Всем привет, на связи команда Госуслуг: главный редактор Андрей Кокоуров и редактор Алла Шильман. Хотим рассказать о текстах, с помощью которых мы от имени государства говорим с пользователями, и поделиться приёмами создания хороших текстов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cae/e55/d6c/caee55d6c5e72496276f2992a0ea21d4.png)
Оглавление
Приёмы создания качественного контента
Памятка «Как написать хороший текст»
Приёмы создания качественного контента
Если никогда не работали с текстами или работали с ними мало, может показаться, что писать сложно. Это не так: нужно просто взять буквы, сложить из них слова, а потом эти слова объединить друг с другом по смыслу в предложения. Какой-нибудь текст после этого обязательно получится. Проблема возникает, если нужно создать понятный и полезный для пользователя контент. Для этого мы используем несколько практических приёмов.
Приём 1. Типизируем задачи
Для удобства мы разделили все тексты на отдельные группы, типизировали их:
тексты большого формата — лендинги, статьи, новости
ответы на вопросы пользователей — FAQ
короткие тексты — дисклеймеры, баннеры, пуши, надписи для кнопок и т. д.
письма и уведомления.
Для каждого типа контента действуют свои правила.
Большие тексты — это лендинги, статьи с описанием жизненных ситуаций и новости. Они достаточно объёмные, их цель — дать полную информацию пользователю по конкретной теме.
Лендинг может объединять услуги по определённой теме, рассказывать о новой услуге и мотивировать посетителей портала воспользоваться ею.
![Лендинг «Пушкинская карта» Лендинг «Пушкинская карта»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/07a/c34/506/07ac34506c2331ebf9030dc25b54eb8e.png)
Статья подробно и в деталях разъясняет, что нужно делать пользователю в конкретной жизненной ситуации, например, как восстановить документы на недвижимость или получить налоговый вычет.
![Статья «Как получить налоговый вычет на обучение детей» Статья «Как получить налоговый вычет на обучение детей»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f05/be3/260/f05be326036792f0cc15323b2d1281ed.png)
Новость — текст небольшого или среднего размера, в котором рассказывается о новых услугах, приводятся статистические данные или иная свежая информация.
![Пример новости Пример новости](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6fd/59c/7b0/6fd59c7b021d1c12bada270a87d07167.png)
FAQ — краткие (обычно до 1 000 символов) ответы на часто задаваемые пользователями вопросы.
![FAQ в личном кабинете пользователя Госуслуг на детальной карточке «Ж/д билеты» FAQ в личном кабинете пользователя Госуслуг на детальной карточке «Ж/д билеты»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/791/525/957/791525957410f1b751e01983342c84ee.png)
Короткие тексты — это дисклеймеры, баннеры, пуши. Их задача — привлечь внимание пользователя, мотивировать его перейти по ссылке на услугу или на страницу с дополнительной информацией.
![Баннеры с главной страницы Госуслуг Баннеры с главной страницы Госуслуг](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d88/7e4/8d3/d887e48d38194215cd4608abbf9aaf80.png)
Письма и уведомления — отдельная категория контента Госуслуг. Они должны быть краткими, с чёткими формулировками, исключающими двойные трактовки.
Зачем это нужно. Перед тем как приступить к работе над текстом, мы определяем, к какому типу он относится, и пишем с учётом требований к данному виду контента. Это позволяет решить сразу две задачи:
добиться визуального и стилистического единообразия
сэкономить время написания за счёт использования шаблонов текста.
Типизируйте свои тексты, чтобы упростить работу с ними и сэкономить время.
Приём 2. Переводим текст с бюрократического на человеческий
Основная проблема, которую нужно решить при написании текстов, — сохранить смысл и полезность для пользователя, но при этом изложить информацию максимально понятным для обычного человека языком.
Поясним на примере фрагмента статьи «Меры поддержки бизнеса», которую мы недавно редактировали. Изначально в ней была фраза:
«В целях получения подробной информации об услугах и мерах поддержки, реализуемых в субъекте Российской Федерации, а также консультационной поддержки по вопросам начала и ведения бизнеса, правового сопровождения потенциальные и действующие предприниматели, а также самозанятые граждане могут обратиться в созданные в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта МСП Центры «Мой бизнес» https://мойбизнес.рф/».
Смысл текста теряется из-за множества канцеляризмов и юридических терминов.
Упрощаем:
«Центры «Мой бизнес» организованы для поддержки предпринимателей на разных стадиях развития бизнеса: от создания до тиражирования.
Услуги центров «Мой бизнес» для предпринимателей или самозанятых граждан — бесплатны».
Второй вариант текста сохраняет смысл, но предложения стали короче и понятнее. Сложные слова заменены на простые и более понятные синонимы.
Есть простой алгоритм, который поможет при переводе текста с бюрократического языка на человеческий:
Напишите текст или возьмите готовую основу, например прямую цитату из закона.
Внимательно перечитайте, найдите все канцеляризмы, штампы и сложные вводные конструкции, выделите длинные и сложные предложения.
Штампы, вводные обороты — удалите. Канцеляризмы — переформулируйте. Например, вместо «оказываем услуги по организации проектирования и строительства жилых зданий» лучше написать «проектируем и строим дома», а слова вроде «кстати» и «безусловно» — удалить.
Длинные и сложные предложения разбейте на простые. Оптимальная длина — до 15 слов. Придерживайтесь правила: одно предложение — одна мысль.
Добавьте поясняющие примеры.
Прочтите текст ещё раз. Проверьте, не потерялся ли смысл.
Можно использовать такой приём самопроверки на понятность текста: представьте, что вы читаете его 12-летнему ребёнку и 80-летней бабушке. Поняли ли они? Если да, текст можно выпускать.
Зачем это нужно. Перевод с бюрократического языка на человеческий — это забота о пользователях. Упрощая тексты, мы решаем сразу несколько важных задач:
экономим время пользователя, которое он потратит на разбор сложных терминов
исключаем возможность двойного прочтения — в простых предложениях труднее запутаться или понять их как-то не так
популяризируем своё направление работы. Один из самых эффективных видов рекламы — сарафанное радио, когда пользователи сами рекомендуют другим какой-то продукт. Понятный текст — важная составляющая популяризации. Если пользователю комфортно общаться с порталом, он не просто вернётся сюда, но и порекомендует его своим знакомым.
Приём 3. Разбиваем текст на блоки и добавляем наглядности
Текст, разбитый на блоки, с оформленными списками, заголовками и подзаголовками всегда воспринимается проще.
![Пример структурирования текста — «Как получить лицензию на оружие» Пример структурирования текста — «Как получить лицензию на оружие»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fb5/3fa/e41/fb53fae41c414344adcbcb131b3eb235.png)
Для наглядности можно использовать схемы и таблицы. При минимуме объёма они дают гораздо больше информации, чем обычный текст.
![Пример структурированного текста с использованием схем из статьи «Что делать после продажи жилья» Пример структурированного текста с использованием схем из статьи «Что делать после продажи жилья»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f15/6c8/a68/f156c8a68cbecfeae9b29217a50ad4a2.png)
Зачем это нужно. Делая текст наглядным, мы упрощаем его понимание, экономим время людей, а значит, заботимся о них.
Приём 4. Проверяем, исправляем
В русском языке много правил, а также исключений из этих правил. Например, «жареная рыба» и «жаренная на костре рыба»: слово вроде бы одно, но в первом случае нужно писать одну -н, а во втором — две. Почему? Потому что это разные части речи. Первое — прилагательное, а второе — причастие. Для них действуют разные правила.
В сети немало различных сервисов, которые помогают с орфографией и пунктуацией. К сожалению, ни один из них не даёт ста процентов гарантии соответствия правилам русского языка вашего текста после проверки. Однако в борьбе с простыми ошибками и опечатками эти сервисы бывают весьма полезны.
Помогут:
проверка правописания в текстовых редакторах. Она «видит» не все ошибки, но обращать внимание на подчёркнутые красным слова в тексте всё же стоит
специальные сервисы и порталы, например «Орфограммка», «Главред» или «Текст.ру». На каждом из них есть возможность бесплатных проверок
«Грамота.ру» — справочно-информационный портал, на котором можно найти ответы на сложные вопросы орфографии и пунктуации.
Зачем это нужно. Грамотный текст вызывает больше доверия, чем текст с ошибками и опечатками.
Приём 5. Придерживаемся Редполитики
Если вы пишете личное письмо или, например, комментарий в блоге, необходимости в единообразии нет. Вы можете использовать какие угодно речевые обороты и оформлять послание в любом стиле. Однако если речь идёт об организации документооборота в компании, единообразие необходимо. Оно упрощает работу с документами, делает их визуально и стилистически похожими.
Проблема приведения к единообразию в разных компаниях решается по-разному. Некоторые организации, например, выпускают методические рекомендации по документообороту. За основу часто берётся ГОСТ Р 7.0.97-2016, но он регламентирует только оформление. В отдельных организациях есть собственные редполитики — общие инструкции по написанию текстов и их оформлению. У Госуслуг такая Редполитика тоже есть. В ней отражены правила упоминания законов и нормативных актов, виды списков, форматы даты и времени и множество других нюансов. Всё это представлено в сжатой форме, визуально оформлено таким образом, чтобы редакторам было удобно пользоваться.
![Редполитика Госуслуг. Блок оформления личных обращений Редполитика Госуслуг. Блок оформления личных обращений](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c62/d05/312/c62d05312ce658b8da7e662b96b4b1b4.png)
Редполитика Госуслуг разработана для текстов портала. Для текстов соцсетей правила будут другими. Там можно использовать хештеги, смайлики, яркие буллиты, тогда как в текстах на портале подобные вольности недопустимы.
![Пост из канала «Госуслуги для родителей» Пост из канала «Госуслуги для родителей»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0bb/005/fe8/0bb005fe8d381d7b33cea8aac8396c07.png)
Госуслуги не делают тайны из своей Редполитики. Она размещена в свободном доступе. Более того, мы рассказываем о ней всем желающим в телеграм-канале, который так и называется — «Редполитика Госуслуг».
![Пример поста из канала «Редполитика Госуслуг» Пример поста из канала «Редполитика Госуслуг»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6a4/138/3e0/6a41383e08aeb667e52c5eba02057646.png)
В публикациях канала рассказываем, как правильно писать тексты, разбираем наиболее сложные случаи орфографии и пунктуации, говорим о стилистике, цифровом этикете и о многом другом. Это интересно и полезно всем, кто работает с текстами. Присоединяйтесь к нашему сообществу любителей писать правильно!
Зачем это нужно. Редполитика — удобная штука. Вам понадобится время, чтобы создать её, продумать все детали и зафиксировать их в отдельном документе. Однако именно Редполитика в будущем позволит сэкономить время и упростить работу по оформлению текстов перед их публикацией. Благодаря Редполитике ваши тексты будут унифицированными и единообразно оформленными.
В завершение…
Мы сделали небольшую памятку, чтобы ваш контент был понятным, грамотным и читаемым. Успехов в создании хороших текстов!
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ee5/9a8/512/ee59a8512e7d707f1f2f7756bd3cdbbb.png)
Комментарии (21)
ragequit
29.06.2023 15:16И как же удивительно тяжело читать этот текст, в том числе и из-за избыточного оформления и подгонки длины предложений. Перегрузка болдом/италиком/подчеркиванием, слишком большие списки (двух видов, еще и оформленные в основном неправильно), самодеятельность с гиперссылками, отсутствие темпоритма текста. Подходит для инструкции, когда нужно найти один конкретный пункт, может быть, даже, оформлено по какому-нибудь стародавнему ГОСТу, который составляло три министерских мухомора, но совершенно не работает в интернет-текстах, лонгах и даже обычных статьях, как эта.
FireWind
29.06.2023 15:16+1Помню, как пару-тройку лет назад записывался через госуслуги на продление прав - ну это что то было. Как ни пытался понять, как же мне записаться на продлении в ГИБДД, все равно ошибся, записался аж 2 раза. Потому что предложенные варианты подразумевали одно и то же в разных написаниях. Подумал - наверное что то я не правильно понял, ан нет - те же самые проблемы были у моего знакомого за несколько месяцев до меня. (Честно говоря, записаться на госуслугах, что бы потом приходить в начале дня приема и брать талончик в талончико-мате, так себе автоматизация)
Вердикт - переводить с "канцелярщины" на человеческий в понятном формате вам предстоит еще очень долго и упорно. Не обольщайтесь, качество адаптации на человеческий все еще на низком уровне
cofein51
29.06.2023 15:16+3У вас хоть талончико мат был.
Я вот записался в МВД что бы зарегистрировать ребенка.
Мне сказали - приходи завтра, а не можешь - звони.
Я позвонил, мне сказали - а вам надо повторно записаться, но выбрать "у меня уже есть запись" и там уже, выбрать время.
Сайт дал номер талончика для талончика мата, а талончико мат - не работает ... Я неделю туда ходил и неделю он не работал... Живая очередь...
Причем в одном окне записывают ребенка, в другом окне в другой день (разное время работы) ставят печать в паспорте...
zatim
29.06.2023 15:16+1Такая же фигня. Записался, дали номер талончика, талончикомат работает, но этот номер там не ищется) Обратился напрямую в окно, приняли без проблем. Правда чуть не штрафанули и заставили объяснительную писать из-за того что сраная паспортистка из управляйки меня выписала и неделю готовый паспорт у себя держала и я просрочил 7 дней срока для прописки.
vologa
29.06.2023 15:16+4А как сделать чтобы госуслуги не присылали рекламу про СВО и подобную негативную информацию?
bubn0ff
29.06.2023 15:16+7https://lk.gosuslugi.ru/settings-delivery/notifications - убрать галочки "новости"
mikleh
Спасибо за вашу работу. Госуслуги - очень крутой сервис. Растите и развивайтесь на радость всем гражданам.
tania_012
Вообще-то в научной теории Государство рассматривается как бандит, захвативший Население — это наиболее адекватная модель любого общества.
tania_012
Ну да, сразу получила по карме, неслабо так… Думала, что все в курсе, грамотные, понимающие, вежливые
https://guru.nes.ru/ekonomicheskij-slovar/gosudarstvo-kak-osedlyij-bandit-pochemu-ne-stoit-grabit-naselenie-polnostyu.html
alsnum Автор
в науке есть разные теории. Иногда они противоречат друг другу
tania_012
Уважаемая alsnum!
Ни к кому не имею ничего личного!!!
Но в вашем кратком ответе сразу 3 нарушения Пункта 8.
Которые вкупе с вашим утверждением, что в России правят "слуги народа" (и страхом наказания по карме) загоняют меня в обострение язвенной болезни.
Нехорошо получается...
alsnum Автор
Сожалею по поводу вашей язвенной болезни и ее обострения
Простите, не понимаю о каком пункте 8 идёт речь) и тем более я ничего не говорила про слуг народа и карму)
Как учёный, я просто сказала, что есть различные теории. С упомянутой вами теорией я знакома, но не согласна с ней
tania_012
Простите, это не вы автор статьи под которой мы дискутируем?
alsnum Автор
О, прошу прощения)))
К концу дня плохо соображаю
Итак, опечатки
Печально )) дайте угадаю: с маленькой буквы и нет точки в конце - это две?
С маленькой - потому что с телефона и это коммент
Про точку в конце - тоже самое))
И мы ведь сейчас говорим не о деловой переписке и не о том, как сделать тексты менее бюрократическими, а переходим на личности, верно я поняла? Просто очень не хотелось бы этого делать и опускаться до аргументов "сам дурак"
tania_012
0) Если последующее предложение есть логический вывод из предыдущего, то правильнее будет объединить их в одно, разделив пробел-тире-пробел.
1) Я с вами "играю" не в личности, а в "читатель, представитель населения" и "писатель, представитель государства". В эту "игру" меня втянули как вы, так и ваши бесстыжие "фаны" (растите и развивайтесь на радость всем гражданам).
2) Насчет "писателя" вы уже поняли. Можете добавить пункт 11: "если вы пишите с телефона, то все пункты неважны".
3) Как "представителю государства" я попыталась донести до вас тактичное замечание, что здесь не предвыборная площадка. Любой здравомыслящий взрослый без всяких наук понимает, что "госуслуги" в лучшем случае это как в армейском анекдоте, когда дед говорит молодому: "молодец! сегодня тебе целый день ничего не будет!" Делать удобными хомуты на шее есть услуга для кастрированных быков. А в стране свободных граждан отношение к государству может быть только одно: настороженное, с постоянным контролем, с немедленной реакцией на попытки "пойти в рост".
4) Я не очень понимаю, зачем вы открыто так подставляетесь. Здесь большинство все-таки грамотные люди и для них увидеть "слуг народа" (одних и тех же в двух странах, и не только в этих двух), ну очень легко и даже немного смешно. А расхлебывать все мне. Из-за вас. Давайте вы еще напишите мне (если не сможете удержаться), но так, чтобы меня не тянуло вам ответить — и разойдемся.
alsnum Автор
Спасибо за развернутый комментарий
Так норм?