Ежедневные изменения, происходящие в мире, сейчас тревожат всех, они касаются разных сфер нашей жизни, но не каждый человек может этим с кем-то поделиться и открыто выразить свои чувства относительно ситуации. Люди придерживаются массы вредных установок, например, о том, что эмоциям на работе не место или, выражение чувств — это признак некомпетентности. Сотрудники тщательно скрывают эмоции, предполагая, что проявление их в офисе будет воспринято отрицательно. Но выражение чувств и умение управлять ими, напротив, может способствовать развитию доверительных отношений в коллективе, повышению личной эффективности и достижению общих корпоративных целей. О том, как научиться принимать и контейнировать эмоции, а также развивать «эмоциональную компетентность» расскажу я — Антон Кушнер, генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю».

Контейнирование — что это?

Противоречивые чувства, вытесненные в бессознательное, могут стать стартом для эмоциональных реакций. Эмоциональный фон отражается на продуктивности каждого человека. Накопленные эмоции рано или поздно все равно находят выход, тогда случается неуправляемый взрыв, который, например, руководителям мешает принимать взвешенные решения, а сотрудникам справляться со своими задачами. Если копить, подавлять и складировать эмоции нельзя, то как поступить? Проявляйте чувства, не разрушая себя и коллег — контейнируйте эмоции.

Зашкаливающие чувства являются результатом их регулярного подавления. Как правило, такое состояние заставляет человека ощущать себя опустошенным и обессиленным. Контейнирование — это способность интерпретировать свои чувства и проживать их в естественном для себя темпе, принимая себя в любом эмоциональном состоянии, не испытывая страха и стыда за эти «неуместные переживания». Каждый из нас имеет право на свою точку зрения, поэтому терпимость в принятии и осознании эмоций у себя и окружающих — важная и нужная черта для любого человека. Необходимо работать над повышением чувства собственного достоинства и осознанием своей ценности, разрешать себе чувствовать то, что рождается внутри и учиться понимать причины своих реакций.

Как развивать эмоциональную компетентность?

Навык распознавания своих чувств и эмоций окружающих полезен руководителям компаний. Благодаря ему они могут достигать поставленных целей в жизни и на работе. Способность осознавать чувства свои и подчиненных является необходимой составляющей развития кадрового потенциала, а также совершенствования soft skills у работодателя. Развитый эмоциональный интеллект позволяет находить общий язык с другими людьми, принимать решения и экологично реагировать на негативные ситуации. На рынке сегодня существуют специальные программы для руководителей по умению идентифицировать у себя и у подчиненных наличие психологических проблем и правильно их адресовать. Подобные программы также могут быть разработаны HR-руководителем в компании. Управленцам важно фиксировать ментальные проблемы сотрудников, замечать, когда они рассеяны, апатичны, или, наоборот, с трудом справляются с гневом и агрессией, и направлять их за специализированной помощью. Важно понимать, что успех любой компании зависит от эмоционального настроя сотрудников.

Сотрудникам важно развивать эмоциональную компетентность, чтобы вовремя осознавать эмоциональные импульсы и провокации своего мозга, подсказывать ему, что делать нужно и как поступать не следует. Результатом этого станут не только правильные действия и верные решения, но спокойствие и внутренний баланс, устойчивость. Для этого важно научиться отделять чувства от себя и оценивать ситуацию, спровоцировавшую их. Если вы испытываете гнев, сделайте дыхательную практику или медленно посчитайте до десяти. Это базовые рекомендации, которые полезны для любого человека.

Ментальные маркеры

Можно выделить ряд личностных качеств, которые полезны как руководителям, так и подчиненным. Они позволяют людям, обладающим ими, продуктивно работать, повышать собственную эффективность и сохранять ментальное здоровье.

1. Самообладание

Это умение контролировать собственное поведение, сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние ценности в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях, а также воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Любому человеку такое качество позволит оставаться в строю для достижения глобальных целей на длинных дистанциях.

2. Самосознание

Это навык осознания человеком самого себя. Сотрудник, понимающий свои потребности и желания, мысли, эмоции и мотивы, способен принимать верные решения в рамках рабочих задач.

3. Мотивация

Это некий двигатель, который не дает человеку сойти с намеченного пути несмотря на вероятные трудности. Мотивированный специалист хорошо понимает, почему и ради чего он работает, осознает спектр своих задач и их ценность в разрезе компании и специфики ее деятельности.

4. Эмпатия

Способность сопереживать и распознавать эмоции других людей — одна из главных составляющих эмоционального интеллекта. Эмпатия помогает выстраивать личные и рабочие коммуникации, сплачивать команду, мотивировать ее и благодаря этому добиваться общих целей.

5. Коммуникабельность

Коммуникабельные люди быстро находят решение проблем в быту и на работе. Чётко формулируют и доносят до руководства проблемы коллектива, тем самым заслуживая признательность коллег. В целом это качество способствует налаживанию связей с партнерами и клиентами, а также, даже при неблагоприятных обстоятельствах, проведению успешных переговоров.

Комментарии (3)


  1. Moskus
    20.04.2022 18:45
    +4

    Зашкаливающие чувства являются результатом их регулярного подавления.

    Дальше можно не читать, потому что "чувства" - это не физический заряд наподобие электрического. (Собственно, даже электрический заряд не ведет себя столь абсолютно.)

    Очередная статья, в которой населению пытаются продать "эмоциональный интеллект" в обертке новых терминов. Попытки не прекращаются, потому что мошенники от современной психологии понимают, что в IT-отрасли полно людей, которые более осведомлены о том, как работает компьютер, чем о том, как ведут себя люди, потому впарить им "решение" этого дисбаланса может быть проще.


  1. saipr
    20.04.2022 20:00

    Способность сопереживать и распознавать эмоции других людей — одна из главных составляющих эмоционального интеллекта.

    Этого ой как мало. Надо разговаривать с людьми, слушать их, объяснять свои поступки, решения, да те же эмоции. Одно из главных качеств — уметь слушать не перебивая!!!


  1. aspirida
    21.04.2022 09:30
    -1

    Нормальная статья, но без примеров --- это всё теория. Я на своём опыте могу озвучить главную проблему по этой теме. Все мы: и руководители, и подчинённые понимаем, что самообладание, мотивация, эмпатия --- это важно. Но ещё мы понимаем, что жизнь не черно-белая. Был у меня один руководитель-абьюзер. Люди в его отделе все до одного испытывали огромный стресс при работе с ним. Высказать своё отношение они не могли, боялись потерять работу. Там еще и газлайтинг включался, когда с руководителем сначала была одна договоренность, а потом оказывалось, что это ты дебил и ничего не понял. Каждый месяц из отдела этого человека уходило один-два человека, люди не выдерживали просто. Я была замом этого руководителя. Мы как бы играли в плохого и хорошего полицейского: он людей давил, а я потом ходила к ним и успокаивала. Да, человек он был гавно, но на страхе перед ним люди перевыполняли все кпи. Директор понимал, что людям плохо, но не увольнял этого руководителя, потому что благодаря вот такому стилю управления работа выполнялась лучше и быстрее. Но кадровая текучка при этом, сами понимаете, какая была.