Мы публикуем историю, присланную в наш бот обратной связи, где человек делится своим опытом работы в компании с регулярными переработками.

История

Недавно наткнулась на ваш профсоюз и хочу сказать, что вы большие молодцы и делаете очень классное дело!

Хочу поделиться своей историей по теме переработок и «честного слова» от менеджеров. Хочу напомнить наивным, что без документального подтверждения слов работодателя можно остаться ни с чем.

Уже 2 года работаю в компании, где кранчи — это привычный формат работы. Большинство «метеоритов» в компании прилетают из-за обещаний топ-менеджмента, что этот функционал будет уже завтра. Поэтому без нормальной формулировки того, что надо сделать, в работников летят плохо проработанные задачи, где руководство само толком не знает, что ему нужно. 

Раньше за переработки давали премию. В трудовом договоре премии не прописаны. Большинство сотрудников были мотивированы работать подольше, чтобы завершить проект в срок и получить приятный денежный бонус к концу проекта.

В компанию стабильно приходили новые люди, и каждый интересовался у коллег о регулярности переработок в компании и как с ними принято поступать. Те, кто застал оплату переработок премиями, уверяли, что премии действительно выплачиваются в конце проекта. И на этом вопросы заканчивались, а люди добровольно соглашались на переработки. 

Наша команда попала в такую ситуацию. Проект начинался с размытой фразы формата «нужно сделать, чтобы было %название фичи%», а в итоге объём работ разросся на месяцы постоянных переработок по выходным. Мотивация работников на нашем проекте проходила под лозунгом: «Вот сейчас поднажмем, а там и премия». Но после нескольких месяцев напряжённой работы и постоянного увеличения объёма того, что надо сделать, перспектива когда-нибудь получить премию уже не радовала.

Для коллег из аутстаффа практиковалось честное оформление переработок по ТК РФ. Некоторые ребята в команде оценили такую практику и предпочли тоже официально оформлять переработки. Менеджеры понимали, что, чем больше официальных переработок будет оформлено, тем меньше денег пойдёт на премии, и транслировали идею «умеренности» в оформлении таких дел.

В результате команда разделилась на 3 лагеря: 

  • кто за каждую переработку получал официальную оплату по ТК;

  • кто оформлял 30-50% времени как переработки и ждал хоть небольшой премии;

  • кто сам застал выплату премий по результатам работы либо верил «на слово». 

Проект закончился, и мы пришли к менеджерам с вопросом о премии. Они молчали несколько недель, а потом сказали, что премии нам не видать. «Компания взяла новый курс в мотивации сотрудников. Все вы усердно поработали на своё будущее повышение зарплаты и должности», — примерно такой ответ мы услышали на свои закономерные ожидания. С тех пор, когда работникам обещали «в этот раз 100% премия будет», умалчивали, что она будет в конце года. А люди работали по вечерам и на выходных. 

Выводы

Не нужно работать ради «блага компании». Не нужно работать ради «премии, которую обычно всегда выплачивают». Или в любой другой ситуации, когда за ваше время не платят. 

В ситуации с нашей героиней всё получилось предельно просто. Кто оформлял официальные переработки, получили оплату за них даже больше, чем они могли бы получить премией. А кто верил в «честное слово, премия будет после проекта», стали очередными свидетелями того, что политика компании может поменяться, и они останутся ни с чем.

Комментарии (5)


  1. andi123
    06.09.2024 07:55
    +1

    "Обещать - не жениться".

    Можно и на словах договариваться. Только тогда строго следить за исполнением обещаний. Пообещал и не выполнил - расстаемся. Ну а если можно под обещание поднимать проиозводительность, а потом "кому я должен я всем прощаю", это же золотая жила я для компании!


    1. Mike-M
      06.09.2024 07:55
      +1

      Пообещал и не выполнил - расстаемся.

      И остался с носом. Это напоминает бесплатные тестовые задания с последующим пустым обещанием "мы вам перезвоним". Не вариант.

      Джентльменам верят на слово. Но джентльмену надо сначала убедиться, что он имеет дело с себе подобным. Проще говоря, доверие надо заслужить.

      А пока этого нет, договариваться надо на берегу.


      1. andi123
        06.09.2024 07:55
        +3

        Разверните ваше "договариваться надо на берегу."

        И что делать дальше, когда "договор" будет нарушен?


        1. Mike-M
          06.09.2024 07:55
          +1

          Ответ в двух последних предложениях статьи, одно из которых выделено жирным шрифтом.

          Если договор нарушен —> трудовая инспекция/суд. По-моему, это очевидно.


  1. NikolayRussia
    06.09.2024 07:55

    На каждую задачу должно быть согласованное с разработчиком техническое задание (ТЗ). В случае даже небольших изменений этого ТЗ обязательно разработчик всегда получает дополнительное оплачиваемое время на переработку этого ТЗ, его согласование и в результате переработки ТЗ снова получает дополнительное оплачиваемое время на доработки проекта, так как общее время на сам проект неизбежно увеличивается. Увеличивается, ибо любые изменения уже после начала реализации проекта вызывают: 1. Демонтаж части прежней работы. 2. Погружение в новую с учетом сохранения надежной архитектуры. 3. Выполнение новой работы на месте того, что было демонтировано. Если всего этого не происходит, то в следующий раз автоматически понимается руководством как норма и при желании переработать ТЗ начинается легкое/умеренное/сильное сопротивление. Как результат - вырывается яма и себе, и коллегам.

    Спасибо, IT-профсоюз. Этими статьями вы напоминаете о том, что нужно каждый день и час помнить про максимально четкую регламентацию всех рабочих процессов и пресекать ущемление трудовых прав на самом корню.