31 декабря 2023 года был последним днем работы компании Hyperloop One. Она была на слуху много лет как пионер создания гиперлупа — высокоскоростной транспортной системы, работающей с помощью вакуумных труб.
От критики до инновации: доклад Hyperloop Alpha
Гиперлуп, или hyperloop — инновационный вид транспорта, который перемещается по вакуумной трубе с помощью магнитной левитации. Его разрабатывают несколько организаций по всему миру в течение последнего десятилетия — они построили ряд относительно успешных прототипов, но полностью готовая работающая версия пока так и не создана.
Идея гиперлупа пришла в голову Илону Маску, когда в 2012 году тот увидел новости о получившем одобрение правительства проекте высокоскоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Проект был дорогостоящим и не особо быстрым: максимальная заявленная скорость поездов составляла всего около 300 км/ч.
На тот момент для Китая уже стали привычным делом поезда, развивающие скорость в 380 км/ч, а французский поезд TGV еще в 2007 году побил рекорд, достигнув 574 км/ч.
«Как могло случиться, что на родине Кремниевой долины и JPL [Лаборатория реактивного движения НАСА] строят скоростной поезд, который одновременно является одним из самых дорогих в расчете на милю и одним из самых медленных в мире?» — сетовал бизнесмен.
Маск не ограничился критикой и в 2013 году вернулся к теме со своим предложением. Hyperloop Alpha — это 57-страничный технический документ, в котором была описана концепция принципиально нового вида транспорта. Он должен быть безопаснее, быстрее, дешевле и экологичнее аналогов — скоростных поездов и самолетов.
Гиперлупы могут передвигаться в специальных трубопроводах как над, так и под землей. В них должны быть созданы условия, близкие к вакууму, — весь воздух выкачать невозможно, и даже для создания пониженного давления необходимо установить насосы каждые 3-4 километра на протяжении всей трассы.
По мысли Маска, достаточно поддерживать давление в 100 паскалей, его дальнейшее снижение приведет к росту затрат. Наличие воздуха неизбежно будет создавать воздушные массы, которые предприниматель предложил использовать как воздушную подушку — вместо дорогостоящей магнитной левитации.
Специальные вентиляторы направляли бы встречные потоки воздуха под основание состава. Так он будет левитировать в трубе. Аэрохоккей наоборот, как выразился Маск.
Однако в дальнейшем от идеи отказались, поскольку воздушная подушка снижает управляемость гиперлупа и создает риск аварийных ситуаций. В итоге вернулись к идее магнитной левитации.
Для Маска было важно подчеркнуть дешевизну проекта. Например, гиперлуп должен использовать солнечную энергию, а на крыше трубопроводов спроектированы солнечные батареи.
Вместо привычных вагонов подразумевалась цепочка герметичных капсул. У них должна быть обтекаемая форма, а длина может достигать 25-30 м.
Капсулы могут разгоняться до невероятных скоростей — до 1200 км/ч, это больше, чем крейсерская скорость Boeing 737. В этом и была задумка Маска — создать наземный транспорт, который бы достигал места назначения быстрее самолета.
Чтобы снизить сопротивление воздуха, авиалайнеры перемещаются на большой высоте, где плотность воздуха ниже. В гиперлупе достигается похожий эффект, но с помощью создания форвакуума в трубах.
Принцип действия гиперлупа похож на маглев, или поезд на магнитной подушке. Оба вида транспорта управляются силой электромагнитного поля, и маглев уже вовсю эксплуатируется — в Германии, Китае, Японии, Южной Корее. Самый быстрый в мире поезд, развивающий скорость до 603 км/ч, работает на основе технологии маглева. Об этих поездах мы написали отдельную статью на Хабре.
Отличие, которое позволяет гиперлупу выигрывать в скорости, — это условия, близкие к вакууму. Для функционирования маглева необходимы специальные рельсы, а вообще он работает в условиях обычного атмосферного давления. Необходимые гиперлупу 100 паскалей — это одна тысячная от этого значения. Сопротивление воздуха минимизируется, что увеличивает скорость состава.
Таким образом, гиперлуп мог бы устранить два тормозящих фактора для ускорения транспортного средства — трение и сопротивление воздуха. Первое — с помощью магнитной левитации, а второе — благодаря практически безвоздушным трубам.
Hyperloop One — пионер в создании гиперлупов
Маск опубликовал статью с подробным описанием гиперлупа и не стал подавать заявку на патент. Вместо этого миллиардер обратился к другим технологическим компаниям и пригласил их реализовать эту идею.
Ключевым игроком в воплощении идеи Маска стала фирма Hyperloop One. Компанию основал ирано-американский инвестор из Кремниевой долины Шервин Пишевар в 2014 году.
Пишевар знал об идее перемещения по вакуумным трубам еще до публикации Hyperloop Alpha. Однажды Маск поделился с ним своими размышлениями по поводу гиперлупа. Тот сразу предложил применить идею к грузовым перевозкам, а затем убедил основателя SpaceX подробно изложить свое видение о транспорте в открытом доступе.
Интересно, что в конце 90-х Пишевар работал над идеей сети пневматических трубок, которые доставляли бы важные документы в пределах Сан-Франциско. Но из этого ничего не вышло.
После публикации Hyperloop Alpha Пишевар принялся за работу. Он нашел единомышленников, включая бывшего инженера SpaceX Брогана БэмБрогана. В Hyperloop One сосредоточились исключительно на этом проекте, привлекли венчурный капитал в 9 млн долларов и открыли офис с десятками сотрудников в 2015 году.
Первая публичная демонстрация прототипа, напоминающего гиперлуп, состоялась в мае 2016 года. Hyperloop One запустил алюминиевые салазки весом около 700 кг по трассе со скоростью 482 км/ч. В испытании даже не было трубы, но компания заявила, что это важная веха, впервые доказавшая работоспособность всего проекта.
Затем началась разработка DevLoop — первого в мире участка для испытаний гиперлупа полного спектра, то есть и пассажирских, и грузовых перевозок. В 2017 году строительство завершилось. Трек был построен в пригороде Лас-Вегаса и имел протяженность всего 500 метров.
В том же 2017 году компания была переименована в Virgin Hyperloop. В результате сделки к совету директоров присоединился Ричард Брэнсон, британский миллиардер и основатель Virgin Group. О нем мы писали отдельную статью на Хабре.
Интерес Брэнсона и внушительные инвестиции Virgin Group привлекли мировое внимание к Virgin Hyperloop и укрепили репутацию компании. Всего с момента основания в 2014 году фирма привлекла суммарно более 450 млн долларов.
Несколько лет предприятие занималось испытаниями, а также конструкцией капсул. Первая модель называлась XP-1 и была успешно протестирована в июле 2017 года. XP-1 удалось развить скорость 310 км/ч.
Для тестирования пассажирских перевозок Virgin Hyperloop спроектировала капсулу XP-2. После более чем 400 испытаний без экипажа компания провела первое (и последнее) испытание гиперлупа с людьми на борту в ноябре 2020 года.
Технический директор Virgin Hyperloop Джош Гигель и директор по работе с пассажирами Сара Лучиан прокатились на гиперлупе со скоростью 172 км/ч. Многие сочли результаты разочаровывающими, ведь установленная скорость едва ли могла конкурировать со скоростью авиаперелета.
В феврале 2022 года фирма отказалась от планов по перевозкам людей и вместо этого сосредоточилась на грузовых перевозках, уволив половину от общей численности персонала. Это привело к конфликту в руководстве: Брэнсон решил продать свою часть акций и забрать бренд Virgin Group.
Так компания снова стала Hyperloop One. По словам представителей проекта, отказ от транспортировки людей был обусловлен «проблемами с глобальной цепочкой поставок и всех изменений из-за COVID-19».
Можно предположить, что пассажирские перевозки требуют гораздо больших затрат и, что немаловажно, строже регулируются законом. Но даже отказ от более затратного направления не помог Hyperloop One.
В декабре 2023 Bloomberg сообщил о закрытии компании. Представители Hyperloop One отказались от комментариев. Компания так и не получила контракта на создание действующего трека. Более 200 сотрудников уволены, фирма занимается продажей активов и оборудования, включая испытательный трек у Лас-Вегаса.
Оставшаяся интеллектуальная собственность стартапа передана транснациональной логистической корпорации DP World, которая базируется в Дубае. Это также мажоритарный акционер Hyperloop One.
О том, какие еще проекты в этой сфере существуют, мы расскажем в нашем следующем материале.
Полезное от Онлайн Патент:
→ Что такое Реестр отечественного ПО?
→ Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
Комментарии (21)
marks
11.01.2024 11:40+5Это не история, это описание идеи, которое 100500 уже публиковалось на Хабре.
MentalSky
11.01.2024 11:40+7Это не история, это описание идеи, которое 100500 уже публиковалось на Хабре.
Да и не только на Хабре,
Перельман Яков, Занимательная физика. Книга 2, ISBN 5-86344-014-7, 978-5-86344-014-9marks
11.01.2024 11:40Да это понятно, я сам в детстве читал какой-то фантастический роман, наверное, годов 50-х, где все это описывалось весьма подробно. Только там оно глубоко под поверхностью было. Но просто эта заметка вообще никак в категорию "краткая история" не вписывается.
Javian
11.01.2024 11:40+1Флаером лететь в Крым дольше, чем на метро, но киношники, как они ни спешили, вынуждены были воспользоваться своей машиной, потому что у них было много оборудования — камер и осветительных приборов, — перегружать которое в вагоны метро было долго и трудно. Тем более, что метро шло только от Москвы до Симферополя, а оттуда все равно на побережье надо лететь флаером или ехать на монорельсе.
Обычно же после работы тысячи московских флаеров и такси отправлялись в Фили — Мазилово, к серебряному куполу с большой красной буквой «М» над ним. Здесь — московская станция Крымского метрополитена. Несколько параллельных туннелей тонкими ниточками связывают Фили с Симферополем. Ниточки эти совершенно прямые, и это значит, что на середине пути туннель метро углубляется на несколько километров под землю. В свое время строительство первых междугородных подземных линий было очень трудным делом, пока строители не ввели в работу проходческий автомат, который под температурой в несколько тысяч градусов расплавлял породу, облицовывал ее тугоплавким пластиком и оставлял за собой блестящую, оплавленную, гладкую, как серединка керамического стакана, трубу.
Такие же линии метро соединяют Москву и с Ленинградом, и с Киевом, и даже со Свердловском. А к 2100 году будет закончена первая линия, Варшава — Нью-Йорк. Ее строят уже третий год, потому что под океаном туннель проходит чуть ли не по центру Земли и потому работы там продвигаются медленно, и о них в двух словах не расскажешь.
А крымский туннель давно уже стал привычным и удобным — каждый москвич может после работы за сорок пять минут доехать в снаряде метровагона до Симферополя, а оттуда уже пятнадцать минут на флаере до любой точки побережья. К ночи можно вернуться в Москву загорелым и накупавшимся.
Кир Булычев ОСТРОВ РЖАВОГО ЛЕЙТЕНАНТА 1968
marks
11.01.2024 11:40Не, что-то еще более древнее. Там было что-то про вакуумные тоннели очень глубоко под землей, а также про войну с США в конце романа. Типа СССР выиграл благодаря вот этой подземной системе, до которой никак было не добраться врагу.
sokolovps Автор
11.01.2024 11:40+1Не поверите, и в этом блоге тоже: https://habr.com/ru/companies/onlinepatent/articles/687476/
freestyler8
11.01.2024 11:40+4Рассказываем ... кто может продолжить развивать эту отрасль после краха Hyperloop One.
То ли я невнимательно читал, то ли автор это проанонсировал, а в текст включить забыл? Ну главное, что плашку с рекламой не забыл включить, это безусловно важнее.
megamrmax
11.01.2024 11:40+2такое ощущение, что каждый второй читатель Хабра - Алекс Экслер. Главное высказать свое неготивное мнение и минусик поставить (дай бог если мнение все-же написать) :-) То, что гиперлуп умер - это очень печально. Но то, что он умер после попыток (пусть и не шибко успешных) а не после критики во всяких научно и околонаучных интернетах - это уже огромный респект тем, кто пытался этот проект реализовать. Все современные технологии и достижения стоят на горе из таких вот "трупов".
А что касается самой статьи - ну так это же современный Хабр. Она не лучше сотен других рекламных статей и не хуже...ну уж точно не хуже всяких "выучил язык за 3 недели на курсах ХХХ и уже год работаю на "свиноферме в гренландии" (яндексе, мейле - ставим любое название)sokolovps Автор
11.01.2024 11:40Увы, так и есть. Как видите, товарищи попытались захейтить и ваш коммент.
mlnw
11.01.2024 11:40+1По мысли Маска, достаточно поддерживать давление в 100 паскалей, его дальнейшее снижение приведет к росту затрат. Наличие воздуха неизбежно будет создавать воздушные массы, которые предприниматель предложил использовать как воздушную подушку — вместо дорогостоящей магнитной левитации.
Специальные вентиляторы направляли бы встречные потоки воздуха под основание состава. Так он будет левитировать в трубе.
Однако в дальнейшем от идеи отказались, поскольку воздушная подушка снижает управляемость гиперлупа и создает риск аварийных ситуаций. В итоге вернулись к идее магнитной левитации.
Не понял насчет первоначальной концепции: а как без магнитов создавалась бы горизонтальная тяга? И вообще, сначала снизить атмосферное давление в 100 раз, а потом использовать вентиляторы для создания вертикальной тяги (сделать в разреженном воздухе пепелац в 100 раз менее эффективным, чем и так малоэффективный транспорт на воздушной подушке) - это, блин, только гений мог до такого додуматься (если я правильно понял).
Daddy_Cool
11.01.2024 11:40Джентльмены, так какие именно технические проблему погубили Гиперлуп? Неужто так трудно собрать маглев и откачать воздух? Ощущение, что эти 10 лет им мало занимались. По идее 450 млн.$ немало и по американским меркам. Выдвину недоконспирологическую гипотезу - условным технарями (пусть даже в лице И. Маска) постоянно зудели на ухо маркетологи - типа то что вы делаете не окупится никогда - ну типа как высокоскоростная .магистраль Москва-СПБ. В результате с проектом поигрались и забросили.
Эх, обидно когда будущее так и не наступает.mlnw
11.01.2024 11:40+2Неужто так трудно собрать маглев и откачать воздух?
Собрать маглев, наверное, не сложно. Откачать воздух из 500-метровой трубы уже посложнее (при этом, она не должна быть запаяна наглухо, а в эту трубу должны с завидной регулярностью попадать и выходить пассажиры). Откачать воздух из трубы длиной от Лос Анжелеса до Сан Франциско, сделать чтобы труба не сильно сифонила, обеспечить катастрофоустойчивость конструкции во всех режимах внешней среды и сделать так, чтобы всё это не стоило эквивалентно бизнес-джету для каждого пассажира, а уверенно окупалось ещё и с учетом золотой стоимости земли, по которой пройдет прокладка, я думаю тут-то Маск и прикинул на салфетке, что дальше идеи лезть в это предприятие не стоит.
При том что классические маглевы можно при желании разогнать до тех же самолетных 800км/ч (но и их в Калифорнии до сих пор нет ни одного), и натягивать ужа на ежа не придется.
Daddy_Cool
11.01.2024 11:40М... то что проблем вагон - это понятно, вопрос это именно комплексно или были какие-то конкретные грабли, типа вот из стометровой трубы откачиваем воздух и всё ОК, а из пятисотметровой - уже фиг. Всё таки четыреста запусков - немало.
Lazytech
Только у меня срабатывает известный рефлекс "рука-лицо"?
Критика концепции Hyperloop от Thunderf00t:
The Hyperloop: BUSTED! - YouTube
(в Яндекс-браузере можно включить машинную озвучку на русском)