Летом этого года Альфа-Банк провел второй по счету AlfaCamp, назвав его «AlfaCamp 2.0» и пригласив в качестве партнеров Microsoft, Visa и ФРИИ. AlfaCamp 2.0 — это восемь недель интенсивной работы команд-участников, бесплатный софт Microsoft для разработки в рамках программы BizSpark, включая ресурсы облачной платформы Azure, технологии Альфа-Банка и помощь специалистов банка по внедрению этих технологий в продукты и услуги разработчиков.
Под катом вы найдете рассказ о том, как проходил AlfaCamp и что там было.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/1e5/e55/468/1e5e55468454893b1064ed6d190d90c9.jpg)
Участники хакатона прошли более 60 часов обучения по разным направлениям: от маркетинга и экономики до технологии создания лэндингов. К каждой команде был прикреплен свой куратор – это был сотрудник Альфа-Банка либо сотрудник компании-партнера, на еженедельной основе отслеживающий прогресс команды. Раз в неделю все собирались на DemoDay и показывали то, что было сделано.
Кроме того, в программе были предусмотрены ежедневные лекции и тренинги, а также встречи с экспертами Visa, ФРИИ и Microsoft чтобы помочь участникам с разным уровнем готовности проектов показать максимальный прогресс за время AlfaCamp.
Где же они все жили?
Организаторы предоставили командам возможность бесплатного проживания в хостеле в Москве на время проекта, которой воспользовались 12 участников. В специально-арендованном на время хакатона помещении были оборудованы рабочие места, где было все, что нужно стартапу — бесплатный wi-if, печеньки, кофе/чай и вода. Там же проходили многочисленные лекции и семинары. Из замечательных идей, которые мы увидели на мероприятии, особенно хотим отметить «доску боли», на который каждый мог написать о том, чего ему недостает с точки зрения организации. Организаторы ежедневно разбирали полученные вопросы и старались по возможности решить их, перевешивая наклейки со стороны «боли» на сторону «решено»… Что-то получалось, что-то нет. Вот на этом фото вы можете посмотреть, что волновало участников кэмпа.
![](https://habrastorage.org/files/3c8/983/f37/3c8983f375184c1a90c7445b95d15881.jpg)
Отбор заявок:
За полтора месяца заявки на участие в проекте подали больше 888 финтех проектов. Из них было отобрано 134 команды, питчи которых организаторы прослушали на прекэмпе — отборочном мероприятии. На Пре-Кэмп съехались участники со всей страны, от Краснодара до Хабаровска. Это был десятичасовой марафон финтех-презентаций – за один день выступило больше 100 команд.
![](https://habrastorage.org/files/225/d39/8b4/225d398b49484691ad9666fc6699bf7d.jpg)
По итогам для участия в AlfaCamp было отобрано всего 45 команд.
Кэмп:
В первый день AlfaCamp команды успели освоиться в помещении (просторном, светлом, двухэтажном), познакомиться друг с другом, побеседовать со своими кураторами из AlfaCamp и Visa и трекерами из ФРИИ, узнать о технологической поддержке, которую на кемпе им готовы оказать Microsoft.
![](https://habrastorage.org/files/8aa/bc5/42f/8aabc542f69249ae9359253788cbd6af.jpg)
Стартовое обучение AlfaCamp открыл директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ Дмитрий Калаев. Сначала речь шла о том, зачем стартапам инвестиции и когда они не нужны, что такое венчурный и не венчурный стартап и по каким причинам инвесторы отказывают. Затем Дмитрий рассказал о методологии, которая будет применяться во время обучения на кемпе, напомнил, что главное преимущество стартапа – очень быстрая проверка гипотез.
![](https://habrastorage.org/files/adb/c6c/fab/adbc6cfabc6243c2b7343cfde4dc743b.jpg)
Во время следующего мастер-класса руководитель трекинга ФРИИ Артем Азевич напомнил, что стартап — это не маленькая версия большой компании и подходить к его развитию нужно совершенно по-другому. Он продемонстрировал участникам кемпа, как пользоваться инструментом SPACE, с помощью которого можно понять, в чем проблемы конкретного стартапа и как их решить.
![](https://habrastorage.org/files/f13/276/68c/f1327668cfd54c90a84feb53fece7d95.jpg)
Регулярно в кемпе проходили индивидуальные консультации по методике customer development. Трекеры и кураторы подробно разбирали вопросы для проверки бизнес-гипотез каждого конкретного стартапа.
Впервые партнером AlfaCamp в этом году стала компания Microsoft. Евангелисты Microsoft Александр Белоцерковский (технический) и Дмитрий Бутянов (бизнес) рассказали о платформе Azure и вариантах реализации своих проектов с использованием облачных сервисов
![](https://habrastorage.org/files/ed5/9fa/309/ed59fa3090a94761aeecced954b1f1bf.jpg)
Сотрудничество с Альфа-Банком
Одной из главных ценностей AlfaCamp была возможность для начинающих предпринимателей напрямую пообщаться с руководителями и специалистами Альфа-Банка и задавать им свои вопросы, получать экспертизу и советы. К каждой из команд был прикреплен свой куратор от Альфа-Банка, который помогал привлекать проекту необходимые ресурсы и экспертизу из Альфа-Банка. Cреди тех, кто консультировал проекты за время кемпа были: Владимир Урбанский, Руководитель Блока «Электронный бизнес» и Владимир Бакулин, начальник Управления мониторинга Дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка.
Также команды имели доступ к расположенной неподалеку от коворкинга, где они работали, «Альфа-Лаборатории» — центру инновационных разработок, который создает электронные продукты и сервисы для клиентов Альфа-Банка.
Вот так выглядит AlfaLab:
![](https://habrastorage.org/files/bab/c8f/3a2/babc8f3a267b416ba19d2dd68b1b8f57.jpg)
Граффити с супергероями и вдохновляющие цитаты на стенах опенспейса, россыпь уютных переговорок, веранда-балкон для работы на свежем воздухе, велопарковка и душевые для любителей активного образа жизни – в этом крутом пространстве все способствует повышению творческой активности сотрудников.
Экватор
Четвертый демо-день стал серединой AlfaCamp, его экватором. Для некоторых проектов этот момент, к сожалению, стал точкой невозврата, они не продвинулись по разным причинам в развитии своего решения и должны были покинуть AlfaCamp. Для других экватор стал временем решающего поворота – воловина пути пройдена, многое сделано и теперь уже лучше понятно что еще предстоит сделать в рамках проекта.
На протяжении всего мероприятия участники тестировали свои проекты, искали своих первых клиентов, находили способы монетизации и показывали своим кураторам как они смогут стать их партнерами.
Финал:
31 августа, в понедельник, состоялся финальный Demo Day AlfaCamp. Команды-участники продемонстрировали свои проекты, а их кураторы рассказали, как они видят дальнейшее сотрудничество… В финал вышло 14 команд, с действительно очень интересными и перспективными проектами.
В конце дня все смогли пообщаться в неформальной обстановке на афтепати.
Дмитрий Козлов, руководитель направления управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-Банка, организатор AlfaCamp:
В этом году мы решили сосредоточиться на m-commerce e-commerce и online проектах. И для того, что бы улучшить качество проектов, принятых в наш акселератор, ввели строгие правила отбора. Например, при заполнении регистрационной анкеты, участникам нужно было ответить более чем на 70 вопросов, касающихся всех аспектов их проекта. А что бы убедиться в том, что у ребят действительно „горят глаза“, мы сделали „прекэмп“. Однодневное мероприятие, на котором мы послушали презентации всех интересных проектов. И только после этого принималось решение о зачислении проекта в состав акселератора, Подводить финальные результаты „AlfaCamp 2.0“ пока несколько рано. Но с уверенностью можно сказать, что мы достигли тех ожиданий, на которые рассчитывали. О развитии проектов — финалистов можно узнать на странице мероприятия в Facebook.
Елена Бочарова, начальник управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-Банка:
С семью финалистами мы подписываем договоры о сотрудничестве, ребята подключают наши сервисы P2P и интернет экваринга. С шестью мы продолжаем «пилот», чтобы принять окончательное решение о партнерстве. Одна команда зачислена в заочный акселератор ФРИИ, в котором продолжит свое развитие и, возможно, станет нашим партнером, но чуть позже. Помимо отличного опыта взаимодействия с проектами, «AlfaCamp 2.0» дал нам очень много информации как и куда нужно двигаться дальше. Мы стали отлично понимать, в чем наши сильные стороны, а над чем нам стоит работать. Как лучше искать и взаимодействовать с проектами во время следующей акселерационной программы. Будет ли она называться «AlfaCamp 2016» или мы поменяем формат, пока нельзя сказать точно, но в том, что на будет, сомневаться не приходится.
Наталья Радостева, руководитель направления развития технологического предпринимательства Microsoft в России:
Хотелось бы подчеркнуть важность данного 8-недельного хакатона: с одной стороны он демонстрирует глубокую и сильную партнёрскую кооперацию между различными компаниями, которые помогают развиваться стартапам, что приносит значимые результаты в развитии предпринимательства в России. С другой стороны, он дает возможность для начинающих ИТ-предпринимателей получить прямой контакт с будущими потенциальными партнёрами их бизнеса и «из первых рук» получить информацию, которая помогает создавать востребованные сервисы и уникальные конкурентные преимущества в том сегменте бизнеса, где они начинают работать.
Александр Белоцерковский, Технологический евангелист Microsoft, один из кураторов AlfaCamp:
Формат долгого хакатона выглядит достаточно перспективным – за все это время получается донести участникам все то, что в традиционном одно или двухдневном приходится предлагать в очень адаптированном и кратком виде. За время общения на протяжении многих недель можно гораздо лучше понять суть проекта, его перспективы, и выработать процесс работы и рекомендации. Помимо этого, мы увидели, что финансовый сектор – это большие возможности для облачных вычислений.
AlfaCamp 2.0 в цифрах:
Под катом вы найдете рассказ о том, как проходил AlfaCamp и что там было.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/1e5/e55/468/1e5e55468454893b1064ed6d190d90c9.jpg)
Участники хакатона прошли более 60 часов обучения по разным направлениям: от маркетинга и экономики до технологии создания лэндингов. К каждой команде был прикреплен свой куратор – это был сотрудник Альфа-Банка либо сотрудник компании-партнера, на еженедельной основе отслеживающий прогресс команды. Раз в неделю все собирались на DemoDay и показывали то, что было сделано.
Кроме того, в программе были предусмотрены ежедневные лекции и тренинги, а также встречи с экспертами Visa, ФРИИ и Microsoft чтобы помочь участникам с разным уровнем готовности проектов показать максимальный прогресс за время AlfaCamp.
Где же они все жили?
Организаторы предоставили командам возможность бесплатного проживания в хостеле в Москве на время проекта, которой воспользовались 12 участников. В специально-арендованном на время хакатона помещении были оборудованы рабочие места, где было все, что нужно стартапу — бесплатный wi-if, печеньки, кофе/чай и вода. Там же проходили многочисленные лекции и семинары. Из замечательных идей, которые мы увидели на мероприятии, особенно хотим отметить «доску боли», на который каждый мог написать о том, чего ему недостает с точки зрения организации. Организаторы ежедневно разбирали полученные вопросы и старались по возможности решить их, перевешивая наклейки со стороны «боли» на сторону «решено»… Что-то получалось, что-то нет. Вот на этом фото вы можете посмотреть, что волновало участников кэмпа.
![](https://habrastorage.org/files/3c8/983/f37/3c8983f375184c1a90c7445b95d15881.jpg)
Как это было
Отбор заявок:
За полтора месяца заявки на участие в проекте подали больше 888 финтех проектов. Из них было отобрано 134 команды, питчи которых организаторы прослушали на прекэмпе — отборочном мероприятии. На Пре-Кэмп съехались участники со всей страны, от Краснодара до Хабаровска. Это был десятичасовой марафон финтех-презентаций – за один день выступило больше 100 команд.
![](https://habrastorage.org/files/a31/44a/d8a/a3144ad8a492461989b0e4e858557c10.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/349/4c0/384/3494c0384c5743c9b839a569097add66.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/225/d39/8b4/225d398b49484691ad9666fc6699bf7d.jpg)
По итогам для участия в AlfaCamp было отобрано всего 45 команд.
Кэмп:
В первый день AlfaCamp команды успели освоиться в помещении (просторном, светлом, двухэтажном), познакомиться друг с другом, побеседовать со своими кураторами из AlfaCamp и Visa и трекерами из ФРИИ, узнать о технологической поддержке, которую на кемпе им готовы оказать Microsoft.
![](https://habrastorage.org/files/8d1/f47/afc/8d1f47afcf1c4de488087a3c089d154c.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/b1b/d56/a09/b1bd56a099c542aebf48ccd58023a51c.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/8aa/bc5/42f/8aabc542f69249ae9359253788cbd6af.jpg)
Стартовое обучение AlfaCamp открыл директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ Дмитрий Калаев. Сначала речь шла о том, зачем стартапам инвестиции и когда они не нужны, что такое венчурный и не венчурный стартап и по каким причинам инвесторы отказывают. Затем Дмитрий рассказал о методологии, которая будет применяться во время обучения на кемпе, напомнил, что главное преимущество стартапа – очень быстрая проверка гипотез.
![](https://habrastorage.org/files/818/0d2/42b/8180d242bb4a498581f3cb3743536556.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/b1b/07a/204/b1b07a2048a8419d99e09afac1ede920.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/adb/c6c/fab/adbc6cfabc6243c2b7343cfde4dc743b.jpg)
Во время следующего мастер-класса руководитель трекинга ФРИИ Артем Азевич напомнил, что стартап — это не маленькая версия большой компании и подходить к его развитию нужно совершенно по-другому. Он продемонстрировал участникам кемпа, как пользоваться инструментом SPACE, с помощью которого можно понять, в чем проблемы конкретного стартапа и как их решить.
![](https://habrastorage.org/files/7ae/479/97a/7ae47997a6e24a8f967b4ceae9418eb9.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/497/151/361/4971513616f9485582c475b137868ead.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/559/d4c/e1d/559d4ce1da0744d89d3f81cea4653442.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/f13/276/68c/f1327668cfd54c90a84feb53fece7d95.jpg)
Регулярно в кемпе проходили индивидуальные консультации по методике customer development. Трекеры и кураторы подробно разбирали вопросы для проверки бизнес-гипотез каждого конкретного стартапа.
Впервые партнером AlfaCamp в этом году стала компания Microsoft. Евангелисты Microsoft Александр Белоцерковский (технический) и Дмитрий Бутянов (бизнес) рассказали о платформе Azure и вариантах реализации своих проектов с использованием облачных сервисов
![](https://habrastorage.org/files/3ee/7ce/8d6/3ee7ce8d66244c4390425e6fd44d83bc.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/03b/085/c3b/03b085c3b53f423eac98f490356f0ece.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/ed5/9fa/309/ed59fa3090a94761aeecced954b1f1bf.jpg)
Сотрудничество с Альфа-Банком
Одной из главных ценностей AlfaCamp была возможность для начинающих предпринимателей напрямую пообщаться с руководителями и специалистами Альфа-Банка и задавать им свои вопросы, получать экспертизу и советы. К каждой из команд был прикреплен свой куратор от Альфа-Банка, который помогал привлекать проекту необходимые ресурсы и экспертизу из Альфа-Банка. Cреди тех, кто консультировал проекты за время кемпа были: Владимир Урбанский, Руководитель Блока «Электронный бизнес» и Владимир Бакулин, начальник Управления мониторинга Дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка.
Также команды имели доступ к расположенной неподалеку от коворкинга, где они работали, «Альфа-Лаборатории» — центру инновационных разработок, который создает электронные продукты и сервисы для клиентов Альфа-Банка.
Вот так выглядит AlfaLab:
![](https://habrastorage.org/files/b4a/451/38c/b4a45138c13745fd961357c60897179f.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/312/6b9/ea4/3126b9ea488c48aab65018a0c01af2d0.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/45d/c4b/cd8/45dc4bcd843045dabb2ddedd5abc0869.jpg)
![](https://habrastorage.org/files/bab/c8f/3a2/babc8f3a267b416ba19d2dd68b1b8f57.jpg)
Граффити с супергероями и вдохновляющие цитаты на стенах опенспейса, россыпь уютных переговорок, веранда-балкон для работы на свежем воздухе, велопарковка и душевые для любителей активного образа жизни – в этом крутом пространстве все способствует повышению творческой активности сотрудников.
Экватор
Четвертый демо-день стал серединой AlfaCamp, его экватором. Для некоторых проектов этот момент, к сожалению, стал точкой невозврата, они не продвинулись по разным причинам в развитии своего решения и должны были покинуть AlfaCamp. Для других экватор стал временем решающего поворота – воловина пути пройдена, многое сделано и теперь уже лучше понятно что еще предстоит сделать в рамках проекта.
На протяжении всего мероприятия участники тестировали свои проекты, искали своих первых клиентов, находили способы монетизации и показывали своим кураторам как они смогут стать их партнерами.
Финал:
31 августа, в понедельник, состоялся финальный Demo Day AlfaCamp. Команды-участники продемонстрировали свои проекты, а их кураторы рассказали, как они видят дальнейшее сотрудничество… В финал вышло 14 команд, с действительно очень интересными и перспективными проектами.
В конце дня все смогли пообщаться в неформальной обстановке на афтепати.
Комментарии организаторов:
Дмитрий Козлов, руководитель направления управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-Банка, организатор AlfaCamp:
В этом году мы решили сосредоточиться на m-commerce e-commerce и online проектах. И для того, что бы улучшить качество проектов, принятых в наш акселератор, ввели строгие правила отбора. Например, при заполнении регистрационной анкеты, участникам нужно было ответить более чем на 70 вопросов, касающихся всех аспектов их проекта. А что бы убедиться в том, что у ребят действительно „горят глаза“, мы сделали „прекэмп“. Однодневное мероприятие, на котором мы послушали презентации всех интересных проектов. И только после этого принималось решение о зачислении проекта в состав акселератора, Подводить финальные результаты „AlfaCamp 2.0“ пока несколько рано. Но с уверенностью можно сказать, что мы достигли тех ожиданий, на которые рассчитывали. О развитии проектов — финалистов можно узнать на странице мероприятия в Facebook.
Елена Бочарова, начальник управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-Банка:
С семью финалистами мы подписываем договоры о сотрудничестве, ребята подключают наши сервисы P2P и интернет экваринга. С шестью мы продолжаем «пилот», чтобы принять окончательное решение о партнерстве. Одна команда зачислена в заочный акселератор ФРИИ, в котором продолжит свое развитие и, возможно, станет нашим партнером, но чуть позже. Помимо отличного опыта взаимодействия с проектами, «AlfaCamp 2.0» дал нам очень много информации как и куда нужно двигаться дальше. Мы стали отлично понимать, в чем наши сильные стороны, а над чем нам стоит работать. Как лучше искать и взаимодействовать с проектами во время следующей акселерационной программы. Будет ли она называться «AlfaCamp 2016» или мы поменяем формат, пока нельзя сказать точно, но в том, что на будет, сомневаться не приходится.
Наталья Радостева, руководитель направления развития технологического предпринимательства Microsoft в России:
Хотелось бы подчеркнуть важность данного 8-недельного хакатона: с одной стороны он демонстрирует глубокую и сильную партнёрскую кооперацию между различными компаниями, которые помогают развиваться стартапам, что приносит значимые результаты в развитии предпринимательства в России. С другой стороны, он дает возможность для начинающих ИТ-предпринимателей получить прямой контакт с будущими потенциальными партнёрами их бизнеса и «из первых рук» получить информацию, которая помогает создавать востребованные сервисы и уникальные конкурентные преимущества в том сегменте бизнеса, где они начинают работать.
Александр Белоцерковский, Технологический евангелист Microsoft, один из кураторов AlfaCamp:
Формат долгого хакатона выглядит достаточно перспективным – за все это время получается донести участникам все то, что в традиционном одно или двухдневном приходится предлагать в очень адаптированном и кратком виде. За время общения на протяжении многих недель можно гораздо лучше понять суть проекта, его перспективы, и выработать процесс работы и рекомендации. Помимо этого, мы увидели, что финансовый сектор – это большие возможности для облачных вычислений.
AlfaCamp 2.0 в цифрах:
- Банк получил 888 заявок на участие
- Пригласил на перкэмп 134 проекта
- Отобрал 45
- До финиша дошло 14 команд