Мы с вами уже давно привыкли, что при покупке нового смартфона приходится выбирать всего из двух программных платформ — Android и iOS. Большинство читателей едва ли помнит, что дуополия на рынке была далеко не всегда: на заре развития смартфонов как повседневных устройств для всех и каждого, некоторые производители представляли свои собственные платформы. Но если Windows Phone всё ещё вспоминают с теплотой, то о другой системе, которая позиционировалась как конкурент Android, забыли практически полностью. И имя этой системе — bada! Недавно я купил себе парочку полностью рабочих bada-фонов с AMOLED-дисплеями по 300 рублей. Были ли у bada шансы в сравнении с Android и что из себя представляла эта система «под капотом»? Узнаете в статье!
❯ Текст
По сравнению с обычными кнопочными телефонами, современный рынок смартфонов зародился не так уж и давно — всего около 13 лет назад. На стыке нулевых и десятых шла активная борьба за карман и предпочтения пользователя: Android 1.6 потихоньку заменял современный Android 2.0/2.1 Eclair, первые три модели iPhone шли победоносной поступью благодаря наличию джейлбрейка и полной кастомизации системы, да и практически каждый крупный производитель мобильных устройств имел собственную платформу, на которой базировались её устройства.
В середине-конце нулевых, большинство пользователей были не искушены фишками полноценных операционных систем — они привыкли жить без многозадачности (за исключением пользователей Sony Ericsson и S60), без нативных приложений, без плавных анимаций и ускорения 3D-графики. Людей подкупал встроенный функционал телефонов: если там была встроенная читалка RSS и предустановлен клиент популярных в то время соц. сетей (мой мир :)), то обладатель устройства обычно пользовался именно ими. Конечно же, уже тогда были смартфоны, напоминающие нам современные устройства: помимо Apple, свои устройства предлагали Nokia (Symbian), Sony Ericsson (Symbian/Windows Mobile), HTC (Windows Mobile), но цены на них действительно очень «кусались».
Huawei U8500, или Билайн E300 — один из первых реально доступных Android-смартфонов в РФ. Ценник был около 6-7 тысяч рублей в конце 2010 года.
После выхода iPhone, производители потихоньку начинали отказываться от привычных кнопок и выпускать всё больше моделей с тачскрином. А поскольку попробовать новый способ управления хотелось всем, начали появляться относительно недорогие тачфоны — обычные телефоны, обладающие сенсорным дисплеем и кучей сетевых возможностей. Примеры одних из самых популярных тачфонов своих лет, это конечно же Samsung S5230 Star, Samsung S3650 Corby, LG Cookie и LG Cookie Fresh. В те времена, встретить человека с таким телефонов было не просто, а очень просто и в каких-то отдаленных местах это даже был предмет для хвастовства!
Когда уже было очевидно, что полноценные смартфоны в ближайшем будущем станут основным портативным устройством, Samsung решили взять предыдущий опыт и наработки SHP (Samsung Handset Platform — платформы S5230) и влить их в разработку совершенно новой смартфонной платформы, имя которой была — bada (с корейского — море). Новую платформу представили с свежей линейкой смартфонов Samsung Wave, а первым устройством был S8500 — смартфон на базе bada 1.0 с ёмкостным тачскрином и AMOLED-дисплеем. Вышел девайс в том же году, что и первый Android-флагман S-серии — Samsung Galaxy S…
И с этим связан очень интересный казус, ведь «под капотом», S8500 был очень похож на своего Android-собрата: использовался тот же чипсет Exynos 3110 «Hummingbird» (он же использовался и в iPhone 4 как Apple A4 с некоторыми доработками) с тем же радиомодулем. Конечно остальные характеристики были немного скромнее Galaxy S (384мб ОЗУ против 512мб, 8гб ПЗУ вместо 16, AMOLED-матрица немного меньше по диагонали), но и сам смартфон стоил ощутимо дешевле Android-собрата. Немудрено, что энтузиасты начали пытаться портировать Android на S8500 — и у них это получилось, хоть полноценный порт появился примерно через 2 года после выхода устройства на рынок.
Но почему большинство пользователей хотели перепрошить своё устройство на Android и чем была bada? Предлагаю узнать в практической части!
❯ Сегодняшние герои
Недавно я листал онлайн-барахолки в поисках интересных и несколько диковинных смартфонов для будущих статей. Выборка, как обычно для моего блога, стандартная: чем дешевле, тем лучше. И тут я вспомнил, что были когда-то смартфоны на базе bada — я будучи школьников даже успел потыкать Wave 525 у знакомого.
E300 я тоже решил прихватить — за 300 рублей предлагался девайс с родной коробочкой!
Однако не все бадафоны представляли для меня интерес. В первую очередь, меня интересовали смартфоны с GPU, которых не было у самых бюджетных устройств (Wave 525) и одной из главных хотелок был крутейший SuperAMOLED дисплей. После недолгих поисков, я нашёл на юлито интересующие меня девайсы за… 300 и 500 рублей.
«Дефект» первого смартфона заключался в забытом пароле. Это всё обходится буквально за 5 минут установкой свежей прошивки, но мне даже этого делать не пришлось: паролем оказался «1111» :) S7250 работает на базе bada 2.0 — последней версии этой платформы от Samsung, до слияния с Tizen.
Второй смартфон был полностью рабочим и исправным. Ему не требовалось никакого обслуживания совсем, хотя можно найти целые варианты на пароле из 200-300 рублей. Что занимательно — S8500 работал на базе bada 1.0, что даёт нам возможность напрямую сравнить их!
❯ Что у них под капотом?
Я намеренно не называю bada операционной системой. По сути, это лишь программная платформа (если очень условно — лаунчер), которая предоставляет набор API и интерфейс смартфона, но при этом сама может быть запущена на любой ОС — будь это Linux, или собственная RTOS, которая применялась во всех устройствах на базе bada 1.0.
После адаптации ядра Galaxy S к S5800, многие люди переходили именно на Android, несмотря на то, что система от Google была ощутимо прожорливее. Под первый Wave выходили разные прошивки — от 4.1 JellyBean, до 4.4 KitKat, старичок долгое время оставался достаточно актуальным.
Требования платформы были отнюдь невысокими, гораздо ниже оных у Android: bada могла легко работать на смартфонах с <128мб ОЗУ (у Wave 525 завялено 80мб, по факту скорее всего 128, где 48 зарезервировано системой), чипсетом с частотой ~200мгц и весьма небольшим объёмом ПЗУ. При этом в отличии от тачфонов, bada предоставляла механизм пакетов и предлагала разрабатывать приложения аж на трёх языках:
- Java — в платформе была реализована полноценная поддержка J2ME приложений, что в те годы сразу устраняло недостаток приложений в магазине. При этом, Java-приложения не умели одни из самых важных фишек новой системы: уведомления и (возможно) ускорение 3D-графики. Кроме того, у Samsung не очень удобный джойстик для «кнопочных» игр.
- C++ — основным языком для разработки приложений под bada были «плюсы». Платформа сразу выбрала «нативные» рельсы — что само по себе очень хорошо, однако из-за некоторых казусов, это обернулось проблемами. Найти SDK и эмулятор для разработки под bada можно и сейчас — я уже успел немного почитать документацию и посмотреть на сэмплы. И в целом, именно с точки зрения разработки, bada была весьма интересной — эдакой смесью костылей Symbian (нет исключений, полное отсутствие RAII и инициализация отдельно от аллокации) и простоты Java (приятная и удобная библиотека собственных дженериков, абстракций над базовыми типами и приятное API для построения интерфейса с конструктором форм). При этом, поддерживались все остальные фишки плюсов — в том числе и STL.
- JavaScript — да, bada решила выбрать концепцию PWA, как одну из основных. При этом в JS было экспортировано часть API самой системы — что позволяло делать интерфейс как на JS, так и с использованием нативного фреймворка.
И с виду всё звучит просто замечательно, просто и понятно. Однако, серьёзные проблемы тянулись с самой первой версии платформы:
- Отсутствие многозадачности — ядро, на которой работала bada, само по себе было многозадачным: в приложениях поддерживались потоки. Однако сами программы, за исключением предустановленных, всегда работали в однозадачном режиме. Почему так — неизвестно, возможно часть оптимизации под совсем слабые устройства типа Wave 525. Полноценная многозадачность появилась уже в bada 2.0.
- Отсутствие адаптивности интерфейса — да, это не шутка. Samsung предлагали адаптировать приложение под каждое разрешение экрана отдельно, а всё позиционирование велось в пикселях. Если честно, именно этот шаг мне понятен меньше всего — Android с самого выхода предоставлял очень крутой механизм позиционирования интерфейса, да и в iOS тоже были какие-то инструменты для адаптивного UI. Это была одна из самых главных проблем bada — по сути, мы возвращались в эпоху Java-приложений а-ля 240x320/320x480.
- Нестабильность системы — не на всех телефонах фирменная прошивка работала максимально стабильно. На некоторых моторолах ребут не был таким уж редким явлением, а некоторые китайчики могли начать перезагружаться после манипуляций в инженерном меню. Однако ожидать этого от смартфона в 2010 было странно — по некоторым слухам, даже если сторонняя программа вывалится с Access Violation (SIGSEGV), то в ребут уйдет вся система! Возможно, RTOS не умела нормально работать с MMU, однако если все программы действительно работают в «flat»-адресном пространстве, а не с виртуальной памятью, то это создаёт очень серьёзные уязвимости (и потенциал для моддинга прошивки).
Но были у системы и очень вкусные «плюшки», например — из коробки полностью поддерживалось хардварное ускорение 3D-графики (при наличии GPU), причём сразу свежий OpenGLES 2.0 — с поддержкой шейдеров! Благодаря этому, перспективы в новой платформе были и для разработчиков игр — я знаю как минимум несколько полноценных 3D-игр с iOS и Android для ОС от Samsung. Добавляем к этому потенциал реализации 3D-ускорения Java-приложений и получаем действительно годное устройство для прохождения такой годноты, как Galaxy On Fire 2 в 60 FPS! Кроме GPU, bada поддерживала виджеты и т.н «Хаб» — приложение-агрегатор событий из соц. сетей.
Именно на «болячки» жаловались пользователи чаще всего, забывая про положительные стороны устройства. И да, даже во время собственного использования, я встречал баги и сам — но всё ли так плохо, учитывая то, что Samsung действительно работала над своими ошибками и пыталась привлечь как можно сторонних разработчиков к своей платформе? Предлагаю узнать, взяв смартфон в руки самому!
❯ Смотрим на устройства
Первое, на что обращаешь внимание, когда берешь смартфоны начала 2010х в руки — это их компактный размер. Причём компактность здесь отнюдь не в ущерб юзабилити: в своё время, размер дисплея Wave был типичным среднячком — на уровне как 5.5" сейчас. Но при этом дисплей смартфона действительно очень классный и приятно удивляет и сейчас. Однако, здесь есть нюанс — помимо S8500, выходил так-же S8530 — практически такой же смартфон, но с SC-LCD (Samsung IPS) матрицей. В те годы, корейская компания часто давала выбор между различными типами матриц в пределах одной модели. Да что там говорить, иногда даже серьезные различия в чипсетах были!
На моем экземпляре, к сожалению матрица немного выгорела, в самом проблемно месте — верхней шторке. Увы и ах, но заметно это не так сильно, поэтому я лично обратил на это внимание только на второй день использования. Во всём остальном, я не чувствую никакого дискомфорта от «старых» OLED-дисплеев — могу без проблем юзать их часами. Wave M — устройство попроще и там используется обычная TN-матрица. Но тем не менее, её размер в 2010-2011 году был весьма впечатляющим.
Сам интерфейс системы здесь напоминает Symbian и Android одновременно. Оно в целом и не удивительно: Samsung долгое время была участником Symbian Foundation и разрабатывала обновления для этой ОС, а также выпускала свои смартфоны на базе этой системы. Ко второй версии bada, концепцию UI сильно поменяли в сторону Android, из-за чего Wave M больше похож на смартфон с Android 2.x на борту — и лично по мне, этот интерфейс около-идеален!
bada 1.0
Сам девайс работает достаточно плавно. Здесь практически нет 60, или хотя-бы 30 FPS анимаций, но зато сама платформа отнюдь не «лагучая» в отличии от ранних версий Android.
Весьма занимательный способ установки приложений придумали пользователи бадафонов в своё время: система проверяет сертификаты и покупку только во время установки приложения, при этом вся установка заключается в распаковке zip-архива в специальную директорию на SD-карточку. По итогу очень скоро обнаружилось, что можно просто скопировать уже готовую купленную игру, скачать какое-нибудь бесплатное приложение, подменить файлы в его папке на файлы игры — и получить приложение бесплатно! В bada 2.0 этот баг поправили, но всё равно это выглядело весьма забавно для компании такого уровня.
Что насчёт юзабилити бадафонов в наше время? Ну, базовые функции они точно смогут выполнять достаточно достойно. С основной функцией «звонилки» корейцы справлялись всегда хорошо — тут и удобная синхронизация контактов с Kies (программа для синхронизации с ПК), и возможность передавать контакты через BT.
Здесь, само собой, есть Wi-Fi и 3G, но ни о каком сёрфинге речи практически не идёт. Почему практически? Потому что Opera Mini 7 всё ещё работает и уходить на покой явно не собирается — а значит прочесть материал или зайти на википедию в экстренной ситуации точно получится. bada 2.0 уже поддерживала в том числе и HTML5, но судя по всему, частично (CSS3 анимации у меня не работали). В целом, если у вас есть большое желание поставить «бадафон» в строй — то можете запилить для себя PWA-приложения, которые реализуют необходимый вам функционал. Так и клиент ВКшечки можно реализовать, и почту листать, и СМСки от банков обрабатывать.
Зато почтовый клиент работает!
Один из самых важных критериев для меня — это наличие в смартфоне годного аудиотракта. У моего BlackBerry Priv качество звука просто отменное, притом что используется встроенный ЦАП в Snapdragon 810. И плеер, и качество звука здесь очень даже ничего. Плеер удобный, есть DLNA для трансляции мультимедиа на телевизор.
Лично у меня сложилось впечатление, что в середине десятых, качество звука через 3.5мм джек заметно просело у смартфонов, по сравнению с народными музыкальными Nokia — как например 5310.
Ну и не забывая про мультимедийную часть смартфона, я проверил камеру — когда-то, у Galaxy S была весьма достойная камера, учитывая его ценовой сегмент. У Wave камера тоже вполне ничего, правда с теми же «болячками», что и у других мобильных камер прошлых лет — крайне плохое качество при съемке в темноте. Ну и автофокус забрали. :(
Поскольку у смартфонов был GPU и Samsung всерьез старались привлечь разработчиков игр под свою платформу, на bada выходили и 3D-игры с очень годной, по тем временам, графикой.
В целом, недостаток нативных приложений в какой-то степени компенсируется наличием J2ME, но именно отсутствие нормально поддержки от Samsung и странная политика в отношении безопасности, в конечном итоге добили bada. После того, как превосходство Android стало очевидным, Samsung решили сделать упор в Tizen — идеологическом продолжении MeeGo, мобильной ОС, которая разрабатывалась Intel и Nokia. Компания выпустила сразу несколько устройств на новой платформе — Samsung Z (без Galaxy), после которого вышло ещё несколько смартфонов и Tizen окончательно обосновался на холодильниках/часах/телевизорах. Мобилок на Tizen я пока ещё не видел, хотя покопать их с технической точки зрения и сравнить с N9 было бы интересно — но в РФ они достаточно редкие.
Ну а несколько лет назад, Samsung закрыла магазин приложений Tizen, что формально означает полный провал «вертушки» :(
❯ Заключение
Samsung в плане самопальных платформ напоминает Microsoft — те тоже умудрились сделать действительно крутую и необычную Windows Phone, отвоевать какой-то процент рынка и заполучить фанов своей системы, но затем пришли эффективные менеджеры и решили рубить всё на корню.
И даже если команды разработчиков самих этих платформ горят идеей запилить что-то крутое, бабло и желание улучшить отчетность делают своё дело. Но раз в год и палка стреляет — не зря ведь инженеры Nokia основали свою компанию Jolla, которая пилит Sailfish OS. А ведь «Аврора» — прямой наследник Sailfish! :)
Но если говорить конкретно о бадафонах — то несмотря на баги и некоторые глупые решения, это были весьма годные девайсы, учитывая действительно низкую цену. Настоящим конкурентом бюджетных бадафонов была лишь Nokia 5228/5230, которая хоть и имела настоящий Symbian, но не была оснащена Wi-Fi, GPS и даже 3G. Но вот с кем bada могла конкурировать в верхнем сегменте рынка?
Возможно, захочется почитать и это:
- ➤ Сам себе Linux смартфон: Как я выкинул Android и написал свою прошивку с нуля
- ➤ Perfusion. Это как Midjourney, только лучше
- ➤ OPQAM, IJKL, 67890. О том, как нам реально повезло с курсорными клавишами
- ➤ Как загружается процессор Intel x86
- ➤ Пожарная сигнализация из московского метро
Комментарии (44)
Breathe_the_pressure
25.08.2023 08:09+6Сам девайс работает достаточно плавно.
Вообще ничего подобного не помню, а помню что интерфейс жутко тормозил. Не знаю что за процессоры онои туда ставили, но явно не тянул софт. Первые андроиды и айфоны после такой системы выглядели реально чудом.
bodyawm Автор
25.08.2023 08:09А какой девайс у вас был? Wave 525 тормоз, да.
Didimus
25.08.2023 08:09Люмия 525 не тормозила. Но иногда тупила, это да. Хотя в целом сверхминималистичный интерфейс расстраивал. И бразуер там был слабый. Ну и фотоаппарат у нексуса-1 был получше
Дорогие люмии вообще не понимаю. Очень нищевый продукт за дорого. Качество фото при этом не очень близко даже к продвинутым мыльницам типа кэнон г-серии
nbkgroup
25.08.2023 08:09-3но затем пришли эффективные менеджеры и решили рубить всё на корню.
Так это потому, что любое капиталистическое производство — это производство денег, а товары и услуги — это побочный продукт, вроде тепла при производстве электричества.
zabanen2
25.08.2023 08:09пользовался Wave GT-S8500.
+шикарный экран
+быстрая реакция
+классная камера
+никакой рекламы в прошивке
-проблемы с софтом
потом пересел на андроид и все стало наоборот (но то был 2011 год)
там еще можно было виджеты на главный экран писать на JS!
sh1rom2k
25.08.2023 08:09А как проги устанавливал , у меня тоже первая волна на руках , не могу проги установить bada 1.2
bodyawm Автор
25.08.2023 08:09Есть какие-то сторонние приложухи? Если да, то можно подменой поставить
sh1rom2k
25.08.2023 08:09так что, знаете способ?
bodyawm Автор
25.08.2023 08:09Есть одно предположение, пока что требует проверки.
Вкратце: в сети можно найти bada sdk, которое позволяет деплоить приложения на смартфон. Можно попробовать так "наспамить" фейковых приложений через отладку и потом подменой установить свои :)
sh1rom2k
25.08.2023 08:09спасибо , надо будет попробывать :) Интересные у вас статьи , особенно про свою ос для телефона fly.
sh1rom2k
25.08.2023 08:09а не можете подсказать сайт где sdk скачать , просто найти ничего не могу?
ShadF0x
25.08.2023 08:09Возможно, отсюда: https://opensource.samsung.com/uploadSearch?searchValue=bada sdk
Didimus
25.08.2023 08:09+2Почему бада незаслуженно забыта? Вполне заслуженно. Кто выбрал айфон, те до сих пор просто меняют его на новую модель при необходимости, раз в 3-5 лет. Кто выбрал самсунг, страдают при выходе новой версии андроид, при выходе нового вируса, при выходе нового флагмана у самсунга. Аналогично у микросрфта и гугла..
tag8n9
25.08.2023 08:09+1Помню в 2011 году работал в салоне МТС, Wave 525 можно было продать 7 штук за день, люди разбирали их как горячие пирожки, не особо вникая в характеристики и возможности. Точно так же охотно брали и Nokia 5250, но уже тогда было понятно, что модели Nokia отстают и от дешевых Galaxy Fit, и от тем более Galaxy Ace.
bodyawm Автор
Статья достаточно узконаправленная, довольно мало кто помнит о бадафонах в 2023 году. Однако надеюсь, такой небольшой эксккурс в мобильную историю был интересен вам :)
bodyawm Автор
Буквально вчера мне стало скучно ночью и я решил пощупать SDK под винфон. Уж очень мне нравится эта платформа. В рамках проекта "сам себе экосистема", где я допиливаю нужные мне приложения сам, запилил что-то типа клиента ютубчика:
После ведра это конечно земля и небо. Офигенный адаптивный UI-фреймворк, API заставляет параллелить всю обработку и юзать async/await, нет никаких лагов при фоновой подгрузке данных (на ведре скроллвью/листвью лагал при REST-запросе, причем не на этапе обработки JSON), есть неплохой фреймворк для анимаций. Как можно было потерять все полимеры и прибить такую крутую систему!?
radtie
Sometimes shit happens no matter how hard you try.
saboteur_kiev
а какой шикарный апи/интерфейс был сделан для рекламных вставок. Реклама не была вырвиглазной, крестики чтобы ее закрыьт не прятались от пользователя по разным углам, а были четко видимы. И вообще...
Я до сих пор думаю, что винфон вполне можно было бы еще запустить сейчас, и нашелся бы процент людей, который бы его мог юзать. Главное прикрутить андроид маркет через эмулятор какой-то и все. потихоньку можно было бы и нативные приложения развивать.
khajiit
Помнится, полуось умерла как раз от того, что была better Windows than Windows. А потом тот же финт выкинула Blackberry.
saboteur_kiev
не, полуось умерла именно потому что ее не умели готовить и рекламировать. Суть была не в самой системе, а в ее практическом использовании.
С полуосью происходило примерно тоже, что и с Линуксом - постоянно не хватало нужных драйверов для оборудования, разные виды которого появлялись и росли как на дрожжах. МС кроме винды параллельно писало отличный продукт Офис, и вижуал студио, в котором можно было продолжать писать дальше.
МОжет быть OS/2 нашла бы свою стезю в серверном мире, как это сделал Линукс, но тогда уже был Unix, и опять таки, OS/2 не форсили.
Ну и по-моему MS как раз и убежали от OS/2 писать свою винду, а других разработчиков, которые бы делали то что нужно быстро и разнообразно не нашлось.
bodyawm Автор
Была Project Astoria, так что андроид-приложения работали.
Coppermine
Достаточно причин было. Наверное не в последнюю очередь из-за финтов ушами с поддержкой. Яркий пример: мы тут решили перейти на новое-старое ядро, покупайте-ка новые устройства! Несколько раз мелкомягкие просто кинули своих пользователей. В момент актуальности операционки я был слишком маленьким и глупым, чтобы под неё писать, но попользовался достаточно. Не знаю насчёт 8 и 10, но 7 была... не очень. Да, красивая. Но местами ужасно тормозная и непродуманная. Живые плитки - уведомления не нужны! Ага, только работало это в 1,5 приложениях, и то не всегда. Сворачиваешь программу? Удачи - в 50% случаев оно зависнет и не развернётся обратно, но зато с плавной минималистичной анимацией. Просто закрыть программу нельзя - нужно до одурения тыкать в кнопку «назад» (пламенный привет любителям посёрфить интернет в новеньком Internet Explorer). Сильно позже я узнал, что в IE можно было просто закрыть вкладку, но это было хорошо спрятано. Доступа к файловой системе нет. С одной стороны, нет такой помойки как на Android, когда каждый пишет куда хочет, но трижды проклятый Zune, чисто чтобы скинуть фото с телефона, был отдельным извращением.
Насчёт разработки: бесплатно заниматься отладкой программ на своём устройстве M$ разрешала только студентам, зарегистрированным в программе DreamSpark (или как оно там называлось). Ну и никакого нативного кода. Единственное исключение - неофициальный порт Opera с Windows Mobile.
Ух. Из того, что действительно понравилось и запомнилось - адекватная реклама и демо-версии программ в магазине (да, игрушки на зло школьникам платные, но качественные). На Android я такого не видел.
werwolflg
>Как можно было потерять все полимеры и прибить такую крутую систему!?
Эффективные менеджеры в лице лысого индуса. Ещё из его решений отказ от тестирований и экономия на локализации своих продуктов.
CptAFK
Смерть наступила на этапе нежелания смягчить рамки требований к интерфейсу приложений, эти рамки требований они смягчили только только, пару лет назад, эти рамки требований были такие прекрасные, что из-за этого на десктопном винстор было полтора приложения. Второй этап, выходящий из первого, отсутствие приложений, нет пользователей, нет желания производить ПО для маленькой группы людей, а платить деньги разработчикам за порт их ПО для винфон майки не пожелали. Третий этап смерти - производители смартфонов: самсунг выпускал только топ сигмент, прикольные модели были; htc имели проблемы с автономностью, болячка всех смартфонов htc; люмия тоже имела проблемы с автономностью, разработчики из нокиа делали красивые смартфоны, но любили эти маленькие сменные батареи. И самый главный этап смерти, виндовс кинула всех пользователей, кто рискнул купить смартфоны с данной ОС на обновления, не помню при переходе с какой на какую версию, но там достаточно хорошо наростили функционал, но не дали обновиться той и без того не большой аудитории, кто верил им, и люди решили выбрать уже состоявшийся андроид.
Давайте ещё вспомним притензии к винфон:
Очень долго добавляли кнопки быстрых действий в шторку, вообще развитие ОС шло медленно, люди хотели то, что уже попробовали на той или иной оболочке от производителей андроид смартфонов.
Очень мало настроек было, это вирус майкрософт, мы решим за вас как вам будет удобнее и дадим минимальное количество настроек. (Типа мы аппле, нооооо, у нас до этого не было крутого чувака, который продумал и дал ПО супер пользовательский опыт, мы просто решили что это круто, привет win8 и супер крутому новому пуску меню, которое "мы никогда не уберём и не вернём традиционное меню пуск".
Интересно, почему было так мало приложений от мелких разработчиков? Там тоже где-то что-то упустили. Может нужно было платить за публикацию приложений в стор? Может нужно было купить платную версию visual studio, которая стоит не малых денег (знатоки подскажите, была ли тогда community версия), или купить платное sdk? Те же самые узкие рамки требований к интерфейсу приложений.
Какого лешего эти устройства с более слабым железом стоили дороже андроид смартфонов? Может майки ещё и лицензионные отчисления брали с производителей?
Coppermine
Если память меня не подводит, то была бесплатная Visual Studio Express, но в силу давности не могу вспомнить, позволяло ли оно писать под Windows Phone. То, что отладка программ на реальном железе была за деньги - 100% правда. Был обходной путь - притвориться студентом, они не особо за этим следили, но всё же.
Кинули с обновлениями они несколько "поколений" пользователей. Самое крупное - переход с версии 7 (ядро CE) на 8 (ядро NT). Но также многие телефоны не могли обновиться с 8 до 8.1, а затем с 8.1 до 10. В качестве прощального подарка пользователям 7 Microsoft выпустила вслед за версией 7.5 версию 7.8, но чуть ли не единственным заметным изменением для конечного пользователя стала возможность делать плитки разного размера.
Кроме требований к интерфейсу на первых порах у них ещё были отдельные требования к железу. Например, во всех аппаратах на Windows Phone 7 использовались экраны 800*480 одной диагонали. С другой стороны, процессоры в основе разных телефонов были разными. Мой Omnia W был сильно шустрее HTC Mozart, например.
bodyawm Автор
Да, на Community можно было деплоить под WP. Там не такие уж и сильные требования к соблюдению гайдлайнов интерфейса.
sion
Можно где нибудь скаччать XAP файл данного клиента ? Запущу на своей люмии с win phone 8.1.
bodyawm Автор
Приветствую. На следующей неделе будет полноценная статья и релиз приложенек в законченном виде :)
Didimus
Недавно такой продал, кстати. Так что помнят и, даже, покупают