Думаю, большинство читателей Хабра подключают свою мышку к компьютеру или ноутбуку через USB‑разъём. Наверняка есть и те, кто не хочет переходить с привычного PS/2. Кстати, в геймерской среде бытует мнение, что интерфейс PS/2 позволяет более эффективно управлять мышкой в некоторых играх. Так что такой разъём по-прежнему востребован.

А какие ещё разъёмы использовались? Давайте вспомним.

Apple ADB

Apple использовала этот разъём в течение 13 лет, и он очень похож на разъем мыши PS/2
Apple использовала этот разъём в течение 13 лет, и он очень похож на разъем мыши PS/2

Хотя Apple ADB не использовался для ПК-мышек, его разъём Mini DIN-4 сильно похож на те, что я опишу далее. Поэтому мне кажется разумным рассказать немного об этом интерфейсе подключения.

Разъём Apple Desktop Bus (ADB) был разработан компанией Apple в конце 1980-х годов. Он использовался для подключения различных устройств к компьютерам Apple: Macintosh, Apple IIGS и др. ADB был первым стандартным интерфейсом, который позволял подключать периферийные устройства к компьютеру с использованием одного разъёма. При этом ADB поддерживал подключение до 16 устройств, используя цепочку соединений.

Одним из преимуществ ADB была возможность «горячей замены» устройств — вы могли подключать или отключать устройства, не выключая компьютер. Это было удобно и экономило время пользователя.

Самый простой способ отличить ADB от PS/2: посмотреть на расположение штифта. Штифт находится внизу разъёма и повернут на 90 градусов. Кроме того, у него меньше контактов. Кстати, этот же разъём обычно используется для S-Video. Так что если разъем ADB кажется вам подозрительно похожим на видеоразъём, то вам не кажется.

Apple использовала этот разъём для мыши 13 лет, представив его в Macintosh SE и Mac II в 1987 году и используя его в бежевой модели G3, снятой с производства в 2000 году. Apple перешла на USB в полупрозрачных моделях. Компания NeXT также использовала этот разъем в начале 1990-х годов.

DE9 и и другие D-sub разъёмы

Такой разъём использовался для подключения мыши
Такой разъём использовался для подключения мыши

Разъём D‑sub изобретён и введён в употребление фирмой ITT Cannon в 1952 году. Изначально он предназначался для подключения к компьютеру (телетайпу) модема. Но в дальнейшем стал использоваться для подключения компьютерной мыши. С конца 1970-х и все 80-е разъёмы DE9 (без винтового крепления) почти повсеместно использовались для подключения управляющих устройств (например, джойстиков) к игровым приставкам и домашним компьютерам, став стандартом де‑факто после того, как такие порты были использованы в игровой приставке Atari2600 и семействе 8-битных компьютеров Atari.

В системе обозначений буква D обозначает всю серию разъёмов D‑sub, а вторая буква используется для указания количества контактов (A = 15, B = 25, C = 37, D = 50, E = 9 контактов стандартной плотности размещения). DE9 имеет трапециедальную форму и два ряда по пять контактов на каждом. По своей физической структуре он напоминает другие разъёмы D‑субминиатюрного типа, такие как DB9, но отличается количеством контактов. DE9 использовался на IBM PC, его легко перепутать с 9-контактным разъёмом RS-232, но это не одно и то же.

Такие разъёмы были популярны, пока компьютеры не начали оснащаться двумя портами RS-232. Так что где-то в 1980-х годах они стали встречаться всё реже.

Bus mouse (шинная мышь)

Для подключения мыши ПК использовался 9-контактный разъем mini DIN. Его легко спутать с PS/2, но это не одно и то же.
Для подключения мыши ПК использовался 9-контактный разъем mini DIN. Его легко спутать с PS/2, но это не одно и то же.

В 1986 году Microsoft представила новый интерфейс для мышки — InPort (такие мышки назывались «Bus Mouse», шинная мышь, InPort мышь). Он определял новый стандарт, реализованный созданным Microsoft чипом InPort Graphics Input Chip и новым 9-ти контактным круглым коннектором, очень похожим на PS/2. Основное отличие: отсутствие пластикового штырька в середине. Если у разъёма есть пластиковый штырёк, перед вам не Bus Mouse.

Это была попытка освободить последовательные порты, которые использовались тогдашними мышками, и создать более дешёвый манипулятор, так как это решение переносило бОльшую часть мышиных «мозгов» на плату расширения InPort. На ранних ПК, которые не всегда имели два порта RS-232, шинная мышь в комплекте с платой была удобным решением. Microsoft и Logitech были двумя крупнейшими производителями такого типа мышей.

Microsoft предложила производителям железа набор чипов и разъёмов по минимальной цене, преследуя цель ввести новый стандарт. Некоторое количество изготовителей это сделали, но стандартом оно не стало. Bus Mouse уступили место RS-232 и PS/2, когда в новых ПК стали чаще появляться два 9-контактных порта RS-232.

Мыши с 9-контактными коннекторами не для ПК

Отмечу, что Apple, Atari и Commodore также использовали 9-контактный разъём на своих компьютерах. Но ни один из них не был совместим с ПК‑мышами.

Распознать такую мышь Apple, Atari или Commodore просто. Название их торговой марки будет размещено на нижней стороне мышки, а логотип обычно сверху. У мыши Amiga tank нет логотипа сверху, но есть надпись Commodore снизу. Характерным признаком мыши стороннего производителя, совместимой с Atari или Commodore, является выдвижной переключатель на нижней панели. У многих из них есть выдвижной переключатель между Atari и Amiga, потому что они очень похожи.

Такие мышки — редкость, но их по‑прежнему можно найти. И по незнанию пытаться подключить к компьютеру, удивляясь: «почему не работает?»

Разъём DB25 RS-232

Мыши с разъёмом RS-232 были распространены в 1980-х и в середине 1990-х годов
Мыши с разъёмом RS-232 были распространены в 1980-х и в середине 1990-х годов

Последовательный порт, он же COM-порт DB25 RS-232, предназначен для подключения к компьютеру (принтера, сканера, модема, мыши и других периферийных устройств), а также для связи компьютеров между собой. Последовательный, потому что передают данные последовательно, один бит за другим, по единственному каналу. Каждый байт обрамляется стартовым и стоповым битами. Данные могут передаваться как в одну, так и в другую сторону (дуплексный режим). Это означает, что данные передаются медленнее по сравнению с параллельными портами, но это также позволяет существенно уменьшить количество необходимых проводов и упростить кабель .

DB25 имеет форму трапеции и содержит 25 контактов. Этот интерфейс был широко распространён в ранних компьютерах. Подключение мыши через разъём DB25 RS-232 обычно требует специального адаптера или конвертера, так как стандартный разъем RS-232 не предназначен для использования с мышами напрямую. Адаптеры обычно преобразуют сигналы, отправляемые мышью, в формат, понятный порту RS-232 компьютера.

В связи с тем, что последовательная мышь не подключается непосредственно к системе, она не использует её ресурсов. Занятыми оказываются лишь ресурсы того последовательного порта, к которому подключена мышь.

Последовательный разъём

Если у коннектора не контакты, а отверстия — это последовательный порт DE9. Если наоборот, перед вами Bus Mouse
Если у коннектора не контакты, а отверстия — это последовательный порт DE9. Если наоборот, перед вами Bus Mouse

Вы же знаете, что буква «S» в USB означает serial, то есть «последовательный»? Задолго до появления USB существовал другой стандарт для последовательного подключения, который назывался RS-232. Наиболее распространённым вариантом является девятиконтактный коннектор d‑sub, который обычно называется DB9, хотя его правильное название — DE9.

Важно отметить, что последовательный разъем DB9 имеет отверстия, а не контакты. Это разъём-розетка. Разъем DE9 с контактами на самом деле представляет собой тип подключения Bus Mouse, и он встречается очень редко.

PS/2

Интерфейс PS/2 был очень распространён в 1990-х.
Интерфейс PS/2 был очень распространён в 1990-х.

Разъём PS/2 для компьютерной мыши был разработан фирмой IBM и впервые представлен в серии компьютеров IBM Personal System/2 в конце 1980-х годов. Отсюда и название. Коннекторы для мыши обычно окрашены в зелёный цвет, чтобы их проще было отличить от клавиатурных PS/2, которые окрашены в фиолетовый. Этот интерфейс подключения к компьютеру был очень распространён в 1990-х годах и в начале 2000.

В PS/2 используется круглый мини-разъем DIN с шестью контактами и прямоугольным штифтом посередине. Из шести контактов в разъёме используется четыре: тактовые импульсы, данные, питание, общий. При этом для клавиатуры используемые контакты шины данных и частоты могут отличаться от контактов для подключения мыши. Это позволяет использовать оба устройства сразу, но через разветвитель.

USB

Разъём USB в 2024 году не нуждается в подробном описании. Это стандартный разъем, который используется для подключения мышей к компьютеру через интерфейс USB (Universal Serial Bus). USB стал популярным благодаря своей универсальности, простоте использования и высокой скорости передачи данных. Он поддерживает возможность горячей замены, что позволяет подключать или отключать устройства, не выключая компьютер. В USB используется прямоугольный металлизированный разъём. Можно вспомнить три версии интерфейса:

  • USB 1.x:

    • USB 1.0 был первой версией стандарта, представленной в 1996 году.

    • Разъём USB версии 1.x имеет 4 контакта, обеспечивая подключение для передачи данных и питания.

    • Контакты 1.x расположены следующим образом:

      • Контакт 1: VCC (питание)

      • Контакт 2: D-

      • Контакт 3: D+

      • Контакт 4: Ground (земля)

  • USB 2.0:

    • USB 2.0 был выпущен в 2000 году.

    • Скорость передачи данных в USB 2.0 увеличилась до 480 Мбит/с (60 МБ/с), что сделало его более эффективным для передачи файлов и мультимедийного контента.

    • Разъем USB 2.0 сохраняет тот же физический форм-фактор и расположение контактов, что и USB 1.x.

  • USB 3.x:

    • USB 3.0 был представлен в 2008 году и предложил увеличение скорости передачи данных до 5 Гбит/с (625 МБ/с).

    • USB 3.0 также предложил улучшенное управление питанием и поддержку зарядки устройств.

    • Разъем USB 3.x имеет дополнительные контакты для поддержки высокоскоростной передачи данных. Он сохраняет совместимость с предыдущими версиями USB.

Интересно, появятся ли новые интерфейсы подключения мыши к компьютерным устройствам? Пока что USB кажется незыблемым стандартом, равно как и PS/2 в середине 90-х. Спасибо за внимание!

P. S. За основу взял эту статью Дэвида Л. Фаркуара, у него в блоге много интересного по старым гаджетам и моделям поездов.

Комментарии (30)


  1. unreal_undead2
    17.04.2024 10:19
    +8

    А какие ещё разъёмы использовались?

    Когда учился на первом курсе, у одного товарища в общаге был самосборный клон XT в коробке из посылочного ящика и чёрно белым монитором. Микросхема COM порта на материнке была, но разъёма не было - когда таки захотелось подключить мышу, просто припаяли намертво.


  1. anthtml
    17.04.2024 10:19
    +2

    Мышей именно на USB 3.x интерфейсе не встречал, им такие скорости и не нужны, а то что разъем Type A сохраняет совместимость с 1.0-2.0, так это часто просто 2 интерфейса в одном разъеме.

    Если касательно мышей, то забыли описать беспроводные стандарты типо того же bluetooch

    Ну и писали бы, что статья касается только стандартов Apple/IBM, т.к. на всяких ZX и прочих XT поделиях чего только небыло, от авиационных разъемов до прямоугольных франкенштейнов. Даже у осторически первой мыши (фотографий которой предостаточно в сети) разъем не похож ни на один из представленных.

    Куда в дальнейшем убегут проводные мыши не известно. думаю пока usb на пике популярности - они будут соответствовать этому интерфейсу следуя за популярными разъемами (Type A. Type-C), а там глядишь лет через надцать будет все на тачскринах или еще каких силах мысли.


    1. GennPen
      17.04.2024 10:19
      +3

      а там глядишь лет через надцать будет все на тачскринах

      Сомневаюсь. По крайней мере в геймерском секторе различные сенсорные прибамбасы крайне негативно сказываются, т.к. не имеют тактильной отдачи.


      1. VBDUnit
        17.04.2024 10:19
        +1

        Добавлю — с большими экранами долго работать лучше мышкой, ибо руками быстро устанешь размахивать


    1. redfox0
      17.04.2024 10:19

      Type A сохраняет совместимость с 1.0-2.0, так это часто просто 2 интерфейса в одном разъеме.

      Встречал переходник USB3.0 <-> USB C, в котором поленились развезти легаси линию для 1.0-2.0. Низкоскоростные устройства типа мышек и клавиатур не работали, USB3.0-флешка - да.


  1. g000phy
    17.04.2024 10:19
    +5

    Насколько я помню (а помню я так себе), при работе мышью все интерфейсы, кроме USB вызывали аппаратное прерывание. И в отличие от программного оно не могло не вызваться и не обработаться. И кажется даже приоритет был выше.

    Для геймеров это означает, лагов меньше и возникают реже.


    1. saege5b
      17.04.2024 10:19
      +1

      А ещё, разгонять можно было :)

      И курсор ходил намного плавнее, чем все нынешние овердрфига дпи.


      1. V1tol
        17.04.2024 10:19
        +1

        Даже в моей недешёвой материнке под 16-ядерный процессор есть комбинированный PS/2. Видимо до сих пор выпускают периферию под этот стандарт, раз разъём присутствует. Правда я не уверен, что он настоящий и там не стоит какой-нибудь PS/2-USB конвертер :)


      1. tmr
        17.04.2024 10:19
        +2

        разгонять частоту опроса мыши ps/2 конечно можно, но максимум до 200Гц )) а usb до 1000Гц


        1. test123465
          17.04.2024 10:19

          Так уже давно есть usb мыши с частотой опроса 4000Гц


          1. paunch73
            17.04.2024 10:19

            Толку то. Той сумасшедшей плавности движения курсора, которую я имел на разогнанной до 200 Гц пс/2 мыши со 100 Гц ЭЛТ монитором я больше нигде не мог добиться.


        1. paunch73
          17.04.2024 10:19

          Кстати а почему ограничение именно 200? Может быть можно как нибудь больше?


  1. DvoiNic
    17.04.2024 10:19
    +8

    вторая буква используется для указания количества контактов (A = 15, B = 25, C = 37, D = 50, E = 9 контактов стандартной плотности размещения). DE9 имеет прямоугольную форму и два ряда по пять контактов на каждом. По своей физической структуре он напоминает другие разъёмы D‑субминиатюрного типа, такие как DB9,

    9 контактов в два ряда по пять контактов?

    Если вторая буква - указатель на количеств контактов, то DB9 имеет 25 или 9 контактов?

    В общем, опять надергали откуда-то, совершенно не думая...