Комьюнити — это не просто группа людей. Это сообщество со своими целями и ценностями, традициями, структурой и ролями. Комьюнити часто встречается в списках корпоративных бонусов и может показаться необязательной надстройкой в жизни айтишника, но на деле сообщества помогают экономить время на поиск ответов в работе и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Меня зовут Варвара, я комьюнити-менеджер — раньше работала с сообществами в Сбере, а сейчас занимаюсь комьюнити амбассадоров в Яндекс Практикуме. Я расскажу, что в больших компаниях понимают под комьюнити, откуда берутся сообщества и зачем они нужны IT-специалистам.

Что такое комьюнити

Под комьюнити можно иметь в виду любые группы по интересам, в которых больше двух людей. Или многомиллионные сообщества внутри индустрии, такие как Stack Overflow или DEV. В комьюнити-менеджменте принят свой подход, а отличительных признаков комьюнити выделяют три: наличие общей цели, взаимосвязей внутри сообщества и структуры.

Участники комьюнити разделяют одну цель. Их деятельность направлена на достижение этой цели. Сообщества могут объединяться по разным признакам, например направлениям: дата-аналитики, джависты и так далее. Или по месту работы, если в комьюнити состоят все IT-специалисты компании. Но цель должна быть одна.

Участники регулярно общаются друг с другом. Они знакомы между собой, у них есть взаимосвязь и общая деятельность за рамками достижения целей комьюнити. Поэтому в комьюнити редко находится больше 300 человек, а чаще — до 50. Впрочем, я видела чаты, где были и тысячи людей, но большинство из них не участвовали в обсуждениях.

В комьюнити есть структура. Есть человек, который принимает решения. Например, если мы говорим о комьюнити внутри компании, то это комьюнити-менеджер. За ним идёт ядро — 10% самых активных участников со своими важными для сообщества ролями. Это инфлюенсеры и эксперты, ивент-менеджеры, контент-маркетологи. Также ядро выполняет функцию мостика между комьюнити и комьюнити-менеджером.

Я могу прочитать много текстов на Хабре, но вряд ли у меня получится полностью понять потребности разработчиков. Разобраться с этим как раз помогают инициативные участники сообщества.

А еще ядро комьюнити помогает с прикладными задачами. Например, я как менеджер хочу, чтобы наши тусовки проходили не только в Москве и Питере, но и в регионах. Для этого я ищу людей в разных городах и передаю им эту часть ответственности.

Активные участники, как правило, проявляют инициативу сами, но комьюнити-менеджер должен поощрять это, проводить отдельные регулярные встречи, придумать и поддерживать систему вознаграждения.

Остальные — основная масса людей. Какие-то из них включаются в общую активность, другие могут читать чат и даже не отвечать. Это нормально.

Как появляются комьюнити

Есть два вида комьюнити: естественные и искусственные.

Естественные комьюнити появляются сами. Часто всё начинается с момента, когда один человек сталкивается с трудностями. Он прочитал все книги, посмотрел все видео по теме, и ему всё равно не хватает второго мнения. Скорее всего, таких, как он, много — постепенно такие люди слетаются друг к другу, как мыльные пузыри, образуя один большой шар.

Такие сообщества распространены и вне IT. Они по-своему ламповые и душевные.

Людей в естественных комьюнити объединяет либо горе, либо радость. Например, аналитик данных долго не может написать код или получить нужный результат вычислений. Он идёт за советом на Хабр или GitHub, видит, что люди сталкиваются с той же проблемой, и они вместе начинают искать решение. Одна задача подтягивает за собой другую — и так со временем стихийно созданная группа перерастает в комьюнити.

Другой пример: комьюнити, которое объединяют любовь к искусственному интеллекту и вера в утопическое будущее, где все задачи можно будет поручить нейросетям. В нём могут участвовать самые разные разработчики, аналитики и тестировщики, которые будут общаться и обмениваться опытом.

Искусственные комьюнити появляются внутри компаний. Метод образования в них директивный — либо сотрудников прямо знакомят с комьюнити-менеджером и объявляют, что они теперь в комьюнити, либо комьюнити-менеджеры обращают внимание на естественные комьюнити внутри компании и начинают с ними работать.

Цели таких комьюнити созвучны с целями бизнеса, а деятельность прямо или косвенно направлена на получение прибыли.

Какие цели могут быть у искусственных сообществ:

  • строить социальные связи и объединять активных работников;

  • удерживать сотрудников (просто денег, безлимитного кофе и массажного кресла в офисе для этого уже недостаточно);

  • хантить ценные кадры;

  • улучшать качество товара или услуги за счёт моментальной обратной связи между участниками;

  • создавать новые продукты вне основной деятельности компании, не ограничивая специалистов привычными стандартами и критериями;

  • поддерживать репутацию в индустрии и сокращать маркетинговые расходы.

Несмотря на то что цели искусственных сообществ — это прежде всего цели бизнеса, такие комьюнити так же полезны для участников, как и естественные.

Зачем IT-специалистам нужны комьюнити

Красной нитью через любое сообщество пролегает обмен знаниями и опытом. Весь нетворкинг, все связи и обсуждения строятся вокруг поисков решения конкретных вопросов из рабочей практики. Человек в комьюнити накапливает знания и находит ответы гораздо быстрее, чем одиночка. 

Обычные обсуждения в комьюнити студентов Практикума
Обычные обсуждения в комьюнити студентов Практикума

Старшие специалисты с помощью комьюнити закрывают потребность в самореализации. У них есть хорошая работа, достойная зарплата, семья и путешествия. Когда все базовые потребности закрыты, человек хочет что-то ещё. Например, помогать другим, а заодно убеждаться в знании, что он крутой специалист.

«Я наставничаю, потому что хорошо запоминаю много информации, умею быстро давать ответы и знаю, как преподнести их так, чтобы их поняли. И в целом мне всегда нравилось помогать людям».

Савва Лебедев, старший наставник курса «Разработчик C++» в Практикуме

Также комьюнити помогают развивать софтскилы и строить личный бренд. Когда ты известен в индустрии, корпорации зовут тебя на митапы и дают офферы, а стартапы приглашают на высокооплачиваемые аудиты.

Профессионал с развитыми софтскилами — мегакрутой покемон, который нужен всем.

Так мы подходим к одной из главных возможностей комьюнити для специалистов — это продвижение в карьере. Сарафанное радио никто не отменял, и чтобы получить хорошее предложение, может быть достаточно одной рекомендации или знакомства.

Участие в комьюнити может быть зелёным флагом для работодателя. Например, есть конференция HighLoad++ в Москве и Питере. Там очень сложные доклады, строгий отбор, дорогие стенды для компаний и билеты для посетителей. Один факт участия в таком мероприятии в качестве спикера равен признанию в индустрии как специалиста.

Чем занимаются участники комьюнити

В комьюнити-менеджменте есть дискуссии по поводу того, сколько времени должен посвящать комьюнити каждый его участник. Но это касается метрик для менеджеров — для людей это всегда необязательная деятельность, которой можно уделять столько времени, сколько хочется. 

Для комьюнити важны традиции. Это может быть традиция обсуждать по средам какую-нибудь новую тему из заранее составленного списка. Или встреча в Zoom каждую вторую пятницу с обсуждением, как прошла неделя.

Также есть типовые форматы встреч:

  • IT-конференции, пикники и митапы, на которых можно вместе слушать лекции и участвовать в активностях;

  • факап-найтс, на которых спикеры рассказывают о том, что им не удалось;

  • IT-стендапы, где спикеры шутят на тему работы;

  • хакатоны, цель которых — сообща разработать новый продукт или решение;

  • квизы и викторины.

Первая встреча комьюнити амбассадоров Практикума, день настолок и экскурсия в Яндекс Музей
Первая встреча комьюнити амбассадоров Практикума, день настолок и экскурсия в Яндекс Музей

Туда же можно отнести встречи в баре и другие неформальные встречи, не связанные с решением задач и достижением целей.

Интроверты в комьюнити

Взаимосвязи — основа комьюнити. Но IT-сообщества подразумевают, что в них могут входить интроверты и стеснительные люди. Например, есть хакатоны, участники которых не собираются в команды, а решают задачу индивидуально. Можно даже работать под ником, и никто не узнает твоё настоящее имя.

«Я всегда стесняюсь, и если можно ни с кем не разговаривать, то я и не буду. С незнакомыми на работе общаюсь, только если уже прямо “надо”!

Но со страхами и стопами можно работать. Например, мне достаточно немного помолчать и понаблюдать, как выстраивается общение в группе. Дальше уже понимаешь, как и ты можешь общаться. Или можно выделить самых близких по взглядам людей и сначала реагировать на их комментарии, а потом разговор со всей группой завяжется уже сам собой».

Анастасия Бульчук, амбассадор Яндекс Практикума

Одна из задач менеджера в искусственных комьюнити — преодолеть интровертность участников и создать возможность комфортной коммуникации для каждого.

Если я вижу, что кто-то перегибает палку и слишком активен, я должна его немножко «гасить». А интровертов можно расшевелить игрой или другой активностью, которая будет для них комфортна.

А ещё стереотип об интровертности айтишников всё-таки преувеличен. Я вижу, что все специалисты рано или поздно устают от своего одиночества и сами выходят в комьюнити. А если начинают искать ответ по работе, то тем более — ведь пару раз обратиться к другим обычно эффективнее, чем перелопатить 100 статей самостоятельно. Может, интроверты будут преобладать в категории людей, которые обычно молчат, но всё равно внесут посильный вклад и заберут свою ценность.

Как джуниорам попасть в комьюнити — и как мы работаем с ними в Практикуме

С одной стороны, комьюнити — это не про джуниоров. Ценность новичков для комьюнити не очевидна, да и им самим это часто не интересно. Обычно джуниор работает «на зачётку», сидит за компьютером и стремится зарекомендовать себя пока ещё внутри своей команды, а не сообщества.

Я видела, как джуниоры объединяются по признаку своего «джуниорства» и ставят себя в противовес мидлам и синьорам, но такие группы вряд ли можно назвать серьёзными комьюнити.

Мы в Практикуме создаём комьюнити для начинающих IT-специалистов, чтобы студенты и выпускники чувствовали поддержку, могли обмениваться опытом и перенимать его у старших коллег.

Поддержка в комьюнити студентов Практикума
Поддержка в комьюнити студентов Практикума

Кроме чувства плеча, комьюнити в Практикуме — это тоже образование. Мы уже дали студентам базу, но ведь хорошего специалиста от плохого отличает то, что он не останавливается и постоянно оттачивает своё мастерство. 

Хотим поделиться частью комьюнити-контента — добавляйте чат-бота «Пора учиться в Яндекс Практикуме» в Telegram, чтобы подписаться на статьи от экспертов, записаться на консультацию к амбассадорам Практикума или получить скидку, если захотите приобрести курс.

А ещё мы помогаем налаживать мосты с выпускниками предыдущих потоков. Это опытные специалисты, которые делятся опытом, а кто-то даже предлагает джуниорам работу.

«Я уже почти четыре года сотрудничаю с Практикумом: был наставником у бэкендеров, проджектов и тимлидов, приложил руку к курсу бэкендеров. Помогать людям измениться — это круто.

У нас классные выпускники, и я начал приглашать их на работу, когда появилась такая возможность. Это оказалось хорошим решением. Сейчас у меня работают примерно 15 бывших студентов, с некоторыми мы вместе уже два года».

Андрей Пронин, CEO ProninTeam и наставник курсов «Управление командой разработки» и «Инструменты начинающего руководителя» в Практикуме

Мы хотим сказать: вы пришли к нам учиться, вы нам доверились, и мы не бросим вас после обучения. Мы понимаем, как вам сложно и что есть люди, которые скажут, что таких, как вы, много, и ничего хорошего вас в IT не ждёт. Мы говорим, что нет — если ты хочешь быть крутым специалистом, зарабатывать и развиваться, то вперёд! А мы поможем.

Комментарии (1)


  1. rsashka
    19.08.2024 06:45

    Искусственные комьюнити

    Это как сравнить мадовку (или мудовку) с ИТ конференцией или корпоративом. И там и там люди встречаются, обсуждают разные вопросы, обмениваются мнениями, бухают. Странно ровнять стихийные сообщества, добровольно организовавшиеся вокруг идей или продуктов и созданные искусственно из под палки за счет внешнего финансирования или под принуждением. Хотя они и имеют один общий признак "сообщество людей", но это вовсе не означает, что у них общие идеи и увлечения.