В этом году я окончил бакалавриат “Прикладная информатика: в экономике”. Поэтому пока память свежая, хотел предоставить небольшую выжимку из 4 лет моего обучения.

Данная статья основана на моем личном опыте обучения в универе. Описанные события, мнения и впечатления являются субъективными и могут не отражать общую картину обучения в аналогичных учебных заведениях или на аналогичных специальностях. Мой опыт может отличаться от опыта других студентов из-за различных факторов, таких как преподаватели, методы обучения и личные обстоятельства. Цель статьи — поделиться моими личными наблюдениями и мыслями, а не давать объективную оценку людям и образовательной системе в целом.

Так как я смог более менее сдать ЕГЭ для своего региона, получилось пройти на бюджет в КФУ. Документы подтверждения сдал в последние часы, жутко боялся, что кто-то впереди меня встанет в списке, в конченом счете со своими 243 баллами я прошел в бюджет, кстати у последнего абитуриента в списке поступающих было 193 балла. Честно в начале хотел в поступить по направлению “Программная инженерия”, но побоялся, что опередят. Были моменты, что жалел об этом решении, но по итогу смирился с этим и продолжил обучение в том же месте.

Первый год, как и у всех, у нас преподавались общие предметы, такие как философия, русский язык, история, информатика, математика и логика. Всё это меня раздражало, но сейчас я понимаю, что эти предметы были полезными и не принесли никакого вреда. На информатике учились работать с Word и Excel. В начале мне это также не очень нравилось.Сидим, учим офисные программы, а ведь я сюда шел, чтобы учиться прогать. Однако со временем я осознал, что, хоть это и было неинтересно, умение работать с ними пригодилось на следующих курсах.

2 курс

Во втором курсе довольно много было предметов связанных с экономикой и бизнес-процессами: бухгалтерия, финансы, макро-микро экономика, моделирование бизнес-процессов. Некоторые предметы и преподаватели были интересными, но были и такие, которые превращали учебу в рутину и скуку. Также из ITишного тут было немного про UML и много про 1С. В начале я еще рассматривал вариант научиться 1С и зарабатывать миллиард деняг, но после этих пар желание заниматься 1С совсем пропало.

Учили 1С мы так. Нам давали лабы, где всё расписано, куда и как нажать, и мы просто повторяли действия. Мотивации действительно понять работу программы особо не было, так как чем быстрее закончишь тем быстрее ты пойдешь домой играть в свой КС. Так же чем больше ты сделаешь лаб, тем больше получишь баллов за семестр. У нас была такая система: 50 можно заработать работая в течение семестра и 50 за экзамены\зачеты, ну и по классике у каждого препода была своя политика на счет этих балов, как и за что их можно получить. В итоге материал мы проходили очень поверхностно и быстро.

Я пытался самостоятельно изучать 1С, создавать проекты и разбираться, как всё это работает, но оказалось, что в интернете материалов довольно мало или их сложно найти, а документация платная. Для меня, человека, который был немного знаком с IT-технологиями, платная документация убила всю мотивацию.

Практика после 2 курса.

Если вы подумали, что во время практики в шарашкиной конторе я занимался чем-то абсолютно не связанным с IT, вы правы! Первый опыт производственной практики оказалось довольно паршивым. Компания занималась 1С ом, ну и нам, зелёным студентам, разумеется ничего серьёзного не могли доверить - я это понимал. Но я не понял почему нам доверили только ручную сортировку физической папки с документами по другим папкам. Хотя возможно они хотели показать, как трудно работать без информационных технологий. Если их цель была такая, то они явно добились своего. Некоторые одногруппники пошли в более ITишные компании, некоторые в менее, а некоторые вообще просто в компании где были их знакомые.

3 курс

С#, ООП, СУБД, Java, Android разработка. Начало уже звучит прикольно. Действительно эти пары я любил и ходил с удовольствием если отсыпался.

Хотя, как мне показалось, преподы не имели опыта работы с промышленным программированием в крупных командах, но они всё же хорошо могли передавать свои знания и материал методички. Пару раз заметил ошибки в объяснениях, иногда гуглил то, что они говорят и перепроверял, если закрадывались сомнения.

Полезных вещей было немало, вот некоторые из них:

  1. Довольно хорошая база по C# и параллельно ООП. Изучали все тонкости языка ,прям подряд по методичке, изучали и интересные штуки языка и скучные. Инкапсуляция, наследование классов, переопределение и сокрытие методов, работа свойств, основные типы данных, работа сборщика мусора, настройка проекта и решения, пространства имён, модификаторы доступа, работа с файлами, обработка исключений - все эти темы были хорошо проработаны. Но было и много важных, но не затронутых тем: работа с фреймворками, LINQ, Entity Framework, асинхронность, рефлексия.

  2. Опять база по базам данных, как бы тавтологично это не звучало. Проектирование схемы БД, нормальные формы и т.д.. Писали процедуры на PL/pgSQL, триггеры, представления (view). Практиковались делать бэкапы, сами пробовали, хотя в итоге получилось это только у пары студентов. 

  3. Про информационных системы. Про работу браузеров, запросов, модель OSI, проектирование ИС, этапы разработки и т.д. Хотя объясняли все эти штуки очень сложно и теоретическим языком. Препод явно в жизни не сталкивался с этими проблемами и технологиями, а про практические кейсы я вообще молчу. По лекциям вообще не было возможно определить где это может пощупать в реальной жизни.

  4. WEB технологии. HTML разметка, css стили, js - довольно хорошо помогли в последующей работе и трудоустройстве.

  5. Работа с Java. Изучали синтаксис, пытались делать десктопные приложения для винды.

  6. Мобильная разработка. Можно было использовать любые инструменты и язык программирования. Кто то писал на Kotlin, кто то на C#, а кто-то использовал 1С (да в 1с можно делать мобильные приложения). Я выбрал С# и MAUI. Разработал клиент-серверное приложение для просмотра расписания. Расписание на сервере парсил с excel и отдавал мобильному клиенту на MAUI, также была небольшая интеграция с 1С. Ниже на картинке интерфейс этого приложения.

    Интерфейс мобильного клиента
    Интерфейс мобильного клиента

Большинство одногруппников вся эта разработка и код особо не интересовала. Многие на пары ходили просто отметиться. Если препод был не строгим, то многие забивали и на работу в лабах. Вместо практики и изучения материала, они играли браузерные игры в Яндекс играх. Признаюсь, я тоже иногда этим грешил.

Конечно, некоторая информация была уже устаревшей. В некоторых темах нам показывали старые методы работы и технологии. Объясняли многое слишком теоретическим языком, но я всё равно смог извлечь пользу от этих лекций, и вот почему:

  1. Во 2-3 курсе я самостоятельно очень плотно начал заниматься программированием

  2. Делал свои пет проекты, кодил, исправлял, общался с гиками в дискорд каналах, спрашивал советы и вопросы, проходил бесплатные курсы.

  3. Начал фрилансить, если это так можно назвать. Вообщем некоторые люди знали, что я более менее шарю в программировании и просили делать лабы\проекты. Ну и там по сарафанному радио приходили заказы. В начале боялся, все таки ответственность, но потом постепенно начал брать их. Бросил всё это дело я тоже быстро. Надо было учиться и закрывать свои проблемы (курсовая, диплом, сессия, работа). Тут в портфолио сохранились некоторые проекты, можете глянуть если интересно: https://freelance.habr.com/freelancers/razil_khayka

В итоге, из-за того что я уже столкнулся с некоторыми проблемами во время разработки и потрогал как это всё работает в реальном мире - мне было довольно легко запоминать и понимать о чем идет речь в этих лекциях. Вообщем к теоретической базе нужно обязательно чуточку практики. Это очень сильно помогает в понимании теоретической информации.

Также были косвенно связанные с IT предметы, по типу эконометрики и статистики. Опять же объясняли сложно, проходили быстро. Хотя после этих пар, видосы где объясняли работу нейросетей, я стал понимать лучше. Среднеквадратичная ошибка, прогнозирование, построение эконометрических моделей - перестали быть страшными понятиями.

Практика после 3 курса и первая работа

Это, наверное, был самый счастливый момент во время обучения, потому что я достиг поставленной цели — устроиться на работу программистом. Как и всегда, одногруппники начали искать, куда они пойдут проходить практику, а у меня на примете уже была одна компания, у которой стек технологий совпадал с тем, что я изучал. Стоит упомянуть, что где-то на 2 курсе я решил углубленно изучать .NET и C#, создавая MVC сайты, API и изучая фронтенд. До этого у меня не было четкого фокуса на одном направлении — я интересовался разными штуками: делал игры на Godot и Unity, разрабатывал телеграм-ботов и различные проекты на Python, немного занимался 1С, периодический сталкивался с HTML и CSS.

Итак меня взяли в эту компанию практикантом, но в отдел 1С. Вообщем во время практики, я показал руководителю, что шарю за веб, и он познакомил меня с руководителем веб-отдела. В итоге практику я проходил, где изначально и хотел. Уже новый руководитель дал задание сделать менеджер паролей\секретов по типу Passwork. Надо было использовать Blazor и asp net. Опыта использования блазора у меня не было, но я довольно быстро разобрался как с ним работать и в итоге сделал неплохой сервис (по меркам студента 3 курса). Каждую неделю руководитель смотрел, как идет моя работа, давал советы, я тоже что-то спрашивал. Остальные программисты тоже были довольно приятными людьми, иногда некоторые подходили, смотрели, давали советы и т.д. И в конце практики я сказал, что хочу тут работать и меня взяли. Я ходил с улыбкой на лице целую неделю:) 

PS: Ниже интерфейс веб приложения, который я разрабатывал.

Интерфейс веб приложения
Интерфейс веб приложения

4 курс

WEB разработка и много сложной экономики. 

Сначала пару слов про экономику. Я всё же учился в экономическом отделе, поэтому экономика сопровождала меня на каждом курсе. В принципе интересных вещей там было немало. Лично мне понравилось то, что нам дали базу, чтобы хоть как то ориентироваться в реальной экономике и финансах. Узнал на достаточном для себя уровне как работают финансы, деньги, процентные ставки, налоги, ценность денег, инфляция, модели спроса и предложения, акции, облигации и другие активы. В общем, с этими знаниями, меня было сложно убедить тапать хомяка и бананы.

По вебу давали классические материалы, часто с metanit, про HTML, CSS, JS и концу семестра немного PHP. Наверное и так ясно, что мы не изучали фреймворки по типу React \ Angular \ Laravel и другие современные инструменты веб разработки, нам давали только базу. Проходили методичку очень быстро, для предварительно неподготовленных людей успевать понимать это всё, было очень сложно. Когда работали с вебом вообще писали в блокноте. Вам смешно, а ситуация страшная. От безысходности я сидел в веб версии Visual Studio Code. Только в конце 4 курса, мы перешли в нормальный редактор кода.

К слову, мы часто шутили про то, что мы не полноценные специалисты: и в экономике так сяк, и в программировании туда сюда. Шутки шутками, но в каждой шутке была доля шутки.

Практика после 4 курса. Тут особо нечего рассказывать. Так как я уже с 3 курса работал программистом, практику я прошел на том же месте, то есть на своей работе. Дома заполнял отчет по практике, а на работе просто выполнял свои обычные обязанности или писал отчет по практике.

Курсовые

В конце курса мы сдавали курсовые работы. Всего мы написали 3 курсовых. В идеальном мире все они должны были быть связаны с одной темой, но у меня получилось 3 работы и 3 разных тем. Вот они красавцы:

  • "Теоретические основы проектирования и разработки cайт-агрегатора для поиска компьютерных комплектующих"

  • "Анализ и моделирование бизнес-процесса "Управление парковкой в ООО XXX"

  • "Проектирование и разработка корпоративного менеджера секретов бизнес-процесса 'Управление секретами IT инфраструктуры"

Темы у остальных были примерно по этому шаблону, но сфера могла кардинально отличаться. Кто-то писал про тестирование, кто-то про сервис для изучения английского языка, кто-то про интеграцию ПО с 1С, кто-то про мобильное приложение для магазина, а кто-то про телеграм-бота для школы и т.д. Во время защиты преподы могли спрашивать по делу, могли докопаться до каких то мелких деталей, а могли просто шутить.

Мем про курсовую работу
Мем про курсовую работу

Дипломная работа

Моя дипломная работа была связана с 3 курсовой и тема звучала так: “Разработка информационной системы для безопасного управления конфиденциальными данными в IT-инфраструктуре”. Согласен, что тема не особо связана с экономикой, но такие темы позволялось брать, так как  у каждого в конце было написано про экономическую эффективность информационной системы. Про эту работу уже писал на Хабре.

Позволю себе рассказать, а точнее показать забавную историю связанную с этой статьей. В общем мой руководитель увидел эту статью …

Переписка с руководителем
Переписка с руководителем

В июне 2024 мы успешно защитили свои дипломы. “Мы” - это все кто дожил до последнего семестра, однако стоит сказать, что дожили до него лишь 60-70% студентов. Кто-то не справлялся с учебой, кто-то не мог сдать курсовую или экзамены, кто-то добровольно уходил, а кто-то брал академ и т.д.

Для полноты картины, скажу несколько слов о своих одногруппниках. Практически все были довольно доброжелательными и часто тусили в стихийно образованных компашках. Из личных наблюдений могу сказать, что программированием интересовались лишь 2-3 студента. Именно эти 2-3 студента и устроились на работу программистами. Пару людей пошли на около айтишные должности, по типу проект-менеджер\руководитель проекта. О судьбах остальных я знаю мало, так как не был особо общительным, но сомневаюсь, что они стали программистами.

Итог

Кто-то говорит, что стоит учиться в ВУЗе, потому что отсрочка, полезные знания, нетворк и связи. Однако насчет нетворка скажу так. За 4 года в ВУЗе я обрел максимум пару десятков одногруппников, несколько хороших знакомых, и лишь одного близкого друга, который взял академ. Стоит ли 4 года обучения того, решать вам. Значительного выхлопа от этих знакомств я пока не заметил. Возможно, еще рано делать выводы. К тому же, я немного асоциальный тип и чувствую, что мне не хватает навыков общения — возможно, причина в этом.

Мем смешной, ситуация страшная
Мем смешной, ситуация страшная

Однако я всё же нашел для себя несколько плюсов: отсрочка от армии, хоть какое-то общение и социализация, а также открытие новых возможностей и путей дальнейшего развития. Например, экскурсия для студентов по офису IT-компании на втором курсе помогла мне не бросить учебу. Я стал усерднее изучать программирование, и у меня появилась цель устроиться туда.

Впечатления от этой экскурсии сложно описать. Я - 19 летний пацан, который всю жизнь рос в деревне и убирал навоз в ферме, увидел как работают айтишники. Просторный, уютный и светлый офис, с кондеем, с кофемашинами с бесплатными конфетами, с комнатами отдыха, с тренажерными залами, с возможностью поиграть в настольный теннис - для меня это было что-то из разряда фантастики. Конечно к этому со временем просто привыкаешь, а некоторые условия меняются, например, пропали бесплатные конфеты :(

Оглядываясь назад на четыре года обучения, я понимаю, что этот путь был полон испытаний, грустных, трудных и счастливых моментов. Эти годы научили меня важным вещам: не откладывать работу на последние часы, делать бэкапы работ в облаке и умению не сдаваться. Я понял, что каждое, даже самое незначительное знание и навык, может оказаться полезным в будущем.

На этом всё! Спасибо, что прочитали до конца.

ТГ: https://t.me/khayka

Комментарии (127)


  1. Exosphere
    08.07.2024 22:27
    +39

    Вы зря в тексте бравируете (или как там это у вас, лолируете, кринжуете?) тем, что ваша статья прошла модерацию и вышла из песочницы. Мы на Хабре стараемся поддерживать вузы и более или менее адекватных студентов, поэтому изредка выпускаем материалы вне очереди. Так что факт публикации не говорит ни об умении писать статьи, ни о ценности — а лишь о том, что статья не позорная и наша добрая воля — поддержать вузовскую среду.

    А остальном ‑ здесь всё сказано.

    P. S. К слову, недавно снова был наплыв курсовых и даже одного вступительного эссе - отклонили, потому что даже читать невозможно. За такое образование реально страшно.


    1. voldemar_d
      08.07.2024 22:27
      +2

      Пользуясь случаем, хочу спросить: у вас на Хабре есть какие-то автоматические инструменты, помогающие хоть как-то проверить и "облагородить" статьи перед публикацией?

      Регулярно выходят статьи, в которых не просто запятых не хватает (такое ощущение, что люди и не знали, что такое причастные и деепричастные обороты, вводные слова и т.д.), а отсутствуют знаки препинания в конце предложения, нет пробелов после запятых, встречаются двойные пробелы - все это, как минимум, можно подсветить в редакторе, а то и исправлять автоматически.

      Я понимаю, пусть шишки достаются автору такого материала, но уже были случаи, когда статья, вроде бы, интересная, но дочитать я её не смог - глаза спотыкаются.


      1. Exosphere
        08.07.2024 22:27
        +1

        Мы работаем с каждой статьей вручную: отправляем на доработку автору, исправляем косяки сами, в тяжелых случаях работает еще и корректор. Но, конечно, в таком потоке легко что-то пропустить. Буду благодарна за любые такие примеры в личку.


        1. old_bear
          08.07.2024 22:27
          +1

          Если вам интересны примеры из этой статьи, попросите автора переслать вам то, что я ему накидал через cntrl+enter. Как-то у меня не сложилось впечатления, что с этой статьёй корректор работал. Хотя может это я просто изначальный текст не видел.

          Я не слишком слежу за темой, но может уже есть инструменты на базе LLM для автоматизации проверки падежей и прочего подобного?


          1. Exosphere
            08.07.2024 22:27
            +1

            Речь, конечно, о статьях из Песочницы. Всё что после - полная ответственность автора. Мы просматриваем и правим вёрстку и некоторые ошибки, не более.

            Автоматизированных средств нет, но некоторые авторы умудряются забивать даже на замечания спеллчекера! А так, по опыту, прогон текста через Орфограммку перед публикацией - 85% приличной читабельности. Но многим авторам наплевать и на текст, и на читателей - главное, гениальную мысль донести.


        1. Wesha
          08.07.2024 22:27

          Простите, но позвольте Вам не поверить. Ищите в комментариях "кровавые слезы" — у вас же наверняка внутренние инструменты есть.

          Тысячи их


      1. aborigen81
        08.07.2024 22:27
        +5

        Дико плюсую ваш комментарий

        Как хорошо, что мои покойные преподаватели русского языка и литературы уже не увидят этот текст.


        1. voldemar_d
          08.07.2024 22:27
          +6

          А ведь, периодически, но с завидной регулярностью, в комментариях появляется про "программисту не нужна грамотность", да и про "ВУЗы не нужны для программистов", и всё в этом духе.

          ИМХО, скоро можно будет (а то и уже) готовый рецепт давать про "как поднять хайп на Хабре":

          1. Взять "горячую" тему про "как войти/не войти в айти", "ВУЗы программистам не нужны".

          2. Написать максимально противоречивый текст (желательно, основанный на своём, а то и не своём успешном успехе).

          3. В конце обязательно дать ссылку на ТГ-канал.

          4. Профит! Сотни комментариев, плюсов (непонятно, за что) гарантированны.


          1. Khay_Darov Автор
            08.07.2024 22:27
            +1

            А минусы будут?

            Если ваш список касается моей статьи:
            1) Статья не про это, а про мой личный опыт обучения в вузе
            2) В чём противоречивость?
            3) В статье нет ссылок на тг каналы, только личка для связи
            4) Не вижу не чего плохого в этом


            1. voldemar_d
              08.07.2024 22:27
              +4

              Если ваш список касается моей статьи

              Нет, не касается. Увы, есть полно других примеров.

              Не вижу не чего плохого в этом

              "Не" с глаголами пишется раздельно. Но данного случая это тоже не касается.

              Если серьезно, как раз Ваша статья очень даже достойная и интересная. Вы честно описываете свой путь, без всяких "рецептов успешного успеха". Ставлю за неё плюс, а не минус.


              1. iv_kingmaker
                08.07.2024 22:27
                +4

                Правильно пишется "ничего".

                Не к тому комментарию ответил.


              1. k4ir05
                08.07.2024 22:27
                +3

                "Не" с глаголами пишется раздельно.

                Так с глаголом то он её правильно написал. А вот непонимание разницы между "не" и "ни" удручает.


                1. voldemar_d
                  08.07.2024 22:27
                  +8

                  Позанудствую: "с глаголом-то" :)


        1. TIEugene
          08.07.2024 22:27
          +4

          Здесь не надо быть покойным преподавателем, чтобы глаза выпадали.
          Текст раздражает безграмотностью.
          НО - может так и надо? Какой ресурс - такие и посты?
          До олбанского пока далеко, но дорогу осилит идущий.


    1. dabel1k0v
      08.07.2024 22:27

      стараемся поддерживать вузы и более или менее адекватных студентов, поэтому изредка выпускаем материалы вне очереди

      Ми-ми-ми. И в чём же ваша поддержка заключается? В том, что вы даёте лить на себя трафик с помощью статей от студентов? Сомнительная поддержка. Есть что-то кроме ваших стараний (сотрясания воздуха)?

      наша добрая воля

      Без комментариев

      Вы бы что-ли пользовательское соглашение прочитали этого сайта, прежде чем так кринжевать))


      1. saboteur_kiev
        08.07.2024 22:27
        +3

        IMHO, статьи от студентов, без опыта и квалифицированных знаний, это для данного ресурса минус в репутации. Поэтому поддержка - это уже хотя бы опубликовать студенческий опус, если он не совсем позорный, но при этом хотя бы дать советов по теме и оформлению.
        Редко когда от студентов есть что-либо полезное. Все-таки сюда хочешь прийти за опытом, а не за "как я курсовую написал, без фреймворков и чатгпт"


        1. dabel1k0v
          08.07.2024 22:27

          Здесь нет статей и никогда не было. Вы видимо тоже не читали пользовательское соглашение.


    1. AlexandrSudarev
      08.07.2024 22:27
      +5

      лолирую и кринжую с вашего комментария. "Добрая воля" не ваша, а вашего работодателя. Да и в его случае это не "добрая воля", а необходимость пополнить банку статей


  1. NechkaP
    08.07.2024 22:27
    +13

    Однако насчет нетворка скажу так. За 4 года в ВУЗе я обрел максимум пару десятков одногруппников, несколько хороших знакомых, и лишь одного близкого друга и то который взял академ. Стоит ли 4 года обучения того, решать вам. 

    На мой взгляд, суть нетворкинга не в том, чтобы найти компанию "близких друзей" для вечеринок и прочих совместных активностей -- это можно сделать где угодно, и эти люди далеко не всегда совпадают с вами по профессии. Так что да, о результатах можно будет судить позже. Приведу примеры нетворкинга, который на самом деле может считаться плюсом получения высшего образования:

    • преподаватель, у которого есть основное место работы "в индустрии" (не знаю, как у вас с этим было, но вообще это большой плюс для программистской специальности, если такие есть), может как-то помочь лучшим студентам со стажировкой/практикой в компании;

    • опять же, рекомендации в компании и обмен опытом с бывшими одногруппниками, но когда этот опыт в работе уже есть (близко дружить для этого не обязательно);

    • кто-то в бакалавриате находит своего научного руководителя, с которым продолжает работу в магистратуре/аспирантуре/в качестве сотрудника лаборатории;

    • если учебное заведение звучит как "бренд" и/или обладает сильным коммьюнити, то далее само по себе его название может объединять людей, которые не были знакомы ранее, быть поводом добавиться в линкедин, пообщаться и пореферить в компанию, опять же (во многих компаниях, особенно за рубежом, рекомендация значительно увеличивает шанс рассмотрения резюме);

    • поиск потенциальных партнеров in crime для стартапа, в том числе, людей с другими компетенциями и специализациями (например, финансистов или биологов)

    То есть речь идет о большом количестве слабых связей, которые и будут потенциально полезны в жизни.


    1. voldemar_d
      08.07.2024 22:27

      А ведь есть ВУЗы и кафедры, выпускники которых работают в Microsoft, Facebook, Google, Яндексе и т.д. Или, например, в нефтезаговых/металлургических компаниях. Я это к тому, что при выборе ВУЗа можно не гадать, на какую работу можно будет устроиться, а стремиться к определенным целям.


      1. neomedved
        08.07.2024 22:27
        +4

        А ведь есть ВУЗы и кафедры, выпускники которых работают в Microsoft, Facebook, Google, Яндексе и т.д.

        Это, в общем-то… почти любые ВУЗы? Больше скажу, в этих компаниях работают люди, которые никакие ВУЗы не заканчивали


        1. voldemar_d
          08.07.2024 22:27
          +1

          почти любые ВУЗы?

          В общем-то, да. Но вероятность попасть в FAANG после ВУЗа в условном Урюпинске, как думаете, прямо такая же, как после столичного?

          в этих компаниях работают люди, которые никакие ВУЗы не заканчивали

          Само собой, но смотря на каких должностях. И это еще в копилку к статьям про "программистам ВУЗы не нужны".


          1. Vladimirsencov
            08.07.2024 22:27

            Ну если про Facebook то особо разницы не будет.


            1. voldemar_d
              08.07.2024 22:27

              Почему? Там что, сплошные перекладыватели json работают?


              1. Knightt
                08.07.2024 22:27
                +1

                там просто пофиг на название ВУЗа


          1. NechkaP
            08.07.2024 22:27
            +2

            Ну, не такая же, конечно, передовой вуз с преподами из индустрии изначально наберет студентов изначально сильнее, обучит их более релевантным вещам и еще не будет препятствовать стажировкам в том же российском бигтехе во время учебы, и по совокупности этих факторов смещение все же есть.

            С другой стороны, если смотреть с позиции того, кто уже поступил, куда смог, надо пытаться выжать максимум из этого + заниматься самообразованием доступными способами. А то можно поставить цель так, что покажется, что только ФКН ВШЭ/МФТИ/ИТМО это путь куда надо, и всю жизнь пересдавать ЕГЭ, чтобы туда поступить... Все-таки среди аудитории Хабра школьников, у которых есть пара лет в запасе на подготовку к олимпиадам для поступления и ЕГЭ - мизерная часть


            1. neomedved
              08.07.2024 22:27
              +1

              передовой вуз… не будет препятствовать стажировкам

              Ну это уже прям чересчур оптимистично!


              1. NechkaP
                08.07.2024 22:27

                Согласна, что так звучит - возможно, мне и правда повезло больше нормы :)

                3-4 курсы попали на пандемию, и тем, кто пошел стажироваться раньше или смог продраться через приостановленный найм во многих компаниях, было как раз очень удобно совмещать удаленную работу с удаленной учебой, а потом, судя по количеству работающих студентов среди последующих годов поступления, режим обучения так и остался гибридным.

                (Справедливости ради, ВШЭ и раньше славилась тем, что не создавала проблем по формальным критериям вроде посещаемости лекций,и без этого отчисляя треть курса... но это уже другая история)


          1. neomedved
            08.07.2024 22:27

            вероятность попасть в FAANG после ВУЗа в условном Урюпинске

            Не уверен, что в Урюпинске есть хоть один ВУЗ, так что однозначный ответ дать невозможно…


            1. Kanut
              08.07.2024 22:27
              +2

              Как насчёт "МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Волгоградский государственный казачий институт технологий и управления": https://yandex.ru/maps/org/mgutu_im_k_g_razumovskogo_volgogradskiy_gosudarstvenny_kazachiy_institut_tekhnologiy_i_upravleniya/190256644501/?ll=41.994452%2C50.781647&z=17

              Мало того что ВУЗ, так ещё и казачий. Уверен что оттуда вообще без собеседований в FAANG'и берут :)


              1. Andy_U
                08.07.2024 22:27

                Представил себе тамошнюю военную кафедру :)


              1. ALogachev
                08.07.2024 22:27

                HR : .... Мы еще никогда не видели, чтобы на собеседование приходили в папахе и с нагайкой...

                Кандидат: Да, к сожалению, шашку пришлось оставить на входе. Охрана не пропустила...



    1. panzerfaust
      08.07.2024 22:27
      +8

      опять же, рекомендации в компании и обмен опытом с бывшими одногруппниками, но когда этот опыт в работе уже есть (близко дружить для этого не обязательно)

      Как вы себе это представляете? Допустим, напишет мне бывший одногруппник (выпуск был 13 лет назад) и попросится в мою контору. Для меня он такой же хер с горы, как и любой другой кандидат. Никуда рекомендовать его я не буду потому, что просто ничего о нем не знаю.

      Нет, нетворкинг это просто модный эвфемизм понятия "по знакомству". Именно что нужно корешиться с кем-то на постоянной основе, чтобы был выхлоп.


      1. NechkaP
        08.07.2024 22:27
        +1

        Да, так примерно и представляю) Некоторые люди будут готовы пореферить, понимая, что он как минимум получил ту же достойную базу в вузе, что и он, + видя резюме/линкед. Все равно в корпорации эта рекомендация отправится к эйчару и потребует прохождения всех этапов отбора, рекомендующий по сути ничем не рискует (наоборот, может получить премию в случае успеха). Как раз-таки в этом отличие от "устройства по знакомству", "пропихивания" куда-то под свою ответственность и так далее


      1. vadimr
        08.07.2024 22:27
        +3

        Ну, это у кого какое образование. Если мне напишет мой бывший одногруппник, я буду знать, как минимум, что он прошёл хорошее обучение и не был отчислен при этом (а отчисляли у нас большинство), поэтому заведомо существенно выше среднего уровня с улицы. Даже если он с тех пор выращивал капусту на приусадебном участке. Впрочем, как и любой другой человек, закончивший тот же ВУЗ по той же специальности.


      1. sshikov
        08.07.2024 22:27

        За 13 лет человек разумеется мог сильно измениться. Но чего и кто стоил тогда за те 6 лет совместного обучения - я прекрасно вспомню и сегодня, хотя выпустился более 40 лет назад. Ну т.е. я о нем знаю что-то, хотя это могло так же устареть, как и его знания по диплому (да и мои).

        В тоже время, я по работе встречал таких долбодятлов - выпускников моего же ВУЗа, что рекомендовать кого-то потому что он закончил тот же ВУЗ - разумеется нет.


        1. panzerfaust
          08.07.2024 22:27
          +3

          Но чего и кто стоил тогда за те 6 лет совместного обучения - я прекрасно вспомню и сегодня

          Иронично, что один из наших самых отсталых раздолбаев потом взял да основал свою студию веб-разработки. А наша краснодипломница уже 13 лет сидит в банке на позиции линейного менеджера по выпуску карт без всякого роста. Так что помнить, кто там чем занимался в узких рамках вузовской программы, можно, но не сильно полезно.


          1. vadimr
            08.07.2024 22:27

            взял да основал свою студию веб-разработки

            А для этого вообще нужно высшее образование?


          1. sshikov
            08.07.2024 22:27
            +1

            Ну, разумеется. И люди могли измениться, и вы (и я) в то время не все о людях понимали. Но скажем, краснодипломница - а вы правда не знаете, почему у нее красный диплом, условно говоря, за усидчивость, или потому что умная? Это же обычно ясно уже на первом курсе, не только кто как учится, но и благодаря каким чертам характера?

            И я тоже не вижу ничего такого в основании своей студии. Не то что высшее образование, а и высокий ум для этого не надобен. Разумеется, нужны кое-какие черты характера, которые есть не у всех, и предсказать путь в бизнес в институте наверное не так просто.


  1. Tzimie
    08.07.2024 22:27
    +18

    Вспоминая свое обучение, надо сказать, что сортировка физических документов в папке это все же лучше, чем сортировка картошки или ее сбор в поле.


  1. Tzimie
    08.07.2024 22:27

    А вот интересно, давалось ли на обучении:

    1. Алгоритмическая (не)разрешимость

    2. P=NP?

    3. Полнота по Тьюрингу

    4. Сведения о Теоремах Геделя

    5. Понятие мощности множества

    6. О(n) нотации сложности алгоритмов

    Я имею в виду в качестве знакомства, без глубоких доказательств


    1. voldemar_d
      08.07.2024 22:27
      +3

      В экономических ВУЗах еще линейную алгебру и линейное программирование проходят, например.


      1. Khay_Darov Автор
        08.07.2024 22:27

        Было такое


    1. Khay_Darov Автор
      08.07.2024 22:27

      Точно не помню, но эти темы мне не знакомы.


      1. Tzimie
        08.07.2024 22:27
        +7

        Увы... Я лучше думал о преподавателях


        1. Khay_Darov Автор
          08.07.2024 22:27
          +3

          Дело скорее не в преподах, а в направлении и изучаемых предметах

          Содержание программы
          Содержание программы


          1. vadimk91
            08.07.2024 22:27
            +2

            Интересно, философию все еще изучают. В свое время мы похоже были последним потоком, который изучал еще марксистко-ленинскую, но в реальности уже было понятно, что времена меняются и рассказывали про Гегеля и Канта.
            Дочитал список до "Логики" и споткнулся, список предметов (точнее, их порядок) с этим явно не дружит :) Как-то попался в руки учебник 60-х годов по Логике, так прочитал от корки до корки просто на досуге, настолько оказалось познавательно.


            1. JediPhilosopher
              08.07.2024 22:27

              Да по факту оно так и случилось, что сперва был всякий марксизм-ленинизм, после развала СССР выкинуть бы эту чушь с концами. Но нет, тогда пришлось бы кучу народу увольнять и целые кафедры закрывать. Такие действия всегда идут вразрез с интересами любого крупного бюрократического аппарата (а университет таковым и является). В итоге просто ввели курс "обычной" философии вместо нее. А потом люди десятилетиями недоумевают, нафига им этот шлак в качестве обязательного предмета.


          1. Tzimie
            08.07.2024 22:27

            Ну все таки ремесленник отдичается от инженера пониманием основ. Вот логику все же дали? Многое из того о чем я писал могло спокойно попасть туда.

            А чему вас учили на логике?


      1. voldemar_d
        08.07.2024 22:27
        +1

        Системы линейных уравнений не приходилось решать? А оптимизационные задачи - например, задачу о ранце или коммивояжере?


        1. s13nder
          08.07.2024 22:27
          +9

          У меня вьетнамские флешбеки начались


          1. voldemar_d
            08.07.2024 22:27

            Нас препод на 1 курсе заставлял такие задачи решать вручную на бумаге - вот это я понимаю, флешбеки :-) Когда я написал программу на Паскале, которая распечатывает весь ход решения, и выдал портянку с выводом на бумаге, он поначалу отказывался принимать у меня такое решение. Я ему резонно заметил, что все эти алгоритмы придуманы, в конце концов, для решения задачи вычислительной машиной, а не карандашом на бумаге. Только после того, как я снабдил каждую (!) строку кода комментарием, он принял у меня зачет и даже поставил "отлично", но вникать в код программы, подозреваю, не стал.


        1. Khay_Darov Автор
          08.07.2024 22:27

          Приходилось


    1. positroid
      08.07.2024 22:27
      +5

      Учился 10 лет назад в провинциальном ВУЗе на АС (кафедра АСУ, специалитет) - все это определенно было, разве что о 4-5 мог за давностью лет и поверхностного упоминания на курсах забыть. Мне кажется тут все же от ВУЗа к ВУЗу и даже от специальности к специальности очень много различий, список айти направлений очень широкий


    1. vadimr
      08.07.2024 22:27
      +9

      Теоремы Гёделя – это чисто математическая мулька, которая для своего понимания требует серьёзного математического аппарата (и подавляющее число людей, которые об этих теоремах слышали, понимают их неправильно), а в практическом смысле бесполезна. Вряд ли имеет смысл объяснять их программистам, в математике есть много более полезных разделов.

      А мощность множества и О-нотацию, вроде, уже в хороших школах объясняют.


    1. Julegg
      08.07.2024 22:27

      А вот интересно, давалось ли на обучении:

      Я учился не в РФ, но все темы у нас были (не был уверен про Теоры Гедаля, но загуглил и вспомнил, что всё-таки было). Причём про O-нотации вообще было на 3х различных предметах точно (и ещё на двух упоминалось вкратце). Вероятно, чтобы все запомнили.


      1. Tzimie
        08.07.2024 22:27

        Это в Германии?


        1. Julegg
          08.07.2024 22:27

          Да.


  1. UFO_01
    08.07.2024 22:27
    +3

    Тоже в этом году закончил бакалавриат. ЕГЭ сдал на 245, поступил в местячковый вуз, т.к. денег на переселение в общагу в другом городе не было. Направление инфокоммуникационные технологии и системы связи. Обучение так себе, по программам 2008 года, непонятно кого готовят и зачем, напихано много чего не понятно зачем. Зато было много свободного времени, было время поиграться с ардуиной, stm32, немного даже Verilog учил (собственно, ради этого и поступал, однако самой связи, электроники и программирования было по 2 семестра максимум в лучшем случае), ну и питон с django "для души". А потом вдруг на третьем курсе один из преподов предложил пройти собеседование в фирму, сотрудничающую с кафедрой, так и попал в мир железячников, но не в IT (по версии Минцифры).


    1. voldemar_d
      08.07.2024 22:27
      +3

      так и попал в мир железячников, но не в IT

      Разве микроконтроллеры, Verilog и железки - это не IT?

      Вы как раз показали на себе хороший пример того, что ВУЗ - это еще и полезное окружение. Да, оно может сработать, а может не сработать, но без ВУЗа вероятность такого явно меньше.


      1. me21
        08.07.2024 22:27
        +1

        Ну, видимо, фирма не имеет айти-аккредитации или как там её.


      1. UFO_01
        08.07.2024 22:27

        Разве микроконтроллеры, Verilog и железки - это не IT?

        Конечно IT, просто сама фирма не имеет IT аккредитации из-за того что доход идёт от продажи оборудования, а не от продажи ПО из госреестра или что-то типа того (неудачная шутка в предыдущем комментарии, прошу прощения)

        Вы как раз показали на себе хороший пример того, что ВУЗ - это еще и полезное окружение. Да, оно может сработать, а может не сработать, но без ВУЗа вероятность такого явно меньше.

        Тут полностью согласен, не поспоришь, жаль только что почти всю учёбу дома просидел (то корона, то осадки в виде града, жизнь на границе она такая)


        1. voldemar_d
          08.07.2024 22:27

          Я не про аккредитацию, а суть деятельности. В конце концов, и чисто софтверные организации не все имеют аккредитацию.