Обычно, если вы решаете завести блог, то делаете одно из двух. Заводите канал в телеграме, вымучиваете туда один-два поста и оставляете попытки. Или записываетесь на курс, «как вести блог», узнаете про контент-план и прочую белиберду, заводите канал, вымучиваете туда один-два поста и оставляете попытки. Почему так происходит?

Одержимость инструкциями

Мы живем во время, когда очень ценятся пошаговые инструкции. Кажется, возьмешь такую инструкцию, сделаешь раз, сделаешь два, и вот он вожделенный результат на блюдечке. 

Естестественно, когда возникает желание вести блог, многие кидаются на поиск таких инструкций.

И находят.

Пошаговый план ведения блога выглядит примерно так:

  1. Определить тему блога

  2. Определить свою ЦА

  3. Составить контент-план

  4. ПИСАТЬ!

Что тут может пойти не так?
Что тут может пойти не так?

Проблема в том, что у этого плана есть слабое звено. И это звено — вы

Я много общаюсь с людьми, которые хотят вести блог. Кто-то хочет просто заявить о себе, делиться своими мыслями с миром и воспринимает блог, как возможность самореализации. Кто-то хочет найти с помощью блога клиентов. А для кого-то блог — инструмент обучения, когда не только сам вникаешь в какую-то тему, но и рассказываешь про нее остальным.

И хотя цели у всех разные, проблемы, которые мешают начать вести блог — одинаковые.

Проявляться страшно

Курсы о том, как вести блоги редко помогают, поскольку обычно проблема не в том, как придумать тему, а в том, чтобы выйти на публику и оказаться в ситуации, когда вас будут оценивать и вы сами будете себя оценивать. 

Если в школе у вас замирало сердце от слов: «К доске пойдет, к доске пойдет…», то тут вы сами вызвали себя к доске. Естественно, это может вызывать кучу сопротивления.

Страшная картинка
Страшная картинка

Как проявляется это сопротивление?

Обесценивание себя

Первое, о чем говорят люди — это сомнения в себе. Сомнения в том, что их опыт важен, что сами они представляют интерес, что им есть чем поделиться.

— Вокруг так много крутых экспертов. Куда я лезу? Я ведь не знаю и этого, и этого, и вообще, кто меня будет слушать, — говорят они.

Даже если они что-то умеют делать на пять с плюсом, они это обесценивают. Например, человек может быть великолепным неймером и придумывать великолепные названия, но он считает, что это ерунда, а вот люди, которые занимаются брендингом — настоящие боги.

Еще одна частая причина — метание между разными интересами. Вроде и это интересно, и то, а на чем сфокусироваться — непонятно.

Все эти случаи объединяет плохое знание себя. Вы существенно занижаете свой уровень, обесцениваете свои опыт и знания, или не понимаете до конца, что вам по настоящему интересно и разрываетесь между многими целями, не добиваясь ни одной. Как вы понимаете, составление контент-плана никак эту проблему решить не поможет.

Страх осуждения

Второй популярный страх — это страх, что другим не понравится то, что вы делаете. Они скажут, что вы недоэксперт, говорите банальщину, скучны или ошибаетесь, закидают гнилыми помидорами и скажут «вон из профессии».

Эмоция, которая стоит за всем этим карнавалом самоуничижения — стыд. Стыд переживается, как ощущение, что с нами что-то не так, что мы делаем что-то не то, и пытается защитить нас от общественного осуждения, сделав маленькими, незаметными, ничтожными. 

Эмоция это пренеприятная, поэтому переступить через нее сложно. Как справиться со стыдом, я расскажу в отдельной статье.

Недовольство собой

Но даже если вам удалось преодолеть первые два препятствия и начать вести блог, они, как две недобитые банды, объединяют усилия и трансформируются в третье препятствие.

Выражается оно в том, что вы боитесь быть собой и выбираете одну из двух стратегий. 

  1. Максимально выдавливаете свою личность из постов, чтобы в них не было ничего субъективного, чтобы звучали только правильные мысли, чтобы на каждое утверждение приходилось 100500 ссылок, чтобы никто не мог предъявить вам, что вы в чем-то неправы.

  2. Демонстрируете только успехи, только хорошие моменты, только выдающиеся результаты.

В первом случае вас откровенно скучно читать, как скучно читать энциклопедию. Поскольку именно авторский стиль и неожиданные суждения делают человека интересным.

Во втором — все время приходится держать лицо и переживать, что вас выведут на чистую воду. Ведь если вы живой человек, у вас есть неудачи и провалы, которые портят глянцевую картинку. Неприятно жить в ожидании, что в комменты придет человек, который об этом знает и скажет: «Ну что ты чешешь про свои успешные кейсы, я же знаю, как ты облажался на других проектах».

Спасение в том, чтобы не бояться быть обычным человеком, признавать свои ошибки и неудачи и найти свой авторский голос. О том, как это сделать я планирую написать отдельный большой материал, поэтому если тема вам интересна, подписывайтесь на мой канал, где будет его анонс. В канале я пишу обо всяких неочевидных психологических барьерах вроде стыда, которые мешают жить полноценной жизнью, и делюсь лайфхаками, которые помогают менять жизнь к лучшему вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Поглядите, вдруг понравится.

Комментарии (11)


  1. Moskus
    26.07.2023 04:51
    +16

    Это для вас ChatGPT написал или вы сами его не очень превосходите?

    Главное препятствие для успешного интересного блога - это то, что вам нечего сказать аудитории. А о чём вы будете говорить - о себе, не о себе - абсолютно не играет роли. А разумная доля сомнения в себе и стыда ещё никого не убила, зато это помогает не писать бред. У вас вот ни того, ни другого нет, судя по этой статье.


    1. Ingirov Автор
      26.07.2023 04:51
      -13

      Комментарии много говорят о людях. Вы с обесценивания начали и им закончили. А тот, кто мастерски умеет обесценивать других, умеет хорошо обесценивать себя. Собственно, поэтому вам кажется, что вам нечего сказать и другим нечего сказать.


      1. mirwide
        26.07.2023 04:51
        +5

        Статистика хабра говорит что диагноз по комментарию не верен:)


      1. Moskus
        26.07.2023 04:51
        +4

        Классика диванной психологии в духе шутки про "У тебя спички есть? Нет? Значит, ты - кастрат."

        Мне не кажется, что мне нечего сказать другим, ровно поэтому я написал несколько статей без всяких переводов, компиляции чужих текстов и т.п., а также пишу немало комментариев, в которых пытаюсь выразить какую-то мысль, а не просто что-то ляпнуть.

        "Обесценивание" предполагает, что ценность есть, а кто-то пытается представить ситуацию, будто её нет. Где, любопытно узнать, ценность в статье, которая излагает очевидные факты, не содержит анализа проблемы, сразу переходит к банальному решению, а написана только ради рекламы канала в телеграме? Вы - неуч и шарлатан, какую ценность вы предлагаете?


    1. dolovar
      26.07.2023 04:51
      +1

      Это для вас ChatGPT написал

      Присоединяюсь к мнению. По наполненности и очевидности очень похоже на то, что выдают бесплатные версии.

      Главное препятствие для успешного интересного блога - это то, что вам нечего сказать аудитории.

      Статья не про успех в конце, а про внутреннее сопротивление в начале. И там главное - нет уверенности в нужности и полезности ведения блога. Фразу "почему не хочется вести блог" можно уподобить фразе "почему не хочется стучать молотком".


  1. mirwide
    26.07.2023 04:51
    +4

    На заре своей своей карьеры в ИТ у меня была фобия, что стартовав в 25, я буду не у дел когда начнут работать те у кого с детства был компьютер и доступ в интернет. Но оказалось что все хотят быть блогерами и работать некому.


    1. Ingirov Автор
      26.07.2023 04:51
      -2

      Тогда это должно вас радовать


    1. Ariman
      26.07.2023 04:51

      Хотят, но стыдятся!)


  1. achekalin
    26.07.2023 04:51
    +10

    Один вопрос ChatGPT у Вас не раскрыл: зачем вести блог, если этого делать не хочется? И, наоборот, если делаешь что-то с желанием, зачем не набивать руку, а ждать проблем? Ведь журналистика (а, когда пишешь не "в стол" - это именно журналистика, даже не писательство) и строится на том, что запретов (кроме очевидных моральных и законных табу) как бы и нет, выражай себя, как получается - а аудитория сама тебя найдет.

    Заводите канал в телеграме, вымучиваете туда один-два поста и оставляете попытки. Или записываетесь на курс, «как вести блог», узнаете про контент-план и прочую белиберду, заводите канал, вымучиваете туда один-два поста и оставляете попытки. 

    Я уже даже не буду спрашивать, почему "блог" и "канал" вдруг оказались на одной доске, просто напомню фразу Жванецкого - "писАть, как и пИсать, нужно тогда, когда уже не можешь этого не делать". И всё встает на место, вот правда!

    Если это "твой" дневник (что и есть блог), так пиши в него так, как ты бы писал в свой дневник. Не пиши "для аудитории", не подстраивайся под неё заранее - её у тебя еще нет, нечего тратить на это энергию. Не пиши "для контента" и "для продажи" - опять-таки, если ты только не контентщик, у тебя еще нет ни продаж, ни задачи пиарить что-то очень конкретное, так что не трать силы.

    А когда твой (личный!) дневничок окажется интересен хоть кому-то, вот тогда и будешь уже понимать, зачем тебе его вести, и хочешь ли ты это делать вообще на виду у других людей.

    И, да, хорошим был бы совет не пиариться, как автор статьи - не пихать ссылку на свой канал в статью про блог, не давать ссылку на свой ресурс, где еще нет обещанной следующей статьи, и не поучать, пока сам не имеешь рекламируемого товара хорошего качества.


  1. c_kotik
    26.07.2023 04:51
    +2

    Спасение в том, чтобы не бояться быть обычным человеком, признавать свои ошибки и неудачи и найти свой авторский голос

    А может сначала надо пораскинуть своей нейронной сетью - а есть ли что интересного поведать, а не вести блоги ради блогов? Иначе только клубничкой в камеру светить.


    1. mirwide
      26.07.2023 04:51

      Ну, клубничка тоже контент и с аудиторией проблем нет, а со стыдом тут обещают помочь разобраться.