Привет, друзья!


Представляю вашему вниманию адаптированный и дополненный перевод этой замечательной статьи.


В данной статье я хочу рассказать вам о некоторых основных математических концепциях и их обозначениях, а также показать примеры реализации этих концепций на JavaScript.


Символы точки и креста


Символы точки и креста являются очень распространенными в математике, но их использование зависит от контекста.


Умножение скаляров


Оба символа могут представлять простое умножение скаляров. Следующие выражения эквиваленты:





В JS для умножения используется астериск (*):


const result = 9 * 8;

Знак умножения в выражении часто опускается:





Если переменные k и j являются скалярами, код будет выглядеть так:


const result = 5 * k * j;

Умножение векторов


Для умножения векторов часто применяется символ открытой точки (). Этот символ представляет произведение Адамара:





Это может быть реализовано следующим образом:


function multiply(a, b) {
  return [a[0] * b[0], a[1] * b[1]];
}

function multiplyScalar(a, scalar) {
  return [a[0] * scalar, a[1] * scalar];
}

const s = 5;
const k = [1, 2];
const j = [2, 3];

const v = multiply(k, j);
const result = multiplyScalar(v, s);
// [ 10, 30 ]

Скалярное произведение


Символ точки может обозначать скалярное произведение двух векторов:





Код будет выглядеть так:


function dot(a, b) {
  return a[0] * b[0] + a[1] * b[1] + a[2] * b[2];
}

const k = [0, 1, 0];
const j = [1, 0, 0];

const result = dot(k, j);
// 0

0 означает, что векторы являются перпендикулярными.


Векторное произведение


Символ креста может обозначать векторное произведение двух векторов:





Код будет выглядеть так:


function cross(a, b) {
  const ax = a[0],
    ay = a[1],
    az = a[2],
    bx = b[0],
    by = b[1],
    bz = b[2];

  const rx = ay * bz - az * by;
  const ry = az * bx - ax * bz;
  const rz = ax * by - ay * bx;
  return [rx, ry, rz];
}

const k = [0, 1, 0];
const j = [1, 0, 0];

const result = cross(k, j);
// [ 0, 0, -1 ]

Сигма


Символ сигмы (Σ) используется для суммирования:





Здесь i=1 означает, что сложение начинается с 1 и заканчивается числом над сигмой, т.е. 100. Это верхняя и нижняя границы, соответственно. i справа от Σ говорит о том, что именно суммируется. Код будет выглядеть следующим образом:


let sum = 0;
for (let i = 1; i <= 100; i++) {
  sum += i;
}
// 5050

Чуть более сложный пример:





Код:


let sum = 0;
for (let i = 1; i <= 100; i++) {
  sum += 2 * i + 1;
}
// 10200

Сигмы могут быть вложенными. При этом, выражение оценивается справа налево (сначала вычисляется крайняя справа сигма, затем вторая справа и т.д.), если для изменения порядка оценивания не используются круглые скобки:





Код:


let sum = 0;
for (let i = 1; i <= 2; i++) {
  for (let j = 4; j <= 6; j++) {
    sum += 3 * i * j;
  }
}
// 135

Заглавная П


Заглавная П или "Большая П" похожа на сигму, только вместо суммирования для вычисления результата последовательности значений используется умножение:





Код:


let product = 1;
for (let i = 1; i <= 7; i++) {
  product *= i;
}
// 5040

Брусья


Символ брусьев (| |) также может обозначать разные вещи в зависимости от контекста. Три основных случая использования: абсолютная величина, Евклидова норма и определитель. Все они описывают длину объекта.


Абсолютная величина





Это означает абсолютное величину или модуль числа x. В JS это будет выглядеть так:


const x = -4;
const result = Math.abs(x);
// 4

Евклидова норма





Евклидова норма или просто норма касается векторов. Это "величина" или "длина" вектора.


Пример использования массива [x, y, z] для представления трехмерного вектора:


function length(vector) {
  const x = vector[0];
  const y = vector[1];
  const z = vector[2];
  return Math.sqrt(x * x + y * y + z * z);
}

const result = length([0, 6, -8]);
// 10

Определитель





Пример вычисления определителя или детерминанта матрицы 2x2, представленной одномерным (плоским) массивом:


function determinant(a) {
  return a[0] * a[3] - a[2] * a[1];
}

const result = determinant([1, 0, 0, 1]);
// 1

Циркумфлекс


Символ циркумфлекса (^), который также называют "крышечкой" или "домиком" ("hat"), часто применяется в геометрии для обозначения единичного вектора. Пример единичного вектора a:





В прямоугольной системе координат или Декартовом пространстве единичный вектор, обычно, имеет длину, равную 1. Это означает, что каждая часть вектора будет находиться в диапазоне от -1.0 до 1.0. Пример преобразования ("нормализации") трехмерного вектора в единичный:


function normalize(vector) {
  const x = vector[0];
  const y = vector[1];
  const z = vector[2];
  const squaredLength = x * x + y * y + z * z;

  if (squaredLength > 0) {
    const length = Math.sqrt(squaredLength);
    return [x / length, y / length, z / length];
  }
  return vector;
}

const result = normalize([0, 8, -6]);
// [ 0, 0.8, -0.6 ]

Элемент


В теории множеств символы и часто используются для описания принадлежности элемента какому-либо множеству. Например:





Имеем множество чисел A { 3, 9, 14 } и утверждаем, что 3 является элементом этого множества.


Простая реализация:


const A1 = [3, 9, 14];

const result1 = A1.includes(3);
// true

const A2 = new Set([3, 9, 14]);

const result2 = A2.has(14);
// true

Символ — это тоже самое, только меняется порядок (это называется зеркальным отображением):





Для обозначения того, что значение не является элементом множества используются символы и .





Для тех, кому интересно, вот полная таблица основных математических символов.


Функции


Функции являются ключевой частью математики. Они легко преобразуются в код.


Функция — это описание того, что следует сделать с входным значением для получения результата. Пример функции:





Названием данной функции может быть, например, ƒ или A(x):





В коде функцию можно (и даже нужно) именовать более осмысленно:


const square = (x) => Math.pow(x, 2);

Функция может принимать несколько параметров. В математике параметры функции называются аргументами. Количество аргументов определяет "арность" (arity) функции (для уменьшения арности функции применяется техника под названием "каррирование" / currying; как правило, данная техника используется для создания частично-применяемых / partial функций):





Код:


const length = (x, y) => Math.sqrt(square(x) + square(y));

Кусочно-заданная функция


Функции могут состоять из трех основных частей: аргументы, отношение и результат (такие функции называются кусочно-заданными). Отношение определяет зависимость между аргументами и результатом. В некоторых функциях отношение определяется аргументами. Следующая функция ƒ делает выбор между двумя "подфункциями" на основе аргумента:





В коде для этого можно прибегнуть к помощи if / else:


function f(x) {
  if (x >= 1) {
    return (square(x) - x) / x;
  }
  return 0;
}

Основные функции


Наиболее распространенные математические функции представлены в JS встроенными функциями типа parseInt или parseFloat и методами объекта Math.


Пример функции знака или функции sgn в кусочно-заданной нотации:





const sgn = (x) => Math.sign(x);
// полифил
function sgn(x) {
  x = +x
  if (x === 0 || isNaN(x)) {
    return x;
  }
  return x > 0 ? 1 : -1;
}

Функции округления


Специальные скобки ⌊ ⌋ и ⌈ ⌉ представляют функции округления в меньшую и большую сторону, соответственно:






Код:


Math.floor(x);
Math.ceil(x);

Смешанные скобки ⌊ ⌉, как правило, представляют функцию округления до ближайшего целого числа:





Код:


Math.round(x);

Послесловие


Мы рассмотрели лишь верхушку айсберга. Для тех, кто хочет погрузиться в тему применения математики в коде глубже, советую взглянуть на этот репозиторий.


Пожалуй, это все, чем я хотел поделиться в данной статье. Надеюсь, вы, как и я, нашли для себя что-то интересное и не зря потратили время.


Благодарю за внимание и happy coding!




Комментарии (6)


  1. neword
    27.06.2022 15:48

    намного интереснее было бы привести варианты с использованием массивов и множеств, получится не только нагляднее и короче, но и быстрее. взять например array.reduce


    1. CoffinNail
      27.06.2022 16:36

      По-моему, array.reduce только затуманит голову новичка, а здесь написано в лоб, как надо, чтобы понять суть. Вообще, отход от обычного перебора, где наглядно отображаются операнды в коде - это от лукавого. Подобие reduce, как Вы пишете, имеет сильный смысл лишь в asm.


      1. neword
        27.06.2022 19:20
        +1

        Подобие reduce, как Вы пишете, имеет сильный смысл лишь в asm.

        ага, видимо вы с asm хорошо знакомы :) тем не менее, если вы собираетесь кодить что-то серьезное, то изучите все методы объектов array и set. это реально поможет разбираться в чужом коде


        1. CoffinNail
          28.06.2022 08:39

          Да, это так. Хотя в javascript нет особого смысла в оптимизации скорости выполнения, куда важнее читабельность. Скорость в яве зависит от архитектуры проги в целом - это, кстати, тоже необходимо понять новичку. Простота кода - это прежде всего наглядность. И будущий разработчик должен стремиться к такому коду. Я видел людей, который смогли написать свою первую прогу практически идеально по читабельности, это был шедевр, когда сам я не смог так написать, уже имея опыт в программировании. Было даже досадно. Со временем я отшлифовал методы программирования, и сейчас уже никакой код или стиль не удивит меня. Я считаю, это хорошая статья. Да, было бы неплохо привести еще пример машинного кода, вычисляющего длину вектора.


  1. CoffinNail
    27.06.2022 16:19

    Для новичков отличная статья, просто и понятно.


  1. Alek_roebuck
    29.06.2022 23:17

    Сигмы могут быть вложенными. При этом, выражение оценивается справа налево (сначала вычисляется крайняя справа сигма, затем вторая справа и т.д.), если для изменения порядка оценивания не используются круглые скобки:

    Это как, простите? Сперва суммируем непонятно что слева, а потом применяем результат к тому, что справа? Можно пример?

    Кстати, никто не называет по-русски сумму сигмами. Да и по-английски так не принято. И с некоторыми другими названиями вопрос спорный. Крышечка - это не циркумфлекс, хотя выглядят одинаково. Циркумфлекс - знак, имеющий фонетическое значение. В математике, да и в типографике, скорее всего (как минимум в латехе и в микрософтовской продукции), такая крышечка называется крышечкой или домиком, по-английски hat. Зачем использовать слова, которые, строго говоря, имеют другой смысл, и в любом случае не приняты в твоей области?

    Вообще, смысл статьи от меня ускользает. Предполагается, что читателям придется подсчитывать на джаваскрипте математические выражения, где используются значки, смысла которых читатели не понимают?