Стресс — это аромат и вкус жизни.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе,
биолог с мировым именем, эндокринолог, патофизиолог
Вот и здоровье немного пошатнулось, какие-то затяжные простуды, стал бояться каждой ошибки, нет сил собрать себя в кулак и решать ранее знакомые и простые рабочие задачи, всё кажется каким-то бестолковым и разочаровывающим, как будто за мутной вуалью… Знакомо? Возможно, какое-то время назад или прямо сейчас вы столкнулись со стрессом и теперь ощущаете его разрушающее воздействие.
Стресс случается с каждым, как бы мы ни старались сделать мир идеальным, комфортным и только своим. И самое главное — принять стресс, вовремя распознать и преодолеть, т. е. уметь выйти из стрессового состояния без потерь, а заодно не стать причиной стресса для своих близких, друзей, коллег. Важно сохранить способность действовать, адекватно оценивать происходящее и не принимать ситуацию как полное поражение.
А вообще — стоит ли стресс на работе такого внимания? Однозначно стоит.
Немного о физиологии стресса: буря в организме
В общем случае стресс представляет собой сложную реакцию человека, состоящую из трёх основных типов реагирования.
Эмоциональная реакция — видимая или скрытая реакция на ментальном уровне. Мы раздражаемся, злимся, боимся, испытываем тревогу, печаль, активную радость или какой-то необычный для ситуации всплеск эмоций (например, визуально смеёмся в страшной или трагической ситуации).
Физиологическая реакция — комплекс «событий», происходящих во время стресса в нашем организме. Как правило, это сложно управляемые или полностью неуправляемые реакции: активизация вегетативной нервной системы, выброс гормонов, изменения в физиологических реакциях, пот, дрожь, слабость или, наоборот, невероятный прилив силы. Физиологические реакции конкретного человека зависят от лабильности нервной системы и особенностей организма — одна и та же стрессовая ситуация у кого-то может вызвать лёгкое потение ладошек, а кого-то довести до потери сознания.
Поведенческая реакция вследствие субъективной когнитивной оценки события — то, как конкретный человек реагирует на стрессовое воздействие. Важно, что сперва он оценивает событие, а затем уже пытается преодолеть стресс, обратиться за помощью, дать просто эмоциональный ответ или рационально разрулить проблему. Это весьма непредсказуемый компонент реагирования на стресс, который всегда заметен окружающим и как раз на них направлен.
Когда речь идёт о реакции на стресс, стоит помнить, что существует позитивная эмоциональная реакция (эустресс), которая выглядит как общее эмоциональное возбуждение, вызванное выбросом энергии (на самом деле, сложнейшими биохимическими процессами) на этапе мобилизации организма и подготовки к ответу на стрессовую ситуацию. Такая реакция может быть как при позитивном эустрессе, так и при негативном дистрессе (вспомните, как мы собираемся и сосредоточенно себя ведём в какие-то периоды критической ситуации). Однако это состояние коварно и в какой-то момент реакции человека пробивают условный барьер возбуждения и возникают уже адекватные, неадекватные, разрушительные и прочие реакции. Как правило, оптимальный уровень возбуждения достигается быстро и длится недолго в самых критических ситуациях и, напротив, «размазан» по силе и времени в некритичных ситуациях. Это, кстати, обязательно стоит помнить, погружая сотрудников в состояние аврала и интенсивного решения задач. Так, 1–2 раза «рывка» окажутся продуктивными и порадуют результатами: люди ощущают подъём сил и объединены идеей борьбы с вызовом, а вот постоянный аврал и факапы приведут к усталости, выгоранию, депрессии и негативным реакциям каждого члена команды и всей команды в целом.
Ответ на стрессовый раздражитель дают так называемые стресс-реализующие системы. Их задача самая непростая: спасти организм от смерти. Если вам не приходилось погружаться в медицину и биологию, для вас это прозвучит необычно, но на самом деле реакция организма на любой стресс (будь то ранение, удар, крик начальника, невыполнимая задача или счастливое событие) потенциально расценивается всеми системами организма как смерть. А значит, нужно включить механизмы, которые обеспечат выживание (пусть и ценой потери комфортного, стабильного состояния). Согласно теоретику стресса Г. Селье, адаптационные механизмы стресса неспецифические и являются общими для стресса вне зависимости от его этиологии (совокупность механизмов адаптации учёный назвал общим адаптационным синдромом).
Этап тревоги (аларм-стадия) — мобилизуются все защитные средства организма, подавляются «необязательные» функции (например, пропадает аппетит). Если с ресурсами у организма всё хорошо, острый период проходит быстро и организм адаптируется, но за время стресса можно пережить увеличение ЧСС, спазм сосудов и мышц, увеличение выработки глюкозы, учащённое дыхание, различные сюрпризы ЖКТ. Этап длится до двух суток и может быть невыраженным, если стрессовое воздействие было неинтенсивным.
Второй этап — этап резистентности или сопротивления, на нём организм реагирует на стресс определённым образом (т. н. механизм «борьба-бегство»). Симпатическая система сдаётся и передаёт эстафету гормональной и медиаторной функциям. На этом этапе увеличивается секреция адаптивных гормонов — адреналина и норадреналина. Именно поэтому организм в стрессе на этом этапе выдаёт самые неожиданные рекорды силы, смелости, скорости, выносливости и т. д. (возможно, кто-то, например, подхватывал падающего близкого или убегал от собаки — тогда вам знакомо это чувство). Нужно помнить, что эта история кратковременна и рекорд на летней олимпиаде вам не грозит — наоборот, после вспышки сверхвозможностей наступает слабость, апатия, и жизненные силы требуют восстановления.
Как раз потому что наступает третий этап — истощение. Симпатическая нервная система снова в деле, но уже совершенно в другой ипостаси: усиливается выработка глюкокортикоидов, которые повышают энергетический запас организма, уровень глюкозы и холестерина, тем самым вызывая усталость. Попутно снижается выработка лимфоцитов и падает иммунитет. У многих людей может подняться артериальное давление, усиливаются или возникают боли в сердце, возможно предынфарктное состояние и инфаркт.
Особенность человеческого организма в том, что однократный, короткий, но очень интенсивный стресс наносит нам меньше вреда, чем бесконечная череда нервозных, мерзеньких событий вроде разборок на работе, деспотичного начальника, токсичных коллег или негативного семейного опыта. Всё потому что, как сказано выше, все механизмы едины для любого стресса и длительный, бесконечный стресс истощает.
К чему это я тут вам развела биологию? Нужно исходить из понимания, что все мы люди и, причиняя друг другу стресс на работе, мы истощаем силы каждого, тем самым истощая и бизнес-процессы, и проекты и т. д. Точно так же важно осознать, что если рядом с вами находится коллега, любимый, родитель, ребёнок в стрессе, вы не сможете его успокоить и ободрить словами «не дрейфь», «держись», «не грусти» и проч. Важен аккуратный подход и реальные дела, потому что рядом с вами прежде человек как совокупность двух сложных систем: с одной стороны, эмоциональная и поведенческая реакция, с другой — буря в организме.
Так откуда берётся стресс на работе?
На работе можно столкнуться с десятками причин для стресса, это обычное дело в условиях рабочей нагрузки, ответственности, непрерывной коммуникации и разноплановой занятости. Однако можно выделить наиболее общие причины стресса, с которыми рано или поздно сталкивается каждый из нас.
Сверхурочная работа, переработки, нарушение work-life баланса — одни из основных причин стресса на работе. Когда сотрудник теряет грань между личным временем и работой, он может столкнуться с массой стрессовых факторов, исходящих как непосредственно от работы (не успел, аврал, да ещё эти шуточки от начальника «Перерабатываешь — значит, вовремя не успеваешь»), так и от ближайшего окружения и семьи («на друзей время нет», «дом совсем забросил», «ты не уделяешь нам время»…). Сотрудник пытается соблюсти баланс, погружается в стрессовую ситуацию ещё глубже и уже не видит выхода: чаще всего минимизирует отношения с семьёй в пользу работы (т. к. там деньги), испытывает чувство вины, погружается в невроз и депрессию.
Работа из дома, удалённая работа в кругу семьи — фактор, который раньше затрагивал не так много людей, но с марта 2020 года вырвался вперёд. Да, на Хабре сотни осознанных и просветлённых пользователей пишут про рабочие кабинеты в квартирах и про понимающие семьи, а вот остальные не пишут — им просто некогда даже оставить комментарий. Очень сложно «подобрать» состав семьи, в котором удобно работать удалённо и не слыть бездельником (как правило, это работающая пара и дети-подростки с мерой самостоятельности), но говорить об этом совсем не принято. Эмоции и механизмы скатывания в выгорание и депрессию примерно те же, что и в первом пункте.
Нехватка времени на выполнение задач, авралы, высокая скорость выполнения задач — ещё один бич хороших работников, которых с радостью нагружают задачами, отмечая высокую продуктивность и скорость работы. В итоге задача за задачей, и вот сотрудник уже лезет из кожи вон, испытывая при этом небывалый стресс от снижения качества работы из-за её огромного количества.
Нереальные цели и рабочие задания — ещё одна нередкая для ИТ-сферы история. Руководитель может ставить задачи впроброс и потом требовать исполнения при том, что ни сил, ни ресурсов, ни экспертизы нет ни у команды, ни у компании в целом (из того, что мне приходилось видеть нос к носу в течение карьеры, это требование «запилить CRM на коленке», «написать аналитическую типа Power BI систему за месяц» и «перебрать клиентскую базу за недельку, там аудит что-то грядёт» (в базе 17 млн. активных записей)). Кстати, всегда находятся безумцы, которые хватаются за эту работу, но… угадайте, на кого потом летят все шишки?
Личные проблемы. Это серьёзный и болезненный блок причин стресса, о котором при всей простоте и очевидности часто забывают. Нередко на работе сотрудники сталкиваются с популярными тезисами вроде «оставь личную жизнь за дверью», «на работе — о работе», «повесь личные проблемы рядом с курткой, вечером заберёшь». И вот тут бы сделать строгое лицо и сказать, что это справедливо, но нет! Здравомыслящий человек не способен отделить личные проблемы (особенно острые) от работы — да, он будет погружён в задачи, но его мысли и душа будут ещё где-то. И подход, отображённый в этих фразах, обесценивает чувства человека. Здорово, если попадётся эмпатичный коллектив, который поддержит и поможет пережить неприятности, — но если нет, то лучше брать на время отпуск или отпуск без сохранения заработной платы, так будет проще.
Проблемы со здоровьем и физическим состоянием напрямую влияют на состояние работника и приводят к стрессовым ситуациям, особенно если заболевание прогрессирует, но не предполагает больничного или человек вынужден от него отказаться.
Отсутствие поддержки от коллег и руководства — важный стрессовый фактор на работе. Если команда — совокупность трудящихся индивидов без социальных связей, работа может стать адом (за очень редким исключением).
Низкий уровень контроля над своей работой внутри компании («я сам себе не принадлежу»). Сотрудник испытывает стресс, когда не может понять, где мера его ответственности и не способен в силу внешних причин контролировать свою работу (например, удалёнщик пишет текст или код и не получает фидбэк). Не понимать, кто ты в команде и насколько нужен — большой, непрерывный стресс, который очень быстро приводит к апатии и безразличию.
Несоответствие рабочей нагрузки и уровня вознаграждения формируют осознание несправедливости и недооценённости. Сотрудник ищет причины и пути роста в себе или же просто завидует коллегам, что в конечном итоге является стрессом для самого сотрудника и деструктивным фактором для команды (конечно, речь идёт о реальном разрыве уровня труда и оплаты, а не о мнимом «Васе больше платят»).
Непрерывный рост требований со стороны руководителя, особенно к хорошему сотруднику — повод войти в режим белки в колесе и свалиться в выгорание. Здесь хочется намекнуть руководителям, что хорошего сотрудника нужно не погонять и контролировать, а беречь и мотивировать — так он сделает кратно больше от того, что вы от него хотите.
Страх увольнения — распространённый страх, который есть на всех уровнях, от стажёров до топ-менеджмента. В современном мире оказаться без работы страшно: сразу будут проблемы с семьёй, лечением, питанием, детьми и т. д. Каждый взрослый сотрудник это осознаёт и постепенно накручивает себя, выискивая поводы для собственного увольнения. А главное, в этом страхе мало кто признаётся, чтобы не услышать фразу «А что, есть за что?». Если эти напряжённые мысли подпитывает руководитель или менеджер, любящий манипулировать с помощью угрозы увольнения, серьёзный длительный стресс обеспечен.
Необходимость «держать марку», поддерживать высокий уровень работы. Это удел сотрудников-звёзд и перфекционистов, к которым окружение предъявляет слишком высокие требования. Необходимость быть на высоте неминуемо приведёт к переутомлению, стрессу, синдрому хронической усталости, а физиологически обусловленное снижение когнитивных способностей запросто может привести сотрудника к паническим атакам, неврозам, истерикам и нервным срывам.
Корпоративные конфликты в самом широком смысле. Ничто не выжигает сотрудника так, как конфликт — они плохи практически во всех своих смыслах и причинах. Из конфликта ни одна из сторон не выходит победителем, всем нужно восстановление.
Эмоциональное выгорание — общий синдром, к которому может привести интенсивная работа, рутина, страхи, скандалы, авралы и даже суперуспешные, яркие и интересные проекты. Это та зона стресса, с которой нужно бороться на уровне компании, предупреждая выгорание.
Увы, это совершенно не исчерпывающий список. Иногда не угадаешь, что у тебя или твоего коллеги может вызывать стресс: например, на одной из моих работ девушка переживала за неправильно повешенные в туалете двери и боялась, что при пожаре не сможет выбраться, а другая коллега, взрослая и серьёзная, буквально с ума сходила, если отцветала фиалка в кабинете — ей казалось, что это дурной знак, и неприятности действительно случались. В обоих случаях стресс реально «раскачивал» сотрудниц и заметно снижал качество их работы.
Евгений Крапоткин
VP Cloud Operations, DINS
Стресс возникает в ответ на ситуации, когда человек не может удовлетворить свои потребности. Он мешает жизни и работе, сказывается на продуктивности и приносит дискомфорт. Для человека, который проводит много времени на работе, именно она зачастую является заметным источником стресса. Но хорошие новости заключаются в том, что компании могут прикладывать усилия, чтобы снизить стресс сотрудников и создать комфортную среду.
Этот вопрос можно рассмотреть на примере пирамиды Маслоу. Ее концепция говорит нам о том, что есть базовые потребности, удовлетворение которых открывает путь к реализации других, более серьезных вещей.
В вопросе стресса, связанного с работой, база — это ощущение безопасности. Человек должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне, понимать, что сможет позаботиться о себе и семье. Как мы справляемся с этой задачей в DINS: мы следим за тем, чтобы зарплаты соответствовали уровню рынка, даем возможность работать удаленно или офиса — каждый выбирает удобный формат для себя. Наша компания участвует в разработке востребованного продукта и растет из года в год — что также дает ощущение стабильности сотрудникам.
Следующая ступень на пирамиде потребностей — потребность в принадлежности, то есть возможность чувствовать себя частью команды. Для DINS открытая среда, возможность предлагать идеи и делиться мнением — важная часть корпоративной культуры. У нас принято общаться на «ты» и внимательно относиться к каждому. Помимо этого в компании есть команда Education, которая проводит тренинги для развития софт-скиллов и навыков коммуникации. Все это создает комфортную дружескую атмосферу.
Далее следует потребность признания. В DINS уделяется большое внимание развитию культуры обратной связи, похвалы и благодарности. Для этого проводятся тренинги для тимлидов и руководителей. А еще у нас есть внутренний портал, где можно отправить стикер коллеге и публично поблагодарить за помощь или хорошую работу.
Ну и на самом верху пирамиды — потребность в саморазвитии. В нашей компании есть много способов для самосовершенствования. Сотрудники могут посещать конференции и технические тренинги, сдавать сертификации за счет компании. У нас есть курс для начинающих тимлидов и возможность карьерного роста.
Важный аспект работы в DINS — это культура обмена знаниями. Наши коллеги могут написать статью в блог на Хабр, выступить на митапе или конференции, стать частью программного комитета конференции DINS Meeting Point.
Александра Крупичева
Директор по операционному управлению персоналом «Ростелеком ИТ»
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов, но это часть нашей жизни, и определенный уровень напряжения необходим для достижения поставленных целей. Стресс становится деструктивным и опасным, когда человек испытывает его постоянно.
По результатам внутреннего опроса чаще всего наши сотрудники испытывают стресс в рабочих процессах при публичных выступлениях и при достижении результата, так как все ориентированы на успех и не хотят подвести команду. Для поддержки коллег мы в Ростелеком ИТ используем разнообразные форматы: от адресной помощи конкретному сотруднику до диагностики на уровне подразделений и всей компании. Расскажем о некоторых из них по порядку, от частному к общему.
Для сотрудников
У нас работает корпоративный психолог, который помогает лучше понимать себя и свои реакции. Благодаря сессиям сотрудник может увидеть свою ситуацию под другим углом и попробовать применить другой подход. Мы также понимаем, что не каждый готов обратиться к чужому человеку за помощью, поэтому психолог раз в неделю делится полезными советами и техниками в статьях, которые мы публикуем на портале для сотрудников. А если стресс связан с публичными выступлениями, то компания организует тренинг внутри или направляет сотрудников на внешнее обучение.
Руководители учатся навыкам подачи конструктивной обратной связи. В рамках внутренней «Школы тимлидов» мы запустили процесс преемственности лучших практик от лидеров компании, которые способствуют и грамотному распределению нагрузки, и продуктивному достижению целей.
Для команд
На уровне подразделений руководители также следят за эмоциональным здоровьем сотрудников. Дело не ограничивается общими чатами и комнатами для общения, чтобы в течение рабочего дня была возможность переключиться с рабочих задач. Руководители регулярно проводят встречи «один на один» с каждым сотрудником, чтобы вовремя отследить настроение, а для команды создают онлайн-активности, такие как квизы или тематические встречи для поддержания ощущения причастности, особенно когда часть сотрудников работает удаленно. Всё это позволяет руководителям держать руку на пульсе и своевременно оказать помощь коллеге, испытывающему стресс.
Для компании
Нам важно поддерживать здоровую для сотрудников атмосферу в компании, поэтому мы регулярно проводим пульс-опросы по эмоциональному состоянию и волнующих коллег вопросам, организуем Q&A-сессии с руководством. Своевременное информирование о событиях в компании и ответы на вопросы также снижают уровень стресса от неопределенности и отсутствия информации, и мы видим впечатляющие цифры: итоги опроса за 2021 год показали, что только 2,6% сотрудников испытывают стресс постоянно.
Как бороться со стрессом?
Прежде чем бороться со стрессом, попробуем его как-то формально классифицировать. Это психологическое состояние? Однозначно, потому что стресс — это в том числе комплекс эмоциональных и поведенческих реакций. Это болезнь? В каком-то смысле, да, потому что это совокупность биохимических реакций, являющихся для организма отклонением от нормы. В МКБ-10 стресс включен под рубрикой Z73 «Стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью» или Z73 «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Рабочий (профессиональный) стресс — это сложный комплексный процесс, выраженный в соматических, психических и психологических реакциях на вызовы профессиональной деятельности. А раз так, то лучший способ борьбы со стрессом в компании — это профилактика его возникновения. И есть компании, где борьба со стрессом — важная стратегическая цель. Но и сам сотрудник должен работать над профилактикой стресса и стараться быть уравновешенным, грамотным профессионалом, у которого не так легко выбить землю из-под ног.
Что нужно делать?
Развивать коммуникативные навыки. Большинство проблем возникает из-за недопонимания и неумения договариваться внутри командной работы. Коммуникативные скилы дают возможность находить пути решения проблем и спокойно и дипломатично общаться с коллегами, не нервируя их и не накручивая себя.
Управлять временем — полезный навык для поиска баланса работы и личной жизни, возможность управлять своей реальностью. К сожалению, это бесконечно сложно в условиях постоянного потока мелких срочных, важных и не очень дел, но тем не менее стоит хотя бы подобраться к техникам тайм менеджмента и выбрать для себя лучшие компоненты, чтобы собрать свой способ рассчитывать время на задачи.
Приоритизировать задачи. Можно использовать матрицу Эйзенхауэра, а можно просто ранжировать задачи оптимальным для вас образом. Обратите внимание на то, когда конкретно у вас периоды наибольшей трудоспособности и решайте в это время сложные, громоздкие и неприятные задачи («ешьте лягушек»).
Рассматривать всю свою деятельность как проект. Разделите задачи на вехи, распланируйте сроки и ресурсы и управляйте работой как проектом. Это поможет эффективно подключать коллег, быстро менять подходы внутри задачи, перестраивать решения. Кстати, в жизни проектный подход тоже помогает — но это уже для супер дисциплинированных людей.
Не бояться отвлекаться и развлекаться в рабочее время — конечно, в меру. Работать 8 часов подряд невозможно: ни интеллектуально, ни чисто физиологически. Перерывы внутри работы просто необходимы, и нет ничего плохого, если это будет двигательная активность или просмотр/чтение чего-то полезного или забавного. Главное, не уходить в перерывы с головой.
Учиться делегировать. Это сложно и тоже приводит к стрессу: чем выше вы поднимаетесь, тем сложнее делегировать часть задач другому человеку. Вам кажется, что вас подсиживают, что вы растите своего сменщика и ваши дни на этой работе сочтены. На самом деле делегирование и контроль части задач — это ваш шанс погрузиться в то, что вы умеете делать уникально круто или в то, чему вы хотите научиться. Например, я с трудом справлялась с делегированием и не могла отдать ни одной своей даже небольшой задачи — и когда это всё-таки удалось, я получила возможность заняться методической работой, писать статьи для любимой аудитории Хабра, работать с документацией, справочным разделом и даже над сценариями нового небольшого проекта внутри Хабра. До сих пор немного не по себе, но это совершенно другой вектор полезности и продуктивности.
Прокачивать свой профессионализм. Если вы на гребне профессиональной волны, разбираетесь в актуальных трендах работы, обладаете уникальной экспертизой, вы уверены в себе, а значит, не боитесь потерять работу или остаться за бортом профессии — и это значительно сокращает уровень стресса.
Находить пути отдыха и снятия стресса, завести «правильные привычки». У каждого человека, даже холостого и одинокого, обязательно должно быть что-то за душой: хобби, спорт, чтение, музыка, да что угодно. То, что заставляет погрузиться в себя и отвлечься от переживаний. Кстати, это вполне может быть пет-проект, связанный с основной деятельностью, но принадлежащий только вам.
Ходить в отпуск. К сожалению, в ИТ-компаниях я часто вижу людей, которые в отпуск не ходят в принципе и оформляют его просто как бюрократический факт. Не буду распинаться, но как человек, в один период жизни не ходивший в отпуск 8 лет подряд, скажу: эти трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь их повторить!
Общаться с людьми: коллегами, родными и друзьями. Мы всё больше избегаем живого общения, меняем его на виртуальную среду, причём даже на безголосую среду — общение в мессенджерах. Живое общение при этом обеспечивает душевный комфорт, обмен эмоциями, развивает коммуникативные навыки и т. д.
Наладить режим питания. Углеводистая пища, снеки, фастфуд отнимают энергию и добавляют организму стресс. Следите за своим питанием, чтобы обеспечить всё разнообразие питательных веществ и не перегружать системы организма. Не забывайте проходить обследования и принимать назначенные витамины и микроэлементы, они играют в нашей жизни колоссальную роль.
Говорить «нет» — настоящая волшебная палочка, которая позволит вам не свалиться в стресс из-за невыполненных обещаний и подзабытых задач. Просто отсекайте всё, что является для вас излишней и бесполезной нагрузкой. Между прочим, говорить «нет» бесконечно сложно: в Европе даже есть специальные психологические программы, которые направлены на развитие способности отказывать близким людям, коллегам, друзьям.
Уволиться. Увы, как бы тяжело это ни звучало, но если ваша работа — источник непрерывного, затяжного стресса, стоит подумать, а на своём ли вы месте. Иногда стоит пережить этот неприятный и даже страшный момент, чтобы на следующее утро проснуться и понять, что вы всё сделали правильно и проявили уважение к самому себе. Если ваша работа по-настоящему токсична и не приносит вам приятных эмоций, скорее всего, за неё не стоит держаться.
Ольга Ковардакова
директор по работе с персоналом «Инфосистемы Джет»
В первую очередь мы стремимся снизить влияние факторов, которые могут усиливать стресс на рабочем месте. В начале пандемии стресс у сотрудников провоцировал высокий уровень неопределенности, и для его снижения мы запустили дополнительные форматы корпоративного общения. Мы открыли на портале специальный раздел «Удаленка», где можно задать вопрос менеджменту разного уровня. Также у нас регулярно проходят онлайн-встречи «Завтрак с директором». В формате интервью сотрудники знакомят коллег с проектами и направлениями деятельности. Мы увеличили количество тренингов для руководителей, чтобы они могли использовать все возможности для выявления стресс-факторов, влияющих на сотрудников, и могли минимизировать это воздействие.
Во-вторых, мы сейчас проводим масштабный ремонт главного офиса в Москве, несмотря на то, что многие наши сотрудники работают в удаленном или гибридном формате. Мы создаем пространство, которое будет способствовать как эффективной работе, так и качественному отдыху в перерывах. Например, обустраиваем комнаты и зоны отдыха со специальным освещением и инсталляциями для релаксации.
И наконец, в рамках корпоративных программ мы предлагаем сотрудникам различные активности, которые помогают им справляться со стрессом и его последствиями. Один из самых эффективных для этого способов — спорт. Мы предлагаем занятия йогой и участие в наших футбольном и баскетбольном клубах. Если человеку нужна профессиональная помощь в сфере ментального здоровья, то он может получить бесплатную онлайн-консультацию психолога в рамках программы ДМС. Также наши сотрудники активно используют возможности корпоративного обучения, которое служит хорошим инструментом защиты от профессионального выгорания. При этом растет доля обучения, которая связана с развитием soft skills. Именно такие компетенции повышают стрессоустойчивость человека и на работе, и в жизни.
Помимо этого, наши сотрудники могут принять участие в занятиях по рисованию, а летом — в пешеходных экскурсиях по Москве. В прошлом году мы провели первый корпоративный чемпионат по киберспорту. Эти занятия, по отзывам, отличный способ зарядиться позитивными эмоциями, переключиться и пообщаться с единомышленниками. Мы стали выделять бизнес-подразделениям отдельные бюджеты на мероприятия. И они на своем уровне уже решают, на что сейчас у команды есть запрос: кто-то устраивает веселую фотосессию, кто-то — тимбилдинг на квадроциклах. Это позволяет нам более гибко реагировать на меняющиеся потребности сотрудников.
Стресс — это яма, выбраться из которой непросто. На дне вас ждут невроз и депрессия, наверху — нормальная, радостная и разная жизнь. Если речь идёт о профессиональном стрессе, то выбраться из него можно только с помощью коллег, руководителя, близких и вас самого. Если кто-то тянет вас на дно, задумайтесь — стоит ли ваше состояние тех профитов, которые вы имеете на текущий момент.
Кстати, раз мы с вами на Хабре, то стоит сказать, что техника уже подбирается к вопросу борьбы со стрессом. На рынке есть масса средств мониторинга профессионального стресса, которые призваны помочь распознать стресс сотрудников и предупредить наступление негативных событий. Гаджеты действительно способны собрать определённые данные-сигналы стресса, однако, до сих пор погрешности измерения и несовершенство технологий не позволяют внедрить решения массово (да и сотрудники, откровенно говоря, не рады такому вмешательству в биологию).
Беспроводные датчики пота — специальные графеновые транзисторы, которые крепятся под пластырь. Они передают информацию на сервер онлайн, замеряя уровень кортизола (гормона стресса) в поту.
Мобильные приложения для фотоплетизмографии, фиксируют факты прилива крови (а если по-научному, то измеряют показатели гемодинамики, анализируют воздействие стресса на сердце и сосуды).
Прибор «Био-Велл» от ИТМО — основан на методе газоразрядной визуализации, стимулирует участки прилегающей кожи электрическим импульсом и оценивает нервно-сосудистую реакцию.
Привычные смарт-браслеты с датчиками сердечного ритма и даже с измерением уровня стресса.
В основном, большинство таких приборов работают с потом, с «просвечиванием» кожи, с электрокожным сопротивлением. Но, повторюсь, их измерения недостаточно точны, а само использование может вызывать стресс.
Кроме этого, «длинный» стресс можно оценить с помощью специфических анализов крови и мочи, в частности, измерив содержание в моче и плазме АКТГ (адренокортикотропного гормона), кортикостероидов и катехоламинов. Однако эти методы требуют наличия специальной лаборатории на территории компании, а также выстраивания специфических отношений с сотрудниками (представьте себе этот процесс в средней ИТ-компании).
Из общедоступных методов анализа стресса лучше использовать самодиагностику с помощью специализированных психологических опросников.
Опросник инвентаризации симптомов стресса Т. Иванченко. Методика помогает проводить самооценку частоты проявления стрессовых признаков и степень подверженности негативным последствиям стресса.
Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова) для оценки изменения поведения и самочувствия в сложных условиях.
Опросник «Определение нервно–психического напряжения» (Т. Немчин). Разработан профессором Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева, для диагностики психической напряжённости в условиях сложной (экстремальной) ситуации или её ожидания. Один из самых апробированных опросников.
Все их можно найти в онлайн-источниках — с самими таблицами и ключами к ним.
Комментирует Сбер
При работе с сотрудниками один из приоритетов для нас — это забота об их здоровье. Психологический, эмоциональный комфорт и наполненность энергией крайне важны для качества жизни, и мы уделяем этому направлению большое внимание.
Такой подход не остался незамеченным: по итогам 2021 года Сбер стал лучшим работодателем России в рейтинге HeadHunter.
Позиция в рейтинге зависит от трёх параметров: оценки сотрудников, оценки соискателей и уровня развития HR-процессов компании. За прошедший год мы улучшили показатели по всем трём направлениям. Но отдельная победа — оценка наших сотрудников. Большинство из них не просто довольны, но и готовы рекомендовать компанию своим друзьям и знакомым как лучшее место работы.
Сегодня у нас действует сразу несколько направлений, которые помогают сотрудникам быть счастливыми и здоровыми, реализовывая свои профессиональные потребности.
Гибкий режим работы
Существует несколько форматов: можно выбрать работу из дома, офиса или совместить эти два варианта. А ещё с прошлого года у наших сотрудников появилась возможность три месяца работать удалённо из любого региона России. Смена обстановки помогает снизить уровень стресса и восстановить work-life balance.
Если стресс и выгорание всё же дают о себе знать или сотрудник понимает, что сейчас не может совмещать работу и, например, обучение, то по договорённости с руководителем он может взять так называемый саббатикал — долгосрочный неоплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места.
Программы и курсы, направленные на заботу о сотрудниках
✔️ Поддержка профессионального психолога: в критической ситуации любой сотрудник может обратиться за психологической помощью к специалисту по телефону, видеосвязи или через чат.
✔️ Помощь сотрудникам, заболевшим Covid-19.
✔️ Программа по поддержанию здорового образа жизни #SberTeam100лет. Это беседы и воркшопы с психологами на тему ментального здоровья, качественного сна, методов борьбы с тревогой и стрессом.
✔️ Курс по развитию практик осознанности Mindfullness: тут учат работать с эмоциями, концентрировать и удерживать внимание, экологично работать со стрессом, не допуская его вредного влияния на организм.
✔️ В 2020 году мы запускали масштабный корпоративный курс «Возьми стресс под контроль», который прошли более 80 тысяч сотрудников. Он был направлен на развитие практических навыков поведения в условиях стресса для уменьшения его влияния на организм.
В январе на Гайдаровском форуме Герман Греф озвучил очень точную мысль: «Ощущение счастья — это ощущение наполненности энергией. Энергетический баланс поддерживается жизненными целями». Для нас самое важное, чтобы наши люди чувствовали заботу компании, и все их жизненные цели реализовывались вместе со Сбером на всех этапах их жизненного пути, чтобы наши люди были счастливыми.
Ну стресс и стресс. Неужели это такая проблема?
Да. Это действительно серьёзная проблема. На рабочем месте обычно мы проводим не менее 9 часов (8-часовой рабочий день + обед). Удалённая работа внесла свои коррективы, теперь нередко работа занимает едва ли не весь активный день сотрудника, работающего из дома (это связано с искажениями восприятия времени, факта работы, а иногда и с постоянным смешиванием рабочих и личных задач).
В целом, стресс на рабочем месте имеет три основные группы последствий.
Снижение работоспособности. Сотрудник фактически теряет свои рабочие качества и с трудом справляется с привычными задачами, не говоря уже об экстраординарных.
Утомление. Биохимические реакции организма в стрессе неизбежно приводят к сонливости, усталости, хроническим состояниям переутомления и апатии. Человек не может никак повлиять на эти проявления последствий стресса. Усталость активно влияет на работоспособность: в состоянии усталости деактивируется электрическая активность некоторых участков головного мозга, в частности страдают навыки оценки обстановки, решения сложных нерутинных задач (передаём привет префронтальной коре головного мозга), математических расчётов и программирования, общей активности и внимания (это уже «вина» части таламуса).
Развитие психических нарушений и психосоматических состояний. С одной стороны, это крайность, с другой — мы не можем знать, где предел прочности каждого сотрудника и какой он на самом деле. Если психические нарушения и соматические состояния всё же наступают, человек может потерять трудоспособность надолго — и это проблема и трагедия для человека, его близких и работодателя. Кроме того, стресс может спровоцировать первичные проявления шизофрении и маниакальных состояний.
Для некоторых профессий есть целые матрицы рисков, связанные с развитием усталости и стресса, в IT таких универсальных матриц нет. Есть матрицы оценки стресса внутри компаний, есть общепсихологические методы определения стресса. Поэтому нередко профилактика стрессовых ситуаций лежит вне пределов компетенций HR-департамента. Между тем есть несколько направлений работы с трудовыми нагрузками, обуславливающими развитие функционального напряжения — если ваши сотрудники подвержены рискам из списка, значит, к ним нужно отнестись с особым (пристальным, но корректным!) вниманием.
Ответственная работа — работа, где сотрудник всецело отвечает за сложные проекты. В IT это может быть работа с точным и сложным оборудованием, задачи с высоким SLA, ответственность за дорогостоящие, приносящие высокую прибыль проекты.
Работа с высоким уровнем риска — работа со сложным и высотным оборудованием, риск для здоровья и жизни.
Работа с интенсивной умственной нагрузкой и задачами высокой сложности — интенсивная инженерная работа, труд разработчика, безопасника, постоянное принятие решений в рамках компании или отдельного проекта.
Работа с интенсивным потоком информации — необходимость воспринимать, интерпретировать и возвращать какую-то информацию с большой скоростью (колл-центры, техническая поддержка, сервисные инженеры продажи и т. д.).
Работа, требующая непрерывного внимания — в ИТ это работа QA, технической поддержки, когда нельзя пропустить ни единой ошибки и ни одного тикета.
Ненормированный рабочий день — распространённая история во всём IT.
Командировки, выезды, встречи — есть группы сотрудников, для кого перемещение и общение являются тяжёлой стрессовой нагрузкой, а есть те, для кого это практически отдых на курорте. Важно грамотно перераспределить необходимость поездок и коммуникативной нагрузки между этими группами (можно, например, сочетать коллег из разных групп и «подтягивать» их друг до друга).
Работа будет приносить стресс всегда: позитивный или негативный. Задача компании и сотрудника — не допускать затяжного стресса и бороться с триггерами негативного влияния. На этом пути важно понимать, что работа не может быть такой, какую мы ожидаем в своих мечтах, в неё нужно вживаться, но в то же время не отдавать всего себя, не растворяться, чтобы потом не страдать от субъективного ощущения недооценённости и неблагодарности. Чем объективнее ваши ожидания и взгляды на рабочий процесс — тем меньше стресс.
???? Если вы опытный, уверенный в себе автор, который может рассказать любую техническую историю классным языком, не боится правок, общения с заказчиком, разноплановой работы и погружения в интересные и разные темы, срочно заполняйте анкету!
Leoranos
Пандемия 21го века - отвратительный менеджмент (как в смысле "менеджмент процессов" так и "управленцы"), полная глухота к мнению профессионалов. А хронический стресс - следствие этого.