Привет! Меня зовут Юрий, я руковожу группой SupportAI в «Ростелеком-ЦОД».

Пару лет назад наша техподдержка зашивалась с возрастающим количеством обращений от клиентов, монтажников и сотрудников компании. Мы вручную обрабатывали тысячи запросов, поступавших через разные системы и мессенджеры.

С текущими ресурсами этот объем было не закрыть, а на полноценное обучение новых операторов не было времени, поэтому мы решили автоматизировать первую линию техподдержки (1 ЛТП). В этой статье, на примере процессов в сервисе «Виртуальная АТС», я расскажу, как работает новый алгоритм решения проблем клиентов.

Содержание статьи:

  1. Проблема. Жизненный цикл обращения

  2. Задача. Что мы хотели?

  3. Решение. Внедряем бот

  4. Как работает бот? 

  5. Что делает ИИ?

  6. Что мы получили в итоге?

  7. Планы

Проблема. Жизненный цикл обращения

В сервисе «Виртуальная АТС» клиент мог обратиться в техподдержку тремя способами:

  • позвонить в колл-центр;

  • обратиться к своему менеджеру;

  • оставить обращение из личного кабинета для юридических лиц.

Как было раньше: колл-центр играл роль первой линии техподдержки, туда же приходили запросы из личного кабинета
Как было раньше: колл-центр играл роль первой линии техподдержки, туда же приходили запросы из личного кабинета

До того как завести обращение в тикет-систему, менеджер клиента или сотрудник 1ЛТП вручную проверял, какие вопросы клиент задавал ранее, баланс, не заблокирован ли сервис и т. д. После этого консультировал.

Если первая консультация устраивала клиента, на вторую линию поддержки (2ЛТП) обращение не попадало. Если у клиента оставались вопросы вне зоны ответственности оператора колл-центра или личного менеджера, задача регистрировалась в тикет-системе и уходила на 2ЛТП.

Полный цикл обращения клиента в техподдержку иногда занимал до одного часа — от звонка до получения обратной связи. Время уходило на дозвон оператору, ручной поиск информации по клиенту, регистрацию обращения в тикет-системе и ожидание обратной связи от специалиста. 

Задача. Что мы хотели?

  • Максимально быстро отвечать на вопросы клиентов.

  • Дать клиентам возможность самостоятельно решать часть задач (удобный доступ к базе знаний, инструкциям, скриншотам и документации).

  • Повысить лояльность клиентов.

  • Оптимизировать затраты на ТП.

  • Снизить нагрузку на наших сотрудников.

  • Унифицировать каналы приема обращений.

  • Сократить время обучения сотрудников ТП.

  • Не раздувать штат.

Решение. Внедряем бот

Автоматизация обработки обращений и ответов на вопросы клиентов стала решением наших проблем. Для этого мы использовали омниканальную платформу AutoFAQ на основе искусственного интеллекта, далее — просто «бот».

Нам было нужно свести потоки обращений в один канал и выстроить структуру техподдержки по принципу одного окна. Помимо этих задач мы хотели, чтобы бот:    

  • давал возможность быстро связаться со специалистом службы поддержки;

  • самостоятельно подключал оператора к диалогам в сложных ситуациях;

  • автоматизировал взаимодействие с клиентом.

Как работает бот?

Главная задача AutoFAQ — перевести общение с клиентом в чат. Чат размещен в личном кабинете сервиса виртуальной АТС в виде виджета.

Как стало: при обращении через AutoFAQ клиент либо сразу получает решение своей проблемы, либо минует первую линию поддержки и попадает сразу на вторую
Как стало: при обращении через AutoFAQ клиент либо сразу получает решение своей проблемы, либо минует первую линию поддержки и попадает сразу на вторую

Клиент открывает личный кабинет, запускает виджет и видит приветствие и меню.

Приветствие и кнопки главного меню
Приветствие и кнопки главного меню

Кликнув на раздел, пользователь попадает в более подробное меню.

Меню в разделе «Технический вопрос»
Меню в разделе «Технический вопрос»

Если предложенные темы не подходят, то клиент пишет вопрос и получает ответ от бота.

Бот нашел в базе знаний ответ и видеоинструкцию
Бот нашел в базе знаний ответ и видеоинструкцию

Если бот не нашел ответ в базах знаний, то переводит диалог на оператора.

Когда вопрос нетривиальный, бот переводит пользователя на оператора.
Когда вопрос нетривиальный, бот переводит пользователя на оператора.

Когда клиент пишет в чат впервые, срабатывает интеграция с внутренними системами компании и собирается исходная информация по этому клиенту: различные идентификаторы, домен, ИНН, лицевой счет, МРФ, состояние баланса и т. д.

Бот проверяет наличие закрытых или открытых тикетов и какие обращения поступали от этого клиента раньше. Если клиент ранее обращался через виджет и его запросы поступали в тикет-систему, то в приветственном сообщении будет доступна кнопка «Активные обращения». Кликнув по ней, он увидит номера своих тикетов. Клиент может посмотреть тему обращения, статус задачи и как долго ждать решения.

Кликнув по номеру активного обращения, клиент увидит его тему, статус и ориентировочное время решения проблемы
Кликнув по номеру активного обращения, клиент увидит его тему, статус и ориентировочное время решения проблемы

В этом же окне есть кнопка «Требуется помощь оператора»: бот уточнит тему вопроса, спросит у клиента номер телефона, как к нему можно обращаться и переведет на оператора.

Когда сообщение попадает в очередь, оператор 2ЛТП получает сообщение в Telegram о том, что появился новый диалог. Он переходит по ссылке в AutoFAQ и берет диалог в работу.

Уведомление о новом диалоге в Telegram-канале
Уведомление о новом диалоге в Telegram-канале
Основное окно AutoFAQ, которое видит оператор
Основное окно AutoFAQ, которое видит оператор

Из интерфейса оператора можно зарегистрировать обращение в тикет-системе, посмотреть предыдущие обращения, проверить, дублировались ли запросы от этого клиента.

Предыдущие обращения клиента показываются в виде ссылок на диалоги. Можно запустить поиск решенных и активных инцидентов по клиенту, зарегистрированному через AutoFAQ в тикет-системе.

Дубли запросов в истории сообщений
Дубли запросов в истории сообщений

Дублирование запросов чаще всего происходит в крупных компаниях, когда есть один клиент и один домен услуги. В этом домене может быть несколько пользователей, у некоторых компаний — больше ста человек. И всегда есть вероятность, что писать будут одновременно несколько пользователей. Поэтому мы добавили возможность маркировать дубли обращения от одной компании.

Маркировка дубля обращения
Маркировка дубля обращения

Задачи, которые AutoFAQ закрывает без участия оператора, не регистрируются в тикет-системе. Статистический учет таких обращений происходит по данным, полученным напрямую из AutoFAQ.

А что с SLA?

Мы сделали специальную надстройку, чтобы сквозной показатель SLA переходил в тикет-систему из AutoFAQ, ведь при попадании обращения в тикет-систему может пройти какое-то время от момента создания диалога в AutoFAQ до того, как оператор принял решение зарегистрировать тикет. В тикет-системе время начала отсчета SLA равно времени создания чата в AutoFAQ. Таким образом, у нас есть возможность учитывать весь жизненный цикл обращения от момента, когда клиент обратился к нам, до фактического решения его вопроса и строить прозрачную статистику внутри сервиса.

Операторы AutoFAQ

Техподдержка сервиса «Виртуальная АТС» работает круглосуточно. Постоянных операторов всего два.

Если у операторов в работе больше двух диалогов, то привлекаются еще два специалиста. Если у них по два диалога, то привлекаются еще двое, и так до восьми человек. Пока одновременно работало максимум трое, в целом справляются два оператора. Они же занимаются обучением бота, чтобы он мог как можно больше обращений решать сам.

Что делает ИИ?

ИИ ищет ответы на вопросы в базе знаний, которую мы сами написали и постоянно пополняем.

У ИИ есть режим уточнений: если клиент задает вопрос, а ИИ видит, что на него есть 3-4 варианта ответа, то бот уточняет запрос и сужает выбор вариантов ответа. ИИ может предложить пройти по различным веткам диагностики, чтобы максимально точно решить проблему.

На оператора ИИ переводит диалог в двух случаях: когда не находит ответа вообще и когда не уверен в том, что ответ подходит. Если уровень уверенности бота ниже 90%, он переключает диалог на оператора.

Чтобы ИИ мог давать более точные ответы, мы регулярно добавляем новые статьи в базу знаний.

База знаний

На старте было порядка 200 документов, они поделены по темам. Документ обязательно содержит основной вопрос и различные его вариации. ИИ сопоставляет формулировки в обращении клиента и формулировки в документе, а когда находит ответ на вопрос клиента, показывает нужный текст или запускает нужный скрипт.

Есть специалисты, которые работают с базой знаний. Они наполняют базу контентом, пишут статьи, описывают фразы, слова и теги, которые помогут клиенту точнее сформулировать вопрос. 

Пользователь может получить документы по свободному запросу или следовать сценарию в меню бота, то есть переходить по кнопкам и выбирать тему в меню.

Также у нас есть раздел видеоинструкций, которые дублируются в текстовой форме.

Видеоинструкции по частым вопросам доступны по кнопкам в меню
Видеоинструкции по частым вопросам доступны по кнопкам в меню

Что мы получили в итоге?

На простые вопросы, например, как подключить оборудование или как настроить интерфейс, бот отвечает мгновенно.

С января 2023 года по сегодняшний день мы получили примерно 3 500 обращений. Около 45% запросов бот обработал и решил без привлечения человека, что существенно облегчило работу службе поддержки.

Постепенно увеличивается процент обращений, идущих в AutoFAQ. Процент того, что попадает в тикет-систему, уменьшается.

На взятие диалога в работу нужно до 1 минуты: мы приветствуем клиента, проверяем информацию по вопросу и принимаемся за решение задачи. Если раньше клиент тратил 15 минут только на то, чтобы дозвониться, не говоря о том, чтобы с ним связались, с AutoFAQ за эти 15 минут можно полностью решить проблему.

Работа дежурного стала продуктивнее. Теперь специалисты тратят время только на нетривиальные задачи, а время реакции на обращение сократилось в десять раз.

Мы стали нанимать меньше людей в ТП. Также мы сократили время обучения новых сотрудников, теперь они могут приступать к работе уже через две-три недели.

Планы

Мы стремимся к тому, чтобы бот решал максимальное количество запросов, и для этого расширяем функциональность виджета. С ростом числа обращений планируем автоматизировать их классификацию.

В дальнейшем хотим автоматизировать поддержку в голосовых способах связи и планируем доработать Telegram-канал для клиентов «Виртуальной АТС». После его настройки мы перетянем в AutoFAQ больший процент обращений.

Спасибо коллегам из AutoFAQ за четкую и слаженную работу! Этот чат-бот уже используется и в других сервисах «Ростелеком-ЦОД». В следующих статьях мы расскажем, как адаптировали чат-бот к работе в других сервисах.

Stay tuned!

Комментарии (0)