Меня зовут Михаил Судаков, я журналист и программист со стажем (работал в журнале Game.EXE, а сейчас я главный редактор «КГ‑Портала» и «Идеального пикселя»). А ещё я коллекционирую ретро‑игры, ретро‑технику и старые книги про компьютеры. В моей квартире практически нет стенок, свободных от всего этого добра, — одна только коллекция компьютерных игр на аудиокассетах насчитывает около 5000 наименований.
Три года назад я присоединился к команде Яндекс Музея. Работа у нас безумно увлекательная и даже полезная: мы спасаем старые компьютеры и приставки от забвения (а иногда и буквально от мусорного ведра), даём всем посетителям повзаимодействовать с редкой техникой 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, проводим бесплатные экскурсии по истории компьютеров и приставок, реставрируем плохо выглядящие и ремонтируем сломавшиеся экземпляры… Одним словом, налаживаем прямую связь между старой техникой и современным миром.
И сегодня я хочу рассказать вам о YRGB — международном конкурсе по разработке ретро‑игр, который Яндекс проводит с 2019 года.
Участникам необходимо разработать самостоятельную игру, свободную от авторских прав, для платформ ZX Spectrum 48K/128K и загрузить её на страницу конкурса до 27 июля 2025 года. Так что если вы когда‑нибудь делали игры или хотите попробовать, но опасаетесь масштаба современных платформ, этот пост для вас.
Краткий экскурс: ZX Spectrum
Жизнь отечественных геймеров в конце 80-х — начале 90-х годов была очень непростой. Из советских электронных развлечений были разве что клоны Pong вроде «Видеоспорта», карманные электронные игры типа «Ну, погоди!» (тоже клоны, но уже серии Game & Watch от Nintendo), несколько десятков советских компьютеров с довольно ограниченным набором софта да несколько сотен (!) клонов британского компьютера ZX Spectrum.
Про него и на Хабре, и во всём интернете написано бесконечное количество статей, поэтому не будем вдаваться в подробности. Просто напомним, что этот компьютер вышел в Великобритании в 1982 году, за всю историю существования продался тиражом в 5–6 миллионов копий (это только официальные модели), а в 1985 году очутился в ОКБ Львовского политехнического института для снятия осциллограмм. Это, а также наличие полученной из ГДР оригинальной схемы и фотокопий страниц журнала из ФРГ с дизассемблированным ПЗУ, позволило буквально в течение месяца разработать собственную схему с аналогичными параметрами.
Машина могла похвастаться процессором Z80 на частоте 3,5 МГц, картинкой с 15 цветами и разрешением 256 × 192, а также 48 килобайтами ОЗУ. На изображение накладывалось несколько серьёзных ограничений — например, в одном знакоместе 8 × 8 пикселей теоретически нельзя выводить больше двух цветов (практически это ограничение обходится с помощью технологии мультиколора, но это уже совсем другая история).
Назвать ZX Spectrum передовым компьютером было, конечно, сложно, но простая архитектура и относительная дешевизна сделали своё дело как у него на родине, так и на территории бывшего СССР. Под ZX Spectrum выпущено несколько десятков тысяч программ, и каждый год выходит ещё порядка 200–300 новых — преимущественно игр.
Чего ждать от YRGB 2024
ZX Spectrum знают и любят миллионы жителей как России, так и других стран, где он был популярен (например, Испании, Португалии и Бразилии). Именно поэтому вот уже которой год Яндекс Музей проводит YRGB — конкурс, посвящённый разработке игр для этого компьютера.
Кстати, в прошлый раз, когда прошёл YRGB v3, мы даже попробовали расширить список компьютеров, добавив в него несколько других легендарных моделей типа Commodore 64 или Amstrad CPC. Но большая часть заявок пришла всё равно для «Спектрума», поэтому в этом году мы решили вернуться к истокам.
Цель YRGB 2024 — выявить лучших разработчиков для ZX Spectrum и вдохновить их на написание очередной порции игр, которые в 80-е и 90-е считались бы AAA‑блокбастерами. Победителями и призёрами предыдущих конкурсов становились именно такие релизы, так что схема вполне рабочая.
Кстати, изучить игры‑победители и даже сыграть в них можно по этим ссылкам: YRGB 2019, YRGB 2020 и YRGB v3.
Призовой фонд по сравнению с прошлым годом подрос до 215 000 рублей, бо́льшая часть которых будет распределена решением авторитетного жюри. 20 000 рублей уйдёт обладателю приза зрительских симпатий, который выбирается голосованием на официальном сайте.
Жюри выставит играм оценки по 10-балльной шкале в трёх категориях: «Геймплей», «Графика» и «Музыка». В прошлые годы эти оценки складывались — так определялась тройка лидеров, которая и получала все призовые деньги. Но в этот раз мы решили дать шанс играм, которые, например, отстают по графике или по звуку, но могут похвастаться шикарной играбельностью. Поэтому тройка лидеров теперь есть в каждой категории, а призовые деньги распределятся так:
Правила YRGB 2024 предельно простые: надо сделать игру для любой фирменной модели ZX Spectrum (48К, 128K, +2 или +3), не нарушающую ничьи авторские права и не являющуюся прямым ремейком или демейком какой‑то другой игры. А потом — подать заявку и загрузить файл в формате TAP, TZX, TRD или SCL.
Специально для этого конкурса мы сделали крутой сайт в стилистике пиксель‑арта. В оформлении используются только классические 15 цветов ZX Spectrum — кроме, разумеется, фотографий жюри и иконок соцсетей. Там же можно подробнее изучить условия конкурса и ознакомиться с членами нашего международного жюри, которые живут в России, Казахстане, Великобритании, Испании и Португалии.
7 августа 2025 года все присланные на конкурс игры будут опубликованы на сайте, где их можно будет скачать или поиграть в онлайн‑эмуляторе, а потом — поставить свою оценку по 10-балльной шкале.
Полезные ссылки для участников
Если у вас уже появилось желание сделать игру для ZX Spectrum, но нет соответствующих умений, то не переживайте — это не очень сложно. Те, кто умеет программировать, могут написать её на ассемблере, Бейсике, Си или нескольких других языках, которые существуют для этого компьютера. Если серьёзное программирование на всём вышеописанном не для вас, то не беда — для «Спектрума» выпущено несколько готовых движков и средств разработки, которые позволяют сделать динамичную игру без погружения в тот же ассемблер.
Далее — полезные ссылки для тех, кто хочет поближе познакомиться с ZX Spectrum или начать делать для него игры.
Эмуляторы:
Spectaculator (Windows, iOS);
UnrealSpeccy (Windows);
Fuse (macOS, Windows, Linux);
Unreal Speccy Portable (Android).
Архивы игр и прочего софта:
Virtual TR-DOS — дисковые версии, много русских или локализованных игр;
ZX-Art — база с графикой, музыкой и софтом;
Spectrum Computing — самая актуальная база спектрумовского софта;
World of Spectrum — самая старая и заслуженная база софта.
Книги:
Справочник по системе команд Z80 (стр. 86);
How to Write ZX Spectrum Games (от автора Arcade Game Designer).
Статьи:
Как написать свою игру на движке Churrera (перевод на русский);
Движки и средства разработки:
Arcade Game Designer (AGD) c редактором карт, спрайтов и скриптами (работает на ZX Spectrum);
AGDX — улучшенная версия конструктора AGD (работает на ZX Spectrum);
AGDmini — версия этого же движка с миниатюрными спрайтами 8 × 8 пикселей;
Multi-Platform Arcade Game Designer — этот же движок, но предназначенный для работы под Windows;
z88dk — компилятор C с возможностью написания под ZX Spectrum (в составе есть splib, на которой работают движки от Mojon Twins);
La Churrera — движок от испанской команды Mojon Twins.
Мультиколорные движки:
У этих движков есть интерфейсы для ассемблера, Си через z88dk или Borel ZX Basic.
Графические редакторы:
Редакторы графики: ZX Paintbrush, MultiPaint и multiArtist.
Редактор спрайтов SevenUp.
Музыкальные редакторы:
Vortex Tracker II для чипа AY,
Beepola для бипера.
Надеюсь, вас заинтересовал этот конкурс и вы задумаетесь о том, чтобы сделать хотя бы одну игру для ZX Spectrum (хотя количество заявок не ограничивается — делайте хоть десять). Ведь разработка игр для ретро‑компьютеров — это не только возможность достучаться до очень активной и благодарной аудитории, но и своего рода вызов своим умениям. В конце концов, это просто дико увлекательное занятие!
Комментарии (35)
Javian
02.09.2024 07:33Всё что можно уже придумали для ZX - остальные нагло тырят идеи уже 40 лет /s
Zara6502
02.09.2024 07:33+4ну вот вам три игры нового века - Nothing, Alter Ego, Night Knight, подскажите с каких игр они стырены?
Javian
02.09.2024 07:33Платформеры все плюс/минус одинаковы. Судя по названию эта игра пытается заинтересовать поклонников Shovel Knight.
Zara6502
02.09.2024 07:33+3Платформеры все плюс/минус одинаковы
или вы плюс/минус ничего в этом не понимаете )
Судя по названию эта игра пытается заинтересовать поклонников Shovel Knight
Вообще никакой связи
Javian
02.09.2024 07:33Посмотрел скриншоты Night Knight - сходство с Shovel Knight огромное т.к. ничего нового, а просто хороший классический 2D action-платформер.
Zara6502
02.09.2024 07:33на всякий случай привожу скрины и описания той и другой игры, мы точно говорим об одном и том же?
Night Knight
Описание игры:
Сэр Бернард проклят. Единственный способ для него немного поспать ночью - это совершить долгую прогулку, что совсем непросто, когда живешь в заколдованном замке! Помогите старому рыцарю снять проклятие и немного отдохнуть, прогулявшись по замку, избегая всех враждебных существ, населяющих стены Скаркипа. Night Knight - это одноэкранный платформер с сильным ощущением классической аркады. Соревнуйтесь на время, чтобы перешагнуть все плитки в комнате, забрать ключ и выйти через дверь на следующий этап.
Shovel Knight
Shovel Knight является двухмерным платформером, стилизованным под игры платформы Nintendo Entertainment System, в котором игрок управляет одноимённым героем, Лопатным Рыцарем, собирает разбросанные по уровням сокровища, а также сражается с боссами, которые являются членами Ордена без пощады. Основным оружием главного героя является лопата, с помощью которой он способен бить врагов, откапывать сокровища, а также прыгать на головы врагов, подобно героям игр DuckTales и Zelda II: The Adventure of Link[2]. У торговцев, расположенных на уровнях, а также у торговца в городе, главный герой может купить дополнительные предметы, среди которых посох, стреляющий огненными шарами, перчатки, пробивающие различные блоки, а также медальон, позволяющий на несколько секунд отключать получаемый урон. Используя данные предметы, игрок расходует магическую энергию, которую можно пополнить, найдя разбросанные по уровням зелья.
Javian
02.09.2024 07:33Геймплей состоит из череды подобных экранов. В конце битва с босом уровня.
Shovel Knight
Zara6502
02.09.2024 07:33+1и где вы увидели совпадения? или у вас всё что 2D видом сбоку это одинаковое?
Javian
02.09.2024 07:33Игра ограничена 2D и особых вариантов добавить новых игровых механик нет. Уже все давно придумано.
Посмотрел описание Alter Ego
В игре игрок управляет персонажем, у которого есть призрачный двойник — альтер-эго, с которым можно обмениваться своим местоположением. В каком бы направлении ни двигался персонаж, его двойник будет двигаться в противоположном.
Используя это умение, необходимо собрать все предметы на уровне, избегая врагов. Однако использовать возможность перемещения можно лишь ограниченное количество раз.
Я что-то подобное играл на телефоне Siemens C55. Двигал "кубики" на экране.
Zara6502
02.09.2024 07:33+1Игра ограничена 2D и особых вариантов добавить новых игровых механик нет
2D - это не игровая механика, это вариант положения "камеры".
Уже все давно придумано
А можно какую-то ссылку на общий список давно придуманных механик?
Я что-то подобное играл на телефоне Siemens C55. Двигал "кубики" на экране.
Осталось понять как в Alter Ego двигать те самые кубики.
Zara6502
02.09.2024 07:33на всякий случай привожу скрины и описания той и другой игры, мы точно говорим об одном и том же?
Night Knight
Описание игры:
Сэр Бернард проклят. Единственный способ для него немного поспать ночью - это совершить долгую прогулку, что совсем непросто, когда живешь в заколдованном замке! Помогите старому рыцарю снять проклятие и немного отдохнуть, прогулявшись по замку, избегая всех враждебных существ, населяющих стены Скаркипа. Night Knight - это одноэкранный платформер с сильным ощущением классической аркады. Соревнуйтесь на время, чтобы перешагнуть все плитки в комнате, забрать ключ и выйти через дверь на следующий этап.
Shovel Knight
Shovel Knight является двухмерным платформером, стилизованным под игры платформы Nintendo Entertainment System, в котором игрок управляет одноимённым героем, Лопатным Рыцарем, собирает разбросанные по уровням сокровища, а также сражается с боссами, которые являются членами Ордена без пощады. Основным оружием главного героя является лопата, с помощью которой он способен бить врагов, откапывать сокровища, а также прыгать на головы врагов, подобно героям игр DuckTales и Zelda II: The Adventure of Link[2]. У торговцев, расположенных на уровнях, а также у торговца в городе, главный герой может купить дополнительные предметы, среди которых посох, стреляющий огненными шарами, перчатки, пробивающие различные блоки, а также медальон, позволяющий на несколько секунд отключать получаемый урон. Используя данные предметы, игрок расходует магическую энергию, которую можно пополнить, найдя разбросанные по уровням зелья.
shiru8bit
02.09.2024 07:33Как человек, таки прошедший одну из этих игр и посмотревший вторую в действии, могу сказать, что нет совершенно ничего общего между Shovel Knight и Night Knight, кроме слова Knight в названии. Дизайн, механики, графика, платформа - всё абсолютно разное. Более того, Shovel Knight - это три игры (три истории с разными песонажами), и хотя они выполнены в одном сеттинге, они тоже очень сильно разные по игровым механикам.
shiru8bit
02.09.2024 07:33Ну всё же справедливости ради. Nothing расширенный порт одноимённого проекта для PC, а Night Knight очень похож на игру того же Дениса Грачёва (автор Alter Ego) — Super Painter. Денис уже много лет вдохновляется современным инди, я точно не знаю, откуда он подсматривал те или иные идеи и дизайны, но определённо были некоторые источники.
Zara6502
02.09.2024 07:33Портирование это не "стырены" же )
У меня претензия к автору изначального комментария что ничего на ZX нового мы не увидим.
а Night Knight очень похож на игру того же Дениса Грачёва (автор Alter Ego) — Super Painter
Обе игры вышли в 2019 году, по супер паинтеру дату релиза не увидел, а Хуан Мартинез релизнулся 14 мая 2019 года. Думаю без признаний авторов не найти концов кто к кому подсматривал )
В любом случае моя идея не в том что упереться рогом в конкретный релиз, а скорее о том, что новые идеи есть.
Zara6502
02.09.2024 07:33Еще механика - "закрасить и победить" есть в ATARI игра Bristles. Но такое утрирование механик мне кажется все игры сделает одинаковыми, типа "принести и победить", "подвинуть и победить", "убить врагов и победить".
shiru8bit
02.09.2024 07:33Super Painter вышел в феврале 2015. Механика закраски конечно есть много где, но именно Super Painter очень похож всем, а не только механикой: дизайн уровней, появление выхода после закраски, и так далее. Скорее всего у этих двух игр есть какой-то общий идейный предок, возможно среди инди тех лет.
axe_chita
02.09.2024 07:33+2Правила YRGB 2024 предельно простые: надо сделать игру для любой фирменной модели ZX Spectrum (48К, 128K, +2 или +3),
Т.е. все клоны Спектрума из xUSSR в пролете?
Кстати, в прошлый раз, когда прошёл YRGB v3, мы даже попробовали расширить список компьютеров, добавив в него несколько других легендарных моделей типа Commodore 64 или Amstrad CPC. Но большая часть заявок пришла всё равно для «Спектрума», поэтому в этом году мы решили вернуться к истокам.
А я читал, что якобы "множество" команд разработчиков на ZX Spectrum отказались от участия в прошлогоднем YRGB v3, из-за наличия в конкурсе других платформ имеющих более сильные графические возможности, и Спектрум на их будет выглядеть очень бледно.
"Игр для других платформ на YRGB v3 было прислано всё равно маловато, да и сравнивать графику «Спектрума» с какой-нибудь MSX 2 — та ещё задачка."
Может тогда, раз уж вернулись к истокам, и конкурс стоит переименовать? Назвать его YZXRGB 2024?
P.S. Без обид, но нас, любителей "странного древнего барахла" становится меньше с каждым годом и это к сожалению объективный процесс. Люди болеют, теряют интерес к хобби, меняются жизненные приоритеты, а иногда они просто умирают. Обидно осознавая всё это, видеть как строят забор огораживая место "для своих", устанавливая фейс контроль на входе.
Плюсы я поставил.ash_lm
02.09.2024 07:33Т.е. все клоны Спектрума из xUSSR в пролете?
Почему в пролёте? Как правило игры написанные для оригинальных машин вполне себе работают и на клонах. Я так понимаю, это оговорка обусловлена особенностями клонов, которые проявляли себя, например, в мультиколоре. Т.е. эффекты написанные для оригинальных машин не работали на ряде клонов, в частности на популярных Pentagon'ах и наоборот. Возможно ещё что-то связано с загрузками. Т.к. программа адаптированная для популярной на западе +3DOS не была совместима с популярной в СССР/СНГ TR-DOS. И вот что-бы не было подобных проблем и берут, как правило, оригинальные машины.
axe_chita
02.09.2024 07:33+2Почему в пролёте?
Потому что в правилах прямо прописаны "надо сделать игру для любой фирменной модели ZX Spectrum", а все клоны Спектрума из XUSSR не фирменные по определению. Если бы в правилах было написано так "игра должна исполнятся на любой фирменной модели ZX Spectrum (48К, 128K, +2 или +3) без модификаций и не использовать особенностей клонов", то вопросы бы отпали сами собой.
Как правило игры написанные для оригинальных машин вполне себе работают и на клонах.
Скажу более, часть игр написанных на Спектрум была перенесена на MSX в лоб, используя lazy conversion, без изменений с добавлением процедуры копирования спектрумовского экрана в ОЗУ, в видеопамять MSX. Конечно это всё тормозило, но хоть как то работало.
Я так понимаю, это оговорка обусловлена особенностями клонов,
Совершенно точно. Отечественные клоны спектрума были созданы методом обратной разработки, и естественно имели отличия от оригинала по схемотехнике. И некоторыми исправлениями багов, которые в оригиналах стали фичами.
не работали на ряде клонов... И вот что-бы не было подобных проблем и берут, как правило, оригинальные машины.
Просто в правилах конкурса надо было корректно указать целевую платформу для исполнения игр представленных на конкурс. В текущем виде такая формулировка правил "для любой фирменной модели ZX Spectrum" скорее отпугнёт чем привлечем участников, ведь фирменные спектрумы в xUSSR были большой редкостью (не знаю как с этим сейчас).
mikhailsudakov Автор
02.09.2024 07:33Т.е. все клоны Спектрума из xUSSR в пролете?
Ниже уже ответили, но — нет, не в пролёте, потому что разницы между фирменным «Спектрумом» и условным «Пентагоном» не очень много. Тайминги разные, мультиколор без подгонки под модель нормально работать не будет, но разработчики типа Дениса Грачёва давно уже поддерживают всё сразу.
В пролёте только отечественные «Суперспектрумы» с новыми графическими режимами, 256+ Кб ОЗУ и так далее. Всё остальное — бога ради.
А я читал, что якобы "множество" команд разработчиков на ZX Spectrum отказались от участия в прошлогоднем YRGB v3, из-за наличия в конкурсе других платформ имеющих более сильные графические возможности, и Спектрум на их будет выглядеть очень бледно.
Не подскажете, где? Люди, которые это пишут, либо не в курсе, либо зачем-то врут, либо им самим кто-то наврал, а они транслируют. Не знаю ни одной команды, которая отказалась от участия по этой причине. Так-то практически все фавориты прошлых конкурсов — «Зося» и «Пьяная муха», например, — приняли участие и, сюрприз, победили.
Настоящую причину я указал в статье. Было бы бюджета в два раза больше — я был бы рад провести конкурс и номинациями «Спектрум» и «Суперспектрумы/Всё остальное». Потому что сравнивать игры для разных платформ иногда действительно сложно.
Может тогда, раз уж вернулись к истокам, и конкурс стоит переименовать? Назвать его YZXRGB 2024?
Так он сразу назывался YRGB, это и есть настоящее возвращение к истокам. Указывать платформу имеет смысл только в том случае, если конкурсов на постоянке проводится несколько. Если, условно говоря, будет конкурс и для «Спектрума», и для «Коммодора» — да, можно и нужно указывать. Сейчас — нет.
P.S. Без обид, но нас, любителей "странного древнего барахла" становится меньше с каждым годом и это к сожалению объективный процесс. Люди болеют, теряют интерес к хобби, меняются жизненные приоритеты, а иногда они просто умирают. Обидно осознавая всё это, видеть как строят забор огораживая место "для своих", устанавливая фейс контроль на входе.
Да какой там фейс-контроль? Вот в прошлый раз мы сделали мультиплатформу, а толку? Четыре игры, из которых большая часть — что-то очень-очень простенькое, только у одной были хотя бы какие-то шансы побороться за призы. Как-то не видно было наплыва мультиплатформщиков, всё спектрумисты да спектрумисты!
Плюсы я поставил.
Спасибо!
shiru8bit
02.09.2024 07:33+1На всех сколько-то заметных зарубежных платформах мало смысла бороться за призы, когда можно практически гарантированно получить больше денег без борьбы, просто выпуском игры.
axe_chita
02.09.2024 07:33+2Ниже уже ответили, но — нет, не в пролёте,
Тут больше претензия к формулировке правил, повторюсь в текущем виде это скорее отпугнет возможных новых участников конкурса
Не подскажете, где?
На профильном форуме zx-pk.ru в разделе новостей.
Так-то практически все фавориты прошлых конкурсов — «Зося» и «Пьяная муха», например, — приняли участие и, сюрприз, победили.
Так я, к примеру, и не сомневался в их возможном успехе, сильные спектрумовские команды.
Настоящую причину я указал в статье. Было бы бюджета в два раза больше — я был бы рад провести конкурс и номинациями «Спектрум» и «Суперспектрумы/Всё остальное».
Эта настоящая причина "малый бюджет" главный противник всех начинаний. :(
Потому что сравнивать игры для разных платформ иногда действительно сложно.
Так надо сравнивать в первую очередь геймплей и насколько интересно и удобно играть.
Так он сразу назывался YRGB, это и есть настоящее возвращение к истокам. Указывать платформу имеет смысл только в том случае, если конкурсов на постоянке проводится несколько. Если, условно говоря, будет конкурс и для «Спектрума», и для «Коммодора» — да, можно и нужно указывать. Сейчас — нет.
Вот только он был изначально чисто спектрумовским мероприятием, остальные ретроплатформы сразу были вне игры. Условно говоря, название конкурса "Yandex Retro Games Battle" формально не ограничивало формат возможных платформ.
Да какой там фейс-контроль? Вот в прошлый раз мы сделали мультиплатформу, а толку?
Первый раз допустили мультиплатформу за все время проведения конкурса который был Spectrum only
Четыре игры, из которых большая часть — что-то очень-очень простенькое, только у одной были хотя бы какие-то шансы побороться за призы.
Лиха беда начало
Как-то не видно было наплыва мультиплатформщиков, всё спектрумисты да спектрумисты!
Так сложно ожидать наплыва мультиплатформы на конкурс который долгое время был чисто для спектрумистов
Спасибо!
Спасибо за GAME.EXE
magiavr
02.09.2024 07:33+1Спека известна в основном среди 40+. Те кто ещё и шарит в программировании намного меньше. Плюс у многих уже дети, а то и внуки и им не до хобби, которое вряд ли принесёт денег.
nespressopixie
02.09.2024 07:33а как же со внуками спаять домашний комп а потом развести их напрограммировать питоном игрульку в ассемблер
magiavr
02.09.2024 07:33Найти бы ещё таких внуков, которым это было бы интересно. Современные дети выросли в эпоху мобильного Интернета, full HD качества, смартфонов. Для них это как для нас телеграф: прикольно, но телефон лучше.
Javian
02.09.2024 07:33Имхо им может быть интересно создание приложений для Android т.к. можно результат показать одноклассникам.
nespressopixie
02.09.2024 07:33на эмуляторе спека с апскейл да 3d - прикиньте как я клашинг обошёл и это вам не в пайте писюнов
tormozedison
02.09.2024 07:33+1Планируется ли какой-нибудь конкурс по Arduboy? Там демосцена вроде как есть, но её исчезающе мало. Даже на Chaos Constructions по этой платформе конкурса нет.
Zara6502
интересно, жаль что только спеки.
vitecd
а есть чо под 6502?
Zara6502
вы спрашиваете в целом или лично у меня?
если в целом - то я не представляю сообщество 6502, а отсюда не знаю что там где-то есть.
если лично у меня, то я в процессе долгостроя и будет ли что-то к 25 году - я не знаю.
SnakeSolid
Есть компилятор C. С ним можно использовать разные редакторы графики и музыки в зависимости от платформы. Например, вот список утилит для NES.