В динамичном мире разработки программного обеспечения компании Scoro роль лидера проекта до сих пор брали на себя только опытные разработчики, для управления процессом опираясь на свой технический опыт.
Вице-президент по инженерным вопросам Хуан Гутьеррес (Juan Gutiérrez) описал роль лидера проекта в своей статье «Не подходит фреймворк? Вы все равно можете внести свой вклад!»
У каждой миссии есть капитан, который отвечает за нее: постановка, выполнение, методы работы и результат. Как правило, капитан миссии — это разработчик, но потенциально им может быть любой инженер (независимо от стажа). Капитан миссии тесно сотрудничает с продакт-менеджером в течение всего жизненного цикла миссии. Также он отвечает за экипаж миссии и кто в него входит.
Поэтому, будучи QA-инженером, который в первую очередь занимается качеством миссий, я даже не задумывалась о том, что могу стать «капитаном».
Но иногда жизнь преподносит нам сюрпризы. Поэтому, когда продакт-менеджер обратился ко мне с предложением принять этот вызов, я была уверена, что он шутит. Сначала я сомневалась, ведь что может предложить QA-инженер вроде меня? У меня не было технических навыков разработчика. Но потом меня осенило. Я поняла, что у меня есть уникальный шанс сделать все по-другому.
Мне миссии всегда казались немного хаотичными — с неэффективной коммуникацией, нарушением сроков и структурой, которая всегда оставляет желать лучшего. Но теперь мне представилась редкая возможность разорвать этот замкнутый круг и оказать реальное влияние на ситуацию.
И я пошла по этой тропе, с любопытством ожидая, куда приведет меня эта возможность. Или к чему приведу ее я.
Будучи QA-инженером, я подошла к этой задаче, опираясь на структурированное мышление и сосредоточившись на нескольких ключевых аспектах.
Эффективная коммуникация
В ходе ретроспектив мы чаще всего получали обратную связь о том, что было бы полезно улучшить процесс коммуникации. Именно поэтому я выбрала эту тему в качестве краеугольного камня совместной работы наших команд. Больше всего внимания я уделяла оперативному решению любых вопросов и проблем, гарантируя, что команда работает на основе общего понимания. Ниже приведу несколько пунктов, на которых я сосредоточилась, и которые могут помочь улучшить коммуникацию в команде:
Все важные обсуждения должны проходить со всей командой. Использование приватных чатов только с некоторыми коллегами приводит к разобщенности и/или лишает других возможности внести свой вклад в принятие решений. Этого стоит избегать.
При возникновении вопросов лидер должен убедиться, что ответы будут даны как можно скорее, чтобы команда могла продолжать работу без затыков. Это означает, что по вопросам, связанным с бизнесом, нужно обращаться к менеджеру проекта, по вопросам, связанным с дизайном, — к дизайнерам, а по техническим вопросам — к разработчикам. Не оставляйте никого в подвешенном состоянии.
Я не могу не подчеркнуть, что стендапы — это не просто встречи, на котором команда отчитывается о текущем состоянии дел! Хотя важно быть в курсе прогресса друг друга, я считаю, что истинная ценность этих митингов заключается в обсуждении потенциальных препятствий, обмене ценной информацией и обеспечении согласованности действий внутри команды.
Хорошо подготовленный скоуп и команда
Чтобы успешно провести миссию, необходимо тщательно подготовить команду и содержание миссии (скоуп). Раньше мы не справлялись с миссиями, поскольку по незнанию брали на себя больше, чем было возможно выполнить в определенный период времени. Я сфокусировалась на том, что мы досконально понимаем решаемую проблему и в то же время реалистично оцениваем, какой объем работ мы можем выполнить. Вот некоторые из моих предложений по решению этой проблемы:
Вместе с менеджером проекта сократить и разбить скоуп работ на несколько этапов. Какую наиболее ценную часть нужно доставить в первую очередь? Что можно отложить, если будет нехватка времени? Что, скорее, будет плюсом, но не является обязательным?
Провести ряд уточняющих встреч до начала выполнения задач. Приветствуется открытое обсуждение и любые вопросы, какими бы очевидными они ни казались. Убедитесь, что каждый член команды имеет четкое представление о целях и желаемых результатах.
Достичь понимания решения на техническом уровне и продумать его сложность. Какие поля отсутствуют в базе данных и какие эндпоинты нужно добавить в API? Нужно ли проводить рефакторинг? Чтобы ответить на эти вопросы, нетехнический лидер проекта должен обратиться за помощью к разработчику.
Прозрачное отслеживание прогресса
Частые изменения в последнюю минуту мешают эффективно придерживаться дорожной карты. Я считаю, что эти заминки возникают из-за недостаточного контроля за ходом выполнения миссии. Для решения этой проблемы необходимо отслеживать ход выполнения задач — это помогает ставить еженедельные цели, определять следующие шаги и понимать общую траекторию развития миссии. Вот что я предлагаю:
Привлекать всю команду к созданию задач — для обеспечения единого понимания того, что нужно сделать. Такой подход помогает согласовать ожидания каждого и поддерживать ясность и координацию действий в команде.
Обозначать еженедельные контрольные точки для всей миссии вместе со всей командой. Если что-то не удается выполнить в срок, необходимо заново оценить прогресс. Таким образом, уже на ранней стадии можно оценить, удастся ли успеть вовремя или потребуется дополнительное время.
Проводить встречу по еженедельному планированию. На ней можно обсудить контрольные точки и планы на неделю и проверить, были ли достигнуты предыдущие. Также это подходящее время для краткой демонстрации прогресса!
Командный дух
Лидеру важно быть связующим звеном, который сплачивает коллектив, обеспечивая каждому члену команды право голоса и принимая его идеи, формируя чувство сопричастности и коллективной ответственности. Что здесь можно попробовать:
Заботиться о своей команде. Спрашивайте коллег, как у них обстоят дела: не чувствуют ли они себя перегруженными, не испытывают ли излишний стресс, не нужна ли им какая-либо помощь. Давайте позитивную обратную связь, чтобы поддержать их настрой.
Проводить дополнительный ретроспективный митинг в середине миссии. Не дожидайтесь конца, чтобы собрать обратную связь о том, что можно улучшить. Дайте команде возможность предложить улучшения, которые можно реализовать как можно скорее. Я рекомендую проводить ретроспективу в середине миссии только в том случае, если миссия длится более 6 недель.
Не забывайте отдыхать и вместе отмечать маленькие победы! По возможности, чаще устраивайте совместные обеды. Отмечайте начало и окончание миссии. Сходите куда-нибудь выпить или закажите пироги/пиццу.
Заключение
Реализуя эти стратегии и практики, нам удалось полностью посвятить себя созданию желаемого результата. Когда приходилось принимать технические решения, выходящие за рамки моей компетенции, наиболее опытный старший разработчик помогал определить правильные подходы и решить сложные задачи кодирования. Однако это была совместная работа, где мы все вместе искали оптимальные решения. Вот почему я считаю, что капитаны не обязаны знать все ответы на вопросы, достаточно быть лидером и вести людей к правильным ответам.
Вам, наверное, интересно узнать, как проходил процесс тестирования, пока QA был занят управлением? Что ж, все прошло даже лучше, чем я ожидала. Поскольку мне удавалось быть в курсе всех изменений, тестирование не отставало из-за путаницы в том, что, где и когда мы можем тестировать. А поскольку разработчики все равно обращались ко мне со своими вопросами, мы могли вместе решать проблемы тестирования до того, как фичи были внедрены.
Буду ли я рекомендовать другим QA-инженерам, чтобы они иногда брали на себя инициативу? Несомненно, да! Я призываю каждого человека использовать возможности для экспериментов и раскрытия своего потенциала в разных ролях. Однако в данном случае очень важно собрать опытную команду — желательно, чтобы в ней был хотя бы один старший разработчик, способный принимать активное участие в решении сложных задач. В противном случае все может стать еще сложнее и негативно сказаться на общем успехе миссии. Но в целом мой опыт показал, что выходить из зоны комфорта стоит, если за спиной у вас сильная и опытная команда.
А в завершение всех действующих тестировщиков приглашаем на открытый урок, посвященный настройке связки Jmeter с Grafana и InfluxDB. Встреча пройдет завтра, записаться можно по ссылке.
zat5epin
Из статьи совершенно непонятно, причем тут QA. С таким же успехом эту статью мог написать аналитик, фронт-разработчик, девопс и дизайнер