Познакомимся?
Уважаемые читатели, добрый день! Меня зовут Сергей Букреев, я — технический директор в компании атомной отрасли, в связи с чем, ежедневно занимаюсь вопросами тренажеростроения и математического моделирования технологических объектов. Я решил начать свою историю на Хабре по нескольким причинам. Во-первых, это одно из крупнейших сообществ IT-специалистов, а потому — максимально подходящая площадка для расширения собственного кругозора. Во-вторых, стать колумнистом — замечательный способ дополнительно реализовать себя как квалифицированный эксперт, плюс найти интересных единомышленников.
Зачем электростанциям тренажёры?
Многие представляют атомную и тепловую электростанции (АЭС и ТЭС, соответственно) как некие сложные установки и системы малопонятных процессов, но пользу от их работы понимают практически все. Чтобы повышать безопасность и эффективность работы на станции, оперативный персонал должен постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку. И если реальная станция здесь не помощник, то полномасштабные и аналитические тренажеры — как раз то, что надо, ведь все приборы, ключи управления в точности воспроизводят аппаратуру по составу, цвету, размерам и форме. Информацию, которая отображается на мониторах и индикаторах, не отличить по величине и внешнему виду от той, которая дается на энергоблоке. Ловкость рук, и никакого мошенничества!
В этой статье я постараюсь раскрыть все тонкости одного из многочисленных нетривиальных процессов, которые стоят за компьютерным моделированием работы АЭС и ТЭС.
В чём состоит сложность?
Вообще, весь проект по созданию тренажера включает в себя вагон и маленькую тележку процессов: здесь и модели теплогидравлического оборудования, и мнемосхемы человеко-машинного интерфейса для оператора и инструктора, и интеграция с аппаратным комплексом. Но сегодня предлагаю поговорить конкретно о разработке, тестировании и отладке симуляционных моделей систем электроснабжения, релейных защит и противоаварийной автоматики (РЗиА) АЭС, а также ТЭС для тренажеров. Как и многие другие, этот процесс требует значительных трудовых и временных затрат. Ведь системы электроснабжения содержат большое количество коммутационных аппаратов, устройств релейных защит и автоматики, устройств отображения и сигнализации. Задача усложняется некачественными исходными данными и отсутствием полной информации об объекте моделирования.
Свет в конце туннеля!
Для решения этих задач мы применяем метод структурного моделирования в программном комплексе (ПК) «САПФИР». Комплекс разработали сами инженеры АО «Инженерно-технический центр «ДЖЭТ» как кросс-платформенную среду для разработки симуляционных задач реального времени для полномасштабных и аналитических тренажеров.
Процесс разработки модели РЗиА основан на последовательном выполнении трех шагов.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Во время него анализируются исходные данные, плюс заполняется база данных коммутационных аппаратов проектируемого тренажера (рис.1.) и релейных защит, воздействующих на них. Также определяются наименования, тэги, принадлежность к моделируемым системам, указываются паспортные данные и т.п.
ШАГ ВТОРОЙ
Разработка шаблонов типовых решений на основе общетехнической библиотеки блоков и библиотеки РЗиА. В их состав входят блок управления коммутационным аппаратом, входные и выходные сигналы и команды. Блок управления коммутационным аппаратом — это интерфейс между моделью РЗиА и моделями коммутационных аппаратов. На входы блока подаются команды на включение/отключение коммутационного аппарата, блокировку команд и их подтверждение. Выходы блока передают информацию о текущем состоянии коммутационного аппарата при наличии питания цепей концевых выключателей, сигналы с ламп сигнализации и сигналы о неисправности. Кроме того, в модели реализован вывод сигнализации и переменных в связанное с данным коммутационным аппаратом оборудование.
ШАГ ТРЕТИЙ
Далее есть 2 пути генерации моделей:
1.Для коммутационных аппаратов, совмещённых с защитами, выполняется генерация моделей на основе заполненной базы данных (рис. 3).
2.Для коммутационных аппаратов, на которые воздействуют внешние шкафы защит, помимо модели коммутационного аппаратов, дополнительно генерируются модели этих шкафов (рис. 4).
На этом этапе разработка модели заканчивается. Вместо него начинается процесс отладки и тестирования. Последнее происходит совместно с моделями коммутационных аппаратов, шкафами РЗиА и основной моделью системы электроснабжения.
А напоследок я скажу...
Благодаря такому подходу к симуляционным моделям РЗиА для тренажеров были значительно сокращены сроки на разработку всего проекта в целом. А применение графических средств и инструментов моделирования в разы упростили процесс разработки, внесения изменений и модернизации тренажеров.
Данный подход также используется при разработке других тренажеров и систем, например, технологических защит, блокировки, контуров регулирования, теплогидравлических систем.
Если у вас появились вопросы или интересно разобрать другие процессы компьютерного моделирования АЭС и ТЭС, пишите в комментариях!
Комментарии (17)
avshkol
12.05.2022 21:02+1А что видит тренерирующийся? На сканах показаны внутренности большой базы данных. Не показано интерфейса - выключатели, сигнальные лампочки, ваттметры и т.д?
И еще вопрос: рассматривали ли ГОСТы серии 58651.x для представления структуры данных?
Volkodlak
13.05.2022 08:05По логике, тренирующийся видит мнемосхему ЭС с управляющими кнопками открыть/закрыть задвижку/регулятор включить/выключить что-то
Parramon
13.05.2022 10:35В случае полномасштабного тренажера обучаемый видит реплику своего рабочего места. Со всеми сигнализациями, приборами контроля, органами управления, причем именно в "железном" исполнении.
В случае с аналитическим тренажером все эти вещи он видит на экране компьютера. Плюс к этому в АТ, как правило, существует дополнительные средства визуализации для более полного понимания происходящих процессов.
lomik_id
13.05.2022 10:29Очень масштабный проект у Вас получается. Подскажите, пожалуйста, Вы моделируете внешнюю сеть (ЛЭП, соседние подстанции, электростанции) или ограничиваетесь моделью вашей электростанции? Может ли данный тренажёр использоваться для отработки действий персоналом при внешних возмущениях в энергосистеме (например: КЗ вблизи Вашего объекта или изменение частоты в энергосистеме)? Алгоритмы РЗиА Вы моделируете полностью или как сигнал УВ от терминала РЗиА на коммутационный аппарат ?
Ni_Bar Автор
13.05.2022 10:42+1Объем моделирования зависит от проекта. Обычно сеть моделируем эквивалентным источником, но было несколько проектов по более детальному моделированию энергосистемы и объекта прототипа. Тренажеры могут использоваться для отработки действий при внешних возмущениях. Алгоритмы РЗиА в основном моделируются полностью, как сигнал тоже моделируем, но редко.
lomik_id
13.05.2022 11:45Спасибо за Ваш ответ! Ещё вопрос: я правильно понимаю, что весь процесс моделирования происходит в режиме жёсткого реального времени ?
Ni_Bar Автор
13.05.2022 12:58Спасибо что такой интерес проявили! Все верно, но есть возможность управления режимом моделирования, и замедления, и ускорения.
Bedal
13.05.2022 14:28Мы тоже так делали. Пока не обнаружили, что замедление никому не нужно, а ускорение используют грубо, то есть сразу выкручивают на максимум. Потому перешли к понятию «тренажерного темпа», поддерживаем время в масштабе, удобном для тренировки. То есть настройки есть, но они спрятаны от непосредственного управления, разные для разных типов устройств и разных расчётных ситуаций (высокая/низкая нагрузка).
Мы ещё с 90-х годов тренажеры делаем, в первую очередь для диспетчеров энергосистем.
Bedal
13.05.2022 14:25А кому оно нужно, реальное время? Моделировать медленнее реальности нельзя, хотя на самом деле можно. Вот идёт бурный переходной процесс, десятую долю секунды которого можно замоделировать только за целую секунду — и что? Корректный результат важнее, можно считать и секунду. Которую потом, при падении темпа процесса, втихаря компенсировать. Для человеков за пультами это будет совершенно незаметно.
При этом вести всё точно с темпом реальности — не нужно, потому что тогда большую часть тренировки персонал будет сидеть и посвистывать. Темп времени в тренировке затейлив и не постоянен (при хорошей реализации). С одной стороны, нельзя совсем уж отрываться от ощущений, даваемых реальным опытом, с другой — нужно по возможности исключить бесполезные для занятия простои.
Bedal
13.05.2022 14:19Для общего вида внешняя сеть может быть и полезна — но именно для тренировок персонала такого уровня не очень. Тренировка занимает максимум два часа, кому какое дело до процессов в энергосистеме, длящихся дольше? Да и вообще, какая разница, что там происходит, если значения до уставок РЗиА не добираются?
andrey_ssh
13.05.2022 13:59+2Не могу в статье найти ничего про моделирование релейной защиты и противоаварийной автоматики.
timofeevka
13.05.2022 18:21Серёга привет !
Ni_Bar Автор
13.05.2022 21:01Привет!)
timofeevka
13.05.2022 21:46Ты тоже решил писателем стать? ) Я тут одну статью написал, даже было много отзывов положительных.
Siemargl
13.05.2022 18:39Моделирование "закрытой коробки" имеет факториальную сложность от кол-ва сигналов (даже дискретных, аналоговые можно обсчитать только шаговые). Потому либо получается очень ограниченным, либо рекламой сильвербуллета.
brotchen
Интересная штука. Правильно я понял, что модель чисто цифровая, без подключения физического оборудования? И ещё интересно, в какой системе моделируются защищаемые объекты: станция и энергосистема.
Bedal
главная проблема — не моделирование защищаемых объектов, а моделирование именно РЗиА. Если они «старые», аналоговые — модель построить можно (иногда сложно, но всё равно можно). Для цифровых же устройств адекватное моделирование возможно только при полном воспроизведении алгоритма. И вот с этим бывают, мягко говоря, проблемы. Реверс-инжиниринг по документации оказывается частенько неадекватным. Доступ к алгоритмам защищён патентами и т.п.
Мы тоже делаем тренажеры, только на более высоком уровне, для диспетчеров. И с устройствами с цифровым управлением (это не только РЗиА, но и разные регулирующие устройства вроде УШРов) огребаем проблем полный кузов.