Роль CTO комплексна и многогранна. Здесь и менеджерские функции, и технологическая экспертиза, и стратегия.
Функция CTO индивидуальна, едва ли не в каждой компании. Почему? Факторов много. Сфера бизнеса, технологичность компании, ее размер, даже этап развития. В статье разберем основные типы CTO: какие они бывают, от чего это зависит, какие есть особенности у каждого. И наведем порядок в категоризации CTO.
Привет! Меня зовут Илья Прахт, я тренер в OTUS и руководитель нового курса CTO/Технический директор. Я прошел классический путь тимлид → delivery manager → CTO. Работал на позиции CTO в разных компаниях. Нанимал CTO, помогал с наймом коллегам. Искал работу сам и помогал своим менти. И главное, что я смог понять – разных видов CTO несметное количество.
Но классифицировать их как-то нужно. Нужно строить правильный портрет кандидата при найме, нужно правильно оформлять вакансии. Нужно правильно растить людей внутри компании, чтобы они становились именно такими CTO, какие нужны. И самим CTO нужно как-то разбираться, а чего, собственно, от них хотят. И хотят ли они сами того же.
Путем долгого анализа получилось выделить некоторые группы и категории. И своей схемой хочу здесь с вами поделиться. Погнали!
Кто такой CTO
CTO – Chief Technical Officer – самая топовая роль в техническом развитии. Это главный руководитель технической функции в компании. Мечта всех инженеров, зависть всех остальных топ-менеджеров.
CTO – роль директорская. А значит здесь на первый план выходят уже не столько технический скиллы, сколько компетенции менеджера, а в особенности – стратегия и финансы. Забегая вперед, скажу, что так не везде (ну а иначе зачем была бы нужна эта статья).
По сути, основную идею этой роли можно понять по составляющим названия:
Chief – заведующий – функция менеджера, руководителя
Technical – технический, функция технического лидера в компании
Officer – член правления, руководитель всей функции в компании, стратегическая функция
И вот, исходя из такой расшифровки, можно определить и основные задачи CTO:
Функция менеджера → руководить всем в своем подразделении: проектами, поставками, людьми, процессами, финансами и т д
Функция технического лидера – быть главным технарем, задавать “правила игры” для технических решений, формулировать, так называемую, инженерную культуру компании
Стратегическая функция – участвовать в стратегическом управлении компанией, реализовывать долгосрочные цели и проекты, создавать и внедрять технологическую стратегию
Концепция «3 функций»
Всем хорошо известна концепция Адизеса про роли менеджера PAEI:
P – Producer – Производитель, за результат
A – Administrator – Администратор, за порядок
E – Entrepreneur – Стратег, за новые идеи и картину будущего
I – Integrator – Интегратор, за эффективность совместной работы
Адизес выделял различные уровни развития по каждой роли: p или P, a или A и т д. И в зависимости от того, какой код складывается, определяется типаж руководителя. Так можно оценить себя, оценить потребность конкретной позиции в конкретной компании. Еще можно построить верхнеуровневый план развития.
Так вот, для CTO можно сделать тоже самое. Ведь здесь также каждая буква означает определенную функцию. И точно также, могут встречаться разные типажи, разные коды:
cTo → Техлид
CTo → Руководитель разработки
CtO → Руководитель продакшна
ctO → Топ-менеджер
Cto → Руководитель проектного офиса
cTO → Главный инженер
cto → Случайный гость
CTO → Идеальный CTO (существует ли?)
Простая и наглядная схема, которая позволяет понять, откуда берутся эти разные типы CTO и как их между собой различать. Теперь давайте разбираться, где какие типы встречаются, кому они нужны.
Типы CTO #1: аутсорсинг/продукт/бэкофис
Первая очевидная категория для CTO – тип компании и технической функции в ней.
Можно выделить 3 основных вида IT-департаментов:
Производство в продуктовой компании (свой продукт или продукты)
Производство в аутсорсинговой компании (заказная разработка)
Бэкофисное IT-подразделение (не IT-компания, IT – сервисная функция)
Теперь про CTO. В продуктовой компании, как правило, высокая технологическая сложность, небольшая команда (относительно аутсорсинга). А роль CTO не является особенно стратегической. Таким образом, код будет cTo (техлид) для совсем небольших команд, или CTo (руководитель разработки) для команд крупнее, где много менеджмента.
В компаниях аутсорсинговых, чаще всего, роль CTO очень и очень менеджерская. Приходится управлять поставками на проектах, решать конфликты и эскалации с заказчиками. Кроме того, CTO – важнейшая фигура в совете директоров, так как все основные финансовые показатели сосредоточены именно в руках CTO, и от эффективности его производства зависит успешность самой компании. А вот техники крайне мало, или даже нет совсем. Таким образом, код будет CtO (руководитель продакшна).
Что же с не IT-компаниями и функцией CTO в них? Или даже CIO, как их чаще здесь называют. Здесь, как правило, небольшая команда с несложным менеджментом внутри, высокое погружение в технические задачи. И CIO – также важный гость на собраниях совета директоров, поскольку функционирование IT для компании – очень важный сервис. Таким образом, код будет cTO (главный инженер).
Типы CTO #2: этапы развития компании
Вторая категория для CTO – этапы развития компании.
Можно выделить 5 основных этапов, через которые проходит компания по мере своего роста и развития:
Проект – самое начало, у компании есть только 1 проект и небольшая команда, работающая над ним
Портфель – у компании уже несколько проектов, пока они все управляются в индивидуальном режиме, но появляются зачатки процессов и менеджмента
Продакшн – у компании появляется полноценное производство, системная структура, которая получает проекты на входе и делает результат на выходе, все отточено и отлажено
Направления/департаменты – компания начинает сегментироваться, по технологиям или доменной области бизнеса, появляются отдельные самодостаточные департаменты, каждый из которых, по своей сути – небольшой продакшн
Сектора/бизнес-юниты – компания превращается в группу компаний, где каждый бизнес-юнит, по сути, отдельная компания, с отдельной культурой (в том числе инженерной) и отдельным управлением
Очевидно, на каждом этапе развития требуются разные типы технического лидера для компании. Отсюда и вторая категория для типизации CTO.
На этапе проекта есть только один технический лидер. Он и тимлид, и техлид, и главный менеджер. И жрец, и жнец, что называется. Единственная и самая востребованная функция здесь – техническая. Поэтому, наиболее подходящий код – cTo (техлид).
На этапе портфеля проектов уже несколько, а значит в каждом из них есть свой технический лидер. И должен быть еще главный технический лидер, который сможет управлять тимлидами, обучать их, принимать сложные архитектурные решения. Т е появляется потребность в менеджменте, но при этом, сохраняется потребность в высокой технической экспертизе. Код здесь будет CTo (руководитель разработки).
Этап продакшна – стабильная функционирующая система. Как правило, в ней есть несколько портфелей, а в каждом – несколько проектов. А значит, здесь есть и тимлиды, и руководители разработки, и нужен еще снова самый главный технический лидер. Его основные задачи: управление руководителями разработки и формирование “правил игры” – инженерной культуры, которой должны следовать все технари в компании. Техническая функция начинает отходить на второй план, а вот стратегическая – наоборот, становится востребованной. И код здесь будет CtO (руководитель продакшна).
Этап департаментов – снова еще один шаг на один уровень абстракции выше. В каждом департаменте здесь есть свой руководитель продакшна, а вот синхронизировать их всех вместе между собой будет CTO. И у такого CTO уже совсем мало менеджмента, практически отсутствует техника. А основной фокус его работы – технологическая стратегия. Таким образом, код здесь будет ctO (топ-менеджер).
Ну а на этапе бизнес-юнитов у компании, чаще всего, нет единого центра управления. В каждом бизнес-юните есть свой CTO, который является стратегом, и его код, соответственно – ctO (топ-менеджер).
Типы CTO #3: бизнес-домены
Еще одна важная категория для CTO – бизнес-домен. Не сам домен, конечно, а его тип.
Бизнес-домены бывают технически сложные. Например, рекламные площадки. Или нагруженные e-com платформы. Или финтех с кучей данных. Проблемы и вопросы, с которыми здесь будет сталкиваться CTO, неминуемо будут требовать от него высокой технической экспертизы. А значит составляющая T должна быть прокачана. Даже если это аутсорсинговая компания. Даже если она на этапе “Продакшн”. Придется усиливать T. Получается, код должен быть CTO (идеальный CTO). Логичный вопрос – а это возможно? Чаще всего, нет. Поэтому в таких компаниях появляется дополнительная прослойка уровня VP, чем обеспечивается баланс ролей и функций. А код CTO можно определить как T.
Бизнес-домены бывают несложные технически, но очень сложные с точки зрения бизнес-логики. Например, маркетинговые площадки. Или решения по логистике. Или образовательные платформы. Что здесь? Здесь необходимость в сильном T ослабевает, зато появляется серьезная потребность в сильном C. Ибо всем этим нужно управлять, понимать заказчиков. Даже на этапе стартапа, когда есть только техлид cTo. Без хорошего C ничего не выйдет. Можно пытаться до поры до времени закрываться помощниками: ПМы, аналитики, аккаунты. Но все управление производством будет крутиться вокруг понимания бизнеса, а значит CTO не сможет делать свою работу эффективно. таким образом, код будет здесь C**.
Логично предположить, что должна быть теперь категория компаний, где будет сильный O. Что здесь? В эту категорию я бы отнес очень активно развивающиеся доменные области. Например, некоторое время назад это была BigData и анализ данных. Также некоторое время назад это был блокчейн. Сегодня – это AI, VR, AR и другие трендовые направления. Здесь важно смотреть на шаг, или даже несколько шагов, вперед. Быстро понимать, куда ведет рынок, быстро менять технологическую стратегию, быстро адаптироваться ко всему. Это про сильное O. А значит, код здесь будет **O.
Понятно, что коды типизации по бизнес-домену неполные. Но они могут вносить существенную корректировку в первые два вида типизации. И иногда кардинально менять потребность в CTO для такой компании.
Развитие CTO
Концепция “3 функций” позволяет оценить не только текущее состояние позиции CTO или вас, как действующего CTO. Это также отличный инструмент, чтобы понять, насколько вы находитесь на свое месте, куда вы хотите прийти, и что вам нужно для этого развивать.
Небольшой пример моего друга, реального CTO в небольшой компании. Продуктовая компания, есть несколько продуктов, технически сложная бизнес-область. Его код CTo, в компании он на своем месте, требуется также CTo. Но он мечтатель и фантазер в душе. Хочет заниматься хайповыми технологиями, работать с ИИ. Это довольно сложная технически область, а кроме того – активно развивающаяся. А значит ему нужно хорошо прокачать в себе O, при этом сохранить сильное T. Уровнем C можно пренебречь.
Куда ему развиваться? Выглядит так, что в cTO (главный инженер). Как? Качать стратегию, не бросать технику, забить на менеджмент.
Попробуйте взглянуть на свою позицию под таким углом. Определить собственный код, код роли, в которую хочется прийти, и код позиции, которая нужна вашей компании. План развития родится сам собой.
P.S.
Мало построить путь развития, надо его еще и пройти! Чтобы облегчить задачу, мы в OTUS разработали новый курс CTO/Технический директор. Его идея – помочь вам получить необходимый теоретический базис, а также попрактиковаться в безопасной среде, чтобы прокачать себя и осуществить-таки переход на позицию своей мечты.
А 12 июля мы подробнее обсудим разные типы CTO на открытом уроке. Затронем здесь также типовые вакансии, как в них разобраться, как понять, то ли это, что нужно именно вам. Регистрируйтесь и приходите поучаствовать!
Присоединяйтесь к моему телеграмм-каналу Седой директор. Пишу там про управление людьми и проектами, про менеджмент в IT. Отвечаю на ваши вопросы и разбираю ваши кейсы.
Комментарии (4)
dlc
07.07.2023 10:29+1Есть стойкое ощущение, что каждый "вид" CTO описывается исключительно в рамках здесь-и-сейчас, без оглядки на развитие. Иначе я не понимаю, как CTO в продуктовой компании может быть сосредоточен только на технической части, Продукт - это игра в долгую и очень долгую, Стратегия и Интеграция в нём выходи на первый план, а задача технического овнера - выстроить процессы и культуру работы, которые не будут разваливаться каждые полгода при очередной взрывном росте количества работников.
kalbas
Большое спасибо за статью! Я правильно понял, что у вас там прокрался копипаст и в делении на типы СТО по этапам развития компании, на этапе департаментов должен быть cTO, то есть главный инженер, то есть такой человек, который уже не лезет в текучку конкретных департаментов? Было бы интересно еще почитать какие карьерные треки возможны для каждого из перечисленных типов (хотя для CTo и сTo понятно).
ilyaprakht Автор
Спасибо за ваш фидбек!
На этапе департаментов уже больше подразделение, сложная и развесистая инженерная культура, и лезть куда-то глубоко в технику СТО уже не нужно. Поэтому эта роль деградирует, превращая самого руководителя в ctO (стратег).
Про карьерные треки расскажу на эфире подробнее. Ну и спасибо за идею, подумаю, как описать это в отдельной статье :)