Летные испытания гиперзвукового самолета - это дорого и сложно. Но есть способы в разумных пределах упростить эту задачу, примером чему служит летный эксперимент HiFire-IV, выполненный в составе международной исследовательской программы HiFire (Источник - материалы конференции AIAA).

HiFire-IV - планер, построенный по типичной для гиперзвука аэродинамической схеме "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом сверхмалого удлинения.

Устойчивость в канале рысканья достигается шайбами, установленными на законцовках консолей крыла. Эти шайбы также частично запирают отходящую от передних кромок ударную волну и предотвращают перетекание воздуха на верхнюю поверхность крыла, увеличивая этим аэродинамическое качество.

Корпус глайдера - полуцилиндр с конический заостренным носовым отсеком. Управление в каналах тангажа и крена выполняется элевонами, установленными на задней кромке крыла. Элевоны приводятся в движение линейными электрическими рулевыми машинами (развиваемый момент - до 200 Н * м).

Готовый к полету глайдер весит 92 кг, из которых на долю конструкции приходится 74.4 кг.

Птичка с прицепленным к хвосту агрегатным отсеком. 3 вида
Птичка с прицепленным к хвосту агрегатным отсеком. 3 вида

Конструкции HiFire-IV интересна следующими особенностями:

  1. Использование доступных и удобных в обработке сплавов меди (C110000) для носка и передней кромки крыла и алюминия (6061-T6) для всей остальной конструкции вместо дорогих и капризных титановых сплавов, жаропрочных сталей или углерод-углеродных композитов.

Такой выбор обусловлен малой продолжительностью пика тепловых воздействий на глайдер, а поскольку аппарат экспериментальный, и от него не требуется высокое массовое совершенство конструкции, то можно изготовить элементы планера с избыточными толщинами, чтобы тепло аэродинамического нагрева рассеивалось, и температуры не превышали предельно допустимых. Запас толщины (>=5 мм) стенок конструкции компенсирует потерю прочности материала при нагреве.

Медь использовалась на передних кромках крыла и носке из-за своей теплопроводности и большей жаропрочности. Это позволило сделать передние кромки крыла рекордно острыми - радиус скругления составляет всего 1 мм.

  1. Корпус глайдера фрезерован из алюминиевой болванки. Это значит, что не нужно штамповать и вытягивать из заготовок шпангоуты, стрингеры и панели обшивки, сваривать, склеивать и клепать друг с другом.

Количество элементов планера уменьшилось с сотен до пары десятков - корпусной детали, медных накладок на наиболее теплонагруженные участки, отклоняемых элевонов и панелей, закрывающих отсеки с бортовой аппаратурой. Сильно упрощается, удешевляется и ускоряется сборка. При таком подходе массовое совершенство ухудшается, но это не важно для летающей лаборатории.

HiFire-4 в разобранном виде. Торжество техологичности над весовым совершенством
HiFire-4 в разобранном виде. Торжество техологичности над весовым совершенством
  1. Бортовая радиоэлектроника HiFire-IV максимально следует принципу Commercial Off-The-Shelf - морально устаревшая, но надежная и отработанная инерциальная навигационная система DMARS R, связанная с БЦВК, который построен из 5 стандартных плат IBM PCi/104 DSP. Для питания бортовой электроники и электрических рулевых машин используется батарея из 4 стандартных Li-ионных аккумуляторов формата IEC R20, создающих ток силой 6А и напряжением 28В.

Полезная нагрузка глайдера HiFire-IV - тензодатчики и термопары, установленные как на обшивке, так и во внутренних объемах фюзеляжа. Информация о параметрах набегающего потока собирается с помощью трубки Пито.

К кормовому срезу глайдера присоединен агрегатный отсек с газореактивной системой ориентации на сжатом азоте (подается из установленного в фюзеляже баллона акваланга Luxford).

Внутренности птички
Внутренности птички
Глайдер HiFire-4 в сборочном цеху
Глайдер HiFire-4 в сборочном цеху

Чтобы доставить экспериментальные глайдеры в верхние слои атмосферы, используется переоснащенная метеорологическая ракета VSB-30 (сделано в Бразилии). Хвостовой и соединительные отсеки - с пластинчатыми стабилизаторами.(еще немного про VSB-30, интересное)

Носитель - двухступенчатый, все ступени работают до полного выгорания топлива. Запуск осуществляется с рельсовой направляющей, в полете экспериментальный носитель стабилизуется вращением за счет ненулевого угла установки стабилизаторов. Форма траектории определяется пусковым углом и баллистическими паузами между ступенями носителя.

Экспериментальная ракета несет сразу два глайдера, отличающиеся схемой действия на конечном участке полета. Оба глайдера после входа в атмосферу совершают маневр с большим углом атаки, чтобы перейти от баллистического спуска к планированию. Первый глайдер продолжает управляемый спуск. Второй глайдер продолжает маневр в канале тангажа, переходит к равновесному планированию и продолжает полет до полного расходования кинетической энергии.

"Двухголовая" схема позволяет уменьшить количество пусков в программе испытаний, собрать в одном запуске больше информации и хотя бы частично выполнить летный эксперимент при отказе одного из глайдеров.

Чтобы полезная нагрузка такой сложной формы (два глайдера одновременно) не влияла на устойчивость и управляемость носителя, на участке выведения ее закрывает надкалиберный носовой обтекатель, отделяемый на верхнеатмосферном участке спустя 20 секунд после выключения ДУ второй ступени.

Две птички под головным обтекателем в составе экспериментального носителя
Две птички под головным обтекателем в составе экспериментального носителя

Летный эксперимент HiFire-IV начинается спустя 530 с после старта на высоте 87.9 км, в это время глайдеры спускаются по навесной (угол к местному горизонту -70.23 градуса) траектории. Скорость достигает 2.17 км/с (число Маха ~ 7). Маневр, выполняемый на пассивном участке траектории с помощью газовых рулей, обеспечивает вход глайдеров в атмосферу с углом атаки 25 град.

Летный эксперимент с первым глайдером длится 28 секунд. За это время оба глайдера увеличивают угол снижения с -70 до -50 градусов. Затем первый глайдер падает, а второй - совершает интенсивный маневр в канале тангажа для перехода к равновесному планированию () и продолжает полет.

Время после начала летного эксперимента, с

Число Маха

0

~ 7.1

40

~ 5

60

~ 3

200

~ 2.1

400

~ 0.9

Траектория второго глайдера
Траектория второго глайдера

Летный эксперимент прошел 30 июня 2017 года в Австралии на полигоне Вумера, и хотя официально он был объявлен успешным, но найти в открытых источниках данные об обработке телеметрии и сделанных выводах пока не удается, и, судя по участию в эксперименте US AFRL и Defence Science Technology Group, пока не удастся.

Доступный в открытых источниках ролик позволяет порадоваться за группу управления пуском и полюбоваться зрелищем экспериментального носителя, срывающегося с рельсовой направляющейся куда-то вверх, но из него совершенно не ясно, что же произошло с птичками после старта.

Выводы.

  1. Технологический демонстратор - это не уменьшенная копия штатного образца

  2. Каждый летный эксперимент должен включать в себя только те аспекты штатного образца ЛА, которые в этом эксперименте нужно воспроизвести

  3. Повсюду, где это можно - использовать коммерчески доступную электронику и вспомогательные системы

  4. Материалы должны быть доступными, технологии изготовления - как можно более простыми

  5. Жизнеспособность летного демонстратора должна соответствовать целям эксперимента. Можно позволить образцу сгореть или разбиться в щепки, если он уже передал всю необходимую телеметрию

  6. Даже если цели научной работы официально озвучиваются мирными, как известный трактор, они вовсе не обязаны быть такими

Комментарии (29)


  1. vassabi
    05.02.2023 16:09
    +2

    космические испытания здорового человека

    по сути - это "окно в космос" для любой страны, в которой есть хотя бы один технологический\инженерный ВУЗ и в которой есть свои энтузиасты космоса

    (в отличии от распильщиков, которые точно есть везде :) )


    1. the_stucky Автор
      05.02.2023 16:35
      +2

      Да, потому и решил написать об этом программе испытаний. Это хороший пример того, как искать технические и организационные компромиссы между информативностью и стоимостью летных испытаний


      1. victor_1212
        05.02.2023 18:14
        +1

        спасибо, полезная статья, небольшое дополнение - на самом деле этому проекту лет 15, всего предусмотрено 9 этапов (HiFire0-8) на последнем уже с двигателем, boeing один из главных участников, так что проект далеко не студенческого уровня


        1. the_stucky Автор
          05.02.2023 21:30

          Да, я знаю. Какие-то из этих экспериментов действительно сложные и в них задействовано очень хитрое оборудование (как HiFire-2 c газоанализатором для исследования процессов горения в прямоточке на лету), но какие-то поражают своей лаконичностью (вроде HiFire-5)


  1. Paranoich
    05.02.2023 18:11

    Устойчивость в канале рысканья достигается шайбами, установленными на законцовках консолей крыла

    Поясните, пожалуйста, кто-нибудь из знающих. Подвижные шайбы? Читал, что на гиперзвуке аэродинамика работает не так, как на дозвуковых аэропланах. Как обеспечивается устойчивость и управление на скоростях больше нескольких махов?


    1. the_stucky Автор
      05.02.2023 18:21
      +2

      Шайбы фиксированные, каждая действует как дополнительный киль.

      Насчет устойчивости и управляемости - цельноповоротные управляющие поверхности, увеличение площадей элевонов/рулей, поскольку поля давлений меняются только за скачком уплотнения (в отличие от дозвука, где отклонение руля высоты влияет на подъемную силу всей консоли оперения за счет распространения возмущений как с потоком, так и против потока).

      Ну и другие профили - не классические "рыбообразные", а ромбовидные и клиновидные, часто с затупленной задней кромкой.


  1. sshikov
    05.02.2023 18:43
    +2

    Как-то потерялось в тексте — а в чем цели этой программы? Что они в итоге хотят построить?


    1. victor_1212
      05.02.2023 19:55

      скорей всего систему средней дальности на порядок дешевле существующих


      1. sshikov
        05.02.2023 20:20

        Ну, дешевле — это хотят все и всегда :) Я соглашусь, что это подозрительно похоже на «мирный трактор», если не на «комбайн», потому что мирное использование гиперзвука на сегодня как-то вообще не вырисовывается.


        1. the_stucky Автор
          05.02.2023 21:09

          Есть один прямо-таки напрашивающийся мирный вариант в виде многоразовой аэродинамической первой ступени с воздуходышащим движком.

          У которого есть всеазимутальность, максимальное переиспользование аэродромной инфры, возможность аварийного приземления при отказе движков и еще много чего.

          Причем не обязательно монструозный SSTO a-la Skylon, достаточно выпрыгнуть на 25 км со скоростью 1.5 - 1.7 км/с, остальное сделает каноничная ракета


          1. sshikov
            05.02.2023 21:44
            +1

            >есть всеазимутальность, максимальное переиспользование аэродромной инфры, возможность аварийного приземления при отказе движков и еще много чего.
            Ну, я бы не сказал, что у него все это «есть». Скорее может быть.

            >достаточно выпрыгнуть на 25 км со скоростью 1.5 — 1.7 км/с
            И все это с движком, у которого окислитель атмосферный воздух? Не, ну мечтать конечно не вредно, а реально хоть у кого-то получилось? Даже SR-71, который может чуть выше 25 км, и скорость приличная — но и то, она всего 3.2М, а не 5М, как вы заказываете. И который поднять на 25 км сможет в лучшем случае себя да пару пилотов.

            Ну то есть я к чему — что это пока скорее вариант мечты, чем что-то близкое к реальности. И выглядит он пока что ну очень дорого. Настолько дорого, что такие игрушки обычно позволяют себе только военные.


            1. the_stucky Автор
              05.02.2023 22:28
              +3

              Тут лучше сравнивать не с SR-71, а с X-7, который с помощью ПВРД вполне мог достичь M ~ 4.7 на высоте до 32 км. А отделение второй ступени подразумевает, что основной разгон идет в коридоре 15-20 км (за подробностями - книги Бондарюка или Мазинга, там много интересного про ПВРД и более замысловатые рабочие схемы вроде ракетно-турбинного двигателя). Для любителей особенно изысканных удовольствий - движки с циклом охлаждения воздуха.

              Еще надо учесть, что "черный дрозд" поднимал не только себя и пару пилотов, но также запас топлива на 2000 км и 1.6 тонны разведывательного оборудования.

              Теперь насчет самолета-разгонщика. Пилот не нужен. Соответственно, не нужна ни СЖО, ни оборудование кабины пилота, ни системы спасения. А дальность полета ограничена дальностью возвращения после прыжка в стратосферу.

              Если просуммировать, то вариант получается сложный (ПВРД нужно вывести на скорость включения, а это подразумевает комбинированную силовую установку), но у него есть потенциал.


              1. sshikov
                05.02.2023 22:36

                Еще надо учесть, что «черный дрозд» поднимал не только себя и пару пилотов, но также запас топлива на 2000 км и 1.6 тонны разведывательного оборудования.

                Согласен, я тут утрирую конечно и упрощаю. Понятно что дальность у него была приличная, и если использовать его как средство выведения — наверное можно было бы что-то километров на 30 вытащить, вполне крупное. То есть, понятно что в принципе такие вещи делались, но пока что они все достаточно уникальные и экспериментальные.


              1. DGN
                05.02.2023 22:58

                А для чего такие сложности? Вместо первой ступени ракеты-носителя, делать двухрежимную аэродинамическую схему? Просто чтобы иметь бесплатный окислитель?


                1. the_stucky Автор
                  05.02.2023 23:10
                  +1

                  Проблема ракетодинамической схемы - ограниченный боковой маневр и необходимость расходовать горючку для посадки. Маск компенсирует эту проблему подвижной баржей для возврата ступени, но то если точка приземления находится в океане.

                  Ни для КапЯра, ни для Плесецка, ни для Восточного это не опция. Еще аэродинамический маневр разруливает кейсы, когда основной аэродром не может принять ступень, и нужно идти на запасную точку приземления.

                  Ну и такие плюшки, как посадка после отказа движка или перегон между аэродромами и базами технического обслуживания на собственной тяге


                  1. DGN
                    06.02.2023 04:52
                    +1

                    Ну все расходуют горючку для посадки, даже гиперпланер. Ступени Фалкона давно садятся на пяточок размера вертолетной площадки. Посадка после отказа движка у Фалкона без проблем, там избыточность. Я не вижу гиперсхему иначе как для туристов.

                    Собственно, зачем аэродинамика? Только чтобы летать далеко и долго. А тут надо быстро, крылья банально мешают. А самолетный взлет накладывает ограничение на ракету.


                    1. the_stucky Автор
                      06.02.2023 20:12

                      Шаттл, Буран, X-37 и БОРы приземлялись в полностью аэродинамическом режиме, если что. При аварийном приземлении - сброс топлива (на Скайлоне проработано, кстати), так что появляется новое качество - сохранение носителя при нештатной ситуации на участке выведения

                      Насчет Фалькона - там наведение с двух сторон. Баржа тоже оснащена системой точного позиционирования


              1. victor_1212
                05.02.2023 23:11
                +1

                > "черный дрозд" поднимал не только себя и пару пилотов, но также запас топлива на 2000 км

                2000 миль, но во-первых его часто дозаправляли после набора высоты, а во вторых все равно точно никто не знает (как и мах скорость), но летал далеко даже без дозаправки, рекорд типа LA to Washington DC за 1 час 4 мин, дозаправка после взлета, и еще одна перед посадкой, после замера скорости, примерно 4300 km


                1. the_stucky Автор
                  06.02.2023 00:47

                  Благодарю, путаница между метрической и имперской системой координат - это ну такое


                  1. victor_1212
                    06.02.2023 01:35

                    нет проблем, пишите больше :)


        1. victor_1212
          05.02.2023 21:26

          хотят конечно, но не всегда приоритет, в AU есть такая потребность + трубы хорошие + удобный полигон, финансирование 50/50 US/AU, примерно так

          ps

          обнаружил Ваши статьи про 360 и пр. сейчас читаю с интересом


          1. sshikov
            05.02.2023 21:46

            Статьи про 360? Даже не соображу, о чем это… Это точно про меня а не про автора?


            1. victor_1212
              05.02.2023 23:00
              +1

              "Как выглядела разработка… ну скажем, в 80-х годах прошлого века"

              уже прочитал, собственно зацепился глазками за CMS, и историю разделения времени, типа ожидал упоминание про конкурс, project MAC, и историю 7094


              1. sshikov
                06.02.2023 19:05
                +1

                Черт, я все время забываю, что и старые тексты тоже кто-то читает )

                Я никогда не звал ее S/360, а скорее всегда VM/SP…


                1. victor_1212
                  07.02.2023 00:37

                  вышло случайно, типа привычка смотреть с кем именно общаешься, на 360/370 не работал, на as400 слегка, но про историю IBM знаю достаточно по другим причинам, в том числе по возрасту положено много знать, 50+ лет в программировании (все вокруг сетей), вероятно слегка постарше Вас :)


                  1. sshikov
                    07.02.2023 19:10

                    Ну я чисто формально программирую с 1975, с первого курса института. Да, где-то лет на 5 разницы наверное или чуть больше.


                    1. victor_1212
                      08.02.2023 01:31

                      да примерно, хотя в 75 уже серьезными делами занимался типа real time


  1. Dynasaur
    05.02.2023 23:12

    Самые сложные компоненты гиперзвука - гиперзвуковой двигатель и связь с Землёй остались за бортом этого проекта. По факту лишь заброс боеголовки планера ракетой и самоуправляемое планирование с инерциальным наведением. Так что да, заголовок справедлив.


    1. the_stucky Автор
      06.02.2023 00:43
      +1

      Двигатель определяется задачей, которую решает птичка. Если это одноразовый глайдер с задачей донести X кг бабаха к цели - сойдет и РДТТ. Кроме того, аппараты HiFire-2 и HiFire-7 решат именно вопросы воздушно-реактивного движка, но т.к слоника надо есть по частям, то в этот обзор я их включать не стал.