Мы все знакомы с текущим образовательным процессом: посещение школы или университета, занятия по расписанию, выполнение учебных заданий, контрольные работы и подготовка к экзаменам.

История и практика показывают его работоспособность, но насколько он действительно эффективен?

В данной статье я предлагаю посмотреть на систему образования с точки зрения формирования продукта для конечного пользователя, т.е. понять - как же улучшить эффективность данной системы посредством тех знаний/технологий, которые человечество приобрело за последние десятилетия.

Выявим проблемы, которые возникают в текущей версии системы образования (далее - СО).

Итак, проблемы текущей СО

1) Отсутствует адекватная система оценки эффективности СО.

Да, в школах есть оценки, есть ЕГЭ, олимпиады, аттестаты, дипломы и т.д. Но давайте будем откровенны: школьные оценки и оценки в высших учебных заведениях (как и в специализированных) чаще всего отражают субъективное восприятие/отношение учителя к конкретному ученику.

А так как мы имеем дело с субъективными оценками, то говорить об "адекватности" не приходится. Понятно, что в любом массовом наборе данных будут различные отклонения, но нам все же нужна система, которую будет проще отслеживать (спрашивать каждого преподавателя о его оценке каждого ученика - это неэффективно).

Олимпиады и ЕГЭ выглядят более прозрачными, но это очень обобщенные данные, которые никак не помогают конечному пользователю понять и использовать текущую ситуацию в своих интересах. (Пояснение: ЕГЭ, скорее, нужен государству, чтобы понимать, куда движется общий уровень образования, чем вам или вашему ребенку, чтобы понять, куда двигаться лично.)

2) Образовательная система "потерялась"

Основная задача современной системы образования — сформировать необходимый, адекватный набор знаний и умений, способствующий формированию социально здоровой и профессионально компетентной личности, которая бы безопасно удовлетворяла потребности общества.

В переводе: «Земля круглая, не убивай, не воруй, не бухай, будь профессионалом в своем деле, но так как нужно обществу, а не в Dota 2».

На текущий момент лишь малая доля образовательной системы старается достойно выполнять свои функции, думаю, большинству знакома история: «Главное — получить любой диплом», когда ежегодно выпускаются тысячи «квалифицированных» экономистов/психологов/философов и пр., которые никогда не станут работать по своей специальности.

Зачем университеты/специализированные учебные заведения обслуживают данные специальности? Потому что есть устойчивый спрос на «высшее образование», а какой направленности или качества это самое образование — неважно.

При этом официально в стране наблюдается так называемый "кадровый голод", когда существует множество вакантных мест на очень востребованные профессии (и это не только ИТ, но и врачи, инженеры и другие востребованные специалисты в различных сферах). Однако, вместо создания дополнительных мест на эти специальности, предоставления льгот и дополнительных курсов подготовки, учебные заведения просто заполняют свою квоту.
Крупные компании же все чаще открывают собственные курсы и строят на своих предприятиях производственно-образовательные комплексы с общежитием для студентов.

3) Отсутствие «гибкости» образовательной системы

Текущий этап развития человечества представляется быстро прогрессирующими технологиями, когда каждые 1–2 года могут происходить глобальные усовершенствования как методов производства, так и обработки информации, качества услуг и пр.

К сожалению, современная система образования не рассчитана для текущего этапа развития, то, что вы изучите за 1 год в учебном заведении, будет устаревшим минимум на 2 года (т. к. программы обучения утверждаются заранее и крайне редко корректируются в соответствии с текущими технологиями, даже если они доказали свою эффективность).

Это создает прецедент, когда прохождение обучающих курсов, которые длятся пару месяцев, становится приоритетней при выборе кандидатов на прием на работу, нежели чем профессиональное высшее образование по конкретной специальности. Что еще больше обесценивает эффективность образовательной системы в целом.

Как любит повторять один мой знакомый товарищ: «лучше работать 4 года программистом, чем учиться 4 года на программиста», хотя на текущий момент это касается любых сфер, от услуг до производства и т. д..

4) Интеграция в рабочую деятельность

Возвращаясь в СССР, мы увидим, что обучение в специализированном учебном заведении по определенной специальности практически гарантировало тебе работу по этой самой специальности и то, что ты будешь востребован (естественно, мы отметаем все остальные минусы, данный пример приведен только затем, чтобы показать, как «в идеале» должно работать образование: учишься по специальности = далее работаешь по этой самой специальности).

То, что на текущий момент ты после выпуска и получения своей специальности не востребован, значит одно из двух:

  • первое — твоя специальность не востребована на рынке кадров;

  • второе — тот уровень подготовки/знаний/умений, который ты получил во время обучения, не соответствует требованиям работодателей к данной специальности.

5) Методы обучения

Умеете ли вы ездить на велосипеде? Помните ли вы, как играть в «Денди» / PSP / «Героев» / Tekken / NFS / GTA / Minecraft и т. д.? Может, вы помните последовательность нажатий клавиш / прокачку / вашу любимую марку и элемент тюнинга / рецепт крафта?

Думаю, у большинства есть какая-либо игра / развлечение, которое мы достаточно хорошо помним с детства, а если даже и не помним, дай нам ее в руки, и мы будем там как рыба в воде. Но вспомните ли вы то, что преподавали вам в первом / последующих классах, даже если дать тот же самый учебник? В большинстве своем нас это не сильно интересовало.

Так почему же так происходит?Ответ прост: применимые знания всегда преобладают над неприменимыми.

Вы запомнили комбинацию клавиш / любимую марку / рецепт крафта, потому что вам нужно было их применять в том моменте, и вы получали конкретный результат от этого применения, причем именно тот результат, который вы сами хотели получить.
Но когда учитель читает вам лекцию по истории или объясняет, как решать задачу по математике, вы либо получаете неприменимую в текущем моменте информацию, либо решаете задачу, решение которой вам лично не нужно.

В этом лежит принцип любой геймификации — превратить информацию и решение задач в осознанное, лично мотивированное действие, направленное на конкретный результат.

И если ранее превращать каждый урок в «игру» или «испытание» для преподавателя было бы слишком чрезмерной задачей, то на текущий момент всё это могут взять на себя технологии, а учитель может из занудного вещателя и замученного объяснятеля превратиться в наставника/куратора/консультанта/воспитателя.

Мы все знакомы с текущим образовательным процессом: посещение школы или университета, занятия по расписанию, выполнение учебных заданий, контрольные работы и подготовка к экзаменам.-7
Мы все знакомы с текущим образовательным процессом: посещение школы или университета, занятия по расписанию, выполнение учебных заданий, контрольные работы и подготовка к экзаменам.-7

Ваш ребенок приходит в школу и вместо урока садится в специально спроектированную игру со свободой действий, где он так же, как и в современных играх, может создать персонажа, взаимодействовать с другими игроками/учениками/учителями. Однако в данной игре у нас не просто «квесты», «гонки», «система крафта» или «выживание», а некая платформа, где вы посредством игры изучаете всё то же самое, что и на уроках (и это не те странные "государственные образовательные проекты", а полноценная игра в формате ММО и т.п.).
(Естественно, в дальнейшем мы будем учитывать, что мы не хотим, чтобы вся система образования строилась на «сидеть за компьютером», в дальнейших статьях я разберу будущие обязанности преподавателей и технологии, которые позволят вести активный образ жизни.)

Когда вы пишете в чат, вам автоматически указывают на ошибки, предлагая их исправить, где система крафта может учить вас физике/математике/химии (что, кстати, в свое время уже сделала Microsoft посредством своей модификации Minecraft: Minecraft Education ), где мир и взаимодействия/события могут отражать реальную историю, а точки перемещений могут отражать различные города/эпохи, NPC-персонажей и их биографии и т. д. и т. п.).

Конечно, это звучит немного приторно, но если вы задумаетесь о влиянии игр на нашу жизнь, вы найдете множество примеров того, как знания, полученные из игр, стали применимы и в реальной жизни.

Например, кто-то, наигравшись в гоночную игру, начал лучше разбираться в автомобилях. Другой человек узнал из игры Minecraft, что из песка можно создавать стекло. А кто-то, играя в Civilization, получил новые знания об истории. И таких примеров множество. Стоит лишь оглянуться назад и вспомнить, в какие игры мы играли.

Другой вопрос, который также стоит поднять в этом пункте, — а на кого возлагается ответственность за эффективность образования?

Если ваш ребенок не узнал что-то в школе, то кто виноват? Учитель? Он может сказать, что дал ребенку эту информацию, и вы не сможете ежедневно проверять, чему он учит ваших детей. Виноват ли ребенок? Не стоит возлагать ответственность на того, кого вы должны научить. Вы сами виноваты? Если вы вынуждены учить ребенка всему сами, то зачем нужна система образования?

Проблема в том, что текущие методы образования полностью распыляют ответственность за качество образования между всеми участниками, и невероятно сложно обвинить ту или иную сторону. Но в конечном счете все равно ответственность ляжет на вашего ребенка.

В системе же, где каждое действие можно отследить, где обучение основывается не на субъективных действиях конкретного учителя, преподавателя, всегда будет понятно, откуда уши растут.

Естественно, в одной статье невозможно разобрать все, это лишь начало цикла постов касающихся геймификации образования в целом, где в конкретно этой мы поверхностно разобрали самые базовые проблемы текущей системы.

В последующих статьях я планирую разобрать более подробно каждую из проблем, рассмотрю проблемы указанной методики, распишу возможные варианты решения задач системы образования и пройдусь по многим другим немаловажным моментам.

Если кто-то дочитал до данного момента — честь вам и поклон, надеюсь, это не было тратой вашего времени. Всё написанное является частью моего проекта по реформам в системе образования. Благодарю за уделенное время.

Комментарии (20)


  1. exTvr
    16.03.2024 16:25

    Возвращаясь в СССР, мы увидим

    Там и оставайся. Ну а если ты там не жил - то тебя ожидает множество открытий чудных и что-то там про парадоксальных друзей.


  1. kovserg
    16.03.2024 16:25

    посмотреть на систему образования с точки зрения формирования продукта для конечного пользователя

    А вы в курсе кто конечный пользователь? Конечный пользователь общество. Если ему нужный специалисты для решения каких-то задач, то и обучать надо именно этих специалистов. А если обучать ради обучения, не имея никаких целей - то получим то что имеем. Вор зарабатывает, а остальные на фиг никому не нужны. Не планирования и обратных связей жди беды.

    То, что на текущий момент ты после выпуска и получения своей специальности не востребован, значит одно из двух

    Или третье это не было спланировано заранее, потому как не были поставлены цели и не были определены количества требуемых специалистов ибо всё на самотёке.

    Основная задача современной системы образования — сформировать необходимый, адекватный набор знаний и умений, способствующий формированию социально здоровой и профессионально компетентной личности, которая бы безопасно удовлетворяла потребности общества.

    То есть задача выращивать овощи? Не плохо бы с начала сформулировать эти самые потребности общества. А что знаете-ли у обезьян потребности очень простые: поесть, размножиться и выпендриться или заменители бухло, игры и наркота. И так как самый простой способ этого добиться отжать у себе подобного, будем иметь распри и войны.

    принцип любой геймификации — превратить информацию и
    решение задач в осознанное, лично мотивированное действие, направленное
    на конкретный результат

    Без доли внешнего насилия никакая гемификация не заставит обучаться. Обучение требует энергетических затрат, это больно и требует усилий над собой. В результате будут играть по настроению, которого будет всё меньше и меньше. Вкратце без дисциплины прощай обучение. А если учесть что обучение процесс медленный и методичный и теребующий усилий, то вся ваше геймификация это утопия прямо на самом старте.


    1. zeroshell Автор
      16.03.2024 16:25

      А вы в курсе кто конечный пользователь? Конечный пользователь общество. 

      Наше общество состоит из людей, и образование полностью интегрировано в общество. В таком случае, конечный пользователь — это люди, и не имеет смысла обобщать понятие «конечный пользователь» до «общества в целом». Суть в том, что преимущество каждого (большинства) в нашем случае равно преимуществу для всех. Касательно определения целей — это этап планирования продукта, а не его аудита. Мы рассматриваем текущее состояние вещей.

      То есть задача выращивать овощи? Не плохо бы с начала сформулировать эти самые потребности общества. А что знаете-ли у обезьян потребности очень простые: поесть, размножиться и выпендриться или заменители бухло, игры и наркота. И так как самый простой способ этого добиться отжать у себе подобного, будем иметь распри и войны.

      Опять же, в этой статье мы не рассматриваем способы улучшения системы образования, а скорее сосредоточимся на проблемах, которые возникают в этой сфере, и предположим, что некоторые из них можно решить с помощью геймификации. Однако, как решить эти проблемы и какие дальнейшие шаги следует предпринять, какие цели следует поставить и т.д., это темы для последующих статей.

      Без доли внешнего насилия никакая гемификация не заставит обучаться.

      Я не знаю, что вы понимаете под "насилием". Любое выживание требует адаптации и приложения усилий. В данной статье не было прямой конкретики о "новой системе образования", только предложение представить другой вариант, который будет разработан и разобран на составляющие в последующих статьях со всеми его целями, задачами, проблемами и т.д.


  1. Neo5
    16.03.2024 16:25

    "вместо урока садится в специально спроектированную игру " - А кто эту игру будет проектировать и разрабатывать? Тоже учитель? Откуда она возьмётся?

    Далее, как уже говорилось в комментариях выше, обучение всегда требует усилий, настойчивости, усидчивости, в конце концов. Как все эти качества будут развиваться в игре?

    Ещё один момент - Вы говорите что общество и знания быстро меняются. Это действительно так и возникает вопрос - а кто будет поддерживать игру в актуальном состоянии?

    Да, современное образование в плохом состоянии, но оно даёт базовые знания, на которые потом ученик (если он, конечно, научился учиться) сможет добавить те знания, которые ему нужны. Может ли такое предлагаемая Вами система?


    1. zeroshell Автор
      16.03.2024 16:25

      "вместо урока садится в специально спроектированную игру " - А кто эту игру будет проектировать и разрабатывать? Тоже учитель? Откуда она возьмётся?

      Это лишь первая статья в цикле, в которой рассматриваются проблемы текущей системы образования. В дальнейших статьях мы подробно разберем все эти моменты.

      Да, современное образование в плохом состоянии, но оно даёт базовые знания, на которые потом ученик (если он, конечно, научился учиться) сможет добавить те знания, которые ему нужны. Может ли такое предлагаемая Вами система?

      В этом и заключается цель данного цикла статей — разобраться в проблемах существующей системы и предложить решения, которые улучшат ее и устранят эти проблемы с помощью новых технологий и методов обучения.


  1. ProstoLive
    16.03.2024 16:25

    Дело не в формате обучения, а в отношении общества к нему. Как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников.

    Со стороны первых, образовательный процесс это, как правило, низкооплачиваемый и тяжелый труд, в связи с чем на выходе мы получаем унылого преподавателя, который так же уныло преподносит материал. Вспомните клишированного офисного планктона.

    Что касается учеников, то неспособность понять важность изучаемого материала, влечет за собой нежелание его изучать. Если Вам стало неимоверно интересно изучать астрофизику, то Вы её изучите (хотя бы постараетесь) вне зависимости от того, хороший преподаватель у вас или нет.

    Поэтому геймификация - это лечение симптомов, а не болезни, которая заключается в отсутствии мотивации у участников образовательного процесса.


    1. zeroshell Автор
      16.03.2024 16:25

      Дело не в формате обучения, а в отношении общества к нему. Как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников.

      Ваш комментарий из серии «не фильм плохой, а зрители». Не стоит обвинять пользователя в том, что он не хочет, не умеет или неправильно пользуется продуктом — это не задача продакт-менеджера. Наша цель — решать возникающие вопросы и улучшать продукт для потребителей.

      Поэтому геймификация - это лечение симптомов, а не болезни, которая заключается в отсутствии мотивации у участников образовательного процесса.

      Геймификация, в данном случае, является дополнительным методом обучения с применением новых технологий. Конечно, она не решит всех проблем, но может помочь решить проблемы со сбором данных, мотивацией учащихся, ролью учителей в процессе обучения, вопросами оценки уровня подготовки и оценки качества обучения в целом.


  1. ildarin
    16.03.2024 16:25

    Главная проблема - считать, что образование и обучение является просто придатком зарабатывания денег. И автор тоже адепт этой догмы. Во многом он рассматривает образование вообще как некое дополнение к проф. деятельности.

    Нет, обучение - это природное желание человека, порождаемое любопытством. И члены ООН (страны) ОБЯЗАНЫ предоставлять реализацию ПРАВА каждого человека на образование. Это не просто фабрика для штамповки работников, как вам кажется.

    Если человек хочет обучаться балету - он может обучаться балету, несмотря на ваши представления о нужных работниках. Проблема образования в том, что она превратилась в принудительную систему стирания личности. Это просто детский садик для взрослых, с воспитателями вместо учителей. Куда сгоняют людей, чтобы вбивать в них всякую чушь под эгидой "обучения". Потому что так нужно и потому что у родителей нет времени на своих детей, а чтобы не мешались - их нужно куда нибудь деть.

    Большинство русск людей даже не понимают, что такое - логика. Риторики, правил логических суждений. Хотя это база человеческого мышления, этому в детских садиках учить нужно. А у "нормального" большинства населения - ума меньше, чем должно быть у детсадовца. Зато дискриминант умеют находить, знают стихи графомана двухсотлетней давности и фамилии каких то массовых военных убийц.

    Не обучение, а дрессировка, не путайте.


    1. zeroshell Автор
      16.03.2024 16:25

      Я, конечно, не знаю ничего об вашем уровне образования, но все что тут написано это позиция человека, который не представляет как и для чего работают общественные системы. Если вы готовы жить в мире без "дрессировки", где образование это не обязанность каждого, а чисто "хочу копаю, хочу не копаю" - отправляйтесь в страны третьего мира, там никто никого не заставляет и все живут как хотят.

      В современном обществе образование (по вашему "дрессировка") является нормой, потому-что это основа безопасности этого самого общества. Потому-что если возложить эту "дрессировку" на самих людей - все превратится в хаос, непонимание законов физики, средств математики, законов, обществознания, биологии, ОБЖ и пр. ввергнет любое современное общество в анархию и упадок.

      Вы можете бесконечно верить в "естественное желание обучаться всех людей на свете", но факт в том, что даже вы сами не способны элементарно прочитать базовую цель системы образования указанною даже в статье выше, не то, чтобы заняться подробным изучением этого вопроса лично. Именно для таких как вы и создана эта "дрессировка".


      1. ildarin
        16.03.2024 16:25
        +1

        отправляйтесь в страны третьего мира

        Я бы написал, куда Вам следует отправится, после таких слов. Тут и переход на личности, и видна ксенофобия, и в целом риторика "я не могу отличить хорошее от плохого без методички". Разве непонятно, убивать людей хорошо или плохо, если не будет заповеди богов и учебника? Не все настолько тупые, это - психологическая проекция, когда человек характеризует всех вокруг по образу и подобию своему.

        Принуждение и дрессировка есть и в "странах третьего мира", причем права там соблюдаются еще хуже, так что туда следует отправится вам, если уж вам так хочется жить в мире, где у вас не будет права решать, а за вас будут решать те, у кого дубинка побольше. Как раз нужны военные и шахтеры, образование под стать желанию.

        Касательно нежелания обучаться и хаосу при наличии прав и свобод - тоже психологическая проекция. Тут просто сквозит вашим личным отношением к себе. Учтите, что вы не "нормальный". Нормальные люди не верят в то, что им нужен кнут, чтобы выжить.


        1. zeroshell Автор
          16.03.2024 16:25

          «Правила пишутся для тех, кто не понимает, что правильно».
          Вот и система образования создана для вас, потому-что вы не понимаете, для чего она создана.

          Когда вы научитесь применять хотя бы законы той самой логики, о которой уже в которой раз упоминаете, тогда и пишите свои глупые комментарии, товарищ. Пока по вашей "логике" выходит что все святые и умные, а правила, законы и общественные системы никому не нужны. Жаль, что настоящая логика работает не так как ваши влажные фантазии. Почитайте хотя бы что-то по теме, о которой заводите речь, тогда и пообщаемся, а пока - идите в жопу, предпочитаю отвечать на комментарии людей, которые понимают о чем говорят.


          1. ildarin
            16.03.2024 16:25
            +1

            тогда и пишите свои глупые комментарии, товарищ

            Написал же про переход на личности, что непонятного? Вам учебник риторики чтоли скинуть?

            Пока по вашей "логике" выходит

            Какой еще, бл#ть, моей? Вы считаете, что логик несколько и они все разные? Учебник по логике чтоли скинуть? Логика - ЭТО НАУКА О СУЖДЕНИЯХ! Вы блин даже не понимаете, что это такое, а применяете в своей речи. Хотяб изучите логику нулевого порядка, прежде чем учить тому, как должны социальные образовательные институты строится и приписывать всем подряд свои рабские принципы о необходимости кнута для вашей спины, ибо у вас нет никаких моральных принципов. Вам напиши 20 раз что убивать хорошо - выж убивать и начинаете.

            Я не приписываю это некой "плохой" личности. Это просто - глупость. Болезнь, которую приходится лечить. А больной еще и меня в свои ряды записывает - это злит. Сидит, и пишет мне - что я неспособен к самостоятельным решениям как и он и мне нужно насилие и принуждение, ибо нет моральных ориентиров. Нет, "товарищь", говорите только за себя.

            Учитесь отличать "люди" от "я".


            1. zeroshell Автор
              16.03.2024 16:25

              Успокойтесь, молодой человек, про вас уже всё понятно, вы можете быть свободны. Логика имеет свои законы, если вам даже об этом неизвестно, смысла с вами разговаривать никакого абсолютно. Все ваши «утверждения» разваливаются при первом же применении «науки о суждениях», вот и всё.

              Когда научитесь использовать логику, тогда и будете выписывать свои высеры, на данный момент — воспринимать всё написанное от вашего лица, кроме как сопли необразованного, малограмотного недоросля, просто не представляется возможным. Хоть с переходом на личности, хоть без.