В современности, так или иначе, всё является пропагандой чего-либо: кино, музыка, литература. Даже социальные сети несут в себе пропаганду: того или иного продукта, образа жизни, каких-либо идей. Естественно, что государственные институты берут на вооружение вышеперечисленные отрасли в целях пропаганды своей идеологии. Раньше основными пропагандистскими орудиями госмашины становились сначала пресса, потом радио, а затем и телевидение, по мере увеличения их популярности среди социальных масс. Теперь же очередь дошла и до видеоигр.

В целом, пропаганда это ни хорошо и ни плохо. Она просто есть. Что-либо становится популярным и его используют ради рекламы или пропаганды. Это закономерность. Плохо, когда нет ничего, кроме пропаганды, когда не остаётся альтернативных точек зрения. Так случилось в Иране, где некогда процветающая игровая индустрия живёт только за счёт госпропаганды, и где последние независимые разработчики игр прекратили деятельность в 2019 году. Если в Иране и остались разработчики, не связанные с госмашиной, то они подвергаются жёсткой цензуре.

Краткая история первых видеоигр в Иране


Иранские видеоигры имеют 50-летнюю историю. Первое упоминание о видеоиграх было в Daneshmand — ежемесячном журнале о науке и технике. Daneshmand издается до сих пор с 1963 года и является старейшим журналом о науке и технологиях в Иране.


Первая игровая приставка под названием Video Master была выпущена в Иране в 1976 г. Video Master был импортирован компанией Woodrow International, расположенной в Тегеране и Исфахане. Сегодня Woodrow International не существует. В 1978 г. была выпущена ещё одна игровая консоль TV Game. Поставщиком TV Game была компания General Electronic Kit, расположенная в Тегеране. Стоимость на тот момент составляла около 37 долларов США. Ни Video Master, ни TV Game не производились в Иране, но обе собирались там.


VideoMaster


TV Game

В периоды после Исламской революции 1979 г., кризиса с заложниками, Культурной революции, войны с Ираком 1980-1988-гг. в Иране в сфере развлечений, науки и технологий ничего особенного не происходило. Во время Культурной революции все университеты были закрыты в течение 30 месяцев. Кризис с заложниками заставил США разорвать отношения с Ираном, и в результате весь официальный импорт был прекращён. Иранская революция сделала большинство развлечений и даже некоторые виды спорта незаконными. Сюда входят карточные игры, автоматы для игры в пинбол, шахматы, бильярд, гольф, боулинг и любые другие азартные игры. Десять лет спустя они постепенно снова начали становиться легальными (за исключением азартных игр).

После революции 1979 г., большинство компаний были закрыты, а официальный импорт из США был невозможен (как и сегодня). Поэтому в течение многих лет все видеоигры и компьютерные продукты приходилось ввозить контрабандой. Первой игровой приставкой, появившейся в Иране после революции была Atari 2600. Впервые её контрабандой доставили в 1985 г., и продавали по цене около 120 000 рупий, или 200 долларов США. В1988 г. в компьютерном журнале Elm Electronic va Computer (Electronic Science and Computer) опубликован обзор видеоигры Amiga. Это был первый обзор игры, когда-либо опубликованный в Иране.

Когда война с Ираком закончилась, в Иран хлынул поток развлечений, включая новые игровые приставки Commodore 64, ПК, VHS-плееры, голливудские фильмы и так далее. Почти всё, что было так или иначе связано с развлечениями, ввозилось в страну контрабандой. До 2007 года большинство комплектующих для ПК были контрафактными, за исключением некоторых корейских мониторов, официально импортируемых компаниями LG и Samsung, и некоторых принтеров, таких как HP и Epson. В 90-е годы в страну прибыло огромное количество клонов консолей Famicom. Первым и самым важным был Micro Genius, сделанный в Тайване. После Micro Genius стали доступны некоторые известные клоны, такие как Dendy и Super Semtoni, которые продолжали продаваться до 2005 года. В эпоху Micro Genius игры Nintendo стали популярны в Иране. В основном Contra, Mario, Duck Hunt, Double Dragon, Streets of Rage, Mega Man и другие.

С середины 90-х в Иране начинаются первые серьёзные попытки локальной разработки игр. Была создана игровая студия под названием Honafa, которая просуществовала 5 лет и разработала несколько игр для государственных учреждений, включая Министерство исламской культуры и Штаб-квартиру по контролю наркотиков. У Хонафы была как производственная, так и научно-исследовательская команда. Производственная группа была занята разработкой своих текущих проектов, а команда R&D занималась исследованиями игрового движка и 3D-технологий.

Игра под названием Tank Hunter была первым релизом Honafa. Это была бесконечная 2D-игра для MS-DOS, в которой человек с РПГ уничтожал танки противника. Эта игра была посвящена героям ирано-иракской войны. Через несколько лет была выпущена игра Ali Baba, которая являлась 2D-платформером с боковой прокруткой, по типу Prince of Persia, выпущенным для MS-DOS. В 1998 г. состоялся выпуск Devil's Death: ещё одна игра, созданная студией Honafa для Штаб-квартиры Ирана по контролю за наркотиками. Это был шутер с видом сверху, в котором игрок уничтожал грузовики контрабандистов.


Tank Hunter


Ali Baba


Devil's Death

Развивалась и медиа, посвященная геймингу. В апреле 2001 г., журнал Bazi Rayane публикует свой первый номер. Bazi Rayane стал первым иранским журналом, полностью посвященным видеоиграм. В августе 2014 года Bazi Rayane закрылся из-за экономических проблем. Другим журналом о видеоиграх был Bazinama, который опубликовал свой первый номер в 2005 году. Bazinama издается до сих пор, но в сентябре 2019 года он отказался от бумажной версии и перешёл на цифровую версию. Это не единственные иранские журналы про видеоигры, что показывает насколько популярны игры в Иране, и как в своё время там развилась сообщество геймеров и разработчиков игр.

Золотое время персидских игр


К середине 2000-х годов иранская игровая индустрия процветала, поскольку такие компании, как Darinoos, локализовали пиратские международные компьютерные игры, в то время как местные студии, в том числе Puya Arts и Dead Mage, создавали игры на основе иранской истории для привлечения местной аудитории. Иранским разработчикам пришлось создавать всё с нуля. У них не было доступа ко многим инструментам, которые были легко доступны за пределами Ирана.

В 2005 г. выпущена игра Quest of Persia: The End of Innocence. Это была первая 3D-игра из Ирана, разработанная студией Puya Arts.


В 2006 году Культурный институт Тебеяна начал инвестировать в видеоигры. За 8 лет деятельности институт разработал 25 игр.

Вместо того чтобы запрещать инди-разработчиков, Иран попытался сформировать индустрию по своему образу и подобию. В 2007 г. Верховным советом культурной революции Ирана был создан Иранский фонд компьютерных игр (IRCG). В 2008 году фонд начал финансировать некоторые инди-видеоигры, такие как Garshasp the Monster Slayer. Также в 2007 г. состоялся первый фестиваль цифровых медиа. Одной из первых игр, принявших участие в этом фестивале, стала Quest of Persia: The End of Innocence.


Организация финансово поддерживала независимых разработчиков, пока они выпускали игры, которые явно не противоречили государственной идеологии; и она выпустила свои собственные игры, такие как Valfajr 8, действие которых также происходит во время ирано-иракской войны. Журналы и телевизионная реклама могли бесплатно рекламировать как поддерживаемые государством, так и инди-игры.

В 2010 году IRCG финансирует Asemandez — первую браузерную MMO-стратегию, разработанную в Иране. В 2010 г. игра Everything Can Draw стала первой иранской видеоигрой, представленной на выставке Tokyo Game. Позже в 2017 году разработчики внесли изменения в игру и опубликовали её в Steam под названием Engare. В том же году был релиз первой иранской Full Motion-видеоигры — Entegham (Revenge).

Самая дорогая иранская видеоигра на тот момент была разработана студией Fanafzar при инвестициях IRCG. Общий бюджет игр Garshasp 1 и 2 в то время составлял около 500 000 долларов США. Garshasp 1 была первой местной видеоигрой, которая завоевала популярность в Иране. Garshasp 2 так и не был выпущен из-за разногласий по контракту и отсутствия бюджета.

Этот золотой век подошел к концу в 2011 году, когда калифорнийская компания Electronic Arts выпустила Battlefield 3, шутер от первого лица, действие которого частично происходит в Иране, где злодеями выступают иранцы. Это произошло во время ухудшения отношений между Тегераном и Западом и вызвало агрессивную реакцию. «Око за око», — сказал Бехруз Минаи Раис-Боняд, глава IRCG. Вскоре после этого IRCG запустила шутер от первого лица: The Attack on Tel-Aviv.

Правительство объявило продажу и покупку Battlefield 3 уголовным преступлением. Но это также было нацелено на сектор в целом. Правительство прекратило инвестировать в инди-проекты и затруднило получение разработчиками игр лицензий на выпуск своей продукции.


В 2014 г. провалилась Parvaneh Legacy of the Light's Guardians — видеоигра, разработанная Bearded Bird с бюджетом в 700 000 долларов США. Хотя Parvaneh побила рекорд самой дорогой иранской видеоигры всех времен, ранее принадлежавший Garshasp, это был огромный провал. Игра плохо продавалась, и в том же году разработчик закрылся.

В том же 2011 г. начал работу интернет-магазин Cafebazaar для мобильных приложений и игр. В 2014 году началась тотальная разработка мобильных игр: в этом году большинство инди-разработчиков начали создавать игры для Android и прекратили разработку игр для ПК. Тебеян прекратил финансирование видеоигр, и сменился персонал IRCG. Новые менеджеры IRCG изменили то, как они инвестировали в видеоигры.

Когда бесплатная игра для Android, Motori, разработанная Glim Games, была опубликована на Cafebazaar в 2015 году, она быстро стала вирусной. С 1,6 миллионами местных активных пользователей Motori за несколько месяцев побила все рекорды по продажам и загрузкам. Разработка мобильных игр в Иране вступила в новую эру после Motori.

В 2016 г. Clash of Clans была официально опубликована в Cafebazaar, и рынок резко вырос. Это была первая крупная западная видеоигра, официально изданная в Иране.

В 2019 г. IRCG закрывает Tehran Game Festival, Tehran Game Convention, Game Incubator и Национальный институт разработки игр. Всё это произошло из-за экономической депрессии и финансовых проблем Ирана. Позже в 2020 году IRCG вновь открыла Национальный институт, заключив контракт с Университетом Шахида Бехешти в Тегеране.

Наши дни


Amerli Battle (Commander of Resistance) — шутер от первого лица, запущенный в 2022 году, бросает отряд солдат в бой против боевиков «ИГИЛ» (запрещённая организация в РФ). Командует отрядом Касем Сулеймани — генерал-майор Корпуса стражей исламской революции, военной силы под командованием теократического руководства Ирана. Сулеймани, который был убит в результате удара американского беспилотника в Ираке в январе 2020 года, был влиятельной фигурой в режиме. Игра была разработана Monadian Media, ответвлением Basij Cyberspace Organization — цифрового крыла военизированной группировки КСИР Basij, и является частью продолжающихся пропагандистских усилий режима.


Подобные игры представляют собой ревизионистский взгляд на историю Ирана, и они пытаются зафиксировать её идентичность в том, что режим хочет продвигать — шиитской теократии, окруженной врагами. Напряжение между этой идентичностью и более богатой, более текстурированной историей, представленной независимыми разработчиками, резко возросло за последние шесть месяцев. Последнее движение протеста в Иране, вызванное смертью Махсы Амини, 22-летней девушки, находившейся под стражей полиции, столкнуло две очень разные концепции иранской идентичности в ожесточенной конфронтации. Сотни людей были убиты в столкновениях с режимом, тысячи арестованы. Власти время от времени он отключают интернет и блокируют социальные сети, мессенджеры и онлайн-игры. В прошлом Иран заявлял, что хочет создать свою собственную национальную интрасеть, по сути отгородив свой интернет от остального мира.

Столкнувшись с растущим недовольством, Иран всё больше инвестирует в производство видеоигр в надежде, что сможет использовать их для влияния на молодёжь. Нарративы игр пытаются укрепить религиозную идентичность нации, изобразить внутренних противников — таких как движение «Женщина, жизнь, свобода», начавшееся в прошлом году, — как сектантских экстремистов и реабилитировать такие фигуры, как Сулеймани.

Некоторым инди-разработчикам удалось продолжить работу, несмотря на ограничения, хотя некоторым пришлось обосноваться за границей. Знаменитая игра Tale of Bistun, выпущенная в 2022 году, была создана небольшой группой иранских разработчиков из Нидерландов. Эта игра, как и многие другие инди-игры, основана на старой персидской истории. Но в основном игровая индустрия Ирана оказалась во власти действующего режима.



Комментарии (37)


  1. sinc_func
    02.04.2023 15:59
    -12

    Я так понимаю основная цель этой статьи - это призыв смотреть на существующий миропорядок глазами и интересами "золотого миллиарда". А нам это надо? Мы в этот миллиард даже не входим. Тот же Сулеймани был убит американцами на дипломатическом визите в Ирак. После этого нам читают высокие морали.


    1. YuriParfenov
      02.04.2023 15:59
      +10

      Нетрудно вычислить, что чтобы попасть в так называемый "золотой миллиард" нужно иметь доход всего в 25 000 рублей в месяц.

      https://www.google.com/amp/s/habr.com/ru/amp/post/177619/

      Да и сама идея попахивает изрядно протухшим мальтузианством. И рассчитана на не самых образованных людей.


      1. sinc_func
        02.04.2023 15:59
        -7

        Можно прикинуть: население США, Канады, Европы, Японии, Австралии, Новой Зеландии.. Получается уже порядка миллиарда. И что у них то ли начальный, то ли средний доход в 25000 рублей в месяц? Неожиданно..

        Они только денег на спасение своих банков и на "вертолетное разбрасывание" печатали десятками трюлликов.


        1. YuriParfenov
          02.04.2023 15:59
          +4

          Понятие "паритет покупательной способности" вам неведомо ? 25000 рублей это только для России. Для других стран делается поправка на ППС. А она может быть очень солидной. И я вас уверяю во всех перечисленных вами регионах есть люди, которые в этот самый "золотой миллиард" не входят.


          1. lenarsaitov
            02.04.2023 15:59
            +1

            та статья, c 25 к рублей, 10-ей давности..


      1. RH215
        02.04.2023 15:59
        +2

        Это пост из ажно 2013 года. С тех пор и рубль упал, и Россия по доходам пропустила Китай.
        Короче, теорию нужно обновить: теперь не "золотой миллиард", а золотые "2,5 миллиарда".


        1. sinc_func
          02.04.2023 15:59
          -6

          Прежде всего тут видна занятная подмена понятий.

          "Золотой миллиард" - это группа стран занятых выкачкой ресурсов, нагибанием и эксплуатацией всего остального мира. Разговоры про 25 тысяч - это увод от темы.


          1. YuriParfenov
            02.04.2023 15:59
            +14

            Изначально под золотым миллиардом понимался топ млрд людей с наиболее высокими доходами. Все остальное передергивание и неправильное использование терминов "Нагибанием и эксплуатацией всего мира" без комментариев. Такой отборной дичи я давно не слышал. Все технические и культурные достижения это заслуга этих стран. От пенициллина до компьютера. И все остальные страны должны быть им благодарны, что люди у них не мрут как мухи от самых лёгких по нашим меркам заболеваний.


            1. sinc_func
              02.04.2023 15:59
              -1

              То что в Конго бельгийцы рубили руки неграм за невыполнение нормы добычи каучука - очевидно об этом не в курсе. Сколько было Голодоморов в Индии в том числе рукотворных - это не очевидно (последний - 1943 - 4-10 миллионов человек), Накачка Китая опиумом - ждем благодарностей...

              В том же самом Иране британцами было свергнуто демократически избранное правительство Моссадыка из за национализации активов Бритиш Петролиум.

              Потом был шах и его охранка - всех все устраивало, Оппозиция смогла выжить только в мечетях - что мы сейчас и видим.


              1. YuriParfenov
                02.04.2023 15:59
                +6

                По сравнению с благами для абсолютного большинства населения это совсем небольшие издержки. Можно съездить в какую нибудь страну центральной Африки и увидеть, что вся инфраструктура в ней от больниц до железных дорог была построена колонистами. Да и страны третьего мира неплохо резали население друг друга и без всяких колонистов. Я обо всем в курсе. Ожидал что тут пойдет речь про Бельгийский Конго и опиумные войны. А самое интересное в том, что например коренные африканцы сами с большой радостью продавали друг друга в рабство.


                1. sinc_func
                  02.04.2023 15:59
                  -2

                  Ну почему же только коренные африканцы..

                  Начальный поток рабов в Северную Америку шел в том числе из Ирландии, особенно после местных восстаний. Какую-то часть потока былых рабов составляла так называемая в узких кругах - "избыточная беднота Англии", на детей из которых реально охотились.

                  Но стоит заметить что африканцы никому не читают высокие морали,

                  не проводят у себя съезды РСДРП, не фининсируют такую публику как Герцен,


                1. svr_91
                  02.04.2023 15:59
                  -1

                  По сравнению с благами для абсолютного большинства населения это совсем небольшие издержки

                  Интересно, а энергоресурсы (газ, нефть) это тоже блага или уже нет? И какие издержки они могут вытерпеть?

                  Да и страны третьего мира неплохо резали население друг друга и без всяких колонистов

                  А вот если бы комментатор попробовал перевести стрелки на запад и Америку (типа, "да они там тоже сколько войн развязали" или наподобие), то комментарий бы отхватил кучу минусов.


                1. MaxAhmed
                  02.04.2023 15:59
                  +1

                  Прям наркоторговцы. Первые 10 рабов бесплатно, а потом, значит, белые втягивались и становились Себастьянами перрейра.

                  Может проще признать отсутствие морального превосходства западной цивилизации ? Это не страшно. Из этого не следует, что надо вставать на колени и прочим blm заниматься. Потому как остальным цивилизациям тоже гордится особо не чем.


              1. vassabi
                02.04.2023 15:59
                +2

                извините, а про Конго - это бельгийцы лично делали?

                или это местные местных ? (при попустительстве бельгийской администрации)


                1. MaxAhmed
                  02.04.2023 15:59
                  +2

                  Бельгийцы. Свободное государство Конго. Личное владение короля Леопольда и вся администрация из Европы. Конец 19 века. Судя по описаниям Освенцим в масштабах страны и все исключительно ради денег.


      1. Dynasaur
        02.04.2023 15:59
        +1

        Ваша ссылка на статью 10-летней давности, что для экономического сравнения в рублях уже не актуально. Та статья опирается на некий аналитический ресурс, который уже не существует, а домен выставлен на торги.


        1. YuriParfenov
          02.04.2023 15:59

          Можно найти кучу аналогичных исследований. Можете этим заняться, если хотите


      1. romxx
        02.04.2023 15:59
        +2

        Может ваш комментатор как раз меньше 25 тысяч получает, оттого и такой обиженный на весь свет ;)


  1. Myxach
    02.04.2023 15:59
    +6

    Как видеоигры в Иране стали орудием пропаганды

    Ну как бы искуство всегда была самым сильным орудием пропаганды


    1. MyDigits
      02.04.2023 15:59

      Мне кажется что пропаганда это в первую очередь вид лжи, остальное нормальный pr. Грань тонка но вполне уловима.


      1. Myxach
        02.04.2023 15:59

        Тебе кажется так, просто обычно именно в таком виде это слово используют, причем что иронично именно в пропаганде. . В Первую очередь это именно распростронение какой-то идеи. А вот методы могут быть разные от правды, до откровенной лжи.

        Даже это статья является пропагандой


  1. corvair
    02.04.2023 15:59
    +1

    Dendy в Иране? Вроде фамиклоны под этой маркой продавались только в странах бСССР, в Иран вполне мог поставляться этот же клон, но вряд ли под маркой Dendy.


  1. R2SAAF
    02.04.2023 15:59
    +1

    А что сразу Иран то? Возьмите Call of Duty, BF2. Против кого они все там сражаются? Ну ладно, уговорили. Помню Sega: Abrams Battle Tank, помню Рэмбо.

    Веду к тому, что некоторые страны это делают более успешно, чем Иран. Но почему Иран то стал героем этой статьи.


    1. Ndochp
      02.04.2023 15:59

      Ой, кажется колда в Иране это тоже орудие пропоганды Ирана. Ибо врага надо знать в лицо. Особенно легко это, когда он не скрывается.


  1. serginho
    02.04.2023 15:59
    +4

    Ждем следующих статей:
    Как в США игры стали орудием пропаганды
    Как в Европе игры стали оружием пропаганды
    Как в Китае игры стали оружием пропаганды
    Как в России игры стали оружием пропаганды
    Ну и так далее


    1. ZetaTetra
      02.04.2023 15:59
      +5

      Для этого надо чтобы у страны было как минимум три условия:

      1. Несменяемый лидер

      2. Максимальное госфинансирование отрасли сателлитами несменяемого лидера

      3. Запрет на продукцию с неугодными для лидера темами


      1. Bone
        02.04.2023 15:59

        Это если вы хотите честную и не особо эффективную пропаганду. А если хотите хитро закамуфлированную и гораздо более эффективную, то все ваши пункты вовсе не обязательны.


        1. ZetaTetra
          02.04.2023 15:59

          Это сложнее, ибо тогда общую цель должен поддерживать не только лидер, но и народ. Т.е. видеть в этом плюсы для будущего себя и своих детей.
          С одной стороны это сложнее, с другой - эффективней, ибо не надо тратиться ни на "госфинансирование отрасли", ни на "запрет на продкуцию".
          Ибо её просто покупать не будут или будут покупать только как хохму.

          Если кратко, тогда это не будет "оружием пропаганды", ибо оно неконтролируемое. Следовательно - не является "оружием".


          1. MironovPeter
            02.04.2023 15:59
            -1

            Нелогичная цепочка выводов. Народ уже давно зомбирован в одних странах, и аполитичен в другОЙ странЕ, где только попробуй выпустить игру типа Crysis или Call Of Duty (да подставьте любой другой шутер или RPG не из разряда фэнтези), в которой в итоге побеждают китайцы или русские - тебя просто посадят под самыми разными "демократическими" предлогами. Олигократические страны ничем не лучше, а пропаганду используют гораздо в более широких масштабах, и не только в пределах соей страны. Так что нет, Ваши аргументы не прокатили.


            1. ZetaTetra
              02.04.2023 15:59

              Увы, тезис непонятен. Между:

              1. ...только попробуй выпустить игру типа ...

              2. ...тебя просто посадят...

              Отсутсвует взаимосвязь

              Как и в этой цепочке взаимосвязь отсутсвует:

              1. ...ничем не лучше...

              2. ...пропаганду используют...

              Для формирования цепочки надо добавить хотя-бы немного факотов к абстрактным тезисам (Минусы не ставил)


      1. R2SAAF
        02.04.2023 15:59
        +2

        Глубокое заблуждение. В ряде стран лидер номинальная фигура.

        При всей той сменяемости Д. Кеннеди пострадал.


        1. ZetaTetra
          02.04.2023 15:59

          В результате ведь вывели, несмотря на попытку повесить цензурный купол.

          А цензурный купол повесить не удалось из-за прошедшего Маккартизма, который доказал, что неконтролируемые одним лидером СМИ, могут вывести страну из пропасти общей ненависти.


  1. event1
    02.04.2023 15:59
    +2

    Плохо вычитанный перевод американской статьи (со всеми положенными штампами) на русском ресурсе обвиняет правительство третьей страны в пропагандистской деятельности. Эдакая, пост-мета-пропаганда


    1. R2SAAF
      02.04.2023 15:59

      Громкое кликбейтное название статьи.


    1. catana
      02.04.2023 15:59

      Хабр уже 3 года не является русским ресурсом, так что все логично. Просто пропаганда.


  1. KRASIVOE
    02.04.2023 15:59

    А что там за игры то?


  1. jilenkovalia235
    02.04.2023 15:59

    Видеоигры нередко привлекают к себе внимание политиков и чиновников, вызывая живые обсуждения, которые приводят к попыткам что-нибудь запретить. Прежде редакция Skillbox Media уже рассказывала о различных скандалах, связанных со стратегией Company of Heroes 2 и серией Call of Duty, — но это далеко не единственные примеры.