На своей первой «большой» работе я совершила глупую ошибку: увидев токсичного руководителя и хор активных подпевал, я не уволилась. В свои 22 года «вузовско-тепличная» я решила, что главное — хорошо работать, и тогда никто тебя не тронет. Ну то есть ты сидишь в роли компьютера, чётко выполняешь задачи, не косячишь и считай, дело в шляпе, а заботиться о выстраивании отношений не нужно. Ну это же работа! Между тем, оказалось, что работа — это отдельный социум со своими законами и правилами, все сотрудники — люди и характер на крючок рядом с курткой не вешают, а при желании можно найти провалы и пробелы в абсолютно любой задаче. На усвоение довольно строгих и важных уроков у меня ушло 4 года, которые закончились увольнением…из-за чисто человеческого конфликта на уровне «кто кого выживет». После такой практики вот уже 11 лет практически ни одного рецидива, не считая мелких и чисто личностных стычек. Главные выводы тех лет: 1) общаться придётся; 2) над отношениями нужно работать; 3) работать на фоне конфликта нереально тяжело и непродуктивно; 4) конфликты сажают здоровье. 

Позже выяснилось, что таких исследователей отношений в коллективе немало — так почему бы с высоты социально опыта не собрать пачку лучших статей. Учитесь на чужих ошибках :-)

Отношения с коллегами

Выстраивание отношений с коллегами — вторая работа на работе. Правильная деловая и межличностная коммуникация всегда позитивно сказывается на карьере, общей атмосфере в коллективе и на качестве работы. В идеале нужно уметь ладить абсолютно со всеми, на практике приходится применять разные тактики, вплоть до избегания общения и отказа от участия в совместных задачах и проектах. В определённой мере, если без перегибов, это совершенно нормально. 

Не отворачивайтесь от отношений с коллегами, пробуйте найти союзников, нейтрализовать противников и стать «нормальным челом», с которым просто комфортно работать. Вообще, вот эта формулировка «мне с ним комфортно работать» — самый ценный индикатор человеческих качеств сотрудника. Комфорт в общении, деловых связях и в рабочей атмосфере прямо коррелирует с успехом команды в целом. 

Токсичность и конфликты

Ненавижу слово «токсичный» — во-первых, мне трудно воспринять его по отношению к людям, во-вторых, вечно мешает знание точного определения токсина и токсичности вещества, в-третьих, это слишком мощное обобщение, у так называемой токсичности может быть несколько векторов (желчный, завистливый, неуверенный, занудный, самоуверенный и т. д.). Однако эта формулировка прочно поселилась среди офисных словечек и с ней приходится жить. 

В целом, у рабочего (и любого другого) конфликта всегда есть стороны, у сторон — мнение, видение причин и путей выхода из конфронтации. Из этого можно исходить: понять причины конфликта, проанализировать личность зачинщика и участников, установить мотивы. После этого можно приступать к нейтрализации конфликта подходящим способом. Да, иногда трудно принять другого человека, но попытка понять и разобраться заслуживает уважения, а иногда и гасит проблему в её истоке. 

Как общаться, чтобы всем стало лучше

Универсальных советов здесь нет: коллективы слишком разные по структуре, занятости, уровню проекта, распределённости команды и т. д. В принципе, можно было бы ограничиться формулировкой «быть человеком», но она не учитывает вторую сторону, которая, вполне возможно, замышляет что-то не очень позитивное. Поэтому, ориентируйтесь по ситуации, читайте книги и статьи, чтобы набраться чужих примеров и готовых шаблонов реагирования на психологические вызовы. 

Про любовь, про тебя…

Будем откровенны: служебный роман хорошо выглядит только в фильмах. В жизни что внезапная любовь, что фаворитизм, что семейные отношения внутри коллектива доставляют очевидные или неочевидные проблемы и порождают неловкие ситуации. Чтобы доказать обратное, обеим сторонам нужно быть адекватными и готовыми чем-то жертвовать. Вопрос сложный и неоднозначный, у каждого к нему своё отношение, обусловленное личным опытом. На Хабре про любовь пишут нечасто (если это не любовь к работе ;-)), поэтому почитайте тексты «на стороне».  

Книги

Как всегда, советую книги, которые прочитала (или как минимум просмотрела по диагонали) сама. 

Если вы обратите внимание на названия книг и на мои описания, то увидите, что вся «работа» этих книг направлена на читателя. И это очень ценный и правильный вывод: вы никогда не сможете изменить окружающих, но вы сможете изменить своё отношение к происходящему и научиться беречь себя, свои нервы, близких и всё лучшее в отношениях. Изменив себя, можно буквально продлить себе жизнь, не растрачивая здоровье на конфликты. Честно говоря, это очень сложно и до конца практически не осуществимо, но работать над отношениями в любой сфере важно так же, как работать над здоровыми зубами или нормальной фигурой. И есть чёткое ощущение, что чем дальше, тем больше нам всем понадобится умение оставаться человеком, связанным с другими людьми. 

  • Роберт Лихи, Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

  • Роберт Лихи, Не верь всему, что чувствуешь. Как тревога и депрессия заставляют нас поверить тому, чего нет —  рекомендую работы Лихи в принципе. Не очень простой в освоении материал, но после прочтения и разбора прочитанного вы получаете буквально схему борьбы со своими страхами, тревожностью и мнительностью (но, увы, не панацея, в случае экстремальных жизненных поворотов «сносит» обратно, что не отменяет эффективности).

  • Эллис, Тафрейт: Управление гневом — чудесная книга для развития пресловутого навыка «держать себя в руках», можно настроиться на адекватное реагирование на окружающие триггеры. Круто, если найдёте версию с рабочими таблицами (называется «Управление гневом для всех»), но и покетбука или электронки достаточно.  

  • Роберт Чалдини, Психология влияния — классика психологии, простая подача, много живых примеров. Приятный внутренний диалог с автором выводит на понимание некоторых законов общения именно внутри иерархии (коллектива, семьи, команды, страны).

  • С.М. Емельянов, Практикум по конфликтологии — такая по-хорошему кондово-методическая книга, фактически набор лучших практик для поведения внутри конфликта. Читать скучновато.

  • Марк Гоулстон, Как разговаривать с мудаками — такая подача и изначальный посыл мне не близки, однако это тоже классика, а главное, действительно, набор толковых советов, практик и чуть ли не готовых паттернов реагирования внутри коммуникации.

Ну и общий, довольно банальный и отлично работающий совет. Перед тем, как ввязаться в конфликт, начать разбираться, устроить скандал или спор, посмотрите в зеркало или фронтальную камеру смартфона и тихо поинтересуйтесь: «А не мудак ли я в этой ситуации?» Честный ответ многое определяет. 

P.S. Если у вас есть идея, план или черновик статьи, но вы почему-то не выходите с публикацией на Хабр, напишите мне в личку или на почту neo@habr.team: посмотрим ваши заметки вместе и выберем оптимальную форму и подачу. 

Комментарии (10)


  1. csharpreader
    15.04.2023 16:12
    +11

    вы никогда не сможете изменить окружающих, но вы сможете изменить своё отношение к происходящему

    Это неверно. Зелёным провинциалом я приехал в Москву. Устроился на работу в известную федеральную газету. В моём новом отделе на пять человек оказалось, что женщины матерятся. Я когда это услышал, долго не мучился и не пытался «изменить своё отношение к окружающим». Я сделал замечание тем, кто матерится тут же. Объяснил, что я сам очень люблю и ценю мат, но брань в рабочем смешанном коллективе сразу превращает коллектив в вокзальный туалет. То есть, реально – зелёный никто с улицы осмелился подать голос и вежливо одёрнуть московских и зеленоградских снобов.

    Старожилы стали возмущаться, шипеть, но... Мат из кабинета ушёл. И оказалось, что один человек очень даже рад такому раскладу, просто раньше сказать не решался.

    Это просто пример. Их у меня (и у любого другого, думаю) много. И они все о том, что не надо шлифовать себя под окружающих. Можно до горошинки сточить всё «лишнее», ничего от себя самого не останется.

    P. S. Да-да, зачастую разумнее «не лезть в чужой монастырь со своим уставом», это понятно. Надо взвешивать. И порой разумнее уйти из серпентария, где смысл жизни у людей – обсуждать, кто съел чужие сосиски.


    1. Moskus
      15.04.2023 16:12
      +1

      Да, "вы никогда не сможете изменить окружающих" - очень удобная "мудрая" (на самом деле - необоснованная и запредельно упрощенная) фраза, которая звучит достаточно красиво, чтобы служить оправданием отсутствию попыток это делать, страху это делать, нежеланию учиться это делать, склонности винить себя во всем подряд и т.п. Тут невольно задашься вопросом - не проекция ли это собственных психологических черт автора статьи?

      Но она абсолютно не отражает тенденцию в реальности, хотя в частных случаях, безусловно, может быть верна (впрочем, некоторые вообще не различают квантор всеобщности и существования, как понятия).

      Если не превращать ее в неправомерное упрощение, можно извлечь из этой идеи несколько больше смысла.

      Например, вы, вероятнее всего, не сможете изменить окружающих фундаментально.

      В то же самое время, построение кооперативных отношений в команде - это, в общем, ни что иное, как постоянная взаимная коррекция и настройка на совместную работу, включающая изменение привычек, касающихся коммуникации, обратной связи, и т.п. Можно поспорить, что это все - не настоящие изменения, но а что вообще считать настоящим, если не изменение образа действий, которому человек согласно следует не менее сорока часов каждую неделю, год за годом?


    1. Exosphere Автор
      15.04.2023 16:12
      +1

      Спорно-спорно. Решить вопрос с матом - это не изменить людей, а призвать к соблюдению элементарных культурных норм. Когда я говорю про "изменить окружающих", речь идёт о глубоких процессах: не изменить душного коллегу, не изменить лентяя, постоянно факапящего задачи и т. д. Но в тот или иной период времени с кем-то из них приходится взаимодействовать, и важно, чтобы всё протекло результативно для всех :-)

      У меня была ситуация (кстати, на той самой первой работе), когда пришлось научиться ругаться матом для быстрой коммуникации с отделом логистики и складом. Там даже копилка и 100 рублей за слово не работали - мы через полгода диван в кабинет купили :-) А в другой компании именно я смогла "расшевелить" коллег и ввести весёлые дни рождения и разные мелкие активности (я сама не любитель этого, но эти шаги очевидно разрядили "обстановочку").


    1. saipr
      15.04.2023 16:12
      +3

      В моём новом отделе на пять человек оказалось, что женщины матерятся.

      Женщины говорите (по правде сказать я никогда не понимал и не воспринимал женщин, которые курят и матерятся). Женщины это ладно бы, а вот девчонки в школе это что-то:


      Я остановился как вкопанный. И было отчего замереть. Такой отборной «русской» речи я не слышал в самых злачных местах. Особенно щеголяли девчонки.


  1. AlexXYZ
    15.04.2023 16:12
    +1

    Наверное, нужно в жизни на работе, как и в самой работе (как деятельности), искать своё местно или придумывать его, чтобы чем-то особенным и хорошим дополнять и работу и коллектив. Думаю, что при таком подходе можно и остаться собой и при этом быть частью коллектива (для начала понаблюдать кто чем занят и как общается). Жаль, что лично я достаточно поздно это придумал.


  1. LedIndicator
    15.04.2023 16:12
    +2

    Будем откровенны: служебный роман хорошо выглядит только в фильмах. В жизни что внезапная любовь, что фаворитизм, что семейные отношения внутри коллектива доставляют очевидные или неочевидные проблемы и порождают неловкие ситуации.

    Это правда. Сам имел опыт неудачных отношений на работе.
    Но запретить молодым людям (да и не очень молодым тоже) в смешанных коллективах флиртовать, влюбляться, встречаться и пр. практически невозможно, да и не нужно.


    Самое сложное и очевидное — это то, что теперь коллега будет у тебя перед глазами 24 часа в сутки, если вы вдруг решили сожительствовать. А это через какое-то время может стать проблемой, ибо даже от самого наивозлюбленнейшего человека надо иногда отдыхать.


    Но сейчас, с современными тенденциями менять работу через достаточно короткий промежуток времени, это не бог весть какая беда. Просто один увольняется, и живите дальше вместе на здоровье. Успешные служебные романы, точнее то, что начиналось как служебный роман, тоже встречаются, и не сказать, что прям какая-то дивная редкость, по личным наблюдениям.


    1. 0xd34df00d
      15.04.2023 16:12
      +1

      Запрещать, конечно, ничего такого не надо, но просто наглядно показывать, что принцип don't shit where you eat — хороший и выгодный, вполне себе неплохо.


  1. Neom1an
    15.04.2023 16:12
    +3

    Вот так приходишь на работу работу работать, а там все отношения с тобой пытаются строить. Рабочую этику, конечно, никто не отменял. но зачем городить ненужные огороды? Господа, давайте работу таки работать, а не тратить время...


    1. AlexXYZ
      15.04.2023 16:12
      -1


  1. kovalev0603
    15.04.2023 16:12
    +1

    Действительно, порой свои прямые трудовые обязанности выполнять гораздо проще, чем наладить хорошие отношения со всеми внутри рабочего коллектива. По-хорошему — баланс, чтобы не получился ситком вместо работы :)