Сегодня хочтся порассуждать про приоритеты. Что делать, а что не делать менеджеру продаж, чтобы он был наиболее эффективен. Мы этому вопросу стали уделять внимание, нам нравится результат и поэтому я решил поделиться этой идеей с миром.

Кому это может быть интересно

Торговые и торгово‑производственные компании, которые работают в b2b‑рынке и учатся управлять своими продажами.

Типичный день менеджера продаж

в розничной торговле:

  • Отвечает на письма/чаты/звонки;

  • Делает холодные звонки;

  • Проводит встречи;

  • Отправляет КП;

  • Занимается документами;

  • Пингует зависших клиентов;

  • Решает проблемы с возвратами, дебиторкой;

  • Выставляет счета;

  • Передает заказы на отгрузку;

  • Взаимодействует с проектным/юридическим/снабженческим отделами и производством, чтобы обеспечить исполнение и отгрузку заказов своим клиентам.

Вроде да. Прохождение сделки по воронке продаж сопровождается почти каждым из этих действий.

Проблематика

  • Менеджер продаж имеет больше дел, чем времени на их выполнение. И, начиная рабочий день, менеджер занимается не тем, что наиболее эффективно, а тем, что, по его представлению, «горит сильней».

  • При недостатке ресурса менеджера нужна приоритизация: какие дела делать, чтобы получить максимальный результат.

  • Менеджер — человек. Он принимает решение не как алгоритм. «Я Алине из МонтажСпецТрест в пятницу обещал документы отправить, а она такая лапочка — начну, пожалуй, с неё», — у разных менеджеров и приоритеты разные, результаты — тоже.

  • Человек работает лучше всего в режиме однозадачности, однако работа менеджера продаж предполагает кипу дел без явных признаков их приоритета.

К яблокам

Давайте рассмотрим проблематику на примере двух сделок в работе одного менеджера компании ООО «Эпплз», которая продает яблоки оптом.

Добавим еще истории клиента:

Выбор уже не так очевиден. А если в уравнении участвуют еще возраст сделки, удаленность клиента от склада, стратегия компании по развитию?

Напомню контекст: наш менеджер имеет дефицит времени и не успеет выполнить ВСЕ задачи, необходимо выбрать часть.

Попробуем дать менеджеру помощника, который подсветит приоритеты - делай это и результат будет максимальным. Назовем помощника – скоринг.

Скоринг – это алгоритм, который анализирует параметры сделки и определяет ее место в «очереди» дел конкретного менеджера.

Рассмотрим на примере ООО «Эпплз» возможные параметры скоринга:

Параметр

Комментарий

Максимальный балл

«Свежесть» сделки

В нашем рынке решение о покупке принимается за день. Если сделка недельной давности - шанс на успех минимален. 

5

Сумма сделки

Заказы менее 10 тыс руб - нам неинтересны. Заказы более 100 тыс руб - редкость. 

4

Годовой оборот клиента

Если наш вектор - крупные клиенты. 

5

Лояльность клиента

Для нас важно оказывать сервис постоянным клиентам

4

География

Возить яблоки в другой конец РФ невыгодно, поэтому мы преимущественно работаем с клиентами из своего и соседних регионов

3

Максимальный балл задает «вес» параметров относительно друг друга. В нашей модели важней всего горячесть сделки и годовой оборот.

Проставим оценки двум сделкам из нашей воронки:

ООО Фрукты дня

Оценка

ИП Грушев

Оценка

«Горячесть» сделки

Обратился сегодня

5

Обратился неделю назад

1

Сумма сделки

150 000 руб

4

20 000 руб

1

Годовой оборот клиента

отсутствует

1

Свыше 1 млн. руб. 

5

Лояльность клиента

Крайняя сделка более года назад

1

10 и более сделок за последний год

4

География

Соседний регион

2

В нашем городе

3

Итого

57 %

61%

На первый взгляд казавшиеся соверщенно неравнозначными сделки, имеют почти одинаковый результат. Более того, важней сначала обработать сделку ИП Грушева на 20 тысяч рублей, чем ООО «Фрукты дня».

Заключение

Часто наше представление о реальности ей не соотвествует. Все мы люди ивсе мы субьъективны.

Только вводя автоматизацию и стандартизацию процессов бизнес может расти. В первую очередь это касается продаж.

Я не думаю, что такой скоринг сразу следует использовать как строгую инструкцию. Все таки не все важные параметры вы сможете оцифровать на старте. Но наши менеджеры используют скоринг в начале рабочего дня.

Скоринг в примере примитивен. По факту на сегодняшний день бизнес может использовать гораздо более прогрессивные модели. Скорость реакции клиента, наличие товара, маржинальность по группе товаров, нагрузка на склад и прочие. Мы ограничены собственной фантазией и качеством настройки CRM-системы. На практике, такую схему более менее удалось реализовать с помощью дизайнера бизнес-процессов в low-code режиме в нашей СRM-системе. Мы

Такая получилась задумка. Расскажите в комментариях, как решаете у себя эту задачу. Спасибо!

Комментарии (5)


  1. Furriest
    09.04.2023 11:27

    В вашем описании модели (не уверен, что в компании так же — опираюсь на описание) присутствует канонический баг. "Давайте оцифруем что-нибудь как-нибудь, а потом на эти цифры будем опираться для формирования метрик".

    Почему "обратился сегодня" = 5, а "обратился неделю назад" = 1? А, например, не 5 и 4? Или не 4.5 и 1.5? Или не 3.895 и 3.234?
    И такое "почему" на каждый параметр.

    В итоге сформированная вами оценка, вероятнее всего, просто попытка цифрами подтвердить внутреннее ощущение менеджера "Грушеву надо раньше". Так и отстаньте от цифр, пусть менеджеры сами оценивают приоритет задач — им в том числе и за это деньги платят.

    Хороший продажник лучше знает, что нужно делать в первую очередь, чтобы заработать свой бонус. И если правила расчета бонуса для него хорошо привязаны к выгоде для компании — пусть он сам решает. Не лезьте к нему с некомпетентным в продажах мнением технаря.


    1. pkramin Автор
      09.04.2023 11:27

      Добрый день! Спасибо за вашу критику - сделал для себя некоторые заметки. Если по существу, то
      1. В тексте четко сказано, что пример теоретический и упрощенный, чтобы был понятен широкой аудитории. Я не стал валить сюда переменные, которые мы используем. Хотел подать концепт.

      2. Мы не используем скоринг как насилие. Это "помощник" (на что в тексте так же есть указание). Конечно, в идеальном мире каждый продажник - это эксперт как в продажах, так и в продукте. В нашей же реальности есть новенькие менеджеры, которым данный помощник помогает ориентироваться и дает возможность зарабатывать. Практика показала средний рост продаж на периоде адаптации после введения этой схемы. Но я не стал включать в статью, т к не так много данных, чтобы считать их достоверными.

      Если говорить про практический показатель, то у нас им является опросник, который менеджер заполняет по клиенту. От результатов ответа видна полная потребность клиента по всей номенклатуре, а не только той, по которой поступило обращение. Это в существенной мере влияет на оценку скоринга - потенциал клиента.

      Если говорить про степень влияния, то ее определил сам отдел продаж коллективно. Т е оценки не устанавливаются "технарем", они опираются на реальный (но, вы правы, субъективный) опыт отдела продаж.


  1. papilaz
    09.04.2023 11:27

    Да так же и решаем, параметров побольше, оценки измененяются чаще, а думать как и раньше приходится головой.


    1. pkramin Автор
      09.04.2023 11:27

      да, безусловно. А поделитесь вкратце, какие показатели используете? подчеркну что-то для себя.


      1. papilaz
        09.04.2023 11:27

        С одним только образованием можете нарисовать большое дерево, а потом какой стаж после образования. В каждом деле свои показатели, вот поэтому вы ничего для себя не зачерпнёте. Тем более, что сами показатели не важно, важно как их обрабатывать. Я не вижу такого алгоритма. При определённых условиях вес других параметров меняется, а от этого и картина.