Что может быть более полезно для будущего, чем образование? 

Что может быть более полезно для образования, чем интерактивный QA-учебник, состоящий из 500+ страниц, 42 модулей, 42+ онлайн-тестов с 150+ вопросами от пяти QA-менторов с суммарным опытом 100+ лет?

Что может быть более полезно для кошелька QA-студента, чем когда это все бесплатно?

Этот учебник появился не потому, что миру нужен был еще один учебник по тестированию. Хороших QA-учебников предостаточно. Он появился, когда стало ясно, что и обучающимся самостоятельно, и, как ни странно, QA-преподавателям нужен несколько другой подход к обучению тестированию. Так появилась трехуровневая модель обучения, результатом которой этот учебник и стал. 

Но что не так с обучением? Почему самообучение тестированию редко когда бывает действительно эффективным? И почему многие хорошие преподаватели QA-курсов чувствуют свою беспомощность? 

8 правильных шагов самообучения (которые никто не делает)

Чтобы самостоятельно стать тестировщиком, нужно пройти следующие шаги:

Шаг 1. Поставить себе финальный дедлайн.
Шаг 2. Посмотреть какой-то базовый бесплатный онлайн-курс по тестированию.
Шаг 3. Прочитать книги.
Шаг 4. Получив первичные знания, составить себе адекватный учебный план. 
Шаг 5. Выполнять запланированные обучающие спринты.
Шаг 6. Найти интернатуру, стажировку или работу QA-фрилансера.
Шаг 7. Делать 20-30 откликов на вакансии в день.
Шаг 8. Оффер и трудоустройство!

Самый сложный шаг - №4. На каждом из шагов есть свои сложности и подводные камни, но обычно основные препятствия возникают в самом начале, так как у новичка нет понимания, что же все-таки нужно учить. И если позже у вас возникают проблемы с трудоустройством - это последствия предыдущих ошибок.

Но в любом случае, обучение начинается с просмотра каких-то материалов для начинающих.

Бесплатные материалы (и слишком мало практики)

В сети множество бесплатных или почти бесплатных обучающих материалов. Но мало подходящих для быстрого и качественного обучения.

1. Книги. Классическую литературу никто не отменял, и в любом случае ее надо будет прочитать. Но если ориентировать обучение только на нее, то возникнет синдром "погружаюсь во всё и не могу остановиться". Слишком большой объем информации ставит новичка в тупик. Сложно понять, где необходимый минимум знаний, а где - уровень опытных специалистов, который не потребуется джуну в первый год работы.
Серьезный минус - нет никакой практики. Незакрепленная практикой теория улетучивается из головы мгновенно. 

2. Обучающие ролики на YouTube. Многим материалы опытных QA-блогеров помогли войти в профессию. Такие видео позволяют сразу составить впечатление о профессии, узнать основные понятия, ознакомиться с тулами. Но добросовестные авторы роликов вроде "Тестировщик с нуля за 10 часов" сразу честно признаются, что подобных видео достаточно для базового понимания профессии, но не более. Посмотрев только видео, работу тестировщика не найти - это лишь стартовые знания.
Это и неудивительно - информационная насыщенность у речи ощутимо ниже текста. Час видео - это примерно 30'000 символов или 15 страниц текста. То есть десятичасовой видеокурс представляет из себя достаточно тонкую 150-страничную книгу.
Также у обучающих роликов есть та же проблема, что и у книг - это отсутствие практики.

3. Учебники. Среди них есть и очень хорошие - особенно если в них присутствуют блоки практики и самопроверки. Но у многих есть и минусы:

  • Или слишком узкоспециализированы или же наоборот - охватывают сразу множество тем, но написаны одним автором. Даже в такой узкой отрасли, как QA, сложно быть специалистом сразу во всем.

  • Не обновлялись уже несколько лет. Тестирование, как и любая другая отрасль IT, очень быстро устаревает. Классика остается классикой, но подходы и тем более конкретные инструменты меняются быстро.

4. Бесплатные и условно бесплатные курсы. Лучший вариант по соотношению цена/качество в случае, когда нет ограничения на продолжительность обучения и есть понимание, что такие курсы дают только первичные знания (см. 8 шагов обучения выше).

На Stepik и Coursera большой выбор QA-курсов, но есть всего несколько, которые не просто рассказывают “что такое тестирование”, но и дают минимальный набор для того, чтобы на выходе быть не “тестером”, которых на рынке переизбыток, а “QA-специалистом”. 

"Маловато будет" для трудоустройства
"Маловато будет" для трудоустройства

При подготовке этой статьи на вышеперечисленных ресурсах удалось найти только один курс, где например, была бы не только базовая теория тестирования, но и базы данных и клиент-серверная архитектура. У курса оценка 4.9, но все-таки не очень много практики - только 9 интерактивных задач.

Таким образом, ориентированному на поиск работы QA-студенту придется пройти, как минимум, несколько курсов на этих платформах, чтобы собрать “весь пазл”. А потом думать, как получить достаточный объем практических навыков.

Платное обучение (и почему хорошие преподаватели несчастны)

Платные курсы с преподавателем бывают самые разные по качеству и стоимости. Но даже мы, опытные QA-менторы, в свое время столкнулись с большой нерешаемой проблемой.

Если для бесплатных решений основная проблема “слишком мало практики”, то здесь - “слишком много знаний”.

Сложно одновременно и дать необходимый объем знаний, и уложиться в разумную продолжительность курса. И, что главное, сделать это всё при разумной еженедельной нагрузке. 

Большинство изучающих профессию тестировщика на платных курсах имеют возраст 27-40 лет. Как правило, это работающие и состоящие в отношениях люди, и немногие из них могут уделять учебе больше 10-15 полноценных часов в неделю. Но при этом каждый из них хочет по истечении ~6 месяцев начать работать по новой профессии. Если посчитать, то ~26 недель по 10 часов нагрузки каждая дают ~250 часов.

Поверьте, это очень ограниченное время, чтобы провести человека от стадии "полный ноль" до "готов приносить реальную пользу бизнес-проекту". Ведь 250 часов - это всего два месяца университетского обучения по три пары в день. При этом у многих вузов не получается подготовить адекватных специалистов и за пять лет.

Если же добавить большое число практики и обязательную интернатуру на реальном проекте, то времени на обучение остается еще меньше. В результате каждая отдельная лекция превращается в гонки со временем. Нужно за 120 минут успеть пройти по какой-то одной теме "базовые понятия", "более серьезный материал", "попробовать что-то практическое", "задать и ответить на вопросы", "выдать домашние задания". 

Для решения этой проблемы “нужно много чего изучить, но времени очень мало” на курсах часто используют подход “на лекции преподаватель дает всё по-максимуму, а студенты после лекции пытаются уложить это в голове и активно гуглят”. 
Как говорят в Яндекс Практикум - “В чем проблема, в конце концов в айти так все и работают”. 

И это действительно хорошо с точки зрения “прокачивания” навыков самостоятельного поиска информации. Но плохо из-за резкой демотивации студентов. 

  • “Зачем я платил деньги, если все равно приходится смотреть бесплатные лекции на ютуб?”

  • “Преподаватель объяснил одно, а в этом найденном мной материале говорят, что правильно надо делать наоборот”

  • “Я ничего не понимаю, наверное, эта профессия не для меня!” 

Всё это выбивает большое число студентов с каждого курса. На среднем курсе число “сходящих” составляет, в лучшем случае, 50%. При том,что не все из выбывших с обучения были так уж безнадежны. 

В результате, как ни странно, падает не только качество обучения студентов, но и качество работы преподавателей. Потому что преподаватели перестают получать адекватную обратную связь от студентов о качестве своих лекций.

Например, лекция очень перегружена материалами и не детализирована. Из-за этого студент при выполнении практического занятия ею не пользуется и обращается к статьям по теме, открытым лекциям на YouTube. Они помогают сделать студенту сдать домашнее задание качественно. Но преподаватель при этом лишается возможности объективно оценить качество своей лекции. Хорошо сделанное студентом ДЗ - это показатель того, что лекция была проведена хорошо? Или наоборот, лекция была очень плохой, и студент даже не стал ее пересматривать, а обратился к другим, более качественным источникам? 

Какие выводы в такой ситуации делает не самый выдающийся преподаватель? Он видит и отстающих студентов (которые не смогли ничего понять по лекции), и успевающих (которые не поленились и нашли другие источники информации). Преподаватель логическим путем приходит к тому, что раз есть успевающие студенты, значит лекция хорошая, а неуспевающие просто ленятся и не хотят учиться. Значит, лекция в порядке и не требует никаких улучшений.

Добросовестный же преподаватель продолжает мучиться в попытках решить нерешаемое “создать качественного специалиста за полсеместра”.

Трехуровневая модель обучения “базовое + самотестирование, продвинутое, сложное ДЗ”

“100-летний QA-учебник” появился в результате разработки концепции, которая повышает эффективность обучения, явно разграничивает, что и когда студент должен “гуглить”, а также исходит из того, что обучение IT-специальности без большого объема практики - впустую потраченное время.

Материал каждой из изучаемых тем разбивается на три уровня сложности. 

На первом, базовом уровне, обучающемуся подробно разжевываются первичные понятия.
На втором, продвинутом, он или самостоятельно, при помощи указанных статей, или под руководством преподавателя, погружается в более сложные моменты.
На третьем уровне он должен сделать некоторую практическую работу.

Что важно, тесты и практические задания начинается не на последнем, третьем, уровне, а присутствуют и на первых двух.

Чуть подробнее про каждый уровень.

Базовый материал

Понятно объясненные простые вещи не должны вызывать вопросов. Если на основе полученных в школе знаний человек не может за ограниченное время понять, что такое двойная бухгалтерская проводка, в чем принцип работы электромотора или как работать с геометрической проекцией трехмерной модели на плоскость, то дальше двигаться бесполезно. Студент явно выбрал не свою профессию.

Именно такие базовые понятия содержит первая глава каждой темы  “100-летнего QA-учебника”. В ней, доступно, на пальцах, объясняются первичные понятия. Естественно, это сопровождается и необходимым визуальным материалом.

Весь базовый материал - авторский и не содержит ссылок на внешние ресурсы. Он создан QA-менторами с опытом работы в профессии от 10 до 25 лет.
Учить что-либо без самоконтроля бесполезно, поэтому в конце каждой темы идет интерактивный тест, содержащий несколько вопросов.

Скрин из учебника
Скрин из учебника


Если обучающийся прошел тест - значит, он может быть уверен в том, что он понял основную концепцию. Дальше он готов к усвоению продвинутого материала.

Такого базового материала в учебнике более 500 страниц.
Тестирование не такой уж и простой вход в IT, как заявляют маркетологи многих курсов, правда?

Продвинутый материал

После базового материала происходит разделение в зависимости от типа ученика.

Потому что данный учебник как предназначен для всех желающих заниматься самообразованием, так и используется на профессиональных курсах. Кстати, именно поэтому мы и выложили его в открытый доступ - чтобы все желающие могли помочь сделать его лучше.

Для самостоятельно обучающихся студентов

Скорее всего вы читаете этот текст, или потому что хотите учиться тестированию самостоятельно, или потому что уже где-то обучались и хотите освежить знания.

Для вольнослушателей в продвинутом блоке указаны ссылки на внешние материалы, требующие самостоятельного изучения. Это могут быть статьи, презентации, материалы на YouTube. 

Внешние материалы не вносились внутрь учебника потому, что иначе бы он, во-первых, приобрел огромный объем, и его постоянное обновление стало бы слишком сложной задачей. Во-вторых, учебник перестал бы быть авторским, и могли бы возникнуть проблемы с правообладателями.

В чем ценность данного блока для обучающихся самостоятельно? Ссылки даны только на действительно необходимые материалы. Для самостоятельно обучающегося студента это означает, что ему не придется изучать все материалы подряд, не представляя, что из этого ему действительно потребуется для получения первой работы джуна, а что является знаниями “на вырост” для более высоких должностей.

Для студентов курсов, на которых используется данный учебник

После прохождения базового материала по конкретной теме студенты курса готовы к занятию с преподавателем уже по продвинутому материалу. 

Работа преподавателя на лекции упростилась - студенты курса уже знакомы с базовыми понятиями, прошли тест - поэтому у него больше времени на продвинутые темы. Еще у преподавателя появилось дополнительное время на контрольные блоки внутри лекции. Теперь он может не просто идти по материалу и периодически задавать вопрос “всем ли понятно?” Ведь этот вопрос  - ложный помощник преподавателя. Тишина в ответ на него может означать как и “да, всем все понятно”, так и “никто настолько ничего не понял, что даже не может сформулировать вопрос”. Или банально “стесняется первым показать незнание”. По результату всех контрольных блоков каждый студент за время занятия должен быть опрошен хотя бы один раз. Понятно что это доступно для групп с относительно небольшим числом студентов, в пределах 20.

Домашнее задание (и обязательно ищем ментора)

Изучать любую IT-специальность без значительной практики бесполезно. И в учебнике это учтено. Ранее, при изучении базового материала, студент прошел онлайн-тест. Позже, при изучении продвинутого материала, он также столкнулся с практикой. При самообучении - выполняя задания в некоторых из внешних ресурсов, например, эмуляторе линукс. При участии на курсе - отвечая на вопросы преподавателя и участвуя в практических занятиях. 

Настало время более глубокой практики - выполнения домашнего задания. Оно есть в конце каждого обучающего блока.

Домашние задания - сложные. Правильный ответ домашнего задания - это выполнение какой-то работы, а не угадывание правильного варианта, как это можно сделать в онлайн-тестах. В случае обучения на курсе выполненное домашнее задание проверит и даст обратную связь, естественно, преподаватель.

Для обучающихся самостоятельно наступает важный момент поиска тестировщика-волонтера с опытом, который поможет через проверку домашних заданий. 
Самообучающемуся студенту рекомендуется договориться с QA, имеющим хотя бы минимальный опыт, который готов поволонтерить и потратить на проверку ДЗ в районе 1 часа в неделю. Найти такого человека, понятно, непросто, но это наиболее эффективный вариант самостоятельного обучения и главное для успешного вхождения в IT. 

Где искать менторов?

  1. Знакомые знакомых. Если среди ваших знакомых есть кто-то, кто имеет отношение к IT, имеет смысл попросить его поспрашивать у своих знакомых.

  2. Группы, каналы, форумы по тестированию. Хороший it-специалист - тот, кто постоянно развивается. Если уже работающий тестировщик посещает вышеуказанные места в поисках новых знаний, то он - отличный кандидат для того, чтобы стать вашим ментором.

  3. Специализированные ресурсы, позволяющие бесплатно найти подходящего ментора.

  4. Телеграм-группа “Как стать тестировщиком?”, которую модерируют QA-менторы, создавшие данный учебник. Сразу предупредим, что мы сами не сможем стать вашими менторами.

Зачем ментору тратить на вас время?

Некоторые менторы берут деньги за свои услуги, а некоторые - нет. 

Качество ментора не зависит от того делает он этого бесплатно или нет. Единственным минусом бесплатного ментора является то, что в какой-то момент он может потерять интерес, и у него появятся более важные дела. Но в этом нет ничего страшного - он уже сделал для вас доброе дело, и вы можете начать поиски другого ментора.

100-years QA-textbook

Что такое в результате “100-летний учебник”? Это интерактивный учебник, который содержит 500+ страниц с базовыми знаниями (да, 500 страниц - это только база тестирования) на тему тест-дизайна, требований, документации, уровней тестирования, баз данных, трехзвенной архитектуры, Linux, сетей, сервисов, методологий разработки и начал автоматизации. Для продвинутых же знаний в каждой лекции даны ссылки на необходимую литературу.

Интерактивность учебника заключается в том, что в нем не только теория в текстовом и графическом виде, но и онлайн-тесты, которые нужно пройти, чтобы подтвердить свои знания.

Скрин из учебника
Скрин из учебника

В данный момент учебник на английском, хотя и создан изначально русскоязычными QA-специалистами. Сейчас мы ищем инициативного переводчика-волонтера, поэтому вскоре появится и русскоязычный учебник.

Почему учебник будет полезен самообучающемуся новичку

1. Написан группой менторов с общим опытом более 100 лет в IT

Именно поэтому мы его и назвали “100-years QA-textbook” (а не потому, что учиться по нему придется целое столетие). Каждый из авторов - it-профессионал именно в своей подотрасли, а не во всех сразу. И знает, как донести именно свой материал лучше всего.

2. Полный набор первой помощи

Учебник затрагивает важные темы, которые часто остаются за рамками большинства курсов. Тест-дизайн, Linux и многоуровневая архитектура приложений - это то, что превращает бездумного "кнопкодава" в действительно понимающего профессионала.

Для студентов курсов, в которых используется этот учебник, он дает возможность стать профессионалом уровня Pre-Middle сразу после прохождения стажировки (если таковая присутствует в курсе).

3. Трехуровневое обучение

Все материалы разбиты на три уровня:

  • Легко усваиваемый базовый материал по теме (это основной контент этого учебника).

  • Продвинутый материал по этой же теме- представлен в виде ссылок на внешние материалы.

  • В конце - объемное домашнее задание.

Теперь не надо испытывать стресс, попадая сразу на сложную статью, из которой вообще ничего непонятно, а можно двигаться с постепенным ростом нагрузки.

4. Учитывает, что IT - это область, где теоретические знания без практики бесполезны

Поэтому:

а) В конце каждой главы учебника есть quiz, который вы должны пройти для самопроверки.
б) После изучения каждой продвинутой темы вы должны выполнить домашнее задание. 

5. Постоянно обновляется, так как постоянно используется

Данный учебник постоянно используется создавшими его QA-менторами при обучении студентов, а это значит, что он постоянно обновляется.
Вы же можете внести свой вклад, если выскажете свои предложения по улучшению.

Доступ к учебнику

Учебник доступен для всех обучающихся бесплатно.

Для QA-курсов - тоже. (По лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International license. Allowed to distribute, remix, adapt, and build upon the material in any medium or format, including commercial use, so long as attribution is given to the creator).

Для работы с учебником можно даже не регистрироваться (но лучше это сделать, если хотите сохранить прогресс обучения).

Начать обучение

В планах на первое полугодие 2023 - такой же бесплатный интерактивный учебник для всех желающих, но уже по автоматизации. Уведомления об обновлениях выходят в телеграм-канале Становимся тестировщиком.

Комментарии (11)


  1. lxsmkv
    13.01.2023 06:16
    +1

    Как-то все это похоже на "Выучи Х и станешь Y". Хотя все знают, что эта формула по сути вранье. Учиться нужно постоянно, и в лучшем случае она должна выглядеть как "Для работы в качестве Y может быть полезным знать X" И тогда оказывается, что полезным может быть все.

    Я например в молодости читал Лебедева по дизайну, и могу аргументированно доносить нефункциональные баги в пользовательском интерфейсе до "стейкхолдеров". И это невероятно полезный навык, понимать азы правильного устройства интерфейсов. И что еще важнее как аргументировать убедительно, но не обидно.

    Или например, как насчет навыка письма и общения. Я должен сказать, что комментирование на хабре и других платформах здорово прокачало мои коммуникационные навыки за пару лет. Потому что для этого сперва нужно иметь мнение, а потом постараться выразить его так чтобы никому не навредить, даже если это критика. А тестировщик он всегда критик (в хорошем смысле этого слова). Не критикан, а критик. Для этого нужно развивать критическое мышление. Задаваться вопросами. А почему так. Не принимать все на веру. Спрашивать себя "а что если".

    А что касается практики - пожалуйста, бесплатная практика:

    1. Берем любую опенсорсную софтину.

    2. Разбираемся в ее устройстве.

    3. Находим в ней ошибки.

    4. Открываем багтрекер проекта.

    5. Регистрируемся.

    6. Пишем багрепорт с учетом гайдлайнов проекта.

    7. Ждем когда баг категоризируют, распределят и начнут над ним работу

    8. Отвечаем на дополнительные вопросы разработчика. Помогаем ему тестировать дополнительные сценарии, чтобы точнее выявить условия проявления нежелательного поведения.

    9. Ждем когда баг починят и тестируем новый релиз

    10. Profit Опыт.

    Эти багрепорты публичные и на них можно легко сослаться, нет NDA. Создайте свой репозиторий на гитхабе и храните там ссылки на свои багрепорты. Понадобиться сослаться в резюме - удобно, одной ссылкой. Будет еще и подтверждение минимального опыта работы с Git. Ну и не будем забывать, что работа над опенсорсом у всех в почете.

    Домашнее задание:

    Найти публичные багтрекеры десяти опенсорсных проектов в интернетax.

    Полезное упражнение: воспроизведите чужой баг
    Коли вы уже нашли публичные багтрекеры - покопайтесь в них, найдите открытый баг подходящий для воспроизведения в вашем окружении, воспроизведите его. Упражниение полезно в первую очередь для того, чтобы понять недостатки в багрепортах и самому стараться в будущем этих недочетов избегать.

    Еще одно упражнение: Возьмите любое известное вам приложение, например на мобильном телефоне. Проследите за тем как именно вы пользуетесь определенной функцией. Опишите эту функцию в виде тестового сценария. Возьмите другое устройство, и проверьте работает ли этот сценарий на нем.

    P.S.:
    Лайфхак
    , если не знаешь что можно тестировать в приложении. Я недавно пробовал ChatGPT и попросил его подсказать тестовые сценарии для <тип приложения>. И получил список вполне годных идей.


    1. lxsmkv
      13.01.2023 06:56

      Кстати, пользоваться публичными багтрекерами исключительно полезный практический навык. У меня на текущем проекте было сразу два случая, когда мне удалось найти известную ошибку в версии используемой опенсорсной библиотеке и сослаться на нее. И починка заключалась соответственно в обновлении библиотеки. И когда ты заходишь с таких козырей на проекте, то твоя репутация среди разработчиков сразу растет на порядок.


    1. lilia_urmazova Автор
      13.01.2023 08:51
      +1

      У Вас всё правильно написано про наработку первого прикладного опыта.
      Только непонятна эта первая фраза:

      "Как-то все это похоже на "Выучи Х и станешь Y". Хотя все знают, что эта формула по сути вранье."

      Ведь получение теоретических знаний и получение опыта - это две разных активности.

      Можно идти циклически, как в Вашем примере - получить прикладной опыт, понять что еще нужно узнать из теории, изучить ее, потом получить по ней опыт. И так далее.

      Можно идти прямолинейно - сразу получить весь пул нужных теоретических знаний, на каждом этапе закрепляя их учебной практикой (самотестирование, ДЗ). А потом уже переходить к прикладному опыту "в полях" - краудтестинг, фриланс, интернатура или везение с получением первой работы с нулевым опытом.

      И тот и другой способ рабочие, только второй будет в несколько раз короче по времени.


      1. lxsmkv
        13.01.2023 09:57

        Я имею ввиду, что знание методов ручной обработки металла не делает из человека кузнеца. Хотя и безусловно полезно. И нужно это понимать. Профессию получают через практику. Она формирует конкретного человека, умножаясь на его личные качества. Возьми двух тестировщиков прошедших один и тот же курс обучения и это будут два разных тестировщика.


        1. lilia_urmazova Автор
          13.01.2023 10:13

          Несомненно. Вопрос в поиске золотой середины между "я прочитал 30 учебников по хирургии, но скальпеля в руках не держал" и "зачем тратить время на теорию - я учусь на практике, оперируя своих знакомых; почти все говорят спасибо".


  1. Wolonter
    13.01.2023 08:55
    -1

    Есть небольшая проблема: учебник не по тестированию. В первых семи из ста блоков тестирование не упоминается вообще. Это очередная попытка собрать и коротенько описать все знания отрасли, что по определению провальная затея.

    Если эту статью прочел начинающий, мой совет: вместо этого учебника, по верхам бегающего по всем темам, лучше основательно заняться темами, на которые в нем есть обзор: DBA, архитектура nix систем, программирование и многое-многое другое. По каждой из этих тем есть приличные обучения, книги, курсы.


    1. lilia_urmazova Автор
      13.01.2023 10:01
      +1

      В первых семи из ста блоков тестирование не упоминается вообще.

      Вы не поверите... В первой обзорной главе учебника специально написано:

      The textbook is divided into modules. The first modules are the IT basics,
      and only then there are the Software Testing modules.
       

      We believe that it is impossible to understand testing without knowledge of IT basics.

      Это очередная попытка собрать и коротенько описать все знания отрасли, что по определению провальная затея.

      То что вы видете по ссылке - это не первый релиз учебника. Первая его версия появилась почти год назад и уже обкатана в закрытом режиме на нескольких десятках QA-студентов. Общие затраты пяти менторов уже давно ушли за 1000 часов и каждый из них несколько обидится, если узнает, что его модуль "описан коротенько".

      Для общего понимания объема учебника (т.к. пару недель блоки после 7-го еще будут продолжать переезжать из старого формата в новый):

      INTRODUCTION TO THE PROFESSION
      01 IT fundamentals overview
      GET READY FOR TESTING - HOW OS WORKS
      02 Linux: Basic commands
      03 Linux: File system
      04 Linux: Symbolic links
      05 Linux: File creation and management
      06 Linux: Directory creation and management
      07 Linux: Users and Groups
      08 Linux: Processes and Services
      09 Linux: Environment exploration
      GET READY FOR TESTING - HOW NETWORKS WORK
      10 Networks Basics
      11 Network Layer
      12 Application-layer Protocols
      GET READY FOR TESTING - HOW DATABASE LEVEL WORKS
      13 DB: Relational Theory Basics
      14 DB: SQL Basics
      15 DB: SQL Joins
      16 DB: SQL Subqueries
      GET READY FOR TESTING - HOW BACKEND LEVEL WORKS
      17 Backend: REST
      18 Backend: Postman and Development Tools
      GET READY FOR TESTING - HOW UI LEVEL WORKS
      19 UI: UI Objects Basics
      20 UI: UI Script basics
      GET READY FOR TESTING - LOOKING FOR ERRORS ON ALL THE LEVELS OF APPLICATION
      21 Troubleshooting: 3-tier Applications bugs localization
      22 Troubleshooting: Simple failures in 3-tier architecture
      23 Troubleshooting: Complicated failures in 3-tier architecture
      TEST ANALYSIS: REQUIREMENTS
      24 Requirements: Sources and types
      25 Requirements: UML
      26 Requirements: Questions to analyst and assessment
      TEST DESIGN
      27 Testing Classification: Levels of testing
      28 Specification-based testing: Equivalence classes and boundary values analysis
      29 Specification-based testing: Decision tables, pairwise, use-case-based, state-transition and other methods
      30 Experienced-based testing: From monkey to exploratory testing tours
      31 Static testing: Review, other methods
      TEST DOCUMENTATION
      32 Test documentation: Test cases, check lists, test plans
      33 Test documentation: Test strategy, Test management system, Test suites
      DEFECT TRACKING
      34 Defect tracking: Bug report, Defect management system
      35 Test Suites and Test Runs SDLC
      36 SDLC: Different methodologies
      37 SDLC: Agile
      USEFUL TOOLS
      38 Useful tools: Git
      39 Useful tools: Docker
      40 Useful tools: MQRabbit
      AUTOMATION BASICS
      41 Automation basics: Communication with automation team
      42 Automation basics: Gherkin

      Каждый пункт - это фундаментальный материал по теме (который и составляет основной объем из 500+ страниц), quiz из 3-10 вопросов по ней, ссылки на продвинутый материал, простая ДЗ, продвинутая ДЗ.


      1. Vanirn
        13.01.2023 11:54

        40 Useful tools: MQRabbit

        Только полное имя кролика - RabbitMQ


        1. lilia_urmazova Автор
          13.01.2023 12:07

          Спасибо. Коммент, увы, уже не отредактировать. В учебнике таких тупых опечаток не должно быть - сначала перекрестное ревью двумя другими менторами, потом волонтерами, потом уже в прод.


  1. spooph
    13.01.2023 19:27

    Если вдруг это будет читать тот, кто хочет изменить свою жизнь и стать айтишником - вот совет на миллион - никогда не становитесь тестировщиками, кем угодно, но только не тестировщиками. Просто запомните этот твит :) Не благодарите за годы вашей жизни, которые я прямо сейчас спас от пустой траты своим советом


    1. lilia_urmazova Автор
      13.01.2023 19:54
      +3

      А еще не становитесь разработчиками (технологии слишком быстро меняются), дата аналитиками (там сплошные ложные корреляции), нейросетевиками (машины нас убьют в результате), менеджерами проектов (слишком нервно), владельцами продукта (пользователи сами не знают что хотят) и т.д. :)