому совать в руки пульт от проектора и кто говорит ртом.

  • Зачастую в презентацию просят добавить данные по рынку, масштабируемости проекта и затратам на его реализацию. Кто именно из участников на это способен, также стоит продумать заранее.

Как точно не надо:

  1. Собирать команду из одного человека. Один в поле воин, но не на хакатоне. Производительность труда у четырех человек больше, чем у одного, примерно всегда. И если вы не Питер Паркер от айти, то подумайте еще раз, прежде чем бросаться на хакатоновую амбразуру грудью. Вы наверняка молодец, но и остальные, скорее всего, тоже.

  2. Приходить несработанной командой. Это бич студенческих и дружеских команд при первых пробах пера на хакатоне. Время ограничено, нагрузка велика, стресс размером с Эверест. Все дружно перетягивают одеяло, ругаются, спорят и тратят на это драгоценное время. (Но для опыта иногда стоит попробовать)

  3. Добросовестно заблуждаться относительно возможностей и способностей членов команды. Постарайтесь, чтобы ни для кого не было открытием, что спать придется мало или вовсе не придется, и да, все 48 часов нужно провести вот прямо здесь. Зачастую команды теряют участников на ходу, потому что вдруг выясняется, что у кого-то пары, работа, болит голова и молоко убежало, а поэтому «я пошел, удачи, ребята».

  4. Просто начать, а потом как-нибудь сделаем. Это с дипломом так работает, да и то не во всех вузах, а в данном случае отсутствие организации процесса, тактики и стратегии просто похоронит все ваши старания вместе с энтузиазмом. Думать, что делаешь, – важно.

  5. Не коммуницировать с экспертами и трекерами. Среди экспертов на чекпойнтах очень часто есть представители кейсодержателя, которые ориентируются в проблеме, которую предстоит решить, и допрос с пристрастием этих замечательных людей может помочь с разработкой вашего решения именно в такой форме, которая устроит жюри.

  6. Не читать текст мелким шрифтом. Нет неважных условий и требований. Часто в хакатоне есть конкретные временные точки для представления той или иной фактуры. И будет обидно проиграть только потому, что вы решили, что через 48 часов зайдете со всем готовеньким, а оказывается, должны были уже шесть раз отметиться.


Кстати, очень полезно быть не только участником хакатона, но и составителем кейса и экспертом-помощником. Возможно, вы не выиграете миллион рублей, но получите ценные навыки менторства.

Алексей Фролов

Старший менеджер, Industry X, Accenture

«Выбрать и составить кейс для хакатона непросто. Особенно, для финала. Особенно такого уровня, как "Цифровой прорыв". Кейс должен быть интересным с первого взгляда, чтобы как можно больше команд захотели его решить.

Кейс должен быть как сложный парфюм, чтобы его сложность раскрывалась постепенно, не отталкивала с первого взгляда. И, наконец, кейс должен быть оригинальным. Простым датасетом на вход уже никого не удивить. Поэтому да, выбрать кейс непросто. Но тем приятнее видеть оригинальные варианты его решения. Настоящая радость!

Есть и другая роль – эксперт. Делиться опытом просто обязательно. Особенно, когда ты уже достиг определенного уровня профессионализма. Во-первых, всему свое время, и это время отдавать. А во-вторых, это сильное комьюнити и свежий взгляд на зашоренные проблемы.

Из личного опыта могу сказать, что двое суток марафона сродни качественному ретриту. Полная перезагрузка в новой среде, в окружении энергичных команд и волонтеров, которым не все равно. Заряжает».


Сергей Сикорский

Руководитель группы разработки ПО компании Accenture

«Я никогда раньше не участвовал в хакатонах, хотя мне всегда были интересны подобные мероприятия. И как только мне предложили стать экспертом в хаке, я сразу согласился. И не пожалел. Для самого себя я получил вызов. В ограниченное время разобраться с представленным сценарием и объяснить его группам участников потребовало немало сил. Однако я остался доволен результатом. Некоторые группы, которые я сопровождал, вошли в топ-10 и в топ-5 лучших команд, что неплохо для первого раза. Сам кейс был близок к моей сфере деятельности, он включал в себя анализ данных, визуализацию и представления аналитического вывода. Было интересно наблюдать за тем, как команды приходят к нужным выводам и какие решения они предлагают. Считаю, что получил бесценный опыт, и для себя решил, что с удовольствием поучаствовал бы в подобных мероприятиях в будущем».

Если команда сыграна и хорошо собрана, успех не то чтобы неминуем, но вполне вероятен. То, что вы дошли до финала и представили какое-то готовое решение, уже очень многое значит. Победа - это не единственное достижение, которое можно получить в хакатоне. Вашу команду и ваш продукт могут отметить в жюри и предложить вам какой-то другой проект или использовать ваши разработки для решения каких-то иных задач. К тому же сам факт участия в хакатоне - это уже строчка в вашем портфолио.

Хакатон нельзя выиграть случайно. Не рассчитывайте на удачу, здесь никому не везет, все результаты совершенно закономерны. Выигрывают слаженные команды, которые уложились в срок и за это время произвели рабочее решение, сделали грамотную презентацию, с развитыми навыками питчинга и нормальной коммуникацией.

Если вы не умеете кодить, вы даже не дойдете до питчинга. Если вы не умеете питчить, никто не поймет, что вы там накодили.

Комментарии (1)


  1. egbad
    16.02.2022 16:41
    +1

    Отличный набор информации для новичков. Ещё и заряд мотивации в придачу. Подписываюсь под каждым словом ребят!