Рассказ о войне стандартов, которая привела к появлению на рынке современных аудиокассет, был бы неполным без упоминания ещё одной удивительной технологии прошлого — магнитофонов, использовавших в качестве носителя информации не ленту, а… магнитный диск. Такие устройства сочетали в себе более высокое по сравнению с винилом качество магнитной записи и свойственную пластинкам возможность произвольного доступа к любому фрагменту фонограммы без необходимости перемотки кассеты. Как же работали подобные устройства?

▍ Немного истории


Удивительно, но исторически дисковые магнитофоны родились намного позже катушечных (я почему-то думал, что должно быть наоборот): первые ленточные устройства магнитной записи появились на рынке ещё в 30-х годах XX века, а к 50-м прочно заняли нишу популярных бытовых приборов наравне с проигрывателями виниловых пластинок. Недостатки «классического винила» были вполне очевидными: радиолы и проигрыватели умели лишь воспроизводить фонограмму без возможности записи, одним неосторожным движением (или в результате неправильного хранения) можно было повредить пластинку, что приводило к «заеданию», «перескакиванию» иглы звукоснимателя с дорожки на дорожку или появлению посторонних шумов и потрескиваний в процессе воспроизведения. Наконец, пластинку можно было случайно погнуть или сломать. В свою очередь, магнитофонная лента нередко рвалась и была подвержена риску размагничивания. Но главное — при прослушивании пластинки можно было сразу включить нужную композицию, просто установив звукосниматель в соответствующую позицию: «пустые» дорожки между треками легко определялись на глаз. А вот магнитофонную ленту следует сначала перемотать, ориентируясь на показания механического счётчика — это, если владелец бобины не поленился записать тайминги начала каждого трека на картонном футляре катушки. Ну, и обратная перемотка после окончания прослушивания тоже занимала время.

Исправить этот досадный недостаток бобинных магнитофонов решили инженеры из германской компании Telefunken, считавшейся на рубеже 50-х и 60-х годов одним из европейских лидеров в производстве бытовой аудиотехники. Кроме того, в первой половине 60-х катушечные магнитофоны изготавливало уже множество фирм по всему миру, в связи с чем возникла насущная необходимость развивать инновации, способные превратиться в конкурентное преимущество. Именно поэтому в 1959 году Telefunken наладил производство дискового диктофона Traveller, использовавшего в качестве носителя не ленту, а ферромагнитный диск, более популярная модификация которого поступила в розничную продажу под названием Telefunken 600 в 1962 году.



За картинки я хочу выразить искреннюю благодарность порталу vintage-technics.ru — там же можно отыскать электрические схемы и изображения нескольких моделей дисковых магнитофонов в разобранном виде.

▍ Telefunken 600


Внешне устройство Telefunken 600 напоминало небольшой чемоданчик размером 285 х 200 х 60 мм и весом 2,65 кг с подключённым к нему микрофоном, который также выполнял функцию динамика, то есть, был способен работать и на запись, и на воспроизведение звука. На микрофоне продублирована кнопка включения и выключения питания и многопозиционный переключатель, с помощью которого меняется режим работы устройства: запись, воспроизведение, остановка и реверс — прокручивание диска в обратную сторону для повторного прослушивания или перезаписи неудачного фрагмента фонограммы. Кроме того, записывать можно было и с телефонной линии — для этого в комплекте поставки имелся специальный адаптер, подключаемый к телефонной розетке, а сбоку на корпусе — переключатель, с помощью которого пользователь мог выбрать источник сигнала: микрофон или телефон. Ещё к аппарату можно было подключить наушники. Диск вставлялся в щель на лицевой панели диктофона, открывать крышку для этого было не нужно.





Сам магнитный диск диаметром 155 мм изготавливался из гибкого чёрного пластика, одна сторона которого была покрыта ферромагнитным составом светло-коричневого цвета. Материал использовался чуть толще пластика, из которого позже изготавливались дискеты — он больше напоминает гибкие пластинки, которые когда-то распространялись с популярным в СССР музыкальным журналом «Кругозор». Внутреннее отверстие диска достаточно широкое — 38 мм. Диск имел спиральную канавку шириной 0,3 мм с бортиками высотой 0,1 мм, по которым перемещалась магнитная головка, имеющая специальный выступ, не позволяющий ей перескакивать с дорожки на дорожку. Запись велась от края диска к центру, при приближении считывающей головки к внутренней части диска размыкался контакт, и вращение электродвигателя останавливалось. На каждом диске помещалось ровно 10 минут монофонической аудиозаписи.



В комплект поставки входил специальный постоянный магнит для быстрого стирания данных на диске, которым следовало провести над его поверхностью, и набор сменных бумажных шкал, которые можно закрепить на лицевой панели устройства и делать на них пометки карандашом.



Ориентируясь на эту шкалу, пользователь мог перемещать рычажок, нажав на него сверху — синхронно с ним перемещался звукосниматель. Таким образом можно было быстро отыскать нужную запись. Чтобы вытащить диск, нужно переместить рычажок в крайнее правое положение — при этом внутри диктофона поднимается прижимной механизм, и «пластинку» можно извлечь наружу. Рядом с рычагом расположена ручка управления громкостью, регулятор уровня записи и двухрежимный индикатор со стрелкой, который в обычном режиме демонстрирует уровень остаточного заряда аккумуляторной батареи, а в процессе записи — уровень мощности получаемого с микрофона (или телефонной линии) сигнала. Просто и функционально.

Диктофон питался от встроенной аккумуляторной батареи с напряжением 6 вольт, которая, если верить инструкции, поддерживала работу устройства в течение 10 часов. При этом к нему можно было подключить и внешний адаптер питания для подзарядки и работы от электрической сети.





Telefunken 600 был собран на транзисторах, благодаря чему и обеспечивалась его портативность — по размеру, устройство было с толстую книгу формата энциклопедии. В 1962 году аппарат стоил 528 немецких марок, что по тем временам — довольно крупная сумма. Несмотря на компактные для своего времени габариты, наиболее существенным недостатком устройства было ограниченное время записи: один диск позволял сохранить трек длиной всего лишь 10 минут, а в комплект поставки диктофона входило три таких диска. Вот на этом видео можно рассмотреть конструкцию устройства подробнее:


▍ Последователи


Несмотря на некоторую диковинность конструкции, диктофон пользовался спросом, и Telefunken выпустила несколько модификаций модели 600. А кроме того, у неё появились последователи — дисковые диктофоны производились вплоть до начала 70-х, когда в магазинах уже вовсю продавались компактные кассетные магнитофоны. Такие устройства могли конкурировать с ними только благодаря единственному преимуществу — быстрому доступу к любому фрагменту записи.

Одним из таких аппаратов стала Olympia DG 402 — практически полный аналог Telefunken 600. Эта машина серийно выпускалась вплоть до 1974 года.



Olympia использовала те же диски, что и Telefunken, поэтому их можно было записывать и воспроизводить на обоих аппаратах. Совместимы не только диски, но и микрофон, и адаптер для подключения к телефонной линии, и наушники. В качестве главной отличительной особенности от прародителя у «Олимпии» можно назвать разве что наличие специальной кнопки для быстрого размагничивания диска: при её нажатии к вращающейся магнитной «пластинке» подводился постоянный магнит, закрывавший всю рабочую поверхность пластинки, который полностью стирал запись за один оборот.



В процессе записи или воспроизведения приближение магнитной головки к центру диска на Olympia DG 402 сопровождалось звуковым сигналом, предупреждавшим пользователя о том, что запись или воспроизведение скоро закончится. В целом, электронная схема этого диктофона была более современной по сравнению с Telefunken 600 — помимо транзисторов там даже имелась одна микросхема.

Такие же в точности диски использовались и на ещё одном практически полном клоне Telefunken 600 — диктофоне Kurier от компании AEG.



А вот диски для ещё одного магнитофона, Assmann TS 10, немного отличались, да и сам аппарат был более высокотехнологичным и современным, хотя выпускался в тот же период — в конце 60-х. При том же внешнем диаметре 155 мм и расчётной ёмкости 10 минут записи, диск имел внутреннее отверстие диаметром 7 мм, поэтому диски от Telefunken к этому магнитофону не подходили. Вернее, их можно было переделать под Assmann, заклеив чем-нибудь широкое центральное отверстие и прорезав отверстие поменьше — в остальном эти диски были совершенно одинаковыми.



При схожих габаритных размерах (290 х 215 х 63 мм) этот диктофон был тяжелее — он весил 2,8 кг. Микрофон, так же, как и у Telefunken, мог работать динамиком и пультом дистанционного управления. Он имел кнопки воспроизведения-записи и вращающееся колёсико для включения и выключения устройства. Кроме того, у Assmann TS 10 имелось два режима чувствительности микрофона: стандартный и пониженный, для шумных помещений.

Если в режиме воспроизведения нажать и удерживать зелёную кнопку на микрофоне, диск начинал вращаться в обратную сторону — это позволяло быстро отмотать запись чуть назад и прослушать заинтересовавший фрагмент снова. При этом в верхней части корпуса самого диктофона имеется ещё один отключаемый динамик — переключение режима вывода звука (на микрофон или основной громкоговоритель) осуществляется специальным тумблером, расположенным в задней части девайса.

Диск на этом устройстве загружался так же — через щель в передней части. В центре передней панели диктофона располагается шкала длительности записи в минутах, по которой перемещается стрелка, указывающая текущее положение магнитной головки. Ниже смонтирован ещё один индикатор, имеющий деления от 1 до 30 и демонстрирующий интервалы по 2 секунды — он связан с двигателем, вращающим опорный диск, и подсвечивается изнутри при включении устройства, то есть, одновременно работает индикатором питания. При приближении головки к внутренней части диска замыкались штырьковые контакты, расположенные в районе центрального отверстия, и из динамика раздавался прерывистый звуковой сигнал.



Справа располагается рычаг, с помощью которого можно перемещать головку над диском, слегка надавив на него. При нажатии на рычаг головка приподнималась над канавками и могла свободно двигаться по горизонтали — стрелка на шкале длительности записи будет перемещаться синхронно. Если перевести рычаг в крайнее правое положение и отжать вверх, прижимной фиксатор поднимется, после чего можно извлечь диск из устройства. Если нажать на этот рычаг в процессе записи, магнитофон переходит в режим воспроизведения. Скорость вращения диска можно плавно менять с помощью специального регулятора на боковой части корпуса. Так же, как и в Olympia, здесь имеется механизм быстрого стирания записи при помощи постоянного магнита, а также возможность записи с телефонной линии.

Такие диктофоны использовали не только журналисты — их часто можно было встретить в европейских офисах. Руководители надиктовывали на них задания или тексты писем, а затем передавали на дисках машинисткам, которые набирали эти «голосовухи» на пишущих машинках — персональные компьютеры в конце 60-х ещё не изобрели. А возможность подключения к телефонной линии позволяла боссам транслировать ценные указания, находясь «на удалёнке». Кроме того, к Assmann TS 10 можно было подключить внешние колонки и другой источник звука для записи через линейный вход, выполненный в виде стандартного пятиштырькового разъёма.

Большинство таких «голосовух» как раз укладывались в 10 минут, а возможность быстро переключиться с одной фразы на другую без необходимости перематывать плёнку, а затем буквально за секунду очистить диск и использовать его заново, стали для секретарей неоспоримым преимуществом дисковых диктофонов перед неуклюжими «бобинниками». Кроме того, гибкий и лёгкий диск можно было при необходимости отправить по почте в обычном бумажном конверте, чего не сделаешь с тяжёлой катушкой магнитофонной плёнки, для которой потребуется бандероль. Поэтому дисковые диктофоны окончательно ушли в историю только с появлением дешёвых и компактных устройств на аудиокассетах.

▍ Сделано в СССР


Удивительно, но в Советском Союзе тоже был свой дисковый магнитофон, причём появился он даже раньше диктофона от Telefunken — в 1957 году. Встречайте: МАГ-Д1!



Если германские дисковые магнитофоны использовали для установки и извлечения носителя высокотехнологичную щель, то этот аппарат, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом звукозаписи (ВНАИЗ), напоминал обычный проигрыватель граммофонных пластинок, разве что звукосниматель тут был с магнитной головкой. Диски тоже были другими: на жёсткой текстолитовой основе, но с ферромагнитным покрытием и направляющей спиральной канавкой. Время записи на такой диск составляло всего 5 минут при скорости вращения диска 35 оборотов в минуту. Причём тонарм имел лишь две магнитные головки: воспроизводящую и записывающую, а размагничивание диска выполнялось в отдельном специальном устройстве.

Было и ещё одно важное отличие — функциональное. Целевой аудиторией германских дисковых магнитофонов были в основном офисные секретарши, а суровые советские конторские работницы прекрасно обходились без подобных буржуазных излишеств. МАГ-Д1 предназначался для записи радиотелеграфных сигналов, передаваемых в эфир азбукой Морзе. В военных, понятное дело, целях.

Магнитофон был оснащён механизмом автоматической остановки двигателя при окончании воспроизведения/записи и регулятором скорости вращения диска (максимальная составляла 100 об/мин). На корпусе имелось несколько регуляторов уровня записи и громкости воспроизведения… да, собственно, и всё. Зато в конструкции аппарата был предусмотрен низкочастотный узкополосный фильтр, позволявший при воспроизведении записи выделить даже очень слабый сигнал на фоне радиопомех и шумов. Именно то, что нужно военным.

В нашей стране дисковые магнитофоны не прижились, потому практически неизвестны — редкие экземпляры можно отыскать разве что у коллекционеров. Зато в Западной Европе они пользовались большой популярностью — они и сейчас попадаются не только в музеях, но и в некоторых магазинах, торгующих подержанной электроникой и офисной техникой.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (33)


  1. CitizenOfDreams
    15.05.2024 11:51
    +3

    Удивительно, но в Советском Союзе тоже был свой дисковый магнитофон

    "У советской микросхемы 40 ножек. И 2 ручки для переноски". Здесь же ручек целых 4.


    1. red_dragon
      15.05.2024 11:51

      Зато без ножек.


      1. lonelymyp
        15.05.2024 11:51
        +1

        Вон же, под серым корпусом коричневые ножки, с отверстиями для привинчивания, чтоб нельзя было украсть.


        1. Popadanec
          15.05.2024 11:51

          Зная страсть СССР копировать сложные устройства(в виду неспособности вести собственные передовые технические исследования в сфере информации) и глядя на его технические характеристики, можно предположить что он уже "украден". Просто скопировали как смогли. С пластиками были серьёзные проблемы, потому диски были хрупкими текстолитовыми. От щелевой загрузки отказались в виду сложности(или для ускорения выпуска, как и от индикации, в виду краткости записи.

          И либо музей лукавит с годом его появления(техника военная, а значит секретная) либо уже были другие аналогичные разработки за рубежом. В то что это разработка на базе собственных идей, верится слабо, при виде аналогично упрощённой конструкции. Магнитные диски были известны с начала пятидесятых и на них уже даже пытались писать цифровые данные.


          1. strvv
            15.05.2024 11:51

            Вряд ли. Можно зафиксироваться на одной позиции, а можно - что процесс был обоюдный, где кто быстрее уцепил идею, и развил - в итоге его считают создателем.
            Как Маркони, другие случаи, лень перечислять.
            Где внедрение мобильной телефонной связи, в итоге CDMA создавал по заказу Nortel и Qualcomm один НИИ, это и в патентах указано - создатель один, владелец - другой.
            У нас, зачастую, проблема не в изобретении, а в выводе изделий в массе.
            Куча исторических, экономических и уже можно сказать национальных причин.
            Одна из которых - более быстрый оборот той же информации, денег, товара в прибрежных теплых регионах, а у нас даже май, как сейчас, не сильно от марта отличается, с соответствующими издержками.

            2Попаданца - я минусить не могу :) Просто озвучил свою точку зрения.


        1. red_dragon
          15.05.2024 11:51

          Скорее, я бы назвал это кронштейнами. Но, может быть я и не прав.


  1. manfredima
    15.05.2024 11:51

    Быстрый доступ к любому фрагменту записи практически бесполезен без оглавления с тайм-кодами


    1. Holmogorov Автор
      15.05.2024 11:51

      Оглавление с тайм-кодами написано карандашом на сменной бумажной шкале на Telefunken 600 (и цифрами на Assmann TS 10, там даже удобная стрелочка есть).


    1. Telmah
      15.05.2024 11:51

      10 минут записи вообще можно на слух прокрутить


      1. Popadanec
        15.05.2024 11:51

        Разово, да. Но если делаешь это каждый день и по нескольку(десятков?) раз, то это море в пустую потраченного времени.


  1. Timick
    15.05.2024 11:51

    Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли

    Ну как потеряли - у меня iPod с НЖМД на 80 Гб ещё вполне рабочий. А чем он не дисковый магнитофон?


    1. Popadanec
      15.05.2024 11:51

      Имелось в виду из вида. Я хоть и интересуюсь темой, первый раз читаю про такие устройства. Не говоря уж про то что у СССР был толи аналог, толи копия.


  1. Zara6502
    15.05.2024 11:51
    +2

    А мне больше всего жаль магнитооптику, отличная же штука, более надежная чем Flash. Произвольный доступ, перезапись, не боится ЭМИ, статики и ударов


    1. Popadanec
      15.05.2024 11:51
      +1

      Патенты и жадность той же Сони её погубили.


      1. strvv
        15.05.2024 11:51

        С патентами действительно всё сложно.
        Где они играют роль защиты изобретателя, где на них ударно кладут и плевать хотели на защиту.
        Где сами патенты используются для защиты от конкуренции - составляется зонтичный патент, закрывают конкурентам вход и на 25 лет можно не колупаться.
        Как было в 80-90 с фрактальными методами сжатия изображений, в середине 90х писал курсовые, - технически - можно даже без потери данных, и постепенное повышение детализации, простота маштабирования - т.е. для превью достаточно первой части данных, постепенно проявляются детали :)


    1. blind_oracle
      15.05.2024 11:51

      Куча сложной механики - надёжнее чем флеш? Не боится ударов? Очень сумневаюсь.


      1. Popadanec
        15.05.2024 11:51

        Флеш не любит статику в частности и перенапряжения вообще. Убить незаметно можно в любой момент. А магнитооптике не страшно ничего кроме сильных ударов, которые проломят корпус и повредят сам диск. Износа при правильной конструкции у него практически нет.


        1. blind_oracle
          15.05.2024 11:51

          Практика показывает что миллиарды сотовых телефонов достаточно надёжны с флешем. А уж про размер и простоту использования по сравнению с дисками я умолчу...


          1. Zamix80
            15.05.2024 11:51

            если телефон упал сильно флешу может и отпасть, а м-о нет


      1. K0styan
        15.05.2024 11:51

        Вся сложная механика - в приводе, сам носитель дёшев. Особенно по сравнению с современными магнитооптике USB-flash накопителями.

        Это даёт ряд бонусов - например, отдать кому-то материалы на дешёвом носителе можно без возврата. Впрочем, flash достаточно быстро подешевела, чтобы эти особенности перестали быть конкурентным преимуществом.


        1. Zara6502
          15.05.2024 11:51

          Впрочем, flash достаточно быстро подешевела, чтобы эти особенности перестали быть конкурентным преимуществом.

          Ну не скажите, первый флеш-накопитель у меня появился в 2001 году, а разбрасываться ими я стал только в 2018. И их дешевизна прямо пропорциональна резкому снижению их же качества. И по сути флеш так же мёртв как и дискеты, так как по прямому назначению им пользуются уже очень мало.


          1. Zamix80
            15.05.2024 11:51

            неудобство тут таковое - чтобы мне что-то отдать на флеше человеку, надо к этому флешу еще ярлык приклеить с файлами, на самом флеше не напишешь, передать устно можно но не всегда получится, естественно флешки все таскают, раньше нечасто но встречались битые порты усб, что выводило флеш из строя.


            1. Zara6502
              15.05.2024 11:51

              ну надписывание спорный аргумент, я за 35 лет пользования дискетами надписывал их раза два и то на работе.

              битый усб порт может быть, но не слишком частое явление, мне такие никогда не попадались.


          1. K0styan
            15.05.2024 11:51

            Уже в 2010-2011 годах на конференциях и выставках стали материалы не только на дисках, но и на флэшках посетителям стенда выдавать.


            1. Zara6502
              15.05.2024 11:51

              и что это доказывает? если у вас для конференции бюджет на 100К - вы покупаете флешки и раздаёте, какая тут связь вообще с тем что мы обсуждаем? Вы будете раздавать дискеты? В 2019 мой родственник ездил в США в Сан-Франциско и там им раздавали DVD - о чем это говорит? ДВД вернулись? Кто-то зажопил флешки? Вы уж когда примеры приводите то хотя бы причинно-следственные связи прослеживайте.


      1. Zara6502
        15.05.2024 11:51

        объясните лучше зачем вы начинаете спорить о том, о чем не имеете никакого представления?


        1. blind_oracle
          15.05.2024 11:51

          Откуда вам знать о чём я имею представление? Я, например, представляю, что Flash может выдержать ускорения около 1500G - сомневаюсь, что механика магнитооптики выживет.


          1. Wesha
            15.05.2024 11:51
            +1

            Я, например, представляю, что Flash может выдержать ускорения около 1500G

            А может и не выдержать.
            Надеюсь, нет необходимости напоминать этот клёпаный стыд?
            Надеюсь, нет необходимости напоминать этот клёпаный стыд?


          1. Zara6502
            15.05.2024 11:51

            Откуда вам знать о чём я имею представление?

            По вашим несуразным попыткам процитировать википедию.

            Я, например, представляю, что Flash может выдержать ускорения около 1500G

            Это не вы представляете, а это вы начитались википедии. А флеш накопитель - это сложное электронное устройство и от падения на пол с высоты 1.5 метра у вас в лёгкую разрушается не только сам чип, но и элементная база всего устройства.

            Так же вы наверное читая вики пропустили тот момент, что флеш абсолютно не любит перезапись, собственно вся технология и по сей день упирается в этот параметр, где всегда оперируют исключительно тем фактом, мол кому оно надо постоянно перезаписывать данные. Ну я по такому же принципу могу сказать - а кому оно надо кидать о стену МО накопитель и внезапно и проблем никаких нет.

            сомневаюсь, что механика магнитооптики выживет

            У МО диска вся механика сводится к наличию шторки и пружинки, там нет никаких шестерёнок и сложных механизмов. Вы даже можете засунуть МО диск в унитаз и смыть раз 500 воду с какашками, а потом помыть диски и продолжить им пользоваться. Флешка такое не переживёт.

            Можно бесконечно писать о том чего вы не знаете, но зачем? Вы же непризнанный специалист по накопителям данных, всесоюзный диванный эксперт.


  1. Daddy_Cool
    15.05.2024 11:51

    Очень интересно! По идее можно было сделать универсальный девайс - сразу и для пластинок и для магнитных дисков. А если расположить в два этажа - то можно было бы и с пластинки сразу переписывать на магнитодиск. Правда "Мелодия" бы не обрадовалась.


    1. Holmogorov Автор
      15.05.2024 11:51

      Пластинку формата LP на 10-минутный магнитный диск все равно не перепишешь...


    1. Didimus
      15.05.2024 11:51

      В пластинку добавить магнитный материал, как делали с киноплёнкой


  1. exussr
    15.05.2024 11:51

    В конце 70-х, с мини бобинной "Мрiя" за 220 рэ, ходили по деревне. Куда там дисковым магнитофонам.