Локальная оптимизация - один из самых частых инструментов эффективных менеджеров. Благодаря которому из благих намерений складывается дорога к банкротству.

Локальное «улучшительство» опасно, ведь каждый раз бизнес рискует выкинуть из стенных часов с кукушкой стрелки: с точки зрения механизма они делают бесполезную работу, создавая только избыточное давление. А потом уберут и кукушку, потому что она из-за ребалансировки начинает петь не вовремя. Оставшиеся элементы между собой будут весьма гармонично взаимодействовать, только для конечного пользователя от этого не будет никакой пользы.

В этой небольшой статье я приведу несколько случаев из бизнеса и не только, когда локальная оптимизация принесла вред. Когда решения о том, чтобы причинить эффективность одному отдельно взятому элементу, в итоге создавали проблемы.

Смело делитесь этими краткими историями с эффективными менеджерами, чтобы на этих примерах показывать опасность их «решений по оптимизации». А если у вас есть свои — оставляйте, пожалуйста, в комментариях.

Добавлю, что эти истории вырезал из другой готовящейся публикации: о вреде оптимизации ФОТ и штатной численности. Чтобы не отвлекали. Плюс, там и так уже больше 30 минут чтения получается.

Чятики поддержки

Вас тоже раздражают чатики поддержки? Все эти типовые ответы, одинаковые вопросы, сотрудники поддержки, которые не способны читать обращение длиннее 10 слов. Но стоит отвлечься, в чатике оказывается уже новый сотрудник поддержки, и цикл вопросов повторяется?

Раньше же было намного лучше. Раньше у сотрудника был стабильный хороший оклад, он заходил в чат, разбирался и помогал до победного. А сейчас у них голый оклад и набор показателей, на котором строится «мотивация». Чем больше активность, тем выше премия. Среднее время на ответ в чате тоже теперь лимитируется, чем дольше, тем меньше премия. И чем в большем числе чатиков отметился, тем выше оплата.

У поддержки просто нет времени читать чатик, проверять логи или вдумываться в происходящее. Потому их новая «мотивация» выглядит так: пришёл, влепил типовой вопрос‑ответ и побежал дальше. И если три сотрудника подряд не угадали с подходящим ответом, то уже четвёртый полезет разбираться, поможет, испортит свои метрики и побежит их исправлять, разбрасываясь в чатиках случайными быстрыми ответами.

И получается, что получается. Что качество поддержки упало, раздражение клиентов растёт, а средняя стоимость решения одного вопроса даже увеличилась. Зато оптимально, ведь что может быть лучше третьего "Я сейчас разберусь в вопросе и к вам вернусь" за вечер?

Запрудили

Конденсаторы турбин энергетической станции обычно охлаждаются водой специально спроектированного пруда. Пруд забирает избыточное тепло и нагревается. Его охлаждение происходит благодаря испарению воды и работы специальных брызгальных устройств. 

Летом возникают трудности - пруд банально становится горячее и хуже охлаждает, потому возникают потери на самой энергостанции из-за недостаточной эффективности конденсаторов. 

Раз амплитуда нагревания пруда уменьшилась, на одной из станций, название не буду упоминать по понятным причинам, решили пруд увеличить: добавить ещё воды. 

Получили 2 неожиданных результата: 

?температура воды только выросла, потому что были нарушены условия перемешивания воды

?выросла концентрация тяжёлых металлов в рыбе, из-за чего было оштрафовано местное рыбхозяйство.

Ок, чтобы решить эти проблемы, пруд связали с соседней рекой. Концентрация уменьшилась, условия перемешивания воды были восстановлены, получили 4 новых неожиданных результата:

?объём пруда начал активно уменьшаться из-за приносимого из реки ила

?рыбы стало меньше

?конденсаторы турбин стали обрастать водорослями и ракушками и прочим неофисным планктоном, получившим распространение из-за уменьшения численности рыб

? теплообмен ухудшился ещё сильнее.

Кейс не может быть разрешён, пока фокус сделан на устранении локальных проблем и на достижении локальных максимумов.

Концерт

Локальная оптимизация наглядно из "42 историй для менеджера" Генри Минцберга

Студенту MBA дали исследовать концерт симфонического оркестра. Его основные выводы:

?Все 20 скрипок играют одни и те же ноты. Сократить

?Некоторые пассажи повторяются многократно. Урезать

?4 гобоиста долго простаивают. Перераспределить работу равномернее

?Используется устаревшее оборудование: 1 скрипке больше 100 лет. Заменить на новое

?Игра 1/32-х нот слишком утомительна. Убрать.

Данные рекомендации позволяют ужать время концерта с 2 часов до 12 минут. Значит, отпадает надобность в антракте. 

И от себя добавлю: можно устраивать не 3 концерта в день, а 15.

Boeing и 737 Max


9 женщин могут родить за 1 месяц, если нанимать на такой проект профессионала с подходящим опытом, квалификацией, компетенциями и беременностью на 8-м месяце. Но в бизнесе такой приём не прокатит, хотя многие пытаются. 

В декабре 2010 года Airbus публично объявил о запуске своего Airbus 320 Neo. Эта улучшенная версия А320 имела новые двигатели с пониженным на 15% расходом топлива, увеличенное багажное отделение, улучшенную шумоизоляцию и систему очистки воздуха, снижение расходов на обслуживание и много прочего. Рынок радостно встал в очередь за покупкой этой модели. 

Boeing хотел выпустить свою замену 737 ещё с 2006 года. Но до анонса 320 Neo в этой задаче даже конь не валялся. И, чтобы догнать конкурента в этой гонке, поставил себе задачу выпустить новый самолёт не за 6 лет, а за 4 с половиной. И вместо создания новой модели занимались локальной оптимизацией старого. Итоговый 737 Max получился настолько противоречивым, что сам сотрудники Boeing описали его так: "Этот самолет проектировали клоуны под руководством обезьян". Увы, но эта локальная оптимизация породила и критические риски:

?чтобы заявить о том, что 737 Max будет расходовать топливо ещё экономичнее, чем у 320neo, были поставлены более мощные и крупные двигатели

?из-за увеличения размеров пришлось двигатели вынести вперёд и закрепить выше

?это привело к увеличению носовой стойки самолёта на 20 сантиметров

?в итоге подъём самолёта на определённый угол потоки воздуха начинали задирать нос ещё выше, что создавало риск потери контроля

?для противодействия внедрили автоматизированную систему маневрирования "MCAS", которая бы "подруливала" самолёт в обратную сторону

?никому об этом из клиентов не сообщили.

Итогом такой оптимизации стали 2 катастрофы в 2018 и 19 годах. Оба самолёта разбились, погибло более 300 человек.

Поспешили. Не насмешили.

Оптимизация резервов

Локальная оптимизация уничтожает резервы системы. 

Приходит такой эффективный менеджер и видит: на его участке 7 бухгалтеров, из которых по метрикам 5 человек работают с загрузкой в 80%, а ещё 2 дорогостоящих - с загрузкой в 50%. И локально оптимизирует 2 последних бухгалтеров, распределяя их загрузку между остальными, обеспечивая 100% загрузки. Но подходит время сдавать баланс, и выясняется, что собирать баланс некому: все уже в полях. Да и их компетенций не хватит. 

Или происходит какой-то кризис, и возникает необходимость меняться, а у компании не находится резервов, чтобы просто отреагировать на него: все и так работали с загрузкой в 100%.

Конечно, поначалу получается разрулить ситуацию за счёт переработок и выгорания сотрудника и выжигания его батарейки. Вот только пару таких кризисов, и сотрудник уже ни на какие изменения не способен: ведь передышку "эффективные менеджеры" не дают. И компания превращается в неуправляемый снаряд. Ничем хорошим это не заканчивается.

Современные технологии

Современные телефоны наглядно демонстрируют, как локальная оптимизация может повредить работе всей системы:

?Да! Мы уменьшаем толщину корпуса, чтобы телефон смотрелся более стильно. Но! Туда не помещаются ёмкий аккумулятор и система охлаждения. А ещё выпирает камера. 

?Да! Мы сделали специальный накладной вентилятор, чтобы охлаждать ваш телефон и он не подрабатывал зимой вместо обогревателя. Но! Телефон с ним становится неудобным и безразмерным куском кирпича, который ещё быстрее разряжается

?Да! Мы сделали отличный пауэрбанк, чтобы вы могли не сидеть всю жизнь у зарядки, а могли успеть выбраться от одной розетки до другой. Но! Носить и заряжать всё становится в разы неудобней, а забыть что-то ещё легче. 

?Да! Мы делаем специальный чехол или заднюю панель, чтобы защитить камеру. Но! Корпус в итоге становится ещё толще.

?Да! Зато мы сделали эту панель или чехол стильной и красивой. Но! Он быстро пачкается, легко царапается и мгновенно теряет товарный вид.

И всё это вместо того, чтобы увеличить корпус на 2-5 миллиметров, поместить в нём адекватный аккумулятор, внятную систему вентиляции и нормальную камеру. 

Впрочем, всё это легко объясняется желанием продать комплектующие втридорога. Оптимально? Да! Эффективно? Да! Справедливо? Да?

Урезали косты

Любопытную аналитическую ошибку описывает Ричард Румельт во "Взломе стратегии".

Международный холдинг Multiplant, под управлением которого находится 63 предприятия. Они локально производят и так же локально продают некоторые товары. Руководство озадачилось вопросом улучшения результатов и внимательно изучило себестоимость производства: значения для одинаковых позиций на разных фабриках различались в 2 и более раз. По итогу запустили программу оптимизации расходов на самых затратных предприятиях, которая за несколько лет не принесла существенных улучшений результатов.

Только после этого анализировать стали не себестоимость, а маржинальную доходность. И выяснилось, что высокая себестоимость "соседствовала" с высокими ценами в странах "Золотого миллиарда", что давало на выходе хорошую доходность. И что фокусироваться надо не на урезании расходов на конкретных фабриках с высокой себестоимостью, а на управлении доходностью по отдельным позициям на большинстве фабрик. И только после этого Multiplant получила улучшение результатов. 

Любопытно, что в качестве информационной системы Multiplant выбрала себе SAP. При внедрении которой разнесла в разные инфопространства и не скрестила между собой данные о выручке своих фабрик и их расходах, а объединяла их только на самом верхнем уровне. Ещё один пласт оптимизации. Она, к сожалению, очень часто не приходит одна.

О деградации аэропортов в России

В этой истории мы с вами перенесёмся в Южногорск, небольшой региональный центр. 1996 год, некий Михаил Переделкин успешно приватизировал сразу несколько предприятий, в том числе и местный аэропорт. 

Аэропорт до недавнего времени выполнял социальную функцию, потому прибыли не приносил. Но наш Михаил Переделкин уверен, что в руках твёрдого хозяйственника он может приносить состояния. Удачное расположение, регулярное сообщение с 40 аэропортами, включая 10 заграничных, более 120 вылетов в сутки, отличный старт. Самое время оптимизировать экономику, поднять цены на обслуживание самолётов процентов на 20 и начать зарабатывать.

Первыми к мистеру Переделкину пришли новые владельцы небольших самолётов. Для их "кукурузников" рост расходов на обслуживание в аэропорту вынудил поднять цены на билеты вдвое. Их клиенты посмотрели на это и частично пересели на автобусы и перекладные: сильно дешевле и тоже удобно. 

"Невыгодными - значит, невыгодными, вы просто не можете вписаться в рынок", - Переделкин отправил посетителей восвояси. К чему все эти мелкие самолёты? Только возни с ними. Лучше сфокусироваться на больших и красивых самолётах. Вот только наш новоявленный олигарх не учёл, что с уходом "кукурузников" ушла и их часть маржи, которая закрывала часть постоянных расходов. Что же, пришло время ещё раз поднять тарифы на обслуживание ещё на 20% просто для того, чтобы выйти в ноль. 

На этот раз к Михаилу пришли владельцы больших и красивых самолётов региональных авиалиний. Раньше часть их пассажиров регулярно перебирались через Южногорск на природу с помощью «кукурузников», а теперь они сразу едут колёсным транспортом. А другие с новыми тарифами активно пересели на поезд, и региональные перелёты стали невыгодными.

«Верьте в рынок, он оставит только самых эффективных и прибыльных, а на ваше место придут новые собственники,» — ответил им Переделкин и отказался понижать тарифы. Так из Южногорска ушли и регионалы. А следом — и часть маржи.

Михаил собрался, было, сфокусироваться на обслуживании федеральных авиакомпаний и международных перелётов, вот только им уже диктовать условия и поднимать тарифы он был не в силах. А те посмотрели на ситуацию, увидели, что в Южногорске больше нет ни регионалов, ни кукурузников, организовали все перелёты через Мск, а Переделкину оставили в обслуживание только пару рейсов в неделю. Разве что помогли получить небольшую субсидию, чтобы совсем не потерять аэропорт. Так и сидит Михаил Переделкин в аэропорту Южногорска.

И это ему ещё повезло: из 1450 аэропортов благодаря локальной оптимизации до 2024 года дожило немногим более 200.

Я тебя породил... так в долгий путь на долгие года

Отдельного внимания заслуживает случай, когда Dell отступила от своей стратегии. 

В середине 90-х одна компания с Тайваня предложила Dell свои услуги не только в производстве материнских плат, но ещё и в сборке компьютеров. Расценки были выгодны, так что решение было положительным. 

Позже эта же компания с Тайваня предложила выполнять за Dell ещё и координацию локальных производителей и всю внутреннюю логистику. Условия опять были выгодны, так что решение снова было положительным. 

Вот только после этого их сотрудничество было недолгим. Как только тайваньская компания набралась опыта, она вышла на рынок поставок компьютеров как самостоятельный игрок. Эту тайваньскую компанию мы теперь знаем под названием Asus.

Dell же быстро извлекла уроки из своих ошибок и больше никогда не отдавала на аутсорсинг свою главную компетенцию: координировать множество контрагентов.

Остров Маккуори

Вулканический остров Маккуори находится на юге от Новой Зеландии. 60 лет назад борцуны за природу забили тревогу: на острове развелось очень много кроликов, которые мешали гнездованию морских птиц. Сперва 15 лет пытались аккуратно противодействовать этому не самым действенным вирусом, но потом переключились на более смертоносный вариант. За следующие 10 лет популяция кроликов уменьшилась в 10 раз. Теперь уже оставшиеся без еды дикие кошки обратили свой взор на птиц.

Борцуны за природу теперь решили бороться уже с кошками. Сперва истребляя ядом всех кошек, мышей и крыс, а потом и отстрелом. Победа? Нет. Остров Маккуори начали покрывать водоросли, чьё распространение ограничивали ранее грызуны. Да и птицы начали есть остатки отравившихся животных. Но хотя бы с этим разобрались: с помощью обученных собак и людей убрали всех мёртвых отравленных животных.

Теперь у борцунов с природой новый враг и новая схватка. Правда, первые результаты говорят о том, что уничтожение водорослей приводит к ухудшению плодородности почвы, уменьшению разнообразия и снижению интереса птиц к гнездованию.

Остров Маккуори
Остров Маккуори

Но оптимизаторы и эту проблему успешно разрешили: они решили, что это итоговое состояние острова - нормальное, а проект признали полностью успешным.

Куда-то попали, вокруг места попадания нарисовали цель, словно туда и собирались выстрелить. Оптимально!

Как погорели бережливые японцы

Тридцать лет назад бережливое производство не просто получило широкое распространение в Азии, оно стало доминировать в Японии. Его суть - выстраивание экономного производства без потерь во всех проявлениях. Корпорации ставили Lean production во главу угла и строили бизнес на этом, захватывая международные рынки. Но мировой кризис 90-х нарушил эту экспансию, потому что поставил вызовы, которые не решались вопросами бережливого производства. В итоге рецессия в Японии длится два десятилетия.

Многие японские компании продолжают фокусироваться на бережливом производстве, из-за чего страдают их маркетинговые усилия. Отсюда постоянные проблемы с ростом.


В ближайшее время здесь опубликую статью о вреде оптимизации ФОТ и штатной численности.

Там уже получается больше 30 минут прочтения, и она куда больше соответствует тому, что я здесь обычно публикую. А пока она готовится, можете ознакомиться с другими моими лонгридами:

Этот сборник историй, готовящийся лонгрид и прочие публикации на Хабре составлены на основании заметок, которые я выкладываю в своём телеграм‑канале «Тру финансы». В нём вы можете найти регулярные разборы различных кейсов и мысли по вопросам финансов, управления, менеджмента и манежмента, маркетинга и IT, с позиции финансового архитектора. Никакой рекламы и консультаций, вебинаров и мемасов. И главное: актуальность моих заметок не снижается.

Если данная публикация вам понравилась, заходите в гости в мой телеграм‑канал.

Комментарии (30)


  1. Aniro
    19.04.2024 09:34
    +7

    Про остров Маккуори у вас вранье написано. Не знаю где вы его взяли, но видимо этому источнику доверять не стоит.
    Кошек там уничтожали одновременно с кроликами и крысами, это тоже инвазивный вид. Водоросли, очевидно, неинвазивны, бороться с ними не надо. Если уж хотелось рассказать про "внезапно" - изначально непредусмотрели то, что птицы тоже жрали мертвых кроликов и травились, поэтому пришлось привезти волонтеров чтобы прочесывать остров и собирать тушки, благо остров небольшой и они справились. Остатки живности вылавливали специально обученным собаками. Проект признан полностью успешным, сейчас наиблольшая проблема острова - мусор выбрасываемый морем.
    Почитать про актуальное состояние острова можно здесь: https://www.antarctica.gov.au/news/stations/macquarie-island/


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Постараюсь найти, откуда брал информацию про остров.

      Источник мог и наврать в деталях, признаю.

      И ваш комментарий сейчас не опровергает изначальную идею: что была задумка что-то локально изменить, а она уже породила проблемы на глобальном уровне.

      К счастью, с ними уже разобрались.

      Сейчас поправлю текст, спасибо вам за замечание


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Вот только про то, что кошек уничтожали с кроликами и крысами, у меня и было написано.

      А что в результате этих оптимизаций уничтожена значительная часть растительности, а остров покрыт водорослями - ну, да, успех, конечно. Вы посмотрите современные фотографии острова - где там банально обитать кроликам, крысам и кошкам? Там одни водоросли.

      Мы куда-то выстрелили. Вокруг места попадения нарисовали цель, словно туда и стремились.

      Остров успешно оптимизировали. Молодцы.


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Вот вам научная статья о том, что происходило на острове

      "Indirect effects of invasive species removal devastate World Heritage Island"

      https://besjournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1365-2664.2008.01601.x

      Она тоже всё врёт?


      1. Aniro
        19.04.2024 09:34
        +2

        Но это же старая статья. Это было до программы уничтожения, когда пытались ограничится менее радикальными мерами в виде контроля численности хишников и грызунов. Причем никакого "Теперь уже оставшиеся без еды дикие кошки обратили свой взор на птиц." там нет, наоброт - сокращение популяции кошек привело к росту популяции кроликов. Утверждается что была недооценка влияния хишников на популяцию. Про водросли там вообще ожидаемо нет ничего.

        "Куда-то попали, вокруг места попадания нарисовали цель, словно туда и собирались выстрелить." - целью изначально было избавить остров от инвазивных видов и вернуть его к состоянию двухсотлетней давности. Цель выполнена.


        1. Sertakov83 Автор
          19.04.2024 09:34

          Так я и рассказываю про события, которые начались давно: "60 лет назад борцуны за природу забили тревогу".
          Не 6 лет назад, не вчера, а 60 лет назад.


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Не знаю, насколько вы можете доверять этому источнику

      https://www.gazeta.ru/science/2009/01/13_a_2923556.shtml?updated


  1. avshkol
    19.04.2024 09:34
    +4

    Уточните про пруд и электростанцию:

    решили пруд увеличить: добавить ещё воды.

    Что конкретно сделали с прудом: расширили, углубили, перекрыли сток? И почему вода нагрелась сильнее - при большем объёме бассейна это физически не однозначно... Возможно, в том году температура воздуха была выше?


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34
      +1

      Был технический изолированный пруд вытянутой формой 0, его объём увеличили за счёт округления - окопали пруд с боков и добавили воду. И вот в таком О холодная и тёплая вода стала перемешиваться хуже, длинный цикл движения воды превратился в короткий, буквально сразу из выходного ответстия шла на вход. Вода на входе оказалась теплее, её возможность охлаждать уменьшилась.


      1. scream_r
        19.04.2024 09:34

        То есть просто неудачное техническое решение.


        1. Sertakov83 Автор
          19.04.2024 09:34

          Непродуманное решение. Так-то все решения здесть неудачны, потому что их не продумали


  1. Ivan22
    19.04.2024 09:34
    +3

    В принципе и примеры (и сама статья) просто иллюстрация пословицы: "поспешишь - людей насмешишь"


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Рад, что моя статья вас насмешила)


  1. Panzerschrek
    19.04.2024 09:34
    +5

    Оптимизация резервов - ровно то, что произошло в России с медицинской системой. Сначала её урезали, сократив количество больничных коек и персонал. А потом пришла эпидемия.


  1. Mr_Qwerty
    19.04.2024 09:34

    Отличная статья. Буду подсовывать молодым разработчикам, которые думают, что если научились писать код, то все остальное легче легкого. А также - молодым манагерам, которые считают, что в управлении главное - харизма и напор, а не довольно большой объем знаний


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34
      +4

      Спасибо большое!
      Старым манагерам тоже можно подсовывать, они творят дичь ничуть не реже, но куда "эффективней".

      Например, мы теряем 15-20% времени в среднем из-за отвлечений и переключения внимания. Кто-то даже больше. Именно это установил немецкий аналитический центр Next Work Innovation в 2021-22 годах. Почта, телефон, обращение коллег, посторонний шум, какая-то активность на заднем плане - что угодно может сбить концентрацию сотрудника и заставить его потратить лишнее время на повторное включение в задачу, а то и повторное её решение. И такие события происходят в среднем у работников 15 раз в час. Каждые 4 минуты!

      Так что если вы хотите реально заняться продуктивностью сотрудников - забудьте про open space. Совсем. Организуйте перерывы в синхронизации корпоративной почты. Разграничьте время, когда к сотрудникам могут обращаться другие, очно или по телефону. Дайте сотрудникам хотя бы 3 часа в день на работу без перерывов, и вы только на этом выиграете минимум 10%.

      А ещё лучше - и вовсе устроить 3 дня в неделю режим тишины, когда сотрудники уделяют внимание исключительно работе: никаких совещаний, звонков и даже чятиков по работе. В 2022 году в MIT Sloan Management Review опубликовали результаты исследования, которое показало, что производительность вырастала в эти дни на 60-75%.

      Аналогичные результаты с режимом тишины были достигнуты ещё в 1999 году в исследовании Harvard Business School. Но, видимо, тяга к open space и любви потрещать с сотрудниками по нескольку раз каждый день у менеджмента неискоренимы, потому в ход практика не пошла.


  1. alexeibs
    19.04.2024 09:34
    +1

    Пример про экономику Японии кажется надуманным. Рецессия там началась еще в 1990 году, но какое отношение к этому имеет Lean production непонятно от слова совсем.
    https://en.wikipedia.org/wiki/Lost_Decades


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Очень хороший вопрос. Не хотел расписывать, там прям большая сложная и не самая однозначная история.

      Попробую основные вещи описать.

      Исторически ещё с конца 1970-х годов дешёвые и качественные азиатские товары начали активно выходить на рынки Европы и США. Япония тут пёрла паровозом, потому что они по сочетанию цена и качество обыгрывала всех за счёт Lean. По этой причине как раз Джек Уэлч ещё свой GE начал активно реформировать - увидел тренд и начал с ним бороться.

      И кроме Джека в итоге идеи Lean так или иначе начали брать на вооружение все лидеры отраслей и крупные игроки. Та же Nokia успешно разработала и реализовала 6 Сигма как высочайший стандарт качества, например.

      И в итоге единственное конкурентное преимущество японцев и азиатов было нивелировано. Но из-за того, что многие там продолжили фокусироваться на этой локальной оптимальности, они начинали вредить своему маркетингу и сервису. Или как минимум - не помогать.

      И в итоге выпускавшие менее качественные и порой даже более дорогие товары конкуренты смогли выдавить японцев со многих рынков до младших долей.

      P.S. Не все японские компании остались с таким же фокусом на Lean.


      1. alexeibs
        19.04.2024 09:34

        Вы пишете, что компании других стран успешно переняли идеи Lean production, что помогло им выиграть ценовую конкуренцию. Из этого не следует, что идеи были плохими, скорее наоборот.

        Но из-за того, что многие там продолжили фокусироваться на этой локальной оптимальности, они начинали вредить своему маркетингу и сервису. Или как минимум - не помогать.

        Тут примеров не хватает


        1. Sertakov83 Автор
          19.04.2024 09:34

          Я ниже написал, повторюсь: как только американские и европейские смогли повторить ценовые и (почти) повторить по качеству, выяснилось, что у японских товаров в большинстве своём больше нет уникальностей. А фокус на Lean мешал им проявиться

          Кто слез с Lean как главной идеи, как та же Toyota, то смог уйти от локальных максимумов. В то время как то же самое производство отлично воспроизводилось в условиях и технологиях условного Китая, многие японские производители ничего им не могли противопоставить.

          Условно, Toshiba, Sharp, Panasonic, JVC сильно потеряли свои позиции. В том числе потому что их инновации были заточены под оптимизацию производства, а не новые технологии, из-за чего они проспали мобильный рынок и плоские экраны. В том числе потому, что для них Android был далёк от идеала, и они "побрезговали" с ним сталкиваться. В том числе потому, что они при своём Lean умудрились развить дичайший уровень традицонализма и бюрократии.

          Пардон, я на этой теме ухода от Lean Production к Lean management книгу пишу уже 5-й год, я когда-нибудь напишу про именно японский ступор развёрнутый ответ. Но сейчас мне честно, очень лень даже поднимать то, что уже и так лежит)


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      В общем, как только американские и европейские смогли повторить ценовые и (почти) повторить по качеству, выяснилось, что у японских товаров в большинстве своём больше нет уникальностей. А фокус на Lean мешал им проявиться.


      1. murkin-kot
        19.04.2024 09:34

        Вообще-то наоборот - победила локальная оптимизация.

        Как всегда в бизнесе, молодые и решительно настроенные "стартаперы" показали "большим дядям" где у них слабое место. Далее следует простейшая реакция - я хочу, что бы у меня не было этого слабого места. Когда "хочу" подкрепляется большим финансированием - тут вас всегда ждёт большой успех. Ну и худо-бедно большим китам кто-то напроектировал что-то, нацеленное на более качественное производство.

        Далее же всё осталось по прежнему - киты тупо треплются и распускают выгодные слухи, а мелочь готовит для них новые подсказки, что китам следует улучшить.

        Про японцев - они ничуть не умнее других. Исторически культура "всё для старшего самурая" включала очевидную подсказку - не будешь заботиться о младших самураях - не с кем будет ходить на войну. Плюс хорошего пинка старшие самураи получили в WW2. Вот и сложился стимул для заимствований, включая "технологии мотивации" из СССР. А реализация была точно такая же, как и у западных китов - приказ типа "я хочу как у них". Ну и младшие (иногда научные) сотрудники сделали грязную работу. А почести, разумеется - главным самураям.


        1. Sertakov83 Автор
          19.04.2024 09:34

          Если учесть, что доля доходности на венчурном рынке уступает S&P в 2 раза даже у самых выдающихся игроков, то никакие стартаперы никому ничего не показали.

          Одиночные победы и отдельные случаи взлома рынков не показательны.


          1. murkin-kot
            19.04.2024 09:34

            Она потому и уступает (удивительно, что всего в 2 раза), что киты быстро замечают просадку прибылей на проценты. Так что взлом идёт постоянно, только вы его не замечаете из-за оперативной реакции хозяев рынка.


            1. Sertakov83 Автор
              19.04.2024 09:34

              Лучшие в 2 раза уступают СРЕДНИМ)

              Про то, что лидеры рынка очень активно пылесосят рынки и повторяют/забирают технологии пионеров, я прекрасно знаю)


  1. murkin-kot
    19.04.2024 09:34

    Истории о вреде локальной оптимизации

    Кому война, а кому мать родна...

    Это к тому, что локальные оптимизации есть главная опора современного мира. На самом верху все олигархи поголовно оптимизируют исключительно под себя, принуждая делать так же все правительства. Ну а у всех, кто ниже, не остаётся шансов на что-то глобальное, потому что ничего глобального в их руках просто нет.


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Всякий, кто оптимизирует под себя локально, обречён на глобальное поражение. Или вымирание, в зависимости от того, на каком уровне идёт противостояние


      1. murkin-kot
        19.04.2024 09:34

        Пока на вымирание обречены все те, кто пытается как раз играть глобально. Война за долю рынка не даст никому выйти из зоны принятых правил игры.


  1. Vedomir
    19.04.2024 09:34

    Неровная статья, часть примеров реально великолепны, часть спорные (ближе к концу про остров например или Японию). Про техподдержку например просто супер - наконец то я понял почему он так деградировала в последнее время. Слава богу я работаю и работал в консервативных компаниях (рос из техподдержки в программиста и до сих пор ее немного касаюсь), до которой этот бред не дошел.

    > Или происходит какой-то кризис, и возникает необходимость меняться, а у компании не находится резервов, чтобы просто отреагировать на него: все и так работали с загрузкой в 100%.

    Суть то проблемы одна - погоня за сиюминутным краткосрочными показателями и игнорирование более долгосрочных последствий.


    1. Sertakov83 Автор
      19.04.2024 09:34

      Это просто сборник разных историй про локальную оптимизацию, которые не нашли или не найдут отражение в прочих моих статьях.

      О какой-то ровности я и не задумывался. Кейс с Японией сложный, и я реально просто поленился его раскрывать. А с островом так и не пойму, чего всем кейс не нравится. Наоборот, он же очень показателен: натворили дел, выводов не сделали, продолжили оптимизировать, снова накосячили.