Всем привет! Меня зовут Артем Первухин, я — продакшн-директор performance-агентства Кинетика. В компании мы уже более 15 лет помогаем бизнесам успешно продвигаться в сети — и смело делимся своим опытом и наработками.
В прошлой статье мы с вами разобрали, почему важно с самого начала построить грамотную структуру сайта. Здесь же углубимся в конкретные этапы разработки — как с нуля создать структуру, которая сразу хорошо покажет себя в бою. Ведь согласитесь, гораздо проще потратить время и деньги на настройку в самом начале, чем спустя полгода обнаружить много ошибок, плохую индексацию и просить специалистов исправить это? Ведь второй вариант обойдется вам в разы дороже!
Приготовьтесь вместе со мной окунуться в продвижение, шаг за шагом создавая эффективный SEO-каркас на примере интернет-магазина аккумуляторов. И читайте статью ;)
Шаг 1. Собираем маркерные запросы
На первом этапе мы вручную собираем запросы, которые наиболее полно отражают деятельность компании и ассортимент. Они называются маркерные и охватывают весь поисковый спрос и будущий сайт. Собранную информацию заносим в mind-карту.
Если на сайте продаются велосипеды, можно воспользоваться и общим маркером «велосипед». А если речь идет о сайте с широким ассортиментом, для каждого раздела необходимо подобрать свои маркеры.
Для интернет-магазина аккумуляторов можно взять маркеры «Аккумулятор», «АКБ», так как это основная продукция компании. Более сложным вариантом будет подбор маркеров по всей структуре сайта, когда они разбиваются на группы и подгруппы:
Воспользоваться можно бесплатным сервисом bukvarix.com. Указываем в поисковой строке наш запрос «аккумуляторы для ИБП» и получаем на выходе несколько тысяч соответствий.
Для наглядности возьму небольшой кусочек из выгрузки, чтобы в дальнейшем разбить его на группы. Получаем вот такой список:
После сбора маркеров мы все заносим в mind-карту и далее расширяем маркерные запросы. Это показывает, на какие категории есть спрос и какие фразы в них должны быть. В будущем это поможет продвигаться эффективно — чтобы и трафик получать, и заявки собирать.
Шаг 2. Чистим от мусора и кластеризуем
Собранный файл мы очищаем от нетематических, ошибочных фраз, упоминаний конкурентов. Убираем запросы с упоминанием городов, в которых не работает сайт клиента. Логика простая — если что-то не продаем, значит, эти запросы нам не нужны.
Отсюда также нам необходимо удалить неявные дубли — запросы из слов и словоформ, которые дублируют основные запросы, но проигрывают им по частоте.
Затем распределяем запросы на группы по интенту и поисковой выдаче — это называется кластеризацией. Фишка в том, что «акб на 12 в», «акб на 6 в», «акб для [определенный бренд]» следует продвигать по-разному, поэтому мы группируем повторяющиеся интенты пользователей.
После этого нам необходимо отделить запросы категорий от запросов товаров, т.к. несмотря на схожие по смыслу запросы — они должны располагаться на разных посадочных страницах.
Чтобы не делать это вручную, пользуемся сервисами кластеризации (Key Assort, Key Collector) и получаем распределенные на группы запросы. Если вы хотите попробовать сделать это сейчас, воспользуйтесь бесплатным сервисом Кулакова.
В нашем случае получилось 12 групп.
Шаг 3. Смотрим на конкурентов и планируем сделать круче, чем они
Здесь важно правильно оценить спрос и подобрать конкурентов. Обычно на встрече называют известных игроков рынка, с которыми будет невозможно конкурировать — агрегаторы, маркетплейсы, лидеры ниши. И это большая ошибка.
Даже если на их сайтах есть недостатки структуры (нет какого-то раздела или два кластера объединены), они с лихвой компенсируются метриками доверия, заработанными за много лет. Поэтому ориентироваться надо на прямых конкурентов.
Конкурент — не тот, кто обходит вас в оффлайне, а тот, кто такой же, как вы по масштабу и ассортименту, но лучше в видимости (он есть в топ-10, а вы нет). Именно таких мы находим по маркерным запросам в топ-10 и предлагаем их вытеснить.
После того как собрали подходящих конкурентов, смотрим их структуру и посадочные страницы. Важно находить у конкурентов полезные фишки и использовать их у себя. Сейчас покажу, как это работает.
Например, смотрим на нашем проекте на страницу «акб для ИБП». Вложенность в структуре отсутствует. Таким образом пользователю на странице придется долго искать необходимый товар. Поэтому нам необходимо создать дополнительные посадочные, чтобы, в том числе, обойти сайты, где такие страницы есть.
В то время как у конкурентов в категории «Источники бесперебойного питания» присутствуют дополнительные подкатегории — по мощности, бренду, топологии и исполнению.
К этому этапу у нас все больше разрастается mind-карта, куда мы записываем разделы, категории и подкатегории нашего будущего сайта, а также элементы структуры, которые нас привлекли у конкурентов.
Шаг 4. Формируем семантическое ядро
Пришло время на основе mind-карты собрать ядро по всем категориям. Для этого пользуемся сервисом Key Collector.
Вообще тема формирования семантического ядра большая — для отдельной статьи. Если интересно — дайте знать в комментариях, опубликую статью.
Готовое семантическое ядро выглядит, как картинка большого размера с большим количеством иерархий и фраз.
Так мы понимаем все вариации запросов, которые ищут пользователи в нашей тематике и что относится к нашему сайту.
Шаг 5. Прокачиваем элементы сайта
Когда формирование основной структуры позади, приступаем к шлифовке — налаживанию эффективного взаимодействия пользователя и поисковых роботов с сайтом. Для этого мы создаем хлебные крошки, пагинацию и многое другое. Обо всем по порядку.
Хлебные крошки
Это дополнительные вхождения на страницах по названиям категорий. Они имеют несколько очевидных плюсов:
делают страницы удобнее — пользователям проще ориентироваться в разделах и переходить к общим категориям;
участвуют во внутренней перелинковке — помогают распределять ссылочный вес.
Пагинация
Большое количество товаров или статей в блоге гораздо удобнее просматривать, если они разделены на страницы. Вывод ограниченного количества элементов на странице и называется пагинацией.
Веб-мастеры оформляют пагинацию с помощью нумерованных страниц, диапазона цифр, списка по алфавиту, где каждая страница — подборка товаров на определенную букву, и другими методами.
Советы по настройке пагинации:
Используйте постраничную пагинацию с нумерацией, если на сайте больше сотни товаров, много статей, а их количество растет.
А еще лучше сделайте для пользователей два варианта просмотра: кому-то удобно смотреть товары переключением страниц, а кому-то — подгружать их нажатием кнопки «показать ещё».
Не запрещайте индексацию страниц тегом noindex, так как это один из путей на карточку товара. В противном случае бот не сможет попасть на страницу товара, а это ухудшает коммерческие факторы.
Не дублируйте текст раздела на его пагинацию. Так он не будет повторяться на всех страницах пагинации, и вы не снизите уникальность контента.
Фильтры
Фильтр — это набор параметров, который позволяет сузить большой ассортимент до нужной выборки.
Фильтры упрощают поиск товара или услуги и способствуют созданию посадочных страниц при SEO-продвижении. Важное условие — генерироваться должны только страницы с фильтрами, на которые есть спрос. В противном случае это будет мусорная страница, которую поисковикам не следует видеть.
Плюсы фильтров:
Увеличение качественного органического трафика. Если пользователи часто спрашивают определенный цвет товара, то им будет удобно видеть эту характеристику в начале фильтра.
Простота в продвижении. Все хотят продвигаться на ВЧ-запросах, тогда как весь профит в СЧ и НЧ — пользователи с низкочастотными запросами обычно знают, что хотят, и готовы совершить покупку с большей вероятностью.
Легкость генерирования. Страницы фильтрации для каталогов легко создать по шаблону и применить его к нескольким категориям — получатся уникальные страницы.
Улучшение поведенческих факторов. Когда фильтры составлены грамотно, пользователям проще взаимодействовать с сайтом и находить нужный товар или услугу. Увеличивается время визита и глубина просмотра сайта, снижается показатель отказов.
Тегированные страницы
Фильтры, которые позволяют пользователю отсеять ненужный товар, очень важны и удобны. Никому не хочется копаться в горе товаров в поисках нужного!
На помощь придут тегированные страницы, которые группируют товары на основе заданных свойств.
Тегированные страницы — это своеобразные псевдокатегории, в которых объединяют товары по узким признакам. Они позволяют быстро просеять выборку, не настраивая при этом фильтр.
Каждое сочетание популярных характеристик по определенному запросу — отдельно созданная страница. Она попадает в индекс и ранжируются по нему в первую очередь.
Например, если пользователь введет в поисковую строку «акб для ибп 12В», и в вашем магазине создана такая псевдокатегория, скорее всего, именно она окажется в топе выдачи.
Как узнать, какую псевдокатегорию создать? Узнавать потребности целевой аудитории через семантику. К этому моменту у нас на руках уже есть семантическая матрица, из которой понятно, какие запросы можно оставить для теговых страниц. А если что-то пошло не так, и комбинации запросов не проработаны, вернитесь на шаг назад и разберите семантическое ядро.
И напоследок
О правильной структуре SEO следует задуматься еще до запуска сайта — это многократно сократит расходы на дальнейшие правки.
А если у вас есть вопросы — пишите в комментариях, отвечу ;)
dodgev
Для кого статья? С одной стороны - поверхностно, с другой - опоздали лет на 10.
vagon333
Ну, наверное самореклама.
У меня как раз задача (нудная для меня) — SEO нового сайта/продукта.
Тыкал предложения на kwork… а тут статья. Чудно! Напишу-предложу.
Взаимный профит… хотя Хабр, конечно, не для куплю/продам.