Если вы до сих пор не пользуетесь голосовым помощником, то лишаете себя множества полезных возможностей. Все, что вы можете представить об этих человекоголосых роботах уже реализовано, или будет доступно в обозримом будущем.

В конце концов, свой ассистент имеется у каждого банка или телеком-провайдера. Но мы в расчет эти сервисы принимать не будем, потому что они решают локальные задачи компании-оператора. А вот на выбор универсальных голосовых помощников стоит посмотреть внимательнее.

Почему универсальных? Потому что пользы от них зримо больше. Они вполне успешно применяются в повседневной жизни. Даже поставить будильник или включить фоновую музыку – уже полезно. А просто походя получить полезную информацию из поисковой системы, заказать услугу или получить справку о трафике на дорогах иногда просто бесценно.

Мы сегодня расскажем о российских голосовых помощниках. Siri, Google Assistant, Alexa или Copilot (бывшая Cortana) останутся за рамками обзора по простой причине: они все имеют иностранное происхождение, лучше работают на английском, а их русский иногда весьма режет ухо (в Microsoft своего голосового помощника вообще не обучили русскому языку, и теперь уже вряд ли станут это делать). В нынешней ситуации развивать навыки русской речи у своих продуктов Apple, Amazon и иже с ними не станут. Поэтому сегодня поговорим о пяти персонажах. 

Алиса

Алиса, первый российский голосовой помощник, предназначенный для массового использования, появилась в 2017 году. Голосом Алисы стала актриса театра и кино Татьяна Шитова. Она же дублировала персонажей Скарлетт Йоханссон, Марго Робби, Эммы Стоун, Натали Портман и других знаменитых актрис.

Девушка уже в возрасте, и жизненный опыт позволил ей научиться многому. Во-первых, она постоянно развивает языковые способности, отлично понимает русский язык не только в его варианте от Толстого и Чехова, но и в современном прочтении, с естественными для нашего времени жаргонизмами, заимствованиями и прочими разговорными фенечками. При этом Алиса приобрела еще и способность обижаться, а также известное коварство – она предлагает поиграть с ней в «города» (хотя, эта хитрость может помочь избежать желания поиграть с шулерами в реальной жизни).

Во-вторых, Алиса живет практически повсюду: на десктопах, в смартфонах и планшетах, в умных телевизорах, в автомагнитолах с Яндекс.Авто и, наконец, в умных колонках Яндекс.Станция, для которых она стала основным элементом пользовательского взаимодействия. (Смотреть мультик «Тайна третьей планеты» на телевизоре, рядом с которым стоит Яндекс.Станция категорически не рекомендуется).

Третье достоинство Алисы – ее отличное взаимодействие с многочисленными сервисами Яндекса (заказ еды, такси и прочие полезности), а не только поиском. Яндекс.Станция позволяет даже управлять телевизором при помощи голоса, предлагая подписчикам Яндекс.Плюс доступ к обширнейшей видеотеке (если фильм Алиса в ней не находит, то выдает ссылки на YouTube и другие сервисы).

Наконец, Алиса прекрасно интегрируется с многочисленными экосистемами умного дома, которые поддерживаются Яндексом (список их велик и постоянно расширяется), настолько, что может управлять устройствами, которые расположены и в городской квартире, и на даче, за многие километры от города.

При этом разработчики постоянно учат Алису новому. Сервис использует технологии SpeechKit для распознавания голоса и Turing, чтобы подобрать подходящий по смыслу ответ. Алиса обучена поддерживать живой диалог с помощью суперкомпьютеров «Яндекса», современных технологий машинного обучения и систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей. Не так давно к ней прикрутили, к примеру, пока в режиме бета-тестирования, возможность доступа к собственной яндексовской нейросетке YaGPT.

На фоне всех этих достижений, которые помноженные на широчайшую аудиторию самого Яндекса и агрессивный маркетинг, доминирование Алисы в России совсем не удивляет. А амбиции подталкивают «Яндекс» адаптировать Алису под работу в других странах. Компания активно нанимает специалистов по обучению «Алисы» другим языкам помимо русского (о чем писал Хабр в мае).

Маруся

Вторая русская голосистая девушка родилась в Mail.Ru (нынешнем VK) немногим позже Алисы. С самого начала Маруся умела включать музыку из плейлиста пользователей «ВКонтакте», подсказывала цены на железнодорожные и авиабилеты, а также искала информацию в интернете. Преимуществом помощника была команда «Маруся, запомни», которая позволяет ассистенту сохранить нужную информацию в памяти устройства. Озвучивает Марусю актриса театра и кино Елена Соловьева. Ее голосом говорит Кэрри-Энн Мосс в фильме «Матрица: Воскрешение», Хелен Миррен в «Форсаже-9», Николь Кидман в драме «Щегол» и многие другие знаменитые актрисы.

Поначалу из-за разницы в возрасте Маруся Алисе проигрывала. В Сети есть несколько веселых роликов с «параллельным» тестированием Алисы и Маруси, в которых вторая явно тупит не успевает за интеллектом и остроумием первой. Но время шло, и Маруся стала наверстывать упущенное.

Сегодня Маруся уверенно ведет поиск в Сети по голосовым запросам, позволяет пользоваться сервисами из экосистемы VK (включая те же такси или каршеринг), дает возможность управлять устройствами умного дома, их список не так широк, как у Алисы, но все равно обширен. Недавно, например, научилась управлять Smart TV. По сути, различия между Марусей и Алисой сегодня состоят только в том, что они ориентированы на разные группы пользователей, поклонников яндексовских сервисов и сторонников VK. Иными словами, для тех, кто пользуется Яндекс.Музыкой лучше подойдет Алиса, а для тех, кто предпочитает VK Музыку – Маруся.

Есть у Маруси несколько собственных фишек. Разработчики (тут можно почитать о процессе) этой помощницы сделали упор на ее использование детьми. Она может занять их развлечениями, обучать их основам английского и математики, читать сказки. Молодым родителям (вполне может быть что и маленьким детям тоже) такая функциональность явно понравится.

Живет Маруся в почте и социальной сети VK (с «ВКонтакте» она, к слову, отлично интегрирована и позволяет пользоваться соцсеткой не через экран, а на слух), для мобильных устройств есть отдельные приложения. А основным устройством для Маруси являются умные колонки VK. Кроме того, в холдинге сумели договориться с Xiaomi и поселили Марусю еще и в Mi Smart Speaker. Наконец, доступ к Марусе можно получить и через детские умные часы от разных производителей.

Салют

Маруся, конечно, выглядит куда более семейной девушкой, нежели Алиса. Но обе они – единственные дочки в своих семействах. А вот разработчики Сбера выступили как поборники традиционных ценностей и создали целую фамилию – Салют. В ней есть аж три голосовых помощника, Афина, Джой и Сбер - у каждого из них свой характер. Выбрать можно любого, по принципу психологической совместимости (об обучении можно почитать тут). Все трое «появились на свет» 24 сентября 2020 года.

Беззаботную Джой, не признающую обращения на «вы», озвучивает Татьяна Ермилова. Ее голосом говорит Лара Крофт в исполнении Алисии Викандер, сразу несколько героинь сериала «Ведьмак» и Пегги Несбитт в фильме «Хоббит». Деловой и педантичной Афине свои интонации подарила телеведущая и журналистка Анастасия Чернобровина. А за эрудированного Сбера говорит актер Даниил Щебланов, озвучивший Райана Гослинга в фильмах «Ла-Ла Ленд», «Бегущий по лезвию» и «Человек на Луне».

Доступны Салюты в оригинальном мобильном приложении, «Сбер Онлайн», на смарт-устройствах Sber и в телевизорах, которые поддерживают «Салют ТВ». Естественно, поддерживаются и собственные сберовские умные колонки SberBox.

Ориентированы Джой, Сбер и Арина конечно, на использование с сервисами, которые входят в экосистему Сбера, от банковских операций и финансового консультирования до заказа еды и общения на разнообразные темы. В SmartMarket есть цела куча приложений для Салюта, при помощи которых можно обеспечить доступ к разным сервисам из экосистемы Сбера при помощи голоса. Поддерживается и управление устройствами умного дома, теми, которые поддерживаются Сбером. Список их, положа руку на сердце, не слишком обширен.

На этом перечень полноценных голосовых помощников российского происхождения исчерпывается. Но к нему следует добавить еще два имени. Пока – в качестве аванса, поскольку за этими разработками имеется очень серьезная основа – развивающиеся экосистемы сервисов.

Олег

О запуске Олега в «Тинькофф» объявили в 2019 году. Голосовой помощник (вернее, как его называют в банке, «ассистент») позиционируется как сервис в области финансов и лайфстайла. Доступен Олег в приложении «Тинькофф» и предназначен для того, чтобы выполнять повседневные команды: управлять финансовыми продуктами «Тинькофф» и переводить деньги, бронировать места в ресторанах, салонах красоты, покупать билеты, искать скидки, давать советы, основываясь на публикациях «Тинькофф Журнала». Просто поговорить с Олежей тоже можно.

Озвучил его бард, певец и актер Никита Прозоровский, чьим голосом говорят Роберт Де Ниро и Гэри Олдмен. Актер записал около 30 часов реплик, на основе которых нейросеть генерирует различные ответы.

Через год помощник серьезно обновился. Во-первых, пользователям позволили его переименовать, по своему усмотрению (первоначально Олег был довольно серьезным мужчиной, не терпящим панибратства). А кроме того, Олег стал доступен абонентам «Тинькофф Мобайл», которые могут сделать на его основе своего личного секретаря. Он может автоматически отвечать на звонки (все или по выбору, причем не просто записать сообщение, а еще и ответить на него, и даже пообщаться с абонентом), записывать голосовые сообщения и превращать их в текст. Обещано, что Олег будет помогать с инвестициями, нарастит свою «бытовую» функциональность.

Иными словами, Олегу обещано большое будущее. Вопрос только в том, когда и как обещания будут превращаться в реальность.

Марвин

О последнем голосовом помощнике, Марвине от МТС – совсем коротко. Дело в том, что Марвин не стал массовым явлением, несмотря на то, что появился он еще в 2020 году. Все это время в МТС занимались активным строительством своей экосистемы (она была представлена весной этого года), и до развития Марвина, судя по всему, просто не доходили руки. А вчера и вовсе стало известно, что проект закрыт.

До недавнего времени Марвин был доступен абонентам МТС через приложение оператора, по данным на сайте он поддерживал стандартные функции. Вместе с запуском Марвина в компании даже выпустили умную колонку на «мозгах» голосового помощника и на старте предлагали её всего за 1 рубль (почтать про колонку можно в блоге коллег на Хабр). Сейчас умных колонок от МТС в продаже нет, и непонятно, появятся ли они снова.

В январе 2021-го директор центра искусственного интеллекта (ИИ) МТС Аркадий Сандлер, курировавший разработку «Марвина», покинул компанию. С тех пор МТС не представляла каких-либо разработок в этой сфере. Были новости, что компания ищет менеджера продукта. А в начале этого года появились официальные оптимистичные новости: МТС перезапустит проект колонки с голосовым ассистентом.

Упоминаем мы Марвина по той простой причине, что он весьма перспективный: в компании строят экосистему, в которую отлично вписывается голосовой помощник. По данным "Ведомостей", компания провела альфа-тесты и показала топ-менеджерам прототип, который успешно включал лампу, робот-пылесос и выполнял другие команды. При этом, как справедливо отмечают аналитики, продукт на уровне «Алисы» требует инвестировать миллионы долларов. Поэтому, когда ждать новинку - по-прежнему неизвестно.

Сценарии

При всей своей схожести все голосовые помощники очень разные. Олег хорош как секретарь и оператор сервисов, доступных в “Тинькофф”. Салют будет полезен в качестве управляющего устройствами умного дома, финансового советника или оператора сервисов уже экосистемы Сбера. Маруся сильна в развлечениях и в роли “радионяни”. Алиса вовсю использует свои поисковые навыки.

Поиск, пожалуй, самый очевидный сценарий использования голосовых помощников. Быстро получать короткие голосовые справки гораздо удобнее, чем каждый раз лезть за информацией в смартфон или компьютер. Правда, здесь возможности помощников ограничены объемом озвученных речевых фрагментов. К примеру, Алиса может зачитать целую страницу из Википедии, а через полчаса ответ на вопрос о том, когда ближайшая электричка на дачу, предложит прислать ответ пуш-уведомлением на телефон.

Поисковых запросов может быть множество: рецепт блюда, поиск ресторанов и кинотеатров, в которых идет нужный фильм, часы работы магазина или учреждения, – варианты ограничены только фантазией. Не всегда помощники ответят голосом, но информацию найдут обязательно. 

Сценарии использования голосовых помощников множатся с их развитием. Самый очевидный – развлечения. Помощники могут стать ведущими игр, проигрывать музыку с сетевых стриммингов, включать кино и сериалы. 

Явно перспективны сценарии управления умным домом. Они будут множиться по мере того, как будут развиваться системы умного дома и как быстро будут расширять разработчики поддержку различных экосистем. Но включать свет в разных комнатах или запускать робот-пылесос голосовые ассистенты уже могут уверенно. 

Пока же для того, чтобы понять, что именно ждать от того или иного помощника, стоит обращать внимание на возможности экосистемы, к которой он принадлежит. Если в поиск Алиса, Маруся и Салют умеют примерно одинаково, то вот поддержка различных сервисов у них отличается. А посему – выбирать стоит то, чем чаще пользуешься.  

Каким голосовым помощником пользуетесь вы, и почему? Делитесь в комментариях. 

Комментарии (28)



  1. MarinaToshina
    11.07.2023 09:29
    +8

    А чего не рассказывают, что Алиса через раз пытается после ответа какую-нибудь фигню дополнительно втюхать?


    1. trunya
      11.07.2023 09:29

      Вот да. Алису испортили однозначно!.


    1. Mishootk
      11.07.2023 09:29
      +1

      Предлагаю разработчикам научить Алису работать. Т.е. командой "Алиса, серьезно" или подобной отключать шутки юмора и переходить на более деловой тон. Чуть меньше общих слов, ответы короче, меньше вводных фраз.


  1. 0mogol0
    11.07.2023 09:29
    +23

    Если вы до сих пор не пользуетесь голосовым помощником, то лишаете себя множества полезных возможностей.

    А главное вы лишаете производителей этих помощников возможности собирать информацию о Вас и монетизировать её. Фу такими быть!!!


    1. Soorin
      11.07.2023 09:29

      "...И Алекса засмеялась... И Алиса засмеялась... И Сири засмеялась... "


  1. RomeoGolf
    11.07.2023 09:29
    +25

    Вообще-то раздражают эти вбросы в конце статей (а напишите в комментарии, а?! Ну, позязя...), но я отвечу: никаким и потому:


    1. Легкая паранойя. Да, я в курсе, что почти все обо мне кому надо давно известно, и все же хоть немного приберегу. Почему я думаю, что с отключенными помощниками меня не слушают? Во-первых, телефон садится медленнее с выключенным, во-вторых, после бесед на странные темы с товарищами им вскоре прилетает контекстная реклама на тему разговора, а мне — нет. Так что надежда есть.
    2. Привязка к этой фигне там, где ее не должно быть. Скажем, выбираю из двух телевизоров. В одном люся, в другом дуся. Первый хуже и дороже, но у меня же везде люся… Придется его брать. Нет уж, буду смотреть по картинке и звуку, а об этом даже и думать не собираюсь.
    3. Не хочу разговаривать с вещами.
    4. Сильно переоцененная польза в информировании. Мне нетрудно набрать в поисковике слова. Более того, составляя запрос, я его лучше обдумываю. И взять те же рецепты — мне не нужен первый попавшийся, мне нужен десяток, и я из них выберу, а скорее всего, скомпилирую, взяв что-то из одного, что-то из другого.
    5. Сильно переоцененная польза в умном доме. Свет самостоятельно включить я еще могу. Несмотря на наличие калькулятора, я еще помню таблицу умножения, и пару стаканов я могу помыть без посудомойки. Я категорически за домашнюю автоматику, но надо и меру знать. Нафиг мне автомат, который управляет другими автоматами. Так и дальше пойдем по этой иерархии, полный дом железных управляющих на один пылесос и одну посудомойку… все как у людей
    6. Осознанный выбор. Позвонить в пиццу или сказать люсе-дусе "закажи пиццу" разница никакая, если сначала выбирать. Можно попросить заказать "что-нибудь", НО! заказывая ее самостоятельно, я выбираю то, что хочу именно я и именно сейчас, а не то, что мне подсунут на основе анализа моих предпочтений, которые, на секундочку, мое личное дело и могут меняться довольно произвольно по настроению, по времени года, по финансовым обстоятельствам, по тому, каких гостей я пригласил. И я не хочу, чтобы они менялись в результате этих подсовываний. И фиг с ней, пиццей или попсой для фона, я не хочу, чтобы мне подсовывали автоматом чтиво, которое может влиять на мое мировоззрение, мнение и все такое. Сам поищу.
    7. Подписочная модель. Бесплатные помощники — фуфло редкое, а платные — только по подписке, которую я стараюсь избегать вообще везде, где только можно. Люблю обладать тем, за что заплатил, а не получать право подержать в руках некоторое время. И не люблю платить за то, чем не пользуюсь, а в подписке главное — заплати, а потом не хочешь — не бери.

    Про воспитание детей как преимущество колонки — вообще промолчу. Если дети настолько не нужны и неинтересно их воспитание и общение — может, не стоило и заводить?


    1. Soorin
      11.07.2023 09:29

      Сразу вспоминается ролик про несчастного норвежца "Smart Homes & Dental Treatment"..


      1. RomeoGolf
        11.07.2023 09:29

        Мне больше приходит на ум узбекский мультик "Будет ласковый дождь" по Бредбери… Самый что ни на есть умный дом.


  1. Samodelkin333
    11.07.2023 09:29
    +2

    Честно я не люблю лишние уши у себя под боком, ещё Алиса на телевизоре это глючное дно - пульт MX3 лучше переключает на 50-й канал. Ассистент может не понять, заглючить, ещё подслушивает однозначно.


  1. beatleboy
    11.07.2023 09:29
    +5

    Ума палата: Алиса, Маруся и другие

    То ли вы действительно считаете что фраза "Ума палата" несет хвалебный оттенок, то ли в статье где-то зарыта ирония, не пойму, если можно разъясните

    Обычно «Ума палата» подразумевает продолжение [да ключ потерян / да разума маловато]


  1. microArt
    11.07.2023 09:29
    +2

    Лично я не пользуюсь голосовыми помощниками. "Умной колонки" нет. Время от времени могу спросить что-нибудь у Алисы в смартфоне/планшете, но это не постоянное использование.
    Завидую белой завистью тем, кто может сам для себя сделать такого помощника. Например, на основе локальных языковых моделей. Или прикрутив ChatGPT к "малинке". Или еще как. Но выглядит это замечательно.
    А держать дома постоянно слушающее устройство, действительно, не хочется. Кто его знает, кому оно все услышанное передает... С ним не пооткровенничаешь.
    Это мое личное мнение.


  1. aik
    11.07.2023 09:29
    +3

    Не понимал и продолжаю не понимать пользу этих помощников для себя.


    Для инвалидов — согласен, если зрение плохое или руки не поднимают запрос набрать.
    Для водителей — тоже согласен, им надо руль держать, а не в телефон тыкать.
    Ребёнку прикольно, тем более, что телефон ему пока не положен.


    Но вот я как-то предпочитаю либо самостоятельно кнопку нажимать, либо так настраивать сценарии работы, чтобы кнопки нажимались автоматом, без моего участия.


    1. dizatorr
      11.07.2023 09:29
      +1

      А ведь ребёнок может и привыкнуть пользоваться голосовым помощником. И вот, следующее поколение уже не мыслит себя без Алисы.


      1. aik
        11.07.2023 09:29

        Я не вижу ничего плохого в голосовых помощниках. Ну кроме того, что они подслушивают, но это уже вопрос личной паранойи.
        Просто вот лично для себя не представляю, как мог бы его использовать. Музыку включить — я сам лучше знаю, что мне слушать. Свет выключить или будильник поставить — проще кнопку нажать. Прогноз погоды мне удобнее глазами посмотреть.


        А ребёнку вот именно что прикольно голосом музыку включать, свет гасить и т.п. В детстве мне бы тоже было прикольно. А сейчас уже есть привычки и не вижу смысла их менять.


        1. Mishootk
          11.07.2023 09:29

          Если бы все интегрировалось (эт надо в доме много чего обновить), я бы с удовольствием пользовался командами: сколько стиралке стирать осталось, кто звонит? скажи что я перезвоню, выключи весь свет в квартире. Ну вот это те мелочи, которые делаешь ножками, а по сути на беготню отвлекаться не хочется.


        1. dizatorr
          11.07.2023 09:29

          Тоже ни чего против не имею. Это про то, что старого медведя новым трюкам сложно обучать.


  1. phaggi
    11.07.2023 09:29
    +4

    Использую Яндекс/Алису.

    Супруге - музыка на кухне, таймер кухонный удобный многозарядный, калькулятор и конвертер валют и единиц измерения, справка о погоде…

    Детям - уже подростки - конечно, в первую очередь музыкальная колонка, когда детей привлекают по хозяйству.

    Мне всё то же, но музыка на последнем месте, зато на первом - контроль за освещением/вентиляторами и пр.

    Что касается пресловутой паранойи… тут есть обратная сторона. Всё равно за нами следят Сири, Гугль, Мосгортранс и МосМетро, ГИБДД, все почтовики и все браузеры, провайдеры и опсосы. Ну будет следить еще Алиса. Да на здоровье, еще я буду отказываться от удобств.

    При этом ни в коем разе не навязываю свою позицию.

    P.s. Если вам не нужна Яндекс-колонка, подарите ее мне :) есть куда поставить.


  1. Cheburator2033
    11.07.2023 09:29
    +1

    У меня дочка с Алисой разговаривает :). Прогноз погоды узнает, музыку просит поставить.


    1. NeoCode
      11.07.2023 09:29

      Новые поколения легко воспринимают такие новшества) Для них это уже сейчас естественно, и в будущем будет еще более естественно. Возможно мышление как-то специально подстроится под общение с такими помощниками, или возникнут еще какие-то интересные эффекты.

      А некоторые из нас так и останутся "бабками, не признающими электричества")) Я один из таких. Во-первых, не люблю разговаривать голосом. Мне проще набрать текст и щелкнуть мышью. Во-вторых, не оставляет мысль, что настоящее имя всех этих помощников - "товарищ майор". Если до этого еще не додумались, то очень странно.


  1. wehaud
    11.07.2023 09:29
    +1

    А у меня нет паранойи, пользуюсь Алисой, очень удобно и музыку мне включает, которая мне нравится, погоду скажет пока одеваюсь, таймер прошу поставить когда готовлю. Думаю от нее пользы больше чем вреда


  1. vagon333
    11.07.2023 09:29
    +1

    Не аскет, но стараюсь не давать себя использовать - предпочитаю баланс.
    Понимаю, что и SmartTV и Alexa и Алиса собирают информацию.

    SmartTV как монитор, без SmartTV приложений слежения.
    Alexa/Google Home(Assistant) - необходимый функционал (погода/природа/включи/выключи).


  1. ash_lm
    11.07.2023 09:29
    +3

    Между прочим отличная статья, отличные девайсы, Большой Брат одобряет.

    P.S. Покупать себе это я конечно не буду.


  1. Mishootk
    11.07.2023 09:29
    +1

    Голосовой ассистент хорош за рулем, на спортивной пробежке, когда руки заняты, внимание на экран не переключить.

    К сожалению полной интеграции той же Алисы в классический андроид без больших шаманств нет. В навигаторе она худо-бедно с ошибками помогает без рук построить маршрут, но все равно требует визуального контроля. Большим провалом был невозврат из музыки в навигатор. Просишь Алису в навигаторе включить другой плейлист, она его включает оставляя плеер на экране. Голосом в навигатор оттуда уже не выбраться. Ну и позвонить не может из навигатора, будто бы совсем другая там Алиса сидит. Может за последние несколько месяцев чему-то научилась.


    1. aik
      11.07.2023 09:29

      Настраивал директору яндекс.карты в машине — так там через три голосовых ассистента надо пробиваться, чтобы маршрут проложить.
      Сперва автомобильному говоришь "запусти карплэй". Потом яблочному "запусти яндекс.карты". И только потом Алисе "проложи маршрут".


      1. tuxi
        11.07.2023 09:29

        илэвэнн!!! опен зе дооо!!


  1. tuxi
    11.07.2023 09:29
    +1

    Не всем людям нравится, когда их пинками "а нука давай залогинься в наш мастхэв яндекс плюс, а то ишь какой, в деливери клаб собрался шаурму заказать" и пряниками заталкивают, утрамбовывают в какую-нибудь очередную экосистему и потом начинают доить их там как корову. Причем даже пряники на проверку оказываются "как бы пряники".


  1. agat000
    11.07.2023 09:29
    +2

    Да, элементы "Умного дома" штука хорошая, недаром их постоянно упоминают. Звучит красиво, но популярности не имеют. И никакой маркетинг не помогает.

    Хочешь умную лампочку - косарь (ну чуть меньше, все равно условный косарь)

    три лампочки в люстру - три косаря.

    Розетка для чайника - косарь

    Для увлажнителя - еще косарь.

    для вентиляторов - четыре косаря

    Пульт для телевизора - три косаря.

    датчик открытия - косарь

    Влажности воздуха - косарь.

    За каждое "умное действие" - косарь, косарь, косарь... "Фикс-Прайс" какой то.

    И набегает на весь "умный дом" на круг под полтинник и более.

    Я не жлоб и не противник прогресса, но жаба давит такое массово покупать. Купил лампочку с розеткой - и все, побаловался.