Стоит признать, мы таки живем в эпоху киберпанка. Он не похож (пока) на мрачные миры Ридли Скотта и братьев Вачовски, но вполне отвечает меткому определению: high tech, low life. К третьему десятилетию двадцать первого века российская провинция так и не научилась содержать пешеходную инфраструктуру в достойном состоянии, но плотно обвешалась уличными веб‑камерами, круглосуточно взирающими на пробирающихся по заснеженным тропинкам пешеходов.
Небольшое исследование сети подсказывает, что системы аналитики качества уборки дорог и тротуаров зимой на основе данных камер уже внедрено, например, в Москве и Казани. Но то ли это тайна реализации, то ли на самом деле оно так и есть, озвучено отслеживание именно уборочной техники, а главная метрика — счастье пешехода, осталась без внимания. Хотя делается это именно для пешеходов, и параметры их движения (скорость, направление и т. д.), кажется, должны полностью характеризовать качество работы служб ЖКХ.
Проберемся к истине сквозь сугробы видео анализа. Откроем карту города, выберем несколько камер, выгрузим видеопоток, полученный в одинаковое время в будние дни. Сделаем это при разных погодных условиях: после снегопада, в гололедицу и при небольшой плюсовой температуре.
Шаг первый: детектируем пешеходов
Чтобы не быть голословным, сразу статья: Object Detection in 2023: The Definitive Guide. Тема очень популярная, написано по ней немало. Подходы делятся на два периода. Первый — традиционный, главное из него: детектор Виолы — Джонса (2001), детектор на основе гистограммы направленных градиентов (2006), а также детектор на основе модели деформируемых деталей (2008). После 2014 года безоговорочную власть в этой области захватили алгоритмы на основе свёрточных нейронных сетей. Среди последних выигрывает YOLO, он точен и достаточно быстр (есть шустрая tiny‑версия, немного жертвующая точностью).
Не долго думая, решаем в сторону YOLO. Он живет на GitHub, где можно скачать веса предобученных моделей. В нашей задаче вполне достаточно tiny‑версии, по причине, которую озвучу позже.
Шаг второй: отслеживаем пешеходов
Итак, пешеходов на видео нашли. Но этого не достаточно, чтобы отследить их передвижение — пока что все детектированные объекты на видео — один и тот же квантовый пешеход. С задачей трекинга в связке с YOLO отлично справляется алгоритм DeepSort. Связывание строится на основе внешних признаков объектов и их динамики движения. Есть статья на Хабре, есть готовый код на GitHub.
Отлично, теперь мы знаем о перемещениях пешеходов по изображению. Можем измерить пиксели за кадр. Чего, конечно, делать не будем, а проследуем в реальный мир с метрами и секундами.
Шаг третий: исправляем дисторсию
Если приглядеться к имеющимся «пикселям за кадр», видно, что ближе к краю изображения пешеходы двигаются медленнее. В реальности это, естественно, не так — объектив камеры деформирует изображение по типу «бочка», сжимая объекты на периферии кадра. В идеальном мире, каждая камера калибруется отдельно и дисторсия компенсируется на основе полученных данных. В реальности, зная модель камеры, можно найти в сети ее коэффициенты дисторсии и довольствоваться этим.
В коде с использованием OpenCV в Python это выглядит следующим образом
import numpy as np
import cv2
# исходное изображение
src = cv2.imread("frame.jpg")
width = src.shape[1]
height = src.shape[0]
# коэффициенты дисторсии
distCoeff = np.zeros((4, 1),np.float64)
# уникальны для конкретной модели
k1 = -1.0e-5;
k2 = 0.0;
p1 = 0.0;
p2 = 0.0;
distCoeff[0,0] = k1;
distCoeff[1,0] = k2;
distCoeff[2,0] = p1;
distCoeff[3,0] = p2;
# внутренняя матрица камеры
cam = np.eye(3, dtype=np.float32)
cam[0,2] = width/2.0 # центр по x
cam[1,2] = height/2.0 # центр по y
cam[0,0] = 10. # фокусное расстояние по x
cam[1,1] = 10. # фокусное расстояние по y
# исправленное изображение
dst = cv2.undistort(src, cam, distCoeff)
Интересный момент. Зная, что пешеходы, при достаточном количестве накопленных данных, должны двигаться с одинаковой средней скоростью по всей площади кадра (при условии схожих условий), можно, измеряя их скорость, калибровать камеры. Задача преобразования изображений сводится в этом случае к выравниванию средней скорости по всей площади кадра.
Шаг четвертый: проецируем землю
Тот прямоугольник поверхности земли, который мы видим в кадре в реальности имеет очертания вытянутой трапеции. Перевести координаты пешеходов в плоскость земной поверхности призвана перспективная проекция.
Преобразование выполняется путем умножения на трехмерную матрицу проекции, коэффициенты которой можно получить, взяв несколько точек из кадра и задав соответствующие им точки в плоскости проекции. Я для этого взял два объекта: один на переднем, другой на заднем плане, имеющие одинаковый в действительности размер.
Как преобразование выглядит в коде
import cv2
import numpy as np
points_from = [[15, 225], ...] # исходные точки
points_to = [[960, 225], ...] # точки после преобразования
src = np.float32(points_from)
dst = np.float32(points_to)
M = cv2.getPerspectiveTransform(src, dst) # прямая матрица трансформации
Minv = cv2.getPerspectiveTransform(dst, src) # обратная матрица трансформации
Перемножая координаты в плоскости кадра на полученную матрицу мы переводим их в координаты земной поверхности. Наглядно это можно увидеть, подействовав матрицей на изображение с помощью функции OpenCV warpPerspective
. При этом получается следующее изображение, примерно отвечающее виду сверху на рассматриваемую сцену:
Проекция импровизированной координатной сетки с помощью обратной матрицы трансформации в плоскость кадра дает следующий результат:
Шаг пятый: вычисляем скорость
Теперь все готово — массив точек, полученный на выходе алгоритма трекинга, мы подвергаем двум последовательным преобразованиям, сначала исправляя дисторсию, а затем выполняя перспективную проекцию. Эти координаты можно использовать для анализа движения пешеходов.
Для каждой из полученных координат мы сохранили соответствующий порядковый номер кадра. Это спасает нас в ситуации, когда детектор пропускал цель один или несколько кадров подряд. Этим грешит tiny‑версия YOLO. Но пешеходы, как правило, движутся прямолинейно, и сохраненный номер кадра позволяет вычислить скорость даже с пропущенным в процессе движения координатами.
Как выглядит вычисление скорости
PX_PER_METER = 235 # пикселей на метр в проекции
FRAMES_PER_SECOND = 14.4 # частота кадров в видео
distance = 6 # на сколько пикселей сместился пешеход между кадрами
frames_passed = 2 # сколько кадров сменилось между последовательными детектированиями
speed = (distance / frames_passed) * (FRAMES_PER_SECOND / PX_PER_METER)
Для перевода полученного значения скорости в км/ч его необходимо домножить на 3.6 дополнительно.
Шаг шестой: считаем метрики
В голову пришли две метрики, отражающие насколько быстро движутся пешеходы и насколько скученно пролегают траектории их движения.
Средняя скорость пешеходов.
Суммарная площадь траекторий.
Здесь ничего экстраординарного — скорость усредняем по медиане, нивелируя выбросы вроде стоящих на одном месте людей и ошибок трекинга, площадь считаем, суммируя координаты с движением.
Шаг седьмой: рисуем картинки и графики
Переходим к тепловым картам и графикам. Как уже было указано выше, были выбраны три типа погодных условий:
после снегопада (тротуары не расчищены);
гололедица (тротуары не обработаны);
небольшая плюсовая температура.
Последнее в списке состояние считаем базовым, когда ничего не затрудняет движение пешеходов. Нанесенное на координатную сетку, оно выглядит так (цвет кодирует среднюю скорость движения, яркость — плотность движения в этой области).
Далее смотрим на движение в гололедицу и замечаем как заметно падает скорость и плотность передвижения пешеходов.
Теперь попробуем другой печальный вариант — не убранный после сильного снегопада снег. Пешеходы в этом случае придерживаются тропинок, что, впрочем, не сильно сказывается на скорости.
Посмотрим на числовые значения скорости и площади. Скорость в километрах в час, площадь в «попугаях» — координатах импровизированной координатной сетки.
Ничего сверхъестественного, но забавно. В гололед мы передвигаемся медленнее всего. По снежным тропинкам быстрее, хотя и не сильно. Но двигаемся при этом очень скученно вдоль протоптанных направлений. В гололед же разбредаемся максимально широко, минуя встречных прохожих и в поисках лучшего сцепления.
Итого
Небольшое упражнение на несколько вечеров показывает, что анализируя видео с городских уличных камер, можно на основе нескольких метрик оценить насколько качественно справляются со своей работой службы ЖКХ. Где не убран снег, а где не обработан лед. Потенциально эта оценка отражает именно то, для чего и производится уборка — комфорт передвижения пешеходов.
Позднее будет интересно сравнить эти данные с летними, от которых можно будет оттолкнуться как от эталонных. Кроме того, вероятно, достаточно много данных содержит сама форма траектории движения, так как визуально она сильнее отклоняется от прямолинейной в гололед. Подобная метрика также может говорить о качестве содержания пешеходной инфраструктуры.
Комментарии (21)
2PAE
00.00.0000 00:00+3И как только поток людей измениться, сразу понятно, очередной водитель припарковался на тротуаре.
alexprozoroff Автор
00.00.0000 00:00Точно, оценим работу и ЖКХ и ГИБДД
2PAE
00.00.0000 00:00+1Помните был проект оценка качества дорог с помощью гугль карт. Его быстро прикрыли, как только выяснилось, что большая часть дорог в стране хм, ну вы знаете какого качества. И даже ниже.
Оценить работу возможно. Но нужно ли это кому-то кроме тех, кто ходит по этим тротуарам?
Вопрос риторический.
JediPhilosopher
00.00.0000 00:00+11Классика - попытка решить техническими способами проблемы, которые возникают совсем не из-за технических вещей.
Пример: у нас в Питере можно отслеживать на карте перемещение уборочной техники. Она снабжена GPS трекерами. В том числе для того, чтобы можно было убедиться, что контракт на уборку выполняется и техника ездит по улицам, а не стоит в гараже и ездит только "на бумаге".
Но на всякую хитрою жопу найдется свой болт с левой резьбой, как говорится. В итоге техника ездит по улицам, жжет бензин, но НЕ УБИРАЕТ. Трактора ездят тупо с поднятыми щетками. Поливальные машины ездят, но не поливают. И так далее. Расходов меньше, прибыль выше.
Попытка все это отслеживать как-то технически не будет работать, пока в результатах контроля никто не заинтересован политически или экономически, а за плохую уборку никого не наказывают.
fiksii
00.00.0000 00:00Интересно, у уборочной техники есть логгирование состояний?
konst90
00.00.0000 00:00+2На гайку с левой резьбой всё равно найдётся болт с двойным заходом.
Nikita22007
00.00.0000 00:00На каждый бит данных найдётся свой хакер, но это не значит, что данные не нужно защищать. Здесь то же самое.
konst90
00.00.0000 00:00+1Не то же самое.
Если у вас есть "техническая" дыра - например, возможность перебрать пароль - то "техническое" решение (усложнение пароля) вам поможет. Если дыра "организационная" - например, пароль на бумажке приклеен к монитору - то можно делать его сколь угодно сложным, это не поможет, пока хакер может сфотографировать монитор.
Так и с уборкой улиц. Если деньги пилят по всей системе - то можно хоть увешать технику датчиками, это не поможет, потому что следящие за показаниями датчиков участвуют в распиле. Сначала нужно системно решить проблему распила, то есть построить механизм влияния результата (качество уборки улиц) на зарплаты руководителей, и только потом приниматься за конкретные методы кроилова в низах типа езды с поднятыми щётками.
event1
00.00.0000 00:00+1Классика - попытка решить техническими способами проблемы, которые возникают совсем не из-за технических вещей.
Отчасти да, но с другой стороны, качественная, наглядная и автоматическая аналитика может сдвинуть ситуацию. С ней ответственному лицу значительно труднее будет делать вид, что он хорошо справляется со своими обязанностями. Хотя если гражданам плевать, то конечно не поможет.
Anton_Olegovich
00.00.0000 00:00Поэтому автор и предлагает измерять не процесс, а сразу результат: насколько хорошо оказались убраны тротуары. Причём вложений в сеть видеокамер не понадобится - они и так уже есть, надо только прикрутить к ним правильные алгоритмы.
JediPhilosopher
00.00.0000 00:00Так это все равно ничего не даст, если на цифры вашей системы никто не будет смотреть и никто не будет за них отвечать. И не важно насколько качественно она их считает.
EgorovM
00.00.0000 00:00Спасибо, отличная статья!
Хотел спросить, даже если и две камеры одной модели, у них обычно разные матрицы. Вы как то подбирали коэффициенты под свой конкрентный случай? Ваш результат коррекции дисторсии выглядит суперски, а калибровка через шахматную доску не всегда дает приемлемый результат
alexprozoroff Автор
00.00.0000 00:00+1Спасибо!
Здесь, к сожалению, не удалось узнать модель камеры и, соответственно, найти готовые коэффициенты. Поэтому в формате несерьезного исследования остановился на том, что подобрал коэффициент для исправления «бочки» на глаз, сравнивая итоговый результат со спутниковыми снимками.
А насчет калибровки шахматным полем — помню со студенческих увлечений алгоритмами стереозрения, что сильно улучшил результаты калибровки, когда распечатал доску на листе большого размера (склеил несколько А4).
powerbroker
00.00.0000 00:00+1забавное развлечение, но боюсь, практическая экономия от неё псу под хвост.
что действительно требует первоочередного применения искусственного интеллекта в сфере ЖКХ - так это распределение бюджетов. куда проще анализа картинок и в миллионы, если не миллиарды раз благодатнее.
Ivnika
00.00.0000 00:00Интересна идея! И описано очень здорово - приятно читать.
Сразу идеи применения - отслеживать поток пассажиров в/на транспорте /остановках. В различных торговых центрах и тд и тп.
Tarakanator
00.00.0000 00:00Интересный момент. Зная, что пешеходы, при достаточном количестве накопленных данных, должны двигаться с одинаковой средней скоростью по всей площади кадра (при условии схожих условий), можно, измеряя их скорость, калибровать камеры.
Лучше. вы калибруете не камеры, а нормализуете скорость движения пешеходов.
Т.е. если в каком-то месте лестница, и пешеходы замедляются из-за неё, то вы это тоже нормализуете.
kap1ik
А если не убирать снег, но сделать duplex тропинки, то скорость потока даже может вырасти, получается?
alexprozoroff Автор
Думаю, зависит от плотности движения. В месте, которое рассматривал, кажется, малая часть времени тратится на то, чтобы разойтись с встречным потоком.
dimka11
Проблема еще в том, что все ходят с разной скоростью, а из-за узких тропинок обойти кого-то достаточно сложно, вот скорость и снижается.