Спойлер: договоры, дополнительные соглашения, счета, закрывающие акты, акты сверки. Читаю для вас главу из «Книги нормального фрилансера», в которой рассказываю о том, зачем нужен каждый из этих документов, и как один за другим они появлялись в моей фрилансерской практике.

В начале хочу сделать важную ремарку. Статья, которую вы прочитаете ниже, — это глава из книги, читатели которой уже погружены в контекст. Контекст того, что автор — это проектировщик информационных систем, который предоставляет сложную, дорогую и растянутую во времени услугу. Не всем подойдёт такой способ ведения дел. А теперь поехали:

Если каждую услугу исполнять по договору,
Сколько ж времени потратишь на бумагооборот?
Лучше это время с пользой провести, пытаясь вспомнить,
Где дедлайн, когда оплата и о чём вообще проект.

После того как клиент соглашается с коммерческим предложением, работу фрилансера могут сопровождать следующие документы.

Договор на оказание услуг. Этот документ содержит в себе информацию о том, кто и когда его заключил, кто за что отвечает, кто что делает в какие сроки и что будет происходить в случае непредвиденных обстоятельств. Мой договор состоит из двух частей: основного текста и приложения, подробно описывающего состав будущих работ. В случае, когда услуга не объёмная, я могу обойтись и без приложения, вставив её описание в основной текст.

Помню, как сильно меня волновал вопрос: а как же присваивать номера договорам? Я ожидал, что есть какой-то стандарт, требования. Но на деле всё оказалось просто. Номер может быть почти любым сочетанием букв, цифр и спецсимволов. А ещё номера могут повторяться в течение года, это тоже не страшно. Главное, чтобы уникальность договора подтверждалась одновременно двумя вещами: номером и датой.

Кстати, если в начале очередного года мой первый клиент появлялся в феврале или марте, я мог придумать такой номер договора, который говорил бы, что это уже на самом деле не первый мой проект в этом году (например, П-005-15; здесь зашифрован тип работ, номер договора и год). Почему-то мне казалось, что клиенты будут хуже ко мне относиться, если по номеру договора заподозрят, что я несколько месяцев сидел без работы.

Сначала я взял за основу договор своего бывшего работодателя. Затем он немного видоизменялся от клиента к клиенту. Упрощался, становился краше с точки зрения форматирования, дополнялся новыми моментами, волнующими моих заказчиков.

Если бы я начинал свою деятельность сегодня, то легко нашёл бы подходящий образец договора в Интернете и взял его за основу.

Клиенты, получив договор, зачастую отправляют его своим юристам. Интересно наблюдать, как в некоторых случаях документ просто не читают и не дают никакой обратной связи. Иногда его, наоборот, комментируют слишком рьяно, опасаясь за многие моменты: то, чей труд может быть использован, какие штрафы нужно платить в случае нарушений, кому принадлежат исключительные права на результат работы. В начале пути, когда приходилось «жить от проекта до проекта», меня очень волновали такие правки, и, каждый раз получая их, я расстраивался. Боялся и переживал, что таким образом клиент «готовится к войне» и активно выражает недоверие. Плюс каждая такая итерация с правками оттягивала дату начала работ.

Позже, когда я уже не зависел от денег каждого следующего клиента, то не только спокойно относился к правкам и комментариям, но и проявлял искреннее любопытство. Отсутствие страха быть обманутым отрезвляло и позволяло понять, что клиенты и их юристы вовсе не пытаются найти способ взять от меня по максимуму, а хотят защититься от некомпетентности незнакомого исполнителя. Когда тот же клиент заказывал что-нибудь во второй и в третий раз, в договоры уже не вчитывались (только в приложения к ним).

Чтобы договор вступил в силу, необходимо его распечатать и подписать в двух экземплярах. Сегодня уже широко распространены сервисы, позволяющие использовать ЭЦП, электронную подпись, в документообороте, чтобы не нужно было отправлять туда-сюда подписанные документы по почте, но я, к своему стыду, ещё ни разу ими не пользовался. Однако по долгу профессии разобраться с тем, как это работает, всё же пришлось.

На моей практике договоры, подписанные до начала работ, появлялись не чаще трёх раз из десяти. Обычно клиент знакомился с документом в электронном виде и оплачивал выставленный счёт, оставляя прочие формальности «на потом». Это небезопасный подход, но на фрилансе встречается повсеместно. В моём случае истинным гарантом того, что клиент принял условия и готов работать, был авансовый платёж, переведённый на мой счет.

Счёт. Этот документ содержит реквизиты исполнителя, наименование работ со ссылкой на договор и сумму, которую необходимо заплатить. Работая по стопроцентной предоплате, я отправляю клиенту счёт сразу вместе с договором и приступаю к работе, когда деньги поступают на расчётный счёт (а иногда и раньше, когда клиент присылает платёжное поручение с отметкой банка, то есть документ, подтверждающий, что он поручил банку перевести мне деньги).

Раньше, когда я разбивал работу на этапы и брал за них оплату отдельно, приходилось формировать и отправлять несколько счетов. Это было не очень удобно. Мне кажется, что если клиент не отдаёт последние деньги, ему проще заплатить сразу. Во всяком случае я сам, выступая в роли клиента, именно так и поступаю.

Счёт достаточно отправить заказчику в электронном виде. Подписывать и хранить его в бумажном виде необязательно.

Акт о завершении работ. После того как всё выполнено и клиент остался доволен, необходимо подписать акт о завершении работ. В этом документе перечислены реквизиты исполнителя и заказчика, наименование работ со ссылкой на договор, общая сумма сделки и текст о том, что заказчик претензий к исполнителю не имеет и всё было сдано в срок. Фраза от клиента «всё ок, высылайте акт» — почти такая же приятная для фрилансера, как «договор посмотрел, высылайте счёт — и поехали!».

Акт важен для бухгалтерии. Его обязательно нужно распечатывать, подписывать и обмениваться с клиентом (либо использовать для этого ЭДО и ЭЦП, то есть, электронный документооборот и электронную цифровую подпись). Он подтверждает выполнение работ по договору и завершение сделки.

Акт появляется уже в тот момент, когда всё сделано, и клиент с исполнителем расслабились. Поэтому ни у кого нет мотивации возиться с ним. Поначалу я просто не уделял внимания этому документу, и через полгода-год ко мне стучались печальные бухгалтера клиентов. Они объясняли, что акт нужен им для подтверждения израсходованных средств. Что хранить весь комплект документов необходимо целых пять лет. И чтобы я немедленно выслал им подписанный экземпляр.

Один из таких бухгалтеров самостоятельно распечатал акт, подписал у своего руководителя и отправил мне по почте, вложив в конверт ещё один конверт с уже написанным обратным адресом. Мне понравилась такая забота, и после того случая я стал делать точно так же. А в какой-то момент ввёл в качестве обязательного правила брать работу над всеми сопровождающими документами на себя, чтобы моим клиентам и их бухгалтерам было комфортно со мной сотрудничать.

Кстати, практическую важность акта я осознал, когда однажды ко мне постучался один из старых клиентов. Он приготовил комплект правок в проект, который я сдал ему за год до этого. И у меня не нашлось ни одного обоснования, почему я не должен эти правки вносить. Пришлось вспоминать проект, вносить правки и отправлять клиенту акт о завершении работ.

Дополнительное соглашение к договору. Если в результате работы возникают какие-то дополнительные задачи либо меняется состав изначальных работ, то можно оформить дополнительное соглашение к договору. А можно заключить новый. Тут уж как кому удобнее.

Работы по дополнительному соглашению точно так же сопровождаются выставленными счетами, если это необходимо, и могут быть закрыты своим отдельным актом.

Акт сверки. Об этом документе я узнал совершенно случайно, проработав в качестве ИП на фрилансе уже больше пяти лет. Бухгалтер одного из клиентов прислал мне письмо с документом, в котором были перечислены все договоры и акты между ООО клиента и мной в роли ИП. Он попросил меня проверить, всё ли там верно. Причём письмо было сформулировано таким образом, что отсутствие ответа с моей стороны трактовалось бы как молчаливое подтверждение, что в акте сверки содержится достоверная информация. Я, разумеется, всё проверил. Ошибок не было. И уже после этого побежал в Интернет за подробной информацией о том, что это только что было.

Акты сверки нужны для того, чтобы убедиться в правильности информации о сделках между заказчиком и контрагентом (то есть исполнителем). Речь идёт об их количестве и суммах денег. Акт сверки может подготовить бухгалтер клиента, а может и попросить фрилансера сделать это. За все годы работы я трижды столкнулся с этим документом. И в третий раз нашёл в акте несколько ошибок. Ошибки были как в составе договоров, так и в суммах сделок. К счастью, у меня хранилась вся необходимая документация по этому клиенту, чтобы бухгалтер смог привести дела в порядок.

Со всеми вышеперечисленными документами я работал в качестве ИП на фрилансе. Однако их суть актуальна для любых сделок между людьми. В качестве договора может быть использовано электронное письмо или сообщение в мессенджере. В качестве счёта — такое же сообщение с реквизитами и суммой. Вместо акта — зафиксированные в письменном виде слова клиента о том, что он принимает работу и не имеет претензий к результату. Даже акт сверки — это, по сути, набор всех предыдущих договорённостей, зафиксированных где-то в письменном виде, к которым можно обратиться, чтобы вспомнить, что там было.

Чем больше договорённостей записано, тем проще избежать конфликтных ситуаций. Люди со временем не только забывают многие вещи, но и формируют ложные воспоминания о них. А документальные записи — самый верный способ решить эту проблему до её появления.


Прочесть «Книгу нормального фрилансера» можно бесплатно на сайте. Там же можно и поддержать автора, купив электронную версию книги. Присоединяйтесь и к Телеграму, я там тоже много всякого полезного пишу.

Комментарии (9)


  1. smple
    21.01.2023 01:26
    +2

    тоже работаю как ип несколько лет в том числе и с иностранными заказчиками, там нет такого понятия как акт выполненных работ например у них считается если оплатил и не начал оспаривать в суде то все ок

    В России сейчас тоже МОЖНО работать без актов, его чаще я видел что называют "Акт выполненных работ", для этого в договоре можно указать что стороны договорились работать без актов выполненных работ, оплата подтверждает качество работ, но как можно понять это удобно работает в ПОСТ оплате(когда оплата после выполнения работ происходит), акт на самом деле более необходим ИСПОЛНИТЕЛЮ!!!!!, чтобы потом не подали в суд и не сказали что вот мы оплатили, а вы работу не сделали, давайте деньги назад, а ты такой ОПА, вы работы приняли вот акт.

    В договоре в первую очередь необходимо обращать внимание на предмет договора, я например работаю на патенте и желательно прописать чтобы предметом договора было то что в патенте (Услуги по разработке программ для ЭВМ, заключающиеся в постановке поручений в jira, trello и тд).

    Следующий пункт это порядок оплаты (предоплата или постоплата), главное не вводить ограничений что например оплата каждое 10 число месяца (если другая сторона не сможет их выполнять), например имея такой пункт и заказчик оплатит 11 числа, у налоговой могут быть вопросы, почему в договоре 10 число, а деньги пришли 11 (договор не подходит под обоснование), самое простое такое допником (доп соглашением к договору) что стороны договорились что оплата за ..... будет осуществлена 11 числа, вообщем тут надо быть внимательным и четко понимать порядок оплат, с одной стороны фиксировать крайний срок оплаты чтобы можно было требовать деньги в том числе в судебном порядке.

    Следующий важный пункт это порядок урегулирования и куда жаловаться на нарушения, на что я бы стал обращать внимания.

    Ковид вновь людей научил обращать внимание на форсмажоры

    Ну и еще важная часть это порядок расторжения договора, как его можно расторгнуть.

    Помимо договора, например существует оферта (предложение заключить договор) его особенность в том что для согласия (подписи) может не требоваться ЭЦП для подписи, а может выступать акцепт (какое то действие, например перевод денег) что помогает в случае работы с иностранным заказчиком. Также существуют еще "договор-счет", "оферта-счет", а при условии что в некоторых случаях можно работать без актов этот же документ может быть и одновременно актом, например таким документом очень удобно получать деньги от заказчика из за границы, где прописываются набор условий (в шапке перечисляются услуги, суммы это по сути предмет договора) далее указываются способ акцепта (оплата в полном объеме по окончанию работ, может быть и перевод 1 рубля до начала работ тоже, но я так не делал), далее указывается остальные пункты, таким документом удобно проходить ВЭД в банках принимая swift платежи (когда они раньше еще были), при этом с заказчиком может быть еще один договор о неразглашение NDA причем западному заказчику достаточно чтобы ты распечатал договор подписал, сделал скан (или фото) и отправил его на почту (электронную) им, для них этого уже достаточно (в других юрисдикция)

    в общем все это крайне сложно и требовало много времени на изучение и я понимаю что я по факту не знаю ничего :) было бы хорошо собраться фрилансерам и скинуться и получить консультацию у хорошего юриста что и как надо делать чтобы минимизировать последствия и да я знаю о правилах ведения бизнеса в России.


    1. swanrnd
      21.01.2023 02:21

      Акт нужен исполнителю, что бы показать, что работа выполнена. Акт нужен заказчику, что бы принять работу и получить авторские права.
      Это общий случай.

      А так можно все сделать в договоре. Все нюансы, акцепты и так далее.

      Насчет сроков, тут больше выносит валютный контроль, а не налоговая. Налоговой все равно. Получили деньги, платите 6%, а за валюту уже следят иначе.

      А насчет сложно и юриста, это реально полезно. Я столько подводных камней узнал, когда мы делали договор. Вообще это полезно и стоит потраченных усилий.
      Вот, мы убрали счет+акт, остался лишь отчет. Сделали классную лазейку, что бы можно было без ЭДО обойтись и вообще принять по email документ.


      1. smple
        21.01.2023 02:38

        опять же напомню я не специалист (не юрист и не эксперт в спорах в судах и НК РФ просто читал :) )

        Насчет сроков, тут больше выносит валютный контроль, а не налоговая

        Например в ситуации когда оба заказчика из России и один из них еще и с НДС работает (чаще заказчик), то при его проверке могут смотреть договора и если там зашита дата строго, а перевод был в другой день то могут возникнуть вопросы, решается это допником, знаю случаи когда в налоговой им намекали принести такой документ чтобы снять вопросы.

        Сделали классную лазейку, что бы можно было без ЭДО обойтись и вообще принять по email документ.

        Прочие условия, стороны договорились что документы переданные по электронной почте (указание почты в договоре в реквизитах) имеют силу простой электронной подписи - эта лазейка ? подобным образом можно и акты выполненных работ отправлять, что сторона должна предоставить мотивированный отказ от подписи в течение 10 дней или считается что работа принята и уведомление о расторжение

        А насчет сложно и юриста, это реально полезно

        Да я полностью согласен с этим, но тут проблема найти хорошего специалиста.

        получить авторские права.

        Авторские права это прямо целый новый мир, прекрасно понимаю что меня он касается, но там есть права которые отчуждаемые и не отчуждаемые и прочее, тут мне пока совсем не понятно как оно работает.

        Акт нужен заказчику, что бы принять работу

        Это я так понимаю в вашем случае когда он работу оплачивает авансом то ему акт необходим, а если оплата идет по факту сделанного, то платеж может гарантировать приемку работы или я не правильно понимаю ?

        При этом оплату всегда можно разбить на несколько частей, хоть последний рубль оплатить подтверждая приемку работы, ну или отправлять акт на электронную почту.


        1. swanrnd
          21.01.2023 14:36

          Насчет лазейки почти все так, но предупредили про риски, и что именно прописать, что бы если будут проблемы в суде.

          Вот, я раньше был исполнителем, то щас больше заказчик.
          Для меня щас главное это получение прав на работу. То есть все равно, хоть криптовалютой рассчитаемся. Но главное переход прав и мы вынесли в отдельный договор.
          То есть схема такая. Сначала работаем по договору, можем с актами, можем без. А потом отдельный на отчуждение прав.


        1. me21
          21.01.2023 14:52

          Я думаю да, если оплата по факту, то можно в договоре прописать, что факт оплаты означает согласие с объёмом и сроком выполненных работ, и обойтись без отдельного акта.


  1. swanrnd
    21.01.2023 02:30

    1) Договор на оказание услуг. Для меня я понял, что удобно это б/н - договоры без номера, тоже самое всего касается что возможно.

    2) Насчет брать вариант из интернета. Тут такая ситуация:
    - я исполнитель, нанимаю юриста он делает договор для меня, что бы защитить как исполнителя.
    - тоже самое может сделать заказчик.
    Разница, что они будут различаться. А в интернете сложно понять цель договора, для кого именно или просто, что бы отмыть деньги.
    Можно там уменьшить штрафы за просорчку и так далее. Но там может не хватать важных пунктов, которые защищают исполнителя.

    3) Вообще одна из крутых вещей это электронный документооборот. Обходится не дорого. До 5000р в год, но очень упрощает процессы. В пандемию очень много стали людей переходить, такой бум.


  1. smple
    21.01.2023 02:38

    комментарий можно удалить, ответил не туда https://habr.com/ru/post/711914/comments/#comment_25138518


  1. Vorchun
    21.01.2023 11:30

    Поправьте, если ошибаюсь. Есть "Акт выполненных работ" для клиента - он закрывает работы и передает права. А есть акт бухгалтерский - он закрывает счет. Это два разных документа.

    Без первого можно (зависит от договора), без второго - нет.


    1. swanrnd
      21.01.2023 14:44
      +1

      Вот работаю постоянно с крупными фирмами. НДС и так далее.
      В общем никогда не сталкивался с актом бухгалтерским.

      Обычно триада документов:
      1) справка (отчет) там детализация почему получается такая сумма.
      2) акт выполненных работ, иногда просто называется акт. Но суть такая.
      3) счет

      Иногда бывает акт сверки. Ну еще бывает Счет-фактура. Больше ничего я не видел.