Каждому проектному менеджеру — от junior до senior, известен скоуп методологий управления проектами. Но многие работодатели не понимают, кто такой менеджер проектов, чем он должен заниматься и какие методологии работают для конкретных задач. Как не выбрать то — не знаю что и не попасть туда — не знаю куда? Давайте разбираться вместе.

Всем привет! Меня зовут Лана Демченко, я администратор проектов направления медицинских ИТ‑продуктов в компании «БАРС Груп». Также имею опыт работы в продажах и в административном управлении. У меня за плечами много собеседований в качестве соискателя. У меня за плечами много собеседований в качестве соискателя. Там я собирала информацию о скилах, которые нужны менеджеру проекта для профессионального роста. Хочу поделиться с вами своими накопленными знаниями, опытом и некоторыми решениями.

Функции руководителя проекта

Чтобы не выбрать «то — не знаю что», необходимо в первую очередь ответить на вопрос, кто такой менеджер проектов и чем будет полезен компании. Это специалист, который ставит цели, задачи и контролирует реализацию проектов в отведенных рамках. Его непосредственные обязанности — планирование, организация, контроль исполнения проектов, повышение эффективности проектного управления в плане коммуникаций и оптимизации процессов.

Теперь проанализируем среду, в которой предстоит работать с продуктом или проектом, и определим максимально эффективные методологии управления.

Для этого есть разные техники и инструменты. В первую очередь, это опыт, который можно консолидировать и проанализировать с помощью известного инструмента «PMBOK» — руководство к своду знаний по управлению проектами. Это стандарт проектного управления. Обычно эксперты не рекомендуют его новичкам, так как изложенная в нем информация сложна для усвоения. Этот источник лучше изучать, когда накоплен определенный проектный бэкграунд, а описанную в «PMBOK» теорию можно будет наслоить на наработанную практику и затем сделать выводы.

Но что делать, если PMBOK еще не по зубам, а требуется ориентироваться в новых проектах и продуктах? И как понять, что проектный офис правильно выбирает методологию под свои цели и задачи?

Нередко бывает, что на собеседованиях говорят: «Мы работаем по Kanban‑методу», а когда погружаешься в процесс, понимаешь, что никакой это не Kanban‑метод, а некий итеративный процесс работы с применением обычной доски (kanban в переводе с японского — доска) без использования устоявшихся метрик.

Ситуационная модель принятия решений

Вернемся к анализу и выбору нужной методологии в зависимости от поставленных целей. Для определения типа среды разработки и принятия эффективных мер по решению проблем нам пригодится достаточно простая техника – Модель Кеневина (Cynefin framework).

Данный фреймворк описывает четыре типа среды: хаотичная (запутанная); простая упорядоченная (четкая и понятная); сложная упорядоченная; комплексная (состоящая из множества взаимосвязанных частей).

1) Мы понимаем, что находимся в хаотичной среде, если:

  • ситуация экстренная;

  • нет возможности и времени для долгосрочного планирования;

  • дедлайны горят, проект/продукт имеет высокие риски.

Например, мы находимся в комнате, где случился пожар, или на корабле, у которого треснула корма, и повсюду хлещет вода. В таком случае помогают «Новые практики»/Do and Fix — мы должны как можно быстрее проанализировать ситуацию, прямо на месте принять решение, каким будет следующий шаг, и незамедлительно действовать.

Думаю, такая методология применяется во многих IT‑компаниях (и не только в России), но не как стандартная практика, а скорее сезонная (например, на этапе сдачи проекта и служит для «тушения пожаров»).

2) Простую упорядоченную среду определить легче всего. Как правило, в ней действия и процессы уже наработаны. Мы действуем по накатанным рельсам и четко знаем каждый следующий шаг. В таком проекте нет смысла проводить какие‑то изменения: даже на начальном этапе все достаточно просто распланировать, выдать оценку и посчитать стоимость, так как подобное делали раньше. Думаю, вы поняли о чем идет речь. Конечно же, в этой среде лучше всего применять Waterfall.

Может показаться, что эта методология устарела, ведь проект — это динамическая деятельность, и сложно предугадать, что произойдет дальше, а Waterfall как раз‑таки не приемлет никаких изменений. Такая методология отличается очень жесткими рамками, и любое отклонение от первоначального плана (который разработан до конца проекта и согласован) увеличивает стоимость проекта в несколько раз. Главный минус метода — приходится переделывать все с самого начала, так как нельзя внести изменения в какой‑то конкретный этап. Тем не менее, Waterfall жив и подходит для государственных организаций, работающих на тендерной основе. Или для коммерческих компаний, где нужно внедрять CRM‑систему (типовое стандартное решение, с примерно одинаковой стоимостью для всех заказчиков).

3) Сложная упорядоченная среда отличается от простой упорядоченной тем, что здесь также прослеживается причинно‑следственная связь, но она не столь очевидна и требует более глубокого анализа. Приведем пример: мы занимаемся строительством жилых комплексов. На первый взгляд, есть четкое понимание, как это реализовать, так как ранее был уже подобный опыт. Но каждый такой проект уникален и требует более глубокого анализа ситуации (так как учитываются рыночная ситуация, локация участка, особенности ландшафта и многие другие параметры).

В такой среде наиболее подходящими будут стандарты проектного управления: американский подход PMI (PMBOK) и британский Prince2. Также применим относительно новый фреймворк, основанный на двух этих методологиях — P3express.

Казалось бы, здесь применим и Waterfall, который также позволяет проследить причинно‑следственную связь. Но, в том же строительстве, на любом этапе могут произойти изменения: оборудование вышло из строя, а у поставщика не оказалось в наличии замены; привезли некачественные материалы; не вышли на смену рабочие, погода не позволяет проводить работы т.д. В таком случае нам, увы, придется подстраиваться и менять план проекта частями, а согласно Waterfall частично мы не можем это сделать, и выйдет это минимум в два раза дороже.

4) Комплексная среда (состоящая из множества взаимосвязанных частей) характерна тем, что в начале проекта ситуация неопределенная. И прогнозировать сразу финал – оценку по стоимости, времени и ресурсам, очень сложно, а иногда и невозможно. Можно обладать примерным видением проекта по вехам или по дорожной карте, но выдать точную оценку, когда проект будет завершен, на начальном этапе не получится.

Обычно в такой ситуации заказчик формирует желаемый результат на старте проекта, а весь функционал и процессы детализируются уже в проектном боевом режиме. Так получается потому, что в подобной среде разрабатываются новые уникальные продукты, не имеющие аналогов и предшественников. Команде не на что опереться, так как схожего опыта ни у кого нет.

Наиболее подходящими фреймворками в этой среде станут Scrum и его масштабируемые версии (такие как SAFe), XP (экстремальное программирование), Lean (бережливое производство), Crystal и другие. Ознакомиться с ярким примером применения одной из таких «гибких» методологий можно в книге Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами».

Куда же отнести Канбан-метод? Если мы обратимся к книге Дэвида Андерсона «Kanban. Альтернативный путь в Agile», ответ станет понятен. Данный подход предназначен для оптимизации уже работающих процессов с целью повышения скорости доставки фичей и быстрого реагирования на те или иные изменения. Поэтому Kanban подходит ко всем средам разработки (простая упорядоченная, сложная упорядоченная, комплексная), кроме хаотичной. Несмотря на то, что Kanban не относится группе Agile, некоторые источники в интернете, курсы и даже работодатели называют Kanban-метод методологией. 

Какая методология больше подходит для российской IT реальности? 

Обратимся к психологии и межкультурной коммуникации. Не секрет, что в США IT‑технологии развиваются быстрее, чем в России. Большинство существующих фреймворков придумали именно американцы и разрабатывали они их, учитывая свой менталитет. В чем же тогда главные отличия российского менталитета от американского, и какая методология не будет хорошо работать в России?

Для американцев характерна скорее индивидуальная работа, нежели коллективная. Еще в школе им закладывают установку на самостоятельность. Каждый ребенок мечтает стать самым популярным в школе — это гарантирует уважение со стороны сверстников и родителей. Социум заставляет их разносторонне проявлять себя, привлекать внимание и повышать свою узнаваемость. В американских школах частенько бывают дни самоуправления школьников, каждый семестр проходят дебаты, где дети учатся публично отстаивать свою точку зрения и оттачивают навыки самопрезентации.

Взрослые американцы также стремятся показать свою индивидуальную работу и поэтому им комфортнее отстраниться в рабочее время от окружающих. К тому же, так проще погрузиться в задачи, не переключаясь с одной на другую. Рабочее пространство в большинстве фирм организовано по типу «Open space», однако это индивидуальные рабочие места с настольными перегородками, в отличие от российских офисов, где пространство максимально открыто, что способствует общению и командной работе. Россиянам привычнее выполнять работу коллективно, и лучше дружно несколькими кабинетами, поэтому и рабочее пространство в офисе более открытое.

Для американцев характернее разработать что‑то с нуля. Процесс доработку уже имеющегося решения они считают не особо эффективным, ведь еще со школы приветствуется генерация новых уникальных идей. Под такие жизненные установки и условия работы отлично подходит Scrum.

Для наших же сограждан характерно взять что‑то готовое, а затем дорабатывать, совершенствовать, подстраивать под себя. Для такого формата работы больше подходят Waterfall, PMI, Kanban‑метод, а также разные гибридные agile методологии. Например, наша компания «БАРС Груп» использует PMI + SAFe (так как работает на госсектор, а численность сотрудников в компании и количество департаментов настолько большое, что уместна гибкая методология управления). В России также популярны p3express и Less.

В российской действительности в чистом виде Scrum, на мой взгляд, не используют не только из‑за разности в менталитетах, но и разных условий в разработке. Хотя многие отечественные компании называют российский адаптированный Scrum тем же самым скрамом, который описан в другой книге Джеффа Сазерленда и Кена Швабера «Руководство по Скраму» (или «The Scrum Guide»). Хотелось бы процитировать заключение из русскоязычной версии этого источника от 2017 года: «Детальное описание фреймворка представлено в рамках этого Руководства. Роли, артефакты, правила и события Скрама не подлежат изменению. Хотя использование отдельных элементов данного фреймворка допустимо, но полученный результат не может называться Скрамом. Скрам существует только в качестве цельного фреймворка, но он может вмещать в себя другие техники, методологии и практики«. А в книге Ивана Селиховкина „Черная книга скрам“ описан пример, когда одна российская IT‑компания решила внедрить у себя скрам в чистом виде, и это в итоге не увенчалось успехом.

А вы как считаете, можно ли адаптировать устоявшиеся методологии/frameworks индивидуально под свою компанию, и называть все тем же именем, или это все же будет какая‑то новая, эксклюзивная методология, которую стоит назвать иначе? Не спадет ли «классическая» шапка фреймоворка с современной головы без «подгонки» и адаптации? Напишите в комментариях, что думаете по этому поводу!

Комментарии (16)


  1. Dynasaur
    00.00.0000 00:00
    +1

    Мы действуем по накатанным рельсам и четко знаем каждый следующий шаг. В таком проекте нет смысла проводить какие-то изменения: даже на начальном этапе все достаточно просто распланировать, выдать оценку и посчитать стоимость, так как подобное делали раньше. Думаю, вы поняли о чем идет речь.

    Я не понял. Где вы видели такие проекты? Вообще ваше изложение про Waterfall весьма поверхностное.

    Главный минус метода – приходится переделывать все с самого начала, так как нельзя внести изменения в какой-то конкретный этап. 

    Почему с самого начала? В Waterfall есть процедура управления изменениями (описанная в PMBoK), специально предназначенная для внесения изменений. Вносите изменения оперативно и гибко - затраты на изменения будут минимальны. И почти никогда изменения не требуют переделывать с самого начала. Обычно это запрос каких то фич, которые изначально не планировались. Я вообще ни разу не видел, чтобы проект (Waterfall или нет) переделывали с самого начала, а изменений в любом проекте десятки и сотни. Просто в эджайле они приветствуются, а в каскадном ограничиваются.


    1. lana_demchenko
      00.00.0000 00:00

      да, есть такая процедура, но бывает и такое, когда мы начинаем переделывать или добавлять какую-то фичу (по требованию заказчика), то одна фича цепляется за другую и они получается связаны между собой таким образом, что одну без другой нельзя будет выполнить (а ведь такая сцепка предположительно может быть и с несколькими фичами). Особенно процесс может затруднить момент, если мы находимся уже в самом конце - на этапе тестирования. Таким образом, мы откатимся назад. В любом случае придется заново посчитать бюджет по проекту и снова пройти этапы жизненного цикла, потому что мы работает по фиксированной оплате.

      Тут уже стоит уделять внимание риск-менеджменту и заранее закладывать больше бюджета на случай таких ситуаций. Либо доработки выносить в рамки отдельного проекта


      1. Dynasaur
        00.00.0000 00:00

        Вы сейчас всего лишь сказали, что бывают изменения простые, а бывают сложные. Бывают. Мало того, они и в эджайл и в каскадном одинаково бывают. Стоят практически одинаково. Разница лишь в том, что в эджайл вы расстаётесь с бюджетом легко и непринуждённо при каждом новом изменении, а в каскадном будете мучительно согласовывать, обсчитывать и доказывать. Но суть изменения и объём работ и переделок от этого не поменяются.

        Тут уже стоит ... и заранее закладывать больше бюджета на случай таких ситуаций.

        Конечно стоит. А в Эджайл изначально заложен бесконечный объём изменений.


  1. Dynasaur
    00.00.0000 00:00

    И ещё я не понял, вы противопоставляете Waterfall и PMBoK? Но PMBoK покрывает в том числе и Waterfall.


  1. Elon_space
    00.00.0000 00:00
    +2

    С Kanban путаница уже давно. Что конечно немного усложняет жизнь вчерашним студентам, которые топят за чистоту методолгии. на третий месяц месяц привык


    1. Giz-A
      00.00.0000 00:00
      +3

      Хоть горшком назови, лишь бы работало ;) Я к тому, что куда бы не относился метод и на чем не базировался главное чтобы себя проявлял эффективно


  1. Almi1895
    00.00.0000 00:00
    +3

    ничего нового


    1. Elon_space
      00.00.0000 00:00

      а что кардинально новое вы хотели здесь прочитать? считаю, что у автора получилась неплохая попытка анализа и структурирования "управленческого хаоса", и это похвально


      1. Almi1895
        00.00.0000 00:00
        +3

        это только ваше мнение


  1. Apoheliy
    00.00.0000 00:00
    +2

    Если Вы посмотрите на определение проекта ( Проект (в управленческой деятельности) — Википедия (wikipedia.org) ), то поймёте, что проект ВСЕГДА создаёт уникальный продукт или услугу (иначе это уже не проект, а операционная деятельность). Поэтому все рассуждения про накатанные рельсы - это немного не то.

    Еще было бы хорошо, чтобы Вы определились с терминологией: методология и фреймворк - это очень разные понятия. А по заглавию вы вообще ищете "модель".

    В общем, как обзорная статья - слабовато. Рекомендуется продолжить и усилить.


    1. lana_demchenko
      00.00.0000 00:00
      +1

      Безусловно, проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так и написано и в PMBok.

      Про накатанные рельсы и используемую терминологию хочу сказать, что статья проходит процедуру форматирования и некоторые обороты речи и выражения могут быть изменены/удалены и отличаться от изначального варианта.

      В оборот речи "накатанные рельсы" закладывался следующий смысл: методология Waterfall - это не какое-то готовое клише, которое можно подгонять под любые проекты с типом среды "Простая упорядоченная", так как нет уникальности; а это какие-либо уже наработанные решения на которые можно опираться на страте проекта, позволяя осуществить качественное планирование и анализ, чтобы минимизировать последующие возникшие негативные риски.
      Я приводила пример из своего личного опыта - внедрение CRM системы. Безусловно, каждый проект по внедрению CRM является уникальным, так как присутствуют свои технические особенности и пожелания заказчика, но тем не менее прослеживается определенная общая логическая нить последовательности действий, если сравнивать такие проекты между собой. Поэтому, можно заранее определенные вещи спрогнозировать на этапе инициации.
      На мой взгляд Waterfall отлично ложиться на такую ситуацию.


  1. avf48
    00.00.0000 00:00
    +1

    Всё уже придумано, до вас)) Почему вы так по скотски относитесь к нашей, отечественной практике?? Слово ПРОФЕССИЯ потеряло, похоже, вообще всякий смысл...

    А junior до senior - это вообще звучит, как клички мексиканских наркоторговцев))

    Профстандарт: 06.016 "Руководитель проектов в области информационных технологий"

    https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50432

    https://habr.com/ru/post/715256/ "Проектный Менеджер в IT. Обязанности без полномочий"


  1. klimkinMD
    00.00.0000 00:00

    В первую очередь, это опыт, который можно консолидировать и проанализировать с помощью известного инструмента «PMBOK» — руководство к своду знаний по управлению проектами. Это стандарт проектного управления.

    Противоречивые "параграфы"! (как минимум, дважды).

    Разницу между "методология" и "методика" автор, imho, не понимает. "скоуп методологий" -- кайф :-)!


    1. lana_demchenko
      00.00.0000 00:00
      +1

      а где вы прочитали про методику?
      Методика - это какое-то конкретное инженерное решение, а методология - это обобщение над методами. Интересно узнать, как вы сами понимаете значение терминов)


  1. Thisnicknameisbusy
    00.00.0000 00:00
    +1

    Не секрет, что в США IT‑технологии развиваются быстрее, чем в России

    Вы сами ответили на свой вопрос. Нафига изобретать "велосипед", когда все уже давно придумано до нас? Неумение ездить на велосипеде ещё не говорит о том, что он не подходит. И менталитет тут совершенно не при чем


  1. arkadii_rozmarin
    00.00.0000 00:00

    Россиянам привычнее выполнять работу коллективно...

    В статье очень не хватает аргументов, которые обосновали бы тезисы автора о пресловутом "российском менталитете". Хабр — это, конечно, не научный журнал, до ссылки на результаты каких-нибудь серьёзных исследований в дополнение к личному опыту автора явно не помешали бы.

    Проблема в том, что результаты исследований как раз свидетельствуют об обратном: по данным Kelly Services, например, российские сотрудники в основном предпочитают командной работе более индивидуалистическую модель с четким разделением зон ответственности. Я не утверждаю, что это исследование на 100% точное (выборочные исследования никогда таковыми не бывают), но даже если его выводы ошибочны, хотелось бы ознакомиться с подтверждением противоположной точки зрения.

    Делать выводы о преобладании в обществе индивидуализма ил коллективизма на основе отдельны фактов à la американские школьники хотят быть популярными, а в российских компаниях открытые офисы, не вполне верно, ведь на каждый подобный аргумент можно подобрать контраргумент: в Америке, к слову, очень важную роль в общественной жизни играют довольно интегрированные локальные сообщества соседей, но мы же не будем только поэтому утверждать, будто американцы — неисправимые коллективисты